Как задать риторический вопрос в сочинении

Автор: Антон Поташев

Что значит риторический вопрос, в чем он заключается и как формулируется?

Краткое содержание статьи:

  • Фигуры речи и риторика
  • Определение фигур речи
  • Как понять риторический вопрос?
  • Можно ли заканчивать сочинение риторическим вопросом?
  • Риторический вопрос: примеры
  • Правила формулировки
  • Видео про риторические фигуры

Самое эффективное средство донесения идей до аудитории – вовлечение ее в диалог. Ораторских средств для этого изобретено немало, но каждое из них хорошо для своей ситуации. Всякий, кто решился выступить перед публикой, должен знать, что значит риторический вопрос и как правильно его задавать.

Что значит риторический вопрос

Фигуры речи и риторика

Без использования красивых и образных речевых оборотов повествование выглядит «пустым» и трудным для восприятия. Чтобы придать красок своему безудержному потоку мыслей, можно применить уловки, известные еще древним грекам:

  • Изменение порядка слов в предложении, характерного для данного языка;
  • Противопоставление одной мысли другой;
  • Применение сходной композиции в начале или в конце нескольких предложений. Своеобразный грамматический рефрен;
  • Иерархическое расположение слов в предложении по мере усиления лексического значения признака;
  • Намеренный пропуск необходимого слова;
  • Разделение точками слов в предложении;
  • Применение слов с похожим или, наоборот, противоположным значением;
  • Собственные лингвистические изобретения;
  • Употребление в одном контексте несочетающихся определений;
  • Образное «оживление» объекта неживой природы;
  • Нарочитое преувеличение или преуменьшение (чаще всего применяются в сатире);
  • Задавание вопросов, на которые не нужно отвечать.

Фигуры речи

Определение фигур речи

Риторическим называется такой вопрос, который по своей сути является утверждением и не требует от собеседника ответной реплики. С грамматической точки зрения налицо противопоставление вопросительной формы и повествовательного смысла конструкции.

Используя данную фигуру речи в своем тексте, автор подразумевает, что ответ слишком прост и очевиден, чтобы отвечать на него. Или, наоборот, что он слишком сложен и не может иметь односложного решения. Тем самым достигается передача настроения писателя и придание нарративу эмоциональной окраски.

Данная фигура чаще всего находит применение в таких сферах:

  • Проза и поэзия;
  • Журналистика;
  • Тексты на общественную тематику;
  • Выступления политиков.

Риторический деятель

Как понять риторический вопрос?

Не так уж редко встречается ситуация, когда слушатель не может вникнуть в суть словесной акробатики оратора.

Чтобы разрешить недопонимание, можно воспользоваться такими советами:

  1. Обратить внимание на контекст. Именно он играет решающее значение для понимания смысла фразы. Если предложение было вырвано из какого-либо литературного произведения, нужно ознакомиться с его содержанием. Также нужно сделать поправку на эпоху, в которой жил писатель или политик. Социальная несправедливость часто становилась объектом нападок мастеров слова;
  2. Попробовать вывернуть смысл фразы наизнанку. Одна из целей утверждений, сформулированных в вопросительной форме – обратить привычную ситуацию на 180 градусов. Например: «Рабы ли мы?» («Мы не рабы.»);
  3. Значительная часть риторических вопросов и восклицаний уже давно стали яркими крылатыми выражениями. Поэтому для разъяснения их значения можно обратиться к словарю фразеологизмов и идиом. Там можно получить справку не только относительно смысла предложения, но и этимологические данные.

Этимологические данные

Можно ли заканчивать сочинение риторическим вопросом?

Заключение для школьного сочинения является одним из важнейших элементов его композиции. Оно подводит черту под работой ученика и является логичным завершением его рассуждений над проблемой в произведении. Так же как и вступительная часть, заключение не должно отрываться от течения основного текста работы.

Основные правила для хорошего завершения сочинения:

  • Количество предложений в последнем абзаце не должно быть больше 5-6, в противном случае восприятие информации будет затруднено;
  • Задать про себя вопрос: стоит ли соглашаться с позицией автора. Условно разбить исходный текст на тезисы и поразмышлять, какие из них стоит поддержать, а какие – нет;
  • Если ученик не согласен с изначальным текстом практически по всем пунктам, то стоит сдержать себя от оголтелой и эмоциональной критики. Всякое утверждение должно быть подтверждено разумными аргументами;
  • Нужно стараться сделать завершение как можно более позитивным;
  • Повторять уже изложенные в сочинении идеи не стоит.

Одним из наиболее эффектных способов поставить точку в работе является риторический вопрос. Он может вызвать воображаемого оппонента на спор и как нельзя лучше обобщить суждение. Еще лучше, если фигура является классическим афоризмом, связанным с проблематикой текста.

