Как закалялась сталь аргументы для сочинения

Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому на тему: Война

Хоть в этом году роль аргументации, судя по баллам, совсем не так высока, как когда-то, Многомудрый Литрекон все же подготовил подборку аргументов для сочинения на ЕГЭ, взяв наиболее часто попадающиеся проблемы в рамках понятий «война» и «патриотизм».

Патриотизм на войне

  1. Б. Полевой, «Повесть о настоящем человеке». Б. Полевой в своей повести знакомит читателей с настоящим героем — Алексеем Мересьевым, прототипом которого стал лётчик Маресьев. С самых первых строк начинается трудный путь для персонажа, полный нелёгких испытаний и отважных решений. Пилот попадает в аварию, его самолёт сильно поврежден, а в ногах ощущается острая боль. Лютая зима заставляет его колебаться — идти вперёд, искать своих или даже не пытаться сражаться? Маресьев выбирает первое. Он доползает до своей базы на локтях, ступни его впоследствии ампутируют. Но он и после этого не сдал сдаваться. Чтобы помочь своей стране, он учится управлять самолётом на протезах. В конце произведения герой в воздушной схватке подбивает несколько вражеских самолётов, спасает своего товарища. Человек на многое способен, когда им руководит чувство любви к своей родине.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Бородино». В стихотворении Лермонтова «Бородино» отражена отвага русских воинов во время отечественной войны. Дядя рассказывает мальчику о мужественных солдатах того времени. Он восхищается их храбростью, готовностью до смерти стоять, защищая отечество: «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою/ За родину свою!» Они сохранили верность своему царю, своему народу. Для них победа превыше всего, поэтому в бою им не страшна даже гибель: «Умремте же под Москвой, как наши братья умирали!» Русских солдат лирический герой с гордостью называет «богатырями». Их бесстрашие, сила воли, любовь к отечеству сломят любого врага. «Могучее, лихое племя» смогло выгнать противника со своей территории, обеспечив тем самым процветающее будущее России.

Женщины на войне

  1. М. А. Шолохов, «Тихий Дон». Анна Погудко — одна из тех девушек, чью судьбу затронуло кровавое событие двадцатого века — Гражданская война. Неженскую отвагу она проявит и во время войны. В 1917 году героиня, чтобы приносить пользу своей партии, отправляется учиться на пулемётчицу. Во время боя с казаками Анна храбро поднимает винтовку и призывает остальных бежать за ней в атаку. Но такой безумный поступок не был поддержан солдатами. Анна погибла от взрывной пули и необдуманного решения. Но её отвага, готовность совершить подвиг, заслуживают уважения. Своим поступком она доказала, что женщины, как и мужчины, способны на многое ради своего государства, ради достижения общей цели.
  2. Б. Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Отделение девушек-зенитчиц, которое возглавляет Рита Осянина, прибывает в отряд к старшине Васкову. Война затронула семью каждой девушки, но даже горе потери не выбило их из колеи: они сражались за спасение родины. Их группу по роковой случайности отправляют на выполнение опасной операции – им нужно помешать диверсионной группе нацистов прорваться через лес. Пятеро девушек: Лиза, Рита, Женя Бричкина, Соня Гулич, Галя Четвертак мужественном отправились защищать отечество вместе со старшиной. Однако живым останется только один — Федот Евграфыч Васков. Ни одна из его подопечных не выжила во время этой операции. Лиза утонула, переходя через болото, Соня Гурвич вызвалась принести кисет Васкова и наткнулась на двух немцев, которые беспощадно ее застрелили. Испуганная такой новостью, Галя теряет бдительность. Неосторожность девушки заметили немцы. Они убили зенитчицу. В неравном бою с немцами погибают Рита и Женя. Все героини отдали свою жизнь за победу страны, но приблизили победу и внесли свой вклад в нее.

Истинный и Ложный патриотизм

  1. В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой противопоставляет две категории патриотизма. Это истинный и ложный патриотизм. Так, ко второй «категории» относятся многие герои, которые входят в общество Анны Павловны Шерер. Во время сражений Отечественной войны, когда гибли люди, жертвуя собой ради страны, они вели светские беседы. Их противостояние заключалось лишь в осуждающих разговорах, отказе от французских блюд, от иностранного языка. Они никак помогали этим народу, который сдерживал натиск врага. В то время как другие персонажи — Андрей Болконский, Николай Ростов, Денис Давыдов отважно сражались на поле боя за их жизнь, за свою страну. Истинный патриотизм всегда проявляется в самопожертвовании, в готовности отдать свою жизнь за родину.
  2. Ф.К. Сологуб, «Правда сердца». В этом небольшом рассказе автор изобразил на примере двух личностей дух истинного и ложного патриотизма. На днях было объявлено о начале войны с Германией. Однако не все люди стремились на фронт. Бубенчиков «слишком любил свою молодую и прекрасную жизнь», а Козовалов мечтал о том, чтобы уехать в более мирную страну. Они стремятся скрыться от собственной обязанности, чтобы лишний раз не рисковать жизнью. На словах они были честными и патриотичными людьми, но на деле оказались инфантильными трусами. Даже герой эстонец проявлял готовность сражаться за Россию. Его речь выражала пламенные порывы защищать русских от немецких захватчиков. Так, порой коренной житель своей страны не стремится спасать своё отечество, в то время как человек другой нации готов спасать ее ценой кровопролития. Настоящая любовь к отечеству проявляется в поступке.

Дети на войне

  1. Н. А. Островский, «Как закалялась сталь». Герой произведения — Павка Корчагин рано узнал все тяготы революции и Гражданской войны. Но с юных лет он демонстрировал силу своего характера, храбрость и мужество. Его взросление происходит на глазах у читателей. Из мальчика он превращается в настоящего отважного мужчину. Он совершает бесстрашные поступки во время Гражданской войны, участвует в сложном и хлопотном строительстве узкоколейки. Патриотизм к родине, любовь к своей партии заполняет все сердце главного героя. Для него на первом плане стоит процветание страны, а не личное благополучие. Он готов даже отказаться от девушки, чтобы полностью посвящать себя строительству новой жизни. Строительству социализма.
  2. В. П. Катаев, «Сын полка». Ваня Солнцев, плакавший во сне, был замечен разведчиками в небольшом окопчике во время Великой Отечественной войны. Десятилетний мальчик умолял оставить его на фронте, но его постоянно пытались отправить в детский приёмник. Он несколько раз убегал от разведчиков, что вынудило старшину пойти на уступки ребёнку. С ранних лет Ваня показывал силу своего характера, научился быть смелым, принимать серьезные решения. Он был воспитан на фронте, привык к суровой действительности. Любовь к родине вдохновила мальчика на многие полезные и героические поступки. Герой всегда хотел быть полезен солдатам, пытался помочь им любым способом. Каждое действие этого маленького защитника пропитано патриотизмом.

