Как вы считаете есть ли что либо таинственное в облике главного героя рассказа гранатовый браслет

Задания
для дистанционного обучения.

Профессия:


группы

Педагог:

Учебная
дисциплина: Литература

Дата:

Количество
часов: 4

Тема:
Анализ повести «Гранатовый браслет»

1.      
В тетради
запишите число:  тему урока,  следующий материал и ответьте на вопросы.

Повесть
“Гранатовой браслет”, написанная  Куприным в 1910 году, посвящена одной из
главных тем его творчества — любви. В эпиграфе стояла первая нотная строка из
второй сонаты Бетховена.  В основе произведения лежит реальный факт —
история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

 «Моя
мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что
разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность,
изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в
юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось — Желтый (в
рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шейн в
шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном
письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и
описывал обстановку (у Куприна Шейн опять-таки в шутку рассказывает, как
Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар
княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на
мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале
эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в
течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка
долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот
произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый
браслет. Мой дядя  и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к
Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в
Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже.
«Заплеванная лестница,— пишет Куприн,— пахла мышами, кошками, керосином и
стиркой» — все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в
убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и
купринский Шейн, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и
жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал
мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной
страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был
без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей
матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам
ничего не известно».

Частный
случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется
“только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда
борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность
любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

1.Как
рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

2.Какой прием
использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

3.Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
Каково символическое звучание этой детали?

4.Как развивается тема любви в рассказе?

5.Как вы считаете, присутствует ли в рассказе «женская любовь»?

6.Как изображается автором Желтков и его любовь?

7.Как вы считаете, есть ли что-либо «таинственное» в облике
главного героя рассказа? Есть ли в облике чиновника Желткова то, что сближает
его со сказочным героем?

8.Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в
создании этого настроения играет музыка?

Скачано с www.znanio.ru

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Характеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет

Характеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

Тема любви – одна из основных в творчестве Александра Куприна. Он мог писать о любви как об одном из важных значимых категорий в жизни человека. Сильная, безграничная, все охватывающая любовь показана в повести «Гранатовый браслет». После прочтения данной книги, задумываешься над вопросом, есть ли на свете действительно такое всепоглощающее, искреннее, светлое чувство?

Один из главных героев произведения – господин Желтков. Это был молодой человек 35 лет, довольно приятной внешности. Весь смысл его жизни заключался в чувстве любви к княгине Вере Николаевн Шеине. Именно ей он посвятил всю свою жизнь и не мог представить, как жить ему дальше без этой любви. Думаю, что в мире редко встречаются такие сильные яркие чувства, и княгиня это поняла. Поняла, что мимо нее прошла такая любовь, которой не может быть на этой земле.

Господин Желтков был человек разумный и благородный. Он не хотел доставлять лишние хлопоты Вере Николаевне, поэтому решил уйти из этой жизни. Любовь Желткова была чистой и светлой. От нее веяло романтической умиротворенностью, душевным спокойствием. Он считает, что эта любовь дана ему Богом, это его судьба – любить безответно, любить замужнюю женщину.

И когда понимает, что судьба не даст ему возможность полностью почувствовать себя счастливым, Желтков предпочитает уйти в мир иной. В принципе, эта любовь и была для него счастьем. В ней он видел смысл своей жизни.

Желткова жалко, потому что он так рано попрощался с жизнью, не вкусив все плоды красивой романтической сказки под названием «любовь». Глядя на этого героя, удивляешься тому, как этот маленький человек мог испытывать такое бескорыстное чувство любви, жить этим чувством, дышать им, наслаждаться им. При всем этом он был человеком смелым, целеустремленным, но можно сказать и слабовольным. Он мог бы бороться за свою любовь, ведь он был счастлив даже от осознания того, что она есть. Он был счастлив, когда слышал ее голос, видел ее, ходил по тем местам, по которым она прошла. Думаю, что эта любовь была неземной, и не каждому человеку дается возможность испытать такие чувства. Куприн сумел показать нам на примере своего героя, что наша жизнь должна быть построена на гармонии любви, что нужно ценить и беречь свои чувства.

2 вариант

Желтков это главный персонаж, который вспоминается в течение всего рассказа, он влюбился в княгиню, которая уже замужем, ему 35 лет, он работает чиновником, занимается канцелярской работой.

Внешне он выглядит превосходно, высокий, стройный, подтянутый, у него голубые глаза, при этом цвет лица немного бледноватый, аккуратно одет и причесан, воспитан и имеет хорошее образование.

