Как выглядит в этой сказке волшебный мир

Аккаунты и игровая валюта

? с. 50
Есть ли в сказке волшебные числа?
Как ты думаешь, сколько заданий даст Ивану-царевичу морской царь?
Сумеет ли он их выполнить? К то ему в этом поможет?

Сказка начинается с присказки: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…», то есть действие происходит где-то очень далеко от рассказчика. К волшебному озеру прилетают сначала 12 голубок-сестриц (волшебное число, во многих сказках действует именно такое количество персонажей: 12 месяцев, 12 дочерей короля и т. д.), а за ними — 13-я, «всех пригожее». Это Василиса Премудрая, которая и нужна Ивану-царевичу для спасения. Нетрудно предположить, что морской царь даст Ивану три задания, одно другого сложнее, с которыми Иван справится при помощи Василисы Премудрой.

Женится ли Иван-царевич на Василисе Премудрой? Возвратится ли из подводного мира на землю?

Чтобы проверить свои предположения, найди эту сказку в сборнике русских народных сказок и прочитай её до конца.

Вполне можно предположить, что Василиса Премудрая и Иван-царевич поженятся (скорее всего, против воли морского царя, который не захочет отпустить Ивана-царевича, а тем более свою дочь из подводного мира). Им придётся сбежать от морского царя на землю, тот станет их преследовать, но Василиса Премудрая обязательно спасёт и себя, и своего Ивана.

А с твоей точки зрения, судьба Ивана-царевича характерна для героя волшебной сказки или нет? Подтверди своё мнение примерами из текста.

Несмотря на то что Иван — единственный и долгожданный сын в царской семье (как заметила Маша), его судьба характерна для героя волшебной сказки. С рождения мальчик обречён на несправедливость: родной отец, пусть и невольно, отрёкся от него и пообещал в качестве выкупа морскому царю (на что обращает внимание реплика Кости Погодина). Иван-царевич и растёт не как обыкновенный мальчик, а как герой волшебной сказки: «Стали они жить по-старому; а царевич растёт себе да растёт, словно тесто на опаре — не по дням, а по часам, и вырос большой». Помнят ли ребята, в каком ещё произведении юный герой успевает подрасти очень быстро? (В «Сказке о Царе Салтане» А .С. Пушкина.)

Оказавшись во власти морского царя, Иван вынужден выполнять невыполнимые задания. Главная же особенность, которая делает Ивана настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки, — его связь с волшебным миром, наличие волшебных помощников.

Что собой представляет и как выглядит в этой сказке волшебный мир?

Волшебный мир в этой сказке не отличается от обычного, хотя и расположен на дне озера. Жёлтая маркировка на полях поможет нам найти нужные строки: «…и там свет такой же, как у нас, и там поля, и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет». Пусть ребята попробуют объяснить, почему сказители, выдумщики разных невероятных историй, описывают подводное царство так бедно и обыденно? Возможно, для рассказчика главным был сам Иван, его действия и связь с волшебным миром. К тому же это объясняет, почему царевич не захлебнулся и не погиб на дне озера: там такая же жизнь, как и на земле.

Можно ли задания морского царя выполнить без волшебного помощника? Какие волшебные помощники есть у И вана-царевича? А ты никого не забыл(а)?

Задания морского царя без волшебного помощника выполнить невозможно, что характерно для волшебной сказки. Сможете перечислить всех волшебных помощников Ивана-царевича? Это не только Василиса Премудрая с верными слугами, но и старушка, неизвестно откуда взявшаяся на берегу озера, которая знает условия пребывания и выживания в подводном царстве. Загадочная старушка и научила царевича, как избежать верной гибели. Иван — не просто невоспитанный грубиян; он сын царя, а знатные люди всегда с презрением относились ко всем, кто не принадлежал к их кругу.

Кто в этой сказке превращается из животного в человека и обратно? Отражаются ли в этом превращении древние представления о тотемном животном как о первопредке человека?

Способностью к превращениям обладают дочери морского царя, в том числе и Василиса Премудрая. Именно таким образом в сказке выражены древние представления о том, что человек, предком которого были те или иные звери/птицы, имеет двойную природу: человеческую и животного-прародителя. Те, кто могут пользоваться второй частью своей природы, — мудрые волшебники (Василиса Премудрая), которые помогают главному герою преодолеть все трудности и восстановить справедливость. Интересно, что часто в сказках такие люди становятся жёнами или мужьями героев/героинь.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

УМК «ПНШ»  ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС.

Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

Ф.И.__________________________________________________________

  1.  Дайте общее название сказок, в которых есть два мираземной и волшебный?  ___________________________________________________________________________________
  2. В каких из этих русских народных сказок волшебный мир – это:

1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. «Гуси-лебеди».

3. «Медное, серебряное и золотое царства».

4. «Кощей бессмертный».

5. «Морской царь и Василиса Премудрая».

6. «Морозко».

Лес? ••

Подводное царство? ••

Подземное царство? ••

Небесно-заоблачное царство? ••

  1. В каких народных обрядах и праздниках до сих пор участвуют деревья?
  1. _____________________  —  _____________________
  2. _____________________  —  _____________________
  3. _____________________  —  _____________________
  1. Какая история из жизни Персея напоминает уже знакомую тебе историю из сказки А. Пушкина? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
  1. Какие волшебные предметы пригодились Персею, чтобы победить Медузу?  __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
  1. Почему сказка называется «Сивка-бурка»?  ___________________________________________ _________________________________________________________________________________
  1. Какой признак тотемного животного в нем есть?  _______________________________________ __________________________________________________________________________________
  1. Что для царевны самое главное при  выборе жениха?  _____________________________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Является ли Иванушка — дурачок настоящим героем волшебной сказки? Перечисли его характеристики. _____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Что делает Крошечку — Хаврошечку героиней сказки? _____________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Почему Хаврошечка называет корову «коровой-матушкой»?  ______________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
  1. С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке нужно влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы трудная работа была выполнена? _______________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Что для  купца самое главное при выборе невесты? ______________________________________ __________________________________________________________________________________
  1. Какие волшебные числа есть в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая?  ________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Судьба Ивана-царевича характерна для героя волшебной сказки: ДА или НЕТ (нужное подчеркнуть)? Подтверди свое мнение._________________________________________________  ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
  1. Как выглядит в этой сказке волшебный мир? ____________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Кто в этой сказке превращается из животного в человека и обратно? ________________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Какая из дочерей сказки «Морозко» является героиней сказки? Почему? _____________________ ___________________________________________________________________________________  __________________________________________________________________________________
  1. Есть ли в этой сказке волшебный мир? Где он находится и кто его хозяин? ___________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Какие тотемные животные есть в сказке «Иван-царевич и серый волк»? _____________________ ___________________________________________________________________________________
  1. Докажи что сказка «Алтын сака – золотая бабка» построена по всем сказочным законам. _______ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

6

3

2

5

3

2

2

3

3

4

5

2

3

3

3

4

3

3

3

4

Словесная оценка

Баллы

%выполненного задания

Уровни

Существующая шкала

великолепно

10

100%

67

В.

5 баллов

отлично

9

99-91%

66-60

5 баллов

Очень хорошо

8

90-84%

59 — 56

В.С.

4 балла

Хорошо

7

83-77%

55 —  51

4 балла

Почти хорошо

6

76-71%

50 — 47

С.

4 балла

Удовлетворит.

5

70-64%

46 — 42

3 балла

Средне

4

63-57%

41 — 38

Н.С.

3 балла

Посредственно

3

56-50%

37 — 33

3 балла

Слабо

  2

  49-40%

32 — 26

Н.

  2 балла

Очень слабо

  1

  39-10%

25 — 7

  2 балла

Анализ проверки читательских умений работать с текстом художественного произведения

по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

4 класс октябрь 2014 / 2015 уч.г.

  1. Это волшебные сказки.
  2. «Гуси- лебеди» и «Морозко» — лес, подводное царство — «Сказка о рыбаке и рыбке», «Морской царь и Василиса Премудрая», подземное царство —  «Медное, серебряное и золотое царства».
  3. Троица — молодые березки. Новый год – ёлка. Обрядовыми деревьями были  дуб, яблоня, рябина.
  4. То, что царь велел посадить маленького Персея и свою жену в ящик и пустить его по морю, напоминает мотив заточения царицы с сыном в бочку и утопления их в море в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
  5. Сандалии, зеркальный щит, серповидный меч, шлем-невидимка, чудесный мешок.
  6. Сивка-бурка — преданный друг и помощник Иванушки; с его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой — дурачком, а молодец молодцом», поэтому сказка и называется «Сивка-бурка».
  7. Сивка-бурка обладает признаками тотемного животного, совмещая черты  коня и дракона: из ушей и ноздрей его «дым столбом валит и пламя пышет».
  8. Главное качество для царевны — не ум, внешняя красота или богатство жениха, а его связь с волшебным миром.
  9. Да. а) самый младший в семье; б) житейским умом не отличается; в) старшие братья Ивана — лентяи; г) он приобретает волшебного помощника и связь с волшебным миром.
  10. Она — сирота; трудолюбива; мала ростом;  в семье ее не любят, обижают; есть связь с волшебным миром.
  11. Лишь к корове может приласкаться, пожаловаться на горькую долю. корова всегда помогает и добрым словом и действием. Именно поэтому корова — «корова-матушка».
  12. Чтобы выполнить трудную работу, Хаврошечке необходимо переместиться из обычного мира в мир волшебный, для чего она и должна влезть в одно ухо своего волшебного помощника—коровы, а из другого вылезти.
  13. Купец выбирает невесту, у которой есть  связь с волшебным миром.
  14. За тридевять земель, в тридесятом государстве, 12 голубок-сестриц, а за ними — 13-я, три задания.
  15. С рождения мальчик обречен на несправедливость: родной отец отрекся от него. Иван –царевич растет  не по дням, а по часам. Выполняет невыполнимые задания.  Связь с волшебным миром, наличие волшебных помощников.
  16. Волшебный мир расположен на дне озера.
  17. Способностью к превращениям обладают дочери морского царя, в том числе и Василиса Премудрая.