Автор: Анастасия Сметанова

Метки: 11 классаргумент из литературыЕГЭ по русскому языкупример из литературы

Читайте также:

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Патриотизм (таблица)

Сдача ЕГЭ — важнейший период в жизни любого школьника. Выполнение тестов, прочтение определенной литературы, написание сочинения, повторение терминологических понятий, безусловно, входит в подготовительный этап к экзамену по русскому языку и отнимает большое количество времени. Чтобы облегчить вам процесс подготовки , мы сделали подборку аргументов по одной из актуальных проблем – патриотизм и его проявления.

Содержание:

  • 1 Патриотизм на войне
  • 2 Женский патриотизм
  • 3 Патриотизм как сила, объединяющая народ
  • 4 Ложный патриотизм

Патриотизм на войне

  1. Н.А. Островский, «Как закалялась сталь». Павка Корчагин — главный герой автобиографического романа Николая Островского. Автор показывает его удивительно насыщенную жизнь, на протяжении которой он превращается из простого мальчишки, которого выгнали из школы за недостойный проступок, в мужественного, смелого, целеустремленного молодого человека. Всего себя Павка посвятил борьбе за справедливость. Нельзя не упомянуть о таких событиях, как его участие в гражданской войне и строительстве узкоколейки в рекордное время. Эти деяния раскрывают сущность патриотизма героя, не боящегося взглянуть в глаза трудностям. Павку можно смело назвать символом  социалистической эпохи, в котором были отражены лучшие человеческие качества. Любовь к Родине, осознание того, что он является ее неотъемлемой частью, помогали герою произведения уверенно преодолевать все преграды, даже в период гражданской войны.
  2. В.Л. Кондратьев, «Сашка». Что такое юность, проведенная на войне? Это ужасающие картины человеческой жестокости, голод и холод, бессонные ночи, погибшие товарищи. Это искренняя вера в то, что победный конец уже близко. Центральный персонаж повести «Сашка»- молодой парень, оказавшийся на передовой, под Ржевом. С первых страниц произведения он завоевывает симпатию читателя своей отзывчивостью, честностью, мужеством и готовностью делать поступки, которые без преувеличения можно назвать подвигами. Герой стремится защищать интересы Родины и своего народа, оставляя позади собственный страх. Стоит отметить, что сцена с пленением немца показывает Сашку как русского человека, которому свойственно чувство жалости и сострадания. Без этого на войне никуда, потому что в любых условиях человек, прежде всего, должен оставаться человеком.

Женский патриотизм

  1. Ч.Т. Айтматов, «Материнское поле». Автор начинает описание событий со дня поминовения. Толгонай — главная героиня повести, приходит к полю, чтобы рассказать ему о всех тяготах своей жизни. Она жалуется ему на то, что война забрала у нее трех сыновей, что шансов на возвращение в отчий дом у них нет. Но, несмотря на это, Толгонай находит в себе силы жить дальше. В то время, как многие жители колхоза, где живет героиня, стали роптать на трудности простого народа в условиях войны, Толгонай сумела проявить стойкость и не позволить проблемам застать ее врасплох. Осознание того, что она работает для своей семьи, для окружающих, для нужд фронта и для родной земли, воодушевляет ее. Героиня рада «служить» отечеству и счастлива осознавать, что  «пока жив народ , жива и она».
  2. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Говорят, что женщинам на войне не место, но прочитав повесть «А зори здесь тихие» читатель понимает, что это совсем не так. В произведении автор описывает непростой жизненный путь пяти девушек-зенитчиц, которые волей судьбы оказались на фронте. Однажды вместе со своим командиром девушки отправляются на рискованное задание, чтобы предотвратить появление немцев на стратегически важной территории. В итоге героиням удается уничтожить врага ценой собственной жизни, выживает только их командир. Героини осознавали, что это мог быть их последний поход, но стремление победить врага и быть полезными своей Отчизне стало для них важнее. Несомненно, девушки совершили настоящий подвиг, показав, что Великая победа была достигнута благодаря сотням и тысячам мужских и женских имен, навсегда оставшихся на страницах нашей истории.

Патриотизм как сила, объединяющая народ

  1. К.Д. Воробьев, «Это мы, Господи!». Константин Воробьев начинает свою повесть со сцены попадания главного персонажа, лейтенанта Сергея Кострова, в плен. После этого автор описывает ситуации, происходящие с героем и показывающие, что человечность, единство русского народа, готовность пожертвовать собой ради другого  — основа отношений между людьми в период войны. Многие испытания выпали на тяжкую долю героя: нахождение в плену у немцев, бегство, выживание в концлагере. Но они указывают, насколько велика была жажда русского человека не сдаваться, бороться и идти до победного конца во имя любви к Родине и народу. Только благодаря взаимовыручке, совестливости и силе духа он неоднократно избегал смерти и мог двигаться вперед. Этим произведением автор хотел сказать, что суровые испытания на войне могут быть пройдены только при условии объединения людей для противостояния общему врагу.
  2. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Знаменитая поэма «Василий Теркин» также является наглядным примером того, как важно было единство народа в военный период. Безусловно, образ главного героя, Василия Теркина, стал примером для подражания, образцом для других военных. Герой идет навстречу своим страхам, совершая поступки, которые многих приводили в восторг. Непреодолимое желание служить своей родной земле подпитывало и воодушевляло его. Герой отмечал, что победа зависит от каждого участника войны, и поэтому всегда подбадривал и воодушевлял окружающих мудрым словом, невероятной историей или просто игрой на гармони. Теркин всегда считал, что в борьбе за свою Отчизну никто не имеет права сдаваться, опускать руки или бояться делать то, что в мыслях представляется невозможным. Поэт, будучи военным корреспондентом, точно знал, как была важна роль каждого человека на пути к Священной Победе.

