Как вы понимаете выражение без вины виноватый итоговое сочинение по литературе

Наверное, каждый в своей жизни мог оказаться в подобной ситуации — быть «без вины виноватым». И примеров на этот случай можно привести множество.

Например, человека оболгали, обвинили его в том, чего он не совершал. Бывает иногда очень обидно узнать о себе такие детали, которые к действительности не имеют никакого отношения. Вот и получается на деле — «без вины виноватый».

Но гораздо страшнее, когда безвинный человек осужден и ему приходится за действия, которые он не совершал, отбывать наказание в местах лишения свободы.

Вспомним пьесу А. Островского «Без вины виноватые», от которой скорее всего и пошло это выражение. Героиню Кручинину обвиняют в том, что она оставила сына, бросила его на произвол судьбы. А на самом деле ей сказали, что ее мальчик умер. Она оказалась без вины виноватой перед сыном, которого отдали на воспитание чужим людям.


­Пример сочинения 1

В любом современном государстве есть установленные правила порядка, которые называются законом, за нарушение которого последует неизбежное наказание. Но как же понять выражение «Без вины виноваты»? Это может означать многое. Например, человека несправедливо осудили, и он вынужден отбывать свое наказание, хотя ни в чем не виноват. К сожалению, в нашем государстве такие вещи происходят чаще, чем мы думаем. Иногда виной этому служит халатность властей, а порой все решает погоня за властью.

Бывает так, что преступника поймали и осудили вполне справедливо и он вынужден понести наказание, но общество осуждает не только его, но и всю его родню. Люди, как правило, сторонятся семьи осужденного, испытывают к ним презрение и ненависть, но, казалось бы, почему, ведь они же ни в чем не виноваты. У многих складывается мнение, что если в твоей семье вдруг обнаруживается преступник, то виноваты именно родные, ведь они так воспитали, подтолкнули к совершению злодеяния. Получается, что невинные люди вынуждены терпеть издевательство со стороны окружающего общества, не имея никакой вины перед ним.

С другой стороны, бывают такие ситуации, где само общество толкает человека на совершение преступления.

Здесь можно вспомнить произведение А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня – Катерина, изо всех сил пытается изменить свою жизнь. Несмотря на то, что женщина всю жизнь воспитывалась на патриархальных устоях, она мечтала обрести свободу и познать силу любви. Попав в семью Кабанихи, Катерина поняла, насколько тяжело ей будет здесь жить, что она никому не нужна. Ее муж Тихон представляет собой слабого, порабощенного властью своей матери человека. Он слышит, как Кабаниха обзывает сноху, издевается над ней, но не может сказать ни слова против. Катерина испытывает к нему лишь жалость, но никак не любовь. И вот судьба дарит девушке, то, что она так давно искала – любовь. Она встречает Бориса Григорьевича и, прекрасно осознавая свою вину, идет с ним на свидание.

Молодые люди проводят незабываемы две недели, которые, для Катерины сменяются страшными муками совести. Девушка осознает свою нравственную гибель. Она не столько боится презрения окружающих, сколько собственных душевных терзаний. Поскольку Катерина всю жизнь стремилась только к душевной и нравственной чистоте, она не может простить самой себе такого «грязного» поступка. Она теряет душевное равновесие и не может обрести покой. Единственным правильным выходом из сложившейся ситуации, девушка видит смерть. Катерина, не выдержав собственных мук совести бросается в Волгу.

Эта трагичная пьеса дает нам понять, что, по сути, девушка ни в чем не виновата. Она оказалась заложницей ситуации, из которой никак не могла выбраться. Она жила в мире, где свекровь ее ненавидела и всячески оскорбляла, муж тоже не проявлял должной заботы и поэтому она влюбилась в другого. Катерина никогда бы не смогла жить в таком обществе, и ее искренняя любовь к Борису отвлекала от того страшного и темного мира, в котором она существовала. Здесь точно можно сказать, что героиня оказалась без вины виноватой, что привело ее к трагической участи.

В заключении можно сказать, что данное выражение применимо ко многим людям, несправедливо осужденным самой жизнью.


Пример сочинения 2

Применимо ли к Катерине изречение “без вины виноватая”? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

Главной героиней пьесы А. Н. Островского “Гроза” (1859) является Катерина Кабанова – молодая женщина купеческого сословия, тщетно пытающаяся изменить свою жизнь и стать счастливой.

“Гроза” – одно из самых новаторских произведений Островского. Проблематика этой пьесы связана с ранними произведениями драматурга, но здесь дан совершенно новый взгляд на столь близкое Островскому патриархальное купечество. В “Грозе” писатель резко критикует “неподвижность” и косность “темного царства”.

В этой драме создан образ настоящей героини, вышедшей из купеческой среды. Все критики признают, что Катерина Кабанова – художественное открытие драматурга. Если в пьесах первой половины 1850-х гг.
Островский показал, как патриархальную купеческую семью подрывало вторжение европейской “моды”, “цивилизации”, то в “Грозе” протест Катерины отражает новую тенденцию, возникшую в самом купеческом быту, внутри патриархального общества.

Внешне Катерина Кабанова “такая же, как все”, она ничем не отличается от своего окружения. Героиня выросла и воспитывалась в купеческой семье, с детства ей прививались патриархальные идеалы и законы. Мечтой Катерины было удачное замужество, большая семья – любящий муж и здоровые дети. Кроме того, по традициям патриархального общества, эта героиня воспитывалась в большой “боязни к Богу”, была очень религиозна: “Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…”

Однако внутренне Катерина резко отличается от окружающих ее калиновцев. Эта героиня подсознательно стремится к нравственной чистоте и красоте, к душевному и духовному полету. Неслучайно с ней прочно связана тема свободы, легкого парения: “Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”.
Попав в семью Кабанихи, Катерина сразу почувствовала всю “тягость” жизни здесь – “все как будто из-под неволи”. Героиня интуитивно понимает, что в окружающих ее людях нет главного – внутреннего света, искренней доброты и любви. Для “темного царства”, для Кабанихи, которая заправляет здесь, основной задачей является соблюдение “видимости”, внешнего порядка.