Заканчивает сочинение

Риторический вопрос: примеры

Данная категория стилистических приемов неоднородна по своему составу и включает в себя:

  • Вопросительно-риторические. Основное их назначение – экспрессивная оценка происходящего. Тем самым человек передает свое индивидуальное и эмоциональное отношение к предмету разговора («Как я забыл положить деньги на телефон?»);
  • Побудительные. По сути своей имеют приказное и повелительное назначение, но имеют отвлеченную формулировку («Когда, наконец, вы прекратите это делать?»);
  • Отрицательные. Несмотря на свое название, они лишены отрицательной частицы «не». Путем использования данной фигуры указывается невозможность какого-либо события или явления. Так, например, Уильям Шекспир писал: «Вот Цезарь был: дождешься ли другого?» (т. е. никогда не будет личности с такими качествами);
  • Утвердительные. В отличие от предыдущего типа, наоборот, призваны усилить утвердительный посыл сказанного («Как можно не полюбить океан?»).

В саркастическом контексте исходный смысл литературных приемов может несколько смещаться. Отрицательный по форме вопрос может приобрести положительное значение, и наоборот. Например: «Полицейские снова требуют взятки. Кто бы мог подумать?».

Полицейский не берет взяток

Правила формулировки

Рассмотрим основным правила использования данного приема в «полевых условиях»:

  1. Проанализировать все возможные факты, могущие иметь отношение к проблеме;
  2. Изучить свои и чужие чувства к конкретной ситуации;
  3. Определиться с тем, чего именно хочет или должен хотеть обычный человек;
  4. Рассмотреть препоны и преграды на пути к желаемому;
  5. Какое количество времени необходимо на осуществление задуманного;
  6. Инструментарий, необходимый для движения к цели.

Риторические вопросы должны быть построены максимально кратно, но при этом смысловая нагрузка должна быть высокой. Их можно задавать как в начале речи (чтобы вывести аудиторию из состояния покоя), так и в конце (чтобы подвести яркий итог сказанному). Положительная реакция слушателей на правильно сформулированную конструкцию выглядит как задумчивое молчание.

Как можно не знать, что значит риторический вопрос? Ведь это не только часть школьной программы, но и целый пласт культуры. «Быть или не быть?» Шекспира, «Что делать?» Чернышевского, «А судьи кто?» Грибоедова – все эти высказывания не требуют ответа, поскольку они сами по себе заставляют размышлять миллионы людей над насущными проблемами.

Бедный Йорик

Видео про риторические фигуры

В данном ролике филолог Георгий Кадетов расскажет про риторические фигуры и вопросы, синтаксические стратегии:

риторический вопрос

С понятием «риторический вопрос» большинство из нас знакомо не благодаря школьным урокам и знаниям лингвистики. Нет, этот термин, порой не до конца понятный, мы часто встречаем в книгах, фильмах и повседневной жизни. Например, герой или героиня романа в разговоре о любви, смысле бытия и смерти, задаваясь одним из «вечных» вопросов, заканчивает рассуждение фразой: «Можешь не отвечать, это риторический вопрос».

Многие также могут привести примеры риторических вопросов, взятые из литературы и кинематографа. Кто не знает ставших крылатыми выражений: «Какой русский не любит быстрой езды?», – Н. В. Гоголя, или: «Кто виноват?» А. И. Герцена. В этой статье мы собрали еще несколько примеров риторических вопросов и попробовали разобраться в теоретико-лингвистических аспектах этой фигуры.

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос – одна из риторических фигур мысли, наряду с риторическим восклицанием и обращением. Термин подразумевает такую организацию высказывания, при которой ответ на поставленный вопрос не требуется в силу его известности или очевидности. В других случаях ответ даётся самим спросившим.

Риторический вопрос – это средство художественной выразительности, с помощью которого высказанная мысль подчеркивается или выделяется среди других. Говоря простыми словами, это вопрос, который задают больше для того, чтобы добиться какого-то эффекта, а не получить ответ. Его отличительной чертой является условность, проявляющаяся в употреблении вопросительной и восклицательной интонации в ситуациях, которые, по существу, её не требуют. Благодаря этому приёму, фраза выделяется, приобретая особо подчёркнутый оттенок, усиливающий выразительность.

Подробное определение риторического вопроса дается в Энциклопедии русского языка под редакцией Ю. Н. Караулова: «Риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, но передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение, о чем-либо. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения)».

Разновидности риторических вопросов: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные и вопросительно-утвердительные. В каких случаях они применяются – читайте ниже.

Примеры

Много примеров риторических вопросов, как известных каждому, так и не очень, можно найти в произведениях У. Шекспира. Вот, к примеру, строчки из «Гамлета»:

Не долг ли мой – тому, кто погубил

Честь матери моей и жизнь отца,

Стал меж избраньем и моей надеждой,

С таким коварством удочку закинул

Мне самому,– не правое ли дело

Воздать, ему вот этою рукой?