Ложный патриотизм

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Автор смог удивительно точно подчеркнуть разницу между истинным и ложным патриотизмом. Так, говоря о войне 1812 года в произведении, Толстой сопоставляет эти понятия в лицах многих героев. К тем, кто не способен любить отчизну по-настоящему, писатель относит представителей высшего общества. Например, Анну Павловну Шерер , Элен или Анатоля Курагиных .Их «сопереживание» строится лишь на отказе от французской кухни и французского языка. Герои неспешно ведут, как им кажется, важные беседы, в то время как на поле боя гибнут люди. Такому высшему свету никогда не понять душевных порывов благородного человека, готового отдать свою жизнь за Родину. Таковыми персонажами являются Андрей Болконский, капитан Тушин, Платон Каратаев, Денис Давыдов и т.д. Слишком разняться их представления о том, что такое настоящая любовь к своему краю. Пока солдаты и простые крестьяне проливали кровь, защищая русскую землю, многие дворяне готовы были смириться с властью захватчика, лишь бы сохранились их привилегии.
  2. В.Г. Распутин, «Живи и помни». Автор начинает повествование с внезапного возвращения героя домой в самый разгар войны. Андрей пришел к порогу родной избушки, но не потому, что был серьезно ранен или контужен, он просто дезертировал. Герой осознавал, что любящая жена догадается о его поступке и окажется в затруднительных обстоятельствах, но это не помешало его возвращению. На первых порах войны он честно участвовал в боях, помогал своим товарищам и никогда не давал слабину, но постепенно герой начал задумываться о том, почему именно он должен воевать и переживать, что каждый день может стать дня него последним. Трусость и эгоизм взяли верх над Андреем Гуськовым и вынудили его совершить непоправимую ошибку, навсегда изменившую ход его жизни. И, невзирая на то, что муки совести начали терзать героя, ему нет оправдания, потому что бросить Отчизну в трудное для нее время означало совершить непростительное преступление.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Дарья Борзенко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • аргумент из литературы
  • ЕГЭ по русскому языку
  • пример из литературы
  • проблема патриотизма
  • сочинение к ЕГЭ

Читайте также:

“Как закалялась сталь” — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент; революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин — один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха — одно, они создают друг друга.

Предшественником Корчагина можно назвать его тезку — Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционного времени, воплощением революционной народной страсти, бунтарской стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной “идеи” соединяются с реальным движениям масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.

Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знаком “отшвыривания”. Отсюда в душе Павки появляется ощущение постоянной отверженности, духовной ущемленности. Униженность рождает ответную злобу, которая заполняет все пустоты его души. Уязвленная , гордость концентрируется, когда возникает первая любовь к социально недоступной красавице. В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь — постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: “Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?” Важнейшее слово — идея — найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: “Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось”. В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.

В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага. В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: “У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается”), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: “У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь”. Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: “Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял”. Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей. Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не угрожает.

Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.

В книге есть много эпизодов, в которых любой из его собратьев по поколению мог бы вести себя подобно Павлу. Но есть моменты, когда нужен именно он. Это те ситуации, когда сильная, единая воля должна победить пошлость. Только Корчагин мог после рассказа о том, как белополяки замучили шепетовских комсомольцев, сказать: “За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые!” Ключевой эпизод книги — строительство узкоколейки, где энергия духа Павла совершает действительно невозможное.

Одна из важнейших мотивов повести — борьба со смертью. Корчагин мог погибнуть неоднократно, но его воля к жизни побеждает. Павка мечтает о судьбе Овода, ищет случая умереть за идею. Но человеческий дух бросает вызов самой смерти, так как вера в беспредельность человеческих возможностей заложена в основе самой идеи коммунизма. И сама книга заканчивается мотивом победы. “Самое дорогое у человека — это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за идею коммунизма” — так кончалась в черновиках к произведению эта знаменитая фраза. Жизнь Павла проходит в стремительном движении. Самое ужасное для него — бездействие, наступившее после героической жизни. И во время болезни Павел ищет дело, полезное для людей. “Как закалялась сталь” — книга о том, как борется до конца героическое поколение Павки Корчагина.

К сожалению, героика этого поколения соединена с трагизмом. Люди верили в идею безоглядно, готовы были идти за нее на смерть, но они не видели обратную сторону этой идеи. Имеем ли мы право их обвинять? Думаю, нет. Сама история расставила все точки над “i”, ибо такие преданные делу коммунизма люди, как Павка, стали жертвами репрессий и убийств в тридцатые годы. Но мне кажется, что даже тогда они шли умирать с высоко поднятой головой.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Читая сейчас роман Николая Островского «Как закалялась сталь», поймут его не многие, а если и поймут, то не все. Это роман о далёком прошлом времени и современной молодёжи многое из прочитанного покажется странным, неинтересным в какой-то степени смешным.

Этот роман – это не просто книга, это биографические воспоминания и мысли самого автора. Рассуждая наедине с читателем, автор вспоминает былые времена, интересные события и прекрасные моменты, которые навсегда остались в его сердце.

Автор анализирует каждый год своей жизни и, хотя,

где-то он поступал не совсем правильно, его нельзя осудить за это. Прост он был молод и горяч, теперь в более зрелом возрасте его мучают угрызения совести, ему стыдно, но меж тем, он нашёл своё место в мире, не спрятался от войны.

Читая роман «Как закалялась сталь» нельзя остаться равнодушным. Во время описания сен боя или мук раненых солдат, по спине пробегает дрожь. Становится страшно. Страшно за тех молодых ребят, которые, не видя жизни, уже воют, умирают, становятся инвалидами. Эти сцены заставляют задуматься о том, что мы живём во время гораздо спокойнее, но не любим свою жизнь так, как ценило её воевавшее поколение.

Очень

верно и мудро Островский пишет о человеческой ценности: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Наши родители раньше учили весь этот кусочек на память, я считаю, нам тоже нужно выучит его. Пусть он будет как своего рода девиз, по которому должен жить каждый человек, возможно и мир тогда был бы намного лучше, спокойнее и добрее.

