Как завершить сочинение рассуждение

Заключение в сочинении – финальная часть всей работы.

Как и введение, заключение в сочинении ЕГЭ должно органично соединяться с основной частью работы и являться логическим завершением всех рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

Правильно написанное заключение ещё раз обращает внимание эксперта на самое главное в сочинении.

Заключение в сочинении

Содержание статьи

  • 1 Заключение в сочинении что это?
  • 2 Задача заключения
  • 3 Объём заключения в сочинении
  • 4 Виды заключений в сочинении
    • 4.1 1. Заключение-вывод
    • 4.2 2. Развёрнутая мысль
    • 4.3 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
    • 4.4 4. Концовка — афоризм
    • 4.5 5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
    • 4.6 6. Цитата
    • 4.7 7. Корректное возражение автору

Заключение в сочинении что это?

Заключение – утверждение, сделанное на основе вывода.

Заключение представляет собой логически завершённую мысль, высказанную во введении, и является результатом рассуждения о рассматриваемых темах и проблемах исходного текста.

Оно может быть этически корректным возражением автору или согласием и дополнением к его мыслям.

Задача заключения

Задача заключения: логически завершить сочинение, сделать вывод из всех размышлений, написанных в тексте сочинения и подвести итог, если таковой необходим.

Объём заключения в сочинении

Цельность текста сочинения обеспечивается за счёт правильного соотношения частей.

Введение и заключение должны быть не более 1/8 от объёма всего сочинения.

Схематично сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.

Объём заключения: 1 — 3 предложения.

Виды заключений в сочинении

Ниже описаны все возможные виды заключений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.

Тот или иной вид заключения можно использовать в зависимости от замысла автора сочинения, темы и проблемы анализируемого текста, а также творческих возможностей выпускника.

1. Заключение-вывод

Cамая типичная и логичная концовка сочинения.

Чаще всего выпускники используют этот вид заключения как самый простой в написании, так как сразу понятно, что подведён итог всех размышлений в сочинении.

Например:

Прочитав текст В.А.Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. И казалось бы, внешне человек некрасив, но он может обладать внутренней красотой, широкой душой.

2. Развёрнутая мысль

Мысль автора сочинения, выраженная во вступительной части.

Такой тип заключения помогает создать кольцевую композицию сочинения и показывает связь начала и конца работы.

А также показывает проверяющему, что достигнуто смысловое единство работы.

Например:

Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме

Данный вид заключения позволяет автору сочинения показать неравнодушное отношение к теме и проблеме анализируемого текста и подчеркивает активную жизненную позицию автора.

Например:

Рассказ К.Г.Паустовского никого не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования. Поэтому люди всегда должны относиться с уважением к другим людям, кем бы они ни были.

4. Концовка — афоризм

Используя афоризм в конце сочинения его автор показывает свою эрудицию и умение соединять в единое целое разные тексты в зависимости от их проблематики, что делает выигрышным все сочинение в целом.

Например:

В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!

5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Если в начале сочинения выпускник использовал риторические вопросы, то, подводя итог размышлениям, уместно в конце сочинения дать краткий ответ на вопрос.

Это придаст смысловую целостность всей творческой работе.

Например:

Герой В.А. Каверина сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки её чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. Ведь о красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.

6. Цитата

Цитаты в заключении сочинения – это итоговые суждения, которое отражает идею или проблему текста.

Например:

Родина значима для человека своей историей былых времён, славными предками. Родина — это основа бытия всякого человека, его родной дом, это великий русский народ с его выразительным языком и богатейшей культурой. Поэтому я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».

ПРИМЕЧАНИЕ:

Цитаты также используют в качестве введения в сочинении, но там у них другие задачи.

7. Корректное возражение автору

Иногда бывает необходимость выразить своё несогласие с позицией автора по проблеме исходного текста, и сделать это необходимо корректно, чтобы не снизили балл за не соблюдение этических норм.

Данный вид заключения позволяет тактично высказать свою точку зрения, отличную от автора анализируемого текста.

Например:

Сложно не согласиться с Л.Ф.Воронковой. Она права, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Взрослые лишь дают советы, куда пойти учиться. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в различных семьях этот вопрос можно решать по-своему.

Таким образом, познакомившись с различными видами заключения в сочинении, выпускник может при проведении тренировочных работ выбрать наиболее приемлемый для себя вид заключения.

Важно!

Заключение, как и введение в сочинении, не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5-й критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).

Как закончить сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение входит в состав тестовых заданий Единого Государственного Экзамена по русскому языку. Его смысл – проанализировать ранее неизвестный отрывок текста. Эта форма творческой работы должна максимально показать способность ученика мыслить и обосновывать свое мнение.

Сочинение дает возможность высказать свое мнение

Инструкция

Структура сочинения-рассуждения включает следующие основные части: вступление, анализ проблемы и авторской позиции, аргументация собственного мнения учащегося и заключение. Заключение придает тексту законченность. В нем подводится итог всего вышесказанного. В этой части нужно кратко и четко обозначить свои выводы и эмоции. Эффектное заключение содержит не более 5-6 предложений.

Опытные педагоги, объясняя, как закончить сочинение-рассуждение, советуют писать его в последнюю очередь. После того, как работа над основной частью полностью завершена, перечитайте сочинение. Подумайте, насколько точно и полно вы выразили свои мысли.

Задайте себе вопрос: согласен ли я с автором прочитанного произведения? Ответ на него может стать первой фразой заключения. Например: «Мне близка позиция автора по вопросу…» или «В произведении автора я нашел подтверждение собственным мыслям о …».

В том случае, если ваша позиция не совпадает с авторской, от резких негативных оценок лучше воздержаться. Пусть ваше сочинение-рассуждение заканчивается мягкой формулировкой: «Некоторые высказывания автора о … кажутся мне спорными» или «Я согласен с автором в … Однако думаю, что по поводу … автор преувеличивает».

Покажите, что произведение вами прочитано внимательно и заинтересованно. Лучше всего это докажут такие речевые обороты: «Я много думал о теме произведения и мнении автора», «Рассказ о … напомнил мне об ответственности», «Прочитав этот отрывок из …, я осознал, что…».

