Как зовут девочку из сказки цветик семицветик

«Цветик-семицветик» главные герои

«Цветик-семицветик» главные герои

В произведении В. Катаева речь идет о главной героине «Цветика-семицветика», о девочке Жене, которая путем долгих раздумий и сомнений смогла принять правильное решение. В этом заключается главная мысль волшебной сказки Катаева: быть внимательным к окружающим и уметь совершить искренний и бескорыстный поступок. Героиня сказки сначала не может похвастаться положительной характеристикой, но в ходе происходящих событий Женя всё-таки сумела понять главное, что ценность человеческой жизни важнее, чем материальные блага.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Характеристика героев «Цветик-семицветик»

Главные герои

Женя

Маленькая девочка, хозяйка волшебного цветка.

Обыкновенная маленькая девочка, немного невнимательная и эгоистичная. Она не может определиться с выбором желаний, но страсть к обладанию, жадность и зависть, делают своё дело, и девочка попусту растрачивает лепестки волшебного цветка. В конце концов она понимает свою глупость и совершением одного благородного поступка компенсирует все остальные.

Второстепенные персонажи

Бабушка

Пожилая женщина, добрая волшебница.

В «Цветике-семицветике» герои, обладающие мудростью и большим жизненным опытом, дают Жене шанс измениться к лучшему. Такой мудрой героиней является бабушка, добрая, умная женщина, которая подарила девочке цветок. Умная старушка не стала говорить Жене, что надо просить у цветка, она дала ей возможность самой принимать решения и думать самостоятельно. Бабушка появилась и исчезла неожиданно, как и полагается добрым волшебницам.

Мама девочки понимает, что её дочь невнимательна и неуклюжа, поэтому с ней часто что-то происходит.

Мальчики

Знакомые Жени, её товарищи по играм.

Мальчики играли в папановцев и отказались брать с собой Женю. Они считают себя сильными, смелыми и отважными, просто созданными для северного полюса. А девчонкам там делать нечего, считают они, поэтому не принимают Женю в игру.

Девочки

Подружки Жени по двору.

У девочек различные игрушки, а Женя, завистливая и жадная, вместо того, чтобы попроситься в игру, использовала лепесток.

Витя

Красивый мальчик, инвалид.

Красивый мальчик с голубыми глазами. Весёлый и добрый мальчишка, который не может ходить, потому что у него больные ноги. Мальчик Витя очень понравился Жене и стал причиной того, что разбудил в девочке сострадание и великодушие. Женя впервые подумала не о себе, а о другом человеке и с помощью волшебного лепестка избавила Витю от хромоты.

Это характеристика героев поможет на уроке литературы или внеклассного чтения, а также будет полезна для читательского дневника.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Одно из самых известных произведения Валентина Петровича Катаева — это «Цветик-семицветик». С характеристикой главных героев сказки и кратким содержанием ученики знакомятся в начальных классах. Пересказ поможет подготовиться к уроку, написать сочинение-рассуждение и заполнить читательский дневник.

Оглавление:

  • Главные герои
  • Второстепенные персонажи
  • Основная мысль

Цветик семицветик главные герои характеристика

Главные герои

Центральных персонажей в этом известном произведении не так много. Автор особенно выделяет следующих героев в сказке «Цветик-семицветик»:

  • девочка Женя;
  • мальчик Витя;
  • старая волшебница.

Эти действующие лица повлияли на развитие сюжетной линии, поэтому стоит рассмотреть их характеристику подробнее. Это поможет лучше разобраться в теме и понять смысл рассказа.

Девочка Женя

Главную героиню сказки «Цветик-семицветик» звали Женей, именно ей принадлежит волшебный цветок. Это девочка дошкольного возраста, она представляет образ простого советского ребенка. Автор намеренно показывает юным читателям, что такая волшебная история может произойти с каждым человеком. Главное, верить в чудеса.

Как звали девочку цветик семицветик

Можно отметить, что девчушка немного рассеяна, это можно судить по эпизоду, когда ее баранки съели собаки. Она же в это время разглядывает местные достопримечательности, подсчитывает ворон и мечтает о чем-то своем.

Как и у всех детей, у нее есть свои желания:

  • иметь много кукол;
  • полакомиться разными сладостями;
  • доказать всем, что она не хуже мальчишек.

Но все это она желает исключительно для себя, поэтому можно сделать вывод, что ей присущ эгоизм. Девочка абсолютно не думает об окружающих людях, она не мечтает приносить пользу. С другой стороны, можно не сомневаться в ее доброте. Героиня, не задумываясь, тратит последнее желание на больного мальчика.

Она без сожаления отрывает последний лепесток цветика-семицветика. Это выглядит очень трогательно.

Старушка волшебница

У этой пожилой женщины образ собирательный, она владеет магией и волшебством. Но в обычной жизни волшебниц встретить нельзя, поэтому автор представляет ее читателям в виде всем знакомой старушки. Но и тут Катаев как бы намекает на то, что самая неожиданная встреча и случайное знакомство может сыграть в жизнь важную роль. А городская бабушка может быть не тем, кем кажется вначале.

Цветик семицветик

Этой пожилой героине присуща мудрость, это можно понять по ее поступкам. Она решает не просто указать девочке правильную дорогу и вернуть ей съеденные собакой баранки, а преподает ей своеобразный урок.

Волшебница вручает Жене цветок с той целью, чтобы показать, какую пользу он может принести другим людям.

Первые лепестки девочка использует впустую, а вот последним распоряжается правильно, она делает счастливой не только себя, но и Витю. Теперь они могут вместе бегать и играть.

Мальчик Витя

Несмотря на то что этот герой появляется в самом конце, он сыграл важную роль во всей истории. Его действия напрямую сказываются на развитии сюжетной линии. Собственно поэтому так важно дать подробное описание этому персонажу. В таком случае можно будет получить общую картинку сказки.