И более известные слова из этой же трагедии:

Быть иль не быть, вот в чём вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

Еще один прекрасный пример из «Венецианского купца»:

Да  разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств,  привязанностей,  страстей?  Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, разве он не подвержен тем же недугам, разве не  те  же  лекарства исцеляют его, разве не согревают и не студят его те же лето  и  зима,  как  и  христианина?  Если нас уколоть – разве у нас не идет кровь?  Если нас пощекотать – разве мы не смеемся? Если нас отравить – разве мы не умираем?

Поэтичный риторический вопрос из голливудского мюзикла «Звуки музыки»:

Что же нам делать с Марией?

Как поймать облако на удочку?

Что же нам делать с Марией?

Как удержать лунный луч… в ладони?

Богата примерами риторических вопросов и российская художественная литература. М. Ю. Лермонтов в «Бородино» писал:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

Стихотворение А. С. Пушкина «Пробуждение» начинается с риторического вопроса:

Мечты, мечты,

Где ваша сладость?

Пример из прозы. В повести А. П. Чехова «Цветы запоздалые» есть такие строки:

…она рассматривала доктора, который произвел на нее сильнейшее впечатление. На кого не действует новизна? А Топорков для Маруси был слишком нов…

И еще одна крылатая фраза из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, не менее известная:

Русь, куда ж несешься ты?

Роль в литературе и речи

В определении понятия «риторический вопрос», по сути, сказано и какую роль он играет. Он ставится не для получения ответа, а для привлечения внимания читателя или слушателя к тому, что важно в данный момент. М. В. Ломоносов в «Риторике» писал, что риторический вопрос «бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей». Зачастую это связано с необходимостью донести различные эмоционально-экспрессивные значения. Он используется в художественных, публицистических и научных текстах, а также в разговорном стиле; как средство выразительности присущ поэтической и ораторской речи, а также употребляется для усиления драматического или комического эффекта.

4 вида риторических вопросов, о которых мы говорили выше, преследуют разные цели. Так, вопросительно-риторические вопросы призваны помочь передать чувства говорящего, такие как грусть, радость, сомнение, раздумье и др. Например: Как я не заметил, как мимо прошла жизнь?

Вопросительно-побудительные нужны для приглашения к действию. Пример: Ты закончишь наконец-то делать домашнее задание?

Вопросительно-отрицательные риторические вопросы служат для эмоционального выражения невозможности действия, события, состояния. При этом в их структуре нет отрицательных слов: Что может быть лучше теплого летнего вечера?

Вопросительно-утвердительные применяются для утверждения с оттенком неизбежности, уверенности: Как можно не любить Родину?

Как видим, риторический вопрос используется не только в литературе, а и в устной речи, и не только как художественное средство, а и как ораторский прием. В частности, ораторы могут применять риторический вопрос для усиления воздействия на аудиторию, выделения какой-то мысли и подведения итога. Самым простым примером может послужить выступление политика, во время которого он, провозглашая свою программу, задается вопросом по типу: «Как долго нам ждать проведения необходимых реформ?» или «Сколько можно терпеть постоянное повышение цен?». Здесь также проявляется роль риторического вопроса как манипуляторной техники.

Бывает и так, что, заговорившись, автор теряет нить выступления или не может быстро вспомнить продолжение речи. «Чтобы как-то заполнить возникшую паузу, он может задать аудитории риторический вопрос», – советует С. Шипунов в своей книге «Харизматичный оратор». И пока с мест раздаются одиночные утверждения, а публика одобрительно кивает головой, есть время перестроиться и продолжить.

Отзывы и комментарии

Надеемся, статья была полезной. Другие известные вам примеры риторических вопросов и свои мысли можно высказать, добавив комментарий в форме ниже.

Риторический вопрос


Риторический вопрос

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 173.

Обновлено 18 Февраля, 2022

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 173.

Обновлено 18 Февраля, 2022

Термин «риторика» произошёл от древнегреческого слова «ритор» (ῥήτωρ) — «оратор». Это одно из средств из арсенала ораторского искусства. Риторический вопрос обращён к слушателям (читателям) и рассчитан на привлечение внимания публики, на побуждение её к действиям. С риторическим вопросом школьники знакомятся в 6 классе как с приёмом, характерным для публицистического стиля.

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос — это утверждение, отрицание или побуждение к действию в форме вопроса. Разве кто-то откажет в помощи матери? Кто в детстве хотя бы раз не сбегал с уроков? Неужели мы отступим, позволим врагам победить? Эти вопросы не требуют ответа, он очевиден. Их цель — воздействие на читателя или слушателя, вовлечение его в диалог. Риторический вопрос — фигура речи, призванная усилить её выразительность.

В конце риторического вопроса часто после вопросительного стоит восклицательный знак. Он свидетельствует об экспрессивности высказывания, рассчитанного на эмоциональный отклик адресата.

