Обновлено: 09.01.2023
Автор «Слова. » неизвестен. Имя автора не дошло до наших дней, потому что по древнерусскому этикету подписывать свои творения считалось неприличным. Так же неизвестна дата создания и место написания «Слова. «, ведутся споры о его жанре. Сама же рукопись сохранилась только в одном древнерусском сборнике летописей, принадлежавшему одному известному коллекционеру памятников русских древностей, графу Алексею Мусину-Пушкину. С его слов, он приобрел рукопись у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря в конце восемнадцатого века, однако вскоре эта версия была опровергнута. Существует более двадцати гипотез относительно личности автора «Слова. «. Исследователи предполагают, что им мог быть премудрый книжник Тимофей, певцы Митуса или Хотына, летописец Петр Борисович, тысяцкий Рагуил, великий киевский князь Святослав или даже сам князь Игорь.
Но, несмотря на то, что мы не знаем имя создателя «Слова. «, его образ в произведении очень важен и значим.
С самых первых строк автор говорит, что он, в отличии от Бояна, не будет приукрашивать, а будет излагать достоверно, максимально приближенно к правде. Он не хочет, чтоб эти события были искажены. Потомки должны знать правдивую историю. Сам же автор достаточно образован, хорошо знает историю того времени (по одной из гипотез, являлся монахом). Это мы можем наблюдать в «золотом слове Святослава»: перечисляет всех князей, некоторые их битвы, врагов. В этой же части мы видим автора как тонкого политика. Он понимает положение Руси. Понимает, что князьям нужно объединиться и вместе дать отпор врагу. И он же призывает их сделает это. Возможно, тогда все так считали и хотели этого. Тем самым он может доносить голос народа.
Автор ярко показал связь человека с природой. Он настоящий патриот. Его творение проникнуто ласковой и тёплой любовью к родине. Автор восхищается ею, он убежден в её силе. Русская земля для него — это не только русское естество, русские деревни и города, это прежде всего люди: князья, дружинники, земледельцы и монахи. Он понимает их всех и одинаково горячо любит. Он чувствует беспокойство русского народа за князя Игоря. Он видит грусть людей из-за усобиц князей. Автор отлично понимает, что весь русский народ может победить половцев, но нужно его объединить. И он к этому призывает. Так же автор очень любит русскую природу. Она всегда поддерживала людей. Автор часто использует рефрену: «О Русская земля! Ты уже за холмом.». Она часто повторяется при описании похода князя Игоря. В них со всей полнотой и огромной эмоциональной силой проявляется любовь автора к своей земле.
События в «Слове. » описаны очень точно и красочно. Часто создается впечатление, что автор сам был свидетелем или даже участником этих событий.
«На другой день рано утром кровавой зори рассвет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии.»
В этом предложении много средств выразительности: эпитеты (кровавые зори, синие молнии), олицетворение (тучи хотят прикрыть, молнии трепещут). Так же автор сопоставляет князей, принимающих участие в битве, с четырьмя солнцами.
«И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастий. Тоска разлилась по Русской земле, печаль многая рекою протекла среди земли Русской.»
Олицетворения (Киев и Чернигов застонали, тоска разлилась) и метафора (печаль многая рекою протекла) дает нам понять, насколько опечалило людей поражение Игоря. Это был очень сильный удар для Русской земли.
В «плаче Ярославны» нам раскрывается внутренний мир героини. Автор, точно тонкий психолог, раскрывает всю её душу. С помощью её молитв силам природы мы узнаем, насколько она скучает и переживает за Игоря. Это один из самых красивых и трогательных моментов во всем произведении. Она со всей душой и трепетом отнеслась к природе. Пусть она и юна, но внутренней мир у неё очень богатый.