В этом им видится сохранение святого – обычаев предков, традиций. Неважно, что внутренне человек не поддерживает их, главное – чтобы все видели, как ты знаешь и соблюдаешь законы патриархального Калинова. В этом, по мнению Кабанихи, и есть главная добродетель.
Катерина не может понять и принять такого порядка вещей. Для нее главное – то, как на самом деле общаются между собой люди, что они чувствуют, о чем думают. Именно поэтому она не хочет “выть”, провожая своего Тихона в поездку, а хочет попрощаться с ним так, как велит ей сердце. Но Кабаниха тут же пресекает это выражение чувств:

“Что на шею-то виснешь, бесстыдница!
Не с любовником прощаешься! Он тебе муж – глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!”

В “темном царстве” никто не верит в нравственную чистоту, искренние чувства, стремление к свободе. Наверное, так происходит потому, что сами калиновцы лишены всего этого, их душу давно искалечили законы патриархального мира.
Катерина понимает, что не может так жить. Всем сердцем, помимо своей воли, она стремится к другой жизни, к тому ощущению полета, без которого она не может существовать. И эта жизнь, по воле судьбы, для нее сфокусировалась в другом мужчине.
Возможно, если бы героиня любила своего мужа, то ее судьба сложилась бы по-иному. Но “размазня” Тихон, полностью порабощенный своей властной матерью, не может стать для Катерины той “отдушиной”, которая ей необходима. Внутренне Тихон согласен жить по “законам” своей жены – делать и чувствовать то, что хочется, а не то, что велят. Но он не в состоянии сопротивляться Кабанихе.

Именно поэтому Тихон молча смотрит на то, как “маменька”, сама того не понимая, обижает и унижает “норовистую” сноху. И именно поэтому Катерина не любит своего мужа, а лишь “жалеет”.
А любовь вызывает в ней Борис Григорьевич – человек, на первый взгляд, “некалиновского разлива”. Племянник Дикого, он долгое время жил в большом городе, учился в университете. Даже одет Борис не по-калиновски, говорит и ведет себя по-другому.

Возможно, поэтому он стал для Катерины воплощением другой жизни, того мира, в который она бессознательно стремилась.
Именно поэтому, несмотря на все внутренние запреты, на осознание своей греховности (“Зачем ты моей погибели хочешь?”), Катерина идет к Борису на свидание: “И хочу себя переломить, да не могу никак”. Она понимает, что идет на гибель, но “чаша терпения” переполнилась (“Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”), и назад дороги нет: “Погуляем. А там… (задумывается) как запрут на замок, вот смерть!”
Две недели счастья сменяются для героини страшными муками совести, осознанием своей нравственной гибели. Героиня не столько боится наказания или осуждения от людей, сколько мучается от собственных внутренних обвинений. Она – великая грешница, нарушившая все заветы Господа.

Всегда стремящаяся к душевной чистоте, героиня не может простить себе “грязного” поступка. Она не представляет, как будет жить дальше, потеряв внутреннее спокойствие, душевное равновесие.
Ее нравственный кризис усиливается после прилюдного признания: “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка!

Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!” Теперь внутреннее наказание усиливается внешним: “Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!”

Получается, что Катерине ничего не остается, как собственноручно прекратить эти муки. Что она и делает, бросившись в Волгу.
Таким образом, судьба Катерины Кабановой трагична. С социальной точки зрения, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть.

Победа “темного царства” в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. “Пленница” калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной “каменной стеной”: на ней уже образовались “трещины”, однако она по-прежнему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.

Философский аспект трагедии Катерины – ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы “темного царства”, либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии – неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету.

На мой взгляд, про Катерину Кабанову с полным правом можно сказать, что она “без вины виновата”. “Виновата”, потому что изменила мужу; согрешила перед Богом и людьми; нарушила собственные нравственные запреты. А “без вины”, потому что ее вынудил на это весь уклад калиновской жизни, преступный по отношению к каждому человеку со свободной душой и стремлением к счастливой жизни, к полету души и парению духа.


Аргументов из русской литературы

Васильева — «Не стреляйте в белых лебедей»

Без вины виноватый… Как часто мы слышим это выражение от знакомых, считающих, что их несправедливо обидели. Но на самом деле ситуаций, где человек действительно оказался незаслуженно наказан, к счастью, не так уж и много. «Без вины виноватым» предстает перед нами Егор Полушкин, «бедоносец», который неожиданно для себя оказался на своём месте — должности лесничего. Он не просил об этом, не заискивал перед начальством, но уволенный со скандалом Фёдор Ипатыч, ранее выполнявший предложенную Полушкину работу,

Она не представляет, как будет жить дальше, потеряв внутреннее спокойствие, душевное равновесие.
Ее нравственный кризис усиливается после прилюдного признания: “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка!

Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!” Теперь внутреннее наказание усиливается внешним: “Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!”

Получается, что Катерине ничего не остается, как собственноручно прекратить эти муки. Что она и делает, бросившись в Волгу.
Таким образом, судьба Катерины Кабановой трагична. С социальной точки зрения, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть.

Победа “темного царства” в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. “Пленница” калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной “каменной стеной”: на ней уже образовались “трещины”, однако она по-прежнему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.

Философский аспект трагедии Катерины – ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы “темного царства”, либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии – неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету.

На мой взгляд, про Катерину Кабанову с полным правом можно сказать, что она “без вины виновата”. “Виновата”, потому что изменила мужу; согрешила перед Богом и людьми; нарушила собственные нравственные запреты. А “без вины”, потому что ее вынудил на это весь уклад калиновской жизни, преступный по отношению к каждому человеку со свободной душой и стремлением к счастливой жизни, к полету души и парению духа.


Аргументов из русской литературы

Васильева — «Не стреляйте в белых лебедей»

Без вины виноватый… Как часто мы слышим это выражение от знакомых, считающих, что их несправедливо обидели. Но на самом деле ситуаций, где человек действительно оказался незаслуженно наказан, к счастью, не так уж и много. «Без вины виноватым» предстает перед нами Егор Полушкин, «бедоносец», который неожиданно для себя оказался на своём месте — должности лесничего. Он не просил об этом, не заискивал перед начальством, но уволенный со скандалом Фёдор Ипатыч, ранее выполнявший предложенную Полушкину работу, всё равно затаил злобу на чистого душой свояка и именно поэтому вместе с приятелями напал на него темной дождливой ночью и избил до полусмерти. В этой ситуации Полушкин оказался «без вины виноватым», поскольку понес ответственность за чужую зависть.