Место и роль риторического вопроса в тексте

Это средство из арсенала риторики часто применяется в:

  • текстах-рассуждениях публицистического стиля;
  • в художественной литературе;
  • в разговорном стиле;

Риторический вопрос неуместен в официальных документах и в научных работах.

В тексте (особенно публицистическом) риторический вопрос часто выполняет роль вступления, сразу задавая тему и обозначая проблему текста.

Примеры риторических вопросов, задающих тему:

Что такое язык? Для чего дано слово? (Ф. Достоевский).

Что счастье? Чад безумной речи? (И. Анненский).

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… (с. Есенин)

Логично выглядит риторический вопрос и в качестве завершающего предложения. Это показывает, что рассматриваемая проблема ещё не разрешена и над ней стоит поразмышлять. Пример: Так неужели горький опыт ничему нас не научил?

Умеет ли общество извлекать уроки из прошлых ошибок?

Внутри текста риторический вопрос помогает перекинуть мостик между частями, обеспечивает переход от одного этапа рассуждения к другому. «Что стало следствием свиданья?» — спрашивает Пушкин, рассказав про объяснение Онегина с Татьяной. Этот вопрос помогает ему перейти к описанию состояния героини.

Риторический вопрос в литературе

Писатели охотно прибегают к этому стилистическому приёму. Вопрос может сопровождать пейзажную зарисовку: Что может быть прекраснее путешествия в лес? (К. Паустовский). Он может предварять внешнюю характеристику персонажа: Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? (М. Шолохов). Риторические вопросы характерны для авторского монолога и для полемики, которую ведут между собой герои произведения.

В монологе риторический вопрос — показатель рефлексии. Лирический герой, размышляя, задаёт вопросы себе, чтобы понять, что происходит в его душе.

Примеры риторических вопросов в литературе

«Как могу подружки петь? Милый друг далёко…», − задавая этот вопрос, Светлана, персонаж баллады В. Жуковского, вовсе не нуждается в ответе. Она подчёркивает невозможность веселья для себя.

А вот автор сам спрашивает юную героиню: «Ах! Светлана, что с тобой?..» Так он показывает смятение девушки, её растерянность.

Рассказывая о письме Татьяны, Пушкин обращается к читателю: «За что ж виновнее Татьяна?», — предлагая ему поразмыслить о праве героини на искреннее выражение чувств. Онегин вопрошает самого себя: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик? … Чего мне ждать?». Эти вопросы — показатель его недовольства собой, своим образом жизни.

Заключение

Что мы узнали?

Риторический вопрос — стилистический синтаксический приём. Его функции в публицистике и литературе разнообразны: это способ выражения авторской позиции, обострения полемики, способ характеристики персонажа или ситуации и пр.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 173.


А какая ваша оценка?

Что такое риторический вопрос и для чего он предназначен

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть вопросы, на которые не стоит искать ответы, потому что они задаются с особыми целями.

Чтобы не попасть впросак и научиться правильно реагировать на нестандартные речевые обороты, проясним, что значит риторический вопрос и зачем его задают.

Девушка задает вопрос

Риторический вопрос: что это такое и откуда взялся

В сущности, риторический вопрос – это речевой оборот, который вопросом не является и потому ответа не требует.

Его характерная черта – условность. Иначе говоря, вопросительная интонация (что это?) здесь употребляется не по прямому назначению, она условна. Такой вопрос-утверждение при желании легко превратить в обычное предложение.

Риторический вопрос это...

Например, вопрос «ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ОДИН ТАКОЙ?» легко трансформируется в утвердительное предложение «ВАШ СЛУЧАЙ НЕ ЕДИНИЧНЫЙ, ТАКИХ КАК ВЫ МНОГО». Вот еще примеры риторических вопросов, которые легко преобразуются в утверждения:

Примеры риторических вопросов

Риторический вопрос, маскирующийся под вопросительное предложение, перешел к нам «по наследству» от античных ораторов.

Мастера красноречия

Эти мастера красноречия довели до совершенства методику публичных выступлений, где успешно применяли особые фигуры речи – словесные конструкции, придающие выразительность, эмоциональность, стилистическую значимость. В их число входили и риторические вопросы.

Примечательно, что античные ораторы считали такие обороты некими отклонениями, отличными от обыденной речи, ее своеобразным украшением. Сегодня все поменялось, и риторические вопросы стали естественной частью речи.

Примеры риторических вопросов

Эти примеры в изобилии встречаются в литературе, помогают отразить личностные переживания героев, раскрывают их внутренний мир.

  1. «РАЗВЕ НЕ ПРЕКРАСНА КАЖДАЯ ТРАВИНКА, НАПОЛНЕННАЯ ПАХУЧИМ СОКОМ, И КАЖДОЕ СЕМЕЧКО ЛИПЫ?» (К. Паустовский).
  2. «О, как сердце мое тоскует! — НЕ СМЕРТНОГО ЛЬ ЧАСА ЖДУ?» (А. Ахматова).
  3. «КАКОЙ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ?» (Н. Гоголь).
  4. «КОГО ЖАЛЕТЬ? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин).

