Как вы понимаете выражение дорога длинной в жизнь сочинение

Главная ~ Сочинения ~ Как вы понимаете выражение дорога длиною в жизнь? Итоговое сочинение

Как вы понимаете выражение дорога длиною в жизнь? Итоговое сочинение


Итоговое сочинение про дорогу длиною в жизнь на примере из литературы: Щедрин «Премудрый пескарь»

Движение – это жизнь. Вот
и человек на протяжении всей жизни совершает такое движение, следуя по своей
дороге жизни. Почему жизнь сравнивают с дорогой? Потому что она неизменно
заставляет человека двигаться вперед – развиваться, учиться новому, познавать
окружающий мир и себя в нем. Без этих действий жизнь не то, чтобы невозможна,
но она теряет смысл и краски. В большинстве литературных произведений можно
отследить жизненный путь героев и понаблюдать за их дорогой жизни.

Так в сатирической сказке
Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» описывается жизнь
пескаря, который боялся движения и практически не двигался по дороге своей
жизни.

Главная причина, по
которой пескарь избрал такой путь – трусость. Он создает свой мир вокруг себя.
Пескарь убеждает сам себя в том, что внешний мир полон опасностей, он с самого
детства внушает себе эти мысли и живет в постоянном страхе. В итоге герой
сказки благодаря своим опасениям прожил до ста лет. Но какой была его дорога жизни?
Что он видел, кроме своей норы? Какие чувства и эмоции испытал в своей длинной
столетней жизни? Никаких других эмоций и чувств, кроме страха. В итоге и сам
пескарь понимает, что жизнь его была длинной, но пустой. Выбрать ли такую
дорогу в своей жизни?

Ответ на этот вопрос каждый читатель произведения
Салтыкова-Щедрина дает себе сам.
Благодаря этому
произведению можно задаться и еще одним вопросом. А что же взять с собой в
дорогу длинною в жизнь?

Премудрый пескарь решил
взять с собой осторожность и страх. А что можно выбрать еще?
Можно взять смелость и
отвагу, терпение и доброжелательность, честь и совесть, веру в свои силы и
мечту, уважение, любовь и дружбу. И все эти попутчики непременно помогут пройти
дорогу жизни не только достойно, но ярко, весело и счастливо.

Не стоит забывать, что
дорогу осилит идущий. Поэтому, чтобы не останавливало на пути, необходимо
продолжать движение. В жизни случаются неприятности, совершаются ошибки, но все
это — уроки пути, которые помогают человеку раскрывать свои новые возможности,
силы, а может и источники вдохновения. Следует понимать, что по дороге жизни
рядом с нами следуют и другие люди, поэтому их путь также следует уважать.

Таким образом, в самом
выражении – дорога длинною в жизнь, скрыт смысл о том, что наш жизненный путь
имеет и начало, и неизбежный конец. Все мы путники на дороге жизни. И как
пройти этот путь каждый решает для себя сам: жить как премудрый пескарь или все
же иначе?

Количество просмотров: 459
Опубликовано: 17.01.2022

Вернуться назад →

Готовые темы и сочинения к итоговому сочинению Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2021-2022 учебного годаДля 11-ти классников (выпускников 2022 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Ниже представлены 10 готовых сочинений по данному направлению.

Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить

1. Дороги, которые мы выбираем

У каждого человека собственный жизненный путь. Но важно понимать, что та дорога, по которой идет человек, не единственна и не предназначена судьбой, поскольку она зависит от тех или иных выборов человека. Чуть ли ни каждый день человек находится на распутье дороги, в какие-то дни выборы, сделанные человеком, незначительны, в другие дни – от выбора человека зависит очень многое. Происходит выбор профессии и хобби, выбор спутника жизни и места жительства, человек выбирает, идти ему по дороге чести или бесчестия, и многое другое. Невзирая на внешние обстоятельства, несмотря на мнения окружающих людей, включая родных и близких, человек делает выбор самостоятельно. То, какой следующий шаг на своем жизненном пути сделает человек, зависит только от него самого.
О самостоятельности выбора человеком своего жизненного пути говорится во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» показано, как главная героиня, имя которой в повествовании не названо, кардинально меняет свой образ жизни. В начале повествования продемонстрировано, что Она принадлежит к светскому образу, для которого характерен праздный образ жизни. Будучи богатой дочерью «человека знатного купеческого рода», главная героиня занимает высокое положение в обществе, как типичная представительница аристократического общества она посещает различные рестораны, получает от Него цветы и конфеты. И.А. Бунин показывает, что Она имеет все, о чем мечтали многие люди того времени: знатность, богатство, возможность не работать и вести праздный образ жизни. Однако главную героиню не устраивает та жизнь, которую она ведет, поскольку вместо удовольствия она приносит только дискомфорт. Понимая бессмысленность жизни светского общества, Она резко отказывается от прежнего пустого существования и находит счастье в религиозном служении. Главная героиня сначала уходит на послушание, а затем – на постриг. В рассказе показано, что Она самостоятельно принимает решение пойти совершенно по другой дорожке.
Выбор, от которого меняется все существование, делает и главный герой повести Н.В. Гоголя «Портрет». В начале повествования Чартков представлен как весьма талантливый художник, у которого, однако, не было средств к существованию. Когда перед Чартковым появилась возможность воспользоваться крупной денежной суммой, найденной в раме купленного портрета ростовщика, его жизнь поменялась кардинальным образом. Вместо того чтобы потратить появившиеся богатства на развитие таланта, Чартков наслаждается «участью богача-живописца», при этом он начал растрачивать свой талант, постепенно превращаясь в посредственного «модного живописца», который писал «модные картинки, портретики за деньги». В повести показано, что от того, что Чартков решил воспользоваться появившимися денежными средствами на праздную пустую и бессмысленную жизнь, хотя мог воспользоваться ими на развитие своего таланта, зависело дальнейшее существование героя.
Таким образом, жизненная дорога, по которой идет человек, зависит лишь от его выборов, он самостоятельно решает, каким будет его дальнейшее существование.

2. Что значит «сбиться с жизненного пути»?

