Как зовут старшего брата васи в рассказе письмо

Письмо Бабель краткое содержание рассказа

Рассказ «Письмо», входящий в известный цикл «Конармия», созданный Исааком Эммануиловичем Бабелем, был написан автором в 1920 году. В центре сюжета этой истории находится послание совсем юного Василия Курдюкова, оказавшегося в подразделении красной Конной армии, сражающейся под командованием Семена Михайловича Буденного, адресованное матери мальчика.

 Письмо

Исаак Бабель «Конармия. Одесские рассказы»

Подросток Вася Курдюков в своем письме просит родительницу прислать ему какие-либо продукты питания, поскольку он постоянно страдает от сильнейшего чувства голода. Парень также желает узнать, как поживают его братья, которые воюют на стороне красногвардейцев. Из слов Василия становится ясно, что один из его ближайших родственников оказался в плену у белых, при этом юноша погиб от руки собственного отца.

Старший Курдюков возглавлял роту в вооруженных силах генерала Деникина, и этот человек расправился с родным сыном крайне изощренным и безжалостным способом, отрезая от тела юноши частички кожи. Впоследствии другой брат Васи, носящий имя Семен, разыскал отца и лишил мужчину жизни, невзирая на то, что белогвардеец постарался изменить свою внешность.

Василий с гордостью информирует маму о том, что он служит под началом знаменитого товарища Буденного. В обязанности мальчика входит доставлять печатные издания и книги на боевые позиции, и юный Курдюков выполняет поставленную задачу с нескрываемым удовольствием. Паренек от души восхищается своими боевыми товарищами, называя красноармейцев «орлами» и «красными героями».

В то же время Вася с детства приучен к труду на земле, мальчик стремится выяснить, что именно выращивают в тех краях, где в настоящее время протекает его жизнь, и удается ли местным крестьянам получать достойные урожаи. Невзирая на то, что Курдюкову искренне нравится существование в армии, подросток ощущает тоску по родному селению и любимому коню по кличке Степа.

В письме Василий обращается к матери с глубочайшим уважением, парень безоговорочно почитает свою родительницу. Он от всего сердца желает женщине здоровья и успехов во всех ее делах, мальчик не забывает и о других родственниках. К тому же Курдюков является по-настоящему религиозным человеком, подросток горячо верит в Бога.

Вася проявляет себя в послании подлинным хозяином, его тревожат домашние дела. При этом едва вступающий во взрослую жизнь юноша уже не обладает даже элементарной способностью к милосердию и сочувствию, его нисколько не трогает гибель отца от рук родного сына. В целом убийство кажется Курдюкову самым обыкновенным и обыденным делом, не вызывающим в душе мальчика никакого отвращения и ужаса.

Автор подчеркивает, что внутренний мир героя рассказа, остающегося по возрасту почти ребенком, уже непоправимо искалечен существованием в условиях войны. При чтении произведения невозможно не понять, что в будущем повзрослевший Василий станет чрезвычайно жестоким и лишенным всякой жалости человеком, который будет без колебаний убивать других людей, не видя в подобных поступках ничего предосудительного.

Из рассказа «Письмо» становится понятно, что любая война несовместима с человечностью, полноценной жизнью и счастьем. Писатель привлекает внимание к тому факту, что боевые действия неминуемо наносят непоправимый вред душам людей, причем в первую очередь тех, чье мировоззрение еще не сформировалось окончательно. Для таких подростков, как Вася Курдюков, кровь, насилие и смерть быстро становятся вполне привычными и повседневными явлениями. Во взглядах на происходящее центрального персонажа рассказа заключается основная трагедия противоречивого и полного страданий времени, описываемого автором.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Бабель — Письмо

Краткое содержание Бабель Письмо

Основная сюжетная линия рассказа Бабеля «Письмо» — это письмо, которое пишет своей матери мальчик Василий Курдюков. В этом послании мальчик просит мать прислать какую-нибудь еду, а также рассказать о том, как живут братья, которые сражаются за красногвардейцев. По ходу повествования выясняется, что один из братьев попал в плен к белым и умер от руки своего отца. Он был командиром роты у Деникина, и сына убивал изощренным образом — отрезал по кусочку кожи. Через некоторое время, отец был вынужден скрываться, перекрасив для этого бороду. Несмотря на это, другой брат Степан разыскал и убил его.

В письме мальчик упоминает, что находится в подразделении красной Конной армии товарища Буденного и занимается тем, что развозит газеты и литературу на позиции.

Василий пишет, что ему нравится здесь жить и тем же самым просит маму прислать ему еды, так как мальчик каждый день ложиться спать, будучи очень голодным.

В письме Курдюков воспевает красную армию, называя красногвардейцев «красными героями» и «орлами».