Он настолько широк душой, самоотвержен в своих чувствах, что не знает что ему делать. Поэтому сначала пишет письма откровенного характера, возлюбленная ему не отвечает.

Вскоре не зная, что же еще предпринять герой переходит на личный контакт с княгиней, но она вначале отшучивалась, потом стала игнорировать его любовные признания. Желтков настолько сильно полюбил, что готов жизнь отдать за эту любовь. Это именно то проявление чувст, о котором всегда пишут в великих историях о любви.

Но этой любви не суждено воплотиться в жизнь в полном объеме так как Вера Николаевна замужем и свою судьбу менять не собирается. Вскоре муж Веры начинает делать ей замечания, из-за ухаживания Желткова. Хоть жена на них никак не отвечает Николая Николаевича, эта вся ситуация компрометирует в глазах общества.

Поэтому он решает серьезно поговорить с влюбленным воздыхателем, этот разговор Желтков выдержал достойно. Он не угрожал мужу возлюбленной, ни о чем не просил, просто рассказал о своих истинных чувствах, но это никак не улучшило ситуацию.

Перед разговором с мужем княгини, главный герой подарил ей свои семейные драгоценности гранатовый браслет. Княгиня польщена его подарком, она даже испытывает некую симпатию к Желткову, но вынуждена вернуть подарок, так ка находясь в браке, это будет дурным тоном, принимать подарки от воздыхателей.

Желтков, который еще не отошел от разговора с мужем княгини, получает назад свой подарок. Эта ситуация совсем выбивает его из колеи, именно в этот момент он понимает, что любовь его не признана. Это известие приносит душевные муки и терзания всей сущности главного героя.

Долго размышляя над этой ситуацией Желтков, решает сделать окончательное действие. Он приходит к княгине прощается с ней, желает ей счастья и любви, после этого он наложил на себя руки.

Этот поступок не слабость, это проявление силы воли главного героя он никого не обвиняет, а просто не может жить на этом свете без любимого человека. Настолько трагично, душевно и  возвышенно переданы чувства главного героя, что «Гранатовый браслет» является лучшим лирическим произведением автора об истинной любви.

Сочинение про Желткова

Желтков Г. С. (полное имя в произведении не указано, только инициалы) выступает в качестве одного из центральных персонажей повести известного писателя Александра Ивановича Куприна под названием «Гранатовый браслет».

Точный возраст героя не называется, однако, упомянуто, что ему приблизительно тридцать лет. Он занимает должность мелкого чиновника, поэтому не имеет больших средств. Желтков снимает небольшую комнату в доме, находящемся по улице Лютеранской. Жилплощадь ему сдает пожилая женщина, которая очень его полюбила и относиться к квартиранту, как к родному сыну.

Что касается внешнего облика персонажа, то автор описывает его следующим образом: высокий рост, стройная фигура, ясные голубые глаза и очень бледное лицо. Таким образом, Желтков имеет достаточно приятную внешность.

Герой повести имеет хорошее воспитание и прирождённое чувство такта. Он скромный и честный, все люди, которые его знают, считают, что Желтков совершенно не умеет лгать.

В повести упоминается, что персонаж любит музыку, в особенности, Бетховена. Также, он имеет красивый почерк. Желтков благородный и самоотверженный человек.

Мужчина влюблён в Веру Николаевну Шеину, образованную и красивую женщину, обладающую тонкой натурой. Она имеет знатное княжеское происхождение, поэтому Желтков не может составить ей партию. Главный герой влюблён в Веру Николаевну уже восемь лет, он увидел её на цирковом представлении и с тех пор начал писать женщине письма, в которых восторгался ею. Влюблённость мужчины приобретает помешательственный характер. Он постоянно о ней думает, хотя и понимает, что не получит взаимности. Желтков знает, где бывает Вера Николаевна, однажды, он даже берёт себе ее платок, который она оставила на стуле во время бала. Эту вещь персонаж считает своей наибольшей ценностью и хранит её.

