Как звали князя в рассказе дубровский

Князь Верейский

Князь Верейский – второстепенный персонаж романа А. С. Пушкина «Дубровский». С его образом связана любовная линия, князь играет большую роль в сюжетной основе. Также он является олицетворением светского общества.

У нас появилась новая характеристика князя Верейского.

Представитель светского общества

Князь Верейский – типичный представитель знати. Он является богатым помещиком. Герой романа привык проводить свою жизнь в различных увлечениях. Из-за этого князь Верейский не выглядит на свои 50 лет. Роскошная и богатая жизнь способствовали тому, что герой выглядел намного старше своего возраста. Однако это никак не мешало ему легко общаться с девушками и привлекать к себе внимание всех вокруг.

Приехав в деревню, князь быстро начинает чувствовать скуку. Он посещает дом Троекурова, потому что тот был самым знатным помещиком в округе. Князь Верейский чувствует свое превосходство, однако, как настоящий светский человек, не говорит о своем недовольстве Кириле Петровичу. Его дочь Мария – вот что привлекло князя Верейского.

Имение

Князь Верейский впервые приезжает в свое имение в деревне. Все это время им занимался управляющий, который смог держать все в полном порядке.

Имение Верейского отличается своей ухоженностью и убранностью. Усадьба действительно красива, выглядит она очень богато и роскошно. Это говорит о том, что князь Верейский следит за своим хозяйством, даже находясь далеко от имения.

Отношение к любви

Характеристика князя Верейского была бы неполной без описания его отношения к любви и к семейным узам. Когда герой видит дочь своего нового друга, он договаривается с отцом Марии о свадьбе. Троекуров не мог не согласиться на эту сделку, так как князь Верейский был очень богат.

Мария не смогла полюбить князя, она совершенно не хотела за него замуж. Однако разговор со своим отцом не принес желаемых результатов. Тогда Мария отправилась к самому князю Верейскому. Он не проявил уважения к чувствам своей будущей жены, наоборот, он сделал все, чтобы свадьба была раньше назначенного дня.

Князю Верейскому удается совершить обряд бракосочетания с Марией Троекуровой. Описание Верейского из романа «Дубровский» не так подробно, однако оно передает всю его сущность.

Когда супруги отправились в Арбатово, где их уже ждал Кирила Петрович, князь Верейский «нимало не был смущен холодным видом» Марии. Это говорит о том, что герой абсолютно равнодушен к чувствам своей жены, любви нет ни у Марии, ни у князя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Князь Верейский», рассмотрит образ второстепенного персонажа, который является типичным представителем светского общества.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дарья Калашникова

    16/16

  • Егор Тугаринов

    16/16

  • Лера Рэнделовна

    15/16

  • Эля Яковлева

    12/16

  • Марсик Ранимый

    15/16

  • Илья Шишулин

    16/16

  • Екатерина Азарова

    11/16

  • Софи Ало

    11/16

  • Егор Михалёв

    14/16

  • Ярослав Скаба

    16/16

Образ и характеристика князя Верейского в романе «Дубровский», описание внешности и характера

Masha-Troekurova-Verejskij-D-Shmarinov
Князь Верейский, Мария Троекурова
и ее отец.
Художник Д. Шмаринов

Князь Верейский — один из ярких второстепенных героев романа «Дубровский» Пушкина.

В этой статье представлена цитатная характеристика князя Верейского в романе «Дубровский»: описание внешности, характера и т.д.

Князь Верейский впервые упоминается в романе в 13 главе.

Смотрите: 
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Дубровский»

Образ и характеристика князя Верейского в романе «Дубровский» Пушкина

Князь Верейский является соседом семьи Троекуровых по деревне. Верейский — богатый помещик, владелец 3000 крепостных крестьян:

«…богатое поместие князя Верейского…» 

«…три тысячи душ родового имения…» 

Возраст князя Верейского — около 50 лет, но выглядит он намного старше:

«…Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее…»

«…Старики и красавица сели втроем и поехали…»

Князь Верейский — приятный на вид мужчина:

«…наружность его была приятна, замечательна…»

Князь Верейский — хилый, слабый человек. Он мучается подагрой (подагра считалась болезнью аристократов):

«…Князь прихрамывал, устав от своей прогулки…»

«…близ хилого и развратного старика…» 

«…шутя над своею подагрой…» 

Князь Верейский — светский человек. Он вращается в высшем обществе и любит светские развлечения:

«…от человека, знающего свет…»

«…Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком…»

Богатый князь Верейский привык к излишествам и роскоши:

«…Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать…»

Князь Верейский вечно скучает и нуждается в развлечениях:

«…Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал…»

Князь Верейский — развратный старик:

«…близ хилого и развратного старика…»

Князь Верейский — невеликодушный, бесчувственный человек:

«…Маша […] старалась возбудить в его сердце чувство великодушия […] Она тихонько вручила письмо князю Верейскому, тот прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты…»

Князь Верейский — старый волокита. Он любит женщин и умеет их очаровывать:

«…старый волокита был поражен ее красотой […] Князь был оживлен ее присутствием…» (о Марии Троекуровой)

«…Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека…» 

«…Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением. Марья Кириловна слушала его с удовольствием…»

Старик Верейский награжден орденами (звездами) за какие-то заслуги:

«…взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды…»

Князь Верейский долгое время прожил за границей:

«…Князь долгое время находился в чужих краях…» 

«…в конце мая месяца князь возвратился из-за границы…»

Князь Верейский никогда раньше не был в своей деревне. Наконец он приезжает в свои владения. Здесь он знакомится со своими соседями — семьей Троекуровых:

«…приехал в свою деревню, которой отроду еще не видал…»

Князь Верейский — говорун. Он любит поговорить и умеет рассказывать истории:

«…Она разливала чай, слушая неистощимые рассказы любезного говоруна…»

«…успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами…»

У Верейского красивая и модная усадьба. В своем имении Верейский устраивает модные «английские сады»:

«…Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков…» 

«…Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами…»

«…Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался…»

В доме Верейского роскошная обстановка:

«…Они вошли в великолепную залу…» 

«…Потом они занялись рассмотрением галерей картин, купленных князем в чужих краях.»