Это не единственный момент, который взывает бурю эмоций. Наравне с ним, можно отметить момент встречи Корчагина с Ритой Устинович. Настоящая дружба, которая постепенно и незаметно переросла в любовь. Она могла бы иметь гораздо счастливее конец, если бы не война. Думая, что Корчагин умер, Рита вышла замуж и родила дочь. Однако момент их встречи чрезвычайно нежный и трепетный, кажется, Корчагин любит дочь Риты, как свою собственную. Это очень трогательно.

Роман «Как закалялась сталь» учит мужеству, настоящему мужеству, не показухе, а мужеству внутри себя, учит выживать даже в самой сложной ситуации, учит ценить каждый миг, который дарит тебе судьба и верить, что именно так и должно было случиться. Нам есть чему поучиться, читая этот роман, есть, что запомнить и есть над чем задуматься.

Сочинение: Островский Как закалялась сталь

«Как закалялась сталь»

Корчагин Павел (Павка) – главный герой, автобиографический персонаж. Это один из основных идеальных образов – «мифов» литературы социалистического реализма. Имя «Павел» сближает персонажа с Павлом Власовым – героем повести М. Горького «Мать» (мотив самоотвержения, забвения личного ради коллективного, «телесного» ради духовного). Актуализируются и евангельские ассоциации (тип героя-«мученика», проходящего че­реду «умираний» и «воскреше­ний»). Роман построен по прин­ципу жизнеописания-хроники. В детстве Павла выгоняют из школы за то, что он в знак протеста на­сыпал учителю закона Божия отцу Василию махорки в тесто. Затем Павел в течение двух лет работает в буфете на железнодорожной станции. По оплошности Павла, ос­тавившего открытым кран, вода заливает зал ожидания и вещи пассажиров; за это официант Прохошка жестоко избивает П., а брат Павла Артем, в свою очередь, избивает Прохошку, за что про­водит неделю в жандармском от­делении. Артем устраивает Павла на электростанцию. 1917 год не приносит особенных перемен в жизни Павла и его друзей — Сереж­ки Брузжака и Климки; однако весной 1918 года в город входят красные партизаны. Покидая го­род, они раздают оружие населе­нию: Павел добывает винтовку, от­няв ее у некоего мальчишки. Ар­тем знакомит Павла с Федором Жухраем, который оставлен в го­роде для подпольной работы. Жухрай начинает работать мон­тером на электростанции; он воспитывает Павла, учит его драться «по-настоящему» — т. е. по правилам английского бокса. Во вре­мя рыбной ловли Павел знакомится с Тоней Тумановой, дочерью лес­ничего; она наблюдает его драку с сыном начальника депо Сухарько, в которой Павел применяет науку Жухрая. Через некоторое время Тоня встречается с Павлом на берегу озера; она полагает, что его можно «приручить». На ра­боте в свободное время Павел читает роман «Джузеппе Гарибальди»; узнав о его любви к чтению, Тоня показывает ему библиотеку в их доме. Под влиянием Тони Павел начинает выглядеть по-друго­му даже внешне: «черномазый кочегар предстал совсем в ином свете».

Город занят петлюровцами. Жух­рай, скрываясь, в течение восьми дней живет у Павла, и общение с ним оказывает на героя огром­ное влияние. Однажды вечером Жухрай не возвращается. На сле­дующий день Павел видит его на улице арестованного под конво­ем. Бросившись на конвоира, Павел спасает Жухрая. Вскоре по доно­су арестовывают самого Павла. Сидя под замком в ожидании расстре­ла, Павел оказывается в одной каме­ре с девушкой по имени Христи­на. Предполагая, что наутро бу­дет изнасилована комендантом, она хочет отдаться Павлу, однако он, вспоминая о Тоне, не может вы­полнить просьбу Христины. Вско­ре по недоразумению из тюрьмы выпускают почти всех арестован­ных, включая Павла. Убегая, он ока­зывается около усадьбы лесниче­го; встречает Тоню, которая пря­чет его. Наутро Павел с помощью Артема покидает город на паровозе. Че­рез некоторое время Артем по­лучает от него письмо, в котором Павел сообщает, что воюет в кавале­рийской бригаде им. Котовского; был ранен в ногу, в феврале 1920 года перенес тиф. В течение года Павел воюет на тачанке в разведке. На привале он читает бойцам роман «Овод», а на следующий день говорит политруку о своем намерении «перемахнуть» в 1-ю Конную: «у них дела впереди по­горячее». Летом 1920 года Павел уже в 1-й Конной. 19 августа 1920 года под Львовом он тяже­ло ранен в бою; тринадцать дней лежит без памяти, а затем начи­нается «второе рождение». Этот период его жизни описан в днев­нике младшего врача госпиталя, Нины Владимировны. В середине октября Павел выписывается из гос­питаля, оставшись слепым на один глаз. Он начинает занимать­ся комсомольской работой и пы­тается привлечь к ней Тоню, од­нако видит, что ей это неинте­ресно. «Дешевый индивидуализм Тони становился непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна обоим». Павел работает в Губчека под началом Жухрая, однако изнуряющая работа ему не по силам, и он становится секре­тарем комитета комсомола же­лезнодорожных мастерских. Гражданская война оканчивается, и Павел приезжает к матери, а через две недели уезжает в Киев. Зани­маясь политграмотой под руко­водством Риты Устинович, Павел чувствует, что влюбляется в нее, и решает прервать занятия, внешне мотивируя это тем, что плохо понимает объяснения Риты.

