Как заканчивается сказка о царе салтане

:
Из-за козней завистниц невинную молодую царицу с царевичем бросают в океан. Они попадают на безлюдный остров, где царевич спасает волшебницу, женится на ней и с её помощью воссоединяется с отцом.

Деление пересказа на главы — условное.

Женитьба царя Салтана

Три сестры представляли, что бы они сделали, если бы стали царицами. Первая сестра хотела бы приготовить пир на весь мир, вторая — наткать на весь мир полотна, а третья — родить царю сына-богатыря. Царь Салтан подслушал этот разговор и позвал сестёр к себе во дворец.

Салтан — славный царь, простой, гостеприимный и добрый.

Первую сестру он сделал поварихой, вторую — ткачихой, а третью взял в жёны.

Повариха — первая сестра, завистливая и злобная.

Ткачиха — вторая сестра, завистливая и злобная.

Царица — третья сестра, молодая жена Салтана.

Тайный заговор

Салтан уехал воевать в дальние края, а царица родила ему могучего сына и отправила гонца с радостным известием.

Повариха и ткачиха завидовали сестре и вместе со старой Бабарихой решили извести царицу.

Бабариха — пожилая интриганка, предполо­жительно, мать трёх сестёр либо родственница Салтана.

Они перехватили гонца, напоили его и подменили письмо царицы на другое, в котором сообщалась, что у царя родился ребёнок-урод:

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.

Прочитав это послание, Салтан разгневался и хотел было повесить гонца, но потом смягчился и передал приказ: «ждать царёва возвращенья для законного решенья».

Ткачиха, повариха и Бабариха снова напоили гонца и подменили письмо на приказ утопить царицу вместе с сыном. Огорчённые бояре не посмели ослушаться царского приказа, посадили царицу с сыном в большую бочку, засмолили её и бросили в океан.

Чудесное спасение из бочки

Маленький царевич, растущий «не по дням, а по часам», попросил волну, чтобы она не губила его с матерью, а выбросила их на сушу. Волна послушалась и вынесла бочку на безлюдный остров. Могучий царевич вышиб дно бочки, смастерил из дуба лук и отправился добывать себе и матери ужин.

Царевич спасает белую Лебедь

У моря он увидел, как злой коршун пытается убить белую лебедь, и застрелил его из лука.

Спасённая лебедь рассказала, что на самом деле она не лебедь, а «девица», а коршун — злой чародей. В награду за спасение она пообещала отплатить царевичу добром и улетела.

Лебедь — молодая волшебница в обличьи белой лебеди, добрая, ласковая, чуткая и красивая, предполо­жительно, дочь морского царя.

Княжение в новом городе

Утром царевич увидел перед собой большой красивый город и сразу понял, что это чудо сотворила Лебедь.

Горожане встретили его как желанного князя, и царевич с разрешения матери стал править новым городом, нарёкшись Гвидоном.

Гвидон Салтанович — сын царя Салтана, добрый, славный и могучий богатырь, гостеприимный князь нового города, уважает свою мать и скучает по отцу.

Проплывавшие мимо купцы удивились, увидев на некогда пустом острове богатый город с пристанью. Гвидон радушно принял гостей, а купцы рассказали, что возвращаются домой, «в царство славного Салтана».

Первый полёт Гвидона

Проводив купцов, Гвидон загрустил. Приплывшей к нему Лебеди он признался, что хотел бы увидеть отца, и та превратила князя в комара. Князь-комар догнал купеческий корабль и на нём приплыл в царство Салтана.

Царь пригласил торговых гостей во дворец, а за ними туда залетел и Гвидон. Салтан начал расспрашивать купцов, какие чудеса они видели, и те рассказали ему о городе, который чудом возник на пустынном острове, и о его князе Гвидоне.

Царю захотелось посетить чудный остров, но ткачиха, повариха и Бабариха не пожелали его отпускать. Повариха заявила, что град на острове — вовсе не чудо, есть на свете чудеса поинтересней. Например, белка, живущая под волшебной елью, которая поёт песенки и грызёт орешки с изумрудными ядрами и золотой скорлупой.