Проверочные работы по литературному чтению

Проверочная работа №1 по теме:

«Постигаем законы волшебной СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

  1. Дайте общее название сказок, в которых —земной и волшебный мир? ________________________

  2. В каких из этих русских народных сказок волшебный мир – это:

1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. «Гуси-лебеди».

3. «Медное, серебряное и золотое царства».

4. «Кощей бессмертный».

5. «Морской царь и Василиса Премудрая».

6. «Морозко».

Лес? 

Подводное царство? 

Подземное царство? 

Небесно-заоблачное царство? 

  1. В каких народных обрядах и праздниках до сих пор участвуют деревья?

  1. _____________________ — _____________________

  2. _____________________ — _____________________

  3. _____________________ — _____________________

  1. Какая история из жизни Персея напоминает уже знакомую тебе историю из сказки А. Пушкина? _____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие волшебные предметы пригодились Персею, чтобы победить Медузу? ___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему сказка называется «Сивка-бурка»? _______________________________________________________________________________

  1. Какой признак тотемного животного в нем есть? ______________________________________________________________ _________

  1. Что для царевны самое главное при  выборе жениха? ___________________________________________________________

  1. Является ли Иванушка — дурачок настоящим героем волшебной сказки? Перечисли его характеристики. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

  1. Что делает Крошечку — Хаврошечку героиней сказки? _______________________________________________________________________________

  1. Почему Хаврошечка называет корову «коровой-матушкой»? ________________________________________________________________________________

  1. С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке нужно влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы трудная работа была выполнена? ________________________________________________________________________________

  1. Что для  купца самое главное при выборе невесты? _____________________________________________________________________________________________________

  2. Какие волшебные числа есть в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая? ________________________________________________________________________________

  1. Судьба Ивана-царевича характерна для героя волшебной сказки: ДА или НЕТ (нужное подчеркнуть)? Подтверди свое мнение.______________________________________________

  1. Как выглядит в этой сказке волшебный мир? ______________________________________________________________________________

  1. Кто в этой сказке превращается из животного в человека и обратно? ________________________________________________________________________________

  1. Какие тотемные животные есть в сказке «Иван-царевич и серый волк»? ________________________________________________________________________________

  1. Докажи что сказка «Алтын сака – золотая бабка» построена по всем сказочным законам. _____________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №2 по разделу: «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке — интерес к миру чувств».

1. Былина это

а) жанр устного народного творчества; героическое предание о подвигах богатырей;

б) жанр русской литературы, близкий к историчес­кой повести, отражающий реальные легендарные со­бытия;

в) жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исто­рических событиях

2. В какой исторический период создавались бы­лины?

а) V—VIII вв. б) XI—XV вв. в) IX—XIII вв.

3.Какое мифологическое существо напоминает опи­сание Соловья-разбойника в былине «Илья Муро­мец и Соловей-разбойник»?

…А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному. И от его ли-то от посвиста соловьего, И от его ли-то от покрика звериного, Те все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются…

а) фантастическое чудовище б) змей в) Скимен-зверь

4. Героями былины были:

а) горожане

б) богатыри, совершающие воинские подвиги;

в) крестьяне

5. Богатыри наделялись:

а) деньгами, бесстрашием

б) необыкновенной силой, деньгами, умом, волшебным оружием

в) необыкновенной силой, бесстрашием, умом, волшебным оружием.