Приближается зима, и возникает угроза голода и холода: «Хлеб и дрова решали все». Чтобы обес­печить подвоз дров, необходимо в течение трех месяцев постро­ить узкоколейку к лесоразработ­кам. Работа в нечеловечески тя­желых условиях усугубляется тем, что в лесах действуют бандиты. Приехавший на стройку Жухрай дарит Павлу свой маузер. Во вре­мя сильного снегопада на расчис­тку железнодорожного полотна привлечены пассажиры проходя­щего поезда. Среди них Павел встре­чает Тоню с мужем: «Она с тру­дом узнала в оборванце Корчаги­на в рваной, истрепанной одеж­де и фантастической обуви, с грязным полотенцем на шее, с давно не мытым лицом стоял пе­ред ней Павел. Только одни глаза с таким же, как прежде, незату­хающим огнем». Павел называет Тоню «замаринованной», заявляет, что от нее «нафталином за­пахло» и говорить с ней ему не о чем. На строительстве начинает­ся тиф, которым заболевает и Павел. Ошибочно сообщается о его смерти, однако герой «перевалил четвертый раз смертный рубеж и возвращался к жизни». Выздоро­вев, Павел бродит по городу, прихо­дит на кладбище, где похороне­ны его друзья, погибшие в годы гражданской войны; он думает о ценности жизни и о том, что нужно «спешить жить»: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и про­жить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое».

В Киеве Павел начинает работать в мастерских помощником элект­ромонтера: заботится о чистоте рабочих, мест, о трудовой дис­циплине и т. п. Подает заявление о вступлении в партию. Вместе с другими комсомольцами Павел ра­ботает на лесосплаве, спасая дро­ва из ледяной воды; у него начи­нается острый ревматизм. Вра­чебная комиссия признает Павла не­трудоспособным, однако он отка­зывается от пенсии и просит но­вое дело. Получает назначение в губвоенкомат для политработы в системе всеобуча; становится во­енным комиссаром батальона всеобуча на польско-советской

границе, вместе с батальоном принимает участие в маневрах. Павел прилагает много усилий к со­зданию комсомольских ячеек в приграничных селах; вся моло­дежь в районе знает его: «Никог­да еще гармонь не играла такой большой роли в пропаганде, как здесь, на сельских вечеринках, на улице». Павла отзывают в губком комсомола для направления на ответственную работу. Он прини­мает участие в дискуссиях с оп­позиционерами-троцкистами. На Шестом съезде комсомола в Москве Павел встречается с Ритой Устинович, которая не знала, что он жив. На вопрос о том, зачем три года назад он прервал заня­тия с ней, Павел отвечает, что хотел взять пример с героя романа «Овод»: «Я за основное в «Ово­де» — за его мужество, за безгра­ничную выносливость, за этот тип человека, умеющего перено­сить страдания, не показывая их всем и каждому. Я за этот образ революционера, для которого личное ничто в сравнении с об­щим». На прощание Рита остав­ляет Павла письмо и две тетради своего дневника, посвященные ему.

Через два года П. требуется се­рьезное лечение в Крыму; он едет в санаторий. Вернувшись в Харьков, попадает в автокатаст­рофу: необходимо оперировать колено. Операция становится для Павлу «первым актом траге­дии». В письме к брату Артему он сообщает, что стал часто бы­вать в госпиталях. Врачи пред­сказывают ему полную потерю подвижности (последствия ста­рого ранения в спину). Находясь в санатории, Павел получает от ма­тери письмо с просьбой заехать к живущей неподалеку от Евпа­тории подруге ее юности. В ев­рейском семействе Кюцам Павел знакомится с Таей, которая ста­нет впоследствии его женой. Павел возвращается в Харьков и пыта­ется приступить к работе в ЦК комсомола, однако здоровье не позволяет. Он просит подобрать ему подходящую работу: «Из строя меня выведет только смерть». Однако вскоре ему приходится выйти на пенсию по инвалидности, и он уезжает в семью Кюцам, живет в их доме, — несмотря на враждебность отца семейства. Все более явственной становится «трагедия неподвиж­ности». Павел подумывает о само­убийстве, однако затем называет эту затею «бумажным героиз­мом», говоря себе: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полез-

ной». В письме к Артему Павел применительно к себе цитирует слова Сталина: «Нет таких кре­постей, которые большевики не могли бы взять». Павел женится на Тае, и они уезжают в другой приморский городок. Павел учится в заочном коммунистическом университете, занимается с партийной молодежью. Но бо­лезнь прогрессирует: у него па­рализованы ноги и левая рука. Затем наступает полная слепота. Единственным окном в мир ос­тается радио. Подвиги комсо­мольцев — строителей Магнитки и Днепрогэса — Павел воспринима­ет как продолжение деятельнос­ти его поколения. Через полтора года Павел едет в Москву, к врачам, переносит несколько операций, которые, однако, не дают поло­жительного результата. Павел и Тая получают комнату в Москве. У П. возникает замысел напи­сать повесть о дивизии Котовского под названием «Рожденные бурей». Таким образом, жизнь его обретает новый смысл. Пос­ледние слова романа: «Разорвано железное кольцо, и он опять — уже с новым оружием — воз­вращался в строй и к жизни».

Бывают такие случаи, когда автор или какое-то его произведение гораздо популярнее за границей, чем в родной стране. Редко, но бывает. Такой случай произошёл и с одним нашим писателем. Ещё каких-то 30 лет назад он был широко известен и даже включался в школьную программу. А теперь — почти забыт в России. Во всяком случае нынешняя молодёжь на имя Николая Островского реагирует с недоумением. Вот его однофамильца — Александра Островского, ещё как-то помнят. Почему постепенно из школьной программы удаляются произведения русских и советских классиков? Почему вместо них нам насаждаются Солженицын, Улицкая и прочие бездарности и лжецы? Попробуем разобраться.

«Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни — потратить жизнь на дело, которое переживёт нас».

Уильям Джеймс

В Китае книга «Как закалялась сталь» Николая Островского бьёт все рекорды популярности. Она неизменно возглавляет все списки самых известных русских книг в опросах, проводимых среди китайцев. В 2015 году были опубликованы результаты опроса китайской молодёжи, который провели Международное радио Китая и «Российская газета». Нужно было назвать самые известные и самые любимые книги русских авторов.  В составленный китайской молодёжью хит-парад русской прозы вошли произведения А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского и М. Булгакова. На первой строчке всё также был роман Н. Островского «Как закалялась сталь».  В это трудно поверить даже в России, но это правда в Китае.

И ещё один простой факт — в Китае на сегодня вышло в свет свыше сотни разных версий переводов этого романа. Первая полная версия перевода романа была сделана переводчиком Мэй И ещё в 1942 году. С тех пор как вышли первые экземпляры данной версии перевода, она за полвека была переиздана 57 раз. И общее количество экземпляров этого книги достигло более 15 млн. штук.

