Как выбирают тему на итоговом сочинении

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Как писать итоговое сочинение

Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».

3

1 268

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.

Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.

Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе

Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.

Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.

как и когда проходит итоговое сочинение

Структура итогового сочинения

В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.

элементы итогового сочинения

Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.

Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.

Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.

Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.

Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.

Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.

Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.

План итогового сочинения

В итоговом сочинении должны быть:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.

план итогового сочинения

Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»

Вступление

Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.

Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.

Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:

Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения

Основная часть

В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.

Заключение

В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.

Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.

Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Критерии итогового сочинения

При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».

Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.

Требования к итоговому сочинению

Это объём и самостоятельность.

В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».

Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».

Критерии оценивания

Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.

критерии оценивания итогового сочинения

При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.

Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.

Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.

В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.

Как подготовиться к итоговому сочинению

Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:

Разбери разделы и подразделы

Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.

Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.

В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.

Читай и анализируй

Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.

Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.

Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.

Тренируйся

Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.

После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.

как подготовиться к итоговому сочинению

На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.

Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.

Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».

Подробности здесь.

  • Подготовка к ЕГЭ

Итоговое сочинение — советы от «Соточки по русскому»

  • 22 октября, 2020
  • Нет комментов
  • 64330

Cодержание

Введение

Итоговое сочинение в 2020 году 11-классники пишут  2 декабря. Это сочинение-рассуждение, оценкой за которое может стать “зачёт” и “незачёт”.

“Зачёт” является допуском к ЕГЭ по русскому языку.
“Незачёт” означает, что придётся идти на пересдачу.

Простым смертным нужен “зачёт”, получить который не так уж и сложно.

Но в некоторых вузах при поступлении за итоговое сочинение начисляют дополнительные баллы. Таких вузов немного. Если вы уже знаете, в какой вуз будете подавать документы, уточните на сайте приёмной комиссии следующее:
– дают ли дополнительные баллы за это сочинение
– сколько баллов можно получить
– каковы критерии оценивания при перепроверке сочинения в вузе.

Итоговое сочинение — процедура

На экзамене вы получите 5 тем, из которых можно будет выбрать ту, которая вам больше нравится. 

Например, список из пяти тем может выглядеть вот так:

Согласны ли вы с высказыванием И. Ганди: “История самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики”?
Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
Стоит ли бояться перемен?
Как найти своё место в жизни?
Какие черты присущи людям XXI века?

Примерно так и будет выглядеть ваш экзаменационный билет. Вам нужно выбрать одну тему.

Темы итогового сочинения НИКТО не знает заранее, так что предложенные выше (и ниже) темы даны просто как пример, нет никаких гарантий того, что хотя бы одна из них будет дана на итоговом сочинении.

Заранее всем известны только 5 направлений, в рамках которых будут составлены темы.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2020 ГОДУ

  1. Забвению не подлежит
  2. Я и другие
  3. Время перемен
  4. Разговор с собой
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Направление – это то русло, в рамках которого будут составлены темы.
Например, в рамках направления  “Я и другие” на итоговом сочинении могут быть даны темы “
Как окружение влияет на личность?” или “Может ли один человек противостоять окружающему обществу?”

В вашем билете будет 5 тем – по одной теме на каждое направление.

О том, какие это будут темы, можно гадать.
А ещё можно почитать комментарии ФИПИ к каждому направлению: между строк читаются те вопросы, которые могут превратиться в реальные темы итогового сочинения:

Забвению не подлежит: комментарий ФИПИ

“Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передаётся от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах…”

А теперь превратим это в темы.

Забвению не подлежит — предполагаемые темы

  • Почему нельзя забывать историю родной страны?
  • Почему нельзя забывать о прошлом?
  • Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?
  • Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории?
  • Как ход истории влияет на судьбы людей?
  • Как вы понимаете высказывание В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»?
  • Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  • Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  • Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  • Какие произведения искусства становятся бессмертными?
  • Какие личности остаются в истории?