Речи поварихи разозлили князя-комара, он укусил тётку в правый глаз, и та «окривела». Слуги с криками начали ловить комара, но он вылетел в окошко и вернулся домой.

Дома князь рассказал Лебеди о чудесной белке и что хотел бы завести это чудо в своём городе. Лебедь исполнила его желание. Князь выстроил для белочки хрустальный дом и приставил к ней караул и дьяка «строгий счёт орехам весть».

Второй полёт Гвидона

Вскоре купцы снова побывали у Гвидона и рассказали Салтану о волшебной белке, которая принесла городу огромное богатство. Ткачиха заявила, что грызущей камушки белкой их не удивишь, то ли дело — тридцать три богатыря, которые выходят из моря «в чешуе, как жар горя». Князь Гвидон, бывший там в обличьи мухи, разозлился, зажужжал, сел ткачихе в левый глаз так, что она «окривела», и вернулся домой.

Лебедь призналась, что эти богатыри — её родные братья. Вскоре в городе князя Гвидона появилось новое чудо — каждый день из моря стали выходить тридцать три богатыря вместе со своим старым «дядькой» и охранять город.

Третий полёт Гвидона

На остров снова прибыли купцы. Князь, обернувшись шмелём, отправился вместе с ними к царю Салтану и услышал, как Бабариха заявила, что выходящие из моря люди — никакое не чудо. Настоящее чудо — это царевна, настолько прекрасная, «что не можно глаз отвесть».

Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Князь-шмель снова разозлился, но пожалел «старую бабушку свою» — ужалил её не в глаз, а в нос.

Превращение Лебеди

Лебедь подтвердила Гвидону, что прекрасная царевна есть на самом деле, и посоветовала ему как следует подумать. Князь ответил, что ему уже давно пора жениться, и он готов идти за прекрасной царевной «хоть за тридевять земель». Тогда Лебедь призналась, что прекрасная царевна — это она, вышла на берег, «встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась».

Попросив благословения у матушки, князь женился на Лебеди.

Воссоединение семьи

Вскоре в гости к Гвидону снова заплыли купцы, но на сей раз князь остался дома. Купцы же, прибыв в царство Салтана, рассказали царю о прекрасной жене князя Гвидона. Царь не утерпел и стал собираться в гости к князю. Ткачиха, повариха и Бабариха не хотели отпускать царя, но тот их не послушал, и им пришлось отправиться вслед за Салтаном.

Прибыв на остров, царь узнал свою жену.

В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нём занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу…

А ткачиха, повариха и Бабариха попрятались по углам. Когда их нашли, они признались во всём, но царь на радостях не стал их наказывать и «отпустил всех трёх домой».

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Чем заканчивается сказка о царе Салтане? Какие две последние строки?

Задание по литературе для 3 класса Чем заканчивается сказка? Запиши последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

4 ответа:



1



0

Царь обнял царицу и сынка, и молодницу, садятся за стол пировать. а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Барбарихой разбежались по углам, притаились. Когда их нашли они во всем повинились.Царь на радости такой, отпустил их всех домой. Последние строки:

День прошел – царя Салтана

Уложили спать вполпьяна.

Я там был; мед, пиво пил —

И усы лишь обмочил.

1831



1



0

Финальная сцена: Остров Буян. Гвидон встречает на пристани Салтана. Дальше по обычаю. Черномор. Белка. Всякая лабуда. И вдруг — появляется обалденная княгиня со свекровью, в которой Царь узнаёт свою бывшую, оклеветанную и брошенную в море. Ну тут ля мур конечно. Пьянка. Развязка — бабки Бабарихи всякие (предательницы) на коленях просят и получают естественно прощение. Ну а дальше не для детей:

День прошел — царя Салтана

Уложили спать вполпьяна.

Я там был; мед, пиво пил —

И усы лишь обмочил.

Хорошо хоть не курил.