По мотивам фильма был снят сериал в 1999 году. После выхода на экраны он был признан лучшим телесериалом года, а Павка Корчагин стал кумиром молодёжи. Примечательно то, что сериал снимался на Украине, а в ролях были задействованы украинские актёры. Роман «Как закалялась сталь» входит в список рекомендованных книг для чтения у школьников, и почти все подростки знакомы с этим романом. Так закаляется сталь теперь в Китае, а в России пытаются стереть из памяти подвиги народа. Почему это делается?

Значимость классической литературы в воспитании молодёжи

Вопрос необходимости чтения классической литературы в современной школьной программе не является дискуссионным для настоящего человека и настоящего народа. Потому школьная программа по литературе должна включать в себя, прежде всего книги, которые учат как надо и как не надо поступать по жизни, учат думать и познавать мир. В процессе воспитания и обучения литература должна помогать формировать целостное мировоззрение, показывая примеры поведения людей и обществ. Вместе с другими предметами она должна помочь выковать из самого себя Человека.

В этой связи понятен уход классики из школьной программы. Если бы было можно, её уже сейчас бы заполнили всевозможным мусором, но поднять руку на Пушкина и других писателей педологи-троцкисты и их идейные наследники пока ещё не могут.

Советский Союз не убрал из литературной программы великих писателей. К российским дореволюционным писателям, при этом, добавили советских.

Вот мнение  Авангарда Леонтьева актёра, педагога, народного артиста РФ, высказанное в 2014 году:

«Недавно я посещал лагерь «Орлёнок» и на берегу Чёрного моря читал детям классику. Молодёжь затаила дыхание, внимательно слушая Горького. Представьте только, концерт длился час! А подростки ловили каждое слово, показав себя благодарными слушателями. На вопрос, знает ли кто-нибудь, кто такой Николай Островский (на территории лагеря стоит, поставленный ему, памятник), никто не ответил. Подумать только, никто не знает этого великого романтика. Да, Островский увлёкся революционными идеями, но он отдал себя, своё здоровье за идеалы.

Изучение классики невозможно без таких инструментов, как изложение и сочинение, о которых упоминает «РГ». Детей нужно научить говорить. Они изъясняются жаргонными словечками, смешанным с уголовным сленгом. Вместо русского языка я слышу какой-то новояз. Язык сегодняшней молодёжи скудный. Между двумя словами «блин» и «короче» протекает устное изложение их мысли. Это печально. Наш богатый язык, величие которого признало мировое сообщество, загнан в угол сегодняшним уровнем образования». [ 1 ]

Николай Островский — это Павел Корчагин

Николай Алексеевич Островский родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Ровенской области Украины пятым ребёнком в многодетной семье. В Шепетовке  одновременно учился в двухклассном (с 1915 по 1917 год), а затем высшем начальном училище (1917—1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918 — июле 1919 года был связным Шепетовского ревкома.

В пятнадцать лет Островский ушёл добровольцем на фронт в кавалерийскую бригаду легендарного Григория Котовского, а затем сражался в 1-ой Конной Армии. Меньше года ему удалось повоевать, под Львовом он получил тяжёлое ранение позвоночника шрапнелью. В шестнадцать лет он стал инвалидом, но это не сломило его.

Но старые раны не оставляют Островского в покое. Он потерял возможность ходить. Всего 23 года, а ты лишён всех радостей жизни. Но Островский не сдаётся. Да он не может двигаться, но его мозг, его руки работают, память хранит имена боевых друзей и их героические подвиги. Он пробует свои силы на литературном поприще. Через год Островский теряет зрение. Кажется, жизнь становится бессмысленной. Но он сам изобретает трафарет и продолжает свою литературную деятельность.

Участником этих героических и трагических, в высоком смысле этого слова, событий был Николай Островский. Об этом времени он написал замечательный роман «Как закалялась сталь». И хотя судьба главного героя романа — Павки Корчагина очень схожа с судьбой автора, всё-таки Павка собирательный образ и типичный человек своего времени.

В марте 1935 года в газете «Правда» был опубликован очерк Михаила Кольцова «Мужество». Из него миллионы читателей впервые узнали, что герой романа «Как закалялась сталь» Павел Корчагин — не плод фантазии автора. Что именно автор этого романа — и есть герой. Островским начали восхищаться. Его роман переводился на английский, японский и чешский языки. В Нью-Йорке он печатался в газете.

1 октября 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Островского наградили орденом Ленина. В декабре 1935 года Николаю Алексеевичу была предоставлена квартиру в Москве, на улице Горького, и специально для него была построена дача в Сочи. Также ему было присвоено воинское звание бригадного комиссара.

Островский продолжал работать, и летом 1936 года он закончил первую часть романа «Рождённые бурей». По настоянию автора новую книгу обсудили на выездном заседании президиума правления Союза советских писателей на московской квартире автора.

Последний месяц жизни Николай Алексеевич был занят внесением поправок в роман. Он трудится «в три смены» и готовился отдохнуть. А 22 декабря 1936 года сердце Николая Алексеевича Островского остановилось.

В день его торжественных похорон, 26 декабря, книга вышла в свет — рабочие типографии набрали и отпечатали её в рекордно короткие строки.

Мейерхольд поставил спектакль о Павке Корчагине по инсценировке романа, сделанной Евгением Габриловичем (29.09.1899 — 05.12.1993). За несколько лет до своей смерти Евгений Иосифович Габрилович рассказывал, какое это было грандиозное зрелище:

«На просмотре зал взорвался овациями! Это было так жгуче, так потрясало! То была торжественная трагедия».

Роман «Как закалялась сталь» Островского выдержал более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов он занимал центральное место в школьной программе. Николай Островский был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вот что пишет об Островском и его произведениях автор-публицист, доктор технических наук Андрей Ведяев:

«Жизнь и творчество Николая Островского стало одной из ярчайших страниц культурно-исторического наследия советской эпохи. А исключение из школьной программы его романа «Как закалялась сталь» следует признать одной из самых позорных страниц «коррозии металла» пореформенной России». [ 2 ]

Какова функция и роль романа «Как закалялась сталь»

Если говорить о роде и жанре  самого известного произведения писателя «Как закалялась сталь», то род  его — эпический, а жанр произведения — воспитательный роман. Только рассказывается здесь не о воспитании детей, а о самовоспитании человека-бойца.

