Как выглядит мальвина из сказки буратино

История персонажа

Вряд ли найдется ребенок, не знающий сюжета сказки о Буратино и золотом ключике. Запоминающимся действующим лицом повествования стала Мальвина. Красивая девочка, кукла с голубыми волосами, покоряет сердца маленьких читателей. Этот персонаж имеет незаурядный характер, любопытный внешний облик и богатую биографию. Ее появление в сказке совсем не случайно.

История создания

Литературной основой для произведения Алексея Толстого, написанного в 1923 году, послужила итальянская фьяба «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. Аутентичный сюжет о Пиноккио был известен в Европе за 50 лет до того, как о нем услышали в России.

Алексей Толстой

Алексей Толстой

Поначалу Толстой раздумывал над литературными приемами, которые позволили бы сделать повествование не сухим пересказом сюжета, а любопытной легендой. Автору приходилось останавливать работу и брать перерыв, чтобы найти вдохновение. В 1934 году сказка была доработана в новом ключе. Толстой добавил истории дух авантюризма, а героям – задора.

Сказку опубликовали в 1936 году как самостоятельное произведение, в котором были использованы мотивы сочинения Коллоди. Отечественные читатели восторженно восприняли историю о Буратино, ведь сочинение имело традиционную моралистическую составляющую, привлекало интерес нестандартным сюжетом и описанием специфичных героев. Для создания образа Мальвины автору потребовалось объединить описание лесной феи с лазурными волосами из сказки Коллоди и черты персонажа итальянской комедии дель арте – Коломбины.

Коломбина и Голубая Фея

Коломбина и Голубая Фея

Характер Мальвины объединяет в себе умение коллодиевской феи находить общий язык с представителями флоры и фауны, красоту и доброту обоих вымышленных персонажей. Внешний вид девочки делает ее особенной, навевая ассоциации с миром магии и фантастики, в котором иметь голубые волосы – нормально.

Имя героиня тоже получила не случайно. Толстой, любитель романтической поэзии, выбрал его, основываясь на традициях этого литературного направления. Имя использовали Пушкин и Жуковский, кельтский бард Оссиан и поэты 18-19 веков. В переводе с древнегерманского оно означает «слабая, нежная», что логично для трогательного персонажа, описанного Толстым. В альтернативной версии Мальвина расшифровывается как «справедливая» и отсылает к ассоциациям с цветами растения мальвы.

Образ и сюжет

Мальвина – кукла. Она актриса театра, которым руководит сеньор Карабас-Барабас. Публику приводят в восторг ее талант и образ. Прическа привлекает всеобщее внимание необычным голубым цветом волос, заставляя проникаться симпатией. Мальвина – обладательница голубых глаз, длинных ресниц и аккуратного носика, фарфоровое личико украшает приятный румянец. Туловище куклы набито ватой.

Мальвина и пудель Артемон

Мальвина и пудель Артемон

Героиня отличается безупречным воспитанием и тонкой душевной организацией. Ей не под силу терпеть издевательства Карабаса Барабаса, поэтому кукла сбегает из театра и селится в домике на лесной опушке под охраной пуделя по кличке Артемон.

Главные герои, как и аудитория, питают симпатию к Мальвине. Ее доброта, кротость и понимание покоряют сердца. Жители леса снабжают куклу всем необходимым, а поклонник Пьеро готов положить все к ее ногам. Прототипом кавалера Мальвины послужил персонаж французского ярмарочного театра с аналогичным именем.

Мальвина и Пьеро

Мальвина и Пьеро

Соответствующие черты можно обнаружить и у героя комедии дель арте – Педролино. В итальянской комедии масок герой страдает от холодности Коломбины. Будучи безответно влюбленным в девушку, он плачет от того, что Арлекину удается увлечь ее.

Толстой видоизменил классический любовный треугольник. Герои сказки слишком воспитанные, а Мальвина, в отличие от Коломбины, демонстрирует большую душевную глубину. Девочка принимает ухаживания, но не в силах оценить чувства Пьеро. Буратино, замещающий Арлекино, не интересует голубоволосую куклу. 

Мальвина и Буратино

Мальвина и Буратино

Она увлечена поддержанием чистоты и порядка в доме и гардеробе. Несмотря на хозяйственность и отсутствие склонности к душевным порывам, Мальвина в состоянии проявлять заботу о ближних. Ее интерес к окружающим скорее поверхностный, а все внимание занимают соответствие правилам этикета и поддержание должного уровня воспитанности.

Экранизации

В 1975 году телестудия «Беларусьфильм» выпустила культовую экранизацию сказки Алексея Толстого, и Мальвина обрела экранное воплощение. Двухсерийная лента подробно описывала приключения Буратино и героев произведения. Миловидную девочку, исполнившую роль фарфоровой куклы, звали Татьяна Проценко. 

Она попала на съемочную площадку случайно. На выбор исполнительницы повлияло знакомство с ассистентом режиссера. Талант актрисы было сложно не отметить, ведь она прошла сложные пробы под пристальным вниманием режиссера Леонида Нечаева. Публика удивлялась тому, сколько лет было артистке, – на момент съемок ей исполнилось восемь.

Татьяна Проценко в роли Мальвины

Татьяна Проценко в роли Мальвины

Девочке пришлось столкнуться с неприятностью во время съемок – у нее выпали молочные зубы. Идеальную улыбку Мальвины доверили стоматологу, который изготовил похожий муляж. Для Татьяны Проценко роль стала ярким дебютом. 

Позднее под нее написали сценарий «Красной шапочки», но девочка попала в больницу с сотрясением мозга. В дальнейшем ей не пришлось сниматься в кино. Сегодня Татьяна Проценко – киновед и член Международной федерации журналистов.

Интересные факты

Любопытно, что образ Мальвины имел продолжение не только на экране, но и в других областях. Например, в психологии применяется термин «комплекс Мальвины», который описывает специфичную особенность характера девушки, склонной к постоянному поучению. Она руководит поведением близких, друзей и окружающих. Психологи всерьез используют определение, характеризуя своих подопечных.

Комплекс Мальвины

Комплекс Мальвины

В эпоху популярности необычных имен новорожденных девочек часто называли Мальвинами. Сборники, характеризующие имена, сообщают, что такие девушки расчетливы и умны, предпочитают лидерские позиции и постоянный труд. Девочки, носящие это имя, окружены близкими и родными и являются воплощением качеств, сопутствующих образу, который придумал Алексей Толстой.

Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» наверняка знакома каждому. Более того, всем известно, что в основе сюжета этой истории, написанной Алексеем Толстым, лежала повесть Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» и писатель этого никогда не скрывал. Какие тут могут быть тайны? Но оказывается, история деревянного мальчика и его друзей хранит немало секретов, в том числе достаточно жутких.