Сделайте последнее предложение как можно более оптимистичным. В заключении вполне уместны эмоциональные фразы: «Я благодарен автору за то, что он открыл для меня…», «После чтения этого произведения у меня осталось ощущение светлой надежды», «Статья глубоко затронула меня, потому что…».

И помните главное: закончить сочинение-рассуждение нужно обобщением, но не повторением уже высказанных мыслей.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

1 мая 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Как писать заключение в сочинении?

Варианты написания заключения.

ВИД ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОПИСАНИЕ ПРИМЕР

Обобщение написанного

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.

Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.

Итак, на протяжении тысячелетий люди воюют. В войнах погибают сотни, тысячи, миллионы человек. Пожалуй, война – самое ужасное явление на свете, и мало кто это может оспорить. И даже в XXI веке человечество не может избежать военных конфликтов. Неужели войны никогда не закончатся?

Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее Вашу мысль.

«Кто жесток, тот не герой», — метко сказал Пётр I. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество.

Призыв к читателю

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.

Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к Вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем Вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?

Заключение должно подводить итог всей Вашей работе, логично завершать Ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом.

Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

Завершение для сочинения по литературе

Для удачного завершения сочинения соблюдайте несколько нехитрых правил:

  1. Ещё раз перечитайте сочинение. В каждом из абзацев выделите главные мысли. Запишите их на листочек и попытайтесь обобщить.
  2. Литературную форму и убедительность этим мыслям можно придать с помощью следующих фраз: «В заключении», «Таким образом», «Итак» и так далее.
  3. Подумайте, как бы вы поступили на месте героя, это и напишите в заключении. Такой метод работает почти со всеми темами сочинений.

Оформление

К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста.

Структура итогового сочинения

После выделения основных тезисов и аргументов, необходимо структурировать свои мысли в соответствии с типовым планом работы. Оформлять текст следует в соответствии со следующим планом:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение / вывод.

Основная часть состоит из:

  • тезис,
  • аргументы за,
  • аргументы против,
  • личное мнение.

Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки.

План итогового сочинения

Цитаты

Каждый тезис в сочинении по литературе необходимо подкреплять примерами. Это могут быть выдержки из художественных текстов, строки из стихотворений, а также цитаты поэтов, писателей или литературных критиков.

Цитаты для итогового сочинения необходимо оформлять в соответствии с правилами оформления прямой речи в русском языке. Если фраза приводится не полностью, пропущенные слова в высказывании замещаются многоточием.

Речевые клише и слова-связки

Для оформления логической связи высказываний, каждое предложение нового абзаца должно содержать слова-связки. Они помогают создать логический переход от одного предложения к другому, не теряя нити повествования.

Еще один обязательный пункт – речевые клише для итогового сочинения:

Как выразить актуальность проблемы, раскрываемой автором:

  • В своем произведении писатель поднимает важную на сегодняшний день проблему…
  • Писатель затрагивает актуальную проблему…
  • Одна из проблем, рассматриваемых автором, касается…
  • Поднимаемая автором проблема остается актуальной и в наши дни
  • Среди всех проблем, предложенных в тексте, для меня наиболее актуальной является …
  • Проблема … всегда была актуальна для человечества
  • Публицист отмечает важность…
  • Тема … прослеживается во всем творчестве писателя

Как установить тему и идею текста:

  • Автор статьи раскрывает тему…
  • В произведении рассказывается о…
  • Тема …, которую развивает автор, близка каждому…
  • Тема текста близка и понятна всем…

Как обосновать авторскую позицию:

  • Следующее утверждение точно выражает авторскую точку зрения: …
  • Позиция автора такова: …
  • Автор занимает … позицию …
  • Эта мысль выражает точку зрения писателя: …

Как выразить собственное мнение:

  • Трудно не согласиться с публицистом …
  • Невозможно отрицать правоту автора …
  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора
  • Автор задает множество сложных вопросов, ответить на которые однозначно невозможно.

Логичный финал в сочинении-рассуждении

Теперь давайте разберем частный случай, как закончить сочинение-рассуждение по литературе.

Вот основные моменты, которые необходимо запомнить:

  • хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше шести предложений;
  • спросите себя – согласны ли вы с автором произведения? Ответ на этот вопрос можно вынести в заключении: «В данном романе/повести я нашёл подтверждение своим мыслям…»;
  • если же вы с автором не согласны, то лучше воздержаться от резкой критики. Сочинение лучше закончить так: «На мой взгляд, в отдельных моментах автор преувеличивает…», или «я согласен с писателем, но его отдельные высказывания кажутся спорными»;
  • пусть последняя фраза будет оптимистичной. Будет вполне уместным написать: «Это произведение меня затронуло потому, что…», «после прочтения у меня остались хорошие мысли…»;
  • самое главное правило – не нужно в заключении повторять уже высказанные ранее мысли. Заканчивайте обобщением.

Примеры и клише

На протяжении всего сочинения не бойтесь использовать клише.

Они помогут во всех частях: сохранят логику, последовательность мысли, упростят работу проверяющим.

Клише могут быть довольно объёмными и помочь с недобором слов и ещё много с чем.

Использование клише на экзамене очень даже приветствуется.

Примеры и клише

Из чего состоит заключение:

  • напоминание проблемы, поднятой в сочинении;
  • окончательное утверждение вашей позиции, за или против тезиса во вступлении;
  • можно сослаться на актуальность проблемы;
  • можно сослаться на неразрешимость, вечность проблемы.