В день именин Веры, Желтков присылает ей потрясающий подарок. Он преподносит ей гранатовый браслет, который является фамильной драгоценностью и принадлежал ещё его прабабушке. Брат Веры настоял, чтобы украшение было возвращено и попросил Желткова прекратить её преследовать. Мужчина не выдержал этой трагедии, ведь сама Вера также отвергла его подарок и хотела, чтобы он её больше не беспокоил. Желтков в тот же день покончил с собой. Он написал Вере Николаевне последнее письмо, в котором всё также признавался в искренней любви и восторгался ею.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет

Характеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Дубровский — благородный герой 6 класс

    Дубровский может быть назван разбойником благородного вида, однако, стоит более подробно описать данное понятие, и что под ним понимается. Здесь имеется ввиду то, что благородство человека, который переходит закон

  • Сочинение по картине Рериха Заморские гости 4 класс

    Центральное место в картине занимает вереница кораблей. Две большие ладьи, заполненные людьми, изображены на переднем плане. Остальные суда небольшими пятнами виднеются вдалеке

  • История создания поэмы Василий Теркин Твардовского (прототипы и история написани)

    Многие читатели убеждены, что поэма «Василий Теркин» тесно связана только со временем Великой отечественной войны.

  • План рассказа Васюткино озеро Астафьева

    В самом начале рассказа описывается то, что Васютке необходимо подготовится к новому учебному году. Он очень сожалеет, что кончилось лето. Погода не благоприятная для рыбалки. Рыбаки ремонтируют снасти

  • Человек и природа в рассказе Старик и море Хемингуэя сочинение

    Повесть Хемингуэя «Старик и море» рассказывает, как старому рыбаку на закате своей жизни удалось поймать огромную рыбу, то есть одержать победу над своей немощью и старостью.

| Печать |

Урок – размышление по литературе в 11 классе

Тема «Талант любви в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”

Подготовила учитель русского языка и литературы Е.М.Шеховцова

Цели урока: показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.

-Пробудить желание одиннадцатиклассников философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

-Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление.

-Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.

.- Формировать эстетическое восприятие, используя различные     виды искусства: литературу, музыку, искусство.

Оборудование урокапортрет А.И.Куприна, фрагмент художественного фильма «Гранатовый браслет» (разговор кн.Василия и Николая с Желтковым), картины с морским пейзажем, презентация, эпиграф к уроку.

Методические приемы: комментированное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

Аналитическая беседа. Сл ово учителя

(Слайд 1)

— Вы видите выставку картин. Какой теме она посвящена?

-Опишите картины.

-Как вы думаете, почему сегодня мы начинаем урок с описания этих картин? (действие рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» происходит на Черноморском курорте; море-это стихия, в данном произведении стихия-это любовь Желткова к Вере).

-Сейчас прозвучат стихотворения, которые прочтут ваши одноклассники. Прослушайте их, о чём они?( звучит соната №2 Л.В.Бетховена).

1 Любовь, любовь — загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе у трата Или обогащеиье без конца?

Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О        том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот?

Всеволод Рождественский

2.В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…

Ж.Б. Мольер

-Какой эпиграф подбирает для своего произведения?

-Что слышим мы в этом музыкальном произведении? Почему Куприн выбрал именно его?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Вспомним высказывание Назанского, героя “Поединка” о том, что любовь — это талант сродни музыкальному.

-А какое лексическое значение слов «талант», любовь?

ТАЛАНТ м.- природный дар, дарования человека и способность к чему.

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

(зачитывается статья из Толкового словаря)

(Тема урока показана на презентации. Слайд2).

Тема урока записывается в тетрадь.

— Сформулируйте цели нашего урока.

— А какая бывает любовь? Всегда ли она приносит радость? Составим ряды эпитетов к слову «любовь»

-Мы услышали строки о любви Мольера, Рождественского. А теперь запишем мысль об этом чувстве самого А.И.Куприна: «Любовь-это чувство, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя».

-Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве? Устами какого героя говорит о любви сам Куприн?( генерала Аносова).

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

-Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шейну? (чтение характеристики кн.Веры) (слайд 3)

Вывод по прочитанному:

внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе — она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может быть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми “холодно и свысока любезная” с “холодным и гордым лицом” княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа XXVII: “Но равнодушною княгиней, // Но неприступною богиней // Роскошной, царственной Невы”) — тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу “сводить концы и концами”, соблюдая приличия, все-таки экономить, так как “жить приходилось выше средств”. Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с “чувством прочной, верной, истинной дружбы” относится к мужу, по-детски ласкова с “дедушкой”, генералом Аносовым, другом их отца.

-Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?

Куприн “собирает” всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: “прекрасные серьги из грушевидных жемчужин” от мужа, “маленькую записную книжку в удивительном переплете… любовное дело рук искусного и терпеливого художника” от сестры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: “она была суеверна”.