В предисловии к своей сказке Алексей Толстой написал, что в детстве читал книгу Карло Коллоди и она произвела на него неизгладимое впечатление. Он неоднократно рассказывал своим друзьям историю Пиноккио, так как сама книжка потерялась. Разумеется, с каждым разом повествователь отходил от оригинального сюжета и в итоге родилась новая сказка, которую все знают как «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Оказывается, Толстой кривил душой и все было совсем иначе. Начнем с того, что первое издание «Пиноккио» на русском языке появилось, когда писателю было уже 23 года. Итальянского Толстой не знал ни в детстве, ни в более зрелом возрасте, поэтому читать книгу в оригинале он не мог.

Создатель Буратино, как многие в те годы, знал французский, а на этот язык книга переводилась неоднократно. Но сам Толстой неоднократно вспоминал, что в доме, где он рос, не было детских книг, поэтому и такой вариант полностью отпадает.

Итак, Толстой прочитал сказку о Пиноккио, будучи вполне взрослым человеком. Но что так тронуло в этой истории молодого дворянина, что он решил написать собственную версию похождений деревянного мальчишки? Ответ на этот вопрос можно найти, заглянув в детские годы писателя.

Иллюстрация Роберто Инноченти (Roberto Innocenti)

Дело в том, что Алексей был нелюбимым сыном своего отца, графа Николая Толстого. Более того, есть неподтвержденная информация о том, что он был ему не родным. Скорее всего, именно поэтому до 16 лет мальчик носил фамилию Бостром и воспитывался в доме дяди. Кроме этого, биографы писателя утверждают, что Николай Толстой долго не хотел давать Алексею свою фамилию и титул.

Неудивительно, что трогательная история безродного деревянного мальчика, который изо всех сил стремился стать человеком, нашла живой отклик в душе несчастного юноши. И переписал он сказку не потому, что запамятовал детали, а совсем по иной причине.

Призрак с голубыми волосами

В сказке про Пиноккио, написанной итальянским автором, Мальвины не было. Но там был другой персонаж с голубыми волосами — это фея. Но изначально эта второстепенная героиня была даже не феей, а… призраком. У Коллоди было два варианта истории деревянного мальчишки, причем первый, с точки зрения современного человека, совершенно не детский.

В первой редакции сказки Пиноккио должен был умереть в конце сказки. По замыслу автора он убегал через лес от разбойников и силы почти оставили его. Но впереди, в чаще, появился небольшой белый дом, увидев который герой подумал, что сможет найти там спасение.

Иллюстрация Роберто Инноченти

Мальчишка долго колотит в запертые двери, но ему никто не открывает. Взглянув в окно, Пиноккио видит странную девочку:

В окне появилась красивая девочка. У нее были волосы цвета небесной лазури, бледное словно восковое лицо, глаза закрыты, а руки скрещены на груди. Даже не шевеля губами, она сказала голосом, который шел, казалось, с того света: – В этом доме никого нет. Все умерли. – Открой мне хотя бы ты! — взмолился Пиноккио, рыдая. – Я тоже умерла. – Умерла? Но что тогда ты делаешь тут, у окна? – Жду, когда прибудет гроб, чтобы забрать меня отсюда, — и с этими словами девочка исчезла, а окно бесшумно закрылось.

Вслед за этим к дому подоспели разбойники и расправились с Пиноккио. Сейчас такой финал детской сказки кажется более чем странным, но в середине XIX века, когда писалась книга, такое завершение было вполне обычным и никого не шокировало.

Иллюстрация Роберто Инноченти

Возможно, что на гибели Пиноккио все и закончилось, но его приключения так понравились читателям, что Коллоди был вынужден в следующем варианте сказки превратить мертвую девочку с голубыми волосами в добрую фею, которая его оживила. Изменять внешность персонажа автор не стал, так как она вполне соответствовала образу мистического создания.

Что значит имя Мальвина?

Толкований имени Мальвина существует немало. Чаще всего встречается вариант, что оно означает «нежная». Но на самом деле все как раз наоборот. В классической литературе это женское имя встречается впервые в произведении шотландского поэта-романтика Джеймса Макферсона «Поэмы Оссиана».

Оссиан — это легендарный британский бард, живший примерно в III веке нашей эры. Поэмы Макферсона были написаны от имени этой личности. Согласно легендам, у героя был сын, жену которого и звали Мальвина. Когда сын трагически погиб, невестка осталась в его родовом доме, став пожилому и немощному Оссиану дочерью и помощницей.

Бард Оссиан с невесткой Мальвиной

В России «Поэмы Оссиана» были невероятно популярны в первой половине XIX столетия. Это произведение оказало существенное влияние на творчество Жуковского, Батюшкова и даже Пушкина. В поэмах и стихах этих авторов имя Мальвина встречается неоднократно.

Вариантов перевода имени Мальвина совсем немного — большинство филологов уверены, что в его основе лежат два древнегерманских слова, укоренившихся в современном английском языке: «male» (мужчина) «win» (победа). Подобное имя очень хорошо подходит властной девочке, запирающей озорных мальчишек в чулан.

Домик в лесу

Коллоди, которому, очевидно, нравилось убивать персонажей, расправился и с феей, спасшей Пиноккио. В сказке она умирает от огорчения, что деревянный мальчик оставил ее. Правда, спустя время они снова встречаются, но фея с голубыми волосами уже не девочка, а вполне взрослая женщина.

Иллюстрация Грега Хильдебрандта

Итальянский сказочник расправляется не только с мальчишками и феями. В его книге погибает даже сверчок, которого убивает молотком сам Пиноккио. Но мы не будем рассматривать творчество Коллоди с точки зрения психологии и вернемся к нашей героине.

Образ жизни Мальвины заслуживает самого пристального внимания. Девочка из сказки Толстого живет в лесу и ей подчиняются насекомые, мыши и жабы. Кроме этого, при ней находится черный пудель, которого можно встретить в самом известном произведении о нечистой силе — «Фаусте» Гете. Именно в образе черного пуделя к Фаусту являлся владыка Тьмы Мефистофель.

Учитывая все это, можно сделать выводы, что девочка с голубыми волосами имеет непосредственное отношение к нечистой силе. Эдакая европейская Баба-Яга в молодости или жрица какого-то не слишком приятного языческого культа. Можно с большой долей вероятности утверждать, что Мальвина Толстого — это фея, просто завуалированная.

Как связаны Мальвина и золотой ключик

Хотя Мальвина и связана с оккультизмом и магией, вряд ли Толстой, придумывая эту девочку, опирался на образ какой-то феи, постоянно умирающей и воскресающей. Секрет девочки с голубыми волосами напрямую связан с тем самым золотым ключиком и каморкой, которую он отпирает.

Работу над сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой начал в эмиграции, тоскуя по России и страстно желая вернуться на родину. В созданном им мире ключик открывает дверь, за которой находится замечательный справедливый мир, в котором кукольный театр принадлежит не мироеду Карабасу-Барабасу, а самим куклам, которые в нем работают.

Можно сказать, что через волшебную дверцу за нарисованным на холсте очагом герои сказки попадают из капиталистического общества эксплуататоров в Советскую Россию, то есть в место, которое так идеализировал Толстой, находясь на чужбине. Но почему писатель выбрал такой странный способ перемещения из старого мира в светлое будущее?