6. Из какого произведения Андерсена маленькие герои Кай и Герда?___________________________________

7. Кто собирал слово из льдин?

а) Герда; б) Разбойница; в)Кай.

9.Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев?
а)У него была одна рука. б) У него была одна нога.
в)Он был меньше всех ростом. г) Он был больше всех ростом.

Проверочная работа №3 по теме: «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».

1.Что такое звукопись? _______________________________________________________________

2.Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется — __________________

3.Чей образ создает Д. Самойлов в стихотворении «Красная осень»?________________________

4.Почему автор выбрал именно красный лист, а не другого цвета? ________________________________________________________________

5.Какие приемы использует для  создания образа леса?__________________________________________________________________________

6. Что находится в центре композиции на картине М.Врубеля «Жемчужина»?______________________________________________________

7. Какое настроение и какие чувства вызывает стихотворение Н. Заболоцкого «Оттепель»?

_________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое стихотворение написал И. А. Бунин?

А) «Не ветер бушует над бором…» в) «Золотое слово»

Б) «Детство» г) «Дедушка Мазай и зайцы»

9.«Дышать сухим смолистым ароматом…». Стихи И. Бунина словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Какой смысл вкладывается героями рассказа В. Набокова «Обида» в слово «ломака»?

11. Каким даром обладает Путя в рассказе В.Набокова «Обида»?__________________________

12. Какой прием художественной выразительности использует В.Набоков в стихотворении «Мой друг, я искренно желаю…»? ____________

13. Как называет капельки дождя К.Бальмонт в стихотворении «Бусинки»?__________________

14.. Что такое хокку?

а) японское трехстишие б) японское двустишие в) японское четырехстишие

15.Назовите героев рассказа В. Драгунского «Красный шарик в синем небе».

Проверочная работа №4 по теме: « Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас».

  1. Соотнесите автора с его произведением.

А). Леонид Андреев; а) Мальчики;

Б) Антон Чехов; б) Петька на даче;

В) Владимир Набоков; в) Ванька.

  1. Главный герой рассказа «Петька на даче».

А) Леонид Андреев; Б) Николка; В) Осип Абрамович; Г) Петя.

  1. Кем работал герой рассказа «Петька на даче»?

А) парикмахером; Б) подмастерьем; В) помощником парикмахера.

  1. Куда всё время хотелось герою рассказа «Петька на даче».

А) на дачу; Б) в город; В) к маме.

  1. Кто был единственным родным человеком у героя рассказа «Ванька».

А) мама; Б) хозяин парикмахерской; В) дедушка.

  1. Кем работал герой рассказа «Ванька»?

А) помощником кухарки; Б) нянькой; В) дворником.

  1. Главный герой рассказа «Мальчики».

а) Чечевицын; б) Вова; в) Петя.

  1. Откуда приехал герой рассказа «Мальчики»?___________________________________

  1. Напишите по три пункта. В чём похожи и чем отличаются Петя и Ваня?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Что задумали ребята в рассказе «Мальчики»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №5 по теме: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота».

1. Кем хотели стать Люся Синицына, и её друг Коля из рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы»?

а) врачом и милиционером в) учителем и шофёром

б) артисткой и лётчиком г) агрономом и учёным

2. Рассказ «Как провожают пароходы» о настоящем и о ненастоящем богатстве. О каких именно?

а) о грушах и туфлях в дырочку

б) о балете «Доктор Айболит» и синем платье

в) об арбузе и таланте, который вдохновляет людей

3. Отметь верное:

— Ирина Пивоварова родилась в Москве

— Главные героини рассказов И. Пивоваровой- Люся Воробьёва и Люся Сорокина

— Ирина Пивоварова прекрасно вышивала крестиком

-После окончания института И. Пивоварова работала на киностудии «Мосфильм» художником по костюмам

-И. Пивоварова писала, как прозаические, так и поэтические произведения

4. Геня Пираплётчиков в рассказе Л. Улицкой одержал победу. Какую?

а) бумажную в) спортивную

б) игрушечную г) историческую

5. Что делало Геню Пираплётчикова глубоко несчастным человеком?

— нелепая фамилия — вечно заложенный нос

— странная прыгающая походка — смешная одежда

— «двойка» по математике в четверти -заикание

6. Музыку, каких композиторов на дне рождения Гени играла его мама?