Цветик семицветик главные герои

Витя воплощает образ абсолютно несчастного ребенка, который все свободное время занимается тем, что наблюдает за игрой других детей. Он завидует ребятишкам, которые имеют возможность бегать, прыгать, скакать в скакалку.

Мальчику обидно, что он не может стать членом компании, он находит утешение в других занятиях.

Этому персонажу присущи такие качества:

  • скромность;
  • доброта;
  • отзывчивость.

Это симпатичный подросток с грустными синими глазами. Именно так его описывают в одноименном мультике.

Второстепенные персонажи

На страницах известной сказки Катаева нашлось место и для лиц второго плана. Вот их краткая характеристика:

  • мама — родительница Жени понимает, что ее дочка невнимательна, неусидчива и неуклюжа, женщине проще отправить ее гулять, чтобы в доме не было беспорядка;
  • мальчишки — дворовая ребятня, которая отказалась принимать главную героиню в свою игру, смелые и отважные мальчишки считали, что девчонкам не место на северном полюсе;
  • девочки — подружки Жени, которые играли во дворе, но героиня не стала просить взять ее в игру, а просто использовала лепесток, чтобы получить собственные игрушки.

Подробная характеристика героев поможет написать сочинение и будет полезна для читательского дневника.

Основная мысль

Свое знаменитое произведение Валентин Катаев написал в 1940 году. Автор использовал всеми любимый жанр сказка. По мотивам сюжета был снят мультипликационный фильм, который по настоящий день пользуется популярностью у маленьких зрителей.

Девочка женя из сказки цветик семицветик

Главная мысль, которую преследовал автор при создании этой сказочной истории, это показать читателям, что делая счастливыми других людей, становишься немного счастливее и сам.

Этот рассказ может стать своеобразным пособием для тех детей, кто оказался в сложной жизненной ситуации. В нем показываются пороки, которые могут испортить жизнь, и, наоборот, подчеркиваются положительные качества, которые помогают выйти из любых ситуаций.

Катаев старается показать, как важно верить в людей и чудеса. А сказка учит взаимовыручке, с любыми проблемами можно справиться, если рядом имеются верные и надежные друзья.

Как звали девочку из сказки цветик семицветик

Описание сюжета

Произведение было написано Валентином Катаевым в 1940 году. Эта волшебная история так полюбилась читателям, что переиздавалась много раз в различных изданиях. Главное действующее лицо сказки «Цветик-семицветик» — девочка Женя. Обычная советская девчушка, которая была отправлена родителями в магазин за баранками. Всего она купила их семь штук:

Цветик семицветик главные герои

  • Две для мамы с маком.
  • Две для папы с тмином.
  • Две для себя с сахаром.
  • Одну маленькую розовую для братика Павлика.

Но Женя была очень любознательной девочкой. По дороге она разглядывала всё, что её окружает, поэтому не заметила, как бездомная собака потихоньку поедала все баранки прямо с верёвки. Увидела это Женя очень поздно, когда пёс доедал последнюю. Он бросился убегать, а девочка побежала его догонять, и сама не заметила, как заблудилась.

Неожиданная встреча

Пытаясь найти помощь, Женя повстречала странную старушку. Рассказала ей, что произошло. Старушка обещала помочь, но вместо того, чтобы показать дорогу, пожилая женщина привела девочку в красивый сад и подарила необычный цветок с семью лепестками разного цвета.

Как выглядит цветик семицветик

Сказала, что хоть и выглядит цветик-семицветик как обычная ромашка, но зато исполняет любые желания. Нужно только отрывать лепестки по порядку, произносить определённые слова и задуманное тут же исполнится.

Женя так заинтересовалась растением, что даже забыла поблагодарить старушку и спросить дорогу. Но когда девочка обернулась, то уже ничего не было. Даже красивый сад и тот куда-то исчез. Сначала она, по обыкновению, хотела заплакать, но вспомнив про волшебный цветок, решила испытать его.

Семь желаний

Юная путешественница оторвала жёлтый лепесток, загадала желание, чтобы очутиться дома вместе с баранками. Кинула лепесточек и произнесла заветные слова, которым её научила старушка: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели».

Не успев ничего понять, девчушка тут же оказалась у себя в квартире. Все баранки тоже были целые, как будто их никогда и не съедала собака. Обрадовавшись такой удаче, Евгения решила поставить растение в самую красивую и любимую мамину вазу. Но, засмотревшись в окно на ворон, случайно опрокинула её и разбила.

Цветик семицветик главные герои

Испугавшись, что мама её заругает, маленькая растяпа оторвала красный лепесток, произнесла волшебные слова и пожелала, чтобы ваза была целая. Так и случилось. Когда мама вошла в комнату, то увидела, что целая вазочка стоит на своём месте.

Следующее два желания, оторвав синий и зелёный лепесточки, Женя потратила на путешествие к северному полюсу и обратно. Она обиделась на мальчишек, которые не взяли её в свою игру в папанинцев, Решила им доказать, что и сама сможет побывать на севере. Причём, не на придуманном, а на настоящем. Но там оказалось очень холодно, поэтому пришлось быстро вернуться.

Затем Жене понравились игрушки, в которые играли девочки. Она хотела заполучить себе такие же. Оторвав оранжевый лепесток, девочка пожелала все игрушки мира для себя. Но когда кукол и мишек стало так много, что они перекрыли собой все улицы города, ей пришлось оторвать ещё один лепесток фиолетового цвета, чтобы отправить все игрушки обратно в магазины.