У князя Верейского в доме подаются дорогие вина, а на кухне работает хороший повар:

«…Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона и искусству его повара…» («Амфитрион», то есть гостеприимный хозяин) 

«…Ужин в своем достоинстве ничем не уступал обеду…»

Богатый князь Верейский содержит оркестр из крепостных:

«…Вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке…»

В конце концов старый князь Верейский женится на молодой Марии Троекуровой, которая его не любит:

«…Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием…»

Это был цитатный образ и характеристика князя Верейского в романе «Дубровский» Пушкина: описание внешности и характера героя.

Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»

Содержание

  1. Цитатная характеристика
  2. Портрет героя
  3. Внешность персонажа
  4. Черты характера и поступки
  5. Воспитание
  6. Вывод

Князь Верейский – это один из главных второстепенных персонажей романа под названием «Дубровский» Александра Пушкина. Перед нами состоятельный аристократ, который провел всю свою жизнь в праздности и удовлетворении «хотелок».

Автор не зря добавил его в произведение. Князь олицетворяет все высшее общество тогдашней России.

Мы не можем пройти мимо такого персонажа, поэтому сегодня рассмотрим образ, личность, взгляды, характер и поступки князя Верейского. Так что усаживайтесь поудобнее, будет интересно!

Цитатная характеристика

Цитаты князя Верейского для нас важны и нужны, чтобы иметь доказательную базу. Когда мы говорим, что он праздный или нерасторопный (например), то подкрепление первоисточником помогает избежать предрассудков.

А если вы хотите больше узнать о сюжете, рекомендуем наше краткое содержание романа «Дубровский».

Портрет героя

Внешность князя Верейского

Фото: ru.kinorium.com

Описание художественного портрета героя романа «Дубровского» мы, пожалуй, начнем с его знатного происхождения. Перед нами действительно аристократ, который привык проводить время в высшем свете, часто посещает зарубежные страны.

«…княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения…».

«…богатое поместие князя Верейского…».

«…привычка быть всегда в обществе…».

«… от человека, знающего свет…».

Верейский живет по соседству с дворянином Троекуровым, однако лично персонажи никогда не были знакомы.

«В 30-ти верстах от него находилось богатое поместие князя Верейского. Князь долгое время находился в чужих краях, всем имением его управлял отставной майор, и никакого сношения не существовало между Покровским и Арбатовым».

Примечательно, что Верейский никогда не жил в своем родовом имении. Все годы, до начала событий романа и в течении, землей и двором управлял наемный менеджер. В его обязанности входило поддерживать порядок и чистоту.

Верейский стоит в своем имении

Фото: faktrus.ru

«Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков…».

Основа образа князя Верейского – это холостяцкая жизнь. На момент начала романа герой уже в солидном возрасте, однако у него никогда не было семьи.

Внешность персонажа

Внешне князь Верейский выглядит намного старше своих лет. По книге ему 50 лет.

«Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее».

Болезненность внешнего облика объясняется его любовью к излишествам, наслаждениям и удовольствиям, которым герой постоянно потакал.

Князь Верейский стоит в недоумении

Фото: akademia-club.ru

«Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать».

При более близком знакомстве с героем, можно заметить приятные черты лица. Князь Верейский в молодости был довольно привлекательным и, очевидно, нравился женщинам.

«…наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами…».

Тело князя поразила подагра, поэтому он не может пешком или верхом перемещаться на большие расстояния. Если нагрузка оказывалась все же слишком большой, то Верейский начинал прихрамывать.

«Князь прихрамывал, устав от своей прогулки и уже раскаиваясь в своем посещении».

«Кирила Петрович предложил ехать верхом, но князь извинился… шутя над своею подагрой…».

Верейский в присутствии Троекурова разговаривает с Машей

Фото: makingbook.ru

Образ персонажа дополняет и изнеженность. Верейский не выносит запаха из псарни, и пытается убрать его со своей одежды надушенным платком, который всегда носил с собой.

«…князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами…».

Будучи светским человеком, князь очень щепетильно относился к своему внешнему виде, и следил за качеством одежды. Поэтому всегда выбирал дорогие вещи. Например, к Троекурову он приехал в бархатных сапогах.

«…указывая на свои бархатные сапоги…».

Черты характера и поступки

Перед нами светский человек, который постоянно общался с разными людьми. Поэтому в условиях деревенской жизни он плохо переносит одиночество.

Верейский разговаривает у псарни с Троекуровым

Фото: legendapress.ru

«Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения, и на третий день по своем приезде отправился обедать к Троекурову…».

Первая значимая черта в характере князя Верейского – это любовь к природе. Герою нравились сады английского стиля, и он считал их максимально приближенными к дикой природе. Поэтому на территории своего поместья создал несколько таких объектов.

«Старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями ему понравился; он любил английские сады и так называемую природу…».