Вот несколько клише с примерами для заключения:

  1. В заключении хотелось бы сказать, что тема <�название темы> будет актуальна всегда, но хочется верить, что кто-нибудь разорвёт этот порочный круг. В заключении хотелось бы сказать, что конфликт поколений будет актуален всегда, но хочется верить, что какому-нибудь поколению всё-таки удастся разорвать этот порочный круг.
  2. <�название темы> — это страшное преступление, которому нельзя найти оправдания. Надеюсь, что людей, готовых пойти на такое, будет становиться всё меньше и меньше. Предательство – это страшное преступление, которому нельзя найти оправдания. Надеюсь, что людей, готовых совершить такой поступок, будет становиться всё меньше и меньше.
  3. Я не считаю, что <�название темы> допустимо в нашем обществе. Это крайне низко и недостойно настоящего человека. Я не считаю, что хождение по головам допустимо в нашем обществе. Это крайне низко и недостойно поведения настоящего человека.
  4. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема <�название проблемы> была, есть и будет ещё долгое время. Она относится к вечным темам. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема равнодушия была присуща человечеству на протяжении всего его существования. Это вечная проблема, которая не раз ещё будет подниматься.
  5. В итоге хотелось бы сказать, что <�название качества> очень важное качество. Оно помогает человеку оставаться человеком и упрощает жизнь. В итоге хотелось бы сказать, что отзывчивость – очень важное качество. Оно помогает человеку оставаться человеком и упрощает жизнь. Главное, чтобы вашей отзывчивостью не стали пользоваться в корыстных целях, что, к сожалению, бывает часто.
  6. <�название качества> — отвратительнейшее качество человека. У некоторых она развивается до такой степени, что сложно разглядеть в существе, ей обладающей, человека. Эгоизм – отвратительнейшее качество человека. У некоторых он развивается до такой степени, что уже сложно отличить эгоиста от животного, которое лишь удовлетворяет свои потребности.
  7. Наиактуальнейшая тема нашего времени — <�название темы>. Эту тему обсуждают всюду, раньше она тоже поднималась, но не стояла столь остро, как сейчас. Наиактуальнейшая тема нашего времени – толерантность. Эту тему обсуждают всюду, раньше она тоже поднималась, но не стояла столь остро, как сейчас. Да и с тем, что люди не готовы были принять, они справлялись более радикальными методами.

Вам не обязательно использовать именно те клише, которые приведены здесь, вы можете разбавить их своими словами или вообще написать что-то полностью своё, но будьте аккуратны.

Заключение – очень простая часть сочинения, состоящая из пересказа вступления и некоторых клише. Но многие лишаются баллов за заключение из-за усталости и желания поскорей закончить.

Как закончить сочинение ЕГЭ

Когда вы заканчиваете сочинение ЕГЭ, нужно в конце коротко подвести итог всему сказанному и связать таким образом всю работу с прочитанным текстом. Завершить финал можно вот такими фразами (примеры):

  • Этот текст позволил мне подтвердить своё мнение, что в сочетании с любовью дружба способствует становлению личности человека. Помимо этого, автору удалось вселить в меня оптимизм: теперь я еще больше верю, что добра в жизни больше, чем негатива;
  • После прочтения статьи я полностью осознал, как хрупок музейный мир и недолговечны «экспонаты». Давайте же вместе будем хранить эти вековые ценности для будущих поколений.

Надеемся, что вы поняли, как можно закончить сочинение, и у вас больше не возникнет вопросов на эту тему.

Шаблоны для написания

Все варианты того, как писать вывод в итоговой работе:

  1. Подведение итогов. Начать можно таким образом: «Подводя итог», «Из вышесказанного следует, что» и т. д. Затем кратко излагается суть сочинения, основные тезисы, заявленные в главной части. Это наиболее логичное и удачное завершение. Если будет писаться такое заключение сочинения, то у экзаменатора не возникнет вопросов.
  2. Кольцевая композиция. Можно закончить сочинение так же, как оно было начато. Если во вступлении звучали фразы по типу: «…нужно проанализировать эту проблему», «Анализ предложенной темы поможет…», то в выводе можно использовать эту же формулу: «Проанализировав проблемы, можно сделать вывод…», «Анализ заявленной темы помог рассмотреть…» и проч.
  3. Обращение к читателям. Можно оформить вывод в виде призыва, заострить проблему, которая поднимается в тексте. Но не нужно быть слишком прямолинейным и радикальным. Лучше, если работа будет нести нейтральный тон повествования. Важно не отходить от темы всего эссе.
  4. Можно повторить основные тезисы, но перефразировав их.
  5. Риторический вопрос. Начать писать заключение можно с вопроса. Например: «Важно ли читать книги? Бесспорно, да». Затем предстоит обосновать свою точку зрения, ответить в 1−2 предложениях. Делать так можно в том случае, если школьник уверен, что такой вывод не покажется проверяющему спорным.

Для написания заключения можно выбрать любую форму, которая кажется наиболее удачной и подходящей конкретной теме.

Но лучше выбрать одну, наиболее понравившуюся, или самую простую и тренироваться в написании сочинения. Тогда на экзамене не возникнет сложностей и лишних вопросов.

Один текст — одна эмоция (Рекомендация Майи Богдановой).

Я точно знаю, что если я хочу, чтобы читатель ушел, дочитав текст, с позитивной эмоцией, то не стоит начинать свой текст из “эмоционального минуса”. За одну статью/главу или одну презентацию я не успею пройти с ним все эмоциональные стадии и вывести в надежный плюс. Поэтому у меня есть правило: один текст — одна эмоция

. И именно та, с которой я хочу отпустить читателя. Потому что на уровне эмоций финал закладывается еще на первых тактах текста.

Если мы говорим именно о текстах для социальных сетей, то, как правило, наша цель — вовлечь читателя в диалог о тексте. Какие же у нас есть приемы, для того чтобы это сделать?

Открытый вопрос

Простой и эффективный способ пригласить читателя к дискуссии — открытый вопрос.

— Где вы познакомились со своим мужем/женой?

— Как вы предпочитаете отдыхать?

— Какое домашнее животное вы бы себе никогда не завели?

законченный рассказ

законченный рассказ — это рассказ с сильной концовкой

Как заканчивать рекламный текст? 3 способа

Большое исследование: Как придумать окончание, закончить текст и запомниться читателю. 10 способов.

Как закончить рассказ и текст.

Запоминается последняя фраза.

Штирлиц

Когда вы заканчиваете текст, рассказ, историю — вы не прощаетесь.

Важно остаться в памяти!

Цель каждого текста — запомниться. И роль окончания во всех видах текстов очень отличается — я перечислю основные:

Гайд, Кейс, Хроника, Информация (короткая, расширенная заметка), Зарисовка, Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), Отчет (общий, тематический, с комментариями), Путевые заметки, Обозрение, Репортаж (событийный, тематический, постановочный), Корреспонденция, Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), Обзор, Рецензия (литературная, кино, театральная), Очерк (сюжетный, описательный), Фельетон, Памфлет.