Ф.М.Достоевский — «Преступление и наказание»

Такой же оказалась и Лизавета из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Покладистая и безотказная женщина денно и нощно работала на старшую сестру. Та поминутно бьет её и держит в чёрном теле. Не правда ли, эта героиня совершенно не вписывается в теорию Раскольникова об обычных и необычных людях? Однако именно Лизавета, причем еще и беременная, погибла от удара топора Родиона Романовича, став жертвой его нереализованных амбиций. И в этом случае женщина и её нерожденный ребёнок оказались «без вины виноватыми» и понесли наказание только за то, что находились не в том месте и не в то время.


А.Н. Островский — «Гроза»

Можно вспомнить произведение А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня – Катерина, изо всех сил пытается изменить свою жизнь. Несмотря на то, что женщина всю жизнь воспитывалась на патриархальных устоях, она мечтала обрести свободу и познать силу любви. Попав в семью Кабанихи, Катерина поняла, насколько тяжело ей будет здесь жить, что она никому не нужна. Ее муж Тихон представляет собой слабого, порабощенного властью своей матери человека. Он слышит, как Кабаниха обзывает сноху, издевается над ней, но не может сказать ни слова против. Катерина испытывает к нему лишь жалость, но никак не любовь. И вот судьба дарит девушке, то, что она так давно искала – любовь. Она встречает Бориса Григорьевича и, прекрасно осознавая свою вину, идет с ним на свидание. Молодые люди проводят незабываемы две недели, которые, для Катерины сменяются страшными муками совести. Девушка осознает свою нравственную гибель. Она не столько боится презрения окружающих, сколько собственных душевных терзаний. Поскольку Катерина всю жизнь стремилась только к душевной и нравственной чистоте, она не может простить самой себе такого «грязного» поступка. Она теряет душевное равновесие и не может обрести покой. Единственным правильным выходом из сложившейся ситуации, девушка видит смерть. Катерина, не выдержав собственных мук совести бросается в Волгу.

Эта трагичная пьеса дает нам понять, что, по сути, девушка ни в чем не виновата. Она оказалась заложницей ситуации, из которой никак не могла выбраться. Она жила в мире, где свекровь ее ненавидела и всячески оскорбляла, муж тоже не проявлял должной заботы и поэтому она влюбилась в другого. Катерина никогда бы не смогла жить в таком обществе, и ее искренняя любовь к Борису отвлекала от того страшного и темного мира, в котором она существовала. Здесь точно можно сказать, что героиня оказалась без вины виноватой, что привело ее к трагической участи.

М.Горький — «Старуха Изергиль»

Проблему человека «без вины виноватого» поднимает Максим Горький в своём произведении «Старуха Изергиль». Главного героя Данко люди обвинили в том, что он завёл их в лес и утомил, они обещали убить его, хотя он просто пытался им помочь. Чтобы доказать людям, что ради них он готов на всё, он вырвал из своей груди сердце и осветил им путь. Ему пришлось пожертвовать собственной жизнью, что убедить людей в том, что он не виновен. Люди сделали его «без вины виноватым» лишь для того, чтобы обвинить кого-то в своих неудачах.

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Чувство вины позволяет человеку найти и признать ошибку, чтобы больше никогда ее не повторять. Например, Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму, а у его семьи и так были большие проблемы с финансами. По пути домой герой мучился от укора совести и был подавлен сложившейся ситуацией. Ему было стыдно просить эти деньги у отца и обделять других членов семьи. Николай даже думал о том, не наложить ли ему на себя руки, чтобы долг отдавать не пришлось? Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг. А если бы у него не было чувства вины, то он бы продолжил увлекаться азартными играми и не извлек полезного опыта из своей неудачи.

К.Г. Паустовский, «Телеграмма»

Настоящее раскаяние почувствовала Настя, когда с опозданием открыла телеграмму от матери. Девушка уехала в большой город делать карьеру и редко навещала старушку. Катерина Петровна с пониманием относилась к желаниям своей дочери и старалась не мешать ей своими жалобами и просьбами. А Настя была сильно занята и не могла даже поговорить с матерью по телефону лишний раз. Ей казалось, что нужно просто узнать, есть ли у старушки все необходимое, и на этом разговор можно заканчивать. Поэтому когда Катерина Петровна умирала, и сосед отправил ее дочери телеграмму, Настя не обратила внимания на это сообщение, ведь ничего срочного там быть не могло. Но было. Девушка не успеха даже на похороны матери и не попрощалась с ней. Из села она уезжала так, будто своровала кусок хлеба на базаре. Ей было очень стыдно. Она сильно раскаивалась в своем равнодушии и жалела о том, что единственный родной человек ушел из жизни, так и не дождавшись ее.

«Без вины виноватый»… Это можно сказать о личности, которая оказалась в сложном положении, терпит осуждение от общества. Такие люди, несправедливо осужденные жизнью, часто встречаются в отечественных и зарубежных литературных произведениях.

Например, Катерина из пьесы «Гроза» Александра Островского как раз и оказывается «без вины виноватой». Девушка вышла замуж за Тихона, переехала в его дом, но так и смога стать счастливой супругой и матерью. За каждым передвижением и жестом героини следит Кабаниха, чей образ жизни продиктован совершенно устаревшим Домостроем. Катерина была терпелива, проявляла кротость, но все ждала любви, что и стало причиной ее измены супругу. С Борисом девушка смогла почувствовать себя счастливой, ощутить радость и узнать, что значит быть любимой. Однако его любовь растворяется в тот момент, как общество узнает о случившемся.

Борис сбегает, оставляя главную героиню наедине с обвинениями и жестокостью общества. Теперь она вынуждена бороться, просить прощения и жить в мучениях. К сожалению, социум не был благосклонен, поэтому Катерина решилась на суицид. Она сбросилась со скалы, пока остальные вздохнули с чувством выполненного долга. Катерина всегда была кроткой и отзывчивой. Она жила в страданиях, но сохраняла спокойствие и не показывала боли, но общество все же уничтожило ее, сделав «без вины виноватой».

Несправедливо общество осудило и Чацкого из произведения «Горе от ума». Грибоедов знакомит читателя с молодым человеком, который недавно вернулся в России после учебы. Он предлагает изменить привычный уклад, подарить свободу людям, начать представителям высшего света работать, а не жить в мнимом престиже. Однако идеи Чацкого не находят признания, сталкиваются с негативно настроенными консерваторами в лице Фамусова и его окружения. Молодого человека считают сумасшедшим, не принимают в обществе. Даже первая любовь отворачивается от него. Чацкий остается наедине с собственными идеями, оказывается «лишним» в этом мире праздности и лености дворянской.