Автор — это новатор, опередивший свое время. Его герои живы и человечны. Мы понимаем их. Мы видим их душевный мир вне сражения. Он не пытается приукрасить свое произведение, но оно получилось очень ярким и эмоциональным. Через героев и силы природы автор показывает нам свою оценку происходящему. Это произведение не посвящено одному герою. Их несколько и всех их мы чувствуем и понимаем.
Сложно точно сказать, кем по моему мнению является автор. Этот человек был образован, видел события и изнутри, и снаружи, был близок с народом. Возможно, этим автором является не один человек. Но кем бы он ни был, мы все ему благодарны за столь чувственный и яркий памятник русскому творчеству.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Одним из основных героев трагедии является летописец Пимен, которого Пушкин изобразил с особенной любовью и трепетом. Для создания этого образа автор перечитал старые летописи и знаменитый труд Карамзина. Этот персонаж сборный, в нем объединены все качества, отмеченные в разных летописных источниках.
В первый раз мы встречаем Пимена в его келье в Чудовом монастыре, где он ведет разговор с юным Григорием Отрепьевым. Оказывается, летописец много чего повидал в жизни: он предавался веселым пирам, сражался с литовской ратью под предводительством Шуйского, воевал у стен Казани. Теперь же он монах, который видит свою миссию в служении Богу, он смирен и изо дня в день читает молитвы. Такую же судьбу Пимен пророчит Григорию, вот только по неосторожности рассказывает о событии, которое ему довелось увидеть: восшествие на престол Бориса Годунова после убийства малолетнего царевича Дмитрия в Угличе.
Во фразах, которыми летописец описывает это кровавое дело, чувствуется страх, неподдельный и сильный. Это страх перед божьим наказанием за смертоубийство. Пимен придерживается того мнения, что тень от греховного поступка, совершенного одним человеком, ляжет на весь народ. Еще непонятно, как это все отразится на государстве, но Пимен предчувствует, что что-то должно произойти. Непременно произойдет. И никак нельзя избежать.
И хотя на первый взгляд кажется, что летописец – это тихий, кроткий, смиренный старец, читающий молитвы в своей келье, такое впечатление обманчиво. На самом деле Пимен беспокоится за народ, волнуется, его равнодушие напускное.
Он пишет летопись, излагая точно и правдиво суть тех событий, которые происходили в то время. Пимен хочет рассказать потомкам настоящую истину о том, как был убит царевич Дмитрий. Летописец твердо уверен ,что человек, вступивший на престол без поддержки народа и через кровь, никогда не сможет стать царем.
И ведь на самом деле так все и происходит. Народ не любит своего правителя, не доверяет ему. Его самодержавная политика, суть которой удерживание власти в одних руках, борьба с боярством и угнетение крестьян, вызывает только недовольство. Да и сам Борис не рад всему, что произошло. Его душа мучается, мечется, ее грызет совесть. Он не уверен в себе.
Голосом летописца Пимена Александр Сергеевич Пушкин показывает отношение всего простого люда к царю Борису Годунову и ко всей власти в целом.
Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.
Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.
Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.
За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.
Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.
Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.
В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.
Вариант 2
Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.
Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.
Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.
Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.
Сочинение Образ монаха Пимена
Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов
Несколько интересных сочинений
Любые военные действия приводят к материальным потерям и людским жертвам. Больше всего в противостоянии страдают старики и дети. Ведь не даром в народе говорят, что у войны не женское лицо
Наличие в обществе представителей разных поколений является одним из заметных и обсуждаемых актов общественной жизни. Эта тема нередко становится в центре внимания разных произведений культуры
Наверное, нет такого человека в нашей стране, которые не читал рассказы Чехова. Его рассказы короткие взяты из жизни, но в них он описывает художественные детали, которые трудно не заметить.
Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.
Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.
Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.
Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.
Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.
Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.
Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.
Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.
Вариант 2
Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.
Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.
Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.
Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.
Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах
Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.
Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах
“Найдет мой труд усердный, безымянный. ” (Пимен о себе)
Он летопись свою ведет. ” (Григорий о Пимене)
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.”