а) Глинки и Мусоргского в) Бетховена и Шуберта

б) Чайковского и Прокофьева

7. В чём заключается красота Гени Пираплётчикова?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заяц и Поросёнок из сказки Сергея Козлова пытались развеселиться при помощи:

а) игры в «Чехарду» в) прыжков по лужам

б) прыжков через пенёк и поваленную осину г) ловли «солнечных зайчиков

9. У В. Драгунского в сборнике «Денискины рассказы» есть произведение «Девочка на шаре». А у какого художника есть картина с таким же названием?

а) Исаака Левитана в) Пабло Пикассо

б) Виктора Васнецова г) Ивана Фирсова

Проверочная работа №6 по теме: «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения».

  1. Напиши название сказки автора Сельмы Лагерлёф._________________________________

  2. Кто главный герой этой сказки?_________________________________________________

  3. Перечисли, какие ещё герои встречаются в этой сказке?_____________________________

  4. Почему Нильс наказан гномом? __________________________________________________

  5. Когда по-настоящему Нильс стал человеком? (нужное подчеркни)

В начале сказки В конце сказки В середине сказки

  1. Как внешне выглядят дикие гуси._________________________________________________

  2. Что позволяет Акке Кнебекайзе быть предводителем стаи?___________________________

  3. Почему стая разрешила Нильсу остаться с ними? _____________________________________________________________________________

  1. Что нужно человеку, чтобы быть всегда человеком? (напиши своё мнение)

_________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери название произведения автора Антуан де Сент-Экзюпери.

Маленький мальчик Роза и мальчик Маленький принц

  1. Назови главных героев этой сказки. ____________________________________________________________________________________

  2. Чему научил Лис Маленького принца?__________________________________________________________________________________

  1. Вернулся ли Маленький принц к своей Розе?_______________________________________

  1. С каким чувством он стал к ней относится? _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши главного героя сказки «Тёплый хлеб» К. Паустовского. ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Дай характеристику этому герою. (Напиши своё мнение о нём)._______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что общего у всех героев из прочитанных сказок? ___________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №7 по теме: «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда»

  1. Какой художник знал, что самые выразительные и «говорящие» части лица – это глаза и рот? Именно поэтому он подошёл к их написанию не как художник, а как учёный.

а) Л. да Винчи в) В. Васнецов

б) З. Серебрякова г) И. Левитан

Как называется эта картина и в каком музее она находится? _________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомните, с каким настоящим писателем вы повстречались на страницах учебника?

а) А. Чеховым в) В. Драгунским

б) С. Лагерлёф г) М. Вайсман

Как называется рассказ этого писателя? (подсказка: героя этого произведения можно было часто встретить в музее Пушкина)_____________

  1. Эта картина Франца Марка – сплошное движение, она вся пронизана взмахами крыльев:

а) «Шарик улетел» в) «Птицы»

б) «Красный шарик в синем небе» г) «Звездная ночь»

4. У поэтессы Анны Ахматовой они растут как одуванчики у забора, как лопухи и лебеда.

а) вишни в саду б) стихи в) подснежники г) дети

5. Вы теперь знакомы с поэтом, который нарушил обычную форму слов и изобрёл свои собственные слова. Укажите его фамилию.

а) Ф. Тютчев б) В. Хлебников в) А. Пушкин г) А. Фет

6. В своем стихотворении Александр Кушнер — это растение описывает так: «Белая, ледяная, бестолковая…». Назовите это растение.

а) акация б) черёмуха в) мимоза г) сирень

7. Каким общим словом В. Маяковский называет смех и улюлюканье толпы на Кузнецком Мосту в момент, когда упала лошадь?

а) вой б) рёв в) рык г) гул

8. Этот поэт в своём стихотворении обходится без единого глагола:

а) А. Пушкин б) А. Фет в) Б. Пастернак г) Ф. Тютчев

9.Назови поэта и его произведение, в котором в первых двух строках каждой строфы говорится о каком-то конкретном впечатлении, а в последних двух содержатся некоторые размышления:

а) С. Маршак «Как поработала зима!»

б) В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

в) А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

г) М. Лермонтов «Парус»

10. Перечисли известные тебе виды рифмовок.

_________________________________________________________________________________________________________________________

11. Укажи, какие виды рифмовок используют поэты в стихотворениях, покажи стрелочками.

Весенняя гроза, Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Про весну, Лана Луканова

Кап да кап, и не до сна,
Постучалась к нам весна.
Зазвенел ручей игриво.
Вышел ежик:» Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!»

12. Кто первым из русских поэтов использовал сразу три типа рифмовки? Как называется его произведение?

___________________________________________________________________________________

13. А.С Пушкин использовал в своём творчестве «онегинскую строфу». Сколько в ней было строк?