Таким образом, «без вины виноватый» — человек, который был несправедливо осужден. Это актуально в ситуациях, кода люди не разбираются в правде, а обвиняют жертву или незащищенное лицо, нуждающееся в помощи. «Без вины виноватые личности» — яркая тряпка для тех, у кого отсутствует рациональное мышление.

Без вины виноватый — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько аргументов из русской литературы по направлению — Без вины виноватый. Используйте этот материал для написания сочинений на урок литературы и подготовки к ЕГЭ.

Васильева — «Не стреляйте в белых лебедей»

Без вины виноватый… Как часто мы слышим это выражение от знакомых, считающих, что их несправедливо обидели. Но на самом деле ситуаций, где человек действительно оказался незаслуженно наказан, к счастью, не так уж и много. «Без вины виноватым» предстает перед нами Егор Полушкин, «бедоносец», который неожиданно для себя оказался на своём месте — должности лесничего. Он не просил об этом, не заискивал перед начальством, но уволенный со скандалом Фёдор Ипатыч, ранее выполнявший предложенную Полушкину работу, всё равно затаил злобу на чистого душой свояка и именно поэтому вместе с приятелями напал на него темной дождливой ночью и избил до полусмерти. В этой ситуации Полушкин оказался «без вины виноватым», поскольку понес ответственность за чужую зависть.

Ф.М.Достоевский — «Преступление и наказание»

Такой же оказалась и Лизавета из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Покладистая и безотказная женщина денно и нощно работала на старшую сестру. Та поминутно бьет её и держит в чёрном теле. Не правда ли, эта героиня совершенно не вписывается в теорию Раскольникова об обычных и необычных людях? Однако именно Лизавета, причем еще и беременная, погибла от удара топора Родиона Романовича, став жертвой его нереализованных амбиций. И в этом случае женщина и её нерожденный ребёнок оказались «без вины виноватыми» и понесли наказание только за то, что находились не в том месте и не в то время.

А.Н. Островский — «Гроза»

Можно вспомнить произведение А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня – Катерина, изо всех сил пытается изменить свою жизнь. Несмотря на то, что женщина всю жизнь воспитывалась на патриархальных устоях, она мечтала обрести свободу и познать силу любви. Попав в семью Кабанихи, Катерина поняла, насколько тяжело ей будет здесь жить, что она никому не нужна. Ее муж Тихон представляет собой слабого, порабощенного властью своей матери человека. Он слышит, как Кабаниха обзывает сноху, издевается над ней, но не может сказать ни слова против. Катерина испытывает к нему лишь жалость, но никак не любовь. И вот судьба дарит девушке, то, что она так давно искала – любовь. Она встречает Бориса Григорьевича и, прекрасно осознавая свою вину, идет с ним на свидание. Молодые люди проводят незабываемы две недели, которые, для Катерины сменяются страшными муками совести. Девушка осознает свою нравственную гибель. Она не столько боится презрения окружающих, сколько собственных душевных терзаний. Поскольку Катерина всю жизнь стремилась только к душевной и нравственной чистоте, она не может простить самой себе такого «грязного» поступка. Она теряет душевное равновесие и не может обрести покой. Единственным правильным выходом из сложившейся ситуации, девушка видит смерть. Катерина, не выдержав собственных мук совести бросается в Волгу.

Эта трагичная пьеса дает нам понять, что, по сути, девушка ни в чем не виновата. Она оказалась заложницей ситуации, из которой никак не могла выбраться. Она жила в мире, где свекровь ее ненавидела и всячески оскорбляла, муж тоже не проявлял должной заботы и поэтому она влюбилась в другого. Катерина никогда бы не смогла жить в таком обществе, и ее искренняя любовь к Борису отвлекала от того страшного и темного мира, в котором она существовала. Здесь точно можно сказать, что героиня оказалась без вины виноватой, что привело ее к трагической участи.

М.Горький — «Старуха Изергиль»

Проблему человека «без вины виноватого» поднимает Максим Горький в своём произведении «Старуха Изергиль». Главного героя Данко люди обвинили в том, что он завёл их в лес и утомил, они обещали убить его, хотя он просто пытался им помочь. Чтобы доказать людям, что ради них он готов на всё, он вырвал из своей груди сердце и осветил им путь. Ему пришлось пожертвовать собственной жизнью, что убедить людей в том, что он не виновен. Люди сделали его «без вины виноватым» лишь для того, чтобы обвинить кого-то в своих неудачах.

Дж.К.Роулинг — «Гарри Поттер»

В качестве второго примера хочу привести всемирно известное произведение Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Преподавателя зельеваренья и одного из пожирателей смерти Северуса Снейпа обвиняют в попытках убить Гарри Поттера и в содействии Волан-де-Морту, но на самом деле он пытается помочь Гарри и спасти его, так как он до сих пор любит его мать Лили. Он даже жертвует своей жизнью, чтобы спасти Гарри Поттера. Снейпа сделали «без вины виноватым» только потому, что не смогли разобраться в действительном положении дел.

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Чувство вины позволяет человеку найти и признать ошибку, чтобы больше никогда ее не повторять. Например, Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму, а у его семьи и так были большие проблемы с финансами. По пути домой герой мучился от укора совести и был подавлен сложившейся ситуацией. Ему было стыдно просить эти деньги у отца и обделять других членов семьи. Николай даже думал о том, не наложить ли ему на себя руки, чтобы долг отдавать не пришлось? Однако он пересилил себя и все-таки признался графу в проигрыше. Эти страдания очистили душу юноши и научили его быть более ответственным. Николай твердо запомнил этот урок и постарался тратить меньше денег, чтобы когда-нибудь отдать отцу долг. А если бы у него не было чувства вины, то он бы продолжил увлекаться азартными играми и не извлек полезного опыта из своей неудачи.