Будучи аристократом по происхождению, мыслям и поведению, Верейский всегда выбирал самые дорогие вещи, чтобы удовлетворить потребность в комфорте. Например, в его поместье были самые дорогие вина, картины известных мастеров, целый оркестр из крепостных.

Князь Верейский и Троекуров сидят на празднике

Фото: spadilo.ru

Также своих гостей князь мог развлекать фейерверками, что было крайне дорого в те времена.

«…вошли в великолепную залу…».

«Троекуров отдал полную справедливость винам своего Амфитриона, и искусству повара».

«…вдруг раздался выстрел и ракетка осветила небо…».

Для Верейского характерно повышенное внимание к противоположному полу. В обществе ходили слухи о его любвеобильности.

«…старый волокита…».

«…хилого и развратного старика…».

За долгие годы, навострив свои глаза на женскую красоту, он остался под большим впечатлением от Маши Троекуровой. Поэтому сразу приступил к ухаживаниям, чтобы заполучить девушку.

Князь Верейский разговаривает с Машей Троекуровой

Фото: prlib.ru

«Но в зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой».

«…он предпочел прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своею соседкой ».

Заметная черта характера Верейского – это способность вести светские беседы и занимать собеседника.

«Князь был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами».

«…слушая  неистощимые рассказы любезного говоруна…».

Образ князя Верейского не лишен глубины. Герой действительно способен тонко чувствовать красоту. Поэтому в своем поместье он собрал неплохую галерею из картин известных мастеров.

Троекуров входит в помещение вместе с Верейским

Фото: litrekon.ru

«Потом они занялись рассмотрением галереи картин, купленных князем в чужих краях. Он говорил о картинах не на условленном языке педантичного знатока, но с чувством и воображением».

Кульминация в истории князя – это решение сделать Машу Троекурову своей женой.

«Вот тебе жених, князь тебя сватает».

Верейского совершенно не интересуют страхи и душевные терзания девушки. Ему будет вполне достаточно того, что она станет его женой.

Верейский венчается с Машей Троекуровой

Фото: resh.edu.ru

«Между тем обращение ее со старым женихом было холодно и принужденно. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием».

«Наедине с молодою женой князь нимало не был смущен ее холодным видом».

Образ Верейского Пушкин дополняет подлостью. Герой проявляет это качество после получения письма от Маши, в которой она умоляла его отказаться от брака. С этой бумагой князь отправился к Троекурову с тем, чтобы ускорить подготовку к свадьбе.

«…то прочел его наедине и нимало не был тронут откровенностию своей невесты….».

При этом князь довольно хладнокровный и отважный человек, который не растерялся при появлении Дубровского. И под конец романа смог ранить главного героя.

«Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в замаскированного разбойника».

Воспитание

Князь Верейский разговаривает с Машей Троекуровой

Фото: 5tz.ru

Мы уже говорили, что происхождение у князя Верейского дворянское. Поэтому он получил прекрасное воспитание и образование. Герой может легко развлекать гостей светскими беседами, хорошо разбирается в живописи, архитектуре и ландшафтном дизайне.

При этом герой все равно не дотягивает, по уровню своей образованности, до той же английской аристократии, которую считал образцом для подражания во всем.

Вывод

Пушкин старательно на протяжении романа «Дубровский» рисовал перед нами судьбу князя Верейского. Это человек, который прожил жизнь в свое удовольствие, не заботясь о других. Получив в наследство огромное состояние, он ни дня не работал.

Постоянно находясь в обществе таких же людей, князь стал прекрасным оратором и собеседником. С человек своего уровня и положения он действительно мог долго вести светские беседы.

Маша умоляет Отца не отдавать ее замуж за Верейского

Фото: akademia-club.ru

Никакой любви между Верейским и Машей Троекуровой нет. Можно сказать, что князь просто хотел получить еще одно прекрасное создание и произведение искусства в свою коллекцию.

Нельзя сказать, что характер князя так уж плох и невыносим. Это типичный представитель русской аристократии, не больше и не меньше. Пушкин и добавил этого героя в роман, чтобы научить будущие поколения на плохом примере знатных современников автора.

В этом и смысл романа «Дубровский» — показать гибельность развития (застоя) дворянского сословия в России, развращенность, неуправляемость и порочность большинства представителей знатных родов. На этом фоне молодой Дубровский действительно выглядит более выигрышно. Однако и не каждый человек решится на создание банды разбойников для ограбления богачей.

На этом наш разбор истории, личности, образа и характера князя Верейского из романа «Дубровский» подошел к концу. Будем рады вашей активности в комментариях. Мирного вам неба над головой и до скорых встреч!

Внешний вид и характеристика князя Верейского

Внешность персонажа

У князя есть свои хорошие и плохие стороны. Впервые читатель встречает описание Верейского из романа «Дубровский» в тринадцатой главе. Рядом с поместьем Троекурова находится еще одна усадьба. Она принадлежит Верейскому, который долгое время путешествовал за границей, а управление имением доверил отставному майору. Весной он вернулся домой в деревню, где еще не бывал.

Князю около пятидесяти лет, но выглядит он куда старше. Всю жизнь он провел в излишествах, наслаждаясь своим барством. Это изнурило его здоровье, оставило неизгладимую печать на лице. Внешний вид Верейского довольно приятный, даже привлекательный. Он пользуется популярностью у женщин. Князь привык постоянно находиться в высшем обществе, поэтому умеет общаться с разными чинами и прекрасными дамами.