Когда человек меняет свой образ жизни, а вместе с ним и мышление, о нем говорят так: он сбился с жизненного пути. Что же обозначает данная фраза? Здесь говорится о том, что человек совершил такой поступок, который противоречит его жизненным принципам и ценностям. Совершая поступок, находящийся в конфликте с внутренним «я», человек сворачивает со своей дороги, порой даже не замечая этого. Совершая ошибки на жизненном пути, такой человек не пытается их исправить, относясь к ним как к должному. В итоге человек полностью сбивается с того пути, по которому он шел до этого.
Объяснение смысла фразы «сбиться с жизненного пути» можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В повести Н.В. Гоголя «Портрет» особое внимание уделяется образу центрального персонажа первой части Чарткова. В начале повествования он представлен как «с самоотвержением преданный своему труду» «художник с талантом, пророчившим многое». Однако когда Чартков получает большое количество денег благодаря портрету ростовщика, в нем говорят «двадцать два года и горячая юность». Автор показывает, что Чартков мог воспользоваться полученными деньгами себе во благо, потратив деньги на развитие таланта: «И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Однако разум Чарткова побеждает желание обрести то, «на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки». В повествовании показано, как постепенно деньги становились для Чарткова «страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Став часть светского общества, герой растрачивает свой талант, он становится «модным живописцем», который пишет «модные картинки, портретики за деньги», порой отдавая свою работу ученикам. Н.В. Гоголь показывает, как из-за власти денег меняется человек: из весьма талантливого художника, который мог добиться успехов, Чартков превращается в посредственного ремесленника с бесцельным существованием.
Другой пример того, как человек может «сбиваться с жизненного пути», можно найти в повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Автором показывается, как меняется жизнь человека, совершившего всего лишь одну ошибку, которая стала роковой. Андрей Гуськов, получив ранение на войне, мечтает о возвращении домой, однако начальство просит его вернуться на фронт. Желание вернуться домой заглушает разум Андрея Гуськова, он принимает решение самовольно вернуться домой. Дезертирство становится первым шагом к нравственному падению Андрея Гуськова. Предательство Родины становится первым в череде безнравственных поступков героя. Он отказался уведомлять родителей о своем возвращении. Андрей Гуськов, впервые после дезертирства видя свою жену Настену, начинает угрожать ей, поскольку боится, что она кому-нибудь расскажет о его возвращении. В. Г. Распутин показывает, что Андрею Гуськову все равно на то, что чувствует его жена Настена, вынужденная незаметно посещать мужа-дезертира и скрывать информацию о его возвращении, а позже – и информацию о своей беременности от мужа. Андрей Гуськов думает только о себе, пытаясь скрыть свое преступление, в результате чего совершает новое: фактически из-за него Настена совершает самоубийство, лишая жизни как себя, так и нерожденного ребенка.
Таким образом, «сбиться с жизненного пути» – значит, пойти по той дороге, которая противоречит сущности человека, совершить такие поступки, которые меняют мышление и образ жизни человека к худшему.

3. Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?

Каждый человек имеет собственный жизненный путь, который в свою очередь зависит от тех выборов, которые делает человек каждый день, совершая как незначительные, так и значительные изменения в собственном существовании. Когда человек находится перед своеобразным жизненным распутьем, он выбирает дорогу, по которой пойдет дальше, руководствуясь своими жизненными принципами, ценностями, ориентирами, целями, желаниями, интересами, возможностями и способностями. Человек выбирает ту или иную дорогу, поскольку считает, что именно она является лучшим вариантом, с помощью которого можно прийти к счастливой и гармоничной жизни. Человек выбирает тот путь, который ближе его душе, который он считает лучшим из всех возможных.
О том, что мотивирует человека выбрать ту или иную дорогу, рассуждают в своих художественных произведениях многие отечественные писатели.
В романе В.А. Каверина «Два капитана» продемонстрирован жизненный путь центрального персонажа Сани Григорьева. Оказавшись в московской школе-коммуне, он подружился с Валей Жуковым и Ромашовым. Однако Саня Григорьев не стал походить на Ромашку, который ради обретения материальных средств и «строительства» благополучного существования был готов пойти на многие безнравственные поступки. Саня Григорьев был верен той клятве, которую произнес перед побегом из дома вместе с Петькой Сковородниковым: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Когда главный герой оказался перед выбором профессии, он не стал поступать за компанию с Валей Жуковым на зоологический факультет, он осознанно сделал свой выбор в сторону летного училища, желая стать полярным летчиком. Автор показывает, что Саня Григорьев выбрал, по какой ему идти дороге, руководствуясь собственными интересами и целями. Жизненный путь главного героя тесно связан с желанием найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова, выбранная дорога исходит из нравственных ценностей Сани Григорьева, который выступал за справедливость и нахождение истины. Своя мотивировка сделанного выбора, поменявшего жизнь кардинальным образом, наблюдается и у главной героини рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Автор неслучайно обращает читательское внимание на происхождение и социальное положение девушки, демонстрируя, что она ведет типичный образ жизни светского общества. Однако знатность и богатство не приносят героине удовлетворение от жизни, она осознает, что праздный образ жизни, который ей приходится вести, на самом деле пуст, бессмыслен и ничтожен. Она отказывается от прежнего образа жизни и уходит на послушание, а затем – на постриг, потому что хочет изменить свое существование к лучшему. Главная героиня руководствуется желанием получать от жизни не дискомфорт, а удовлетворение.
Подводя итог к вышесказанному, следует отметить, что человек, выбирая тот или иной жизненный путь, действует согласно своим ценностям, принципами, целям, желаниям, интересам, возможностям и способностям.

4. Путешествовать – значит развиваться

Путешествуя, человек узнает много новой информации от людей, которые уже владели ею, или самостоятельно совершает открытия. Познавая окружающий мир, человек развивается сам и способствует тому, что более развитым становится все человечество, узнавшее до этого скрытую информацию об окружающем мире. Путешествия связаны не только с познанием окружающей действительности, но и с познанием самого себя. Путешествуя, человек не только расширяет свой кругозор, но и развивается внутренне, поскольку, находясь в путешествии, человек задумывается над многими проблемами собственного существования. Путешествия – это движение, которое метафорично связано с развитием личности.
О развивающем характере путешествий рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» завязкой является то, что Чацкий приезжает в дом Фамусовых после трех лет путешествий за границей. Познакомившись с жизнью других народов, Чацкий смог критично посмотреть на жизнь в России. Главному герою удалось заметить пороки так называемого «фамусовского общества»: стремление к высокому положению в обществе, лицемерие, чинопочитание, угодничество, необразованность, несправедливость на служебных местах. Автор показывает, что трехгодичное путешествие Чацкого за границей помогает ему изменить мировоззрение, отказаться от всех принципов «фамусовского общества», в котором он воспитывался, и стать представителем «века нынешнего», выступающего за образование, за справедливость в службе и карьере, за оценку человека за его нравственные качества, а не за социальное положение и происхождение. Читатель понимает: если бы Чацкий не отправился в путешествие за границу, то, вероятнее всего, он бы стал типичным представителем «фамусовского общества», поскольку Софья, оставаясь жить среди представителей «века минувшего», жила по многим принципам «фамусовского общества». Пришедший ко многим важным истинам после путешествия Чацкий хотел изменить Россию к лучшему, поспособствовать тому, чтобы она шла по пути развития.
Проблема развивающего характера путешествий находит отражение и в романе В.А. Каверина «Два капитана». Члены экспедиции капитана Татаринова отправляются в путешествие на Север на шхуне «Святая Мария» с целью открыть новые земли, принеся вклад в развитие науки и принеся пользу Отечеству. Когда центральный персонаж Саня Григорьев спустя годы все же нашел пропавшую экспедицию, он пришел к нескольким выводам: экспедиции капитана Татаринова удалось доказать, что Земли Петермана не существует, открыть Северную Землю и «изменить карту Арктики». То есть не только члены экспедиции получили новые знания в ходе путешествия, но и все люди получили возможность узнать новую информацию. Путешествия с целью географического открытия направлены не столько на развитие личности отдельного человека, сколько на получение новых истин об окружающей действительности всем человечеством.
Таким образом, развивающий характер путешествий проявляется в том, что человек получает новые знания сам и помогает в получении знании всему человечеству, а также познает самого себя.

5. Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?