У Карло Коллоди очаг в каморке старого Джеппетто нарисован просто на стене, а у Толстого — на холсте. Получается, что дверь была как-бы задрапирована тканью с изображением огня. Это очень важный момент истории, к которому нам позднее придется вернуться.

В 1909 году Толстой сотрудничал с детским журналом «Тропинка», в котором публиковался русский перевод «Алисы в стране чудес», чьим автором была Поликсена Соловьева, сестра знаменитого философа Владимира Соловьева и дочь историка Сергея Соловьева. В этом переводе есть вот такое интересное место:

На столе ничего не было, кроме маленького золотого ключика, и Алисе тотчас пришло в голову, что это ключик от одной из дверей. Но увы! Или замочные скважины были слишком велики, или ключик был слишком мал, только им нельзя было открыть ни одной из дверей. Но, обходя двери вторично, Алиса обратила внимание на маленькую занавесочку, которой не заметила раньше, и за этой занавесочкой нашла маленькую дверку, около пятнадцати дюймов высоты. Она попробовала отпереть дверцу золотым ключиком, и к ее великой радости, ключик подошел.

Есть ли у кого то сомнения, что Толстой читал «Алису», которая публиковалась в том же журнале, что и его детские рассказы? О том, что не только читал, но и использовал при работе над своей сказкой, сомневаться не приходится. Внимательный читатель может вспомнить, что над домиком Мальвины проплывало облако в виде кошачьей головы, на которое рычал пудель Артемон. Чем не образ Чеширского кота, позаимствованный у Кэррола?

В номере журнала «Тропинка», где впервые в истории девочки Алисы появляется Чеширский кот, Алексей Толстой публикует свой рассказ о собаке под названием «Полкан». Таким образом, состоялась первая встреча чудесного кота и собаки вне страниц сказки о Буратино.

Алиса и Мальвина

Две девочки, из сказки Льюиса Кэррола и Алексея Толстого, несомненно, похожи. Алису расстраивает хаос, царящий в Стране Чудес, и она постоянно пытается навести там порядок. Мальвина также сторонник порядка, чистоты и дисциплины, которые пытается привить своему новому знакомому Буратино. При этом Алиса участвует в чаепитии с безумным Шляпником и Мартовским Зайцем, а Мальвина сама устраивает посиделки с чаем для Буратино.

Невероятно, но для того, чтобы родилась сказка о Буратино, в воображении автора должны были чудесным образом переплестись разные образы и сюжетные линии, мистические герои и собственные детские переживания.

[источники]

Недетская тайна «Золотого ключика», или Почему у Мальвины были голубые волосы

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=52905.

Роль Мальвины в фильме сказке «Приключения Буратино» прославила 7-летнюю Таню Проценко на весь Советский Союз. А режиссер Леонид Нечаев готовил для нее главную роль в своей следующей картине.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, как избавиться от мыслей в голове, которые портят жизнь. Увидишь, как помочь себе при стрессе, тревоге и беспокойстве. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Найдешь путь к душевному спокойствию.

Но по нелепой случайности, Таня больше не смогла сниматься в кино. Она так и осталась актрисой одной роли. Кем же стала прелестная Мальвина?

«А хотела бы ты сыграть роль Мальвины?»

В кино Таню Проценко привел счастливый случай. Однажды, возвращаясь поездом из Минска в Москву, они с мамой оказались в одном вагоне с ассистенткой режиссера со студии Беларусьфильм. И та, посмотрев на красивую девочку, спросила:

«А хотела бы ты сыграть роль Мальвины?»

Конечно же, Таня очень хотела. Тем более, что сказка Алексея Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» была у нее одной из самых любимых.

Правда, прежде чем получить роль Мальвины, девочке пришлось пройти трудные кинопробы. Как рассказывала впоследствии Татьяна, режиссер Леонид Нечаев предложил ей сыграть сцену: Буратино среди ночи прибегает к Мальвине, а она, выглянув в окно,  говорит: «Я сплю, ничего не могу поделать. Приходите утром».

С поставленной задачей 7-летняя Таня справилась «на отлично» и была утверждена на роль.

Узнав, что вместо пуделя будет сниматься мальчик, Таня расстроилась

Как вспоминала Татьяна, съемки картины начались для нее с небольшого разочарования. Зная по книжке, что рядом с Мальвиной всегда находится пудель Артемон, Таня очень обрадовалась, что будет сниматься с собакой.

«Ведь в книге Артемон – пудель, и я предвкушала, что он будет черненьким, умненьким, и мы будем вместе играть. Но режиссер почему-то выбрал на эту роль мальчика. Я так расстроилась!», — рассказывала Проценко.

Но уже совсем скоро Таня подружилась со всеми своими партнерами по фильму, а в Рому Столкарца, сыгравшего роль Пьеро, даже немножко влюбилась.

Кстати, с Димой Иосифовым, который сыграл Буратино, Татьяна Проценко дружит до сих пор и часто пересекается на различных телепередачах и шоу.

К/ф «Приключения Буратино» / Беларусьфильм

«Вот возьму и выгоню тебя со съемок!»

Не обошлось на съемках «Буратино» и без неприятных моментов. Например, Тане никак не давалась сцена, в которой ее героиня Мальвина плачет.

Чего только не делали члены съемочной группы, чтобы помочь юной актрисе: подносили ей к лицу лук, капали в глаза какие-то капли  — ничего не помогало. Кончилось тем, что Леонид Нечаев внезапно подбежал к девочке и заорал:

«Да как же тебе не стыдно, тут взрослые люди собрались, возимся с тобой, а ты… Вот возьму и выгоню тебя со съемок!»

И Таня, которую мама с папой всегда холили-лелеяли и сдували с нее пылинки, настолько растерялась и испугалась от крика режиссера, что слезы сами градом покатились по ее щекам. Увидев это, Нечаев махнул оператору: «Снимай!». И трудная сцена была наконец-то снята.

К/ф «Приключения Буратино» / Беларусьфильм

«А потом оказалось, что Леонид Алексеевич сделал это нарочно. И как только камера выключилась, он и все остальные стали меня успокаивать — обнимали, целовали, угощали конфетами», — вспоминает Татьяна.

Еще одна проблема возникла, когда в самый разгар съемок у Тани стали выпадать молочные зубы. И, чтобы не выпасть из графика, пришлось срочно отправлять девочку к стоматологу.

К/ф «Приключения Буратино» / Беларусьфильм

Из больницы Таня выписалась с предписанием: никаких съемок

Работая над «Приключениями Буратино», Леонид Нечаев обратил внимание на мастерство и талант юной артистки Тани Проценко. Поэтому, задумав снимать новую картину про Красную Шапочку, решил доверить главную роль именно ей.

Но незадолго до начала работы случилось непредвиденное: катаясь на велосипеде, Таня упала и получила очень серьезную травму головы. Проведя почти 2 месяца в больнице, девочка выписалась со строгим предписанием врачей: никаких съемок!

Так, по воле нелепого случая, Татьяна Проценко навсегда осталась актрисой одной роли.