А вообще то Гвидон, Салтан, Бабар (иха), а в других русских сказках Садко, Руслан, Балда, Финист — что это? Русские имена?



1



0

В концовке «Сказки о царе Салтане» Пушкин отдает дать традиционным способам написания русских волшебных сказок, то есть он использует концовку:

43eOKZzmX9AOotcsm0Z97Fh8PHyNlA4.png

Такие концовки характерны для народных сказок, вот только пишутся они обычно прозой и встречаются как в приведенном у Пушкина варианте, так например и в таком виде:

lHROCIWFSaiRLllrroFV7sKH6mrqcG.png

Однако Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не внес в эту концовку и свой элемент, свой яркий юмор, которым кстати пронизана вся эта сказка и прочие сказки Пушкина. Подобное сочетание нехарактерно для народных сказок, но у Пушкина оно встречается сплошь и рядом:

bgNJ8OwNGGzmS17UPyOpf1jHKl36q.png

Я бы сказала, что подобное окончание делает сказку Пушкина более достоверной, более приближенной к реальности, добавляет ей правдивости.



0



0

Следует отметить, что сказка Пушкина «О царе Салтане» заканчивается по всем канонам народных сказок. Добро побеждает, все счастливы, идет пир на весь мир. Вот как описывает это Пушкин в последних строках сказки:

03eKVusulCWk7LuVNMzKtXPYdE2jXr.png

Это традиционная форма концовки и для народных сказок.

Необычность концовки этой сказки в том, что главное зло, Бабариха, повариха и ткачиха повинившись были отпущены с добром. В народных сказках обычно зло наказывается более жестоко.

Читайте также

В стихотворении «Зимнее утро» поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчеркивает красоту этого утра и то волшебное настроение, которое принесло красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.

В это самое время его комната кажется озаренной «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.

Причем поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: Треском трещит.

И опять мы встречаем в этом стихотворении слово Веселым, которое Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нем зима и именно яркий морозный солнечный день.

Стихотворение Пушкина «Зимний вечер» начинается с описания бури, которую автор сравнивает и со зверем и с дитем. Уже сама по себе буря не может создавать у читателя веселого, радостного настроения и подтверждение этому мы находим во второй строфе стихотворения. Поэт описывает свое жилище как ветхую, печальную и темную лачужку. Перед глазами словно встает образ старого строения, которое шатается под порывами злого зимнего ветра, а в оконце еле теплится робкий огонек лампадки.

Стихотворение «Зимний вечер» несомненно передает нам ощущение печали, грусти, даже тоски. И автор, призывая найти кружку, надеется, что от этого станет веселее.

Рифмы, которыми Пушкин передает свои чувства такие:

Кроет-Завоет

Обветшалой-Запоздалый

Завываньем-Жужжаньем

Стихотворение «Зимний вечер» относится к тем произведениям Пушкина, в которых он обращается к своей няне, Арине Родионовне, которая послужила источником вдохновения для написания множества проникновенных и ласковых строк.

Мы видим, что в этом стихотворении поэт называет няню «Доброй подружкой юности», ласково обращается к ней «Моя старушка».

Сразу становится понятно, что Пушкин очень нежно и с большой любовью относится к своей няне. Прочитайте, как он описывает ее поведение во время бури: утомлена, дремлешь, приумолкла. В этих словах чувствуется восхищение и трепет, с которым Пушкин относится к своей героине.

Так что все три слова отражают действительное отношение поэта к няне.

Тоскливая, серая, нудная, муторная, стрёмная.

Стихотворения Лермонтова, которые изучают в 3 классе не самые жизнерадостные. Напротив, при их прочтении нас охватывает чувство печали и даже тоски. Мы понимаем, что автор писал их в грусти и постарался передать эти свои переживания читателям.

Чувством одиночества пронизаны стихотворения «Утес» или «На севере диком», только в первом мы видим одинокий утес, который плачет, когда его покидает тучка, во втором мы видим одинокую сосну, которая видит во сне прекрасную пальму.