Цветик семицветик главные герои

Когда у Жени остался всего один лепесточек, она поняла, что потратила уже шесть желаний впустую. К последнему девочка стала подходить со всей ответственностью. Она долго размышляла, что загадать, пока не заметила красивого мальчика Витю. Он сидел на скамейке и смотрел, как играют другие дети.

Юная обладательница волшебного цветка предложила Вите поиграть с ней в салки. Мальчик ответил, что не может, и показал на изувеченную ногу. Он объяснил, что хромота у него на всю жизнь и это уже не исправить. Сказал, что рад бы побегать и поиграть в салки, но ничего не поделать.

Женя сразу поняла, куда потратить оставшееся желание. Она оторвала последний голубой лепесток, произнесла заветные слова и загадала, чтобы мальчик Витя был здоров. Это принесло ей настоящее счастье. Девочка поняла, что никакие игрушки и конфеты не смогут принести больше радости, чем делать счастливыми тех людей, кто действительно в этом нуждается.

Характеристика главных персонажей

Действующих лиц в этой истории не очень много. Главных персонажей можно выделить всего три:

  1. Девочка Женя.
  2. Старушка Волшебница.
  3. Мальчик Витя.

Все они повлияли на развитие сюжета, поэтому их характеристика важна для лучшего понимания темы и смысла сказки.

Девочка Женя

Девочка женя из сказки цветик семицветик

Девчушка дошкольного возраста, каких много. Автор специально прописал образ героини, как обычного советского ребёнка. Этим он как бы намекает читателям, что волшебная история может произойти с каждым. Женя немного рассеяна, об этом можно судить из фрагментов произведения, когда собака съедает баранки, а героиня не замечает этого, продолжая разглядывать окрестности. Или когда разбивается ваза, ведь в это время внимание девочки было отвлечено на пролетающих мимо окна ворон.

Как и у всякого ребёнка, у Жени были детские желания:

  • Иметь много игрушек.
  • Полакомиться разными конфетами.
  • Доказать мальчишкам, что она не хуже их.

Однако всё это было только для неё, поэтому, на первый взгляд, девчушка кажется эгоистичным ребёнком. Она даже не подумала, что можно сделать что-то полезное для других. Но в глубине души Евгения была доброй девочкой. Об этом говорит тот факт, что она не задумываясь потратила последнее желание, чтобы помочь больному мальчику.

Странная старушка

Бабушка из сказки цветик семицветик

Образ этой пожилой женщины скорее собирательный. Он олицетворяет магию и волшебство. Но в обычном городе волшебники по улицам не ходят, поэтому автор решил наделить этими качествами обычную старушку. Он как бы намекает читателям, что любая встреча может стать очень интересной. И даже простая городская бабушка не всегда та, кем кажется.

Пожилая женщина обладает мудростью. Это видно по её поступкам. Она вполне могла просто наколдовать новые баранки или показать дорогу, но старушка решила преподать девочке урок. Причём сделала это очень оригинальным способом. Она как бы хотела показать, что волшебный цветик-семицветик принадлежит не только Жене. Если девочка сможет правильно распорядиться его магическими свойствами, то он может принести счастье и другим людям.

Мальчик

Этот персонаж появляется в самом конце истории, поэтому назвать его главным героем можно лишь с большой натяжкой. Но его действия напрямую влияют на сюжет истории, так что характеристика мальчика Вити также важна для лучшего понимания смысла сказки и представления общей картинки.

Девочка женя из сказки цветик семицветик

Это несчастный больной ребёнок, вынужденный наблюдать, сидя на скамейке, как бегают и играют здоровые дети. Он уже давно смирился со своей хромотой, поэтому не испытывает зависти к другим ребятам. Конечно, ему немного обидно, что он не такой как все, но он находит утешение в других занятиях.

Автор описывает его как симпатичного мальчика с огромными синими глазами. Он был очень грустный и скромный. Очень образно прорисован этот герой в одноимённом мультике. Именно таким его и представляют себе читатели.

Краткий анализ

Неслучайно главную героиню сказки «Цветик-семицветик» звали девочка Женя. Это собирательный образ советских детей. Вокруг неё завязан весь сюжет истории. Если произвести анализ произведения сухим литературным языком, то его разбор будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1940.
  • Автор — Валентин Катаев.
  • Жанр — сказка.
  • Персонажи — Женя, старушка, Витя, мальчишки, мама.
  • Основная мысль — делая счастливыми других людей, становишься счастлив сам.

Это произведение задумано автором как своеобразное пособие для детей, попавших в сложную ситуацию. В нём показана взаимовыручка и поддержка людей, а также чётко прописаны пороки, от которых нужно избавляться, такие как жадность и эгоизм.

Сказка учит верить в людей, а также в чудеса, которые могут произойти даже в, казалось бы, самом обычном городе с самыми обычными детьми. Учит детей взаимовыручке, вере в мечту, которая может осуществиться даже без помощи волшебных лепестков, если рядом есть надёжные друзья.

В род­ной дет­ской лите­ра­туре есть осо­бен­ные лекари для дет­ской души: сказки, кото­рые вос­пи­ты­вают и  в то же время исце­ляют.  От увле­че­ния  теле­фо­нами и соц­се­тями они, ско­рее всего, не помо­гут, но от рав­но­ду­шия и эго­изма ребёнка непре­менно спасут.

Откроем вме­сте с детьми ста­рую доб­рую клас­сику нашего совет­ского дет­ства, «Цве­тик-семи­цве­тик».

Эту ска­зоч­ную исто­рию Вален­тин Пет­ро­вич Катаев сочи­нил ещё до войны, в 1940 году. В ней отра­зи­лась без­об­лач­ная дово­ен­ная жизнь, быт ком­му­наль­ного обще­жи­тия, зали­тых солн­цем зелё­ных дво­ров со стай­ками без­за­бот­ной детворы.