«К счастью, мне было куда идти – к маме»

Тем не менее, Таня не хотела расставаться с любимым кино. Закончив школу, она поступила во ВГИК, правда не на актерский, а на киноведческий факультет. Первое время после института она работала во Всесоюзном Центре кино и телевидения для детей и юношества, возглавляемом известным артистом и режиссером Роланом Быковым.

В 90-х, когда в кино и на телевидении начались повальные сокращения, Проценко вынуждена была оставить работу в центре и занялась компьютерной версткой. Сменив несколько мест работы, она наконец устроилась старшим редактором в журнал «Планета людей».

Еще в конце 90-х Татьяна вышла замуж за молодого человека по имени Аркадий, который занимался в кино компьютерной графикой. В 1999 году у них родилась дочка Аня.

К сожалению, будучи хорошим специалистом и мастером своего дела, Аркадий оказался никудышним семьянином. Не только после женитьбы, но даже после рождения ребенка, мужчина не захотел оставить привычный образ жизни — пьянки, гулянки, девушки…  Устав от загулов и измен мужа, Татьяна подала на развод.

«Женились мы по любви, но брак оказался неудачным. Муж оказался не готов нести ответственность за семью. К счастью, мне было куда идти – к маме. Она и помогла мне воспитывать доченьку Аню, спасибо ей большое, без нее я бы не справилась», — рассказывает Татьяна.

С дочкой Аней / Фото из ФБ Татьяны Проценко

«Он очень вежливо ухаживал, без напора»

И только через несколько лет, работая в редакции «Планеты людей» Татьяна встретила новую любовь.

По словам девушки, уже в первый день сотрудники редакции ей все уши прожужжали каким-то Алексеем.

«Вот ты Мальвину играла в детстве, а он тоже снимался в сказке. Погоди, вернется из отпуска — познакомишься».

Заинтригованная Таня действительно стала ждать возвращения загадочного Алексея. Правда ,когда он наконец-то появился в редакции, девушка испытала разочарование — какой-то мрачный, неразговорчивый. Разве такими бывают герои сказок?

Алексей Войтюк в к/ф «После дождичка в четверг» / Киностудия имени М.Горького

Но вскоре выяснилось, что Алексей Войтюк действительно профессиональный актер. И действительно снимался в сказке: в фильме «После дождичка в четверг» он играл Ивана-подкидыша. А хмурым и неразговорчивым мужчина был из-за недавно пережитого развода и от того, что бывшая жена уезжала с их дочерью на ПМЖ за границу.

И только познакомившись с Татьяной, Войтюк стал понемножку «отходить». А рядом с ним «оттаивала» от своих проблем и она.

«Сближались мы постепенно. Гуляли, разговаривали. Он очень вежливо ухаживал: без напора, совершенно не рисуясь в стремлении понравиться. Вел себя естественно: вот он, какой есть», — вспоминает Татьяна.

Татьяна с удовольствием занимается домашними делами

Татьяна и Алексей уже почти 17 лет вместе. Аню Войтюк вырастил и воспитал,как свою собственную дочь. А в 2004 году в семье произошло пополнение — родился сын Владимир.

С мужем / Фото из ОК Татьяны Проценко

В 2000-х после возрождения российского кино, Алексей Войтюк вернулся в профессию и снова стал сниматься в фильмах и сериалах. Одна из последних его работ — Сергей в детективе «Чисто московские убийства-2».

Алексей Войтюк в к/ф «Чисто московские убийства-2»

Помимо этого, Алексей занимается дубляжом. С недавних пор к нему присоединился сын Володя. Его голосом разговаривают герои сериалов и мультиков на детских каналах. Озвучивал парень даже Элтона Джона в детстве в музыкальном фильме «Рокетмен».

Дочка Аня закончила школу и учится на филфаке.

С мужем и детьми / Фото из ОК Татьяны Проценко

А Татьяна Проценко посвятила себя семье и с удовольствием занимается домашними делами. Кроме того, в свободное время она пишет стихи и уже издала несколько сборников.

Также Таня ведет мастер-классы для детей по истории кинематографа, один из которых, между прочим, называется «Тайны золотого ключика». И частенько в качестве гостьи участвует в различных телепрограммах.

С исполнителем роли Буратино Дмитрием Иосифовым (справа) и историком кино Михаилом Куницыным (в центре) / Фото из ОК Татьяны Проценко

В свои 52 года Татьяна прекрасно выглядит — стройная, приветливая, красивая. А лучистыми глазами и обворожительной улыбкой она просто удивительно напоминает свою героиню — прелестную Мальвину.

Фото из ФБ Татьяны Проценко

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Мультик Мальвина герои

1

Мультик Мальвина герои

Мальвина и Буратино

2

Мальвина и Буратино

Пиноккио и Мальвина

3

Пиноккио и Мальвина

Ватные игрушки карабас барабас

4

Ватные игрушки карабас барабас

Мальвина для детей

5

Мальвина для детей

Арт Мальвины Елена Завидова

6

Арт Мальвины Елена Завидова

Герои Буратино Мальвина

7

Герои Буратино Мальвина

Татьяна Проценко приключения Буратино

8

Татьяна Проценко приключения Буратино

Герои Буратино Мальвина

9

Герои Буратино Мальвина

Мальвина Тейлор

10

Мальвина Тейлор

Татьяна Проценко приключения Буратино

11

Татьяна Проценко приключения Буратино

Мультик Мальвина герои

12

Мультик Мальвина герои

Буратино фильм Мальвина

13

Буратино фильм Мальвина

Костюм Мальвины из мультика

14

Костюм Мальвины из мультика

Приключения Буратино Мальвина актриса

15

Приключения Буратино Мальвина актриса

Мальвина (персонаж)

16

Мальвина (персонаж)

Мальвина из Буратино

17

Мальвина из Буратино

Мальвина Ронина

18

Мальвина Ронина

Пьеро Арлекин Мальвина

19

Пьеро Арлекин Мальвина

Мальвина и Пьеро косплей

20

Мальвина и Пьеро косплей

Мальвина из Буратино кукла

21

Мальвина из Буратино кукла

Мальвина из сказки Буратино

22

Мальвина из сказки Буратино

Цветы Мальвина картинка

23

Цветы Мальвина картинка

Мальвина Гримм

24

Мальвина Гримм

Мальвина и Пьеро картинки

25

Мальвина и Пьеро картинки

Кукла Тильда Мальвина

26

Кукла Тильда Мальвина

Мальвина (персонаж)

27

Мальвина (персонаж)