Чтобы обозначить жизненный путь человека, нередко используют выражение «дорога длиной в жизнь». Здесь дорога выступает не в прямом, а в метафорическом значении. Под дорогой понимается не процесс перемещения человека из одной точки в другую, а период существования человека от момента возникновения до его смерти. На протяжении всей своей жизни человек находится в постоянном движении, он идет либо вперед, либо назад, изменяясь к лучшему или худшему, прогрессируя или регрессируя. Здесь важно не направление, в котором идет человек, а сам процесс передвижения. Человек на протяжении всей жизни не может находиться на одном и том же месте. Остановить время, приближающее человека к смерти, которую метафорично можно назвать конечным пунктом жизненной дороги человека, нельзя, поэтому дорога человека постепенно сокращается. Проблема жизненного пути поднимается в большом количестве произведений.
В стихотворении А.С. Пушкина «Телега жизни» образно отображен жизненный путь. Поездка на телеге, которая является центральной в стихотворении, становится символом передвижения человека от рождения к смерти. Через образ утра, когда «телега на ходу легка», когда от ямщика требуется ехать быстрее, отображается молодость. Через образ полдня, когда уже «страшней» и «нет уж той отваги», когда наблюдается просьба двигаться «полегче», отображается середина жизни человека. Через образ вечера, когда человек уже свыкается с тем, что телега катится, отображается человеческая старость. Образ ночлега, куда направляется телега, становится символом смерти, с которой придется столкнуться абсолютно каждому человеку. Примечательно, что телега не перестает двигаться; так и жизнь не останавливается, человек перемещается, двигаясь в направлении к смерти, сокращая количество отведенных ему лет, дней и часов.
Проблема жизненного пути находит отражение и в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Жизнь главного героя не отличалась ничем примечательным, в повествовании о нем говорится следующее: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Из-за постоянного страха столкнуться с какими-либо опасностями премудрый пискарь большую часть своей жизни провел в норе, в которой он помещался лишь один. Автор подчеркивается, что всю жизнь премудрый пискарь «сидел и дрожал». Несмотря на то что главному герою удалось прожить целых сто лет, его существование нельзя назвать полноценной жизнью. Метафорично можно сказать, что премудрый пискарь, чтобы не сталкиваться с трудностями и препятствиями на дороге, ехал обходными путями, что увеличило время его дороги, однако он все равно пришел к смерти, которая неотвратима для каждого живого существа.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что «путь длиною в жизнь» – это имеющий необратимый характер жизненный путь человека, который находится в беспрерывном движении, приближаясь к смерти.

6. Что значит «идти своей дорогой»?

«Идти своей дорогой» – значит, человек делает выбор, руководствуясь собственными понятиями, не завися от мнения и выборов других людей. Выбор человека основывается на его жизненных ценностях, принципах, целях, желаниях, ориентирах, интересах, предпочтениях, возможностях, способностях. То, что человек «идет своей дорогой», особо ярко видно в сложных жизненных ситуациях, когда от выбора зависит все дальнейшее существование человека. В таких ситуациях легко сбиться с правильного пути, поскольку верность своему выбору предполагает риск и самопожертвование.
Смысл выражения «идти своей дорогой» раскрывается во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В повести В.В. Быкова «Сотников» показано, что собственным путем, оставаясь ему верным, идет Сотников. Оказавшись во время Великой Отечественной войны в плену у полицаев, Сотников даже не думает о том, чтобы пойти на сотрудничество с врагами, он готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы ничего не рассказывать полицаям. Верностью не только Родине, но и самому себе Сотников отличается от другого партизана – Рыбака, который сделал выбор в пользу сотрудничества с полицаями, чтобы сохранить себе жизнь. Автор показывает, что Сотников не может предать Отечество, поэтому он без сожаления отдает собственную жизнь. Для него благо Родины важнее своего существования. В повести показано, что Сотников «идет своей дорогой» до самой смерти, проявляя верность собственным жизненным ценностям и принципам.
Своей дорогой идет и центральный персонаж повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Оказавшись на службе в Белогорской крепости, Петр Гринев оказался втянутым в события крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, с которым главный герой был лично знаком. Автор показывает: в то время как многие дворяне, например, Алексей Швабрин, переходят на сторону самозванца, Петр Гринев остается верным государству, рискуя при этом собственной жизнью. Смерть пугает центрального персонажа меньше, чем предательство Родины и совершение поступка, противоречащего его жизненным ценностям. Будучи человеком чести и достоинства, Петр Гринев не может нарушить ставший его жизненным девизом отцовский наказ «Береги платье снову, а честь смолоду». Он не боится быть казненным пугачевцами и решает быть верным самому себе до самого конца. Петр Гринев отказывается от предложения Емельяна Пугачева послужить ему «верою и правдою», несмотря на то что тот дает ему обещание пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья». На то, что Петр Гринев «идет своей дорогой», особо ярко указывают следующие реплики: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»; «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего».
Подводя итог к вышесказанному, следует отметить, что «идти своей дорогой» – значит, быть верным собственному выбору жизненного пути, даже если для этого придется рисковать и чем-то жертвовать.

7. Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?

С утверждением о том, что жизненный путь – это постоянный выбор, нельзя не согласиться. Любой человек каждый день делает определенный выбор, когда-то осознанно, думая о том, как поступить лучше, когда-то – даже не задумываясь над тем, что он совершил выбор. Выбор жизненного пути связан не только со значительными событиями, от которых зависит многое в жизни, но и с малозначительными событиями, которые также воздействуют на существование человека, делая это незаметно. В повседневной жизни человек постоянно делает выбор в каких-то малозначительных ситуациях, однако совокупность таких выборов довольно серьезно влияет на жизнь человека.
О том, что на протяжении всего жизненного пути человек постоянно совершает выборы, рассуждают многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В романе В.А. Каверина «Два капитана» продемонстрировано, что центральный персонаж Саня Григорьев постоянно делает те или иные выборы, которые и складываются в его жизненный путь. После смерти матери Саня Григорьев мог оказаться в детском доме, однако он принимает решение бежать вместе с Петькой Сковородниковым в Туркестан. Оказавшись в московской четвертой школе-коммуне и познакомившись с Валей Жуковым и Ромашовым, Саня Григорьев также делает выбор: он не хочет быть похожим на Ромашку, поэтому тот в скором времени становится его врагом, в то время как добрый Валя Жуков становится другом Сани Григорьева. Главный герой мог не портить отношения с Николаем Антонычем, который был начальником школы-коммуны, однако он еще в школьном возрасте высказывает мысль о его причастности к пропаже экспедиции капитана Татаринова. Серьезно относится Саня Григорьев и к выбору профессии: он ощущает интерес к летному делу, поэтому делает все возможное, чтобы поступить в летную школу. Нахождение пропавшей экспедиции и доказательство того, что к гибели причастен Николай Антоныч, – это тоже выбор Сани Григорьева, который всю жизнь руководствовался принципом «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Подтверждение справедливости утверждения также можно найти в рассказе А.П. Чехова «Студент». В страстную пятницу перед центральным персонажем Иваном Великопольским стоит выбор: пойти на охоту или воздержаться, следуя религиозным традициям. Сын дьячка и студент духовной академии делает собственный выбор: он уходит на охоту. Но проблема выбора связана не только с этим, но и с тем, что Иван Великопольский после «встречи» с костром, который напомнил ему историю из Евангелия о том, как холодным вечером апостол Петр грел руки у костра, а затем трижды отрекся от Иисуса, меняет свое отношение к жизни: если до этого он обвиняет в несправедливостях окружающую действительность, пытаясь скрыть свой греховный поступок, то после он чувствовал «невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья». В рассказе показано, что Иван Великопольский не выбирает профессию или спутника жизни, но делает не менее серьезный выбор: то, как относиться к своему существованию и к окружающей действительности.
Таким образом, человек на протяжении всей своей жизни постоянно совершает значительные или незначительные выборы, от которых зависит его существование.

8. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

Жизненный путь человека сложен и неоднозначен, человек постоянно находится на распутье, которое предлагает ему большое количество дорог, иногда полностью противоположных друг другу. Из-за наличия большого количества тропинок и отсутствия понимания правильности пути человек может заблудиться на своем жизненном пути, совершив такие поступки, которые противоречат его сущности. Не заблудиться на жизненном пути помогают нравственные ориентиры добра, милосердия, чести и достоинства, правды и справедливости и др. Человек, который верен собственным жизненным принципам и ценностям, никогда не ступит на другую дорогу, он продолжит свой путь, даже если для этого придется многим пожертвовать.
Проблема ориентиров на жизненном пути находит отражение во многих произведениях.
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, что служба в Белогорской крепости оказывает положительное воздействие на становление личности центрального персонажа Петра Гринева, который из недоросля, мечтающего о разгульном образе жизни при службе в Петербурге, превратился в человека чести и достоинства. Автор демонстрирует, что Петр Гринев руководствуется данным отцом наказом: «Береги платье снову, а честь смолоду». Оказавшись в центре событий крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, Петр Гринев рисковал быть казненным пугачевцами, однако он всегда оставался верным собственным принципам: он не мог перейти на сторону восставших, предав тем самым Родину. Петр Гринев утверждает Емельяну Пугачеву, что он не может ему служить, поскольку «присягал государыне императрице», главный герой признается: если ему «велят идти против» Пугачева, то он выполнит это повеление. Будучи человеком чести, Петр Гринев отказывается от предложения Емельяна Пугачева послужить ему «верою и правдою», за которые он мог быть пожалованным «и в фельдмаршалы и в князья». А.С. Пушкин показывает, что Петр Гринев готов быть верным собственным принципам, даже если для этого придется пожертвовать жизнью.
Проблема ориентиров на жизненном пути также поднимается в романе В.А. Каверина «Два капитана». Еще в детстве центральному персонажу Сане Григорьеву пришлось столкнуться с различными жизненными трудностями: отца несправедливо посадили в тюрьму, где он умер, отчим Гаер Кулий был очень жестоким человеком, мать умерла, из-за чего Саню и его сестру хотели определить в детский дом. Однако Саня Григорьев, несмотря на все препятствия и испытания, не озлобился на окружающий мир. Та клятва, которую он дал, когда они вместе с Петькой Сковородниковым собирались бежать из Энска в Туркестан, становится жизненным принципом главного героя: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Оказавшись в московской школе-коммуне и познакомившись с Ромашовым, Саня Григорьев почти сразу увидел в нем подлого человека, отказавшись от общения с ним. Автор показывает, что Саня Григорьев не стал подаваться влиянию одноклассника, у него были собственные представления о том, как нужно поступать в жизни. Работа летчиком, стремление защитить Родину, любовь к Кате Татариновой, желание найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова и доказать причастность Николая Антоныча к ее гибели – это то, что давало Сане Григорьеву стимул продолжать бороться. Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что не заблудиться на жизненном пути помогают высокие цели, которые связаны с категориями нравственности.

9. Какой может быть «дорога к себе»?

Смысл человеческого существования в широком смысле этого слова заключается в том, чтобы понять собственное «я», обозначив свое место в жизни и предназначение. Процесс осознания истинного смысла собственного существование небыстр и нелегок. Чтобы понять самого себя, человек должен пройти по-настоящему тернистый путь. Многие люди заблуждаются, совершают ошибки, незначительно или значительно меняют свой образ жизни и мировоззрение, пытаясь найти себя. «Дорога к себе» может быть долгой и запутанной, в этом и заключается ее особенность, иначе вопрос о том, в чем заключается смысл жизни, не был бы философским и неоднозначным. Чтобы найти себя, каждый человек должен пройти собственный путь, наполненный индивидуальными испытаниями и препятствиями.
О долгой, трудной и извилистой «дороге к себе» размышляли многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показано, как предпринимает попытки найти себя Андрей Болконский. Отказываясь от ненавистного светского образа жизни, который отличался пустотой и бессмысленностью, князь Андрей отправляется участвовать в войне, считая, что именно там можно найти славу, без которой, по его мнению на тот момент, невозможно счастье. Андрей Болконский, находясь под влиянием мировоззрения Наполеона, мечтает о том, чтобы найти «свой Тулон». Однако позиция князя Андрея меняется, когда он, получив ранение, лежит на земле и смотрит на небо Аустерлица, осознавая, что война – жесточайшее явление, которое не может приносить человеку счастье. В романе-эпопее показано, что Андрей Болконский постоянно хочет найти себя, для чего он предпринимает многочисленные попытки: воспитание недавно родившегося сына, оставшегося без матери, служба в комиссии Сперанского, любовь к Наташе Ростовой. Только после огромного количества взлетов и падений, надежд и разочарований, правильных поступков и ошибок Андрей Болконский смог найти собственное предназначение в служении Отечеству. Проблема трудности нахождения собственного «я» поднимается и в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Центральный персонаж Григорий Мелехов во время революционных событий и событий Гражданской войны не может определить, на чьей стороне находится правда. Он мечется то от «красных» к «белым», то от «белых» к «красным». Главный герой признается: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». Григорий Мелехов в завистью говорит о тех, кто с начала революционных событий определился со стороной, будучи верным ей до конца, он упрекает себя в том, что «с семнадцатого года ходит по вилюжкам, как пьяный качается», что он «от белых отбился, к красным не пристал, так и плавает, как навоз в проруби». Те самые «метания» и становятся тем, с помощью чего Григорию Мелехову удается постепенно приходить к выводу о том, что война – бессмысленное и жестокое явление, которое не способно приносить людям счастье, возможное только в мирное время. Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что путь к себе тернист, человек осознает собственное «я» после многочисленных взлетов и падений, ошибок и разочарований.

10. Почему важно самому выбрать жизненный путь?