На материале своей жизни Николай Островский раскрыл проблему социалистического перевоспитания людей, рождения нового человека, который до самой последней минуты своей жизни стремиться быть полезным своей стране.

В отличие от «Педагогической поэмы» Макаренко нельзя сказать, что темой романа является труд. Труд является одной из тем. Николай Алексеевич показывает, как человек закаляет свой характер и в бою, и в труде, и в тяжёлой схватке с болезнью. Тему романа, по-нашему, можно назвать так же, как называется сейчас музей Островского в Москве — «Преодоление».

Идея романа дана автором чётко в самых знаменитых строках произведения:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».

Но для того, чтобы освобождение человечества настало, нужно было пройти через войну, через холод и голод, через тяжёлый труд. И в борьбе за освобождение погибло очень много людей, поэтому в романе Николая Островского много трагического.

«Корчагин не появился на пустом месте. Известно, что подростку Николаю Островскому «особенно нравились произведения, в которых революционная, освободительная тема сочеталась с романтическим пафосом и динамичным, авантюрным сюжетом («Спартак» Р.Джованьоли, «Овод»Э.Л. Войнича, «Андрей Кожухов» С.Степняка-Кравчинского, романы Ф.Купера, Вальтера Скотта, анонимное лубочное изд. «Гарибальди». В личной библиотеке писателя, в 1936 году,  также находились книги «Ж. Верна, Р.Стивенсона, А. Конан Дойла, Эдгара По, А.Дюма-отца и других авторов романтико-приключенческих произведений…» [ 3 ]

Почему Островский так озаглавил свой роман?

Павел Корчагин на примере своей жизни доказывает, что

«…сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится» [ 4 ]

Идеал человека в 1920-30-х годах представал в образе нового героя. Чапаев, Левинсон, Павел Корчагин, Семён Давыдов, Кожух.

«Благодаря огромной силе воздействия этих и других образов советской литературы идеалы социализма стали понятнее, ближе миллионам людей на земле»,  — пишет Юрий Барабаш.[ 5 ]

Николай Островский так пишет о своих героях:

«Главных действующих лиц я знал лично и, показывая их, желал сделать это правдиво, указав все их недостатки и положительные стороны». [ 6 ]

Если говорить о своеобразии языка романа, то, прежде всего, хотелось бы отметить изменения в речи главного героя романа. Павел Корчагин эволюционирует как человек.

«Вначале он груб и примитивен: «Душа с меня вон», «волынку подымет», «из школы выперли», «жарить в город» и т.п. Но в романе Павел не только стреляет, рубит,  строит — он много читает и думает». [ 4 ]

Вот как воспитывала молодёжь юная Советская власть! Вот как воспитывал её Комсомол!

Особенности эпических и эстетических идеалов писателя таковы: он категорически против любой пошлости, не любит анекдоты, связанные с вопросами пола.

Какую роль в обществе сыграл такой литературный герой, как Павка Корчагин?

В своём романе «Как закалялась сталь» Николай Островский создал величественной образ человека новой эпохи по силе стойкости, мужеству, верности высоким принципам, преданности идеям освобождения человечества равного своим любимым героям.

Павка Корчагин сразу стал любимым героем советской молодёжи. Сколько юношей и девушек страны Советов стремились ему подражать и повторили его подвиг на фронтах и во вражеском тылу в период Великой Отечественной войны, на стройках, заводах и колхозах в критических ситуациях.

«Подвиг Корчагина осенял антифашистскую деятельность Юлиуса Фучика. Ещё в 1934 году он прочитал «Как закалялась сталь» и, размышляя об ожидающих  его испытаниях, о возможной гибели, сказал друзьям: «Ничто не страшно коммунисту — вот вывод из книги, вот итог жизни автора, а какой итог будет у нашей жизни?». Книга казнённого гитлеровцами Фучика «Репортаж с петлёй на шее» сохранила для человечества итог жизни пламенного чехословацкого революционера». [ 4 ]

Во время Великой Отечественной Войны псевдонимом «Павел Корчагин» награждались болгарские и югославские партизаны-герои.

«Имя Корчагина присваивалось и подпольным комсомольским группам, доблестно действовавшим во время народно-освободительной борьбы в Китае, Вьетнаме, Корее».[ 4 ]

Подвиг Корчагина  помог литературному герою «Повести о настоящем человеке» встать на ноги и вернуться к полётам. А писатель Борис Полевой, написавший эту повесть о лётчике Маресьеве, знал ещё один случай, когда эта книга вернула к жизни. Однажды на Всемирном конгрессе профсоюзов он познакомился с негром, в мандате у которого было написано: «Павка Корчагин». Негр рассказал писателю свою историю.  Вот она: когда-то его, совсем ещё подростка, жестоко избили колонизаторы. И он медленно умирал с отбитой печенью и искалеченными лёгкими. Но тут его уговорили прочитать роман «Как закалялась сталь». Прочитав эту книгу, «больной преодолел своё увечье, поправился, стал борцом. Вот уже несколько лет как он является одним из самых боевых профсоюзных вожаков на своём континенте…». [ 4 ]

Удивительно, что Николай Островский со своим автобиографическим Павкой Корчагиным — с Западной Украины… (жил  в разное время в Ровенской, Хмельницкой, Тернопольской области) — и действие романа и фильма разворачивается в тех местах. Детская колония, где из босяков, воришек, беспризорных растили «настоящих» людей, и где работал Макаренко — тоже была на Украине.

Знают ли об этом сегодняшние жители Украины, студенты и школьники, помнят ли их?

Если набрать в поисковике «украинские писатели», то в эти списках не найдётся фамилий Островского и Макаренко, как и многих других. И это несмотря на то, что они внесли огромный вклад в развитие культуры и образования всего мира. Просто для они боролись за счастье всего человечества, а не узкой группы или конкретной нации.