Валерия - Мальвина

28

Валерия — Мальвина

Мальвина и Пьеро

29

Мальвина и Пьеро

Образ Мальвины

30

Образ Мальвины

Татьяна Проценко Мальвина приключения Буратино

31

Татьяна Проценко Мальвина приключения Буратино

Мальвина Салказанова

32

Мальвина Салказанова

Костюм карнавальный Мальвина 7025

33

Костюм карнавальный Мальвина 7025

Мальвина и Пьеро

34

Мальвина и Пьеро

Татьяна Проценко Мальвина приключения Буратино

35

Татьяна Проценко Мальвина приключения Буратино

Риан Лаир

36

Риан Лаир

Татьяна Проценко приключения Буратино

37

Татьяна Проценко приключения Буратино

Procreate портреты Джулия Разумова арт

38

Procreate портреты Джулия Разумова арт

Мальвина прикол фото

39

Мальвина прикол фото

Татьяна Проценко Мальвина приключения Буратино

40

Татьяна Проценко Мальвина приключения Буратино

7025 Мальвина

41

7025 Мальвина

Татьяна Проценко Мальвина приключения Буратино

42

Татьяна Проценко Мальвина приключения Буратино

Елена Завидова Мальвина

43

Елена Завидова Мальвина

Девушка аниматор

44

Девушка аниматор

Мальвина из Буратино

45

Мальвина из Буратино

Пиноккио и Мальвина

46

Пиноккио и Мальвина

Куклы золотой ключик

47

Куклы золотой ключик

Мальвина картинка для детей на прозрачном фоне

48

Мальвина картинка для детей на прозрачном фоне

Буратино Мальвина Пьеро

49

Буратино Мальвина Пьеро

Мальвина из Буратино платье

50

Мальвина из Буратино платье

Костюм Мальвины вязаный

51

Костюм Мальвины вязаный

Рисунок Мальвина крутой

52

Рисунок Мальвина крутой

Парик "Мальвина"

53

Парик «Мальвина»

54

55

56

57

58

59

60

61

Интересные материалы
  • Белый купальник для танцев (73 фото)

  • Биокамин в интерьере гостиной (71 фото)

  • Джинсы мавин (62 фото)

  • Джинсы мальвина (63 фото)

  • Кот леопольд злой (63 фото)

  • Синий дом (75 фото)

  • Ам ням (75 фото)

  • Земляника садовая сонсейшн (62 фото)

  • Садовая земляника мальвина (62 фото)

  • Хроническая тревога (62 фото)

  • Злой леопольд (62 фото)

  • Умный дом для дачи (61 фото)

  • В продолжение постов  «Приключения Буратино» (1975): шляпка черепахи Тортиллы и  «Приключения Буратино» (1975): уши и бант пуделя Артемона посмотрим на костюм и образ самой красивой куклы советского кино — Мальвины

    Как известно, источником вдохновения Алексея Толстого для написанной в 1936 году сказки о Буратино была итальянская сказка  Карло Коллоди о деревянной кукле Пиноккио, опубликованная в 1881 году

    Не знаю, читали ли вы итальянскую сказку, я читала и она мне как-то особо и не нравится, какая-то… мрачная, я бы не стала читать такое своим детям и внукам в качестве любимой истории на ночь. Фильмы про Пиноккио мне тоже не нравятся, причем не нравятся сильнее сказки, потому что там эти мрачные и даже какие-то некрофильские сцены показаны визуально.

    Особенно сильно мне не нравится Фея с лазурными волосами, которой по сюжету уже 1000 лет, и вообще складывается впечатление, что фея — какая-то полузомби. Дело в том, что в сказке эта фея сначала «красивая девочка с волосами цвета лазурнейшей голубизны», спасшая Пиноккио и подружившаяся с ним, а когда он от нее сбегает, она умирает от огорчения, но потом каким-то странным образом оживает и при их новой встрече Пиноккио видит её уже взрослой женщиной, «которая, пожалуй, могла бы быть его матерью». Ну и как к такому относиться? Особенно, если в фильме еще и всякие гробы показывают и тему смерти все время обсуждают?


    Фея с лазурными волосами в сериале 1972 года The Adventures of Pinocchio (в роли феи Джина Лолобриджида)

    Толстой очень сильно переписал сюжет «Пиноккио», фею из сказки выкинув, а сам образ девочки с голубыми волосами зарезервировав для куклы из театра Карабаса (в «Пиноккио» куклы театра вообще никакой роли в сказке не играют, да и роль Карабаса достаточно проходная)

    Вообще в итальянском кукольном театре никакой куклы по имени Мальвина нет, там есть Коломбина, которую изображают в костюме из заплаток, похожем на костюм Арлекино.

    Но Толстому, видимо, так понравилась идея куклы с голубыми волосами, что он решил придумать новый персонаж и создал  «самую красивую куклу из кукольного театра синьора Карабаса Барабаса» — с фарфоровой головой и туловищем, набитым ватой.


    Кадр из фильма «Приключения Буратино» (1975). В финальной сцене Арлекино изображен слева от Мальвины , и в похожем лоскутном платье должна была выступать и итальянская Коломбина

    Что касается имени, то это сейчас оно звучит экзотически, а в то время это было довольно распространенное имя как в русской романтической поэзии, так и в романсах. Оно часто встречается у В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Пушкина. Так что Толстой ничего редкого и экзотического не придумал, а назвал свою героиню именем, которое уже было на слуху у русского читателя


    Кадр из фильма «Приключения Буратино» (1975)

    Платье Мальвины в фильме рассмотреть не так уж и легко. Мальвина — это прелестный ворох оборок, кружев, бантов, голубые волосы и голубые глаза.

    Рассматривать всё это по отдельности — поверять алгеброй гармонию своего детства, потому что образ  воспринимался, как единое целое!

    Но все-таки попробуем, потому что этот образ — маленький шедевр нашего кинематографа той эпохи.

    В книге наряды Мальвины, можно считать, и не описаны — она «самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса-Барабаса», у неё хорошенькие платья и туфельки, и на платьях есть «складочки и оборочки». Словом, можно было проявить фантазию! В условиях, когда хорошие материалы раздобывались с большим трудом…


    Кадр из фильма «Приключения Буратино» (1975)

    И в результате появилась «старинная» девочка, в кружевах и панталончиках. Выглядывавшие из-под платья панталончики — неизменная деталь нарядов девочек XIX века.  Рукава тоже были явно «старинными» — с рюшами у плеч, так что получалось подобие буфов, и ниспадающими манжетами. Ну и, конечно, пышная юбка, как без неё! С подолом, вырезанным фестонами.

    5  Capture.JPG

    Слева: Модная гравюра из Godey’s Lady’s Book, январь  1837

    В центре: Девочка на террасе, Фердинанд Георг Вальдмюллер,  сер. XIX в

    Справа: Мальчик и девочка, Огастус Генри Фокс, 1856. Из коллекции особняка Кристчёрч (Ипсвич)

    И вот именно подобная одежда с панталончиками была необыкновенно характерна для фарфоровых кукол XIX и первой половины ХХ века.

    Большинство фарфоровых кукол производилось в Германии, между 1840 годами (когда подобная одежда была модной и современной) и 1940 годами (когда это уже просто было традицией). Производство было поставлено на поток, причем, из фарфора могли делать не только голову, но и остальные части туловища, которые потом крепились вместе. Несмотря на массовое производство куклы эти были дорогие и элитные, поэтому их одевали как дворянских барышен. И, когда в ХХ веке похожих кукол начали делать из других материалов, менее хрупких и более удобных для детских игр, сохранились традиции  одевать их в том же стиле —  с традиционными панталончиками, конечно

    0    jjCapture.JPG
    Антикварная кукла, сделанная из настоящего фарофора, причем не только голова, но и ноги

    0  bbCapture.JPG

    Антикварные куклы 1930-40-х годов, сделанные из заменителей фарфора

    Сказку про Буратино до этого снимали в СССР дважды — в 1939 и 1959 годах.