(Григорий о Пимене)
Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)
“. Пимену, старцу кроткому и смиренному. ” (Игумен о Пимене)
“Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)
Безумные потехи юных лет!” (Пимен о своем прошлом)
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Спешу туда ж – а там уже весь город.
“Покаялись – и назвали Бориса.” (сообщники выдали Бориса Годунова)
“. я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному. “
Критика об образе Пимена
“Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.
“Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, “не ведая ни жалости, ни гнева”, решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.”
(Л. П. Прессман, “Драматургия А. С. Пушкина”, диафильм, 1982 г.)
Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.
Сочинение Образ монаха Пимена
Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава↑ ПушкинОбраз Москвы в романе Евгений Онегин →
Царские палаты
Первый
Второй
В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном.
Первый
Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи.- Всe ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он?
Второй
Вот он идет. Угодно ли спросить?
Первый
Царь (входит)
Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Главные герои
Царь Борис Годунов
Григорий Отрепьев
Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.
Второстепенные персонажи
Пимен
Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.
Марина Мнишек
Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.
Шуйский
Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.
Юродивый Николка Железный Колпак
Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов
Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за ее пределами. Характеризуется, как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьем и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.
Федор Годунов
Царевич Федор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.
Читайте также:
- Сочинение вера в человека это самая большая вещь
- Сочинение по картине неудачник мышелов
- Сочинение рассуждение 10 предложений
- Сочинение две дуэли герой нашего времени и евгений онегин
- Сочинение в жанре заметки
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов
Летописец Пимен в трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение про монаха
Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.
Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.
Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.
За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.
Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.
Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.
В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.
Вариант 2
Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».
Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.
Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.
Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.
Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.
Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.
Сочинение Образ монаха Пимена
С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».
Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.
Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
Монах летописец.
Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов
Несколько интересных сочинений
- Образ Петербурга в русской литературе
Новая столица, окно в Европу и город трех революций – эти характеристики позволяют довольно точно понять значение Петербурга для страны, для России в литературе.
- Сочинение на тему Волшебная сила слова
Кто сказал, что слова не могут быть волшебными? Да, это сказано образно, но какую магию они творят, как помогают человеку, после этого не возможно их просто не назвать волшебными
- История создания рассказа Изумруд Куприна
Любить животных может человек высокоморальный, который обладает такими чертами характера, как доброта, забота о других, искренность и гармония. Именно такие свойства были присущи Александру Куприну
- Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 5 класс описание
И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.
- Характеристика и образ Кабановой Кабанихи в пьесе Островского Гроза сочинение
Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Пимен Летописец в трагедии Борис Годунов
Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов Пушкина
Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.
Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.
Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.
Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.
Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.
Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.
Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.
Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.
Пимен летописец
С давних пор на земле нашей были люди, которые переносили на бумагу всё, что происходило со страной, и звали их летописцами. Отличались они: кротким, простым, искренним характером. Именно так описывает Пушкин такого старца в трагедии «Борис Годунов».
Имя летописца Пимен. Он престарелый поседевший монах, давно бросивший свою былую жизнь и теперь, увлечённо работает над своей летописью. Пимен живёт и работает в московском монастыре Чудовом. Пимен пишет летопись, не только днём, но и часто ночью вовсе не отдыхая, он считает это своим долгом. В своей летописи старик старается не искажать факты и описывает события как можно правдивее.
Пушкин, скрыл характеристику Пимена в его внешности. По его лицу нельзя распознать, чего он хочет, о чём думает, и какое у него настроение. Кажется, что монах нейтрален и безразличен ко всему, не выдаёт свои эмоции. Его отношения к Борису Годунову отрицательное, монах убеждён, что восхождения Бориса на трон это деяние, свершившееся против божьей воли и народа. Несмотря на кажущее безразличие и отрешённость, Пимен сильно переживает что люди ради власти готовы на всё даже на убийство. Он считает власть без поддержки народа, обречена на провал.