Этой статьёй я начинаю серию — «Идеальный текст». Планирую писать большие лонгриды, которые помогут вам в становлении и в развитии авторского стиля.

Общие рекомендации

План итогового сочинения

Для успешного написания итоговой работы, необходимо четко определиться с темой. Она должна вызывать интерес и быть знакомой учащемуся.

Для того, чтобы работа содержала все необходимые структурные элементы, составьте план, которого будете придерживаться в процессе работы. Он должен состоять как минимум из трех пунктов: введение, заключение, основная часть.

Не забудьте об использовании слов-связок, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.

В начале работы обязательно сформулируйте один или несколько тезисов. Тезис является своеобразным индикатором того, что учащийся понимает то, о чем пишет, и может сформулировать проблему по предложенной теме. Каждый тезис подкрепляется аргументами, либо опровергается при помощи использования все тех же аргументов «против».

Цитаты для итогового сочинения также могут быть использованы в качестве аргументов, однако следите за правильным оформлением цитирования в тексте.

Если о проведении итоговой работы вас предупредили за несколько дней, следует подготовиться заранее. Для этого можно воспользоваться учебной литературой о данном авторе или аналогичной практикой. Аналогичная практика представляет собой уже готовые работы учащихся, оцененные высоким баллов в ходе проверки. Их можно проработать и взять за основу.

Списывать отрывки из чужого текста крайне не рекомендуется. Экзаменатор точно выявит плагиат в вашей работе. Если же подобное случится на ЕГЭ, весь экзамен будет оценен в ноль баллов. Примеры сочинений по литературе в декабре можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, а также на любом тематическом портале сети Интернет.

Итоговое сочинение: общие рекомендации

Готовимся к итоговому сочинению 2017/2018. План сочинения, критерии оценивания.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Доклад на семинаре

«Как начать и закончить экзаменационное сочинение по русскому языку»

Из опыта работы по подготовке учащихся 10ых – 11ых кл.

к выполнению части С

Единого государственного экзамена по русскому языку

Выполнила

учитель русского языка

и литературы МАОУ «СОШ № 95»

Колесникова Тамара

Васильевна

г.Саратов

2012 г.

Третья часть (С) ЕГЭ по русскому языку состоит из одного задания. Учащиеся должны создать собственный текст (отзыв, рецензию, эссе) по прочитанному.

Выбор жанра творческой работы – право экзаменующегося. Обычно выпускник выбирает сочинение-рассуждение, но может обратиться и к жанру рецензии, эссе.

Рецензия (от лат. «рассмотрение») – рассмотрение (разбор, анализ) и оценка текста (сочинения, статьи, монографии и т.д.). В ней автор должен отметить актуальность / неактуальность рецензируемой работы, показать её достоинства и недостатки, критикуя, привести аргументы за и против, дать общую оценку.

Анализируя тот или иной текст, рецензент рассуждает, всегда высказывает своё мнение и аргументирует его.

Эссе (от фр. «попытка, проба») – разновидность очерка, прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции. В эссе главную роль играют впечатления и ассоциации по какому-то конкретному поводу (вопросу), раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе обычно отражается оригинальность авторского взгляда на предмет. Для него характерна образная афористичная речь. Это своего рода этюд, произведение свободной формы с установкой на разговорную интонацию и лексику. Всё это призвано заставить читателя думать, удивляться, мыслить самостоятельно, вызвать потребность к самовыражению. Нужно помнить, что существование конкретной темы, вопроса, предмета для эссе не предполагает их исчерпывающего анализа. В эссе предмет служит предлогом для мыслей пишущего. Для автора главным является личное постижение мира и отношение к нему, т.е. мы говорим о ярко выраженной позиции автора.

По форме эссе обычно представляет собой сочинение-размышление, поэтому в нём часто используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, широко применяются вводные слова и параллельный способ связи предложений в тексте.

Например, тезис исходного текста: «Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них … Хоть я один… один, как всегда». (И.С.Тургенев, «Голуби»).

Эссе

Эта лирическая миниатюра И.С.Тургенева – замечательный этюд с натуры. Перед нами размышления автора о трагической судьбе одинокого человека, но стихотворение совсем не грустное, хотя и заканчивается словом одинок. Автор славит в нём дружбу, побеждающую смерть. В предложении: «…Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто летал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас» – И.С.Тургенев предстаёт как писатель-гуманист, которому хорошо даже от одного вида такой беззаветной дружбы. И такую огромную силу дают ему эти поддерживающие друг друга птицы.

Значительное место в повествовании занимает описание состояния природы и человека перед грозой. Для этого автор использует разнообразные художественные средства. Прежде всего, это эпитеты: зловещий блеск, последние лучи, одинокий лист, безмолвная земля. С этой же целью Тургенев использует глаголы: притаилось, изнывало, не видать, не слыхать, попрятались. В тексте используются символы: голубь – белый платочек или снежный комок. Наконец, обилие восклицательных предложений «Но глядь!»; «Пошла потеха!», передающих особую напряжённость автора и всей окружающей природы перед грозой.

Что требуется от автора сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту?

От автора сочинения-рассуждения по прочитанному тексту требуется, чтобы он:

1) верно понял содержание исходного текста и позицию автора;

2) в той или иной мере отразил и интерпретировал основные мысли автора исходного текста;

3) чётко выразил свою позицию по поводу прочитанного и аргументировал её;

4) отметил характерные для исходного текста языковые средства (не менее двух), правильно объяснил их роль в исходном тексте и привёл примеры;

5) оформил письменную творческую работу так, чтобы она имела смысловую цельность, композиционную стройность, продуманную последовательность, связность изложения;

6) точно сформулировал свои мысли, уместно использовал лексическое богатство русского языка, разнообразие синтаксических конструкций, выразительные средства языка;

7) написал сочинение-рассуждение по прочитанному тексту без орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Как начать сочинение

Сочинение можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К.Г.Паустовский (М.Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот т прочитанный мною текст переносит меня…

или

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлечённые существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, взаимопомощь, милосердие) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями своими размышлениями о том, что…

3) с двух-трёх риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит её? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно будет объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

Хочется привести в качестве примеров вступления к сочинениям, написанные учащимися нашей школы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

1. Должен ли человек любить свою Родину?