    В фильме 1939 вполне возможно, что использовали настоящую фарфоровую куклу.


    Мальвина из советского фильма «Золотой ключик»  1939 год,  режиссёр Александр Птушко

    В мультфильме 1959 года Мальвина тоже изображена как фарфоровая кукла, только в длинном платье, более подходящем образу «учительницы» Впрочем, вполне возможно, что под длинной юбкой у нее находятся традиционные панталончики, просто мы их не видим


    Мальвина из советского мультфильма «Приключения Буратино» 1959 год,  режиссёр Иван Иванов-Вано.

    Может быть у кого-то из создателей фильма была настоящая фарфоровая кукла, похожая на ту, что мы видим в фильме 1939 года, а может быть не было, но этот образ вдохновил на создание любимого нами платья Мальвины в исполнении Тани Проценко

    Белое платье Мальвины, чуть раскрашенное акварелью в сиреневых и розоватых тонах, многослойность, сложный корсаж с объёмной отделкой, оборки на рукавах и панталончиках создавали ощущение воздушности.

    А длинные голубые локоны, спускавшиеся по плечам, пышный бант на голове и белые туфельки увязывали весь ансамбль в единое целое.

    Кадр из фильма «Приключения Буратино» (1975)

    Действительно «самая красивая кукла» — это уж не говоря о красоте самой маленькой актрисы.

    Татьяна Проценко, сыгравшая Мальвину, рассказывала в одном из интервью:

    "Платье Мальвины мне подарил режиссёр Леонид Нечаев. Он в свой время сумел достать разные вещички со студии «Беларусьфильм». У него дома хранился и золотой ключик, с которого началась его большая коллекция ключей. Долгое время платье Мальвины так и висело в моём шкафу. Мы с дочерью немного отреставрировали его: разукрасили детали платья фломастерами, чтобы придать живости потускневшим акварельным краскам. На платье до сих пор остались следы от съёмок — небольшие пятна.
    Знаменитого голубого парика у меня нет, зато есть туфельки с настоящими гвоздиками. Они сильно стоптаны, от них ещё во время съёмок отлетели бабочки. Все эти вещи ручной работы, и они мне очень дороги как воспоминание о том времени. А платье Мальвины примеряли все дети в моей семье — дочка, крестница, и даже сын».

    0  1  fdcfacf700068.jpg

    19 мая ушла из жизни Татьяна Проценко. Она еще в детстве сыграла всего одну роль в кино, но запомнилась миллионам зрителей – это была роль Мальвины в фильме «Приключения Буратино». Позже она не стала продолжать актерскую карьеру, долгое время о ее судьбе ничего не было известно. Сегодня ее супруг, актер Алексей Войтюк, известный по роли Ивана-подкидыша из киносказки «После дождичка в четверг», сообщил о том, что его жены не стало. Ей было всего 53 года, борьба за ее жизнь длилась с 2018 г., но, к сожалению, ее так и не удалось спасти…

    Актриса волей случая

    Татьяна Проценко в роли Мальвины в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: stuki-druki.com

    Татьяна Проценко в роли Мальвины в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: stuki-druki.com

    На съемочную площадку 6-летняя Таня Проценко попала совершенно случайно, чему позже никто не верил: ее отец был крупным чиновником, он возглавлял управление документальных фильмов Госкино СССР, а потому все были уверены в том, что именно он свою дочь в кино и «пристроил». На самом деле он был категорически против того, чтобы она стала актрисой, ведь, по его мнению, это сложная и очень зависимая профессия, сломавшая тысячи судеб. Но отец обожал свою дочь и хотел видеть ее радостной и счастливой. И однажды разрешил ей принять участие в съемках.

    Татьяна Проценко в роли Мальвины в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: stuki-druki.com

    Татьяна Проценко в роли Мальвины в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: stuki-druki.com

    Юных актеров на главные роли фильма «Приключения Буратино» искали по всей стране в самых неожиданных местах: Буратино нашли на катке, Пьеро – в трамвае, а Мальвину – в поезде. Режиссер Леонид Нечаев никак не мог подобрать девочку, которая выглядела бы, как сказочная героиня. Когда ассистент режиссера в поезде увидел удивительно красивую девочку с огромными голубыми глазами, он тут же предложил ее родителям привести ее на пробы.

    Татьяна Проценко в роли Мальвины в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: stuki-druki.com

    Татьяна Проценко в роли Мальвины в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: stuki-druki.com

    Ее первые в жизни кинопробы дались ей нелегко: Тане предстояло отыграть сложный эпизод, который в результате не вошел в финальную версию фильма. Буратино ночью прибегает к Мальвине, а она появляется в окошке и произносит: «Я сплю, ничего не могу поделать. Приходите утром». Девочке сложно было понять свои задачи – мало того, что нужно было изобразить куклу, так при этом еще и спящую и говорящую! Тем не менее с этим эпизодом она справилась и была утверждена на роль Мальвины.

    Самая красивая девочка в СССР

    Кадр из фильма *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: stuki-druki.com

    Кадр из фильма *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: stuki-druki.com

    Съемки продолжались целый год, и за это время юные артисты успели привыкнуть и друг к другу, и к членам съемочной группы, и к режиссеру, которого начали называть «папа Леня». Девочка с голубыми волосами очаровала всех. На съемках ей оказывал знаки внимания Артемон: галантный Томас Аугустинас из Прибалтики кормил ее конфетами и дарил цветы. А после того, как фильм вышел на экраны, Таню Проценко начали называть самой красивой девочкой в СССР. Она получала мешки писем, у ее окон дежурили кавалеры. Однако сама девочка этой всенародной любви не ощущала – наоборот, ее слава обернулась для нее одиночеством. На улицах на нее показывали пальцами, в школе от нее тут же отстранились все друзья, девочки ей завидовали, а мальчишки дразнили: «Мальвина без ушей, чистюля, зануда, голова фарфоровая».

    Татьяна Проценко в роли Мальвины в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

    Татьяна Проценко в роли Мальвины в фильме *Приключения Буратино*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

    Режиссер был так доволен ее работой, что в следующем его фильме «Про Красную Шапочку» сценарист Инна Веткина главную роль прописала специально для Тани Проценко. Но в результате эту роль получила Яна Поплавская, ведь в судьбу Мальвины снова вмешался случай, на этот раз несчастный. Однажды она каталась на велосипеде, упала с него и получила сотрясение мозга, множественные переломы и разрыв барабанной перепонки. На несколько лет доктора запретили ей любые физические и психические нагрузки. От заманчивого предложения пришлось отказаться.