Из рассказа становится ясно, что Василий — хлебопашец и он интересуется какой здесь урожай и что выращивают в этой местности. Здесь можно догадаться, что мальчик явно тоскует по дому, несмотря на то, что ему очень нравятся военные будни — Курдюкова мучает тоска по мирной жизни и, в частности, по своему родному краю, коню Степе и по мирной жизни в целом.

В письме матери упоминаются страшные факты о смерти брата. Будучи командиром роты Деникина, отец жестоким образом убивал его. Второй брат Васи Семен выследил и лишил жизни отца, отомстив за смерть брата.

Василий открывается автором как человек сильно верующий в Бога и маме пишет с большим уважением. Он искренне желает ей здоровья и благополучия, как и остальным родственникам, кумовьям и крестным.

Рассказ «Письмо» — это наивное и одновременно жестокое послание, которое раскрывает трагедию семьи Курдюковых, характер самого мальчика, сочетающего в себе причудливым образом крепкую заботу о брошенном хозяйстве и безжалостное равнодушие к смерти отца от рук собственных детей.

Наиболее трагично то, что Василий Курдюков уже лишен всякого рода сочувствия и милосердия. Убийство для него — привычное дело. Война покалечила душу мальчика и становится понятно, что он станет взрослым — это будет жестокий и обозленный человек.

Вывод: человек и война несовместимы ни при каких условиях. В это рассказе автор категорически отвергает такое явление как гражданская война, ибо она есть самое страшное зло, которое только может совершить человек.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бабель — Письмо. Картинка к рассказу

Бабель - Письмо кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Теренций Братья

    Старик Микион не имеет родных детей, поэтому он усыновил Эсхина, сына своего брата Демеи. Воспитывал Микион приемного сына в разумной свободе и доверии. За это эго упрекал Демеи.

  • Краткое содержание О. Генри Трест, который лопнул

    Рассказ комедийного американского писателя О. Генри Трест который лопнул, повествует о двух приятелях мошенниках, которые живут в поисках авантюр и лёгкой наживы

  • Краткое содержание Бажов Две ящерки

    На Гумешках строили завод по выплавке меди. Сначала этим делом занималось государство, которое наняли немецких мастеров. Но, у тех не все получалось, так как сырьё было в горах не подходящее для немецкого оборудования.

  • Краткое содержание Бесплодная земля Томас Элиот кратко и по частям

    События происходят в послевоенной Англии. Природа пробуждается после зимы. В городе Штарнбергер-Зее дождливая погода. Мари разговаривает сидя в кафе с другом. Она рассказывает о катании на санках в горах.

  • Балет

    Он красив, печален и весел. Эмоции, которые проносятся по залу.

Слайд 1

Исаак Эммануилович Бабель родился в Одессе в состоятельной семье. Окончив Одесское коммерческое училище и Киевский национальный институт, Бабель отправился в Петроград, надеясь опубликовать там свои рассказы, которых к тому времени было уже немало. Его долго не печатали, пока Бабель не попал к Горькому, он-то и разглядел в этом молодом человеке талант. Однако новые рассказы Бабеля Горькому не понравились, и он посоветовал ему отправиться “в люди”.

Слайд 2

В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе , в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме , был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.

Слайд 3

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: “Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами”. А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.

Слайд 4

В тех и в других война вдохнула… мрачный хмель разгула… И.Э.Бабель.»Конармия»

Слайд 5

Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. А.С.Пушкин 8 -13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора. Из них 1 млн. бойцов Красной Армии. Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал. 2 млн. человек эмигрировали из России. Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года.. Сельское хозяйство сократилось вдвое. Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.

Слайд 6

В основу «Конармии» лег материал, накопленный во время службы Бабеля, с июня по сентябрь 1920 г., в газете «Красный кавалерист» знаменитой Первой конной.

Слайд 7

Главным стало изображение персонажей конармейцев изнутри, с помощью их собственных голосов. Писателя интересовало их самосознание. В такой сказовой стилистике были написаны новеллы «Соль», «Измена», «Жизнеописание Павличенки , Матвея Родионовича», «Письмо» и др. Много новелл было написано от имени интеллигентного рассказчика Лютова. Его одиночество, его отчужденность, его содрогающееся при виде жестокости сердце, его стремление слиться с массой, которая грубее, чем он, но и победительнее , его любопытство, его внешний вид — все это биографически напоминало Бабеля 1920 года .

Слайд 8

Рассказчик – корреспондент Лютов, чужой в армейской среде, неуклюжий, близорукий, с противоречивыми чувствами впитывает страшный опыт войны, постигает нрав бойцов. Лютов и страшится их жестокости, и восхищается силой, решительностью, умением презирать смерть .

Слайд 9

Вся страна тогда распевала бравурный марш. Бойцы Первой Конной армии были героями эпохи. А какими их увидел Бабель? Какими показал в своей знаменитой книге?

Слайд 10

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. — Основу сюжета данного рассказа составляет письмо мальчика Васи Курдюкова на родину, матери. — Композиция рамочная: автор пишет письмо по просьбе мальчика и под его диктовку.