Есть в его про­из­ве­де­ниях и та нрав­ствен­ная основа, что удив­ляет кри­ти­ков. А впро­чем, чему удив­ляться – в дет­ской совет­ской лите­ра­туре эта основа являла запас хри­сти­ан­ской проч­но­сти и отча­сти заме­нила собой рели­ги­оз­ную нрав­ствен­ность, когда вера была офи­ци­ально под запретом.

Сказку Ката­ева без натя­жек можно назвать хри­сти­ан­ской, потому что она учит малень­кого чита­теля истин­ной любви и мило­сер­дию к ближнему.

Навер­ное, мно­гие из вас с мла­ден­че­ства пом­нят ката­ев­скую книжку с яркими  и выра­зи­тель­ными кар­тин­ками Э. Була­това и О. Васи­льева, каж­дая из кото­рых по форме похожа на лепе­сток чудо-цветка? Такая книжка была у любого совет­ского школьника.

Так почему в ска­зоч­ной прозе  Вален­тина Пет­ро­вича можно запо­до­зрить хри­сти­ан­ские мотивы? Вспом­ним неза­мыс­ло­ва­тый сюжет: бес­печ­ная девочка Женя идёт за хле­бом, замеч­тав­шись, оста­ётся без бара­нок и боится опе­ча­лить своих близ­ких. Она сокру­шённо думает о том, как рас­стро­ятся бра­тишка и мама, когда она вер­нётся с пустыми руками, и что можно сде­лать, чтобы это изменить.

img2 - Сказка-лекарь от детского эгоизма: «Цветик-семицветик» Валентина Катаева

На языке хри­сти­ан­ства это назы­ва­ется рас­ка­я­нием. Рас­ка­я­ние ведёт к дей­ствию, к пока­я­нию. А наши пока­ян­ные мысли все­гда что-то меняют в окру­жа­ю­щем мире. И тут же, в ответ на свои  пока­ян­ные чув­ства, Женя встре­чает вол­шеб­ницу, кото­рая сочув­ствует её беде и дарит цве­тик-семи­цве­тик. Он испол­няет любые жела­ния, стоит только про­из­не­сти нараспев:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Воз­вра­щайся, сде­лав круг,
Лишь кос­нёшься ты земли,
Быть по-моему вели.

И что слу­ча­ется дальше? Пер­вые лепестки Женя тра­тит на пока­я­ние: на исправ­ле­ние своих дет­ских житей­ских промахов. 

Кстати,  напом­ните детям, что слово “грех” на древ­нем гре­че­ском языке, языке книг Нового Завета, озна­чает “про­мах”, попа­да­ние мимо цели. Пер­вым делом  геро­иня сказки воз­вра­ща­ется к цели, решает ока­заться дома и вер­нуть съе­ден­ные соба­кой баранки. Вто­рой лепе­сток отры­вает, чтобы вер­нуть мамину раз­би­тую вазу. Всё вроде бы пра­вильно, но ни одно своё жела­ние ещё не исполнено.

Тре­тий лепе­сток ухо­дит на то, чтобы понра­виться дру­гим: маль­чишки играют в Север­ный полюс и не при­ни­мают дев­чонку в игру. Тогда девочка решает сама ока­заться на  всам­де­лиш­ном Север­ном полюсе и всем это дока­зать. Но и это чудо не при­но­сит ей радо­сти: маль­чишки не верят, а путе­ше­ствие на Север­ный полюс чуть не сто­ило ей жизни, а на воз­вра­ще­ние ушёл ещё один дра­го­цен­ный чет­вёр­тый лепесток.

Исто­рия с игруш­ками, пада­ю­щими прямо с неба, ока­за­лась ничем не лучше: не при­няв­шие Женю дев­чонки из сосед­него двора так  и не стали с ней играть. На отмену чуда был истра­чен впу­стую шестой, пред­по­след­ний лепе­сток цве­тика-семи­цве­тика. И вот, остался всего один, последний.

Но что теперь про­ис­хо­дит с Женей? Чудеса совсем её не радуют. Она пере­би­рает воз­мож­но­сти и планы, фан­та­зи­рует, чего бы ей хоте­лось и что бы при­несло радость, и пони­мает, что среди этих пустых затей нет ничего, что может по-насто­я­щему сде­лать её счастливой.

Вот здесь Вален­тин Катаев и удив­ляет своей  фило­соф­ской глу­би­ной, обычно несвой­ствен­ной про­стой дет­ской сказке. Хотя и все атри­буты жанра при­сут­ствуют: пры­гу­чие стихи, созда­ю­щие настро­е­ние игры, вол­шеб­ство, неве­ро­ят­ные герои, но… Вне-кон­текст­ные смыслы повест­во­ва­ния гораздо сложнее.

Малень­кая геро­иня Ката­ева пони­мает, что реа­ли­за­ция соб­ствен­ных жела­ний ничего ей не даёт, потому что нет глав­ного, чего-то ещё. Не с кем раз­де­лить радость. Некому посвя­тить чудо. Это вызы­вает тре­вогу, недо­уме­ние, раздумье.

Здесь ни много не мало  зву­чат фило­соф­ские лер­мон­тов­ские мотивы: “Жела­нья? Что толку напрасно и вечно желать”. Дет­ский эго­изм не менее чем взрос­лый замкнут на себе. Чтобы его пре­одо­леть, каж­дому чело­веку, даже малень­кому, нужно какое-то нрав­ствен­ное потря­се­ние, пере­мена созна­ния, метанойя.

