Как выражена в рассказе авторская позиция судьба человека

Какова авторская позиция М.А. Шолохова в рассказе “Судьба человека?”

В чем гуманистический пафос произведения?

В рассказе “Судьба человека” М.А. Шолохова выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны. Великую народную трагедию военного времени изоб­ражает писатель в этом рассказе.

Война противопоставлена у Шолохова картинам мирной жизни.

В небольшом по объему произведении перед читателем про­ходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов – мирный труженик, ненавидящий войну. Как ве­личайшую драгоценность хранит он в сердце память о дово­енной жизни своей семьи: “Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка…

Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть – не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желан­ней ее…”.

Счастье мирной жизни Соколова нарушило вероломное нападение врагов. Фашизм, чужая земля несут в себе смерть, разрушение. Война уничтожила семью, дом Соколова. И здесь начинает ощутимо звучать мотив вечной разлуки.

В плену герой “почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал”, а их уже не было на свете. На долю героя Шолохова выпадают немалые испыта­ния: ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи, трагическая смерть любимого сына Анатолия в пос­ледний день войны. Все это наложило свой отпечаток на на­туру, положение героя. “За что же ты, жизнь, меня так пока­лечила?

За что так исказнила?” – спрашивает сам себя Соко­лов и не находит ответа. И гуманизм писателя в этом присталь­ном внимании к судьбе простого человека, в сочувственной позиции.

Раскрывая образ своего героя, писатель использует порт­ретные детали. “Видали вы когда-нибудь глаза, словно при­сыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?” – спрашивает Шолохов. Противопоставляя войну и мирную жизнь, писатель умело использует пейзажи. Так, после ряда трагических картин в рассказе дается картина природы: “В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел.

Все так же лениво шевелил су­хие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве об­лака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим сверше­ниям весны, к вечному утверждению живого в жизни”. Здесь ощутима мысль автора о вечном противоборстве жизни и смерти.

Война разрушила миллионы судеб. Остался сиротой ма­ленький мальчик Ванюша, которого приютил Андрей Соко­лов. И эта любовь к ребенку оказалась той живительной вла­гой, которая стала исцелять израненное сердце героя.

Остав­шись в одиночестве, Андрей Соколов заменил отца малень­кому Ванюшке. И эта любовь стала той живительной силой, которая постепенно возвращала героя к жизни.

Образ Андрея Соколова критики соотносили с образом сказочного солдата, подчеркивая фольклорную основу рас­сказа. Как и сказочный солдат, герой Шолохова был масте­ром на все руки, с честью вышел он из всех испытаний, мно­гократно уходил он от смерти. В сюжете мы видим троекратность событий – у героя трое детей, трижды он был ранен, трижды говорит о своей вине перед женой.

Троекратность со­бытий – излюбленный фолклорный прием. Также значимо в рассказе противостояние света и тьмы, символизирующее противостояние мира и войны. Когда Соколов попадает в плен, немецкий ефрейтор приказывает идти ему “на заход солнца”, туда, где ночь, смерть.

Когда герой совершил побег, он держал путь “прямо на восход солнца”, туда, где свет и жизнь. Когда нашелся сын Анатолий, то в жизни его “блеснула радость, как солнышко из-за тучи”.

Вообще о диалектическом противоборстве жизни и смерти в рассказе напоминают многие выразительные детали. Например, портретные. Глаза у мальчика, усыновленного геро­ем, – светлые, как небушко.

У Соколова же – “словно при­сыпанные пеплом”.

Мы можем помочь себе, лишь помогая своему ближнему – такова гуманистическая позиция писателя. Война же – состояние, противное самой человеческой природе, разуму. И такая позиция в восприятии войны сближает М.А.

Шоло­хова со Л.Н. Толстым.

Loading…

Примеров геройства и мужества, храбрости и стойкости, проявленных простыми людьми в тяжелые времена, в русской истории более чем достаточно. Под этими тяжелыми временами подразумевается, разумеется, не что иное, как война. А война, как известно, в первую очередь, является испытанием человеческой души на прочность. Каждый герой, с достоинством прошедший это испытание, совершает свой собственный подвиг. Одни, безудержно рвутся в бой, погибая под пулями, другие проявляют завидную выдержку, спасая раненных, третьи обеспечивают всем необходимым и первых, и вторых, до изнеможения работая в тылу. Поэтому для любого писателя, посвятившего свои произведения непосредственно теме «человека на войне», имеет особое значение судьба отдельного героя.