К.Г. Паустовский, «Телеграмма»

Настоящее раскаяние почувствовала Настя, когда с опозданием открыла телеграмму от матери. Девушка уехала в большой город делать карьеру и редко навещала старушку. Катерина Петровна с пониманием относилась к желаниям своей дочери и старалась не мешать ей своими жалобами и просьбами. А Настя была сильно занята и не могла даже поговорить с матерью по телефону лишний раз. Ей казалось, что нужно просто узнать, есть ли у старушки все необходимое, и на этом разговор можно заканчивать. Поэтому когда Катерина Петровна умирала, и сосед отправил ее дочери телеграмму, Настя не обратила внимания на это сообщение, ведь ничего срочного там быть не могло. Но было. Девушка не успеха даже на похороны матери и не попрощалась с ней. Из села она уезжала так, будто своровала кусок хлеба на базаре. Ей было очень стыдно. Она сильно раскаивалась в своем равнодушии и жалела о том, что единственный родной человек ушел из жизни, так и не дождавшись ее.

Все сочинения

Обновлено: 09.01.2023

Все примеры имеют статус «ЗАЧТЕНО» и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта — что можно улучшить.

Сочинение №1

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Сочинение №4

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Габов Антон Алексеевич

Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Антон, Ваша работа приятная, глубокая и полностью соответствует итоговому сочинению. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! Не опускайте планку! С. Тарасов

Сочинение №5

(Автор сочинения – Тихонова Ольга Дмитриевна)

Равнодушие это безучастность и холодность к окружающим. Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением. Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнему. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Оля, у Вас получилось хорошее сочинение. Мысли чёткие и ясные, логика прослеживается. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №6

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Неволина Анастасия Анатольевна

К сожалению, человеческое равнодушие зачастую приводит к непоправимым последствиям. Если люди будут думать не только о себе, но и об окружающих, то в мире будет гораздо меньше смерти, ведь каждое преступление начинается с равнодушия преступника.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, молодец! Работа хорошая, вдумчивая и интересная. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе. Первый пример, конечно, я засчитал бы лишь условно, потому что Вы не показали, как же отразилось равнодушие отца на Саше, что изменилось в их отношении друг к другу. Следите внимательно за логикой повествования и старайтесь не допускать речевых повторов.
Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы умница!

Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №7

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Преступление и наказание

Зорина Анастасия Викторовна

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, умница! Работа глубокая, интересная и вдумчивая. Очень порадовало, что вы подобрали аргументы, которые впоследствии противопоставили, показав и равнодушие, ставшее преступлением, и отзывчивость. Примеры отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Небольшие замечания по пунктуационному и речевому оформлению Вы найдёте в самой работе, но в целом сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинения про вину

Люди могут отказываться от многого, не замечать собственных потребностей, когда ими движет чувство вины.

Что такое Вина – сочинение

Часто происходит так, что нам просто не с кем поделиться своими негативными чувствами. Возникает страх обидеть близких, сделать что-то не так. Для того, чтобы чувство вины сформировалось, необходимы определенные причины. Именно они оказывают самое непосредственное влияние на наши внутренние эмоции, подчас скрытые от всех окружающих.

Основание, которое очень часто способствует появлению некоторого сожаления в душе. Это тот случай, когда говорят, что на сердце остается лежать тяжелый камень. Некоторые люди живут с подобными ощущениями всю жизнь и не находят возможности для того, чтобы от них избавиться.

В том случае, если мы не успеваем вовремя позаботиться о своих близких родственниках при жизни, по прошествии определенного времени начинает мучить чувство вины по поводу того, что для них не успели сделать.

Чувство вины — это тягостное ощущение, которое испытывает человек, причинивший обиду, ущерб, эмоциональный дискомфорт своими действиями или бездействием другому.

Прокрастинация, при которой человек систематически уходит от выполнения каких-либо обязательств, тоже вызывает муки совести, но уже перед самим собой.

Угрызения совести — нормальная реакция зрелой личности на совершенный проступок, однако во всем важна мера.

Сочинение на тему Вина

Вина – очень неприятное чувство, состояние, которое давит, создает напряжение, поглощает, заставляет прятаться, чувствовать себя ничтожеством

Между тем вина – это важное чувство для каждого человека. Здоровое (конструктивное, собственное) чувство вины говорит нам о том, что мы сделали что-то не так, или поступили не правильно.

Другой вопрос, что мы так часто сильно боимся, что нас с нашими извинениями не примут/отвергнут, не поймут (что имеет место быть тоже), что предпочитаем не признаваться.

Сколько не разбирала подобных ситуаций на консультациях – еще ни разу не видела, что такая стратегия спасла отношения от развала. Наоборот, все тайное рано или поздно становится явным. Отношения всегда все равно рушатся.

Что я понимаю под словом Вина

Вина – сочетание страха, аутоагрессии (наказания человеком самого себя) и защиты от этой внутренней агрессии.

Откуда берется чувство вины и почему оно появляется у человека в конкретной ситуации — два разных вопроса. Вина – чувство не врожденное, а социально сформированное.

Чувство вины формируется родителями или ближайшим окружением ребенка в детстве – иногда осознанно, или сами того не замечая. Нередко дети формируют себе чувство вины сами, откупаясь от претензий взрослых.

Чувство вины — эффективный способ управления человеком извне. В руках порядочных и заботливых людей формирование чувства вины — это эффективный инструмент воспитания. К сожалению, в других руках формирование чувства вины может оказаться инструментом манипуляций преимущественно негативного плана.

Развитая личность может корректировать свое поведение разумным образом, не прибегая к переживаниям чувства вины.

В конечном результате хочется сказать, что чаще всего вина происходит из-за легкомыслия. Чтобы избежать в частности вины, сначала подумайте, прежде чем что-то сделать.

Эссе, что такое чувство вины?

(по тексту А.Н. Рыбакова)

Чувство вины – это внутреннее состояние человека, основанное на страданиях и угрызениях совести, когда человек осознает, что совершил неправильный поступок. Чувство вины тесно связано с такими понятиями, как совесть, стыд и раскаяние.

Человеку становится стыдно, он признает то, что поступил неправильно, и старается загладить свою вину. Когда человек чувствует свою вину, он встает на путь очищения, ведь признать свои ошибки может не каждый.

Если у человека появляется чувство вины, значит, в нем происходит борьба добра и зла. Тот, кто почувствовал вину, в следующий раз будет думать о том, как ему поступить в подобной ситуации.

Проблема чувства вины поднимается в тексте А.Н. Рыбакова. Она раскрывается через ситуацию из жизни мальчика Миши. Лежа на кровати забинтованным, Миша просил свою маму отпустить его на улицу.