И вот автор сказки посы­лает навстречу Жене маль­чика Витю. Витя никуда не идёт – ходить ему очень трудно. Он про­сто сидит на лавочке, вытя­нув боль­ную ногу в боль­шом урод­ли­вом ботике, но Про­ви­де­ние уже напра­вило к нему девочку Женю с её послед­ним бес­цен­ным лепестком.

i 024 - Сказка-лекарь от детского эгоизма: «Цветик-семицветик» Валентина Катаева

Из всех ребят, гуляв­ших на улице, Витя пер­вый про­явил к Жене искрен­нее дру­же­лю­бие. Он больше всех понра­вился ей, а она – ему. Но вот беда: он гово­рит, что нико­гда не смо­жет ходить, а тем более бегать, что его болезнь – это навсегда.

И в этот куль­ми­на­ци­он­ный момент ката­ев­ской сказки-были и про­ис­хо­дит самое глав­ное и насто­я­щее чудо. Женя не соби­ра­ется мириться с бедой, у неё остался послед­ний лепесток. 

И, что удив­ляет её саму, чув­ство состра­да­ния к незна­ко­мому маль­чику настолько острое и силь­ное, что все осталь­ные чув­ства и жела­ния сразу отсту­пают на вто­рой план. Уже не нужны ни куклы, ни моро­же­ное, ни Север­ный полюс, лишь бы только Витя был здоров.

И мы вме­сте с писа­те­лем уже не видим, как вол­шеб­ный лепе­сток летит через все сто­роны света и обле­тает Зем­ной шар. Нам, как и чита­ю­щим детям, уже не инте­ресно сле­дить за его полё­том, потому что насто­я­щее чудо совер­ша­ется не там, где про­хо­дит его ска­зочно-кос­ми­че­ская тра­ек­то­рия – а здесь и сей­час, в душе этой малень­кой девочки, где зазву­чал голос мило­сер­дия и хри­сти­ан­ской любви к ближнему.

Ока­зы­ва­ется, чего-то желать  детям и взрос­лым тоже нужно учиться. Чтобы наши жела­ния не раз­ру­шали нашу жизнь, не забра­сы­вали чуть ли не на Север­ный полюс на съе­де­ние мед­ве­дям, а, наобо­рот, пре­об­ра­жали  нас, наших ближ­них и мир вокруг.

Чудо про­ис­хо­дит есте­ственно и про­сто, как и все чудеса в дет­стве. Между строк совет­ского писа­теля, несо­мненно, зву­чит власт­ное и пол­ное силы еван­гель­ское «Встань и иди». Но огонь не сво­дится с неба и земля не колеблется. 

Про­сто хро­мой маль­чик Витя встаёт  на ноги и делает  для себя невоз­мож­ное – не идёт, а бежит бегом сле­дом за неиз­вест­ной, но отчего-то близ­кой ему дев­чон­кой, кото­рая стала про­вод­ни­ком Божьего чуда.

Вгля­ди­тесь в изу­ми­тель­ные кар­тинки Васи­льева и Була­това, вчи­тай­тесь в этот  осо­бен­ный текст. И удо­сто­верь­тесь, что бес­печ­ная и эго­и­стич­ная девочка Женя теперь – совсем дру­гая. У неё как будто выросли кры­лья. Нако­нец-то она почув­ство­вала себя счастливой.

img10 - Сказка-лекарь от детского эгоизма: «Цветик-семицветик» Валентина Катаева

Корни христианства и родословие Жени

И ещё немного о том, откуда хри­сти­ан­ская мысль про­никла в ката­ев­ские сказки, стихи, газет­ные статьи.

Уди­ви­тельно, что Вален­тина Пет­ро­вича Ката­ева  при его осо­бен­ном, небла­го­на­дёж­ном для совет­ского граж­да­нина  про­ис­хож­де­нии поща­дила совет­ская власть. Не под­вергла репрес­сиям и не лишила ста­туса при­знан­ного писа­теля, поэта, пуб­ли­ци­ста, героя-воен­кора и дет­ского автора.

Катаев про­ис­хо­дил из рода потом­ствен­ных свя­щен­ни­ков: ещё его дед по отцу Васи­лий –  свя­щен­ни­че­ский сын, сам впо­след­ствии про­то­и­е­рей, инспек­тор духов­ного учи­лища и  насто­я­тель храма Ижев­ского ору­жей­ного завода, а затем кли­рик кафед­раль­ного собора Вятки. 

Отец Ката­ева пре­по­да­вал в духов­ном епар­хи­аль­ном учи­лище в Одессе, а мать была мел­ко­по­мест­ной дво­рян­кой, доче­рью гене­рала из Пол­тавы. Род­ствен­ники Ката­ева похо­ро­нены в Одессе на клад­бище, кото­рое носило назва­ние Христианского.

Родив­шийся в 1897 году в Рос­сий­ской Импе­рии, Вален­тин Пет­ро­вич про­вёл своё без­мя­теж­ное и раз­ме­рен­ное дет­ство в про­вин­ци­аль­ной тишине, в доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии и, боль­шую часть  своей даль­ней­шей жизни про­жив в под­мос­ков­ном Пере­дел­кино, навсе­гда сохра­нил дет­ский тем­пе­ра­мент и коло­рит­ную  речь корен­ного одессита.

Кстати, имя девочки Жени из сказки о цве­тике-семи­цве­тике, как и мно­гое дру­гое в сказке, глу­боко неслу­чайно. Евге­нией звали дочку писа­теля, кото­рую он назвал в честь своей бабушки Евге­нии по мате­рин­ской линии.

Навер­ное, в жизни каж­дого малень­кого чита­теля девочка Женя с её вол­шеб­ным цвет­ком оста­вила  свой осо­бен­ный след. Помню глу­бо­кий сер­деч­ный ожог этой сказки и из сво­его далё­кого детства.