    Актриса одной роли

    Татьяна Проценко в юности | Фото: stuki-druki.com

    Татьяна Проценко в юности | Фото: stuki-druki.com

    Этот удар судьбы Таня перенесла по-взрослому стойко и покорно. Позже ее приглашали на пробы в фильм «Девочка на шаре», но не утвердили. Потом было еще несколько таких же неудачных проб. Однажды ее матери кто-то сказал: «Что-то в вашей девочке погасло». А в 15 она сама отказалась от роли в фильме Ролана Быкова «Чучело» – не захотела появляться на экранах в образе отрицательной героини, устроившей травлю однокласснице. Наверное, это ее решение было правильным: в памяти миллионов зрителей она так и осталась прекрасной сказочной девочкой с голубыми волосами.

    Татьяна Проценко в юности | Фото: kino-teatr.ru, rg.ru

    Татьяна Проценко в юности | Фото: kino-teatr.ru, rg.ru

    Уже в старших классах школы Таня поняла, что ее отец был прав: для этой профессии нужен не только талант, но еще и пробивной и достаточно жесткий характер, а она была совсем не такой и бороться за свое место в кинематографе не была готова. Она поступила на киноведческий факультет ВГИКа, но стать кинокритиком ей тоже было не суждено: Татьяна уже знала съемочный процесс изнутри, понимала, сколько сил вкладывают в работу над фильмами, и потому не хотела критиковать режиссеров и актеров.

    Актриса одной роли Татьяна Проценко | Фото: kino-teatr.ru, spletnik.ru

    Актриса одной роли Татьяна Проценко | Фото: kino-teatr.ru, spletnik.ru

    Когда в 1992 г. Татьяна Проценко окончила ВГИК, ей позвонил Ролан Быков и предложил стать редактором на телестудии Фонда развития кино и телевидения для детей и юношества. Она подготовила несколько передач, но в эфир они так и не вышли. А в 1998 г. Быкова не стало. Детское кино и телевидение никого больше не интересовало, на телестудии начались массовые сокращения, наступил затяжной период кризиса. Профессию снова нужно было менять, и тогда Татьяна занялась компьютерной версткой и дизайном. Она работала художником-макетистом в журнале «Бизнес-Матч», дизайнером атрибутики «Спорткомитета Москвы», макетистом в полиграфической фирме «Комус», старшим редактором в журнале «Планета людей».

    Как Мальвина обрела счастье с Иванушкой

    Актриса одной роли Татьяна Проценко | Фото: eg.ru

    Актриса одной роли Татьяна Проценко | Фото: eg.ru

    В Фонде Быкова Татьяна Проценко познакомилась с молодым человеком по имени Аркадий, который занимался компьютерной графикой. Он стал ее первым мужем, но этот брак оказался недолговечным и несчастливым. Муж увлекался спиртным и не хранил ей верность. Рождение дочери Анны этот брак не спасло.

    Татьяна Проценко с семьей | Фото: stuki-druki.com

    Татьяна Проценко с семьей | Фото: stuki-druki.com

    Обрести личное счастье и настоящую гармонию в семейной жизни Татьяне удалось во втором браке. Ее избранником стал сказочный герой – актер Алексей Войтюк, всесоюзную популярность которому принесла роль Ивана-подкидыша в киносказке «После дождичка в четверг». К тому моменту он тоже пережил тяжелый развод – его бывшая жена с дочерью уехала во Францию, и для Алексея это стало ударом. Однако негативный опыт помог им обоим не повторять своих ошибок в новом браке. Они были по-настоящему родными, во многом похожими, и хотя в их семье не кипели страсти, они прожили душа в душу больше 15 лет и воспитали сына.

    Актриса одной роли Татьяна Проценко | Фото: kino-teatr.ru, starhit.ru

    Актриса одной роли Татьяна Проценко | Фото: kino-teatr.ru, starhit.ru

    О своей семье Проценко говорила: «И вот ведь чудесное совпадение: Мальвина не пожелала быть актрисой в театре Карабаса-Барабаса, сбежала, поселилась на полянке, где у нее и Артемон, и бабочки, и птички на подхвате. Сейчас и я, как она, на такой же полянке живу: это любимая семья, мой мир, мое счастье. А муж – Иванушка из сказки».

    Три года борьбы

    Татьяна Проценко с семьей | Фото: starhit.ru

    Татьяна Проценко с семьей | Фото: starhit.ru

    В 2018 г. случилась беда: врачи диагностировали у Татьяны Проценко тяжелое заболевание. Она рассказывала: «…как раз отметив 50-летие, я узнала свой страшный диагноз: двойной рак, да еще и не в первой стадии, с метастазами. «Разве это со мной?» – сначала я не поверила, опешив от свалившейся на меня угрозы. Но по мере осознания в душе разрастался страх, который сковал до невозможности дышать… Знаете, дойдя до этого рубежа, я вдруг перестала бояться за себя, бояться встретить физическое небытие. Будто бы сработал какой-то внутренний предохранитель. От этой точки невозврата, внутреннего смирения с происходящим можно пойти двумя путями: либо на тот свет, либо найти причины для того, чтобы еще побороться за жизнь. Этой причиной стала для меня моя семья. Оставить своих родных – несамостоятельных еще, неокрепших детей, любящего мужа, старенькую маму, которая схоронила уже старшего сына… вот с этим я не могла смириться. И в этой любви я обрела силы для борьбы».

    Татьяна Проценко | Фото: rg.ru

    Татьяна Проценко | Фото: rg.ru

    На протяжении трех лет она стойко продолжала эту борьбу, а ее близкие были рядом и вселяли уверенность в то, что она справится с недугом. А 19 мая супруг Татьяны Проценко Алексей Войтюк сообщил о том, что его жены больше нет: «Это произошло сегодня в 10.30 утра. Она скончалась в реанимации в больнице. Почти 3 года она боролась – и вот, увы… Это очень светлый человек. Наш любимый человек. Все, кто ее знали. Все могут это подтвердить. Что она просто ангел… Для семьи ангел-хранитель. Для людей, человек, который мог прийти ко всем на помощь. Легкий человек в общении, красивый человек. Полный жизненных планов, которые так оборвались. Очень жаль…»

    Татьяна Проценко | Фото: kino-teatr.ru

    Татьяна Проценко | Фото: kino-teatr.ru

    Многие ее коллеги тоже не продолжили свой путь в кино: Как сложились судьбы актеров фильма «Приключения Буратино».

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    В продолжение постов  «Приключения Буратино» (1975): шляпка черепахи Тортиллы и  «Приключения Буратино» (1975): уши и бант пуделя Артемона посмотрим на костюм и образ самой красивой куклы советского кино — Мальвины

    Как известно, источником вдохновения Алексея Толстого для написанной в 1936 году сказки о Буратино была итальянская сказка  Карло Коллоди о деревянной кукле Пиноккио, опубликованная в 1881 году

    Не знаю, читали ли вы итальянскую сказку, я читала и она мне как-то особо и не нравится, какая-то… мрачная, я бы не стала читать такое своим детям и внукам в качестве любимой истории на ночь. Фильмы про Пиноккио мне тоже не нравятся, причем не нравятся сильнее сказки, потому что там эти мрачные и даже какие-то некрофильские сцены показаны визуально.