Именно над этим вопросом предлагает задуматься автор. Он раскрывает проблему, рассуждая о том, как много родина значит для человека. Писатель называет родину своей матерью. (Из сочинения ученика 10а кл Трушина А.)

2. Что такое нравственность? Каково содержание этого понятия? По мнению Д. Гранина, подлинная нравственность невозможна без милосердия. И именно о милосердии и его роли в нашей жизни размышляет автор.

Он не случайно обращается к этой теме. К сожалению, в бешеном ритме современной жизни люди стали равнодушными, невнимательными к проблемам окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие чувства, как милосердие и сострадание, утратили значимость. Гранин предлагает читателям задуматься: «Как получилось, что это чувство оказалось запущенным?»

Позиция автора однозначна. Он считает, что умение «откликаться на чужую боль» – самое ценное качество человеческой души. Гранин считает, что, хотя эти чувства и даны человеку от рождения, душевные силы, как и физические, нуждаются в постоянной тренировке. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

3. Человечество на протяжении веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них – вопрос о гармонии. Что же такое гармония и какова её роль в жизни человека и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин.

Автор с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония.

Я думаю, что позицию автора можно сформулировать так: всё живое стремится к «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой организм, – часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости, добра. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

Как сформулировать проблему

Виды проблемы:

  • философская

  • политическая

  • идеологическая

  • социальная

  • национальная

  • международная

  • и другие…

Эпитеты, применимые к слову «проблема»:

  • сложная

  • трудная

  • важная

  • серьёзная

  • глубокая

  • основная

  • главная

  • актуальная

  • злободневная

  • острая

  • назревшая

  • и другие…

Некоторые шаблоны для ввода проблемы:

  • Автор в данном тексте коснулся проблемы (чего? – Р.п. )

  • Автор в данном тексте уделил внимание проблеме …

  • Автор затрагивает проблему (чего? – Р.п. )

  • В тексте поднимается проблема…

  • Текст… заставил задуматься над сложной проблемой (чего? – Р.п. )

  • Проблема возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения

  • Проблему можно поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить

Обратимся к исходному тексту

КНИГИ

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше

– Ты читал «Тома Сойера»?

– Нет.

– А «Вия»?

– Нет.

– Счастливый, – вздохнул с завистью старший.

И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе.

(С.Михалков)

Формулировка проблемы

Основные проблемы текста С.Михалкова:

1. Роль чтения в детстве, в период становления личности человека

2. Проблема влияния книги на судьбу человека

3. Проблема важности чтения в детстве классической литературы.

Примеры неправильных формулировок:

1. «Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».

2. «Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков: дети в настоящее время не читают книг».

Объясните, в чём заключаются ошибки приведённых формулировок проблемы.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

1. Непонимание проблемы

Игнорируя информацию текста, учащиеся «подгоняют» его под известные им проблемы

2.Неумение сформулировать проблему

Это связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения

3. Неоправданное расширение или сужение проблемы

Следует внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Нужно избегать общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны» или «проблема труда»

4. Подмена проблемы авторской позицией

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос

5. Подмена формулировки проблемы пересказом

Необходимо помнить, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста

Чтобы избежать указанных ошибок, мы используем следующие задания для учащихся.

1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1.В чём опасность политики национализма?

А. Философская

2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б. Политическая

3. В чём смысл человеческой жизни?

В. Экономическая

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г. Нравственная

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы

Д.Социальная

2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

3. Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

4. Прочитайте текст, укажите проблему, которая не рассматривается автором.

5. Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста..

6. Прочитайте формулировки проблем текста Ю.Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли.

Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

(Ю.Лотман)

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1.Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах

Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов

2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.

Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.

3. В тексте поднимается проблема национализма народов.

В тексте поднимается проблема национальной вражды.

4. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

Комментарий к проблеме

Комментарий – положительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Комментарий учащегося должен связать проблему, которую он сформулировал, с авторской позицией. Необходимо показать ход мыслей автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт читателю свои мысли, зашифровывает их словесно, задача автора сочинения – понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно учащемуся удалось понять проблему, увидеть её различные аспекты.

Составители ЕГЭ различают два типа комментария к проблеме.

Для примера рассмотрим фрагмент сочинения по тексту Ю.Лотмана (о проблеме национальной вражды).

Фрагмент сочинения (текстовый комментарий)

(выделены конструкции, организующие комментарий).

Ю.Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» – проявление расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живём в таком хрупком мире, где любое частное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий)

(выделены конструкции, организующие комментарий).

Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете. Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в разных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальных проблем современности, привлекает наше внимание Ю.Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

Типичные ошибки при комментарии проблемы

Вид ошибки

Рекомендации учащимся

Комментарий отсутствует

Обычно эта ошибка связана с незнанием структуры сочинения

Комментарий не опирается на текст

Включайте в комментарий небольшие цитаты, косвенную речь, подтверждающие ваши мысли

Комментарий подменяется пересказом

Не пересказывайте, а анализируйте текст. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.

Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента

Не увлекайтесь цитированием. Цитата должна подтверждать мысль, которую вы развиваете, а не заменять её.

Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная

Следите за логикой развития мысли. Включайте в комментарий только информацию, связанную с выделенной вами проблемой.

Авторская позиция

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста, затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выделение позиции автора.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым событиям, явлениям, героям, их поступкам. Читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония. Как правило, ирония – это осуждение под видом похвалы.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих возможных или реальных оппонентов, т.е. приводят высказывания, с которыми не согласны. Ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Средства выражения позиции автора

Слова-маркёры

Оценочная лексика

Средства выразительности

Вводные слова

Побудительные предложения

Слова-маркёры: главное, самое важное, надо, нужно и т.д.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений: отличный, прекрасный, превосходный и т .д. – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, наглый и т.д. – отрицательная оценка.

Средства выразительности – риторические восклицания и т.д.

Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

Автор и рассказчик

Для правильного понимания текста важно различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, – это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Помните!

Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда …

– Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? – строго спросил отец.

– Нет. Это не я.

– Кто тогда?

– Не знаю … Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

– Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки, не она виновата? – испытующе посмотрел на меня отец.