Я и другие: комментарий ФИПИ

“При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми…”

Повторим наш “фокус” и для этого направления:

Я и другие — предполагаемые темы

  • Что лучше: пойти на компромисс с окружением или отстаивать свою позицию, рискуя ранить или обидеть?
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  • Согласны ли Вы с высказыванием В. Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»?
  • Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
  • Как окружение влияет на личность?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  • Почему возникают конфликты между людьми?
  • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  • Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
  • Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
  • Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

Время перемен: комментарий ФИПИ

“В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений…”

Время перемен — предполагаемые темы​

  • Какие явления меняют жизнь людей?
  • Всякие ли перемены к лучшему?
  • Сложно ли жить в эпоху перемен?
  • Почему многие люди боятся перемен?
  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
  • Почему так сложно изменить себя?
  • Когда человеку необходимы перемены?
  • Стоит ли менять себя ради любви?
  • Как вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Франса Анатоля: «Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены – основа жизни»?
  • Что влияет на формирование мировоззрения человека?
  • Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  • Как вы понимаете слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Жизнь – это непрекращающееся рождение, и себя принимаешь таким, каким становишься»?

Разговор с собой: комментарий ФИПИ

“Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задаёт сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя…”

Разговор с собой — предполагаемые темы​

  • Что значит «быть самим собой»?
  • Что помогает человеку лучше понять самого себя?
  • Почему человеку сложно понять себя?
  • Как найти своё место в жизни?
  • Что может изменить мировоззрение человека?
  • К чему может привести человека внутренний разлад?
  • Что такое совесть?
  • В чем заключается смысл жизни?
  • Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Смысл жизни только в одном – борьбе»?
  • Что такое самосовершенствование?
  • Возможно ли достижение счастья без работы над собой?
  • Нужно ли человеку меняться к лучшему?
  • Почему человеку нужно развиваться?
  • Почему люди деградируют?

Между прошлым и будущим: комментарий ФИПИ

“Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодёжи, её места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, учёные, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что даёт возможность высказать своё мнение в рамках обозначенной проблематики…”

Между прошлы и будущим — предполагаемые темы​

  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие произведения современных авторов оказали на вас влияние? / Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Каковы духовные ценности молодежи нашего времени?
  • Могут ли материальные ценности в будущем вытеснить духовные?
  • Какие герои становятся кумирами моих сверстников?
  • Почему старшему поколению сейчас трудно понимать молодёжь?
  • Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Как мое поколение изменит мир?
  • С какими трудностями сталкивается современная молодёжь?
  • Как мои сверстники относятся к семье?
  • Какие черты характерны для современного человека?
  • О чем мечтает мое поколение?
  • Чего хотят добиться мои сверстники?
Продолжение ниже…

Продолжение ниже…

Видеокурс к ЕГЭ по русскому от автора этой статьи:

Алгоритм написания итогового сочинения

С темами разобрались, что дальше? К темам прилагается задание:

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Что можно извлечь из этого задания?

1) В сочинении должно быть не менее 250-и слов.

2) Нужно сформулировать свою позицию в рамках выбранной темы. Так как темы представлены в виде вопросов – требуется просто ответить на вопрос.
2) Нужно доказать свою позицию, то есть привести 
аргумент (или несколько аргументов). Аргумент обязательно нужно подкрепить примером из литературы. Опоры на один литературный пример ДОСТАТОЧНО.

СВОЯ ПОЗИЦИЯ + АРГУМЕНТ(-ы): всё так просто?
Да! Но есть нюансы.

Для примера возьмём тему:

Какие события способны изменить жизнь человека?

Тема простая. Жизнь человека может изменить буквально всё что угодно: удача, совет друга, встреча с любимым человеком. А можно найти котёнка у двери дома – и жизнь уже не будет прежней. Но прежде чем писать о котятах, подумайте: а есть ли у вас ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИМЕР, в котором фигурируют эти самые котята?

Если вы не приведете подходящий пример из литературы, то “зачёт” точно не получите.

Так что лучше вспомнить героя произведения, жизнь которого резко менялась. Давайте вспомним “Судьбу человека” Михаила Шолохова. Жизнь героя (Андрея Соколова) изменилась потому, что началась Великая Отечественная война: он отправился на фронт, попал в плен, потерял семью…

И вот теперь, когда у нас есть подходящий пример, очень удобно считать, что ВОЙНА – такое событие, которое способно изменить жизнь человека.