Выбор жизненного пути – важная и актуальная для всех времен проблема. Важно, чтобы ту дорогу, по которой пойдет человек, выбирал он сам, не завися от мнения окружающих людей, даже родных и близких. Самостоятельность выбора жизненного пути важна, поскольку человек руководствуется своими интересами, целями и желаниями, учитывает как свои способности, так и возможности, основывается на жизненных ценностях и принципах. Если человек идет по пути, который для него выбрали другие люди, он никогда не станет счастливым, поскольку только осознанные решения помогают человеку достигать желаемого.
О необходимости самостоятельно выбирать свой жизненный путь говорится во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» поднимается важная для того времени проблема: человек вынужден был вести определенный образ жизни, находящийся в зависимости от происхождения и социального положения. Главная героиня по причине того, что Она является богатой и занимающей высокое положение в обществе дочерью «просвещенного человека знатного купеческого рода», вела светский образ жизни. Фактически никому не было дела до того, нравится ли героине такое существование или нет. Ухажер главной героини удивляется изменениям в ее жизни, поскольку отказ от светского образа жизни богатым человеком, занимающим высокое положение в обществе, был редким и даже необычным явлением. И.А. Бунин показывает, что Она берет на себя смелость изменить образ жизни, который вместо удовлетворения приносит ей дискомфорт и несчастье. Отказ от аристократического существования и уход в монастырь сначала на послушание, а затем на постриг – осознанный выбор главной героини, которая больше не хотела вести пустой и бессмысленный образ жизни, желая обрести счастье. В рассказе выражается мысль о том, что только самостоятельно выбранный жизненный путь может дать человеку положительные эмоции.
Проблема необходимости самостоятельного выбора жизненного пути поднимается в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Та жизнь, которая была у центрального персонажа, не приносила ему никакого удовольствия, поскольку нахождение в монастыре – не самостоятельный выбор Мцыри, а решение других людей. Спокойная жизнь в монастыре не приносила рожденному в ауле и прожившему 6 лет среди вольнолюбивых горцев Мцыри счастья, он воспринимал монастырь как тюрьму, а себя считал «в тюрьме воспитанным цветком». Существование Мцыри противоречило его сущности, он мечтал о «чудном мире тревог и битв», о постоянных приключениях, о риске, о настоящей свободе. Только тогда, когда Мцыри принимает самостоятельное решение бежать из монастыря, когда он получает желаемую свободу, обретя возможность находиться наедине с природой, он почувствовал себя счастливым. М.Ю. Лермонтов выражает важную мысль: отсутствие самостоятельности выбора не способно принести человеку счастье, которое тесно связано со свободой в любом ее проявлении, в том числе в выборе дальнейшей дороги.
Подводя итог ко всему сказанному, можно отметить, что выбрать жизненный путь самому важно по тем причинам, что таким образом человек пользуется своим правом на свободу, что он, учитывая свои желания, интересы, цели, способности, возможности, ценности и принципы, приближает себя к обретению счастливой жизни.

Вам будет интересно:

Официальные темы итогового сочинения


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

16 августа 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Комментарий ФИПИ

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Травелог (англ. travelogue от travel — «путешествие», по образцу monologue — «монолог») — жанр, описывающий путешествие в разных видах искусства. В литературе как жанр травелог развивается из путевых записок.

Примерные темы

Как вы понимаете выражение: «Дорогу осилит идущий»?
Дороги, которые мы выбираем.
Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
Что значит «сбиться с жизненного пути»?
Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
Согласны ли вы с высказыванием В. Крапивина: «Никакой дорогой, даже самой правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг»?
Путешествовать – значит развиваться.
Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?
Куда человека могут привести мечты?
Что значит «идти своей дорогой»? 

Список литературы

Большинство произведений школьной программы по литературе подойдет для раскрытия данного направления (особенно, если речь идет о дороге в значении «жизненный путь»). Представленные ниже произведения более детально раскрывают тему дороги, путешествий, приключений и др.

Русская литература

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
А.П. Чехов «Остров Сахалин»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
И.С. Тургенев «Записки охотника»
Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
В.А. Обручев «Земля Санникова»
В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
М.М. Пришвин «Путешествие»
А.П. Платонов «Жена машиниста»
В.А. Каверин «Два капитана»
К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
А. Грин «Алые паруса»
Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»

Зарубежная литература

Гомер «Одиссея», «Илиада»
А. Данте «Божественная комедия»
Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»Дж. Керуак «В дороге»
О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
Дж. Даррелл  (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
Дж. Барри серия «Питер Пэн»
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
М. Сервантес «Дон Кихот»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
У. Грум «Форрест Гамп»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Примерные темы по другим направлениям →

Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  • Примеры итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Произведения литературы к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» по итоговому сочинению. Топ-100
  • Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты

Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.

  1. В каких случаях перемены необходимы человечеству?
  2. Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  3. Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  4. Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  5. К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  6. К чему может привести отсутствие перемен?
  7. К чему приводит повторение ошибок прошлого?
  8. Как бороться с повторяющимися ошибками прошлого?
  9. Как бороться со страхом перемен?
  10. Как война меняет человека?
  11. Как Вы думаете, как меняется молодое поколение со временем?
  12. Как Вы думаете, как современные технологии влияют на интеллектуальный уровень человека?
  13. Как Вы думаете, как технологический прогресс влияет на способность человека думать?
  14. Как Вы думаете, становится ли молодёжь менее образованной по сравнению с прошлыми поколениями?
  15. Как Вы относитесь к мысли о том, что чем старше человек, тем меньше он хочет перемен?
  16. Как Вы относитесь к цитате В. Цоя: «Перемен требуют наши сердца»?
  17. Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
  18. Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?
  19. Как вы понимаете выражение: «Дорогу осилит идущий»?
  20. Как Вы понимаете мысль «Молодость — за свободу и реформы, зрелость — за разумный компромисс, старость — за стабильность и покой»?
  21. Как Вы понимаете фразу Н.В. Гоголя: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»?
  22. Как меняется со временем представление о морали?
  23. Как меняется со временем представление о нравственности?
  24. Как мое поколение изменит мир?
  25. Как моё поколение чтит память предков?
  26. Как мои сверстники относятся к семье?
  27. Как молодежь относится к Великой Отечественной войне?
  28. Как новые технологии помогают менять мир к лучшему?
  29. Как обрести счастье?
  30. Как развить в себе способность адаптироваться к переменам?
  31. Как революция влияет на положение в стране?
  32. Как связаны между собой страх перемен и страх ответственности?
  33. Как связаны прошлое и будущее?
  34. Какие музыкальные герои у современного поколения?
  35. Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?
  36. Какие общие черты объединяют нас с поколением наших родителей?
  37. Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
  38. Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  39. Какие цели у нынешней молодежи?
  40. Какие черты характеризуют мое поколение?
  41. Какие явления меняют жизнь людей?
  42. Каким путём человек идёт к самому себе?
  43. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто боится перемен?
  44. Когда человеку необходимы перемены?
  45. Может ли дистанционное образование заменить традиционное?
  46. Может ли компьютер заменить книгу?
  47. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  48. Может ли человек изменить себя?
  49. Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  50. Можно ли жить без прошлого и будущего?
  51. Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
  52. Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  53. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  54. Помогают ли перемены лучше понять самого себя?
  55. Почему без прошлого нет будущего?
  56. Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  57. Почему важно в будущем не повторять ошибки прошлого?
  58. Почему важно рассказывать молодёжи о героя Великой Отечественной войны?
  59. Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  60. Почему нельзя жить одним днём?
  61. Почему страх перед переменами не даёт обществу эволюционировать?
  62. Почему человек деградирует?
  63. Ради чего человеку нужно меняться?
  64. Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
  65. Сложно ли жить в эпоху перемен?
  66. Согласны ли Вы с высказыванием «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?
  67. Согласны ли Вы с высказыванием «Молодежь — это понятие не только биологическое, возрастное, но прежде всего социально историческое»?
  68. Согласны ли Вы с высказыванием «Прогресс есть замена одних неприятностей другими»?
  69. Согласны ли Вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности»?
  70. Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
  71. Согласны ли вы с высказыванием В. Крапивина: «Никакой дорогой, даже самой правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг»?
  72. Согласны ли Вы с высказыванием Г.Спенсера: «Прогресс – не случайность, а необходимость»?
  73. Согласны ли Вы с высказыванием Ж. Жореса: «Революции – варварский способ прогресса»?
  74. Согласны ли Вы с высказыванием Н. Макиавелли: «Всякая перемена прокладывает путь к другим переменам»?
  75. Согласны ли Вы с высказыванием Р. Оуэна: «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»?
  76. Согласны ли Вы с высказыванием Э. Кастеляра: «Для того чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно работать, — в основе их жизни должна лежать идея прогресса»?
  77. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы «?
  78. Согласны ли Вы с мнением, что современная молодежь деградирует?
  79. Согласны ли Вы с мыслью «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее»?
  80. Согласны ли Вы с мыслью «Молодежь часто живёт так, будто хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни»?
  81. Согласны ли Вы с мыслью «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»?
  82. Согласны ли Вы с мыслью B. Гюго: «Прогресс — это способ человеческого бытия»?
  83. Согласны ли Вы с мыслью А.И. Герцена: «Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось»?
  84. Согласны ли Вы с мыслью Конфуция: «Если людоед пользуется ножом и вилкой – это прогресс?»
  85. Согласны ли Вы с мыслью Л.Левинсона: «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое»?
  86. Согласны ли Вы с тем, что «Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна остаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса»?
  87. Согласны ли Вы с тем, что «При нововведениях и переменах в государстве правители обычно думают не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности…»?
  88. Стоит ли менять себя ради любви?
  89. Умение меняться – это проявление силы или слабости человека?
  90. Чем новое поколение отличается от предшествующих?
  91. Чем опасен революционный путь изменений?
  92. Чем опасно для человека отсутствие перемен?
  93. Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
  94. Что вдохновляет современное поколение?
  95. Что значит: идти ногу со временем?
  96. Что может исказить жизненный путь человека?
  97. Что помогает человеку оставаться собой даже в эпоху перемен?
  98. Что слушает современное поколение?
  99. Что способно изменить человека?
  100. Что человек ищет в путешествиях?