Отрицательные и положительные черты его темперамента

Верейскому нравится все английское — одежда, архитектура. Свой дом он выстроил именно в этом стиле. А одевается князь в дорогой бархат, в гостях у Троекурова он отказался кататься верхом, так как боялся испортить новые сапоги.

Этот герой умеет развлекать своих гостей, буквально с первой встречи он очаровал своего соседа и его дочь. В его имении крестьянские дома светлые и чистые, дворы убраны, он тщательно следит за порядком. Все говорит о том, что князь — подходящая партия для Марии. Верейский богат, холен, почитаем в обществе. Троекурову понравилась и его усадьба, и работа поваров, и пристрастие к духовой музыке.

Поведение и взаимоотношения персонажа романа Пушкина Дубровский

Когда Кирилл Петрович приехал к князю в гости, Верейский устроил ему экскурсию по картинной галерее и прогулку по озеру. Он познакомил Марию со своими владениями, пробудил в ней девический интерес к памятникам, пещерам и монументам. А вечером поразил гостей потрясающим салютом. Все это говорит о богатстве князя, его образованности.

Нельзя назвать Верейского непривлекательным и неинтересным. Несмотря на то что Мария испытывала чувства к учителю французского, который оказался Владимиром Дубровским, и не хотела свадьбы, ей нравилось проводить время с умным поклонником.

Характер князя

У Верейского, как и у других главных и второстепенных персонажей, есть свои положительные и отрицательные стороны. К первым можно отнести:

Характеристика героя романа Дубровский

  • заботу о крестьянах;
  • любезность в общении с дамами;
  • гостеприимство;
  • щедрость;
  • образованность;
  • разносторонность;
  • храбрость.

Князь очень любит Англию, поэтому и свое поместье обустроил в английском стиле. Его крестьяне живут хорошо — у каждой семьи большой светлый дом, чистое подворье. На обширных лугах пасутся швейцарские коровы. Пока Верейский путешествовал, его имением управлял доверенный человек. За это время усадьба расцвела, начала приносить хороший доход. Все это говорит о том, что князь хорошо разбирается в людях.

Верейский умело преподносит себя дамам. Он заинтересовывает их рассказами о путешествиях в разные страны. Князь повествует женщинам увлекательные истории, долго с ними общается, поддерживает разговор на любую тему. Он показал себя гостеприимным хозяином. Верейский не поскупился на богатый стол, музыку, прогулку по озеру и салют. Князь довольно щедрый — он не экономит на благополучии своих подданных, собирает красивые вещи.

Персонаж хорошо образован и разносторонне развит. Он увлекается искусством, историей, разбирается в винах, кулинарии. А во время нападения разбойников Верейский проявил небывалую храбрость — достал пистолет и сам бросился защищать свою жену.

Но есть у этого героя и отрицательные качества:

  • эгоистичность;
  • чрезмерная прямолинейность;
  • горделивость;
  • ревнивость.

В сравнении с другими персонажами князь выглядит довольно эгоистичным. Он уверен в своей привлекательности, поэтому даже не спрашивает Марию о ее чувствах. А в ответ на просьбу отказаться от брака мужчина только раздражается и приближает срок церемонии.

Дубровский с другими героями

Вызывает недовольство и поведение Верейского в доме Троекуровых. Он не смог оценить ни псарню, ни «старинный сад с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями». Князь гордится своим родом, происхождением и богатством.

Он считает себя идеальной партией для любой девушки, даже такой юной красавицы, как Мария Троекурова. Верейский ленив, часто предается скуке и унынию, не может найти себе занятие, поэтому начинает звать к себе гостей. Князь проявляет чувство ревности по отношению к своей молодой жене, считает ее собственностью, а не отдельной личностью со своими желаниями и мнением. Да и сама Мария отказалась признавать свою свободу во время нападения Дубровского, она согласилась остаться с нелюбимым супругом.

Особенности поведения

Произведение Пушкина

В некоторых эпизодах князь Верейский вызывает у читателя раздражение. Он не умеет уступать, но согласен на то, что другие должны жертвовать чем-то ради его счастья. Князь не романтик, нельзя его назвать и ревнивым безумцем. Этот герой до скуки правильный, поступает так, как требует благоразумие того времени. Его не трогают слезы и письмо влюбленной в другого девушки, он не умеет хвалить то, что ему не нравится. В то же время Верейский настойчиво добивается согласия Марии, подталкивает ее к принятию решения.

Князь довольно жестоко ломает судьбу несчастной невесты. Даже если бы он знал о ее чувствах к Дубровскому, то воспользовался бы венчанием ради убийства соперника. В момент, когда разбойники во главе с Владимиром напали на карету жениха и невесты, Верейский выстрелил в него.

Князь ведет себя, как и положено идеальному представителю аристократии. Он умело управляет поместьем, интересуется всем, что его окружает и устраивает личную жизнь исходя из собственной выгоды. Брак с Марией ему необходим для поддержания своего статуса. Юная и скромная жена станет предметом зависти всех соседей и соперников. А приданое, которое ей даст Троекуров, увеличит богатство Верейского.

Но со своим будущим тестем князь недостаточно любезен. Он не стремится ему угодить или вызвать одобрение, не хвалит его поместье. Верейский видит различия между собой и Троекуровым. Персонаж считает, что его доходов, почтенного возраста и сравнительной привлекательности достаточно для того, чтобы быть желанным женихом.