Есенин

А вот слова Тургенева:

Тургенв

Ну, и еще примеры таких хитрых обращений, которые мы часть используем в обиходе:

Примеры риторических вопросов

С риторическими вопросами обращаются и к воображаемому собеседнику. В качестве такового может выступать природное явление, мировое сообщество, животные, предметы.

Ругают кота

Очевидно, что обращаясь к коту «НУ И КТО УКРАЛ КОТЛЕТУ СО СТОЛА?», человек не ждет от него ответа, а лишь выражает возмущение поведением четвероногого члена семьи.

Виды риторических вопросов

Под условно вопросительной интонацией этой «хитрой» фигуры речи скрывается неодинаковый смысл: все зависит от ситуации и целей, которые преследует вопрошающий.

Риторические вопросы могут быть:

  1. Побудительными. Они призывают к действию. По существу это просьба-директива, приказ, но сформулированный в мягкой форме. Типичный пример – мама, спрашивающая у ребенка:

    «ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ?»

  2. Вопросительно-риторическими, посредством которых человек выражает отношение к происходящему, дает ему эмоциональную оценку:

    «НУ КАК Я МОГЛА ПОТЕРЯТЬ ТЕЛЕФОН?!»

  3. Отрицательными. Несмотря на название, формулируются без использования отрицательной частицы «не». С их помощью показывается невозможность события или явления.

    «МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ ТЕ ГОДЫ, КОГДА Я БЫЛА 18-ЛЕТНЕЙ КРАСОТКОЙ?»

  4. Утвердительными, сочетающимися с категоричностью, уверенностью в собственной правоте, иногда граничащими с надменностью.

    «КАК МОЖНО НОСИТЬ ТАКУЮ ОБУВЬ?»

Человек в непонятках

Риторический вопрос может иметь как позитивный, так и негативный подтекст. В первом случае они выражают поддержку, сопереживание («НУ КАК ШЕФ МОГ ТАК ПОСТУПИТЬ?»), во втором – цинизм и злой сарказм («КАК МОЖНО БЫТЬ НАСТОЛЬКО ГЛУПОЙ?»).

Где и с какой целью задают риторические вопросы

Вопросы, не требующие ответа – это частое явление в художественной литературе и публицистике, без них не обходятся ни одни политические дебаты или статья на общественную тематику.

Повседневное бытовое общение наполнено риторическими вопросами: сами того не замечая, люди мастерски пользуются наследием античных ораторов. Этот древний прием применяют для того, чтобы:

  1. сделать речь более выразительной, придать ей эмоциональную окраску;
  2. подтолкнуть аудиторию или собеседника к нужным выводам;
  3. пробудить внимание к собственной персоне, выступлению;
  4. вовлечь собеседника в диалог;
  5. переключить внимание на вещи, воспринимаемые автоматически;
  6. побудить собеседника к каким-либо действиям;
  7. получить дополнительный повод сослаться на опыт знаменитости, известной личности;
  8. перейти от одной мысли, аспекта или темы к другому блоку (риторический вопрос выступает в качестве эффектной связки).

Оратор

Риторические вопросы часто присутствуют в рекламных текстах. «Хотите избавиться от лишних килограммов? Позвоните нам…».

Эта фигура речи может использоваться, чтобы поставить собеседника в неловкое положение, спровоцировать его на какие-либо ответные действия.

Инструкция по применению

Эта фигура речи часто используется как ораторский прием. С помощью риторических вопросов выступающий не только может привлечь к себе внимание и придать тексту выразительность. Они выручают, если утеряна нить выступления, и надо чем-то заполнить образовавшуюся паузу.

С трибуны

Вопросы, не требующие ответов, являются эффективным инструментом убеждения, склонения аудитории на свою сторону. Главное – уметь правильно применять их.

  1. Важна грамотная формулировка: вопрос должен звучать просто, без тяжеловесных конструкций и непонятных терминов.
  2. Следует исключить двусмысленность и недопонимание. Четкость и предельная ясность – прежде всего.
  3. Подобные фигуры речи требуют отчетливого произношения, сопровождения уверенной мимикой и жестикуляцией.
  4. Какой эффект должен произвести тот или иной риторический вопрос – стоит обдумать заранее.

Общение с аудиторией

Чтобы привлечь внимание аудитории, «разбудить» ее, этот прием эффективен в начале выступления. Для подведения запоминающегося итога риторический вопрос можно задать в конце монолога. Тогда он станет эффектной «точкой».

Яркий пример – выступление Уинстона Черчилля на конгрессе после нападения Японии на Перл-Харбор. В завершающей части речи, осуждающей поступок японцев, он спросил у аудитории: «КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ОНИ ЗА ЛЮДИ?». Эффект от этого риторического вопроса был сильнее, чем от многочасовых монологов других конгрессменов.