– Честное слово! Я здесь ни при чём! – ответил я, глядя ему прямо в глаза…

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай, забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен …

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное – не огорчать родителей. А что касается кошки … Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор …

(Г.Андреев)

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера – это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

1. Отсутствие формулировки авторской позиции.

2. Позиция автора формулируется слишком широко и неточно.

3. Формулируется позиция автора по другой проблеме, не заявленной в сочинении.

4. Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика.

5. Позиция автора подменяется цитированием фрагмента текста.

Советы учащимся

1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где он подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д.

2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.

4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами.

5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора).

Типовые текстовые конструкции

Существует мнение, что использование в сочинении типовых текстовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий и точный путь передачи информации.

Необходимо разграничивать речевые штампы и клише.

Штампы – это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто.

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность, это речевые стереотипы, стандарты, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых ситуациях.

Но использование типовых конструкций требует от автора определённых умений.

Несколько советов учащимся

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций только те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы.

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой.

Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.

Как закончить сочинение

Иногда бывает так, что сочинение учащегося остаётся незавершённым, то есть в нём отсутствует важный композиционный элемент – заключение. Оно должно подводить итог всей работы, логично завершать размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Рассмотрим различные способы оформления заключения.

Виды заключения

Виды заключения

Примеры

Обобщение основных мыслей автора

Таким образом, Гранин призывает читателей не забывать самого важного из человеческих чувств – милосердия. Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос

Итак, разрушение памятников культуры постоянно обедняет нашу жизнь: в каждом городе или селе есть свои памятные места, с утратой которых из «малой истории» нашей страны вычёркивается очередная страница. Чем заполнить эти пустые места в исторической памяти? (Из сочинения ученицы 10а кл Преображенской П.)

Призыв, обращение к читателю

Автор подводит нас к выводу, что каждый человек должен любить свою родину, ведь она для него как вторая мать. (Из сочинения ученицы 10а кл Шумилиной А.)

Использование цитат

Сергей Залыгин призывает читателей беречь самую главную драгоценность нашей культуры – русский язык. Ведь «…если мы потеряем наш язык, тогда потеряем и Россию». (Из сочинения ученицы 10а кл Решетниковой Е.)

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений наших выпускников.

1. Прочитанный текст В.Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых. (Из сочинения ученицы 10а кл Микиашвили С.)

2. Статья С.Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за моё воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни. (Из сочинения ученицы 10а кл Гричихиной А.)

Итак, девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением: «Конец – делу венец».

Подводя итог сказанному, вспомним, как можно закончить сочинение:

  • в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею и проблематику текста;

  • подведёнием итога сказанному, обобщением;

  • в форме яркого примера, обобщающего суждения;

  • в форме спора с воображаемым собеседником;

  • развёрнутой мыслью, выраженной во вступлении;

  • афоризмом;

  • энергичным ответом на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Типовые конструкции, используемые в заключении

  • Таким образом,

  • Следовательно,

  • Итак,

  • В заключение хочу подчеркнуть.

Памятки для учащихся

Как писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Сначала напишите черновик:

а) покажите, что вы адекватно воспринимаете проблематику исходного текста (о чём в нём идёт речь, что думает об этом сам автор, какова его позиция) и его основную мысль;

б) если считаете нужным, полемизируйте с автором исходного текста, но вежливо и с фактами в руках;

в) пишите черновик, придерживаясь составленной вами композиции, заботьтесь о смысловой связи частей сочинения;

г) используйте разные синтаксические конструкции, включая сложное синтаксическое целое;

д) используйте разные средства связи предложений, иначе написанное будет восприниматься как простой набор предложений, а не как единый текст;

е) используйте абзацы, это обязательный элемент сочинения-рассуждения, они служат для перехода от одной микротемы к другой, без них текст с трудом воспринимается и осмысляется;

ж) как можно точнее выражайте мысли, используйте тропы и фигуры речи, умело применяйте их в сочинении.

Редактирование сочинения-рассуждения

Читая черновик,

а) убедитесь, верно ли отражена проблематика исходного текста и позиция автора;

б) внесите (если надо) изменения в текст;

в) уточните те или иные формулировки;

г) проверьте текст с точки зрения смысловой цельности, композиционной стройности, логичности и связности изложения; при необходимости внесите изменения;

д) проверьте, не страдает ли текст однообразием синтаксических конструкций; если да – внесите изменения;

е) проверьте, уместно ли использованы в тексте средства языковой выразительности;

ж) проверьте, нет ли орфографических ошибок; если есть – исправьте;

з) проверьте, нет ли пунктуационных ошибок; если есть – исправьте;

и) проверьте, нет ли грамматических, речевых ошибок; если есть – исправьте.

Список использованных источников

1. Филиппов Л.К. Русский язык: Готовимся к ЕГЭ: Учеб.-метод. пособие. – Саратов: Научная книга, 2010. – 292 с.

2. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: Учеб.-метод. пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 192 с.

3. Нарушевич А.Г. С чего начать? Пишем сочинение-рецензию на Едином государственном экзамене по русскому языку // Русский язык, еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2005, № 5

Завершение для сочинения по литературе

Для удачного завершения сочинения соблюдайте несколько нехитрых правил:

  1. Ещё раз перечитайте сочинение. В каждом из абзацев выделите главные мысли. Запишите их на листочек и попытайтесь обобщить.
  2. Литературную форму и убедительность этим мыслям можно придать с помощью следующих фраз: «В заключении», «Таким образом», «Итак» и так далее.
  3. Подумайте, как бы вы поступили на месте героя, это и напишите в заключении. Такой метод работает почти со всеми темами сочинений.

Основные направления

Опыт прошлых лет показал, что темы для написания итоговых сочинений были представлены в виде пар антонимов, состоящих из противоречивых понятий. Некоторые из них:

Темы сочинений

  • Мечта и реальность.
  • Искусство и ремесло.
  • Отцы и дети.
  • Месть и великодушие.
  • Доброта и жестокость.