Слайд 11

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. — Почему автор посчитал важным в цикл рассказов о Конармии включить письмо мальчика на родину? Письмо- это всегда что-то личное, в нем сообщаются новости, события из жизни, это рассказ о самом себе, откровенный, без фальши. Бабелю интересен сам человек,участвующий в военнных событиях, а не военные действия армии. — Какие герои показаны в данном рассказе? Два основных действующих лица- автор-рассказчик и мальчик Вася Курдюков. Данное письмо позволяет увидеть историю семьи Курдюковых на фоне идеологической борьбы в годы гражданской войны. В письме рассказывается еще и о семье Васи: отце и двух братьях.

Слайд 12

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. -С чего начинается письмо? -О чем беспокоится Вася? -Как Вася относится к матери? -Как живется на самом деле мальчику?

Слайд 13

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. -Как относится мальчик к бойцам красной Конной? -Как описывает Вася матери местность, в которой он находится вместе с Конармией? -Что описывает Вася в основной части своего письма?

Слайд 14

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. -Какова интонация этой части письма? -Каким показан в письме старший брат Семен, как к нему относится Вася? -Как вы восприняли это кровное убийство?

Слайд 15

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. -Почему в конце рассказа автор дает описание фотографии семьи Курдюковых ? -Как описана эта фотография? -Можем ли мы сказать, какова авторская позиция к описываемым в письме событиям?

Слайд 16

-Так о чем же книга Бабеля? Это книга о страданиях человеческой души, которая исступленно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире. Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Бабеля на страницах своей книги. – В чем особенность изображения Бабелем ему современных исторических событий? У Бабеля показаны живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. Наряду с героизмом писатель без всякого умалчивания пишет о грубости и даже жестокости солдат конармии Буденного по отношению к мирным жителям. Бабель видит как положительные, так и отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Он за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости.

Слайд 17

15 мая 1939 Бабель был арестован на даче в Переделкино под Москвой. Писатель обвинялся в «антисоветской заговорщической террористической деятельности в подготовке террористических актов… в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства. Под пытками Бабель дал ложные показания, но на последнем судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР 21 января 1940 отказался от них. 27 января 1940 Бабель был расстрелян, тело его было сожжено в крематории Донского монастыря.

Обновлено: 09.01.2023

Подросток Вася Курдюков в своем письме просит родительницу прислать ему какие-либо продукты питания, поскольку он постоянно страдает от сильнейшего чувства голода. Парень также желает узнать, как поживают его братья, которые воюют на стороне красногвардейцев. Из слов Василия становится ясно, что один из его ближайших родственников оказался в плену у белых, при этом юноша погиб от руки собственного отца.

Старший Курдюков возглавлял роту в вооруженных силах генерала Деникина, и этот человек расправился с родным сыном крайне изощренным и безжалостным способом, отрезая от тела юноши частички кожи. Впоследствии другой брат Васи, носящий имя Семен, разыскал отца и лишил мужчину жизни, невзирая на то, что белогвардеец постарался изменить свою внешность.

В то же время Вася с детства приучен к труду на земле, мальчик стремится выяснить, что именно выращивают в тех краях, где в настоящее время протекает его жизнь, и удается ли местным крестьянам получать достойные урожаи. Невзирая на то, что Курдюкову искренне нравится существование в армии, подросток ощущает тоску по родному селению и любимому коню по кличке Степа.

В письме Василий обращается к матери с глубочайшим уважением, парень безоговорочно почитает свою родительницу. Он от всего сердца желает женщине здоровья и успехов во всех ее делах, мальчик не забывает и о других родственниках. К тому же Курдюков является по-настоящему религиозным человеком, подросток горячо верит в Бога.

Вася проявляет себя в послании подлинным хозяином, его тревожат домашние дела. При этом едва вступающий во взрослую жизнь юноша уже не обладает даже элементарной способностью к милосердию и сочувствию, его нисколько не трогает гибель отца от рук родного сына. В целом убийство кажется Курдюкову самым обыкновенным и обыденным делом, не вызывающим в душе мальчика никакого отвращения и ужаса.

Автор подчеркивает, что внутренний мир героя рассказа, остающегося по возрасту почти ребенком, уже непоправимо искалечен существованием в условиях войны. При чтении произведения невозможно не понять, что в будущем повзрослевший Василий станет чрезвычайно жестоким и лишенным всякой жалости человеком, который будет без колебаний убивать других людей, не видя в подобных поступках ничего предосудительного.

Гражданская война в России — период в истории, когда общество раскололось на два сильных противоборствующих лагеря, когда члены семей готовы были идти против друг друга ради отстаивания своих точек зрения на устройство общества. Стоит сказать, что Бабель и Шолохов — современники тех событий: оба восторженно встретили революцию, в годы Гражданской войны Бабель воевал в Конармии Будённого, а Шолохов работал в качестве продкомиссара. Рассказы этих писателей объединяют не только общая историческая основа, но и элементы повествования: авторы уделяют особое внимание взаимоотношениям героев с их отцами и осмысление происходящих событий.