Даже сватовство Верейского прошло сухо и скучно. Он не проявил особых чувств к невесте, только оценил ее красоту. Как ценитель прекрасного, князь понял, что такая девушка просто обязана принадлежать ему. Всего через несколько дней после знакомства с Троекуровым Верейский заговорил о женитьбе. Он даже не думал о том, что Кирилл Петрович может ответить отказом. И не ошибся — барин согласился выдать дочь за богатого соседа. А после свадьбы князь указал жене ее место в доме — она должна почитать и уважать супруга, быть скромной и во всем спрашивать его мнение.

Отношения с другими

Верейский по-разному относится к своим знакомым. Общаться он предпочитает с представителями аристократического класса, но и с крестьянами обращается хорошо. Пушкин ярко представил отношения князя с другими персонажами:

  • Кириллом Троекуровым;
  • Марией;
  • Владимиром Дубровским.

У Троекурова и Верейского есть общие черты. Оба барина считают богатство лучшим достоинством человека, привыкли к высшему обществу, хорошо управляются со своими имениями. В глазах князя Кирилл Петрович предстает благородным аристократом, поэтому решает обвенчаться с его единственной дочерью. Троекуров считает Верейского богатым и образованным, достойным женихом.

Мария Кирилловна, хотя и не знает названий заграничных блюд, картин и памятников, выглядит на фоне отца и жениха образцом великодушия и благородства. Эта скромная девушка пыталась образумить князя, просила его отказаться от предложения руки и сердца. Но Верейский был непреклонен. Он считал, что Мария не вправе сама строить свою судьбу, распоряжаться ею мог только отец. А после свадьбы все решения должен принимать супруг.

Анализ произведения Пушкина Дубровский

В ключевой сцене романа Пушкин показал взаимоотношения князя с Дубровским. Молодой разбойник раздражает Верейского своей напористостью и любовью к свободе. Во время нападения на карету новобрачных он ревностно защищает молодую жену, стреляет в своего соперника, ранит его в плечо.

Роман «Дубровский» имеет большое значение в русской литературе. Но Пушкин не дописал его, поэтому характеры персонажей раскрылись не до конца. Словесные исследователи нашли бумаги автора с таблицами и заметками для третьего тома. Они пытались их расшифровать, в результате получили возможное продолжение произведения.

Князь Верейский вскоре умрет, Мария останется вдовой. Дубровский вернется на родину под видом англичанина и начнет встречаться с возлюбленной. Но вскоре на него подадут донос из-за разбойничества, вмешается полицмейстер.

Литературоведы отмечают сходство романа с западноевропейскими произведениями. А Ахматова писала, что «Дубровского» можно считать неудачей Пушкина, так как эта работа соответствовала «бульварному» эталону того времени. Писательница была рада, что роман неокончен, ведь он был создан ради прибыли. Несмотря на такое мнение, произведение несколько раз экранизировали, и каждая лента имела определенный успех.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Князь Верейский в романе Дубровский

Разбойничий роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» отражает нравы общества 19 века. В произведении ярко и образно дана характеристика главным героям, среди которых особое внимание привлекает образ князя Верейского.

Князь Верейский – один из героев романа А.С.Пушкина «Дубровский». Долгое время князь жил за границей, никогда не был в своем имении до того момента, когда начинают разворачиваться события повествования. Несмотря на то, что Верейскому было около пятидесяти лет, он казался намного старше своего возраста. Он был англофилом, все в его имении подражало английским традициям. Внешне Верейский был привлекательным, умел нравиться женщинам, знал много историй для поддержания беседы.

Несмотря на то, что князь не жил в своем имении, хозяйство находилось в хорошем состоянии. Его управляющий исправно выполнял указания и требования Верейского. На лугах паслись швейцарские коровы. Крестьянские дома были чисты, а люди веселы.

Князь был светским человеком. Приехав в деревню, он вскоре заскучал и решил нанести визит своим соседу, которым оказался Троекуров. Кирила Петрович был рад приезду богатого помещика. Как обычно он повел показывать гостю свои владения, в том числе и псарню, где Верейскому особенно не понравилось. Однако, исходя из учтивости к хозяину, он не стал афишировать данный факт.

Верейский был восхищен красотой Маши, дочери Троекурова. Марья Кириловна оживила душу старого князя, в обществе которого охотно проводила время. Он знал много историй, с удовольствием рассказывал о своих путешествиях. Вскоре Верейский предложил девушке замужество, на которое, не раздумывая, дал свое согласие Троекуров. Чувство Маши ни князю, ни ее отцу не были интересны, каждый из них видел свою выгоду в данном союзе. Письмо девушки, в котором она просила князя отказаться от свадьбы, лишь ускорило приготовления к ней. Это говорит о том, что Верейский не привыкший к отказу, добивался всего любой ценой. Любовь Маши не была для него необходимостью, что он и дал понять девушке.

В характере и образе Верейского отражены черты крупных помещиков 19 века. Князь не знает отказа, его поступки и действия несут в себе черты эгоизма, подкрепленного властью в обществе.

Личность героя

Один из самых ярких второстепенных персонажей из романа «Дубровский» — князь Верейский. Он живет по соседству с семейством Троекуровых в деревне. Будучи богатым помещиком, имеет роскошное поместье, руководит тремя тысячи крепостных крестьян, работающих на его землях. Герою приблизительно 50 лет. Но выглядит он старше своего возраста. Не обладает выделяющейся внешностью, но достаточно приятный на вид мужчина.

Автор дает следующую внешнюю характеристику князя Верейского:

  • приятная, замечательная наружность;
  • хилость и слабость, просматриваемая в образе;
  • постоянно прихрамывает, когда устает от долгих прогулок;
  • страдает подагрой (аристократическая болезнь тех времен).