Давайте запишем нашу позицию:

Своя позиция: Я считаю, что кардинальные изменения в жизнь людей вносят такие события, которым один человек не может ничего противопоставить. Это могут быть аварии, техногенные катастрофы и катаклизмы. Но прежде всего на ум приходят войны, которые в совокупности изменили большее число судеб, чем любое другое бедствие.

Своя позиция написана! Её также называют тезисом – утверждением, истинность которого должна быть доказана.

А вот теперь 

мы должны доказать свою правоту, это сложнее.

Давайте порассуждаем: как же война меняет жизнь человека? Она точно меняет жизнь человека или мы что-то перепутали? Рассуждая, не забываем о том, что примером в сочинении будет судьба Андрея Соколова.
Вот так может выглядеть аргумент:

Аргумент: Во время боевых действий меняется и образ жизни людей, и образ их мыслей. Люди вынуждены не только сражаться с врагом, но и пребывать в постоянном страхе за свою жизнь и за судьбу своих близких.

А теперь подкрепим этот аргумент примером из рассказа “Судьба человека”.
Сначала опишем, как война изменила жизнь главного героя:

Пример из литературы: Так, в рассказе “Судьба человека” М. Шолохов описывает жизнь Андрея Соколова, который прошёл через множество испытаний за время Великой Отечественной войны. Он отправился на фронт, оставив свою семью в тылу, попал в плен к немцам, голодал и несколько раз был на шаг от смерти. Но самое страшное потрясение он пережил, когда после побега из плена узнал, что его жена и дочери погибли: бомба попала в их дом.

А после добавим микровывод, так как пример из литературы – не просто перечисление подходящих фактов. Эти факты нужно ещё проанализировать.
На какую мысль наталкивает нас судьба героя?
Действительно ли этот пример подтверждает наш аргумент?
Какое отношение имеет пример к теме сочинения?

Таким анализом примера и является микровывод:

Микровывод: Судьба этого героя служит подтверждением мысли о том, что на войне люди подвергаются суровым испытаниям, самое тяжёлое из которых – потеря семьи. Пережить такое и не измениться невозможно, жизнь бойцов даже после окончания войны не может стать прежней.

Своя позиция высказана, аргументом подкреплена. Аргумент хорош: есть и наши мысли, и пример из литературы, и анализ этого примера (микровывод).

Можете дополнить работу ещё одним аргументом.
Например, таким:

Аргумент: Война влияет также и на физическое состояние человека. Бойцов ранят, калечат, это сказывается на их образе жизни: нужно приспосабливаться к произошедшим с телом изменениям, преодолевать боль и отчаяние.

Пример из литературы: Например, лётчик Мересьев, главный герой “Повести о настоящем человеке” Б. Полевого, во время Великой Отечественной войны становится инвалидом: ему ампутируют ступни. Сначала молодой человек теряет веру в себя, но товарищ внушает ему, что возвращение в строй всё ещё возможно. Герой выполняет упражнения, превозмогая боль, учится ходить на протезах. Невероятная сила воли позволяет Мересьеву вернуться в действующую армию.

Микровывод: Повесть наталкивает на мысль о том, что война калечит людей, заставляет их бороться с болью, состоянием безнадёжности, и, хотя многие закаляются во время этой борьбы, их жизнь меняется отнюдь не в лучшую сторону.

Ура, теперь своя позиция (война – это событие, которое способно изменить жизнь человека) доказана. Самая важная часть сочинения написана.

Но это ещё не всё.

Похожая статья:

1

Короткие произведения для всех направлений итогового сочинения 2021

Итоговое сочинение 2021 — короткие произведения для всех направлений.

Структура сочинения

Стандартная структура любого сочинения-рассуждения:
        
Введение
        Основная часть (= своя позиция + аргумент + аргумент + аргумент…)
        Заключение

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  – это “мясо” работы: ваша позиция и аргументы (подкрепленные примерами из литературы).

Но также обязательно нужно написать 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – обобщение всего того, что сказано в вашем сочинении. Заключение показывает, к какому выводу мы приходим к концу сочинения.