Об одном из таких героев, являющихся ярким примером русской самоотверженности, невероятной выдержки, нам поведал Михаил Шолохов. Рассказав о его до потрясения страшной участи, писатель в очередной раз доказал, какой удивительной силой духа способен обладать простой русский мужик, сам до конца не предполагающий, что жизнь с ним так жестоко обойдется.

При прочтении захватывающей истории нашего героя, Андрея Соколова, любой, наверняка, неподдельно переживает за его судьбу. У этого, как ни парадоксально, удивительно везучего человека война отобрала все, что так было дорого его сердцу. Однако лишить этого стойкого солдата его доброй и чистой души, она оказалась не в состоянии.

До того как на долю русского солдата выпали все эти ужасные испытания, в крах разрушившие его жизнь, он ощущал себя совершенно счастливым человеком, наслаждающимся простыми радостями этой быстротечной жизни и мечтающим о тихой и безмятежной старости. Возможно, в последний раз испытывает непомерную радость наш герой, прорвавшись через линию фронта и наконец-то оказавшись вместе со своими. В тот момент он еще продолжает чувствовать себя счастливчиком.

Однако, несмотря на тяжелейшие потрясения, которые совсем скоро испытывает Соколов и, учитывая, что все в жизни относительно, можно опять же сказать, что герою Шолохова все-таки повезло. Повезло хотя бы потому, что он остался жив, а главное не зачерствел душой, не обозлился на жизнь, принял свою жестокую участь и при этом остался способным любить. Несмотря ни на что этот человек не сломался и, найдя своего «сынишку», Соколов готов отдать этому человечку всю свою любовь, все оставшиеся силы. Свою позицию автор выражает, в частности, именно через этот подвиг нашего героя, совершение которого просто неизбежно. Сущность точки зрения Шолохова, возможно, и заключается в том, чтобы жить не ради себя, а целиком ради других людей, как это на протяжении всего своего жизненного пути делает Соколов. В этом и есть великий подвиг героя шолоховского рассказа.

В заключении хотелось бы отметить тот страшный факт, что писатель рассказывает лишь о том, как изменила война жизнь отдельного человека. Неизбежно возникает представление истинных масштабов этого ужаснейшего испытания для народа в целом. Сколько в итоге подобных поломанных судеб, сколько разрушенных семей, сколько сирот?! И все же, несмотря на сложность многих из таких судеб, есть люди, русские люди, которые, испытав весь ужас войны, не сломались, а стали еще сильней, остались людьми до самого конца.

Авторская позиция

Солженицын
намеренно уходит от описания каких-либо
ситуаций жестокости, насилия, озлобленности
и агрессивности. Он не ставит себе целью
подробного описания всех ужасов каторжной
жизни заключенных в лагере. Главная
цель его в другом: показать, что позволило
человеку остаться человеком в
нечеловеческих условиях. Ответ: тот,
кто сам не озлобился, не стал унижаться
ради куска хлеба и сохранил человеческое
понимание добра и справедливости,
проявляя их по отношению к другим; тот,
кто несмотря ни на что, продолжал верить
в лучшее будущее, жил с надеждой; тот,
кто не утратил возможности воспринимать
мир таким, как видел его на свободе.
Скорее всего, Иван Шухов не знал всего
этого, но чувствовал, что жить надо по
законам добра и справедливости, как
жили его предки. Он сохранил в себе то,
что принято называть душой.