Стихотворение «Осень» рисует картины замершего в ожидании зимы леса и также не дарит нам веселого настроения.

Поэтому для меня лирика Лермонтова очень грустная.

На чтение 12 мин Просмотров 9.5к. Опубликовано 29.12.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Сказка о царе Салтане» за 3 минуты и подробно за 6 минут. 

Очень краткий пересказ «Сказка о царе Салтане»

Вечером в светлице три сестрицы пряли пряжу. За работой они мечтали о замужестве. Старшая хотела приготовить царский пир, средняя – наткать много полотна, а младшенькая – родить государю наследника.

Царь-батюшка подслушал девушек и выбрал в жены младшую из сестер. А старшим приказал быть ткачихой и поварихой.

После свадьбы супруга понесла (забеременела), а супруг с войском отбыл на войну. В срок на свет родился сын-настоящий богатырь. Царица отправила отцу счастливую весточку. Но ее злые сестры, а с ними и сватья баба Бабариха перехватили послание и подложили царю свое письмо.

Царь узнал, что супруга родила странное существо, но приказал его дождаться. А вредные сестрицы снова подменили послание от царя на свое, из которого следовало, что царицу с младенцем нужно посадить в бочку и сбросить в океан.

Бояре исполнили указ. И несчастную мать с новорожденным сыном отправили на погибель.

Малыш рос не по дням, а по часам. Он смог сильными плечами взломать крышку бочки. Пленники чудом оказались на острове Буяне. Возмужавший молодец смастерил самодельный лук, но вместе утки на ужин убил чародея Коршуна и спас прекрасную Лебедь.

На утро на острове вдруг возник белокаменный город. В награду за избавление волшебная птица Лебедь сделала молодца князем и назвался он именем Гвидон. Зажили мать с сыном лучше прежнего, а в гости на чудный остров Буян стали прибывать торговые корабли.

Князь тосковал по родному дому и хотел повидать отца. Добрая Лебедь три раза обращала Гвидона в летучих насекомых – комара, муху и шмеля.

Молодец в облике насекомых отправлялся на кораблях в царство отца и жалил за вредность родных тетушек Ткачиху, Повариху и сватью бабу Бабариху. Они не отпускали батюшку на дивный остров, а только рассказывали какие в мире есть диковинки.

Князь благополучно возвращался домой и просит добрую птицу подарить ему чудеса-диковинки, про какие слышал от тетушек и бабы Бабарихи. Щедрая Лебедушка соглашалась, и у Гвидона появилась белка, которая грызла золотые орешки с изумрудными ядрами.

А потом из моря вышли 33 богатыря с дядькой Черномором. Они дозором обходили и охраняли владения славного князя.

Еще одно – самое важное желание было у Гвидона. Хотел он жениться на чудо-девице –волшебнице со звездой во лбу. Оказалось, что дивная птица Лебедь и есть та красавица-царевна. Она согласилась стать женой Гвидона, а мать дала детям свое благословение.

Услышал царь Салтан о невиданных чудесах. Отмахнулся от вредных баб, снарядил флот и отправился в гости к князю Гвидону.

На острове Буяне хозяева с радостью встретили родного отца. Царь Салтан не ожидал, что снова обретет семью, и на радостях отпустил завистливых сестер.

Главные герои и их характеристика:

  •  Князь Гвидон  – наследник царя Салтана, храбрый и находчивый юноша. Заточён с матерью в бочку и выброшен в море. Проявляет смелость, чудом спасается и помогает Лебедю в битве со злым волшебником. Желает увидеться с отцом, с помощью магии обращается в насекомых, наказывает вредных тетушек и в итоге женится на Царевне Лебедь.
  •  Царевна-Лебедь  – волшебница, заколдованная Царевна. Спасена молодцем от злого колдуна. Благодарит Гвидона за спасение жизни, дарит ему чудеса. Вызывает на охрану острова братьев – морских богатырей и их дядьку Черномора. По любви становится доброй супругой князя.
  •  Царь Салтан  – отец князя Гвидона. Выбрал себе младшую из трех сестер и ждал пополнения в семействе. Был обманут злыми завистницами, мечтал повидать чудный остров Буян, но не знал, что там воссоединится с семьей.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Царица  – супруга Салтана, мать царевича Гвидона, обещала царю родить сына и сдержала слово. Но завистливые сестры хотели погубить ее подложным письмом. Злой замысел удался, царица путешествовала в бочке с сыном, но спаслась на острове Буяне.
  •  Повариха  – старшая сестра Царицы, коварная и завистливая, была ужалена Царевичем-Комаром в правый глаз и за свои подлые поступки окривела.
  •  Ткачиха  – средняя сестра Царицы, вслед за старшей завидовала младшенькой. Участвовала в сговоре против царицы, за что была ужалена Царевичем-Мухой в левый глаз и также окривела.
  •  Сватья баба Бабариха  – бабушка царевича, вредная старая бабка, в наказание за ворчание получила укус в нос от шмеля-Гвидона.
  •  Коршун  – злой колдун, обращенный в птицу, пытался погубить Царевну-Лебедь, но был сражен меткой стрелой царевича Гвидона.
  •  Купцы  – путешественники на кораблях, торговали разными товарами, заезжали на остров к князю Гвидону и несли вести дальше в царство Салтана.
  •  Белка  – чудесный зверек, подарок Царевны-Лебедь. Умела петь песенки, грызть орешки и отделять ядра-изумруды от золотых скорлупок.
  •  33 богатыря  – морское войско, красавцы-богатыри, братья Лебедушки. Выходили строем из моря и дозором обходили остров Буян.
  •  Старый дядька Черномор  – глава морского войска, командовал богатырями и надежно охранял владения князя Гвидона.

Краткое содержание «Сказка о царе Салтане» подробно

Поздно вечером три сестрицы занимались рукодельем. За работой они мечтали о свадьбе с государем-батюшкой. Старшая сестра пообещала наготовить пир, средняя – наткать полотна, а младшенькая – родить мальчика.

Царь, заслышав девичьи беседы, и недолго думая, обвенчался с младшенькой. А старшим приказал работать: одной – ткачихой, а другой – поварихой.

Не мешкая, сыграли свадебку. Царица в ту же ночь понесла (забеременела), а царь с большим войском отправился воевать.

В срок родился царский сын-богатырь. Мать, чтобы обрадовать мужа, послала с гонцом письмо. Но ее завистницы-сестры, а с ними и сватья баба Бабариха перехватили гонца, опоили его, и отправили с другим посланником свое письмо.

Гонец доставляет государю донесение, в котором сказано, что царица родила «не то сына, не то дочку». Царь пишет ответ и приказывает его дождаться. Но подлые сестры снова подменяют послание. А в ложном донесении приказано – царицу с приплодом надо посадить в бочку и сбросить в океан.

Бояре погоревали, но в точности выполнили указ государя. Молодицу с сыночком усадили в бочку, засмолили и доверили их судьбу бурным океанским волнам.

Несчастная мать предчувствовала гибель, но ее сынок рос не по дням, а по часам. Подросший царевич попросил волну выбросить их на берег, а потом сильными плечами выбил крышку бочки.

Спасенные мать и сын оказались на острове Буяне. Молодой царевич из прутика соорудил лук, спустился к морю в поисках доброго ужина. Но на волнах он заметил белого лебедя и страшного черного коршуна. Чтобы спасти лебедушку от когтей хищника, царевич, не раздумывая пустил стрелу в коршуна.

Лебедь заговорила человеческим голосом. Поблагодарила молодца за спасение от злого чародея и пообещала наградить. Мать с сыном легки спать голодными, но на утро перед их очами предстало настоящее чудо…

На безлюдном острове вдруг возник большой белокаменный город. Царевич воскликнул, что это Лебедь тешится на ним. Но тут честной народ вышел на встречу. Люди кланяются царице, а молодца нарекают князем Гвидоном.