5 сочинений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

­­Пример сочинения 1

Путешествие… Многозначное слово, в котором есть путь и шествие. А значит, есть и путник, который идёт по этому пути. Путешествие может быть в пространстве- в разные  новые места, страны. Тогда человек получает новые знания, впечатления, знакомится с жизнью, традициями других людей, видит красивые места. Это всегда интересно.

Путешествия во времени питают душу, либо воспроизводя в воспоминаниях моменты прошлой жизни, либо подстегивает дух к действию для устройства воображаемого будущего.

И сама жизнь человека — это самое длинное путешествие по своему пути. Дорогу жизни выбираем мы сами. А как мы её выбираем? И что ищет человек в самом главном своём путешествии? Он идёт к самому себе, своей сути, раскрываясь себе и миру. И эту главную дорогу, только свою, человек выбирает не по указателю на перекрестке- пойдёшь налево- потеряешь коня, пойдёшь направо- найдёшь клад, прямо — будешь убит.  У каждого свои указатели, и они находятся внутри нас, то есть — чего хочет твоя природа, какие качества в тебе самом заложены для этой дороги.

Очень хорошо об этом сказано в замечательном рассказе О.Генри » Дороги, которые мы выбираем». Главный смысл  произведения заложен в словах героя Боба: Дело не в дороге, которую мы выбираем. То, что внутри нас заставляет нас выбирать дорогу».

Он с другом Акулой ограбил почтовый вагон поезда. Уходя от погони, конь Боба  сломал ногу, он не мог больше везти седока. Наивный Боб рассчитывал, что они уйдут от погони вдвоём с другом на его коне Боливаре. Но сам Акула  и не думал скакать вдвоём, и, конечно, делиться с ним добычей. Он прямо сказал Бобу, что Боливар двоих не вывезет, направив на друга пистолет. И лицо его при этом стало невыносимо жёстким и алчным.

Это было его настоящее лицо. Он не слышал слов друга, который просил не убивать его во имя их дружбы. И после, когда этот герой, присвоив себе всю добычу, стал маклером, суть его осталась та же: он так же легко разорил клиента, продав ему товар дороже. И при этом сам себе он повторял: Боливар двоих не вынесет.

Каждый сам выбирает  свой путь. И как бы ни оправдывал человек свои неблаговидные поступки, только злое сердце породило их, и грех человека проявится всегда, так как он владеет его сердцем.

Но дорога жизни может быть другой, ведь её выбирают тем,что у человека внутри. И если человек светлый, то и дорога у него светлая.

Это подтверждает прекрасный фантастический рассказ Р. Брэдбери » Зеленое утро». Прилетев на Марс, герой рассказа Бенджамин, мечтавший побывать на этой  неживой планете, сразу упал в обморок. Ему не хватало кислорода в разреженной атмосфере Марса. Доктор экспедиции сказал, что ему лучше вернуться на Землю. Но Бенджамин не мог предать свою мечту и решил, что надо посадить земные деревья в чёрную плодородную почву этой планеты.

И тогда каштаны, платаны, дубы, осины насытят атмосферу Марса кислородом. Он принялся действовать, копал ямки, садил семена, так как даже саженцев не было, поливал  водой из канала.  При этом он не оглядывался назад, чтобы не разочароваться и не бросить своё дело. Закончив посадку, он упал от усталости и знойного солнца. Теперь он мечтал о дожде, и просил небо послать его на свои деревья. И дождь пошёл!  А утром, проснувшись, Бенджамин увидел, что случилось чудо! Деревья выросли за одну ночь по каким- то марсианским законам. Все вокруг было зелёным!

от пример другой дороги жизни. Этот рассказ говорит о том, что вера в себя, настойчивость в исполнении мечты, делает её реальной. Человек силён, если у него доброе сердце и светлая мечта. И тогда все у него получается. И на Марсе будут яблони цвести!


Пример сочинения 2

Очень многие люди в процессе своего становления оказываются на перепутье. Они вынуждены покинуть отчий дом и отправиться в другое место. Причины могут быть различными: желание получить новый опыт, поиск своего предназначения или выполнение служебного долга. В любом случае человек делает первый шаг на пути к взрослению, к обретению мудрости и места в социальной иерархии. Поэтому реальная дорога в жизни личности играет судьбоносную роль. Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы видим героя, который покидает родной дом, чтобы отправиться служить в Белогорской крепости. От отца Пётр получает завет: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Это становится основополагающим принципом во всех действиях молодого человека. Несмотря на свою возросшую самостоятельность и независимость, Гринёв остаётся верен данному слову, всегда проявляет благородство и великодушие по отношению к тем, кто ему помог. Примечательно то, что именно на дороге Гринёв встречает Пугачёва. Тот помогает Петру и его сопровождающим выбраться из бури: найти пристанище. Именно по дороге в Белогорскую крепость между Петром и главой бунтовщиков происходит значимый диалог. Гринёв призывает Пугачёва раскаяться, прекратить убийства и восстание против главы государства. Однако Пугачёв стойко стоит на своём: судьба его предрешена. Он хочет быть орлом: прожить яркую, хоть и недолгую жизнь, но не питаться мертвечиной, как ворон. Разумеется, сравнение с двумя птицами носит иносказательный характер. Именно в дороге герои определили свой дальнейший жизненный маршрут.

Другим примером является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Речь идёт об Андрее Болконском. Герой отправляется на войну в желании обрести признание и славу. Однако обратно он едет уже совсем с другими мыслями. Получив ранение и переосмыслив ценность жизни, Болконский понимает, что никакая слава не стоит такой цены, как смерть людей. Вернувшись домой, Андрей видит, как умирает его жена. Проходит время. Отсутствие путешествий влияет на героя: он закрывается не только в доме, но и в себе. Он убеждён, что жизнь для него кончена: лучшее, что он может сделать, — это тихо прожить свой век. Интересно то, что от пессимистичного настроения и скептичной настроенности героя спасает Пьер Безухов. Их диалог тоже происходит в дороге: на пароме. Пьер утверждает: «Надо жить, надо любить, надо верить». После этого Болконский поверил, что ещё не всё потеряно. Начался новый этап его жизни.