От героя так и веет аристократичностью. Он выглядит как человек, любящий светские развлечения. Персона не любит уединяться, поэтому часто навещает Троекурова, с которым давно знаком.

Богатый князь привык к роскоши и излишествам, постоянно скучает без светского общества, общения. Влюбляется в Марию Троекурову, на которой женится несмотря на отсутствие чувств со стороны девушки.

Примечания

В Викицитатнике есть страница по теме Дубровский (роман)

  1. В некоторых источниках — повесть: Соболева, Т. П.
    Повесть А. С. Пушкина «Дубровский». Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. — 115 с.
  2. Нащокин П. В., Нащокина В. А. Рассказы о Пушкине, записанные П. И. Бартеневым // Пушкин в воспоминаниях современников. — 3-е изд., доп. — СПб.: Академический проект, 1998. Т. 2. С. 223—234.
  3. Виноградов В. В.
    Язык художественного произведения // О языке художественной литературы. — М.: Гослитиздат, 1959. — С. 220—221. — 15 000 экз.
  4. В книжных текстах употребляется слово «троекуровщина», обозначающее правила и порядки, принятые у Троекурова (жестокое обращение к дворовым, неуважение и презрение к более нижним чинам или людям меньшего достатка и т. д.)
  5. 12И. С. Зильберштейн.
    Из бумаг Пушкина (новые материалы). — М.: Огонёк, 1926. — С. 47.
  6. Н. Н. Петрунина.
    Пушкин на пути к роману в прозе. «Дубровский». — С. 163., Зильберштейн отмечал, что для такого вывода не хватает данных.
  7. И. С. Зильберштейн.
    Из бумаг Пушкина
    . — С. 51.
  8. Зборовец И. В.
    «Дубровский» и «Гай Мэннеринг» В. Скотта // Временник Пушкинской комиссии, 1974 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. — С. 131—136.
  9. Анна Ахматова: Мешков В. А.: Ахматова как литературный критик

Черты характера Верейского

Александр Сергеевич Пушкин дает четкое определение и портрет своему персонажу. Несмотря на возраст и хилость, князь предстает в образе развратного старика. Назвать его поведение благородным довольно сложно. Герой обладает следующими чертами характера:

  • невеликодушный и бесчувственный человек, что можно заменить в сцене, когда Маша вручает князю письмо;
  • умеет очаровывать женщин, поэтому автор называет его старым волокитой;
  • льстит представительницам противоположного пола, любит красоту;
  • чувственный человек с хорошим воображением.

При этом старик Верейский имеет несколько наград в виде орденов и звезд. Писатель не оставляет четкого сообщения, за что награжден деятель. Князь долго жил за границей. Приехал назад в свое деревенское имение он в конце мая исходя из цитат рассказа.

Он настоящий говорун, умеющий рассказывать интересные истории. Таким образом, он привлекает внимание не только собеседников, но и женщин.

Возможное продолжение

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа[5]. Расшифровка более позднего варианта:

Кн<�язь> Вер<�ейский> visite (зачёркнуто) — 2 visite (зачёркнуто). Сватовство — Свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь М. К. — Смерть к. Верей<�ского> — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка
Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина»[5]

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином[6]. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера[7].

Имение, как признак статуса

Князь владеет красивой и модной усадьбой. Гостей поместья поражает роскошь внутреннего и наружного убранства дома. Писатель пытается изобразить жилище максимально стильным и современным:

  • обустроенные модные «английские сады»;
  • исполнение господского каменного дома в стилистике старинного замка;
  • чистота и веселое оформление крестьянских изб;
  • название усадьбы — «Арбатово»;
  • беседки, располагающиеся у широкого озера, которое усеяно островками;
  • красивый старинный сад, усаженный аккуратно стрижеными липами;
  • собственный пруд в форме четырехугольника украшают небольшие лодки;
  • роскошная внутренняя обстановка — великолепная зала, картинная галерея с иностранными экспонатами.

В доме Верейского гостям подают дорогостоящее вино. У помещика есть собственный повар, готовящий превосходный обед и ужин.

Гостеприимства хозяину не занимать, Троекуров не устает звать его Амфитрионом. Богач балует себя необычными домашними развлечениями. Например, он содержит оркестр из крепостных, играющий духовую музыку на лодке.

Экранизации

  • «Дубровский, атаман разбойников»/Dubrowsky, der Räuber Ataman (Германия) (1921) Режиссёр Пётр Чардынин
  • «Орёл» (англ. The Eagle) — голливудский немой фильм с сильно изменённым сюжетом (1925); в главной роли — Рудольф Валентино.
  • «Дубровский» — фильм советского режиссёра Александра Ивановского (1936).
  • «Чёрный орёл» — фильм итальянского режиссёра Риккардо Фреда (1946). В главной роли — Россано Брацци.
  • «Благородный разбойник Владимир Дубровский» — фильм режиссёра Вячеслава Никифорова и его 4-серийная расширенная телеверсия под названием «Дубровский» (1989). В роли Владимира Дубровского — Михаил Ефремов.
  • «Дубровский» — полнометражный фильм и 5-серийная телеверсия. Действие романа перенесено в современную Россию. Режиссёр Александр Вартанов (2014). В роли Владимира Дубровского — Данила Козловский.

Отношение князя к любви

Описывая кратко образ Верейского, нельзя не упомянуть о его отношении к любви, семье. Встретив дочку своего давнего друга, он договаривается с ним о возможной женитьбе. Троекуров был согласен с заключаемой сделкой, так как князь владел несметными богатствами. Но сколько бы денег ни было у жениха, девушка так и не смогла полюбить его. Она совершенно не хотела выходить замуж. Была бы у нее возможность отложить торжество на год или дольше, она бы воспользовалась ею. Именно поэтому князь решает ускорить процесс бракосочетания.