Можно (но не обязательно) написать и 

ВВЕДЕНИЕ – подводку к собственной позиции. Например, можно написать, почему вы выбрали именно эту тему, или порассуждать о том,  актуальна ли тема в наше время.

Давайте посмотрим на сочинение целиком:

Пример сочинения: Какие события способны изменить жизнь человека?

Своя позиция
Я считаю, что кардинальные изменения в жизнь людей вносят такие события, которым один человек не может ничего противопоставить. Это могут быть аварии, техногенные катастрофы и катаклизмы. Но прежде всего на ум приходят войны, которые в совокупности изменили большее число судеб, чем любое другое бедствие.

Первый аргумент, который включает в себя пример из литературы и микровывод
Во время боевых действий меняется и образ жизни людей, и образ их мыслей. Люди вынуждены не только сражаться с врагом, но и пребывать в постоянном страхе за свою жизнь и за судьбу с своих близких. Так, в рассказе “Судьба человека” М. Шолохов описывает жизнь Андрея Соколова, который прошёл через множество испытаний за время Великой Отечественной войны. Он отправился на фронт, оставив свою семью в тылу, попал в плен к немцам, голодал и несколько раз был на шаг от смерти. Но самое страшное потрясение он пережил, когда после побега из плена узнал, что его жена и дочери погибли: бомба попала в их дом. Судьба этого героя служит подтверждением мысли о том, что на войне люди подвергаются суровым испытаниям, самое тяжелое из которых – потеря семьи. Пережить такое и не измениться невозможно, жизнь бойцов даже после окончания войны не может стать прежней.

Второй аргумент, который включает в себя пример из литературы и микровывод
Война влияет также и на физическое состояние человека. Бойцов ранят, калечат, это сказывается на их образе жизни: нужно приспосабливаться к произошедшим с телом изменениям, преодолевать боль и отчаяние. Например, лётчик Мересьев, главный герой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, во время Великой Отечественной войны становится инвалидом: ему ампутируют ступни. Сначала молодой человек теряет веру в себя, но товарищ внушает ему, что возвращение в строй всё ещё возможно. Герой выполняет упражнения, превозмогая боль, учится ходить на протезах. Невероятная сила воли позволяет Мересьеву вернуться в действующую армию. Повесть наталкивает на мысль о том, что война калечит людей, заставляет их бороться с болью, состоянием безнадежности, и, хотя многие закаляются во время этой борьбы, их жизнь меняется отнюдь не в лучшую сторону.

Заключение
Можно сделать вывод, что война влечет за собой изменения в судьбах множества людей: кто-то погибает, кто-то оказывается ранен, кто-то теряет родных. Это страшное событие калечит и души, и тела людей.

330 слов

Обратите внимание на слова, выделенные красным.
Всем сочинением мы отвечаем на вопрос: какое событие меняет жизнь человека? Мы считаем, что это событие – война. И всё сочинение мы описываем, как происходит изменение жизни людей под влиянием войны, то есть мы постоянно пишем об изменениях – поэтому это слово и повторяется так часто. И это хорошо!
Такой повтор является свидетельством того, что мы не ушли от темы!

Продолжение ниже…

Курс к ЕГЭ от автора этой статьи

Видеокурс «Соточка по русскому» к ЕГЭ по русскому языку от автора этой статьи — Ляйсан Хутовой. Подробные видеоуроки, удобный конспект, система повторений. 1900₽ за весь курс.

Курс к ЕГЭ от автора этой статьи

Ок, гугл, как получить зачёт?

Чтобы получить зачёт, нужно знать требования, предъявляемые к сочинению, и критерии оценивания.

Начнем с требований:
1) Объём не менее 250-и слов
2) Сочинение должно быть написано самостоятельно

Если работа не соответствует хотя бы одному требованию – проверяться она не будет, за нее выстявят “незачёт”.