а) 14 б) 16 в) 18 г) 20

14. В стихотворении М. Волошина «Зелёный вол отпрянул и пугливо…» чередуются длинные и укороченные строчки. Это создает чувство:

а) тревоги б) радости в) волнения г) восхищения

15. Сочини стихотворение по предложенной рифме:

кружка

подружка

кошка

ложка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №8 по теме: «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество».

1. Что такое гимн?_______________________________________________________________________

2. К кому обращены два гимна?

античный древнегреческий гимн ____________________________________________________

современный российский гимн ______________________________________________________

3.В каких случаях используется Государственный гимн Российской Федерации? _______________________________________________

4.. Война – это смерть, страдание, страх, ужас. Объясните, почему поэты и писатели пишут о ней?

_______________________________________________________________________________________________________________________

5.Напишите близкие по смыслу слова (синонимы) к слову Родина.

_________________________________________________________________________________________________________________________

6.Пословицы – особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Соберите пословицы.

Родина – мать, … …что соловей без песни.

Человек без Родины,… …своя сторона.

На чужбине родная землица… …умей за неё постоять.

Для Родины своей сил,… …ни жизни не жалей.

Всякому мила… …во сне снится.

7.Какое время описывает А.Пантелеев в Рассказе «Главный инженер»?________________________________________________________

8.По каким приметам на картине А. Дайнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941года» видно, что война подступила к самой Москве? _______________________________________________________________________________________________________

9.Что вас удивило, поразило в картине П.Пикассо «Гарника»?

_________________________________________________________________________________________________________________________

10.Кого оплакивает вдова-весна в стихотворении А.Ахматовой «Памяти друга»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №9 за курс 4 класса.

1. Что такое былина?

а) песня-сказание об исторических событиях Древней Руси

б) произведение с элементами вымысла и фантастики

в) произведение, написанное стихами

2. Чего нет в былине, в отличие от сказки?

а) троекратные повторы б) точные географические названия в) волшебные предметы

3. Кто не является героем русских былин?

а) Илья Муромец б) Добрыня Никитич в) Емеля

4.Соедини стрелками фамилии поэтов с названиями стихотворений, которые ими написаны:

Новелла Матвеева «Опять весна»

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие »

5.Отметь то, что относится к Петьке – герою рассказа Андреева .

а) Петьке 10 лет г) Петьке 11 лет

б) Его мать барыня д) Петька жил у доктора

в)Петька жил у парикмахера е) Его мать кухарка

6.Какой прием использует Андреев, показывая два мира жизни Петьки – в городе и на даче?

а) метафора б) сравнение в) контраст

7. Кому в учение отдали Ваньку Жукова-героя рассказа А.Чехова?

а) парикмахер б) сапожник в) кузнец

8. Что обозначает выражение из рассказа А.Чехова «на деревню дедушке»?

а) в дальнюю деревню, где живет дедушка

б) в соседнюю деревню, где живет дедушка

в) неизвестно куда и кому

9. О чем рассказы Андреева, А.Чехова?

а) о трудном детстве героев б) о жизни богатых людей в) об отдыхе на даче

10. Какие картины известных художников изображают трудную жизнь детей?

а) В. Маковский «Свидание» б) Левитан «Весна. Большая вода»

в) В. Перов «Тройка»

11. Из скольких строк обязательно должно состоять хокку?

а) две в) четыре б) три г) пять

12. Кто не является японским поэтом?

а) Кобаяси Исса б) Редьярд Киплинг в) Тикараи Кикаку

13. Что такое стихотворение?

а) стихотворное произведение на историческую или героическую тему

б) стихотворный рассказ нравоучительного характера

в) поэтическое произведение в стихах, в котором есть ритм и рифма

14. Что такое ГИМН?

а) торжественная песня б) народная песня в) колыбельная песня

15.Определи жанр этих текстов:

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен! Ах, не топчи траву!

Там светлячки сияли

Вчера ночной порой.

а) стихотворение б) хокку в) басня

16.Что такое ПОВЕСТЬ?

а) литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене

б) литературное повествовательное произведение по объему больше, чем рассказ

в) литературное произведение, написанное стихами

17. Как называется описание природы в сказке С.Козлова:

«Еще совсем немного – и загорятся звезды, и выплывет месяц и поплывет, покачиваясь, над тихими осенними полями»?

а) натюрморт б) пейзаж в) портрет

18. Отметь пословицу, которая точно отражает основную мысль сказки С.Козлова «Если меня совсем нет»

а) Долог день до вечера, коли делать нечего

б) Одна пчела немного меду натаскает

в) Дерево живет корнями, а человек друзьями.