Немалый отрезок своей жизни Пимен прожил в «миру», а к монахам пришёл в зрелом возрасте. В мирской жизни он не слыл ни послушником, ни богословом. Молодость свою он помнит бурной и насыщенной событиями. Монах успел послужить в царской армии, и был приближен к царскому двору. Он принимал участие в битвах, познал военную жизнь, которая часто ему сниться, не давая забыть о его былых похождениях. Пимен убеждён, что в той прошедшей жизни он познал достаточно радостей и удовольствий. Но истинное счастье познал, явившись к монахам, когда бог привёл его в свою обитель, указал новый путь и цель в жизни. Разрешил приблизиться к великому — к вере и религии.
Да Пимен прожил свою молодость бурно, он видел как правил Иван Грозный, был невольным очевидцем убийства царевича Дмитрия и обвинении Годунова в покушении на жизнь царевича. Пимен не одобрял действий Бориса Годунова и был противником того что к власти приходят через убийство и кровь. Монах искренне хочет, чтобы будущее поколение не совершало таких ошибок. Всё это он пересказывает своему ученику Григорию Отрепьеву. А тот решил это использовать в своих целях, так как по возрасту был ровесником убитого Дмитрия и объявляет себя выжившим царевичем. Получается Пимен не только записывает историю, но сам того не желая творит её.
Пимен не просто монах, у него очень большой жизненный опыт, который позволяет делать правильные выводы, а переживание за судьбу своего народа делает его одним из важных героев.
Также читают:
Картинка к сочинению Пимен Летописец в трагедии Борис Годунов
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика капитана Копейкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Споры о том, зачем Николай Васильевич Гоголь вставил в свою поэму рассказал о капитане Копейкине, идёт до сих пор. Кто-то считает, что это необходимо было для того, чтобы в других частях Мёртвых душ
- Чему учит сказ Левша?
Несмотря на то, что произведение «Левша» написано в форме простого сказа, оно имеет и «обучающую» составляющую, которая представлена в нескольких ипостасях.
- Анализ поэмы Есенина Анна Снегина
«Анна Снегина» — это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях
- Есть ли настоящая жизнь в рассказе Чехова Ионыч?
Рассказ «Ионыч» Антон Чехов написал в 1898 году. Его герои много говорят о жизни, о том, как прожить ее достойно, но в то же время живут очень скучно и однообразно. А показал ли писатель настоящую жизнь провинциального городка?
- Сочинение Анализ рассказа Куприна Allez!
Рассказ Куприна повествует о судьбе цирковой акробатки Норы. Действие разворачивается в самом конце XIX века. Маленькая Нора живёт с бродячим цирком. С детства циркачи учат её выполнять акробатические трюки
Пример сочинения 1
После прочтения этого произведения может складываться впечатление, что написал это «Слово» какой-либо старец, которому больше ста лет, или летописец, потому что наше подсознание привыкло воспринимать людей, которые пишут на таком языке именно так: старыми, мудрыми и с длинными бородами от потолка до пола.
Если касаться истории, то мы можем узнать, что автор этого произведения является некий монах «Мусин-Пушкин» который просто нашёл это произведение. По другим версиям автором является народ, который встретил Игоря без своих полков (для тех кто не знает, минимальное количество одного полка того времени равняется минимум 1 тысяча человек), но все эти утверждения в край неверны. После беседы с разными историками и писателями мне удалось докопаться до правды, и хоть это и теория, но, всё равно, мне больше по духу эта идея.
Как считают историки и писатели, истинное название не «Слово о полку Игореве», а «Слово о полку. Игореве», для тех, кто еще не понял, объясню проще: «Слово о полке Игоря». Эту идею и поддерживал сам Белинский, он считал, что это произведение намерено упрятали далеко за книгами и записями в монастыре, с целью не вызвать ажиотажа и ужаса в народе.