Зажили мать и сын лучше прежнего. Град на острове рос и процветал, а в гости стали заплывать торговые люди. Вот однажды посетили Гвидона купцы, и рассказали, что торговали соболями, а теперь плывут обратно в царство славного Салтана.

Царевич отпустил их с поклоном, а сам опечалился, так хотелось молодцу увидеть отца. Тут Царевна Лебедь пришла на помощь, обрызгала князя и превратился он в комарика. Полетел, сел на судно, и добрался благополучно до родного дома.

В золоченных палатах вокруг царя Салтана свита. Тут и тетки Ткачиха с Поварихой, и Сватья баба Бабариха. Купцы поведали о дивном острове Буяне и о поклоне князя Гвидона. Салтан диву дался и решил навестить чудный город. Но сварливые бабы не пускают батюшку на далекий остров. Повариха рассказывает, что в мире есть и другие чудеса. К примеру, белка-затейница, которая песни распевает и грызет золоченые орешки.

Комар Гвидон злобой пышет, и в гневе жалить тетушку в правый глаз. Повариха кричит, вопит и в миг кривеет за свой злой язык.

Царевич благополучно возвращается домой и просит Царевну Лебедь подарить ему маленькое чудо – белку-затейницу.

Волшебница с радостью исполняет желание. И снова заезжие купцы дивятся на белокаменный город. Они видят чудо-белочку, которая песни поет и орешки грызет, достает изумрудные ядра из золотой скорлупы.

Гвидон провожает купцов и просит передать поклон Государю Салтану. Сам как прежде спешит к Лебеди с просьбой отправить его к отцу. Волшебная птица обращает молодца мухой, и он плывет на корабле в царство родного отца.

Салтан, как и прежде сидит в окружении свиты. Купцы сказывают батюшке о чудном острове, о диковинной белке-затейнице. Царь желает навестить соседей, но ворчливая Ткачиха его отговаривает. Она смеется, что белка вовсе не чудо, а вот есть в мире другое диво – из океана выходит войско – 33 богатыря с грозным дядей Черномором.

Гвидон злится на вредную тетку и жалит её в левый глаз. Ткачиха вопит и в миг кривеет. Гости охотятся за мухой, а царевич стремглав летит к милому сердцу острову Буяну. На этот раз просит он добрую Лебедь показать ему новое чудо – морских богатырей с дядькой Черномором.

Волшебная птица призналась, что это ее братья. И скоро они навестят Гвидона, и будут дозором обходить его славный белокаменный город.

Так и вышло. Сдержала Лебедь обещание, теперь у князя было непобедимое войско.

А тем временем снова торговцы навестили остров. Подивились на чудеса, рассказали, как торговали булатными мечами, а теперь спешат домой – в страну славного Салтана. Гвидон снова просит передать государю поклон.

Молодец скучает по отцу. Волшебница Лебедь обращает его шмелем, и оправляется Гвидон на корабле в родные пенаты.

Вокруг Салтана та же свита. Тут кривые тетушки и сватья баба Бабариха. Слушают рассказы купцов, царь дивится, снова хочет уплыть на дивный остров. Но сватья его отговаривает, говорит, что в мире есть другое диво – девица неземной красоты, чаровница и волшебница с месяцем под косой, а во лбу звезда горит.

Шмель Гвидон злится на сватью бабу Бабариху и жалит ее в нос. Бабариха криком кричит, а крылатый герой через море возвращается к берегам острова Буяна.

Царевна Лебедь

Царевича встречает Лебедь. Молодец грустит, он хочет увидеть чудо-царевну и взять ее в жены. Волшебная птица в миг обращается в девицу, а царица-мать дает детям свое благословение.

После свадьбы Гвидон встречает купцов и велит передать Салтану, что он «в гости обещался, но так и не собрался». На этот раз царевич остается дома с молодой супругой. А его отец царь Салтан больше не слушает сварливых баб, снаряжает быстрый флот и плывет на встречу с чудным островом Буяном.