Темы:

  1. Добра
    и зла

  2. “Маленького
    человека”

  3. Сострадания

  4. Счастья

  5. Времени

  6. Труда

Проблемы:

  1. Народ
    и власть

  2. Нравственного
    выбора

  3. Духовной
    и физической свободы

  4. Личность
    и “жестокий” век

  5. Для
    эпизода сцены кирпичной кладки

Жанр
– рассказ
, так определил сам автор,
хотя произведение можно отнести к жанру
повести. Так как круг тем и проблем,
рассмотренных в произведении, широк и
имеет общенациональное значение. Кроме
того, автору удалось за счет элементов
ретроспективы расширить временные
пространственные рамки. И третье, Иван
Шухов представляет собой отражение
русского национального характера, то
есть автор исследует причины как
формирования (народная основа), так и
сохранение тех качеств, что отличают
истинно русский характер (сохранение
души).

Рассказ а.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

«Один
день Ивана Денисовича» связан с одним
из фактов биографии самого автора —
Экибастузским особым лагерем, где зимой
1950-51 г. на общих работах был создан этот
рассказ. Главный герой рассказа
Солженицына — это Иван Денисович Шухов,
обычный узник сталинского лагеря. В
этом рассказе автор от лица своего
героя повествует о всего одном дне из
трех тысяч шестисот пятидесяти трех
дней срока Ивана Денисовича. Но и этого
дня хватит чтобы понять то, какая
обстановка царила в лагере, какие
существовали порядки и законы, узнать
о жизни заключенных, ужаснуться этому.

Лагерь — это особый мир,
существующий отдельно, параллельно
нашему. Здесь совсем другие законы,
отличающиеся от привычных нам, каждый
здесь выживает по-своему. Жизнь в зоне
показана не со стороны, а изнутри
человеком, который знает о ней не
понаслышке, а по своему личному опыту.
Именно поэтому рассказ поражает своим
реализмом.

«Слава тебе, Господи, еще
один день прошел !»- заканчивает свое
повествование Иван Денисович,- «Прошел
день, ничем не омраченный, почти
счастливый». В этот день Шухову
действительно повезло: бригаду не
выгнали на Соцгородок тянуть проволоку
на морозе без обогрева, миновал карцер,
отделался лишь мытьем полов в
надзирательской, получил в обед лишнюю
порцию каши, работа досталась знакомая
— стену класть на ТЭЦ, клал весело, миновал
благополучно шмон и пронес в лагерь
ножовку, подработал вечером у Цезаря,
купил у латыша два стакана самосаду, а
самое главное то, что не заболел,
перемогся.

Иван Денисович Шухов был
осужден на десять лет по сфабрикованному
делу: его обвинили в том, что он вернулся
из плена с секретным немецким заданием
заданием, а какое конкретно оно было —
так и не смог никто придумать. Шухова
постигла та же судьба, что и миллионы
других людей, воевавших за Родину, но
по окончанию войны из пленников немецких
лагерей оказались пленниками сталинских
лагерей ГУЛАГа. Как человек он не может
не вызывать уважения: несмотря на все
условия он сумел сохранить доброту,
благожелательное отношение к людям, не
обозлился, не потерял человечности.

Шухов готов поделиться
последним с хорошим человеком даже
просто для того, чтобы доставить тому
удовольствие. Иван Денисович угощает
печеньем Алешку-баптиста чтобы хоть
чем-то побаловать, поддержать его, ведь
тот «всем угождает, а заработать не
может».А как Иван Денисович относится
к Гопчику ! Для него Гопчик почти как
родной сын. Это человек мне глубоко
симпатичен, в отличие, например, от
шакала Фетюкова, бывшего высокого
начальника привыкшего командовать,
который не брезгует даже доставать
окурки из плевательницы. Это настоящий
шакал, живущий за счет объедков других.
Лизать чужие тарелки, смотреть человеку
в рот в ожидании того, что ему что-нибудь
оставят — для него обычное дело. Он не
может вызывать отвращения, даже зэки
отказываются с ним работать, называя
его м-ом. В зоне у него не осталось даже
капли мужской гордости, он открыто
плачет когда его бьют за лизание тарелок.

Действительно, каждый
выбирает для себя путь выживания, но
наиболее недостойный путь — это путь
стукача Пантелеева, живущего за счет
доносов на других зэков. Под предлогом
болезни он остается в зоне и добровольно
стучит оперу. В лагере ненавидят таких
людей, и тот факт, что было зарезано
трое, никого не удивил. Смерть здесь это
обычное дело, а жизнь превращается в
ничто. Это пугает больше всего.