19. Кто автор стихотворения «Как поработала зима!»?

а) Федор Тютчев б) Александр Пушкин в) Самуил Маршак

20. Выбери название авторской сказки:

а) «Крошечка-Ховрошечка»

б) «Русалочка»

в) «Марья –царевна»

«Сказка о Белом Лебеде и Золотой Чаше» не первая волшебная история Ольги Селянчик. Автор на протяжении нескольких лет работает над циклом «Золотая Коллекция сказок». Идея истории родилась во время путешествия писательницы по Японии и Горному Алтаю: Фудзияма и Белуха напомнили ей лебединые крылья. В новом материале разбираемся, сколько Запада и Востока в сказке Селянчик и как создать современный универсальный миф, понятный каждому.

По самому названию «Сказки о Белом Лебеде и Золотой Чаше» можно догадаться, о чём пойдёт речь. Но всё немного сложнее. С первой главы мы погружаемся в идиллические миры Острова Белой Хризантемы и Лебединого Острова, где и происходит действие сказки. В этой фантастической вселенной одушевлёнными могут быть и ветер, и горы и, конечно, животные и птицы. Главная героиня — юная Осанби, обладающая особой связью со священной горой Диямой — царицей Острова Белой Хризантемы. Осанби получает благословение Диямы, а значит девушку ждёт особенный путь. Кроме того, она общается с Тайфи — одним из антигероев, который стремится стать лучше. На одной из прогулок Осанби слышит «звук скрещённых мечей» — так она встречает юного воина Акинфи и его учителя, Мастера Луно. Они изучают боевое искусство лунфи. Осанби наблюдает за поединком, восхищаясь «красотой движений», и просит Луно научить её сражаться. У лунфи есть отдельная философия, созвучная правилам восточных боевых искусств. Согласно ей, главное качество воина — «не горячий огонь страсти, а холодное и благородное пламя разума».

122© Интернациональный союз писателей

Трём воинам противопоставлены силы зла, главным воплощением которых становится чёрный Коршун Блэки. Когда-то давно он похитил Оголду, подругу Луно, а сейчас вернулся, чтобы забрать с собой белого лебедя Леми. Мастер Луно даёт отпор Блэки, защищая Акинфи и Осанби, но погибает (или просто переходит в другой мир?) из-за стрелы Коршуна. Юные воины остаются одни, но уже в другом месте, где они спасаются от Блэки, — в царстве Великой Белуни. Их задача — найти логово Коршуна, спасти Леми и побороть силы зла. В процессе они познают могущество силы любви.

Стоит отметить, что язык «Сказки о Белом Лебеде и Золотой Чаше» густо насыщен метафорами, смысл которых раскрывается не с первого раза. Эта сказка определённо создана для медленного, вдумчивого чтения. Также часто встречаются инверсии — они помогают стилизовать историю под древний текст.

Сказка полна символов, значение которых читателю предстоит угадывать самостоятельно. Автор показывает, а не рассказывает: не говорит в лоб о том, что и почему происходит в том или ином эпизоде. Думается, больше всего эта история придётся по вкусу любителям поэзии.

Повествование разбито на 56 небольших глав, благодаря чему автору «Сказки о Белом Лебеде и Золотой Чаше» удаётся держать читателя в тонусе: не возникает ощущение скуки и монотонности.

Также стоит отметить чудесные пастельные иллюстрации, которые украшают страницы книги, и грамотно подобранное шрифтовое оформление. Всё это помогает лучше визуализировать и прочувствовать историю.

120

Чему нас может научить восточная культура? Какой должна быть сказка, чтобы её оценили и взрослые и дети? И что, по мнению автора, должно произойти в нашем мире, чтобы из него навсегда исчезло зло? На вопросы об очаровании сказок и творческом процессе отвечает автор «Сказки о Белом Лебеде и Золотой Чаше», писательница Ольга Селянчик.

— Какие сказки Вам наиболее дороги? И почему именно они?

— Моими любимыми всегда были сказки Пушкина. Наполненные глубоким смыслом, волшебные, они завораживают красотой и мелодичностью родного языка.

Особое восхищение всегда вызывала «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Ничто не может победить чистое сердце и доброту. Именно эти качества, помноженные на смелость героев, приводят к победе добра над злом.

Один из самых любимых образов — загадочная и прекрасная Царевна-Лебедь. Может быть, поэтому во всех моих сказках присутствуют образы птиц — красивые, сложные и неоднозначные.