«Бодягин глянул на сани, ломтями резавшие лиловый снег сбочь дороги,

Однако в отличии от Игната Бодягина герои этого произведения в действительности не осмысляют происходящих с ними событий.

Отец в действительности не понимает, почему он должен отдавать нажитое своим трудом имущество, а для сына должностные обязанности и подчинение приказан оказывается гораздо значимее семейного благополучия.

В заключении хочется отметить, что работы Шолохова и Бабеля были восприняты по-разному советской властью, что также связано с изображением красноармейцев. Бабель показывает жестокость красноармейцев и свирепость Конармии, которая готова уничтожать семейные узы и разрушает человечность, в то время как описание белых сил практически сведено к минимуму. Шолохов же описывает противников продразверстки, как жадных и нечестных людей и в то же время оправдывает жесткость красноармейцев: наряду с убийством отца Игнат спасает от голода сироту и искупает вину не только милосердным поступком, но и кровью. Конечно, советская власть с большим расположением отнесется к произведениям Шолохова, чем к творчеству Бабеля.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема гражданской войны в творчестве И.Э. Бабеля. Рассказ «Письмо”

*Расширить представление учащихся о литературе 20-х годов; помочь осмыслить идейно – художественную позицию И.Э. Бабеля в освещении гражданской войны;

*Развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, поступки, речь персонажей;

*Воспитывать умение отстаивать свою точку зрение, толерантное отношение к мнению собеседника.

Ход урока:

Организационный момент. Постановка целей.

Творческое задание:

III . Реализация индивидуального домашнего задания.

IV . Слово учителя.

Новелла — рассказ с необычным и строгим сюжетом, с ясной композицией, отличающимся особым драматизмом сюжета.

2.Мальчик Курдюков очень внимательный и заботливый сын, любящий свою мать. Вы согласны с этим? Обоснуйте своё мнение.

3.Гражданская война развела по враждующим лагерям членов одной семьи. В одном лагере — отец, в другом – братья: Василий, Фёдор, Семён, кум (крёстный отец!) Никон Васильевич. За что, почему отец убивает Фёдора, причём делает это изощрённо?

4.Обратите внимание: кто обнаруживает отца в Майкопе и сообщает об этом Семёну? ( Согласно православным традициям, крёстные обязаны взять на себя заботу о крестниках, если те лишились родителей).

5.Сын убивает отца, отомстив, таким образом, за смерть своего брата. В этом заключается трагедия братоубийства, такая страшная в своей неправедности. Сам Василий Курдюков постоянно поминает Бога.

-Он богобоязненный человек?

-Сколько и какие библейские заповеди нарушаются в этом рассказе? ( Возлюби ближнего своего, почитай отца своего и мать, не убий.)

6.Обратим внимание на деталь: сломанная семейная фотография. О чём это говорит? (Изломанная фотография – изломанная войной семья. Нарушена внутренняя целостность изображённого на фотографии, и это символ времени.)

Как известно, глаза – зеркало души. Прокомментируйте.

Вывод: Человек и война несовместимы. И Бабель отвергает гражданскую войну, как самое страшное зло, совершаемое человеком.

V . Реализация творческого задания.

Итак, какая музыкальная тема подходит к данному рассказу? Ответ мотивируйте.

(Музыка Я. Френкеля стремительная, бесшабашная, азартная. Она передаёт бешеный темп того времени. Главное-действие, нет времени остановиться и задуматься.

Музыка А.Александрова лиричная, грустная, как и сам рассказ. Хочется остановиться, поразмышлять. К чему исподволь и подводит автор произведения.)

В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе , в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме , был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: “Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами”. А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.

Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. А.С.Пушкин 8 -13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора. Из них 1 млн. бойцов Красной Армии. Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал. 2 млн. человек эмигрировали из России. Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года.. Сельское хозяйство сократилось вдвое. Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.

Рассказчик – корреспондент Лютов, чужой в армейской среде, неуклюжий, близорукий, с противоречивыми чувствами впитывает страшный опыт войны, постигает нрав бойцов. Лютов и страшится их жестокости, и восхищается силой, решительностью, умением презирать смерть .

Вся страна тогда распевала бравурный марш. Бойцы Первой Конной армии были героями эпохи. А какими их увидел Бабель? Какими показал в своей знаменитой книге?

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. — Основу сюжета данного рассказа составляет письмо мальчика Васи Курдюкова на родину, матери. — Композиция рамочная: автор пишет письмо по просьбе мальчика и под его диктовку.

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. -С чего начинается письмо? -О чем беспокоится Вася? -Как Вася относится к матери? -Как живется на самом деле мальчику?

