Как звали левшу в рассказе лескова

История персонажа

Левша — персонаж повести русского классика Николая Лескова. Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса — искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

История создания персонажа

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была автором изложена в предисловии. Николай Лесков писал, что в произведении изображает борьбу русских мастеров с английскими. В этом «сражении» русские умельцы показали свой талант и «англичан совершенно посрамили и унизили». Также в предисловии к повести писатель подчеркивает, что записал эту историю со слов старого сестрорецкого оружейника, некогда работавшего в Туле.

Впоследствии русскому классику пришлось убрать из текста вступительную часть. Критики и читатели буквально восприняли информацию о рассказе мастера из Сестрорецка и обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле повесть о Левше была написана Лесковым самостоятельно. Описание героя подчеркивает народные черты: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Характеристика мастера, образ заняли особое место в истории русской литературы.

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами. Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение. Фразы действующих лиц повести стали популярными цитатами.

Биография и образ Левши

Действие разворачивается в 1815 году. Сообщается, что император Александр I посетил в рамках поездки по европейским странам Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно правителю понравилась у англичан механическая блоха, выполненная из стали, которая умела «танцевать».

Левша, иллюстрация Виктора Бритвина | R-book.club

Через несколько лет после смерти Александра, когда на престол взошел Николай I, в вещах покойного обнаружили стальную вещицу. Придворные не могли понять, какова функция этой миниатюры, и пригласили для пояснения донского казака Платова, сопровождавшего Александра I в туре по Европе. Казак рассказал, что за удивительное устройство приобрел покойный император, указав, что это дело рук английских искусных механиков. И тут же отметил, что мастера в России не менее талантливы.

После этого рассказа государь Николай Павлович отправил Платова на Дон с дипломатическим визитом, а заодно поручил заехать в Тулу, познакомиться с местными оружейниками и дать им для ознакомления блоху —– чтобы те затем смогли придумать с вещицей что-то, что превзошло бы труд англичан. В Туле казак нашел трех опытных оружейников, среди которых был мастеровой по прозвищу Левша. Дав умельцам задание, Платов отбыл на Дон, а через 2 недели вернулся.

За это время 3 мастера съездили помолиться и приступили к обдумыванию работы. Увидев с прошествием срока, что с блохой не произошло разительных перемен, казак вспылил, посчитав, что тульские оружейники его обманули. Взяв с собой Левшу, дипломат отправился обратно в Петербург. Платов хотел, чтобы мастер перед самим императором отчитался о том, что ничего нового русские ремесленники придумать не смогли.

Иллюстрация Николая Кузьмина (Мастера несут Платову шкатулку) | Leskov.org.ru

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. Николай Павлович решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными лицами, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров. Только под микроскопом можно было увидеть, что придумали тульские умельцы.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу — ковал гвозди для подков. Российский двор единодушно признал, что у мастера — золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца происходит неожиданный поворот.

Отмыв сельского мужика и придав герою вид более приличный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо. Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

Но Левша, верный родине и тоскующий по родителям, оставшимся в Туле, отказался от предложения переехать в Англию. Единственное, на что согласился мастер, — остаться в Лондоне, чтобы осмотреть местные фабрики и заводы. Англичане показали Левше последние ремесленные чудеса, но ничего из новинок не впечатлило героя. Зато старые ружья вызвали у тульского жителя интерес. После тщательного изучения пистолетов Левша попросился домой.

Так как мужчина не знал иностранных языков, решено было отправить ремесленника морем. Довольно быстро Левша нашел себе приятеля — английского полушкипера, который говорил по-русски. Всю дорогу до России героя снедало нетерпение. Что-то увиденное в Англии так заинтересовало Левшу, что мужчина считал минуты до аудиенции у государя.

Чтобы скоротать время, полушкипер и ремесленник решили провести состязание. Мужчины захотели проверить, кто кого перепьет. И к моменту схода на берег оба действующих лица были так пьяны, что не могли говорить. Уже в России англичанина немедленно доставили в посольство, а Левшу, который потерял документы еще в Туле, оставили на улице. Долго страдал смертельно пьяный ремесленник на холодной дороге, пока не подобрали несчастного и не доставили в больницу.