Пере­чи­тайте Ката­ева вме­сте с доч­ками и сыноч­ками начи­ная со стар­ших дошколь­ни­ков и рас­ска­жите им о мило­сер­дии. Вот бы ещё один лепе­сток, зага­дать жела­ние: пусть наши дети, под­рас­тая, научатся дей­ствен­ному состра­да­нию и  и ста­нут  про­вод­ни­ками Хри­сто­вой  воли и любви.

Ска­чать книгу Вален­тина Ката­ева “Цве­тик-семи­цве­тик”

Вален­тина Патронова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Герои сказки Цветик-семицветик Катаева

Герои сказки Цветик-семицветик Катаева

Каждый герой волшебной сказки Катаева Цветик-семицветик либо является примером для подражания, либо образом, к которому нужно присмотреться, проанализировать его поведение, указать на минусы в его поведении, чтобы не повторять его ошибок.

Женя. Главной героиней произведения является девочка по имени Женя. С виду она ни чем не отличается от остальных девочек этого возраста. Невнимательность, проявленная во время возвращения ее из магазина, частое явление, характерное для детей семилетнего возраста. Даже догоняя собаку, которая съела все ее баранки, Женя заблудилась. Автор не упускает возможности подчеркнуть ее доброту и вежливость в момент принятия подарка от незнакомой старушки. Девочка доверчивая, как все дети верит в чудеса и имеет свои мечты.

Она не избегает обмана, когда ломает вазочку мамы, не признаваясь в этом ей. Узнав о волшебных лепестках, исполняющих желания, Женя необдуманно тратит их (то оказывается на Северном полюсе, то желает, чтобы рядом с ней оказались все игрушки со света). Из встречи с медведями читатель узнает о трусости девочки.

Воплощение желаний Жени закончились после встречи с хромым мальчиком, который вызвал у нее искреннюю жалость, сострадание и желание помочь.

Старушка. Одной из героинь произведения также является старушка, от которой Женя получила цветок. Без образа доброй бабушки не было бы ни благородного поступка девочки, ни знакомства с Витей. Подобный образ выбран Катаевым не случайно, так как в нем соединились и накопленный годами опыт, и мудрость, которая спасла девочку, преподнеся ей урок на будущее. Старушка напоминает читателю образ доброй волшебной феи, которая появилась из ниоткуда и исчезла в никуда.

Витя – это мальчик, у которого был серьезный недуг. Его веселый нрав и добродушие привлекли внимание главной героини. Она решилась впервые в жизни принести радость окружающим, пожертвовав последним лепестком цветка ради выздоровления Вити.

Девочки. Автор ввел этих героинь в сказку не случайно. После контакта с ними Жени стало понятно, какими чертами характера она обладает. Игрушки, которыми Женя хотела бы завладеть, были их собственностью, которыми они также не хотели делиться.

Местные дворовые мальчишки, которые являются второстепенными, привлекли внимание Жени, играя в «папанинцев». Они ни чем не отличаются от обычных ребят, которые стараются, подражая взрослым, быть самостоятельными, не подпускать к своим занятиям девчонок. Этим они обидели Женю, которая в ярости загадала желание оказаться на северном полюсе.

Каждый герой, которого вводит автор на страницы произведения, является дополнением к другим. Все они помогают детально разобраться в характерах героев – и второстепенных, и главных. Благодаря остальным героям Женя начинает по-своему понимать, в чем смысл жизни, выделять некоторые вещи как наиболее ценные во взаимоотношениям между людьми.

2 вариант

Волшебная сказка Катаева «Цветик – семицветик» является примером того, как надо себя вести в той или иной ситуации. На примере девочки Жени писатель показал, что надо правильно выбирать свои желания. И стараться не повторять ошибок.

Главный персонаж произведения девочка которую зовут Женя. Ей семь лет, на вид не чем не отличается от других девчонок её возраста. Она идет домой, не замечая дороги. А когда она заметила, что дворняга съела её баранки, кинулась за ней и заблудилась. Писатель показал, что девочка добрая и вежливая, по отношению к старушке в момент, когда ей подарили волшебный цветок. Женя, как и любой ребенок, её возраста  верит в волшебство.

Женя была врунишкой, когда она разбила любимую мамину вазочку, не признается в этом. Когда к ней попал волшебный цветок, который исполнял желания, она почти все его лепестки потратила зря.

И только последний лепесток был потрачен на хорошее дело, она помогла мальчику снова ходить.

Женя, лишь, когда пообщалась с Витей, осознала свои глупые желания, она оказалась добродушной девочкой и помогла мальчику.

Ещё одной героиней была старушка, которая подарила Жене волшебный цветок. Если бы не эта бабушка, то девочка не совершила бы доброго поступка, не познакомилась бы с Витей. Старушка выступает в образе доброй волшебницы, которая появляется и исчезает внезапно.

Мальчик, который болен и смог разбудить в Жене доброту, зовут его Витя. Несмотря на его серьезный недуг, он остался веселым, добродушным и общительным мальчиком. Он привлек внимание девочке. После общения с ним она впервые в жизни сделала что – то не для себя. Сначала она шутила, над ним, что он сидит ни чего не делает. Но когда она увидела костыли, все поняла. Она использует последний лепесток, загадав желание, что бы Витя снова смог ходить.

Писатель вводит в сказку разнообразных второстепенных персонажей. Девочки, после общения с которыми, Женя поняла, каким характером она обладает. Игрушки, которые ей понравились, были собственностью девочек они не дали ей с ними поиграть, Женя обиделась на них.

Мальчишки не взяли её в свою игру, потому что она девочка. После общения с ними она загадывает желание и оказывается на северном полюсе.

Мама Жени в произведении появляется лишь раз, в начале произведения, когда Женя разбивает вазу, она отправила её погулять во двор.

Каждый герой, который появляется в сказке, как бы дополняет остальных. Они все дают возможность детально разобраться в героях.