Таким образом, дорога всегда связана с изменениями, с определением жизненного пути. Именно в путешествиях люди приходят к тем идеям, которые были ранее им недоступны. В дороге меняется их мировоззрение, у них появляются новые цели и установки.


Пример сочинения 3

Пожалуй, один из самых трудных путей, через которые нам приходится проходить в этой жизни, является путь к себе. Духовное искание человека — это нелегкое испытание. Оно требует огромного терпения, усилий и трудолюбия от того, кто решил следовать этой дорогой. Изменить себя — значит изменить окружающий тебя мир, а также свою судьбу, взгляды и мышление. И это удается далеко не каждому. Более того, мало кто вообще задумывается над этим. Но есть все же такие писатели, которые пропустили через свои произведения частичку духовности, чтобы донести до читателей поистине важные в жизни вещи.

В первую очередь, хочется привести в пример великий роман- эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В романе прослеживаются судьбы абсолютно разных людей, и у каждого из них свой путь и получаемый опыт. Мне сразу вспоминается Пьер Безухов. Из человека довольно-таки праздного и любящего «покутить» он на протяжении произведения превращается в того, с кого вполне можно брать пример. Все изменил его приход в масонство, где он искал духовного и нравственного обновления, надеялся на возрождение к новой жизни и верил, что у него обязательно это получится. Хотя масонство впоследствии и не оправдало его надежд и он понял, что все в основном озабочены только своей карьерой , нежели духовным просветлением, он все же понял очень многое для себя, например, он стал излучать больше доброты. Это подтверждает эпизод, когда он решает освободить крестьян от крепостной зависимости. В итоге своих жизненных исканий он вступает в тайную организацию. Объединение «честных людей», считает он, должно сыграть заметную роль в устранении зла. Основное убеждение, которое вынес для себя Пьер, звучало так: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Я думаю, это самая верная и полная мысль, к которой только может прийти человек после всех нелегких испытаний. Мы должны стремиться понять именно то, что самое великое счастье мы уже имеем –это наша жизнь, и ценить каждый ее миг, ведь он по- своему прекрасен и неповторим.

Также мне вспомнился Д.Лихачев и его «Письма о добром и прекрасном». Каждый может почерпнуть из «Писем…» много полезного и действительно нужного. Автор приводит принципы «науки быть счастливым». В самом последнем письме написано: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе». Это очень сложная работа- достичь такого счастья, у многих на это уходит не один десяток лет. Тот, кто усердно трудится над становлением своего характера, меня поймет. Я соглашусь с Лихачевым- нет более великого счастья, чем то, что ты можешь сделать счастливым кого-то, подарить добро, в котором так нуждаются все люди в современном мире. От таких поступков расцветают не только окружающие, но и ты сам. Здесь речь идет уже о чем-то неземном, что по праву можно назвать «путь к себе», ведь этот путь начинается именно с духовности, а духовный человек стремится, прежде всего, отдавать, нежели получать.

Подводя итог, мне хочется сказать одно: в жизни нужно просто быть добрее, и только тогда мы сможем совершенствоваться, менять свой характер в лучшую сторону, а также менять окружающих нас людей, ведь все начинается именно с доброты. Это и есть самый верный путь к себе.


Пример сочинения 4Человеческая жизнь — это дорога к счастью. А счастье у каждого своё. Кому- то — это слава, звездность, кому- то — достижение успеха в главном деле жизни, кому- то просто сытная спокойная жизнь. А для кого- то оно и есть сама жизнь — стук собственного сердца, дыхание, голубое небо над головой.

И всегда путь к счастью — это борьба с обстоятельствами, предательством, собственной слабостью, страхами. Поэтому и средства, способы борьбы за достижение желаемых целей у каждого свои.

Считаю, что победа, успех на жизненной дороге к счастью зависят от внутренних сил человеческой натуры, его силы воли,характера, совести, морального стержня.

Для безымянного героя рассказа Джека Лондона » Любовь к жизни» путь к счастью — это путь выживания, преодоления. Он с другом Биллом- золотоискатели, которые с добычей золота шли по северной пустыне домой, каждый со своим мешочком золота. И , когда герой повредил ногу и не смог идти, Билл не стал заморачиваться помощью другу, и,несмотря на его мольбы, оставил его одного без патронов, без еды.

           А наш беспомощный герой, преданный другом, оставленный им на погибель, вынужден был один пробираться и выживать в суровых условиях. Его мучила боль, он полз на четвереньках. Но вскоре боль заглушило чувство голода.Приходилось питаться болотной травой, сырыми пескарями,птенцами куропаток. Он лихорадочно пересчитывает спички, соображая,сколько раз сможет развести костёр, сделать кипяток и согреться. Ему приходится обгладывать кости олененка после волка. Но он не убивает больного волка,преследующего его, а только, когда тот умирает, пьёт его кровь, чтобы сохранить силы. Герой даже осмеливается замахнуться ножом на медведя, чем смог прогнать его.

Постепенно, теряя силы,герой оставляет свою ношу- добытое золото, бросая его по частям, чтобы легче было ползти. А в последнюю стоянку он находит кости своего друга Билла,которого съели волки. Несмотря на голод, что- то внутри него не даёт ему обглодать их,понимая остатками рассудка,что этого делать нельзя. Хотя  Билл сделал бы это, не раздумывая. В вещах Билла лежал его мешок золота,но наш герой оставил  и остатки своей добычи,чтобы доползти до реки,впадающей в море, где он увидел рыбацкую шхуну. Этот измученный человек собрал последние силы и продолжил ползти к реке. Обессилевшего, его спасают рыбаки из судна. Он выжил! Он спасен! Он выжил, благодаря своей внутренней силе, бесконечной любви к жизни, которая жила в нем и хранила его в пути.

А вот друг Билл, предавший его, бросивший умирать, отказавшись от ненужных ему проблем с больным товарищем, стараясь сам выжить, встретил страшную смерть, даже имея патроны и еду. Может вдвоём с другом он избежал бы см

Это и есть самый верный путь к себе.


Пример сочинения 4Человеческая жизнь — это дорога к счастью. А счастье у каждого своё. Кому- то — это слава, звездность, кому- то — достижение успеха в главном деле жизни, кому- то просто сытная спокойная жизнь. А для кого- то оно и есть сама жизнь — стук собственного сердца, дыхание, голубое небо над головой.

И всегда путь к счастью — это борьба с обстоятельствами, предательством, собственной слабостью, страхами. Поэтому и средства, способы борьбы за достижение желаемых целей у каждого свои.

Считаю, что победа, успех на жизненной дороге к счастью зависят от внутренних сил человеческой натуры, его силы воли,характера, совести, морального стержня.

Для безымянного героя рассказа Джека Лондона » Любовь к жизни» путь к счастью — это путь выживания, преодоления. Он с другом Биллом- золотоискатели, которые с добычей золота шли по северной пустыне домой, каждый со своим мешочком золота. И , когда герой повредил ногу и не смог идти, Билл не стал заморачиваться помощью другу, и,несмотря на его мольбы, оставил его одного без патронов, без еды.