Безусловно, перечень конкретных тем ученики смогут узнать непосредственно на экзамене, однако уже имеются примерные формулировки, которые с большой вероятностью будут кстати в нужный момент. Специалисты различных интернет-изданий составили рекомендации на основе прошлогодних тем:

  • Что представляет собой «бегство от реальности».
  • Кого можно считать добрым человеком.
  • Способы отличия искусства от ремесла.
  • Причины, вследствие которых добрый человек становится злым.

Логичный финал в сочинении-рассуждении

Теперь давайте разберем частный случай, как закончить сочинение-рассуждение по литературе.

Вот основные моменты, которые необходимо запомнить:

  • хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше шести предложений;
  • спросите себя – согласны ли вы с автором произведения? Ответ на этот вопрос можно вынести в заключении: «В данном романе/повести я нашёл подтверждение своим мыслям…»;
  • если же вы с автором не согласны, то лучше воздержаться от резкой критики. Сочинение лучше закончить так: «На мой взгляд, в отдельных моментах автор преувеличивает…», или «я согласен с писателем, но его отдельные высказывания кажутся спорными»;
  • пусть последняя фраза будет оптимистичной. Будет вполне уместным написать: «Это произведение меня затронуло потому, что…», «после прочтения у меня остались хорошие мысли…»;
  • самое главное правило – не нужно в заключении повторять уже высказанные ранее мысли. Заканчивайте обобщением.

Примеры

Проанализируем образец сочинения по литературе, написанного учеником 11 класса:

Как видим, первый абзац является введением и, вместе с тем, тезисом. Второй абзац также приводит еще один тезис, кратко формулирующий определение понятия истории. В следующих частях текста учащийся дает аргументы, подкрепляющие ранее приведенный тезис.

Фраза «как я думаю», употребленная в предпоследнем абзаце работы, вводит личную точку зрения учащегося. Последний абзац с использованным клише «подводя итог», вводит заключающее предложение.

При этом автор использует риторические вопросы («Ведь кем мы будем без знания своей истории?», цитирование, эпитеты (стойкий, мужественный, непоколебимый) и другие художественные приемы. Использование таких средств создания экспрессивности позволяет выстроить полную композицию текста. Объем работы также соответствует заявленному минимуму.

Как закончить сочинение ЕГЭ

Когда вы заканчиваете сочинение ЕГЭ, нужно в конце коротко подвести итог всему сказанному и связать таким образом всю работу с прочитанным текстом. Завершить финал можно вот такими фразами (примеры):

  • Этот текст позволил мне подтвердить своё мнение, что в сочетании с любовью дружба способствует становлению личности человека. Помимо этого, автору удалось вселить в меня оптимизм: теперь я еще больше верю, что добра в жизни больше, чем негатива;
  • После прочтения статьи я полностью осознал, как хрупок музейный мир и недолговечны «экспонаты». Давайте же вместе будем хранить эти вековые ценности для будущих поколений.

Надеемся, что вы поняли, как можно закончить сочинение, и у вас больше не возникнет вопросов на эту тему.

Порядок проведения

В 2018–2019 учебном году сроки написания итогового сочинения были определены следующим образом: основная дата выпала на 05.12.2018. Дополнительные сроки назначены на 06.03.2019 и 08.05.2019. Повторное написание в феврале и мае может понадобиться таким категориям учеников:

  • те, кто получил незачет в основную дату;
  • учащиеся, которые были изгнаны из аудитории за плохое поведение;
  • отсутствующие по уважительной причине;
  • те, кто по определенным причинам не смог окончить написание (все причины должны документально подтверждаться).

Ученики пишут работу в своей школе, процедура начинается в 10 утра и длится 3 часа и 55 минут. Следует отметить, что заполнение бланка и вводный инструктаж не входит в этот временной промежуток.

Кроме того, для людей с ограниченными возможностями (подобные состояния должны быть документально подтверждены) предлагается другой вариант – написание изложения. Причем на выполнение работы отводится на 90 минут больше, также предусмотрены перерывы. Существует четко регламентированный порядок написания. Основные аспекты:

Проводится вводный инструктаж

  • Всех учащихся размещают в аудитории в шахматном порядке.
  • Проводится вводный инструктаж, на котором подробно объясняются правила поведения, порядок ознакомления с итогами испытания, а также длительность процедуры.
  • На следующем этапе проводится заполнение регистрационного бланка и его проверка.
  • Ознакомление с темами.
  • Далее учитель фиксирует время начала и окончания экзамена на доске.
  • После этого ученики приступают к работе. По мере надобности им выдают дополнительные бланки.
  • За 90 минут до конца времени наблюдатели напоминают о приближающемся окончании испытания.
  • После того как работа написана, следует внимательно прочитать ее и сдать на проверку.
  • Затем учащиеся покидают аудиторию, работы остаются у директора школы.

Следует отметить, что на столе могут быть только шариковые ручки и паспорт. Наличие любых других предметов недопустимо, нарушения могут стать причиной изгнания из кабинета.

Подготовительный этап

Как известно, в школьном курсе литературы есть несколько произведений, в которых раскрывается сразу несколько тем. Опытные педагоги рекомендуют по каждому написать краткое содержание, чтобы затем использовать его для тренировки. Таким образом учащиеся смогут запомнить основные детали. Книги, которые уже не один год используются на экзамене:

  • Преступление и наказание.
  • Капитанская дочка.
  • Гроза.
  • Евгений Онегин.
  • Обломов.
  • Война и мир.
  • Тарас Бульба.
  • Отцы и дети.
  • Горе от ума.
  • Герой нашего времени.

Готовая работа должна соответствовать определенным критериям. Минимальный объем составляет 250 слов, нормой считается 350. Касательно максимума нет каких-либо ограничений.

Композиция должна состоять из 4 абзацев – вступление, минимум два конкретных аргумента на основе литературных произведений, заключение. Смысловую нагрузку необходимо распределить следующим образом: на 1 и 4 абзац приходится не более 75 слов, 2 и 3 должны состоять из 100 слов.