Гвидон рад встретить родного отца. И царь Салтан не ожидал, что вновь обретет семью – жену, сына и молодую красавицу-невестку. А завистливых сестер царь простил и с миром отпустил восвояси.

Кратко об истории создания произведения

Великий поэт А.С. Пушкин всю жизнь интересовался народным творчеством. Он с удовольствием слушал истории своей няни Арины Родионовны, и в фантазиях поэта рождались фантастические сказочные образы.

В 1831 году издается новая стихотворная сказка Пушкина о славном царе Салтане. В основу сюжета ложатся народные сказы и герои, заимствованные из легенд разных народов.

Первые наброски знаменитой сказки Пушкин сделал в 1822 году в Кишиневе. А в 1831 году поэт начал соревноваться с Жуковском в переработке «народного» материала. Пушкин одновременно работал еще над тремя произведениями – о Спящей царевне, о царе Берендее и о Балде.

За 10 лет поэт три раза переписывал стихотворный текст «Царя Салтана». И в итоге родилось гениальное произведение, которым зачитываются несколько поколений больших и маленьких читателей.

Напоследок интересные факты о сказке про царя Салтана!

Первый – это самая длинная сказка Пушкина в стихах, второй – белокаменный город на острове автор списал с городка Свияжска, третий – к 100-летию Пушкина композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане»!

Скачать обзор:

В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.

«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.

Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.

Место действия

Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.

В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где  есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.

Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.

Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.

О чем произведение? Очень краткий пересказ

Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.

Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и  дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.

Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.

Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.

Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.

Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.

Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.

На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.

В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.

Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.

Характеристика героев

Царь Салтан

Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам,  однако коварные заговорщицы его обыграли.

Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.

Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан».  Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».

Князь Гвидон

Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив.  Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.

Царица

Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и  статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.

Ткачиха с поворихой

Ткачика и повариха — отрицательные персонажи,  сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.

Баба Бабариха

Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.

Слова сват и сватья используются как для обозначения  человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи —  родителя  одного из супругов.

Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.

Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке:  «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».

Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах.  При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».

«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.

Корабельшики

Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».

Тридцать три богатыря и Черномор

Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.

Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.

В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.

Коршун

Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.

Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них  говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».

Во всё время разговора Он стоял позадь забора

Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».

Свадьбу сыграли в тот же вечер:

«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».

Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».

«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».

Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».

Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».

Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.

Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:

«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.

«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».

Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».

«И пошел на край долины у моря искать дичины».

Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.

Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.

«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»

Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.

Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».

Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».

Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.

Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.

«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.

Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.

Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».

Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.

Молвит царь :

«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».

Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз.  Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.

На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».

Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».

Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»

В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.

Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».

«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»

Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.

Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.

Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.

Лебедь ему отвечает:

«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».

Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.

Черномор обращается к князю:

«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».

Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.

Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.

Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.

Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.

Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.

Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».

Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.

Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак.  «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.

В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.

«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.

Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.

«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».

Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.

Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.

Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.

Закатили пир.

«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».

Анализ сказки

История создания

Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.

Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.

Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.

Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.

Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.

В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.

Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.

Жанр

Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными.  По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».

В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:

  • приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
  • чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
  •  борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
  • сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
  • в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
  • наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.

«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.

Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.

Язык и стиль

Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».

Средства выразительности в сказке:

  • Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
  • Метафора — употребление слова в переносном значении.

Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).

  • Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
  • Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.

Пример олицетворения: «послушалась волна».

Какие темы поднимает?

Семья и человеческие взаимоотношения

Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.

Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.

Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.

Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.

Нравственные темы

Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.

Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.

Государство и цивилизация

Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.

  • Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
  • Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
  • Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
  • Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
  • Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.

Государственное и человеческое

Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.

Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.

Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.

Идея и мораль

«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит  быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.

Экранизации

Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.

Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.

В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.

Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.

Скачать обзор:

  • Как заканчивается сказка о золотом петушке пушкина
  • Как заканчивается сказка 12 месяцев
  • Как заканчивается рассказ и о чем говорит этот финал что помогло победить слепоту мальцева
  • Как заканчивается рассказ гранатовый браслет
  • Как заканчивается рассказ а м горького дед архип и ленька