Если же здесь всё в порядке, работа оценивается по пяти критериям:

Основные критерии:
1) Соответствие теме
2) Аргументация. Привлечение литературного материала

Другие критерии:
3) Композиция и логика рассуждения
4) Качество письменной речи
5) Грамотность

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по основным критериям (1 и  2), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

То есть вы можете даже получить “незачёт”, например, по критериям “Грамотность”  “Композиция и логика рассуждения” – и всё равно получить “зачёт” за всё сочинение. Здорово, правда?

Главное – получить зачёт по двум основным критериям! Поэтому помните об этих критериях! Разберём их подробнее.

Подробный разбор критериев

Вот что написано в документе “Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году”:

1. Соответствие теме
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.)
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

Как видим, получить “зачёт” по этим критериям просто, если помнить схему: СВОЯ ПОЗИЦИЯ + АРГУМЕНТ

О других критериях можно не беспокоиться: они такие мягкие, что не удовлетворить им очень сложно. Тем более достаточно получить зачёт всего лишь по одному из них.

3) Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

4) Качество письменной речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

5) Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Частые вопросы (и ответы)

1. Сколько должно быть аргументов?
Одного достаточно. Главное – не количество аргументов, а качество! (минус одного аргумента – сложно набрать 250 слов)

2. Можно ли использовать зарубежную литературу?
Можно (можно брать даже «Гарри Поттера» и «Властелина колец»)

3. Сколько слов должно быть в сочинении?
Минимум – 250 (если слов будет меньше, получите незачёт). Рекомендованное количество – 350 слов. НО ЭТО ТОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЯ, её можно не соблюдать. Верхней планки нет.

4. Сколько у меня будет времени на выполнение задания?
3 часа 55 минут

Советы

  • Выберите тему, для которой у вас есть АРГУМЕНТ
  • Отталкивайтесь от аргумента, когда будете составлять тезис
  • Составьте план
  • Пишите проще
  • Тренируйтесь
  • Не старайтесь учить чужие аргументы. В качестве тренировки лучше самостоятельно написать 1 аргумент, чем выучить 10 чужих
  • Не волнуйтесь, итоговое сочинение можно пересдать
  • Постарайтесь всё-таки сдать =)

Подробный вебинар от автора статьи

Хотите добавить на КурсАгент свой полезный материал? Это можно сделать тут.

  • Русский язык, Советы, Соточка по русскому, ФИПИ
  • Нет комментов

Соточка по русскому

Ближайшие вебинары

Получать расписание

Каждое утро наш бот рассылает расписание бесплатных вебинаров по выбранным предметам.

Последние посты

Если у вас есть собственный полезный текст, вы можете опубликовать его в этом блоге:

Больше статей:

0

От школьника к студенту: окончательный выбор вуза и начало университетской жизни

Приёмная кампания в самом разгаре. Совсем скоро у вас начнётся учёба уже в новом статусе – в статусе студента. Мы, факультет клинической психологии и …

0

Как обосновывать критерии в новой 30-ой задаче ЕГЭ по физике

Сделал файл со всеми шаблонами обоснований в новой 30ой задаче ЕГЭ по физике — лучше поздно, чем никогда

0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НА ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Какие ошибки допускают выпускники на ЕГЭ по профильной математике чаще всего? Рекомендации репетитора в последние дни перед ЕГЭ

0

ПОСТУПЛЕНИЕ-2022: ДАТЫ, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ!

Какие даты – ключевые для поступления в этом году? Почему не стоит нести в вуз аттестат раньше времени и как поступать в разные города.

1

Подготовиться к ЕГЭ по информатике за 2 месяца более чем реально! Главные этапы и советы от стобалльника

ЕГЭ по информатике уже скоро, поэтому уже давно пора начать готовиться. Все зависит от твоего начального уровня, но иногда достаточно и 2 месяцев, чтобы …

Show next

We will be happy to hear your thoughts

    Оставить комментарий

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  1. Как вы считаете почему блок так высоко оценил собственное сочинение поэму двенадцать сегодня я гений
  2. Как вы считаете кем был главный герой рассказа рыцарем или тюфяком почему
  3. Как вы считаете как человек связан с природой в рассказе тургенева бежин луг
  4. Как вы считаете есть ли что либо таинственное в облике главного героя рассказа гранатовый браслет
  5. Как вы справляетесь со стрессом сочинение