Формулировка проблемы

Для того чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти главную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в виде вопроса. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий вдумчивого исследования, осмысления и решения. При желании можно попутно рассмотреть и косвенные моменты, связанные с основной проблемой. Для сочинения вполне могут подойти следующие вводные фразы:

Клише для вывода в сочинении

  • «Данный текст посвящён важной проблеме (или теме)».
  • «…!» — этот призыв, обращённый к сердцу каждого из нас, звучит в тексте (имя автора)».
  • «Что такое …(к примеру, дружба или любовь)? Какое значение она имеет жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…».
  • «Публицист ставит/излагает/анализирует/рассматривает/обсуждает перед нами очень неоднозначную тему (название главной мысли, к примеру, смелость на войне и в мирное время)».
  • «Текст автора заставляет меня серьёзно задуматься о (наименование проблемы)».
  • «В центре внимания автора — (название проблемы, к примеру, взаимоотношения между разными поколениями)».

Сочинения в егэ клише для вступления

Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно просто указать на существование проблемы, поставленной автором. Необходимо дать несколько комментариев по теме, показывая своё личное отношение как к тексту, так и к серьёзным вопросам, поднятым в нём.

Для комментирования проблемы можно использовать такие клише: «Особого внимания заслуживает мнение автора о…», «Чувствуется, что симпатии автора находятся на стороне героя, который…», «Публицист вступает в полемику с…».

В некоторых случаях уместно вставлять цитаты героев или персонажей, упомянутых в тексте, с обязательным упоминанием автора, который «не случайно приводит слова этого человека». Также могут подойти различные афоризмы и известные пословицы, однако лучше опираться на имеющийся материал (текст), чем на сторонние источники.

Аргументация собственной позиции

Чем сильнее и разнообразнее аргументация и обоснование выдвинутых тезисов, тем выгоднее будет смотреться сочинение, так как крайне важно не только уметь формулировать своё мнение, но и доказать, что оно имеет право на жизнь. Для этого существуют несколько основных приёмов, которые опираются на жизненный опыт, а также на позицию читателя и зрителя. К ним относятся такие шаблоны:

Сочинения егэ клише

  • «Как часто приходится сталкиваться с (название проблемы)…».
  • «Разве не стали нормой жизни (обычными) такие явления, как…?».
  • «К сожалению, вокруг нас нередко происходят подобные случаи/явления…».
  • «До сих пор среди нас встречаются люди, которые…».
  • «Подобные явления, увы, стали нормой… Вспомните хотя бы тот случай, когда…».
  • «Обратимся к великому роману (имя автора и название произведения)…».
  • «Вспомним героя повести (название)…».
  • «Идея (общности русского народа, единства с природой и пр.) ясно выражена в стихотворении (автор, название)…».
  • «Особенно остро эта проблема поставлена в произведении (название)…».

Нужно обратить внимание, что от выпускника требуется высказать своё мнение, а оно может и не совпадать с позицией автора, и этого не нужно бояться, ведь цель экзамена — проверить способности к рассуждению и полемике. Иногда даже с практической точки зрения выгоднее вступить в заочную дискуссию с автором, ведь аргументированно спорить гораздо сложнее, чем просто пассивно соглашаться с выраженным мнением.

Зависимость окончания текста от вида текста.

Какую форму примет концовка, зависит от вида текста.

  • Публицистический текст
    — статья, заметка, фельетон.
  • Продающий текст
    – концовка призвана подтолкнуть читателя к целевому действию.
  • Информационная статья
    – краткий и простой вывод из повествования.
  • Материал для блога или соцсети
    – тоже ёмкий, но краткий вывод или призыв обсудить, поразмыслить над высказанным мнением.

Для меня не так давно стало открытием, что я больше думаю о начале текста, о теме.

Но про окончание я мало думал. А между тем запоминается не столько начало, не столько идея текста — в первую очередь мы помним конец. Что хотел сказать автор.

И это ошибка, не прорабатывать концовку, которую я признал и над окончанием теперь учусь работать не меньше, чем над началом.

Как придумать окончание текста

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Клише и шаблоны для вывода (заключения) сочинения

  • В заключение хотелось бы отметить, что текст … заставил задуматься о том, что …
  • В заключение хочется отметить …
  • Аргументация подтверждает то, что
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему …
  • В заключение хочу вспомнить слова …
  • Думаю, надо …
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как … Это необходимо для развития людей.
  • Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
  • Хочется верить, что читатели задумаются над данной проблемой …изменят мнение по поводу …
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод …
  • Таким образом, можно сделать вывод: …
  • В заключение хочется сказать …
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Подводя итог, хочется сказать …
  • Автор хочет, чтобы читатель понял …
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что …
  • На мой взгляд, именно …
  • Прочитав произведение, осознаешь …
  • Итак, текст … еще раз заставил меня убедиться в том, что …
  • Итак, можно сделать вывод, что …
  • Таким образом, мы делаем вывод о том, что …
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что …
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что …
  • Автор текста считает проблему важной …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что …
  • В заключение хочется сказать, что …
  • Проанализировав текст … и произведение …, я пришла к следующему выводу:
  • Невольно напрашивается вывод …
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к …
  • Итак, этот текст заставил меня еще раз убедиться, что …
  • В заключение можно сказать, что …
  • Подводя итог всему вышесказанному, стоит обязательно отметить, что …
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Разумеется, тема … очень важна для людей
  • Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать …
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что …
  • И в заключение мне хотелось бы сказать, что …
  • Мне бы хотелось верить, что …
  • Мы можем прийти к выводу …
  • Писатель считает, что …
  • Хочется верить, что …
  • Таким образом, на примере этой темы мы увидели …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное …
  • Таким образом, автор стремится убедить нас в следующем: …
  • Все вышесказанное даёт возможность сделать следующие выводы:
  • Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод …
  • Заканчивая рассуждение на тему « …», нельзя не сказать, что люди должны …
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что …
  • В заключение хотелось бы сказать, что …
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что …
  • Таким образом, … стремится убедить нас в следующем: …
  • После прочтения этого произведения становится понятно …
  • Хотелось бы, чтобы люди задумались …
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Таким образом, мы доказали, что …
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение философа
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение отношение к …
  • Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что …
  • Автор пытается понять, почему …
  • Таким образом, можно сделать вывод, что …

  • Как завершить сочинение описание
  • Как завершить рассказ о себе на английском
  • Как завершить декабрьское сочинение
  • Как жили земледельцы в древнем египте 5 класс рассказ по истории
  • Как заблудился охотник в рассказе бежин луг