    Особенно сильно мне не нравится Фея с лазурными волосами, которой по сюжету уже 1000 лет, и вообще складывается впечатление, что фея — какая-то полузомби. Дело в том, что в сказке эта фея сначала «красивая девочка с волосами цвета лазурнейшей голубизны», спасшая Пиноккио и подружившаяся с ним, а когда он от нее сбегает, она умирает от огорчения, но потом каким-то странным образом оживает и при их новой встрече Пиноккио видит её уже взрослой женщиной, «которая, пожалуй, могла бы быть его матерью». Ну и как к такому относиться? Особенно, если в фильме еще и всякие гробы показывают и тему смерти все время обсуждают?


    Фея с лазурными волосами в сериале 1972 года The Adventures of Pinocchio (в роли феи Джина Лолобриджида)

    Толстой очень сильно переписал сюжет «Пиноккио», фею из сказки выкинув, а сам образ девочки с голубыми волосами зарезервировав для куклы из театра Карабаса (в «Пиноккио» куклы театра вообще никакой роли в сказке не играют, да и роль Карабаса достаточно проходная)

    Вообще в итальянском кукольном театре никакой куклы по имени Мальвина нет, там есть Коломбина, которую изображают в костюме из заплаток, похожем на костюм Арлекино.

    Но Толстому, видимо, так понравилась идея куклы с голубыми волосами, что он решил придумать новый персонаж и создал  «самую красивую куклу из кукольного театра синьора Карабаса Барабаса» — с фарфоровой головой и туловищем, набитым ватой.


    Кадр из фильма «Приключения Буратино» (1975). В финальной сцене Арлекино изображен слева от Мальвины , и в похожем лоскутном платье должна была выступать и итальянская Коломбина

    Что касается имени, то это сейчас оно звучит экзотически, а в то время это было довольно распространенное имя как в русской романтической поэзии, так и в романсах. Оно часто встречается у В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Пушкина. Так что Толстой ничего редкого и экзотического не придумал, а назвал свою героиню именем, которое уже было на слуху у русского читателя


    Кадр из фильма «Приключения Буратино» (1975)

    Платье Мальвины в фильме рассмотреть не так уж и легко. Мальвина — это прелестный ворох оборок, кружев, бантов, голубые волосы и голубые глаза.

    Рассматривать всё это по отдельности — поверять алгеброй гармонию своего детства, потому что образ  воспринимался, как единое целое!

    Но все-таки попробуем, потому что этот образ — маленький шедевр нашего кинематографа той эпохи.

    В книге наряды Мальвины, можно считать, и не описаны — она «самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса-Барабаса», у неё хорошенькие платья и туфельки, и на платьях есть «складочки и оборочки». Словом, можно было проявить фантазию! В условиях, когда хорошие материалы раздобывались с большим трудом…


    Кадр из фильма «Приключения Буратино» (1975)

    И в результате появилась «старинная» девочка, в кружевах и панталончиках. Выглядывавшие из-под платья панталончики — неизменная деталь нарядов девочек XIX века.  Рукава тоже были явно «старинными» — с рюшами у плеч, так что получалось подобие буфов, и ниспадающими манжетами. Ну и, конечно, пышная юбка, как без неё! С подолом, вырезанным фестонами.

    5  Capture.JPG

    Слева: Модная гравюра из Godey’s Lady’s Book, январь  1837

    В центре: Девочка на террасе, Фердинанд Георг Вальдмюллер,  сер. XIX в

    Справа: Мальчик и девочка, Огастус Генри Фокс, 1856. Из коллекции особняка Кристчёрч (Ипсвич)

    И вот именно подобная одежда с панталончиками была необыкновенно характерна для фарфоровых кукол XIX и первой половины ХХ века.

    Большинство фарфоровых кукол производилось в Германии, между 1840 годами (когда подобная одежда была модной и современной) и 1940 годами (когда это уже просто было традицией). Производство было поставлено на поток, причем, из фарфора могли делать не только голову, но и остальные части туловища, которые потом крепились вместе. Несмотря на массовое производство куклы эти были дорогие и элитные, поэтому их одевали как дворянских барышен. И, когда в ХХ веке похожих кукол начали делать из других материалов, менее хрупких и более удобных для детских игр, сохранились традиции  одевать их в том же стиле —  с традиционными панталончиками, конечно

    0    jjCapture.JPG
    Антикварная кукла, сделанная из настоящего фарофора, причем не только голова, но и ноги

    0  bbCapture.JPG

    Антикварные куклы 1930-40-х годов, сделанные из заменителей фарфора

    Сказку про Буратино до этого снимали в СССР дважды — в 1939 и 1959 годах.

    В фильме 1939 вполне возможно, что использовали настоящую фарфоровую куклу.


    Мальвина из советского фильма «Золотой ключик»  1939 год,  режиссёр Александр Птушко

    В мультфильме 1959 года Мальвина тоже изображена как фарфоровая кукла, только в длинном платье, более подходящем образу «учительницы» Впрочем, вполне возможно, что под длинной юбкой у нее находятся традиционные панталончики, просто мы их не видим


    Мальвина из советского мультфильма «Приключения Буратино» 1959 год,  режиссёр Иван Иванов-Вано.

    Может быть у кого-то из создателей фильма была настоящая фарфоровая кукла, похожая на ту, что мы видим в фильме 1939 года, а может быть не было, но этот образ вдохновил на создание любимого нами платья Мальвины в исполнении Тани Проценко

    Белое платье Мальвины, чуть раскрашенное акварелью в сиреневых и розоватых тонах, многослойность, сложный корсаж с объёмной отделкой, оборки на рукавах и панталончиках создавали ощущение воздушности.

    А длинные голубые локоны, спускавшиеся по плечам, пышный бант на голове и белые туфельки увязывали весь ансамбль в единое целое.

    Кадр из фильма «Приключения Буратино» (1975)

    Действительно «самая красивая кукла» — это уж не говоря о красоте самой маленькой актрисы.

    Татьяна Проценко, сыгравшая Мальвину, рассказывала в одном из интервью:

    «Платье Мальвины мне подарил режиссёр Леонид Нечаев. Он в свой время сумел достать разные вещички со студии «Беларусьфильм». У него дома хранился и золотой ключик, с которого началась его большая коллекция ключей. Долгое время платье Мальвины так и висело в моём шкафу. Мы с дочерью немного отреставрировали его: разукрасили детали платья фломастерами, чтобы придать живости потускневшим акварельным краскам. На платье до сих пор остались следы от съёмок — небольшие пятна.
    Знаменитого голубого парика у меня нет, зато есть туфельки с настоящими гвоздиками. Они сильно стоптаны, от них ещё во время съёмок отлетели бабочки. Все эти вещи ручной работы, и они мне очень дороги как воспоминание о том времени. А платье Мальвины примеряли все дети в моей семье — дочка, крестница, и даже сын».

    0  1  fdcfacf700068.jpg

  • Как выглядит леший в сказках
  • Как выглядит лесовичок из сказки
  • Как выглядит красная шапочка из сказки
  • Как выглядит кощей бессмертный в сказках
  • Как выглядит кот в сапогах из сказки