­-Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? —Каково символическое звучание этой детали?(зачитать описание браслета)

Подарок Желткова — “золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами” браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вера приходит в голову: “Точно кровь!” — это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть — фамильную драгоценность. Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

-Как развивается тема любви в рассказе?

-Как вы считаете, присутствует ли в рассказе «женская любовь»?

Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с “историей любви” телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: “Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами”.

Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему . навсегда — короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. “Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!” — говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — “сильна, как смерть”?… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!” Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и {‘енерал почувствовал ее истинность: “может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

Физминутка (слайд 4)

-Как изображается автором Желтков и его любовь?(примеры приводятся из произведения) (Слайд 5)

-Как вы считаете, есть ли что-либо «таинственное» в облике главного героя рассказа? Есть ли в облике чиновника Желткова то, что сближает его со сказочным героем?

(просмотр фрагмента худ.фильма «Гранатовый браслет», встреча с Желтковым Николая и кН.Василия)

Куприн развивает традиционную для русской литературы тему “маленького человека”. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей

для меня вся жизнь заключается только в Вас” — пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни. Желтков благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”. В этом можно усмотреть кощунство. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие “решительные меры” и “обращения к властям” не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за “громадное счастье” — любовь.

Мертвый Желтков приобретает “глубокую важность, … как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь”. Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски “великих страдальцев — Пушкина и Наполеона”. Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая “большая любовь, которая Повторяется раз в тысячу лет”. Герои “любили друг друга только одно мгновение, но навеки”.

Учащийся на фоне сонаты Бетховена читает отрывок из главы №13

Подумаем над словами К.Паустовского ( слайд 6)

«У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание».

Домашнее задание (слайд 7): подготовиться к сочинению на одну из предложенных тем.

  1. Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
  2. «… что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».)

Презентация к открытому уроку

ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС УЧЕБНИК ЧЕРТОВ, ТРУБИНА ЧАСТЬ 1 СТРАНИЦА 241-270
Что нового внёс Куприн в развитие традиционной для русской литературы темы «маленького человека»?
Почему образ Желткова не может быть однозначно отнесён к этому типу?
В чём противоречивость «таинственного» облика героя? 3. Обратите внимание на необычный эпиграф к рассказу «Гранатовый браслет». Объясните значение этого эпиграфа в произведении. 4. Какую роль в рассказе «Гранатовый браслет» играют предметно-бытовые детали? Какой неожиданный смысл приобретают некоторые из этих деталей (платок, записка, программа художественной выставки)? Почему и в заглавие рассказа автор вынес образ предмета?
5 Опыт исследования. Перечитайте описание гранатового браслета. Какое впечатление произвело на вас это описание? Что известно об истории этого предмета и особых его свойствах из текста рассказа? Какую роль сыграл он в судьбах главных героев рассказа «Гранатовый браслет»?
С какой целью в «Гранатовом браслете» представлены объёмная характеристика генерала Аносова и две рассказанные им истории?
В какой главе «Гранатового браслета» появилось описание Желткова?его возраст, внешность и т.п ?


Описание внешности Желткова появилось в 10 главе повести Куприна Гранатовый браслет:
«Высок ростом, худощав, с длинными, пушистыми, мягкими волосами«, «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине лет тридцати, тридцати пяти
Маленький человек Желтков имеет чувство собственного достоинства, гордость и умеет любить, чем вызывает уважение князя Шеина
Герой у Куприна необыкновенной души человек, хоть и низкого сословия
Генерал Яков Михайлович Аносов второстепенный персонаж — простой русский мужик, настоящий солдат, отважный терпеливый и выносливый, смелый и человечный офицер. Был когда то давно женат; жена сбежала с заезжим актером, он посылал ей пенсию, но в дом не пускал. Таким образом, личного счастья не довелось испытать и он верит в любовь. Он олицетворяет в повести вечные ценности. Его расстраивает супружество из корыстных соображений, осуждает пошлость и безнравственность
В эпиграфе указано музыкальное произведение — Соната Бетховена, перевод с итальянского «медленно, широко, страстно» во всю душу читайте, пожалуйста

Критика всегда была благосклонной к повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет», основанной на реальных событиях. Сам автор называл её самым целомудренным своим произведением. «Превосходной вещью» назвал повесть М. Горький. «Великую любовь» увидел в ней К. Паустовский.

Любовь Желткова к Вере Николаевне Шеиной называют идеальной, великой, возвышенной, очищающей — такой, которая бывает «один раз в тысячу лет».