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. -Как относится мальчик к бойцам красной Конной? -Как описывает Вася матери местность, в которой он находится вместе с Конармией? -Что описывает Вася в основной части своего письма?

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. -Какова интонация этой части письма? -Каким показан в письме старший брат Семен, как к нему относится Вася? -Как вы восприняли это кровное убийство?

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”. -Почему в конце рассказа автор дает описание фотографии семьи Курдюковых ? -Как описана эта фотография? -Можем ли мы сказать, какова авторская позиция к описываемым в письме событиям?

-Так о чем же книга Бабеля? Это книга о страданиях человеческой души, которая исступленно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире. Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Бабеля на страницах своей книги. – В чем особенность изображения Бабелем ему современных исторических событий? У Бабеля показаны живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. Наряду с героизмом писатель без всякого умалчивания пишет о грубости и даже жестокости солдат конармии Буденного по отношению к мирным жителям. Бабель видит как положительные, так и отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Он за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости.

15 мая 1939 Бабель был арестован на даче в Переделкино под Москвой. Писатель обвинялся в «антисоветской заговорщической террористической деятельности в подготовке террористических актов. в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства. Под пытками Бабель дал ложные показания, но на последнем судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР 21 января 1940 отказался от них. 27 января 1940 Бабель был расстрелян, тело его было сожжено в крематории Донского монастыря.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам.

Конспект урока направлен на точное рассмотрение картины и чувственное проникновение в неё (картину).При недостаточном времени можно задать написание сочинения на дом.

Данная презентация отностится к конспекту урока по русскому языку.

Исаак Осипович Дунаевский

Презентация для учащихся младшего и среднего школьного возраста о жизни и основных творческих вехах Исаака Дунаевского.

Внеурочное мероприятие «375-летие со Дня рождения Исаака Ньютона»

Данная разаботка — это внеурочное мероприятие, приуроченное 375-летию со Дня рождения великого ученого Исаака Нтьютона. В ней сдержиться биография ученого и занимательные задачи для обучающихся 10, 11.

Презентация «Исаак Ньютон и его законы»

29.11.20г.Презентация – это наиболее современный в настоящее время способ представления информации, который отличается от других способов насыщенностью содержания и интерактивностью.

Уроки Гражданской войны в рассказах М.А.Шолохова и И.Э.Бабеля

В работе рассматривается художественное своеобразие рассказов М. А.Шолохова и И.Э.Бабеля о Гражданской войне.

Читайте также:

      

  • Сочинение на день президента
  •   

  • Сочинение на тему формула успеха
  •   

  • Сочинение ислам и православие в россии
  •   

  • Слово принадлежит наполовину тому кто говорит и наполовину тому кто слушает сочинение
  •   

  • Сочинение по рассказу два брата и золото

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: Показать
неизбежность трагической судьбы человека в
переломные моменты истории; понять, в чем
особенность изображения Бабелем исторических
современных ему событий.

Развивающие: Формировать навыки
анализа текста, развивать устную монологическую
речь, формировать мотивацию к
учебно-познавательной деятельности
(самостоятельному чтению и анализу
художественных произведений, исследовательской
работе).

Воспитательные: Воспитывать у учащихся
гражданскую позицию, развивать чувства
милосердия, сострадания, умение понять боль
другого человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя,
песня “Марш Буденного”, репродукции картин о
Гражданской войне, эпиграфы, текст рассказа
“Письмо” для анализа, таблица “Последствия
Гражданской войны”.

Оформление доски:

Эпиграфы:

Не приведи Бог увидеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный.

А.С.Пушкин

Летопись будничных злодеяний теснит
меня неутомимо, как порок сердца.

И.Э.Бабель

Таблица “Последствия Гражданской
войны”

8 -13 млн. человек погибло от голода,
холода, болезней, террора.
Из них 1 млн. бойцов Красной Армии.
Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев –
никто не считал.
2 млн. человек эмигрировали из России.
Промышленное производство упало до 20% от уровня
1913 года..
Сельское хозяйство сократилось вдвое.
Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд.
золотых рублей.

ХОД УРОКА

Вступительная беседа.

Революция и Гражданская война круто
изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека,
ломая, калеча, уродуя людские тела и души. Страшна
любая война, потому что она несет смерть, горе,
боль, разрушения, но война гражданская страшна и
бесчеловечна вдвойне.

Изображение гражданской войны стало
одной из главных тем русской литературы 20 века.
Эта война, потрясшая огромную страну,
осознавалась в литературе по-разному: и как
трагедия народа, и как романтически окрашенное
великое событие, закрепившее победу большевиков
в революции.