Конгрессмены

Риторические вопросы – средство, которым нужно пользоваться дозированно. Особенно это касается общения с детьми. Если ребенок привыкнет, что к нему постоянно обращаются с условно вопросительной интонацией, именно так он станет воспринимать все другие вопросы, где ответ действительно нужен и важен.

Они украшают речь, делают ее насыщенной и доступной для понимания. Но злоупотреблять ими не стоит, иначе полезные риторические обороты превратятся в избитые клише и раздражающие «штампы».

Риторический вопрос — это такой вопрос, который не требует ответа. Задаётся он скорее с целью придать речи эмоциональную окраску. Ответа такой вопрос не требует, потому что ответ понятен и так или будет прояснён самим говорящим позже.

Понять легче всего на примерах:

  • «На столе были пончики, торты, эклеры, мороженое… Кто бы тут устоял? Вот и я не смогла».
  • «Поверите ли? Он опять пришёл без на приём без галстука».
  • «Как можно быть таким глупым?».
  • «Что я, собственно, знаю о составе и свойствах почвы, о геологии острова? Мои познания в области его истории невероятно убоги». (М. А. Хансен «Лжец»).
  • «А мы? Не так же ль мы сошлись на краткий миг для переклички?» (Анна Ахматова).

Зачем нужен риторический вопрос?

Риторические вопросы содержат в себе утверждение, а не вопрос. Они показывают эмоциональное состояние говорящего, его отношение к чему-то. А ответ на такие вопросы нам подсказывает контекст.

Такая фигура речи применяется, когда говорящий стремится к монологу, а не обсуждению. Задавая риторический вопрос, мы помогаем себе продолжать говорить дальше. Как будто это собеседник нас спросил о чём-то.

Так мы также показываем своё отношение к предмету разговора, добавляем эмоции.

Эмоции могут быть как негативными: удивление, осуждение, негодование, душевные муки; так и положительными, когда мы хотим привнести в нашу речь толику юмора.

  • «— Почему, когда Луна полная — это красиво, а когда я — нет?».
  • «А знаете ли вы, что наличие мозга, это дополнительная нагрузка на позвоночник?».

Риторические вопросы используют и в рекламных целях: «Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идём к вам!» (реклама стирального порошка Tide).

В литературе используется в основном в монологах, в мыслях вслух. Либо авторы могут добавлять риторические вопросы для придания определённого образа герою или в целях создания комедийного эффекта.

  • «Что вам посоветовать? Не стану читать нравоучений. Мораль гуманистическая, но строгая предпишет вам быть верным и преданным…». (Андре Моруа)
  • «Да ты что, спятил?! — крикнул Славик, и Чик поразился его случайной догадке». (Фазиль Искандер)

В устной речи люди тоже часто задают вопросы, которые не требуют ответа. Ведь, если есть возможность использовать риторический вопрос, почему бы так не делать?

Какие есть примеры из литературы?

«А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима…».
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

«Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?».
(А. С. Пушкин)

«Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках».
(Сергей Есенин)

«Вы Россию действительно любите?
А за что?
До самих не дошло?
За ромашки, березки и лютики?
Не забыли вы душу ее?
Сименона вы с чувством читаете,
уважаемый мною земляк,
А читали ли вы Чаадаева?
Все же Пушкин читал как-никак».
(Евгений Евтушенко «Земляки»)

«Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!..».
(Максим Горький «Песня о соколе»)

«Я впервые испытал всё, чем человеку дано наслаждаться и в добре и во зле, но никогда вы не узнаете, где я был, никогда меня не постигнете: люди, что знаете вы о моей тайне?».
(Стефан Цвейг)

«…Писать она не станет, да и он лишен возможности написать ей… Впрочем, зачем это надобно ему, если хорошенько рассудить? Разве не чистейшая условность, не буржуазный предрассудок полагать, будто они должны переписываться, если ему раньше казалось, что им даже разговаривать-то незачем?».
(Томас Манн)

«Зачем же человеку с теплой кровью
Сидеть подобно мраморному предку?
Спать наяву или хворать желтухой
От раздраженья?».
(У. Шекспир)

Риторические вопросы в английском языке

Такие вопросы присутствуют и в английском языке. Например, в разговорной речи:

  • How should I know? (Да откуда ж мне знать?)
  • Who cares? (Да кому какая разница?)

Или в литературе у Уильяма Шекспира:

  • To be or not to be? (Быть или не быть? Вот в чём вопрос)
  • What’s in a name? That which we call a rose by any other name would smell as sweet. (Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет)

Знаки препинания

Несмотря на то, что риторический вопрос — это скорее утверждение, в конце мы ставим вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательные знаки вместе (?!).

Риторическое восклицание и риторическое обращение

Риторическое восклицание — фигура речи, задача который подремонтировать чувства говорящего. Такое восклицание броское, кричащее. В конце него ставится восклицательный знак. Имеет два вида: аганактезис и катаплока.