Героя обокрали и много раз роняли, пока везли в госпиталь, принимающий больных без документов. К моменту, когда о приключениях Левши стало известно высокопоставленным лицам, тульский ремесленник умер. Единственное, что успел сказать герой перед смертью врачевателю, — секрет английских ружей. Левша просил передать императору, что ружья нельзя чистить кирпичом. Но просьба мастера не дошла до императора. Возможно, поэтому у Крымской войны был такой исход.

Левша в культуре

На территории СССР повесть Лескова воспринималась как произведение для детей. Неудивительно, что первая экранизация произведения представляет собой мультипликационный фильм. В 1964 году состоялась премьера мультфильма «Левша». Текст повести читает актер Дмитрий Журавлев.

В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий. В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил Родион Щедрин. Партию главного героя писали специально для тенора Андрея Попова.

Цитаты

А потому, — говорит, — что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

Библиография

  • 1881 — «Левша»

Фильмография

  • 1964 — «Левша»
  • 1986 — «Левша»


единственный ребенок

из бедной семьи

известность при жизни

нет детей

никогда не был женат/замужем

поездки за границу

смерть в нищете

смерть/гибель в молодом возрасте

Тульский мастер Левша – образец русского мастерства, центральный персонаж произведения Николая Семеновича Лескова. У повести «Левша» существует оригинальное название: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». У героя нет имени, левшой его называют из-за того, что он все делает левой рукой. Принято считать, что в талантливом мастере-оружейнике автор воплотил собирательный образ русского народа. Но существует и другая версия. Предположительно, прототипом Левши мог быть мастер из Тулы Алексей Сурнин.

Описание героя

Левша. Актер Н. Стоцкий. Фильм “Левша”. 1986

История Левши начинается с того, что российскому императору Николаю I достается танцующая блоха, выполненная английскими инженерами. Он решает доказать, что русские мастера способны еще и не на такие чудеса. Вызвав к себе генерала Платова, он приказывает ему найти самых лучших умельцев и поручить им сделать что-нибудь необычное, что могло бы поразить англичан. Так в сюжете появляются три мастера, среди которых главный герой данного произведения.

Характеристика Левши

Настоящее имя тульского самородка, умельца Левши неизвестно. Он ловко пользуется левой рукой, поэтому все называют его просто Левшой. Крестится он также левой рукой, потому что так ему сподручнее. Внешность у него неказистая: на лице родимое пятно, волос на висках не осталось после того, как ему их «выдрали при ученье». Ко всему прочему, у Левши косоглазие.

Одет герой очень бедно, на ногах старая стоптанная обувь. Вот как описывает автор его облачение: «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

Левша живет в Туле со старенькими родителями в маленьком, тесном домике со спертым воздухом. Стариков своих он любит и уважительно ним относится. Отца он нежно зовет тятенькой, а мать – старушкой. Забота о родителях не позволяет ему остаться в Англии, несмотря на то, что ему обещают хорошие условия для жизни. Своей семьей Левша еще не обзавелся, сам о себе он говорит: «я еще в холостом звании».

Особенности личности

Левша неграмотен, как и основная часть крестьян того времени. Мастерству он также нигде не обучался. Все способности даны ему от природы и, благодаря трудолюбию, превратились в талант, которому нет равных. Сам он так говорит о своей необразованности: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».

Левша очень религиозен и считает, что без божьего благословения нельзя начинать какое-либо дело. Вера в бога помогает ему справиться с самыми сложными задачами. Так, прежде чем выполнить императорский заказ, мастера направляются к иконе Николая Чудотворца, рассчитывая на его помощь: «…надо взяться подумавши и с Божьим благословением».