– Вспомните, в произведениях каких писателей
нашла свое отражение тема гражданской войны? ( М.
Булгаков “Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый
год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов
“Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И.
Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”)

В России Гражданская война шла в
течение 5 лет, с 1917 по 1922 год. “Обычно Гражданскую
войну определяют как вооруженную борьбу за
власть между представителями различных классов
и социальных групп. Иными словами, это борьба
внутри страны, внутри народа, нации, зачастую
между земляками, соседями, сослуживцами или
друзьями и даже родственниками. Это трагедия,
надолго оставляющая незаживающую рану в сердце
нации и надломы в ее душе”. (Гражданская война в
лирике и прозе. М, 2002г.)

Учитель зачитывает данные таблицы
“Последствия Гражданской войны”.

– Как вы можете прокомментировать эти
данные? Какие чувства они в вас вызывают?

Чтение учеником стихотворения “Гражданская
война” М.Волошина:

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других — лишенных всех корней —
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский —
Надрыв и смута наших дней.
Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле…
В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам:
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Учитель: В конармейском дневнике И.
Бабеля находим такие строки: “Почему у меня
непроходящая тоска? Потому что далек от дома,
потому что разрушаем. Идем, как вихрь, как лава,
всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на
большой непрекращающейся панихиде”.

Панихида – это церковная
служба по умершему, траурные речи. Кого, что
оплакивает Бабель? Сегодня нам предстоит в этом
разобраться. На основе своего конармейского
дневника Бабель написал сборник новелл
“Конармия”. Отношение к этому сборнику у
критиков было разное: кто-то увидел здесь чуждую
революционной позиции “поэтизацию бандитизма”,
а Горький заявил, что увидел в “Конармии”
героев, похожих на запорожцев Гоголя. Шли споры,
как понимать и принимать это произведение. То ли
это очернительство революционной истории, то ли
революционная романтика. Кто же этот человек,
который своим произведением внес такую сумятицу
в ряды критиков?

РАССКАЗ УЧЕНИКА О БАБЕЛЕ

Исаак Эммануилович Бабель родился в
Одессе в состоятельной семье. Окончив Одесское
коммерческое училище и Киевский коммерческий
институт, Бабель отправился в Петроград, надеясь
опубликовать там свои рассказы, которых к тому
времени было уже немало. Его долго не печатали,
пока Бабель не попал к Горькому, он-то и разглядел
в этом молодом человеке талант. Однако новые
рассказы Бабеля Горькому не понравились, и он
посоветовал ему отправиться “в люди”.

В течение 7 лет Бабель испробовал
множество профессий и многое познал. Он был
солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в
Наркомпросе, в продовольственных экспедициях,
воевал в Северной армии против Юденича, в Первой
Конной армии Буденного, работал в Одесском
губкоме, был репортером различных газет. Как
вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я
научился выражать мои мыли ясно и не очень
длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.

Бабель известен как автор двух циклов
очень ярких новелл: “Одесские рассказы” и
“Конармия”. По ложному обвинению в мае 1939 года
писателя арестовали, а в январе 1940 расстреляли.
Через 14 лет его реабилитировали. Военный
прокурор написал в заключении: “Что послужило
основанием для ареста, из материалов дела не
видно, так как постановление на арест было
оформлено… через 35 дней после ареста Бабеля”.

Учитель: Самые сильные впечатления
оставила у Бабеля служба в рядах Первой Конной
армии, которой он посвятил свою знаменитую
повесть “Конармия”. Писатель приехал туда в
качестве корреспондента газеты “Красный
кавалерист” и должен был писать статьи и вести
дневник военных действий. Наблюдая за тем, что
происходило, Бабель думал о судьбе революции.
Теперь она представлялась ему не такой, как со
стороны. Он не мог понять той ненужной
жестокости, что была вокруг.

Свои наблюдения он записывал в личный
дневник, который и оформился позднее в цикл
рассказов.

Краткий исторический сценарий таков:
опьяненный успехами на фронтах совнарком
отправляет Конармию в поход на Варшаву с целью
восстановления довоенных границ России. Поход
заканчивается полным крахом. Западная Украина
отходит Польше, а Бессарабия – Румынии. Основную
массу конной армии составляли казаки, которые во
времена Российской империи были
привилегированным сословием. А в революцию они
метались между “белыми” и “красными”. На этом
драматическом фоне происходят основные события
книги.

(Звучит песня “Марш Буденного”).

Вся страна тогда распевала этот
бравурный марш. Бойцы Первой Конной армии были
героями эпохи. А какими их увидел Бабель? Какими
показал в своей знаменитой книге?

Обратимся к некоторым рассказам.

АНАЛИЗ РАССКАЗА “ПИСЬМО”.

Вопрос учителя

Ответ учеников

Что составляет основу сюжета

данного рассказа?

Основу сюжета данного
рассказа составляет письмо мальчика Васи
Курдюкова на родину, матери.

Какова композиция рассказа?

Композиция рамочная: автор
пишет, что по просьбе мальчика и под его диктовку
он написал письмо и приводит в рассказе это
письмо полностью.

Почему автор посчитал важным
в цикл рассказов о Конармии включить письмо
мальчика на родину?