Также мне всегда нравились русские народные сказки. В детстве у меня был их сборник — красивое издание в твёрдой обложке с яркими иллюстрациями. Книга, которую было приятно держать в руках. Видимо приятные воспоминания детства стали основной причиной того, что все мои книги издаются в подобном формате.

— Судя по отзывам в интернете, Ваши сказки нравятся и взрослым, и детям. Как вы думаете, в чём секрет успеха?

— Я думаю, что всё дело в послевкусии. Какие эмоции человек (не важно, ребёнок это или взрослый) испытывает после прочтения. Удовольствие, счастье, умиротворение, спокойствие, желание вновь вернуться к прочитанному…

Мне часто задают вопрос: а будет ли продолжение у сказки? И это замечательно. Значит, читать было интересно, увлекательно и хочется продолжения.

До мелочей продумываю сюжетную линию, вкладываю самое лучшее, что у меня есть во всё, что я пишу. Стараюсь показать богатство, мелодичность и красоту родного языка. Наверное, в этом причина.

— Какой должна быть сказка, чтобы её оценили обе эти аудитории?

— С интересным приключенческим сюжетом, яркими образами и глубоким смыслом, не лежащим на поверхности и не навязанным для понимания. Глубина погружения в фантастический сказочный океан у взрослой аудитории индивидуальна. Каждый находит для себя что-то ценное, значимое и соответствующее собственному опыту. Юным читателям прожитые вместе с героями сказки незабываемые приключения помогают стать добрее, смелее и учат побеждать.

В этом синтезе и есть уникальность моих произведений. Они подходят и взрослым и детям.

— С чего Вы обычно начинаете работу над сказкой?

— С названия. Идеи написания новой книги обычно заполняют просторы моей творческой фантазии. И нужно выбрать что-то наиболее созвучное моему внутреннему состоянию в этот момент.

После выбора названия происходит так, будто всё уже создано в моём авторском пространстве, а мне нужно только это записать, добавив капельку своих эмоций и чувств, окутывая сказочный сюжет ароматом своего вдохновения.

Но иногда бывает, что написание некоторых глав даётся с трудом, не пишется, не складывается… И я понимаю, что нужно взять паузу.

Проходит некоторое время, и чудесным образом «трудная» глава пишется на одном дыхании без единой поправки.

— Что именно заставило Вас выбрать насыщенное метафорами повествование, хотя Вы могли сделать его более простым в угоду большей аудитории?

— Я пишу для своей аудитории. Той, которой нравится то, что я делаю. Написание книги — это поток, который сам выбирает автора. Сюжет, образы главных героев и смыслы определяют стиль написания.

Метафорическое повествование рождается также естественно, как образное описание природы или фантастическое развитие сюжетной линии. Всё это происходит непринужденным образом. И часто возникает ощущение, что сама сказка, витающая в воздухе, вдруг решила меня сделать своим автором. А я ей очень благодарна за это.

— Чем Вас привлекает Восток, Япония и Горный Алтай?

— Своей таинственностью и скрытыми смыслами. Восточная культура учит нас смотреть вглубь вещей. Для меня как для автора очень увлекательно искать разгадку неизведанной тайны, подключая творческое воображение.

121

— Как Вы считаете, что должно произойти, чтобы из нашего мира навсегда исчезло зло?

— Ответ на этот вопрос можно найти в эпилоге «Сказки о Белом Лебеде и Золотой Чаше»: «Но если всё на земле будут свято чтить кодекс лунфи, то тебе не потребуется меч, и наш прекрасный мир всегда будет принадлежать белым крыльям, запомни это, сынок». Такой ответ дала Царица Рэтис своему маленькому сыну.

Это всего лишь цитата. Чтобы понять её глубокий смысл нужно полностью прочитать сказку. И я с огромной радостью предоставляю это право своим читателям.

— «Сказка о Белом Лебеде и Золотой Чаше» входит в Вашу серию «Золотых сказок». Какой смысл Вы вкладываете в этот цвет?

— В каждой сказке спрятана «золотая драгоценная жемчужинка», найденная в глубинах вековой мудрости человеческой души. Мне очень хочется, чтобы читатели нашли эту драгоценность, способную сделать богаче и ярче их внутренний мир и которая поможет вынести на поверхность жизни всё самое лучшее, что есть внутри.

Поэтому мои сказки объединятся в единый цикл, называемый «Золотой Коллекцией».

  • Как выглядит белоснежка из сказки
  • Как выглядит балда из сказки пушкина
  • Как выглядит баба яга в сказках
  • Как выглядит алеша из сказки черная курица или подземные жители
  • Как выглядит аленький цветочек из сказки аленький цветочек