Автор пытается через Женю показать читателям урок милосердного отношения к больным людям, дает возможность задуматься о своих поступках, о их правильности. Писатель дает возможность задуматься о смысле жизни не только детей, но и взрослых.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои сказки Цветик-семицветик Катаева

Герои сказки Цветик-семицветик Катаева

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс

    Многочисленные свои работы художник посвящал сирени, о которых свидетельствует многочисленные натюрморты. В центре картины изображена плетеная корзина, в которую помещен великолепный букет сирени.

  • Сочинение Анализ рассказа Муза Бунина

    Прочитав данный рассказ величайшего русского писателя Ивана Бунина, я сразу же бросился в пучину раздумий и начал анализировать и усваивать то, что хотел донести до нас автор.

  • План сказки Белая уточка 2, 3 класс

    Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная

  • Сочинение по картине Кожина Церковь Покрова на Нерли 8 класс

    На картине изображен белоснежный храм на берегу реки. Река тихая, спокойная, течение ее будто оберегает Божий дом от невзгод. На том берегу, где стоит зритель, высокая трава едва колышется от легкого ветерка.

  • Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинение

    Действие происходит в неназванном государстве. Помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев – главный герой произведения. Он богат и глуп. У него много земли и крестьян.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Главные герои сказки Цветик-семицветик

Главные герои произведения Цветик-семицветик

Девочка Женя

Самой главной героиней является семилетняя девочка по имени Женя. Женя сначала вызывает  у читателей неоднозначные чувства, скорее больше отрицательные, кажется завистливой, жадной, неуклюжей. Женя обычная девочка, как все, невнимательная, как и все дети в ее возрасте. Однажды она даже заблудилась. Однажды обманула свою маму, так как разбила вазу и боялась признаться в этом. В ее руках оказался волшебный цветок с волшебными лепестками, которые исполняют желания. В этом момент ей овладевает детская зависть и жадность.  Она начинает, не думая тратить свою желания на всякие пустяки. Например, она загадывает на зло дворовым мальчикам желание, оказаться на северном полюсе. Затем желает, чтобы у нее оказались все игрушки, которые есть на белом свете, это потому что ей не дали поиграть девочки в свои игрушки. Женя одним своим последним желанием смога компенсировать все те, которые загадывала для себя, ради своего удовольствия. Женя поняла и осознала свои прежние глупые поступки, она оказалась благородной и добродушной девочкой.

Мальчик Витя

Симпатичный мальчик, добродушный, но он не может ходить. У него больные ноги. Женя встретила и познакомилась с ним на лавочке. Сначала девочка подшучивала над ним, что он просто сидит, но увидев костыли, все поняла. Витя понравился Жене, и она проявила к нему добродушие. Девочка Женя впервые подумала о ком-то другом, не о себе. Он вызвал у нее чувство жалости и Женя решила использовать свой последний лепесток на чужое благо. Она загадала желание, чтобы Витя мог ходить.

Мальчики и девочки

Дворовые мальчишки, которые играли у себя во дворе и не брали в свои игры девочек. Они обидели главную героиню Женю, и та решила загадать желание, чтобы оказаться на севере.

Также второстепенными персонажами являются девочки, которые не захотели делиться с девочкой своими игрушками.

Старушка

Еще одной героиней является старая женщина, которая дала Жене этот волшебный цветок. Добрая и мудрая старушка словно волшебная фея появилась не откуда и также исчезла. Она дала ей этот цветок, но не сказала какие желания ей заказывать. Это Женя должна была решить сама. Мудрая бабушка дала ей шанс поменяться, она должна была измениться в лучшую сторону.

Мама Жени

Мама Жени встречается всего в одном коротком эпизоде, где Женя разбивает ее вазу, и мама решила отправит неуклюжую дочку погулять во двор.

Вариант 2

Замечательная сказка Валентина Катаева «Цветик-Семицветик» рассказывает о том, что в жизни у человека есть много шансов и возможностей, но он не всегда делает правильный выбор. Иногда люди тратят свою жизнь на бесполезные дела. Автор заставляет задуматься над смыслом жизни не только детей, но и взрослых.

Основных персонажей в сказке всего лишь три, но этого достаточно, чтобы передать главную мысль произведения и донести её до читателя.

Девочка Женя

Главной героиней сказки Катаева «Цветик-Семицветик» является девочка Женя. Она совсем не идеальный ребенок, со своими недостатками. Её рассеянность отразилась на событиях, которые с ней произошли. Девочка не умеет разумно тратить и выбирать только самое главное и необходимое, что ей нужно, поэтому впустую использует шесть волшебных лепестков, загадывая бесполезные желания. Главной героине не всегда хватает смелости признаться в своей вине. Разбив вазочку, Женя скрывает правду от мамы. Она проявляет эгоизм и упрямство по отношению к сверстникам, пытаясь доказать им свои безграничные возможности. Зависть и досада способствуют ещё большему конфликту с детьми. Необдуманные действия Жени приводят к бессмысленному результату.

С другой стороны, есть в девочке и много хороших качеств. Например, Женя не забывает поблагодарить незнакомую бабушку за подарок.

Как и все дети, Женя верит в чудеса и мечтает о том, чтобы её желания сбылись. Но на пути к этому, главная героиня совершает множество ошибок, которые потом ей приходится в срочном порядке исправлять. Позже она научилась анализировать свое поведение и не принимать скоропалительных решений. Этому послужила встреча с необычным сверстником. На Женю произвел очень сильное впечатление больной мальчик Витя. Его доброе сердце, которое не сломила болезнь, заставило Женю пересмотреть свои взгляды на жизнь, изменить свои желания и поступки. Девочка искренне захотела помочь мальчику выздороветь. Женя проявляет чуткость, милосердие и доброту, посвятив последней лепесток не себе, а Вите, загадав желание, чтобы её новый друг стал здоровым. Желание главной героини сбывается и от этого она получает большую радость. В итоге, значимый, настоящий результат принес только один, последний лепесток, а Женя оказалась доброй, отзывчивой девочкой.