Письмо – это всегда что-то
личное, в письме сообщают новости, какие-то
события из своей жизни, это рассказ о себе самом,
рассказ, зачастую, откровенный, без фальши.
Бабелю интересен сам человек, участвующий в
военных событиях, а не военные действия армии.
Данное письмо позволяет увидеть историю семьи
Курдюковых на фоне идеологической борьбы в годы
Гражданской войны.

Какие герои показаны в данном
рассказе?

Два основных действующих
лица – это автор – рассказчик и мальчик Вася
Курдюков. В письме идет рассказ еще и о семье
Васи: отце и двух братьях. Из письма мы узнаем об
их судьбе.

С чего начинается письмо?

Как всякое письмо, оно
начинается с приветствия и поклонов матери и
всем родственникам. Мальчик сообщает, что
находится в красной Конной армии товарища
Буденного, занимается развозкой газет и
литературы на позиции.

О чем беспокоится Вася?

О своем коне Степе.
Чувствуется, что мальчик скучает и волнуется за
своего четвероногого друга. Даже в конце письма
Курдюков еще раз напоминает матери, чтобы она
хорошо заботилась о его коне: “…доглядайте до
Степки, и Бог вас не оставит”.

Как Вася относится к матери?

Он пишет матери с уважением,
называя её “любезной мамой”, “нижайше кланяясь
от бела лица до сырой земли” и желая ей,
“родственникам, крёстным и кумовьям” здоровья и
благополучия. Он спешит успокоить ее, подросток
уведомляет, что “красный герой… кум Никон
Васильич” взял его к себе, в экспедицию
Политотдела, для того, чтобы развозить на позиции
“литературу и газеты”, и что живёт он “при Никон
Васильиче очень великолепно”.

Как живется на самом деле
мальчику?

Он пишет, что живется ему
великолепно, но здесь же просит мать заколоть
кабанчика и прислать ему посылку. “Каждые сутки
я ложусь отдыхать не евши и безо всякой одежды,
так что дюже холодно”.

Как относится мальчик к
бойцам красной Конной?

Он восхищается ими, называет
“красными героями”, “орлами”.

Как описывает Вася матери
местность, в которой он находится вместе с
Конармией?

Его, как хлебопашца,
интересует, прежде всего, что выращивают в этой
местности и какой здесь урожай. Из этого мы можем
сделать вывод, что, несмотря на то, что Курдюков
охвачен романтикой военных дней, он тоскует по
мирной жизни, по своему коню Степе, по земле, по
мирным трудовым будням.

Что описывает Вася в основной
части своего письма?

Он пишет матери о том, как их
отец, командир роты армии Деникина, убивал своего
сына, красноармейца Федю. Как второй сын Семен,
командир полка Красной армии, отомстил за своего
брата и убил отца.

Какова интонация этой части
письма?

Об этой страшной трагедии
мальчик рассказывает спокойно и естественно,
словно это были не его родные, кровные люди.
События резни даются рядом с описанием быта. Все
эти трагические события он описывает подробно, с
деталями. “И папаша начали Федю резать, говоря –
шкура, красная собака, сукин сын и разно, и резали
до темноты, пока брат Федор Тимофеич не
кончился”. И словно с сожалением, что не знает
подробностей убийства братом Семеном отца, он
пишет матери: “…Семен Тимофеич услали меня со
двора, так что я не могу, любезная мама Евдокия
Федоровна, описать вам за то, как кончали папашу,
потому я был усланный со двора”.

Каким показан в письме
старший брат Семен, как к нему относится Вася?

Семен – лихой вояка. Васе, несомненно,
нравится “отчаянность” брата Семёна, с которой
тот рубит головы направо и налево. Нравится это
качество красного бойца и всему полку, желающему
Семёна Тимофеича “иметь за командира”. Сам
“товарищ Будённый” выделяет за это новому
командиру “двух коней, справную одежду, телегу
для барахла и отдельно орден Красного Знамени”.
Об этом Василий пишет с искренним восхищением,
ставя на первое место материальные блага,
полученные братом.

Значительность
брата-головореза в глазах подростка мы видим и в
тех строках, когда он пишет, что если какой-либо
сосед мать “начнёт забижать, то Семён Тимофеич
может его вполне зарезать”.

Как вы восприняли это кровное
убийство?

Становится страшно от всего
этого кошмара. Кажется, что люди потеряли все
человеческое. Даже звери защищают своих детей,
заботятся о семье.

Что вы можете сказать о душе
мальчика Васи Курдюкова?

Его сердце глухо к
человеческим страданиям, он лишен сочувствия и
милосердия. Для него убийство – обычное дело.
Душа мальчика искалечена войной. Понимаешь, что в
будущем это будет жестокий, обозленный человек.

Почему в конце рассказа автор
дает описание фотографии семьи Курдюковых?