После того как мама ответила ему запретом, Миша подумал о том, чтобы убежать из дома. Подумав об этом, герой начал представлять то, что будет чувствовать его мама, когда увидит, что он ушел.

Размышляя над этим, Миша начал думать о том, какой его мама является на самом деле: доброй, заботливой, трудолюбивой и решительной. Только сейчас Миша понимает, что мама бросила все, чтобы приехать заботиться о нем, что на протяжении всей жизни мама делала все, чтобы он ни в чем не нуждался.

Миша, осознавая, что мама искренне любит его и старается делать для него все возможное и невозможное, постепенно начинает чувствовать вину за те мысли, которые его посещали ранее. В тексте отмечается:

С каждым разом рожденное чувство вины за то, что раньше он не обращал внимание на то, что мама делает для него, стало возрастать. Миша понял, насколько сильно его любит мама и насколько сильно он любит ее. Пытаясь сгладить свою вину за прежние поступки, мальчик выражает всю силу своей любви к маме.

Когда Витька делает это, он чувствует вину. Осознание несправедливости происходит для мальчика очень тяжело. Он не может простить себе то, что повел себя по отношению к бабушке несправедливо.

В.П. Астафьев показывает, что Витька раскаивается в произошедшем и чувствует угрызения совести и огромную вину. То, что у героя возникает чувство вины, говорит о том, что Витька – не злой человек, он просто оступился, но больше таких ошибок он совершать не будет.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чувство вины связано с осознанием человеком того, что он совершил безнравственный поступок. Возникновение чувства вины только очищает человека, потому что не каждый человек может признать свои ошибки и принести извинения.

Сочинение-рассуждение про Вину

Я думаю, что вина — это чувство, которое испытывал каждый полноценный человек. В течении жизни все мы испытывали угрызения совести, причиной которой был поступок, повлекший за собой отрицательные последствия, после которого приходит чувство сожаления и раскаяния. Попробуем доказать справедливость своего суждения.

Во-первых, обратимся к тексту русского писателя Константина Георгиевича Паустовского “Телеграмма”. В тексте рассказывается о Екатерине Петровне и её дочери Насти. Именно в этом произведении Паустовский смог ярко выразить чувство вины со стороны главной героини Насти.

Для того чтобы подтвердить мои догадки, я могу привести в пример одного из предложений, взятого из этого текста:

Кроме Екатерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

Таким образом, мы знаем, что Настя сожалеет о своём необдуманном поступке. От понимания того, что уже ничего не изменить приходит известное нам чувство вины.

Во-вторых, чтобы рассеять ваши сомнения, приведу еще один пример из прочитанной мною книги Шарлоты Бронте “Джейн Эйр”. После случившегося пожара в поместье Рочестера, Джейн посещало неистовое чувство вины, которое мало вероятно сможет её покинуть, но даже если и сможет то через достаточно долго — мучительный срок.

Именно в этом произведении автор смог показать нам чувство вины, сожаления и раскаяния, которые к моему большому сожалению так и не рассеялись у главной героини этого романа. Из всего вышеперечисленного возникает один большой вопрос, на который можно достаточно долго вести дискуссию.

Почему же у людей так часто не рассеивается чувство вины, а за частую остается до конца их дней? И что же необходимо сделать, чтобы все же от него избавиться и нужно ли это вообще совершать?

Чтобы понять, как избавится от этого чувства, для начала необходимо найти причину его возникновения и разобраться в себе и в своих переживаниях. И только тогда, когда человек поймет и осознает свою невиновность в чем-либо он сможет избавиться от этого странного порою чувства.

Опять же сделать это очень тяжело, потому что если появилась вина, значит человек осознал и понял, что действительно он виноват в той или иной ситуации.

Я считаю, что порой именно чувство вины делает человека человеком. Так как, где есть вина, там есть раскаяние, а где раскаяние, там и совесть.

А наличие совести у человека уже многом говорит. Размышляя, о прочитанных мною рассказах я поняла, что чувство вины, может нести в большой степени положительный характер, ведь именно через чувство вины, совершенно любой человек имеет возможность осознать свою ошибку.

Таким образом, вина – это ответственность за поступок перед собой. Именно стыд и вина формируют совесть человека.

На главную страницу

— Главная — Сочинение итоговое

Данная цитата Достоевского поднимает значительную проблему, которая является актуальной на сегодняшний день. Проблема заключается в неосознании своих ошибок и вины, из-за чего преступность продолжает плодиться. Наш мир опасен тем, что преступники, которые прощают себя и при этом не осознают ошибки в содеянном, продолжают совершать преступления, и очень часто такие нелюди остаются безнаказанными, что является огромной катастрофой для человечества и всего мира. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Вам удалось в сочинении раскрыть тему на материале произведений русской литературы. Вместе с тем следует обратить внимание на стилистические ошибки, повторы, отдельные грамматические нарушения.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ на основе пересказа, поверхностный.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Логические нарушения не мешают пониманию смысла сказанного.

. значительную проблему, которая является актуальной на сегодняшний день .

К 4 (речь) + 1 балл

Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.

Проблема заключается в неосознании своих ошибок и вины, из-за чего преступность продолжает плодиться .

Проблема заключается в неосознании своих ошибок и вины, из-за чего преступность продолжает плодиться. Наш мир опасен тем, что преступники, которые прощают себя и при этом не осознают ошибки в содеянном, продолжают совершать преступления, и очень часто такие нелюди остаются безнаказанными, что является огромной катастрофой для человечества и всего мира.

Он искал оправдание себе, даже выдумал теорию о необыкновенных людях, которые имеют право переступить закон во имя лучшего. Если бы не Соня Мармеладова, которая настояла ему признаться в совершенном убийстве, то можно предположить, что Раскольников в будущем, опираясь на свою теорию , мог бы опять совершить преступление.

Исходя из этого, мы понимаем, что из-за его мышлений о том, что совершать преступления для своего блага — это верное решение, в будущем он повторял огромное количество подобных поступков, однако безнаказанным он не остался, он получил кару за свои грехи – вечное одиночество и бессмертие, ведь за все, что берет человек, он платит собой.

Каждый человек должен все обдумывать перед каким-то поступком и осознавать свою ошибку, какой бы она не была, а не скрывать ее или еще хуже – оправдывать, ведь тогда и совесть твоя будет чиста и наказание проще .