Отказ от своих корней означает гибель, хаос и конец народа. Память же и уважением своего прошлого даёт крепкую основу для строительства светлого будущего.

Послесловие

Николай Островский и Павка Корчагин — эти два имени неразрывно связаны в памяти людей. Миллионы людей волновали этим имена. Тысячи «мальчишек кудрявых лет семнадцати», «живших за фабричными заставами», «мало видевших света» и «добрых слов не слыхавших», но «мечтавших о весенних рассветах» «за рабочее дело ушли воевать».

Участником этих героических и трагических, в высоком смысле этого слова, событий был Николай Островский. Об этом времени он написал замечательный роман «Как закалялась сталь». И хотя судьба главного героя романа — Павки Корчагина очень схожа с судьбой автора, всё-таки Павка собирательный образ и типичный человек своего времени.

Многие из них в юношеском возрасте сложили свои головы, отдали свои жизни «самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества…»

Но благодаря их беззаветному героизму «разгромили атаманов, разогнали воевод». Оставшиеся в живых вернулись с фронта и приступили к восстановлению разрушенного хозяйства и строительства нового общества, общества социальной справедливости. И за двадцать мирных лет из разрушенной страны создали могучую державу с высокопроизводительной промышленностью и развитым сельским хозяйством, оснащённые передовой техникой мощные Вооружённые Силы.

На всю жизнь они запомнили литые строки романа:

« — Всё это бумажный героизм, братишка! Шлёпнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий выход из положения. Трудно жить — шлёпайся. А ты попробовал эту жизнь победить? Ты всё сделал, чтобы вырваться из железного кольца? А ты забыл, как под Новоград-Волынском семнадцать раз в день в атаку ходили и взяли-таки наперекор всему? Спрячь револьвер и никому никогда об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной».

Роман по праву входящий в золотой фонд мировой литературы должен вернуться на свое место в школьной программе. Возможно, кто-то из наших читателей поспособствует этому.

А вы читали роман «Как закалялась сталь»?

Материалы:
[ 1 ] https://rg.ru/2014/09/09/golova.html
[ 2 ] Сайт Трудовой России. trudros.ru > копия Статья Андрея Ведяева «Николай Островский: прочнее стали».
[ 3 ] Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», издательство «Рандеву — АМ», 2000.
[ 4 ] Русская литература ХХ века. В двух томах. Под редакцией Л.П. Кременцова. Том 1. 1920 — 1930-е годы. Москва, АСАDЕМА, 2005.
[ 5 ] Юрий Барабаш. Вопросы эстетики и поэтики. «Современник», Москва, 1973.
[ 6 ] Николай Островский. Как закалялась сталь. Роман. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1970.
[ 7 ] Островский http://www.aif.ru/culture/person/triumf_voli_pochemu_nikolaya_ostrovskogo_sravnivali_s_hristom
[ 8 ] Чтобы помнили http://chtoby-pomnili.net/842-842.html
[ 9 ] Зачем нужна классическая литература https://rg.ru/2014/09/09/golova.html
[ 10 ] Островский http://zavtra.ru/blogs/komsomoletc_nikolaj_ostrovskij
[ 11 ] Островский в Китае https://zen.yandex.ru/media/litinteres/russkii-roman-ot-kotorogo-bez-uma-kitaicy-5bc0a618be2b3500ae83856b?from=feed
[ 12 ] Островский и Украина https://elenakuzeeva.livejournal.com/89637.html

Главная

July 9 2021, 10:01

Category:

  • История
  • Cancel

«Как закалялась сталь». Сочинения на тему.

Две хороших публикации в ЖЖ.

Первая публикация из ЖЖурнала https://konstantinus-a.livejournal.com/

Возвращается Павка в Киев. Опять комсомольская работа – а чем ему ещё  заниматься? Ведь профессии у него нет, не в кочегары же идти. А на  комсомольской работе и знать ничего не надо, шпарь партийные лозунги.  Тогда-то Павка и использовал дубовый табурет для того, чтобы в голове  комсомольца Файло восторжествовала коммунистическая мораль. Ну, а  дальше: санаторий в Евпатории, начало революции в семье Кюцам, попытка  стать журналистом, возращение в Крым, чтобы довести революцию в семье  Кюцам до конца. Развалил семью, уезжает оттуда, прихватив как приз Таю. Вот  почти и вся судьба. Да, чуть не забыл. Павка был делегатом съезда  ВЛКСМ. В книге это описано торжественными словами: «Тяжёлый бархат  занавеса медленно раздвинется, секретарь ЦК начнет, волнуясь, теряя на  миг самообладание перед несказанной торжественностью минуты: — Шестой  съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи считаю открытым.

Во второй Von_hoffmann цитирует Михаила Веллера:

Сколько будет разделить триста комсомольцев на шесть верст? – Будет один комсомолец на двадцать метров. Двадцать метров!

…Объясняю,  что такое двадцать метров. Это двадцать пять шпал и три звена рельсов  (они шестиметровые). Шпала-кругляк под узкоколейку весит килограмм  двадцать пять. Рельс тогда под узкоколейку шел практически весь ТИП-18  или ТИП-22 – это восемнадцать или двадцать два килограмма на погонный  метр, а весь рельс, стало быть, сто десять – сто тридцать кило. И вот  эти двадцать пять шпал и шесть рельсов на человека они и делали геройски  бесконечные недели!! эпопея!! причем шпалы лежали уже готовые, только  подноси и клади! да мы им эту вонючую дорогу вдевятером за месяц сделали  бы! Организация – сверхбездарная! куча народу без толку. Делись  на три смены в круглосуточную, доставай любые тележки возить шпалы и  рельсы вдоль трассы, – да там на два дня максимум работы для такой  оравы! А самое главное – на кой черт они долбили в мерзлой твердой земле ямки под шпалы??!! Какой  идиот, какой саботажник им это велел?! Рабочая ветка на пару месяцев,  скорость на ней не нужна, – на фига копать?! кладут прямо на землю! все,  всегда, везде!!…

  • Как завоевать авторитет пример из жизни сочинение
  • Как завершить сочинение рассуждение
  • Как завершить сочинение про осень
  • Как завершить сочинение по литературе
  • Как завершить сочинение по картине