Фотография – это все, что
осталось от прежней семьи Курдюковых.
Гражданская война своей стальной шашкой
прошлась по этой семье и расколола ее надвое:
“белых” и “красных”. Никогда уже не будет
счастья в этой семье: одни убиты, другие до конца
своих дней будут жить с печатью убийц своего
отца.

Как описана эта фотография?

Зачитывают описание: “На ней
был изображен Тимофей Курдюков, плечистый
стражник форменном картузе и с расчесанной
бородой, недвижный, скуластый, со сверкающим
взглядом бесцветных и бессмысленных глаз… А у
стены…высились два парня – чудовищно огромные,
тупые, широколицые, лупоглазые, застывшие, как на
ученье, два брата Курдюковых – Федор и Семен.”

Эпитеты, которые даны в описании семьи,
не вызывают симпатии к ним и еще раз подчеркивают
их умственную и душевную ограниченность.

Можем ли мы сказать, какова
авторская позиция к описываемым в письме
событиям?

Автор не дает оценку ни
событиям, ни героям. Он просто описал то, что было,
что видел. Бабель хочет понять своих героев и,
может быть, оправдать их поступки, но у него это
не получается. Разобраться в происходящем он
дает возможность читателю, потомкам.

Какова основная мысль этого
рассказа?

Сломана, изувечена, как и
фотография, судьба многих людей, их жизнь.
Революция и Гражданская война, разделившие всех
на “белых” и “красных”, тому причиной.

– Что вы можете рассказать о судьбе
героев других рассказов “Конармии”?
(Размышления учащихся )

ВЫВОД:

– Так о чем же книга Бабеля?

Это книга о страданиях человеческой
души, которая исступленно ищет истину в
несправедливом, истекающем кровью мире. Любая
война – это страшная трагедия, а гражданская
вдвойне, потому что она братоубийственная. Война
губительна для обеих воюющих сторон – вот итог
размышлений Бабеля на страницах своей книги.

– В чем особенность изображения
Бабелем ему современных исторических событий?

У Бабеля показаны живые люди со всеми
их достоинствами и недостатками. Наряду с
героизмом писатель без всякого умалчивания
пишет о грубости и даже жестокости солдат
конармии Буденного по отношению к мирным
жителям. Бабель видит как положительные, так и
отрицательные стороны революции и не
замалчивает их. Он за новую, светлую, прекрасную
жизнь, но против насилия и жестокости. И мы
понимаем его невысказанную мысль, что нужно
искать другой путь, путь без крови и террора. Это
мы можем подтвердить и эпиграфами к сегодняшнему
уроку.

Домашнее задание: составить план к
сочинению по теме урока.

Главная » Литература — 5 — 9 классы

мальчику в армии?
4.Как относится мальчик к бойцам красной Конной?
5.Что описывает Вася в основной части своего письма? Какова интонация этой части письма?
6.Каким показан в письме старший брат Семен, как к нему относится Вася?
7.Ваше отношение к описанной трагедии семьи Курдюковых?
8.Что вы можете сказать о душе мальчика Васи Курдюкова?
9.Почему в конце рассказа автор дает описание фотографии семьи Курдюковых?
10.Какова основная мысль этого рассказа?

Ответ №1

Ответ:

1-О своем коне Степе.

2-Он пишет матери с уважением, называя её “любезной мамой”, “нижайше кланяясь от бела лица до сырой земли” и желая ей, “родственникам, крёстным и кумовьям” здоровья и благополучия.

3-Он пишет, что живется ему великолепно, но здесь же просит мать заколоть кабанчика и прислать ему посылку.

4-Он восхищается ими, называет “красными героями”, “орлами”.

5-Об этой страшной трагедии мальчик рассказывает спокойно и естественно, словно это были не его родные, кровные люди. События резни даются рядом с описанием быта. Все эти трагические события он описывает подробно, с деталями.

6-Семен – лихой вояка. Васе, несомненно, нравится “отчаянность” брата Семёна, с которой тот рубит головы направо и налево.

8-Его сердце глухо к человеческим страданиям, он лишен сочувствия и милосердия. Для него убийство – обычное дело. Душа мальчика искалечена войной. Понимаешь, что в будущем это будет жестокий, обозленный человек.

9-Фотография – это все, что осталось от прежней семьи Курдюковых. Гражданская война своей стальной шашкой прошлась по этой семье и расколола ее надвое: “белых” и “красных”.

10-Сломана, изувечена, как и фотография, судьба многих людей, их жизнь. Революция и Гражданская война, разделившие всех на “белых” и “красных”, тому причиной.

  • Как зовут принца в сказке о чиполлино
  • Как и почему меняется описание бора при появлении царского сына в сказке спящая царевна
  • Как зовут поросят из сказки три поросенка
  • Как и всегда надо выполнять то что необходимо для жизни сочинение рассуждение
  • Как зовут персонажей из сказки снежная королева