В отличие от них Иван
Денисович «не был шакал даже после
восьми лет общих работ — и чем дальше,
тем крепче утверждался». Он не
выпрашивает, не унижается. Все старается
заработать только своим трудом: шьет
тапочки, подносит бригадиру валенки,
занимает очередь за посылками, за что
и получает честно заработанное. У Шухова
сохранились понятия о гордости и чести,
поэтому он никогда не скатиться до
уровня Фетюкова, ведь он именно
подрабатывает, а не старается услужить,
«подмазаться». Как и любой крестьянин,
Шухов человек на удивление хозяйственный:
он не может просто так пройти мимо куска
ножовки, зная, что из него можно сделать
нож, а это возможность дополнительно
заработать.

Уважения заслуживает и бывший
капитан второго ранга Буйновский,
который «на лагерную работу как на
морскую службу смотрит: сказано делать
— значит делай». Он не старается
увильнуть от общих работ, привык все
делать на совесть, а не для показухи.
Шухов говорит, что «осунулся крепко
за последний месяц, а упряжку тянет».
Буйновский не может смириться с произволом
караула, поэтому заводит спор с Волковским
о статье уголовного кодекса, за что и
получил десять суток карцера..

Симпатичен бригадир Тюрин,
попавший в лагерь только лишь потому,
что его отец был кулак. Для бригады он
как отец родной, всегда старается
отстоять интересы бригады: получить
больше хлеба, выгодную работу. Утром
Тюрин дает кому надо чтобы его людей не
выгнали на строительство Соцгородка.
Слова Ивана Денисовича о том, что «хороший
бригадир вторую жизнь даст» полностью
подходят для характеристики Тюрина как
бригадира. Эти люди, несмотря на все,
выживают за счет своего труда. Они бы
никогда не смогли избрать для себя путь
выживания Фетюкова или Пантелеева.

Жалость вызывает Алешка-баптист.
Он очень добрый, но очень слабодушный
— «им не командует только тот, кто не
хочет». Заключение для него — это воля
Бога, в своем заключении видит только
хорошее, он сам говорит, что «здесь
есть время о душе подумать». Но Алешка
не может приспособиться у лагерным
условиям и, по мнению Ивана Денисовича,
долго здесь не протянет. Хваткой, которой
не хватает Алешке-баптисту, обладает
Гопчик, шестнадцатилетний паренек,
хитрый и не упускающий возможности
урвать кусок. Он был осужден за то, что
носит молоко в лес бендеровцам. В лагере
ему прочат большое будущее: «Из Гопчика
правильный будет лагерник … меньше как
хлеборезом ему судьбы не прочат «.

На особом положении находится
в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер,
который не успел снять своей первой
картины когда попал в лагерь. Он получает
с воли посылки, поэтому может себе
позволить многое из того, что не могут
остальные заключенные: носит новую
шапку и другие запрещенные вещи, работает
в конторе, избегает общих работ. Хоть
Цезарь находится уже довольно долго в
этом лагере, его душа все еще в Москве:
обсуждает с другими москвичами премьеры
в театрах, культурные новости столицы.
Он сторонится остальных заключенных,
придерживается только Буйновского,
вспоминая о существовании других только
тогда, когда он нуждается в их помощи.
Во многом благодаря своей отрешенности
от реального мира, на мой взгляд, и
посылкам с воли ему удается выживать в
этих условиях. Лично у меня этот человек
не вызывает никаких чувств. Он обладает
деловой хваткой, знает кому и сколько
надо дать.

Рассказ Солженицына написан простым
языком, он не прибегает к каким-либо
сложным литературным приемам, здесь
нет метафор, ярких сравнений, гипербол.
Рассказ написан языком простого лагерного
заключенного, именно поэтому используется
очень много «блатных» слов и
выражений. «Шмон, стучать куму,
шестерка, придурки, падла»,- все это
нередко можно встретить в повседневной
речи зэков. В рассказе в изобилии
встречаются и непечатные слова. Некоторые
из них изменены Солженицыным в написании,
но смысл у них остается тот же. Особенно
много их употребляет завстоловой, когда
старается столкнуть напирающих зэков
с крыльца столовой. Я думаю, чтобы
показать жизнь в лагере, царящие порядки
и атмосферу, просто было нельзя это не
использовать. Время уходит,а выражения
остаются, ими благополучно пользуются
не только в современных зонах, но и
обычном общении между собой многие
люди.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    13.02.201517.11 Mб163Мюллер. Полифония.pdf

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция?

Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция?

    Примеров геройства и мужества, храбрости и стойкости, проявленных простыми людьми в тяжелые времена, в русской истории более чем достаточно. Под этими тяжелыми временами подразумевается, разумеется, не что иное, как война. А война, как известно, в первую очередь, является испытанием человеческой души на прочность. Каждый герой, с достоинством прошедший это испытание, совершает свой собственный подвиг. Одни, безудержно рвутся в бой, погибая под пулями, другие проявляют завидную выдержку, спасая раненных, третьи обеспечивают всем необходимым и первых, и вторых, до изнеможения работая в тылу. Поэтому для любого писателя, посвятившего свои произведения непосредственно теме «человека на войне», имеет особое значение судьба отдельного героя.

    Об одном из таких героев, являющихся ярким примером русской самоотверженности, невероятной выдержки, нам поведал Михаил Шолохов. Рассказав о его до потрясения страшной участи, писатель в очередной раз доказал, какой удивительной силой духа способен обладать простой русский мужик, сам до конца не предполагающий, что жизнь с ним так жестоко обойдется.

    При прочтении захватывающей истории нашего героя, Андрея Соколова, любой, наверняка, неподдельно переживает за его судьбу. У этого, как ни парадоксально, удивительно везучего человека война отобрала все, что так было дорого его сердцу. Однако лишить этого стойкого солдата его доброй и чистой души, она оказалась не в состоянии.

    До того как на долю русского солдата выпали все эти ужасные испытания, в крах разрушившие его жизнь, он ощущал себя совершенно счастливым человеком, наслаждающимся простыми радостями этой быстротечной жизни и мечтающим о тихой и безмятежной старости. Возможно, в последний раз испытывает непомерную радость наш герой, прорвавшись через линию фронта и наконец-то оказавшись вместе со своими. В тот момент он еще продолжает чувствовать себя счастливчиком.

    Однако, несмотря на тяжелейшие потрясения, которые совсем скоро испытывает Соколов и, учитывая, что все в жизни относительно, можно опять же сказать, что герою Шолохова все-таки повезло. Повезло хотя бы потому, что он остался жив, а главное не зачерствел душой, не обозлился на жизнь, принял свою жестокую участь и при этом остался способным любить. Несмотря ни на что этот человек не сломался и, найдя своего «сынишку», Соколов готов отдать этому человечку всю свою любовь, все оставшиеся силы. Свою позицию автор выражает, в частности, именно через этот подвиг нашего героя, совершение которого просто неизбежно. Сущность точки зрения Шолохова, возможно, и заключается в том, чтобы жить не ради себя, а целиком ради других людей, как это на протяжении всего своего жизненного пути делает Соколов. В этом и есть великий подвиг героя шолоховского рассказа.

    В заключении хотелось бы отметить тот страшный факт, что писатель рассказывает лишь о том, как изменила война жизнь отдельного человека. Неизбежно возникает представление истинных масштабов этого ужаснейшего испытания для народа в целом. Сколько в итоге подобных поломанных судеб, сколько разрушенных семей, сколько сирот?! И все же, несмотря на сложность многих из таких судеб, есть люди, русские люди, которые, испытав весь ужас войны, не сломались, а стали еще сильней, остались людьми до самого конца.

Добавил: svetlorusaya

12751 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция?

Смотрите также по
произведению «Судьба человека»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

  • Как выполнить задание методы сочинения историй
  • Как выполнить достижение мертвецы не рассказывают сказки в террарии
  • Как выполнил гринев завет отца сочинение с планом
  • Как выпекают бисквитный полуфабрикат для торта сказка кратко
  • Как выключить эту сказку