Описание помещика в романе «Дубровский» недостаточно подробное, но полностью раскрывает сущность героя, что позволяет написать сочинение по теме на литературном уроке в школе. Его совершенно не смущает холодность невесты. Он равнодушен к чувствам уже состоявшейся жены, воспринимая ее молчание за согласие. Это говорит, что любви, как таковой, нет с обеих сторон.

Том первый

Глава I: Ссора Дубровского и Троекурова

В селе Покровское жил отставной генерал-аншеф, помещик Кирила Петрович Троекуров. Он был богат, происходил из знатного рода, но плохо образован и не очень умён. Большую часть времени Кирила Петрович проводил в пирах и развлечениях, часто жестоко подшучивал над своими соседями. Однако те не смели жаловаться или возражать из-за высокого положения и связей Троекурова.

Единственный человек, которого не касались забавы Кирилы Петровича, был Андрей Гаврилович Дубровский — мелкий дворянин, имевший всего семьдесят душ. Троекуров давно знал его: они вместе служили в армии, кроме того, воспитывались в одной среде, из-за чего их характеры были схожи, и они дружили. И Троекуров, и Дубровский были вдовцами, у Троекурова была дочь Маша, у Дубровского — сын Владимир, воспитывавшийся в Петербурге. Из всех помещиков только Андрей Гаврилович позволял себе выражать своё мнение в присутствии Кирилы Петровича, независимо от того, соответствовало ли оно мнению своенравного помещика.

Однако после одного случая дружба двух дворян прекратилась. Однажды Кирила Петрович собрался ехать на осеннюю охоту, а перед этим показывал гостям свою псарню, которой очень любил хвастаться. Дубровский, бывший среди гостей, позавидовал роскоши и богатству псарни и сказал, что, наверное, слугам Троекурова живётся хуже, чем его собакам. В ответ на это один из псарей дерзко возразил, что они, слуги, живут очень хорошо, а некоторым дворянам в собачьей конуре и в самом деле было бы уютнее, чем в их усадьбах. Троекуров и гости засмеялись, оскорблённый Дубровский уехал, чего во всеобщей суете никто не заметил.

Когда Кирила Петрович обнаружил его отсутствие и послал слугу просить Дубровского вернуться, тот отказался и прислал письмо, в котором писал, что вернётся, только если Троекуров пришлёт к нему насмехавшегося над ним псаря Пармошку, которого Дубровский либо накажет, либо простит, по своему желанию. Троекуров в свою очередь счёл себя оскорблённым и поехал на охоту без Дубровского.

Постепенно ссора усиливалась. Троекуров скучал без своего приятеля, «и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные.». В довершение ко всему Дубровский через несколько дней поймал двух крестьян Троекурова, которые воровали принадлежавший ему лес, и приказал их выпороть.

В ответ на это Троекуров решил отобрать имение у своего бывшего друга. С помощью заседателя Шабашкина, и пользуясь тем, что документы на имение Дубровского сгорели при пожаре, Троекуров обвинил Андрея Гавриловича в незаконном владении поместьем. Для вынесения решения по этому делу он должен был явиться в суд.

Глава II: Беззаконие в суде

Судьи, преданные Троекурову, вынесли решение отобрать имение у Дубровского и вернуть его Троекурову (так как когда-то имение принадлежало отцу Кирилы Петровича, который затем продал его отцу Дубровского). Большую часть главы занимает подробный текст решения суда. Дубровский, не выдержав такого удара, потерял рассудок: начал выкрикивать бессмысленные фразы.

Его вынуждены были увезти из здания суда, и после посещения врача он пришёл в себя. Эта сцена испортила торжество Троекурова.

Глава III: Приезд сына

Андрею Гавриловичу с каждым днём становилось всё хуже. За ним ухаживала няня Егоровна, которая, видя его плохое состояние, решила послать письмо к его сыну. Владимир Дубровский, узнав о болезни отца, немедленно выехал из Петербурга в Кистенёвку (так называлось имение Дубровских).

От станции до поместья его вёз кучер Дубровских Антон, и Владимир начал расспрашивать его, что же всё-таки произошло, так как из письма няни это было непонятно. Антон не владел точными сведениями, но от него Владимир узнал слухи, ходившие среди крестьян: «барин… не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд», Кирила Петрович творит, что хочет, поместье вместе с крестьянами должны отдать ему, но крестьяне этого не хотят и готовы служить Владимиру, если Андрей Гаврилович умрёт.

Обеспокоенный, Владимир, как только приехал, отправился к отцу, который поздоровался с ним, но был настолько слаб, что после жарких объятий сына не удержался на ногах и упал бы, если бы Владимир не поддержал его. Андрей Гаврилович пытался разговаривать с сыном, но его мысли путались, и вскоре он заснул. Владимир, поражённый состоянием отца, остался ночевать в его комнате.

Глава IV: Смерть отца

Владимир хотел разобраться в тяжбе Андрея Гавриловича, но тот из-за своего тяжёлого состояния не мог посвятить его в курс дела. Владимир получил поверхностное представление о тяжбе и ничего не предпринял. Прошёл месяц, и, так как решение суда не было обжаловано, имение должно было перейти Троекурову.