Старушка

Большую роль в становлении характера главной героини, играет с виду обычная старушка, которая сочувствует девочке и дарит ей необычный цветок. Она оказалась доброй мудрой волшебницей, изменившей характер и поведение Жени. Старушка предоставила девочке шанс самой выбирать и принимать решение. В итоге, через пробы и ошибки, набравшись опыта, девочка совершает благородный поступок.

Мальчик Витя

Ещё один герой – симпатичный мальчик Витя, который серьезно болен, не может бегать и играть, как другие дети, но, несмотря на это, веселый и добрый. С помощью Жени Витя становится здоровым и счастливым; может теперь бегать и играть с другими детьми.

Автор через образ Жени преподносит читателям урок неравнодушного милосердного отношения к больным людям, заставляет каждого задуматься, а всегда ли он правильно поступает в жизни.

Главные герои сказки Цветик-семицветик

Главные герои сказки Цветик-семицветик

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Чтение — что оно даёт человеку

    Чтение. Казалось бы, обычное дело. На летние каникулы всегда задают прочесть дополнительную литературу, выходящую за рамки школьной программы. Говоря, мол, лишним не будет.

  • Анализ произведения Платонова Волшебное кольцо

    Сказка Андрея Платонова «Волшебное кольцо» писалась автором на закате творческой карьеры – это одно из последних произведений. К тому времени уже признанный писатель выбрал жанр сказки

  • Образ и характеристика Анны Сергеевны в пьесе Дама с собачкой Чехова сочинение

    Главной героиней произведения является Анна Сергеевна. Эта хрупкая светловолосая молодая женщина родилась и воспитывалась в Санкт-Петербурге

  • Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкина (8 класс рассуждение)

    Это произведение о чести, долге и верности. Через всю повесть прослеживается жизнь Петра Гринёва, который из изнеженного юноши постепенно превращается во взрослого, храброго и мужественного человека

  • Образ купечества в Грозе Островского сочинение

    Александр Островский, является величайшим автором русской литературы, написавшим такое знаменитое произведение как Гроза. Начало произведения, начинается с описания вымышленного города Калинова

Главные герои «Цветик-самоцветик» характеристика персонажей сказки Катаева для читательского дневника

В произведении В. Катаева речь идет о главной героине «Цветика-семицветика», о девочке Жене, которая, путем долгих раздумий и сомнений, смогла принять правильное решение. В этом заключается главная мысль волшебной сказки Катаева: быть внимательным к окружающим, и уметь совершить искренний и бескорыстный поступок. Героиня рассказа сначала не может похвастаться положительной характеристикой, но, в ходе происходящих событий, Женя все-таки сумела понять главное, что ценность человеческой жизни важнее, чем материальные блага.

Главные герои «Цветик-самоцветик» характеристика персонажей сказки Катаева для читательского дневника

Содержание

  • Характеристика героев «Цветик-семицветик»
  • Главные герои
    • Женя
  • Второстепенные персонажи
    • Бабушка
    • Мама
    • Мальчики
    • Девочки
    • Витя

Характеристика героев «Цветик-семицветик»

Главные герои

Женя

Обыкновенная маленькая девочка, немного невнимательная и очень эгоистичная. Когда она становится обладательницей волшебного цветка, становится ясно, что в голове у нее ветер. Она не может определиться с выбором желаний, но страсть к обладанию, жадность и зависть, делают свое дело, и девочка попусту растрачивает свои драгоценные лепестки. В конце концов, она понимает свою глупость, и, совершением одного благородного поступка, компенсирует все остальные.

Второстепенные персонажи

Бабушка

В «Цветике-семицветике» герои, обладающие мудростью и большим жизненным опытом, дают Жене шанс измениться к лучшему. Такой мудрой героиней является бабушка, добрая, умная женщина, которая подарила девочке цветок. Умная старушка не стала говорить Жене, что надо просить у цветка, она дала ей возможность самой принимать решения и думать самостоятельно. Бабушка появилась и исчезла неожиданно, как и полагается добрым волшебницам.

Мама

Мама девочки понимает, что ее дочь невнимательна и неуклюжа, поэтому ей проще, когда девочка гуляет во дворе.

Мальчики

Мальчики играли в папановцев, и отказались брать с собой Женю. Это сильные, смелые и отважные мальчишки, они просто созданы для северного полюса, а девчонкам там делать нечего.

Девочки

У девочек различные игрушки, а Женя, завистливая и жадная, вместо того, чтобы попроситься в игру, использовала лепесток.

Витя

Красивый мальчик с голубыми глазами. Веселый и добрый мальчишка, который не может ходить, потому что у него больные ноги. Мальчик Витя очень понравился Жене, и стал причиной того, что разбудил в девочке сострадание и великодушие. Женя впервые подумала не о себе, а о другом человеке, и, с помощью волшебного лепестка, избавила Витю от хромоты.

Это характеристика героев поможет на уроке литературы или внеклассного чтения, а также будет полезна для читательского дневника.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Красная шапочка» характеристика персонажей сказки Шарля Перро для читательского дневника

Следующая

СочиненияГлавные герои «Огниво» характеристика персонажей сказки Андерсена для читательского дневника

  • Как звери хвосты выбирали сказка читать
  • Как зовут девочку из сказки гуси лебеди
  • Как звери хвостами менялись сказка
  • Как зовут девочку из сказки 12 месяцев
  • Как звери напугали волка в сказке зимовье