Аганактезис используют для выражения негодования.

«Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!».
(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Катаплоку — для неожиданной вставки в речи, обычно этот приём оформляется в скобках или с помощью тире.

«Другой к стеночке пошёл
Искать прибыли
(И гордец же был – сокóл!)
Разом выбили».
(Марина Цветаева «Кем полосынька твоя…»)

Риторическое восклицание может быть использовано вместе с риторическим вопросом. Например:

  • «Боги бессмертные! (воклицание) Есть ли где народ, есть ли город такой, как наш? Что за государство у нас? (вопрос)» (Цицерон)
  • «А вы! о боже мой! (восклицание) Кого себе избрали? (вопрос)» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Риторическое обращение — другая стилистическая фигура. Обычно мы используем обращение, когда хотим завладеть вниманием человека, окликая его. Но риторическое обращение нужно, только чтобы показать своё отношение. Например, при обращении к неодушевлённым предметам.

«Мечты, мечты! где ваша сладость?».
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

«Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам,
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!».
(М. И. Цветаева «Плач Ярославны»)

«Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!».
(Максим Горький «Песня о соколе»)

«Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король».
(Анна Ахматова «Сероглазый король»)

Узнайте также, что такое Сарказм.

Риторический вопрос — это стилистическая фигура в виде вопроса, не требующая ответа, которая применяется в литературе для привлечения внимания читателя к обсуждаемой теме.

Чтобы понять, что такое риторический вопрос в литературе, рассмотрим, как он оформляется и для чего служит.

Риторический вопрос — разновидность вопроса

Что такое вопрос?

В своей жизни мы часто пользуемся вопросами. Вопрос — это обращение к собеседнику с целью получить информацию о чем-либо или прояснить неясность, уточнить что-то. Вопрос задается с целью узнать что-либо, интересующее человека в данный момент.

Графиня имела обыкновение поминутно делать в карете вопросы: кто это с нами встретился? (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Полагаю, тебе известно, что ты сирота? (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Вопрос оформляется в виде предложения с помощью вопросительных слов (местоимений, наречий, частиц), логического выделения главного слова  и специальной интонации, повышающей тон голоса в конце высказывания.

Риторический вопрос — стилистическая фигура речи

Отметим, что заданный прямой вопрос обязательно предполагает ответ. Но не все вопросы требуют ответа. В ораторском искусстве, начиная с древнего Рима, в правоведении, в литературе существует образное средство выразительности речи — риторический вопрос, который является стилистической фигурой речи наряду с такими образными средствами, как

  • анафора
  • эпифора
  • градация
  • сравнение
  • оксюморон
  • инверсия 

и пр.

В практике ораторского искусства издавна выработаны приемы, которые являются не только сильным воздействующим средством на слушателей, но и обладают выразительностью и эмоциональностью. Одним из таких средств речи является риторический вопрос, который задается аудитории с особой интонационной экспрессией.

Риторический вопрос это

Обращение к аудитории с риторическим вопросом — эффективный прием. Он превращает монолог оратора или писателя в скрытый диалог с аудиторией, так как с его помощью активизируется внимание слушателей или читателей. Аудитория приглашается к соучастию в разговоре, в обсуждении поднятой проблемы.

Риторический вопрос совершенно не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания того, о чем в нем говорится.

Сравним:

Как не удивляться волшебной силе искусства? =  Да, все удивляются волшебной силе искусства!

Как не потерять самообладания в этой кутерьме? = Очень понятно, что вы можете потерять самообладание в этой кутерьме.

Кто не залюбуется мастерски написанным пейзажем картины «Березовая роща» И.И. Левитана? = Все любуются мастерски написанным пейзажем И. И. Левитана.

Риторический вопрос воспринимается читателями не как прямой вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение, высказанное в особой выразительной и экспрессивной форме.

риторический вопрос

Примеры риторического вопроса в литературе

Непревзойденным мастером изображения русской природы с помощью слова является писатель И. С. Тургенев. С особенной тонкостью и чуткостью описывает он начало дня весенней порой и предваряет его риторическим вопросом:

Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? Лошади звучно шлепают ногами по лужам, кучер посвистывает. На темно-сером небе кое-где мигают звезды, влажный ветерок изредка набегает волной, слышится сдержанный неясный шепот ночи.

Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? (К. Паустовский).

Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое семечко липы? (К. Паустовский).

Особое место занимает риторический вопрос в творчестве С. Есенина. Понаблюдаем:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник-
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Отговорила роща золотая.

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,-
Старый хозяин своей избы.

Синий туман, снеговое раздолье…

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 30

Очень важно правильно сформулировать проблему текста, так как из-за неправильно сформулированной проблемы проверяющие эксперты поставят не только 0 баллов за формулировку проблемы, но и за комментарий по проблеме, и за формулирование позиции автора и отношения к ней автора сочинения.

Это значит, что вместо восьми максимальных баллов за содержание сочинения выпускник получит ноль баллов.