А в чём собственно дело? Какой ажиотаж и ужас спросите вы? Отвечаю. На то время, как вы уже знали, книги и записи писать было не так просто, как сейчас. Не было ручек, компьютеров и печатных машинок, всё приходилось писать от руки, и что самое было на то время останавливающее – это то, что писать нужно было красиво и грамотно, а владели грамотой на то время не все. Но Игорь уж точно был грамотным, как-никак, он полководец, и написать слово на бумаге должен был уметь. Но всё это не было тем, что остановило бы Игоря написать это слово.
Главным порогом служило то, о чём писали, на то время писали только о победах, о славных воинах защищающих свою землю и своих женщин. И появление такого произведения о поражении и смерти целого полка, о горах трупов и смерти всех сыновей Святослава.
Вот и получается, что «Слово о полку Игореве» написал сам Игорь, где рассказал о своём поражении, смерти своих братьев, плаче Ярославны, и вещего сна Святослава, который увидел свою смерть. А написать и про это побоялся, испугался народа, либо подумал, наконец, о семье, о том, что может случиться с авторитетом великого Святослава. Вот и спрятал он своё слово в монастыре, и забылось, это… после нашлось. А может Игорь и не хотел, чтобы это забылось, и просто оставил своё Слово в монастыре, но, увы, мы никогда этого не узнаем, ведь подлинная рукопись была уничтожена во время пожара Москвы в 1812 году. Вот такой тайной окутано это произведение, ни автора, ни подлинника.
Пример сочинения 2
Автор «Слова…» неизвестен.
Имя автора не дошло до наших дней, потому что по древнерусскому этикету подписывать свои творения считалось неприличным. Так же неизвестна дата создания и место написания «Слова…», ведутся споры о его жанре. Сама же рукопись сохранилась только в одном древнерусском сборнике летописей, принадлежавшему одному известному коллекционеру памятников русских древностей, графу Алексею Мусину-Пушкину. С его слов, он приобрел рукопись у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря в конце восемнадцатого века, однако вскоре эта версия была опровергнута. Существует более двадцати гипотез относительно личности автора «Слова…». Исследователи предполагают, что им мог быть премудрый книжник Тимофей, певцы Митуса или Хотына, летописец Петр Борисович, тысяцкий Рагуил, великий киевский князь Святослав или даже сам князь Игорь.
Но, несмотря на то, что мы не знаем имя создателя «Слова…», его образ в произведении очень важен и значим. С самых первых строк автор говорит, что он, в отличии от Бояна, не будет приукрашивать, а будет излагать достоверно, максимально приближенно к правде. Он не хочет, чтоб эти события были искажены. Потомки должны знать правдивую историю. Сам же автор достаточно образован, хорошо знает историю того времени (по одной из гипотез, являлся монахом). Это мы можем наблюдать в «золотом слове Святослава»: перечисляет всех князей, некоторые их битвы, врагов. В этой же части мы видим автора как тонкого политика. Он понимает положение Руси. Понимает, что князьям нужно объединиться и вместе дать отпор врагу. И он же призывает их сделает это. Возможно, тогда все так считали и хотели этого. Тем самым он может доносить голос народа.
Автор ярко показал связь человека с природой. Он настоящий патриот. Его творение проникнуто ласковой и тёплой любовью к родине. Автор восхищается ею, он убежден в её силе. Русская земля для него — это не только русское естество, русские деревни и города, это прежде всего люди: князья, дружинники, земледельцы и монахи. Он понимает их всех и одинаково горячо любит. Он чувствует беспокойство русского народа за князя Игоря. Он видит грусть людей из-за усобиц князей. Автор отлично понимает, что весь русский народ может победить половцев, но нужно его объединить. И он к этому призывает. Так же автор очень любит русскую природу. Она всегда поддерживала людей. Автор часто использует рефрену: «О Русская земля! Ты уже за холмом.». Она часто повторяется при описании похода князя Игоря. В них со всей полнотой и огромной эмоциональной силой проявляется любовь автора к своей земле.