           А наш беспомощный герой, преданный другом, оставленный им на погибель, вынужден был один пробираться и выживать в суровых условиях. Его мучила боль, он полз на четвереньках. Но вскоре боль заглушило чувство голода.Приходилось питаться болотной травой, сырыми пескарями,птенцами куропаток. Он лихорадочно пересчитывает спички, соображая,сколько раз сможет развести костёр, сделать кипяток и согреться. Ему приходится обгладывать кости олененка после волка. Но он не убивает больного волка,преследующего его, а только, когда тот умирает, пьёт его кровь, чтобы сохранить силы. Герой даже осмеливается замахнуться ножом на медведя, чем смог прогнать его.

Постепенно, теряя силы,герой оставляет свою ношу- добытое золото, бросая его по частям, чтобы легче было ползти. А в последнюю стоянку он находит кости своего друга Билла,которого съели волки. Несмотря на голод, что- то внутри него не даёт ему обглодать их,понимая остатками рассудка,что этого делать нельзя. Хотя  Билл сделал бы это, не раздумывая. В вещах Билла лежал его мешок золота,но наш герой оставил  и остатки своей добычи,чтобы доползти до реки,впадающей в море, где он увидел рыбацкую шхуну. Этот измученный человек собрал последние силы и продолжил ползти к реке. Обессилевшего, его спасают рыбаки из судна. Он выжил! Он спасен! Он выжил, благодаря своей внутренней силе, бесконечной любви к жизни, которая жила в нем и хранила его в пути.

А вот друг Билл, предавший его, бросивший умирать, отказавшись от ненужных ему проблем с больным товарищем, стараясь сам выжить, встретил страшную смерть, даже имея патроны и еду. Может вдвоём с другом он избежал бы смерти. Но им двигал только  его эгоизм, страх и алчность

В заключение хочу сказать, что рассуждая о пути к счастью, я утверждаюсь в мысли, что для достижения цели надо воспитывать характер, силу воли,изживать страхи и слабость. Надо учиться побеждать, быть смелее и помнить, что никакие деньги, жадность, ,эгоизм не спасут тебя в трудные минуты жизни!


Пример сочинения 5Сочинение на тему: Выбор жизненного пути

Каждый человек на своем жизненном пути постоянно стоит перед выбором. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различных ситуаций, которые вынуждают нас делать выбор, принимать то или иное решение, начиная с повседневных мелочей и заканчивая очень серьезными, важными шагами, которые отразятся на нашем будущем.

Как считают философы, что правильного выбора в итоге не существует, а от принятого решения зависят только последствия, к которым то, или иное решение человека приведет в будущем. Жизнь для того и дана человеку, чтоб прожить ее так, как человек чувствует. Очень важно лишь найти свой курс пути, по которому человек будет двигаться на протяжении всей жизни, и несмотря ни на что, все-таки найти свое предназначение в жизни.

В произведениях русской литературы множество примеров на тему постоянного выбора, с которым встречается человек в своей жизни. Основная тема романа Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание» — это тема выбора. Родион Раскольников — герой произведения оказался перед непростым выбором: жить в нищете, либо в достатке, но пойти наперекор общепринятым моральным ценностям, переступив через свою совесть. Его сестре Дуне тоже предстояло сделать непростой выбор, от которого будет зависеть направление ее жизни. Дуне нужно было решить выходить замуж за нелюбимого мужчину, и тем самым осознанно обрекая себя на жизнь без женского счастья, ради того, чтоб вытащить свою семью из бедности, или же оставить все как есть.

Совершенный выбор зависит от интересов человека, его стремлений, мировоззрения на момент принятия решения. Я считаю очень важно всегда прислушиваться к голосу разума и своего сердца, отталкиваясь от своих индивидуальных качеств и от личных предпочтений. Еще, как мне кажется, нужно обязательно быть честным в первую очередь перед самим собой и с близкими тебе людьми. Не всегда в жизни все сразу получается, как хотелось бы, но не стоит отчаиваться из-за этого, а стараться достойно проходить все испытания посылаемые нам свыше. Необходимо воспитывать в себе доброту, честность, человечность, а трусость, злобу, гнев, уныние нужно в себе искоренять при малейшем проявление. Каждый из нас живёт всего один раз, поэтому каждый новый день нужно стараться прожить счастливо и достойно, а выбор – это не что иное, как фундамент для строительства чего-то нового, главное принимать решение, как ты этого чувствуешь.

итоговое сочинение 2021 2022

Дорога в жизни человека пример готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Итоговое сочинение на тему дорога в жизни человека

Судьба — это и есть дорога, по которой человек идет к своим целям. Каждый день становится шагом к тем результатам, которых мы ждем от жизни. Кто-то стремится к славе, кто-то — к богатству, кому-то важнее построить семью или найти призвание. Все мы к чему-то стремимся, и нередко именно географические маршруты становятся ключами от ларчиков, где лежат наши мечты. Такими примерами богата литература, ведь она основана на реальных закономерностях человеческого бытия.

Дорога сыграла роковую роль в жизни Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Он родился и жил в захолустье, где не было возможности для карьерного и личностного роста. Если бы он остался в деревне, то не смог бы выйти за рамки должности приказчика. Но Штольц оказался смелым и самостоятельным юношей. Он уехал в столицу, чтобы реализовать себя и свои мечты. Путь к цели не был простым и легким. Без протекции, дворянского титула и состояния Андрей начинал восхождение по карьерной лестнице с низов. Он долго служил, чтобы добиться присвоения личного дворянства. После этого он вышел в отставку и занялся бизнесом. Коммерческие успехи и высокий чин в Табели о рангах открыли ему двери в высшее общество. Но и тогда Штольц не остановился в своем развитии. Читатель помнит, что героя крайне сложно застать в столице. Он постоянно путешествует по делам и личным нуждам, ведь под лежачий камень, как известно, вода не течет. Герой не стал бы таким успешным, эрудированным и мудрым, если бы никуда не уехал из глубинки и жил на всем готовом. Дорога открыла для него новые возможности.

Отъезд из родной глубинки помог и Надежде, героине рассказа А.П. Чехова «Невеста». Она родилась в маленьком городе, где не было перспектив для девушки. Почти все обитатели этого места не имели серьезных планов на жизнь и довольствовались сытым прозябанием. Даже жених Нади не хотел работать. Пределом его мечтаний была спокойная праздность, обеспеченная родителями и их наследством. Надежда вдруг осознала, что такой удел ей не нравится. Эта сонная одурь не была жизнью в полном смысле слова. Ей хотелось испытать себя, развиваться, повидать мир и найти свое место в нем. Поэтому Надежда решилась на побег из дома. Она уехала в большой город, чтобы поступить в учебное заведение и перекроить судьбу на новый лад. И у нее все получилось! Родные простили беглянку, отношения наладились. В финале девушка счастлива и полна надежд на будущее, ведь дорога предоставила ей новые возможности и перспективы.

Таким образом, дорога в жизни человека открывает новую страницу, где будут победы и поражения, взлеты и падения. То, что там окажется, зависит только от нас. И лучше заполнить эти листы открытиями, интересными впечатлениями, полезным опытом, чем сидеть на одном месте и бояться идти вперед. Любую дорогу осилит только идущий.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Аргументы дорога к счастью и дорога к себе итоговое сочинение 2021-2022

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ


  • Как вы понимаете выражение государство это мы сочинение итоговое
  • Как вы понимаете выражение без вины виноватый итоговое сочинение по литературе
  • Как вы понимаете выражение без вины виноватый итоговое сочинение аргументы
  • Как вы понимаете афоризм дорогу осилит идущий сочинение
  • Как вы пользуетесь интернетом сочинение