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 5

Каждый человек должен все обдумывать перед каким-то поступком и осознавать свою ошибку, какой бы она не была, а не скрывать ее или еще хуже – оправдывать, ведь тогда и совесть твоя будет чиста и наказание проще.

Он оправдал убийство тем, что было оно ради блага человеческого.

Если бы не Соня Мармеладова, которая настояла ему признаться в совершенном убийстве, то можно предположить, что Раскольников в будущем, опираясь на свою теорию, мог бы опять совершить преступление.

Общий вывод по работе

Можно ли заставить человека раскаяться? тема №305 пример готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с аргументами из литературы и литературными произведениями.

Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему можно ли заставить человека раскаяться?

Каждому человеку свойственно ошибаться, практически никто не застрахован от этого. Большинство людей совершают поступки, которыми не могут гордиться, но как известно деяния бывают разными. Кто-то сделал глупость, которую можно простить и забыть, а вот некоторые способны на настоящее зло. Раскаяние, к сожалению, доступно и легко дается не каждому человеку. Осознать свою ошибку в полной мере и понести за нее заслуженное наказание сможет далеко не каждый.

Человеку, совершившему преступление, очень тяжело признать свою вину, ведь он знает, что за это придется нести наказание и далеко не каждый способен раскаяться и добровольно сдаться. Люди, страдающие муками совести, иногда способны признаться в своем поступке, но им требуется помощь со стороны близких и родственников.

Как известно, человек – существо социальное, и выжить в полном одиночестве, зачастую не способно. Одним из самых тяжелых наказаний является изгнание из общества и лишение всех привилегий.

Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что преступление преступлению рознь. В каком-то плохом поступке можно легко сознаться и получить прощение, в другом же – скрываться и мучиться до последнего. К большинству людей раскаяние приходит рано или поздно, но существуют и такие личности, которые просто не способны признать свою вину.

Пример итогового сочинения №2 ЕГЭ 2022

Раскаяние — это добровольный нравственный выбор человека. Его нельзя выбить или выторговать. Если вынудить личность к признанию вины, она все равно не примет это всерьез и не осознает ошибку. Поэтому заставить людей раскаяться невозможно. Подтверждение этому мы находим в литературе.

Таким образом, человек может признать свою вину только тогда, когда сам, без постороннего вмешательства и давления, осознает ошибочность своих действий и мыслей. Это следствие его волевого усилия и внутренней работы. Никто и ничто не в силах заставить личность по-другому видеть мир и свое место в нем.

Аргументы для сочинения:

Читайте также:

      

  • Сувениры из беларуси сочинение
  •   

  • Сочинение о тех кого нет рядом
  •   

  • Сочинение на тему бегство цветов
  •   

  • Плотина гувера сообщение кратко
  •   

  • Сочинение на тему как правда превратилась в неправду

Сочинения по направлению
Преступление и Наказание — вечная тема

Сочинения по направлению Преступление и Наказание — вечная тема

Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению

Сочинение на тему:
Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главный философский вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание» — границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке.

В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мар-меладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.

В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.

В романе Раскольников и Соня -г- это противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.

Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, — продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям.

А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой совершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свид-ригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мар-меладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него — высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.

Сочинение на тему: В чём различие между ошибкой и преступлением?

Каждый из нас время от времени ошибается. Сложно представить жизнь без ошибок, ведь невозможно знать практически все. Опыт приходит с годами, вместе с ним за плечами оказывается немало очевидных промахов.

Последствия совершенных поступков могут дать знать о себе через многие годы. И хотя человек пытается предугадать исход определенного события, он не в силах прогнозировать встречающиеся на пути случайности. В итоге кажущееся тщательно продуманным и взвешенным действие может обернуться существенным просчетом.

Со временем мы учимся заранее учитывать возможные случайности. Ошибки учат человека – как собственные, так и чужие, но того, кто упорно топчется по граблям сложно назвать мудрым и рассудительным. В этом случае человек либо не способен критически мыслить и анализировать ситуацию, либо упрям и просто не желает поступаться взглядами, даже понимая ошибочность суждений. Умный оценивает ситуацию с разных точек зрения, поэтому ему проще принять иную точку зрения и признать неправоту. А вот ограниченного невозможно переубедить, он срастается с личным видением настолько, что отбрасывает даже железные факты и аргументы.

Бытовые ошибки влияют на судьбы окружающих, а профессиональные способны обернуться трагедией. Если врач поставит неверный диагноз и будет настаивать на определенном методе лечения, его настойчивость может привести к летальному исходу. Ошибка полицейского может обернуться тюрьмой для невиновного, а просчет водителя – серьезным ДТП.

У каждого из нас есть право на ошибки, но их нельзя повторять. Любое поражение требует тщательного анализа и взвешенного решения. Не стоит отстаивать собственную правоту везде и во всем – по меньшей мере, это глупо. Умение признавать ошибки присуще лишь сильным личностям, не боящимся здоровой критики.

Некоторые люди даже при осознании неправоты продолжают настаивать на своем. Им просто не хватает храбрости, они не готовы чувствовать вину и меняться. Упрямство – неплохое качество, но не всегда уместное. Греческий философ Аристотель еще в древности заметил, что «каждому человеку свойственно ошибаться, но никому кроме глупца, не свойственно отстаивать ошибочное мнение».

Сочинение на тему: Всегда ли можно оправдать преступление

Сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Война и мир».

Мы живем в мире, где каждый день происходит как что-то хорошее, так и нечто ужасное. Круговорот событий и обстоятельств заставляет людей идти на совершение не совсем правильных поступков, которые иногда перерастают в преступления. Но всегда ли можно оправдать злоумышленника?

Этот вопрос всегда волновал общество, так как от этого зависит его безопасность. Именно поэтому эта тема нашла отклик как в жизни, так и в литературе.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» яркое тому подтверждение. Раскольников – главный герой произведения, вокруг которого разворачивается действие романа. Родион Романович очень умный молодой человек, но его разум сыграл с ним злую шутку. Подавленный нищетой и одиночеством, герой в себе вынашивает теорию, которая противоречит всем канонам человеческой свободы.