События в «Слове…» описаны очень точно и красочно. Часто создается впечатление, что автор сам был свидетелем или даже участником этих событий. «На другой день рано утром кровавой зори рассвет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии.» В этом предложении много средств выразительности: эпитеты (кровавые зори, синие молнии), олицетворение (тучи хотят прикрыть, молнии трепещут). Так же автор сопоставляет князей, принимающих участие в битве, с четырьмя солнцами. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастий. Тоска разлилась по Русской земле, печаль многая рекою протекла среди земли Русской.» Олицетворения (Киев и Чернигов застонали, тоска разлилась) и метафора (печаль многая рекою протекла) дает нам понять, насколько опечалило людей поражение Игоря. Это был очень сильный удар для Русской земли.
В «плаче Ярославны» нам раскрывается внутренний мир героини. Автор, точно тонкий психолог, раскрывает всю её душу. С помощью её молитв силам природы мы узнаем, насколько она скучает и переживает за Игоря. Это один из самых красивых и трогательных моментов во всем произведении. Она со всей душой и трепетом отнеслась к природе. Пусть она и юна, но внутренней мир у неё очень богатый. Автор — это новатор, опередивший свое время. Его герои живы и человечны. Мы понимаем их. Мы видим их душевный мир вне сражения. Он не пытается приукрасить свое произведение, но оно получилось очень ярким и эмоциональным. Через героев и силы природы автор показывает нам свою оценку происходящему. Это произведение не посвящено одному герою. Их несколько и всех их мы чувствуем и понимаем.
Сложно точно сказать, кем по моему мнению является автор. Этот человек был образован, видел события и изнутри, и снаружи, был близок с народом. Возможно, этим автором является не один человек. Но кем бы он ни был, мы все ему благодарны за столь чувственный и яркий памятник русскому творчеству.
Пример сочинения 3
Существует много предположений о том, кем был автор “Слова о полку Игореве”. Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что полон сочувствия к нему, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Также автор “Слова. ” мог быть дружинником, так как в его описании битвы чувствуется уверенность храброго человека, побывавшего в сражениях:
С раннего утра до вечера,
с вечера до света
летят стрелы каленые,
гремят сабли о шлемы.
Трещат копья булатные
в поле незнаемом
среди земли половецкой.
Но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени. Он не только рассказал о событиях Игорева похода, но и дал собственную оценку всему проходящему. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и влечет за собой гибель его войска.
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю. Игорева храброго войска не воскресить. Необыкновенная композиция “Слова. ”, удивительные сравнения, своеобразный певучий язык свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Нельзя не восхищаться плачем Ярославны, его красотой и глубоким смыслом:
На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: “Полечу,— говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле”.
Сравнения, которых очень много в повествовании, придают описанию событий поэтическое звучание. Например, сравнение Игоря и брата и их сыновей с четырьмя солнцами:
На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца.
В “Слове. ” ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действий — радуется, печалится, плачет и страдает так же, как и человек. В своем плаче Ярославна с мольбой обращается к ветру, солнцу и Днепру. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями:
Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
Все это ясно говорит о том, что автор “Слова. ” сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает.
Не оставляет никаких сомнений и то, что автор “Слова. ” — патриот родной земли. Его произведение проникнуто огромным, нежным, теплым чувством любви к родине. Оно проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Автор “Слова. ” гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ. Автор
говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. И именно эта любовь вдохновляла автора “Слова. ” и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:
Сказал брат брату:
“Это мое, и то мое же”.
И стали князья про малое
это великое” говорить
и сами на себя крамолу ковать.
Автор призывает к прекращению междоусобиц:
Ярослава все внуки и Всеслава,
склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобиц ведь настало насилие
от земли половецкой.
Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси, который звучит в “золотом слове” Святослава.
Представляя себе автора “Слова. ”, я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.
В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — государственный деятель, то он — белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.