Однако Троекуров, чувствовавший себя виноватым перед тяжело болевшим другом и достаточно насладившийся местью, решил поехать к нему и помириться. Когда Андрей Гаврилович увидел в окне подъезжающего Троекурова, его хватил удар. Владимир приказал послать за доктором, а слуге, доложившем о приезде Троекурова, велел прогнать Кирилу Петровича. Однако вызвать доктора не успели: через несколько минут Андрей Гаврилович скончался.

Глава V: Дубровский лишается дома

На третий день Андрея Гавриловича похоронили. Няня Егоровна организовала похоронный обед, на который пригласила попа с попадьёй и дьячка. Владимир не захотел принять участие в обеде и бесцельно бродил по лесу, «движением и усталостию стараясь заглушать душевную скорбь» и размышляя о том, что ждёт его в будущем.

Когда Владимир вернулся, он увидел чиновников во главе с заседателем Шабашкиным, приехавших для того, чтобы официально передать имение Троекурову. Собравшиеся крестьяне были недовольны и готовы были устроить бунт. Владимир успокоил их, сказав, что попросит помощи у императора, и их никто не обидит. Когда крестьяне удалились, Шабашкин попросил разрешения у Дубровского переночевать в его доме, объясняя это тем, что уже темно и на обратном пути на чиновников могут напасть кистинёвские крестьяне. Дубровский холодно ответил, что они могут делать что угодно, так как поместье ему больше не принадлежит.

Глава VI: Пожар мести

Дубровский понимает, что уже ничего не исправить, и усадьба достанется Троекурову. Он видит на стене портрет матери и чувствует, что не может допустить, чтобы этот портрет и другие дорогие ему вещи оказались во владении Кирилы Петровича. Дубровский решает поджечь дом, но сначала разбирает бумаги отца. Почти все он рвёт, кроме писем матери, которые вызывают в нём светлые воспоминания: их он берёт с собой.

По дороге к выходу Дубровский встречает кузнеца Архипа, который пробрался в дом с топором, чтобы убить ночевавших там чиновников. Дубровский останавливает его и велит идти за ним. Он собирает всех крестьян на улице и, удостоверившись, что никого, кроме чиновников, не осталось внутри, собирается поджечь дом, но перед этим просит Архипа проверить, отперты ли двери в переднюю. Архип обнаруживает, что двери отперты, но специально запирает их, так как по-прежнему жаждет смерти чиновников.

Когда Архип возвращается, Дубровский поджигает дом, желает крестьянам счастья с их новым господином и собирается уезжать. Крестьяне просят его разрешить пойти с ним. В результате Дубровский едет со слугой Гришей вперёд, а крестьянам назначает встречу в Кистенёвской роще.

После отъезда Дубровского усадьба разгорается вовсю, находившиеся там чиновники, которых не пожелал спасти Архип, сгорают заживо. В то же время, увидев на пылающем сарае кошку, Архип, рискуя жизнью, спасает её, после чего уходит из горящего поместья в неизвестном направлении.

Глава VII: Появление разбойников

Весть о пожаре быстро распространилась. О его причинах ходили разные слухи: кто-то считал виновными крестьян, кто-то догадывался, что это дело рук самого Дубровского. Обнаружили пропажу чиновников, а также Дубровского, Гриши, Егоровны, кучера Антона и кузнеца Архипа.

В то же время, в окрестностях появляются разбойники, которые грабят путешественников и разоряют помещичьи дома. Полиция не может с ними справиться. Главарём банды считают Дубровского. Однако владения Троекурова разбойники по непонятным причинам не трогают, в чём сам Троекуров видит трусость перед его именем.

Глава заканчивается объявлением о том, что наступило первое октября — «день храмового праздника в селе Троекурова». Однако прежде чем говорить о событиях этого дня, автор поясняет, что должен познакомить читателя с новыми героями.

Глава VIII: Знакомство с Марьей

Автор описывает дочь Троекурова — Машу. Это девушка семнадцати лет, не имеющая подруг, так как из-за жестокого нрава отца в Покровское женщины не ездят. Это нежная барышня, пристрастившаяся к любовным романам. Отец то готов исполнять любые её желания, то обращается с ней грубо и даже жестоко. Маша скрывает от него свои чувства.

Раньше у Маши была гувернантка мамзель Мими, но после того, как Троекуров вступил с ней в близкую связь, и последствия этого стали заметны, он отослал её в другое поместье. Однако Кирила Петрович явно любил Мими больше других своих «наперсниц», так как очень похожий на неё мальчик Саша был официально признан сыном Троекурова, чего не произошло с другими мальчиками, тоже похожими на Кирилу Петровича.

Для Саши был нанят учитель-француз по имени Дефорж, который приехал в Покровское как раз во время описываемых событий. Учитель был молод и красив, но Маша поначалу не обратила на него внимания, так как учитель воспринимался ею как слуга, а слуга «не казался ей мужчиною».

Однако после одного случая их отношения изменились. Дело в том, что Троекуров любил зло подшучивать над своими гостями: запирать их в комнате с голодным, сидящим на цепи медведем, спастись от которого можно было только в одном углу. Так он решил подшутить и над Дефоржем, однако, в отличие от других, тот не поддался панике и застрелил медведя. Этим он заслужил уважение Троекурова и любовь Маши, которая начала заниматься с ним музыкой и постепенно влюбилась в учителя, «сама еще в том себе не признаваясь».

  • Как звали главного героя сказки городок в табакерке
  • Как звали главного героя сказки волшебное кольцо
  • Как звали главного героя рассказа шинель гоголя
  • Как звали главного героя рассказа станционный смотритель
  • Как звали главного героя рассказа специалист аверченко