Её суть заключается в том, что Раскольников всех людей делит на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Родион предполагал, что пролитая кровь «по совести», которая осчастливит человечество, имеет место быть. Исходя из этого, он убил процентщицу Алену Ивановну и её сестру Лизавету. Что же заставило его сделать это? Для Родиона старуха-процентщица – изверг, который рушит человеческие судьбы, эгоистическое существо, не способное на сострадание. Единственный интерес в её жизни – деньги. Лизавета же является полной противоположностью своей сестры. Она добрая, отзывчивая, понимающая, искренняя девушка. Главный герой не желал ей зла, но дабы не подставить себя, убивает её. Раскольников всегда стремился помочь родным, хотел окончить университет, искренне переживал за малознакомых людей.

Он не понимал образ жизни Алены Ивановны и возненавидел её. Тут и зародилась идея об убийстве. Немаловажным фактором стала психология личности Родиона Романовича. Душевные муки, уверенность в своей исключительности, желание испытать себя – все это способствовало преступлению. Но может ли все это стать веской причиной для убийства? Нет. Человек не может вершить судьбы других, он не вправе распоряжаться жизнями людей.

В романе не один Раскольников совершил преступление. Сложные жизненные обстоятельства вынудили Соню Мармеладову продать себя. Её жизнь складывалась не лучшим образом : безответственный алкоголик отец, болеющая мачеха и два ребенка. Все это взвалилось на хрупкие плечи Сонечки. Чтобы хоть как-то прокормить семью, она вынуждена отправиться в публичный дом. Источник духовной стойкости Сони кроется в искренней вере в Бога. Именно она направляла Соню, помогала в трудную минуту. С точки зрения религии девушка совершила далеко не лучший поступок. Достойна ли она прощения? Безусловно! Эта кроткая и беззащитная девушка готова на все ради близких людей, даже переступить священные заповеди.

Жизнь – непредсказуемая вещь, которая часто заставляет людей совершать те или иные поступки. Главное во всей этой суматохи не потерять веру в справедливость. Преступления можно простить лишь в том случае, если оно совершено из благих побуждений и не наносит вред окружающим людям.

Сочинение на тему: Проблема ответственности человека за свои проступки

Каждый человек совершает ошибки, случайно или умышленно это происходит, но в любом случае, он должен будет за них отвечать.
Вспомним, роман М. БулгаковА «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи символизирует трусость и подлость, в последствии, наказанную. Побоявшись Иешуа, он приговорил его к смерти и думал, что таким образом избавится от страхов навсегда. Но власть еще не показывает величие человека.

Из-за содеянных поступков Прокуратор страдает и на Земле и в вечной жизни.
Зло всегда будет наказано. В подтверждение тому обратимся к басням И. А. Крылова. В каждой из них присутствует мораль, в которой заключается основная мысль всего произведения. В каждой басне отрицательный герой обязательно будет наказан за безнравственные поступки.

Необходимо наказывать злодеяния, а не поступать, так как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшие мед. Они «Отставку Мишке дали и приказали, чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведет».

Несомненно, бороться с воровством, обманом и другими злодеяниями трудно, если вокруг царит безнаказанность. По прочтении басен Крылова нам становится ясно, что каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки.
Существует множество пословиц и поговорок, посвященных теме ответственности человека за свои поступки. Например, Долг платежом красен; В чужом лазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; Не всякий в дело гож, кто лицом пригож; Взялся за уж, не говорю, что не дюж; Конь о четырех ногах, да спотыкается; Двумя ложками кашу не едят; Не с кого спрашивать, когда сам виноват; Как постелешь, так и выспишься. Смысл этих высказываний один: каждый из нас имеет право на ошибку, все мы ошибаемся и оступаемся, за свои ошибки мы должны платить, чтобы они нам послужили уроком.

Но если же человек намеренно совершает какое-либо злодеяние, то наказан он будет еще хуже и еще жестче.
В. Солоухин в одной из своих публицистических статей пишет о том, что красота живет в душе человека. Однако у строителей, увлекшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий насколько эстетично будут выглядеть сооружения сегодня и тем более завтра. Действительно, проблема ответственности за свои поступки актуальна во все времена и остро стоит в современном обществе.
Каждый из нас должен отвечать за свои поступки. Все, кто совершил что-то плохое будет наказан и наоборот — человек, совершивший доброе дело, обязательно будет поощрен судьбой. Ведь ничего е проходит бесследно, каждый наш поступок, каждое слово и действие, влияет на нашу судьбу, и только от нас зависит, как она сложится.

Сочинение на тему: Совместимы ли гений и злодейство

Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина?
Могут ли гении совершать злодейские поступки?
Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему совместимости гениальности и злодейства, автор опирается на собственные размышления, приводит яркие примеры. Рассказчик гулял со знакомым физиком, и они обсуждали трагедию Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Учёный подчеркнул, что злодейство каким-то образом связано с гением, следует за ним. Это говорит о том, что гениальный человек несёт ответственность за свои открытия, которые не должны приносить человечеству вред. Эйнштейн чувствовал свою ответственность за атомные бомбардировки, хотя не был прямым виновником этого страшного преступления. Горячий спор с физиком заставил рассказчика обратиться к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», где звучит высказывание о том, что гений и злодейство несовместимы. Размышляя о судьбе Сальери, автор отмечает в этом композиторе упорный труд, целеустремлённость, но в то же время подчёркивает, что, как только Сальери отравил Моцарта, он перестал быть гением. Из этого следует, что злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что гений не должен совершать безнравственные поступки, таким образом он отрезает себя от всего человечества и перестаёт быть гениальным.

Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.

В произведении К. Г. Паустовского «Старый повар» молодой Моцарт оказывается у постели умирающего графского повара и выполняет его просьбу – возвращает его во времена молодости, когда он познакомился со своей женой. Моцарт стал играть на клавесине, и слепой старик вообразил себе чудесную картину молодости. Моцарт гениален, потому что его музыка делает людей счастливыми и возвращает в прекрасные времена.

В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.

Примеры итоговых сочинений на тему
Преступление и Наказание — вечная тема

  • Как вы пользуетесь интернетом сочинение
  • Как вы оцениваете тот факт что в индекс запрещенных книг были внесены не только сочинения
  • Как вы оцениваете грешные поступки нарспи сочинение
  • Как вы относитесь к жизненной позиции где родился там и пригодился итоговое сочинение
  • Как вы объясните смысл пословицы сказка ложь а песня правда