Из данной статьи вы узнаете, как сформулировать проблему текста, способы формулировки проблемы, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке проблемы, а также часто встречающиеся ошибки школьников, связанные с формулировкой проблемы, и способы устранения подобных ошибок.

Как правильно сформулировать проблему текста

Содержание статьи

  • 1 Задача формулировки проблемы
  • 2 Способы формулировки проблемы
    • 2.1 Формулирование проблемы своими словами
    • 2.2 Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
    • 2.3 Формулирование проблемы цитированием
    • 2.4 Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
  • 3 Где в сочинении формулировать проблему текста?
    • 3.1 Формулировка проблемы во введении
    • 3.2 Формулировка проблемы в основной части сочинения
  • 4 Типовые речевые конструкции
  • 5 Как использовать типовые речевые конструкции?

Задача формулировки проблемы

От правильной формулировки проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением, а именно:

  • комментарий проблемы, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловой связью;
  • отражение позиции автора исходного текста;
  • выражение своего обоснованного отношения к позиции автора.

Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текста.

В исходном тексте может быть затронуто несколько проблем (см. статью «Что такое проблема текста» ), но работать необходимо только с одной проблемой!

У всех учеников возникает вопрос, какую проблему положить в основу сочинения?

Чтобы определиться с этим вопросом нужно сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно.

Способы формулировки проблемы

Существуют четыре способа формулировки проблемы.

Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.

Формулирование проблемы своими словами

Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.

В случае, если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).

Например:

Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. (Текст №24)

Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. (Текст №2)

Формулирование проблемы в форме риторических вопросов

Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.

Например:

Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. (Текст №24)

В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. (Текст №2)

Формулирование проблемы цитированием

Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.

Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.

Например:

«Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным», — начинает свой текст Н.И.Пирогов. (Предложение с прямой речью)

«Н.И.Пирогов считает, что «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с косвенной речью)

«По словам Н.И.Пирогова, «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с вводной конструкцией) (Текст №13)

Формулирование проблемы ссылками на номера предложений

Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Например:

Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении (Текст №18).

Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.

ВНИМАНИЕ!

При формулировке проблемы в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа, необходимо избегать конструкций с нанизыванием нескольких существительных подряд в родительном падеже.

Например:

В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.

В таких случаях лучше заменить подобную конструкцию на риторический вопрос: «Какие существуют способы повышения культуры речи?» (Текст №26)

Где в сочинении формулировать проблему текста?

Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).

Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.

Формулировка проблемы во введении

В зависимости от вида введения, которое использует школьник в своей работе (см. статью «Введение в сочинении» , проблему исходного текста можно написать в первой части сочинения, т.е. в самом введении.

А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.

В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста.

Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.

Например:

Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. (Текст №27)

Закончить введение можно также формой сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.

Например:

В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне, а также сочувствия к своему врагу. (Текст №14)

Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.

Например:

«Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране», — пишет К.Г.Паустовский. (Текст №35)

Другие примеры формулировки проблемы текста в введении смотрите в статье «Введение в сочинении» .

Формулировка проблемы в основной части сочинения

Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.

Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.

Например:

Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне. Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. (Текст №3)

В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.

Типовые речевые конструкции

Правильная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное сочинение.

При обозначении выдвинутой проблемы можно использовать следующие словосочетания:

  • Какая проблема? Проблема трудная, злободневная, сложная, важная, серьёзная, глубокая, острая, философская, нравственная, социальная.
  • Проблема чего? Проблема войны, мира, добра, бережного отношения к природе, взаимоотношения «отцов» и «детей», патриотизма.
  • Что делает проблема? Проблема встаёт, возникает, заслуживает внимания, представляет интерес, ждёт решения.
  • Что с проблемой можно сделать? Автор рассмотрел, поставил, выдвинул, изложил проблему; автор размышляет, думает, работает над проблемой; автор уделил внимание проблеме; автор коснулся проблемы.
  • Предлагаем использовать в сочинении при формулировке проблемы текста следующие речевые конструкции:
  • Автора текста волнует проблема…
  • Автор поднимает проблему…
  • Автор затрагивает важную проблему…
  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
  • Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
  • Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
  • Проблема, поднимаемая…, – это…
  • Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель…
  • Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
  • Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и….
  • Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
    века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор… .

ВНИМАНИЕ!

Данные клише можно использовать, но нельзя ими загромождать своё сочинение, так как при использовании большого количества подобных «домашних заготовок» сочинение довольно часто предстает перед проверяющим экспертом как набор шаблонных фраз, мало связанных между собой и не отражающих содержание исходного текста.

Поэтому использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.

Как использовать типовые речевые конструкции?

  1. Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
  2. В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
  3. Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.

  • Как завоевать авторитет пример из жизни сочинение
  • Как завершить сочинение рассуждение
  • Как завершить сочинение про осень
  • Как завершить сочинение по литературе
  • Как завершить сочинение по картине