Но есть и другие мнения. Например, литературовед и литературный критик Д. Кузьмин считает, что по-настоящему Веру любит не Желтков, несколько лет преследующий её своими признаниями и письмами, а муж, Василий Львович Шеин, который желает счастья своей супруге и поэтому оберегает её от ненужных проблем и волнений. Журналист Ю. Стеклов вообще не считает чувство Желткова настоящей любовью, так как «настоящая, самоотверженная, истинная» любовь познаётся в совместной жизни супругов, а «любовь» Желткова к княгине Вере не прошла испытания браком, поэтому априори не может считаться таковой.

Тем не менее, характеристика образа Желткова очень важна для понимания сути повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Внешность и образ жизни

Георгий С. Желтков (квартирная хозяйка, полька по национальности, называла его Ежий, что по-русски означало «Георгий») — небогатый чиновник контрольной палаты. Свои письма он подписывал инициалами Г. С. Ж. Ему примерно 30–35 лет. Он высок ростом и худощав. Его длинные пушистые мягкие волосы доходили до плеч, а лицо было очень бледным и нежным. Голубые глаза и упрямый детский подбородок с ямочкой посередине делали это лицо похожим на девичье. Голос у Желткова был настолько тихим, что иногда невозможно было разобрать слов. Одет он был в короткий пиджачок.

Во время посещения его мужем и братом Веры он сначала вёл себя довольно взволнованно, у него дрожали руки. На нервический характер Желткова указывали его худые, нервные пальцы, которые «бегали» по борту пиджака, застегивая и расстегивая пуговицы.  Он без необходимости то трогал руками лицо, то щипал рыжеватые усы, то снова теребил пуговицы.

Желтков в первые минуты появления в его комнате посетителей вызывает жалость: он напуган, совершенно растерян. Общаться с аристократами на равных он не может, а потому очень робеет. Но когда Николай Николаевич заявил, что после присылки гранатового браслета они с мужем Веры хотели обратиться к власти (вероятно, к полиции), то поведение Желткова резко меняется. Он рассмеялся, сел удобно в угол дивана, закурил и стал держаться увереннее. С чем было связано такое преображение?

Раньше вопросы о чести дамы решались дуэлью. Но это касалось мужчин благородного происхождения. Желткова таковым не считали, и это страшно оскорбило его — он был человеком с обострённым чувством собственного достоинства. После оскорбления он ведёт себя уже не как испуганный «маленький человек», а уверенно и почти вызывающе.

И далее он ведёт себя благородно: даже под угрозой не отказывается от своей любви, считая, что такой любовью его наградил Бог. Не унижается он и перед княгиней, когда разговаривает с ней по телефону и прощается.

О том, что герой повести не был богат, читатели узнают из его собственного признания в письме к Вере Шеиной, а также из описания квартиры, которую он снимал. Подъезд дома был грязным, тёмным, с заплёванной лестницей и неприятным запахом: пахло мышами, кошками, керосином и стиркой.

Маленькая комната на 6 этаже тоже была едва освещена и похожа на кают-компанию грузового корабля. В ней стояли только узкая кровать, большой и широкий диван и стол посередине.

Квартирная хозяйка говорит после его смерти Вере, что у него есть брат, который упросил, чтобы покойного не везли в анатомический театр, а похоронили по-христиански.

Характер

О характере Желткова читатели узнают со слов его квартирной хозяйки и из содержания его писем к Вере Николаевне.

По словам хозяйки, это был чудесный человек. Он жил у неё 8 лет, и за это время стал ей как родной сын.

Желтков не лишён критического отношения к себе. Он, например, признаётся в письме, что у него нет тонкого вкуса; понимает, что не имеет права часто беспокоить княгиню своими письмами. Муж Веры Николаевны при первой же встрече с ним понял, что «этот человек не способен обманывать и лгать заведомо».

Желтков ценит и понимает классическую музыку. В своём письме он указывает сонату Бетховена № 2, op. 2. Largo Appassionato как лучшую и просит Веру прослушать её.

О его педантичности и аккуратности говорит каллиграфический, без помарок, почерк.

История любви Желткова

О своей любви Желтков рассказывает в письмах к Вере.

8 лет назад он впервые увидел её в цирке и влюбился, так как понял, что «на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше». Тогда Вера ещё не была замужем, но он понимал, что у него нет никаких шансов — они были людьми разного социального положения. Поначалу он писал ей, по его словам, «глупые и дикие письма» и даже ждал на них ответа.