Пример сочинения 4
Многие произведения русской древности относятся к памятникам устного народного творчества. Такой способ передачи содержания сказаний, былин и сказок имеет основную проблему для современных исследователей: личность автора. Тождественным вопросом задаются ученные и при изучении героической поэмы «Слово о полку Игореве…» Именно к этому произведению приковано больше всего внимания и интереса литературоведов. В сочинении-рассуждении мы попробуем определить, каким мог быть автор великого памятника истории.
Благодаря активному вмешательству автора в ход повествования истории в виде лирических
” сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает.
Не оставляет никаких сомнений и то, что автор “Слова. ” — патриот родной земли. Его произведение проникнуто огромным, нежным, теплым чувством любви к родине. Оно проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Автор “Слова. ” гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ. Автор
говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. И именно эта любовь вдохновляла автора “Слова. ” и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:
Сказал брат брату:
“Это мое, и то мое же”.
И стали князья про малое
это великое” говорить
и сами на себя крамолу ковать.
Автор призывает к прекращению междоусобиц:
Ярослава все внуки и Всеслава,
склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобиц ведь настало насилие
от земли половецкой.
Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси, который звучит в “золотом слове” Святослава.
Представляя себе автора “Слова. ”, я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.
В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — государственный деятель, то он — белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.
Пример сочинения 4
Многие произведения русской древности относятся к памятникам устного народного творчества. Такой способ передачи содержания сказаний, былин и сказок имеет основную проблему для современных исследователей: личность автора. Тождественным вопросом задаются ученные и при изучении героической поэмы «Слово о полку Игореве…» Именно к этому произведению приковано больше всего внимания и интереса литературоведов. В сочинении-рассуждении мы попробуем определить, каким мог быть автор великого памятника истории.
Благодаря активному вмешательству автора в ход повествования истории в виде лирических отступлений, можно проследить личностные качества неизвестного писателя, его мнение о событиях, отношение к князьям и многое другое. В тексте автор не упоминает ни своего происхождения, ни имени, ни возраста, но все же он является основным действующим лицом повести. В арсенале зацепок исследователей фигурирует факт грамотности писателя. В те времена мало людей умели читать, а писать — лишь единицы. Обычно к такому слою населения относились священнослужители, монахи. Нельзя не отметить красноречие творца, его умелое использование художественных оборотов — метафор, олицетворений и эпитетов: «Серым волком по полю кружил…», «Игорь-князь, могучий внук Траянов…», «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…». Но эта теория в произведении опровергается, поскольку писатель ни раз использует образы языческих богов для описания событий, что противоречит христианской вере.
Существует другая теория о том, что автор мог быть дружинником Игоря, воином. Поскольку в произведении уточняются детали происходящего, битв, даже описание оружия и внешнего вида войска князя: «Луки их натянуты, колчаны отворены, сабли их наточены, шеломы позолочены.» Такие тонкости мог знать только приближенный к князю человек, либо участник этих событий. Но сразу же возникает вопрос. Рискнул бы дружинник Игоря критиковать его в своей повести, ведь ни раз автор указывает на гордыню князя, слепоту и желание славы?
Без сомнений, автор был истинным патриотом. На протяжении всего произведения он искренне переживает за Игоря и его войско, сочувствует Святославу и поддерживает мысль о необходимости объединения русских земель. Писатель намеренно выбирает Святослава в качестве героя-резонёра для передачи собственных мыслей и волнений. Благодаря этому автор предстает перед читателем борцом за мир и противником междоусобных войн. Выбрав главную тему повести – поражение Игоря в борьбе с половцами, писатель демонстрирует последствия, к которым приводит разобщенность русских князей.
Таким образом, тайна личности автора великого произведения, наверное, никогда не будет раскрыта. От этого ценность древнерусского текста не теряется, а, напротив, с каждым годом обретает пущую значимость в истории литературного творчества.