Как выбирается тема на итоговом сочинении

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Как писать итоговое сочинение

Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».

3

1 269

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.

Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.

Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.

Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.

как и когда проходит итоговое сочинение

Структура итогового сочинения

В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.

элементы итогового сочинения

Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.

Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.

Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.

Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.

Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.

Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.

Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.

План итогового сочинения

В итоговом сочинении должны быть:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.

план итогового сочинения

Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»

Вступление

Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.

Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.

Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения

Основная часть

В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.

Заключение

В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.

Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.

Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Критерии итогового сочинения

При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».

Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.

Требования к итоговому сочинению

Это объём и самостоятельность.

В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».

Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».

Критерии оценивания

Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.

критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.

Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.

Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.

В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:

Разбери разделы и подразделы

Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.

Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.

В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.

Читай и анализируй

Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.

Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.

Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.

Тренируйся

Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.

После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.

как подготовиться к итоговому сочинению

На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.

Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.

Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».

Подробности здесь.

Текст: Ольга Лапенкова

В 2022-м одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение немного по-другому — не так, как в прошлые годы. Если раньше ученикам озвучивали пять направлений (например, «Человек путешествующий» или «Цивилизация и технологии»), а темы могли попасться какие угодно, то теперь всё усложнилось. В этом году школьникам предложат три больших тематических блока, а внутри каждого из них — несколько блоков поменьше. «Большие» блоки называются так:

  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • «Природа и культура в жизни человека».

Какие темы будут на итоговом сочинении — это, как и в прошлом году, никому не известно. Однако, если раньше темы были каждый раз новыми, теперь их будут брать из базы, сформированной на протяжении прошедших лет. Увы, просто прорешать их все не получится: ходят слухи, что в базе их около 1,5 тысячи, — да и сама база, кстати говоря, закрытая.

Поэтому, как и раньше, будем думать-гадать, что писать на итоговом сочинении. Повторим, какой должна быть композиция вашего текста; предположим, как всё-таки могут звучать конкретные темы; и, конечно, вспомним аргументы к итоговому сочинению — из русской и зарубежной классики, а также из мира кино.

Тематические блоки

Каждый «большой» тематический блок состоит из трёх-четырёх других. Если вам хочется подготовиться к каждому из них, это очень похвально! Но если вы боитесь, что не успеете освежить в памяти всё-всё-всё, можно выбрать несколько (желательно не менее трёх) самых интересных для вас рубрик. (Ссылки на статьи, посвящённые каждому из «маленьких» блоков, будем добавлять по мере их появления на сайте).

  • «Внутренний мир человека и его личностные качества»;
  • «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»;
  • «Познание человеком самого себя»;
  • «Свобода человека и её ограничения»;
  • «Семья, род; семейные ценности и традиции»;
  • «Человек и общество»;
  • «Родина, государство, гражданская позиция человека»;
  • «Природа и человек»;
  • «Наука и человек»;
  • «Искусство и человек».

Композиция итогового сочинения

Напоминаем, что сочинение, которое претендует на высший балл, должно содержать не менее 250 слов, а в идеале их должно быть плюс-минус 350. Что же касается композиции данной работы, мы советуем составлять её из четырёх абзацев:

  • 1-й абзац — введение (тезис, то есть собственный ответ на поставленный вопрос);
  • 2-й и 3-й абзацы — основная часть (рассуждения, подкреплённые аргументами из литературы или кино);
  • 4-й абзац — заключение (краткий пересказ всего написанного выше).

Таким образом, итоговое сочинение — например, на тему «Является ли богатство необходимым условием счастья?» — может выглядеть так:

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, является ли богатство необходимым условием счастья. С одной стороны, человек, у которого не хватает денег на технику, одежду и даже еду, может быть доволен своей жизнью: например, если он занимается чем-то важным, а ещё его окружают родные и близкие люди, единомышленники. С другой стороны, нехватка средств часто мешает получить образование, поправить здоровье, отправиться в путешествие или осуществить мечту. Так что не обязательно быть богатым, чтобы чувствовать себя счастливым, однако деньги (при правильном к ним отношении) помогают человеку развиваться как личности, а также помогать другим.

К сожалению, даже в наши дни многие люди находятся за чертой бедности. Они зарабатывают на хлеб честным трудом, но этого едва хватает, чтобы прокормить семью. Большинство таких людей одержимы внутренней тревогой. Они понимают: если с ними что-то случится и они не смогут работать, им придётся влезть в долги или лишиться имущества.

Но при этом даже среди бедняков есть люди, которые не поддаются унынию, — и всё потому, что они обрели смысл жизни. Если человек занимается тем делом, которое считает особенно важным, и окружён близкими по духу людьми, собственная бедность не будет восприниматься им как трагедия. Здесь уместно вспомнить Григория Добросклонова, героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Семья этого персонажа десятилетиями жила в бедности. Его отец был сельским священником и жил, веря в святость своего долга, но с трудом мог прокормить себя самого, жену и многочисленных детей:

  • Беднее захудалого
  • Последнего крестьянина
  • Жил Трифон. Две коморочки:
  • Одна с дымящей печкою,
  • Другая в сажень — летняя, <…>
  • Коровы нет, лошадки нет…

Но, несмотря на тяготы, в семье Добросклоновых всегда поддерживали друг друга, и Гриша решил пойти по тому же пути, что и отец: стать священником. Н. А. Некрасов неоднократно подчёркивает, что герой чувствует себя поистине счастливым, потому что он нашёл своё призвание, а также потому, что он окружён близкими. Пример таких людей, как Гриша Добросклонов, доказывает, что богатство не является необходимым условием счастья.

С другой стороны, иногда складываются ситуации, когда отсутствие денег не позволяет человеку достичь важных целей. Причём порой это вопрос жизни и смерти. Если человек из-за бедности не может вылечиться сам или обеспечить медицинскую помощь ближнему, здесь вряд ли может идти речь о счастье. Вспомним произведение В. Г. Короленко «Дети подземелья»: один из центральных героев — бродяга по имени Тыбурций Драб — заботится о двух детях, Валеке и Марусе. Однако добродушный Драб настолько беден, что не может даже обеспечить себе и ребятам жильё: семейство обитает в подвале заброшенной часовни.

Однажды Маруся заболевает, но приёмному отцу не на что купить лекарства; девочке становится всё хуже и хуже. Скорее всего, если бы Тыбурций Драб был богат — или, по крайней мере, не настолько беден, — он сумел вылечить Марусю. И, вполне возможно, её бы ждала долгая счастливая жизнь. Однако малышка так и не выздоровела. Этот пример говорит о том, что иногда деньги необходимы: без них невозможно разрешить трудную и даже опасную ситуацию.

Таким образом, не обязательно быть богатым, чтобы радоваться жизни, выполнять свой долг, а также наслаждаться временем, проведённом в кругу любимых людей. Но иногда только деньги могут помочь человеку достичь важной цели — или даже сохранить здоровье себе и близким.

  • Как вы считаете почему блок так высоко оценил собственное сочинение поэму двенадцать сегодня я гений
  • Как вы считаете кем был главный герой рассказа рыцарем или тюфяком почему
  • Как вы считаете как человек связан с природой в рассказе тургенева бежин луг
  • Как вы считаете есть ли что либо таинственное в облике главного героя рассказа гранатовый браслет
  • Как вы справляетесь со стрессом сочинение