Все эти годы он постоянно следил за ней, знал, где она бывала и как была одета. Любовь поглотила его настолько сильно, что больше в жизни его ничего не интересовало: ни наука, ни политика, ни социальные проблемы, а вся жизнь заключалась только в ней. Это говорит об ущербности героя и нисколько не возвышает его в глазах читателя.

Он проверял себя и решил, что это не болезнь и не маниакальная идея — это любовь как Божье вознаграждение и единственная радость в жизни.

Муж Веры был согласен с этим заключением.

На очередные именины Желтков прислал Вере в подарок гранатовый браслет, который принадлежал его прабабке, а затем матери. Он переделал его основу, но камни оставил.

Этот браслет вызвал негодование брата Веры, и он решил прекратить эту затянувшуюся любовную историю: разыскал Желткова и попросил его больше не преследовать его сестру. Она, кстати, то же самое сказала по телефону самому влюблённому в неё чиновнику. В тот же вечер он покончил жизнь самоубийством, так как смысл жизни для него был потерян без возможности хоть изредка видеть любимую женщину.

Православный взгляд

Поскольку в повести неоднократно упоминается Бог, интерпретируется молитва «Отче наш», любовь Желткова характеризуется данной от Бога («Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам»), то просто необходимо сказать несколько слов по этому поводу.

Желтков несколько лет преследует чужую жену, хранит её вещи (в том числе украденные им), целует её записку и т. д., что противоречит 10-й заповеди «Не желай жены ближнего твоего». Бог не мог послать Желткову такую греховную любовь, нарушив свою же заповедь.

Влюблённый мужчина превратил женщину в бога, создал из неё своего идола, кумира, которому поклонялся и больше ничего в жизни не видел. Её вещи он превратил для себя в иконы и страстно их целовал. Для Желткова бог — это смертная женщина. Таким образом, нарушена 2-я заповедь «Не сотвори себе кумира».

Самоубийство — нарушение 6-й заповеди «Не убивай». Убийство себя — страшный грех.

В конце повести в уме Веры слагались в молитву слова, как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Но это предложение взято из молитвы «Отче наш», оно только о Боге и не может относиться к смертному человеку, тогда это будет просто кощунством.

Вывод

В повести Куприна показана драма человека низшего сословия, которого никогда не примут в высшем обществе. Как бы хорош он ни был, каких бы целей ни достиг, он никогда не сможет преодолеть сословный разрыв.

Все его ухаживания изначально были обречены на провал, даже когда Вера ещё не была замужем — и сам Желтков это прекрасно понимал, поэтому ограничивал себя только письмами.

Но образ Желткова — это не образ «маленького человека», что и было показано в сцене объяснения мужа и брата Веры с ним. После угрозы обратиться в полицию Желтков как будто просыпается и перестаёт чувствовать себя ниже своих посетителей.

Образ Желткова усиливается и музыкой, которая лишь на миг прерывается тревогой, а дальше снова идёт плавно и размеренно — так и жизнь продолжается после гибели героя.

О другом звуковом мотиве — православной молитве — было сказано выше.

К главному герою нет однозначного отношения, как и к его любви. Ведь по существу он совсем не знает Веры, не знаком с её внутренним миром. Однажды случайно увидев её, он создаёт для себя идеальный образ, а потом сам же подпитывает его.

Его поведение иногда напоминает сталкинг — преследование, навязчивое внимание к определённому человеку. Сталкеры считают, что их действия вызваны любовью (или ревностью). Они начинают с попыток «доказать свою любовь», посылают письма, цветы или подарки, а затем переходят к оскорблениям и угрозам. Конечно, Желтков несколько иная личность, но в жизнь любимой женщины он всё-таки вносит тревогу, от которой она хочет избавиться. Любящий же человек должен желать любимой душевного покоя и не трогать её личного пространства.

И последнее замечание: в общении со старшеклассниками нельзя допускать романтизацию смерти — их мировоззрение окончательно ещё не сформировалось.

Характеристика образа Желткова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

  • Как вы себя чувствуете как пишется
  • Как вы поняли название калоши счастья до и после прочтения сказки
  • Как вы понимаете явление обломовщины по роману и а гончарова обломов сочинение
  • Как вы понимаете эпиграф к повести капитанская дочка береги честь смолоду сочинение
  • Как вы понимаете что такое нравственный закон итоговое сочинение