Иллюстрация Кукрыниксов

Левша без страха встречается с русским царем, приходит к нему в рваной одежде и нисколько не стыдится своего вида. Он с гордостью показывает императору подкованную блоху, доказывая тем самым, что русские мастера некоторые вещи умеют делать лучше англичан. Он готов ответить за свою работу, потому что выполнена она добросовестно и честно. Левша разговаривает с императором так же, как привык общаться в своем окружении: «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто». Левша без робости и со знанием дела разъясняет государю, что работа с блохой настолько тонкая, что ее не видно даже в «мелкоскоп»: «…я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может».

Левша отличается смирением. Несмотря на то, что задето его достоинство (несправедливые упреки и избиение Платовым), он терпеливо сносит это незаслуженное наказание. В этом проявляется такая черта подневольного русского крестьянства, как долготерпение, заложенная с детства самой системой.

Восхищенный работой император, растрогавшись, обнимает и целует Левшу. Видя это, остальные придворные также бросаются обнимать и благодарить мастера, а Платов даже приносит ему извинения за выдранные «волосья» и  дает сто рублей.

Левша скромен и непритязателен. Видимо, сказывается привычка довольствоваться тем, что есть. Так, на корабле ему были организованы поистине барские условия. Однако, он неудобно чувствовал себя в окружении господ и все время старался уединиться. «Он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился». Чаще всего он проводил время на палубе, всматриваясь в безбрежную даль, туда, где была его родина.

И сам Левша, и мастера, с которыми он работал над блохой, – большие патриоты России и своего императора. Они считают за честь выполнить приказ государя и трудятся днем и ночью, чтобы оправдать его доверие: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется».

Отношение к труду

Иллюстрация Кукрыниксов

Герой до самозабвения любит свое дело. Чтобы вовремя выполнить приказ императора, Левша с товарищами запираются в доме и покидают его только по окончании работы. Даже попытка выманить их из избы обманом не увенчается успехом. Когда кто-то крикнул, что загорелся соседний дом, Левша, показавшись в окне, спокойно ответил: «Горите себе, а нам некогда», закрыл ставни и снова принялся за работу.

Несмотря на то, что в Туле проживает много талантливых умельцев, мало кто может сравниться в мастерстве с Левшой. Именно ему достается самая филигранная работа – выковать гвоздики для подковок, и выполняет он ее блестяще. Все поражаются: как человек с косоглазием, левой рукой и без «мелкоскопа» смог сотворить такое чудо!

Левша в Англии

Англичане восхищены мастерством Левши. Их огорчает лишь то, что умелец, обладающий таким талантом, совершенно безграмотен. Ведь, если бы Левша разбирался в науках, он смог бы путем расчетов предугадать, что блоха уже не сможет танцевать как прежде из-за отягощенных подковками лапок. Левше предлагают остаться в Англии, чтобы обучаться наукам, пророчат ему блестящее будущее. О нём пишут в английских газетах, как о чуде,  русский мастер окружен уважением и восхищением.

Иллюстрация Кукрыниксов

Но Левша не принимает предложения англичан. Он соглашается лишь погостить у них некоторое время. Ему интересно узнать, как работают их заводы, самому вникнуть в производство. Он с удивлением отмечает, что порядок и отношение к рабочим отличаются от того, что он видит в России. Открытием для него становится то, что в Англии не чистят ружья толченым кирпичом, как это делают у него на родине. Поэтому стволы в них долго остаются гладкими, и стреляет такое оружие очень хорошо. Левша, узнав этот секрет, срочно собирается в дорогу. Он уверен, что обязательно должен сообщить императору о своем открытии, потому что это очень пригодится в случае войны. Кроме того, он уже давно скучает по родным краям и по стареньким родителям.

На корабле Левша заводит знакомство со своим попутчиком, который оказывается английским моряком. На протяжении всего пути они пьют спиртные напитки и допиваются до чертиков и галлюцинаций. В какой-то момент Левша едва не падает за борт в открытое море. Пьянка продолжается до самого конца путешествия, в результате чего друзья заболевают. По прибытии в Петербург, их пути расходятся.

Финал

Иллюстрация Кукрыниксов

Неласково встретила Левшу горячо любимая им Родина. Обессилевшего от долгого путешествия и непомерных возлияний, его сразу же обокрали. Причем, произошло это в полицейском участке, куда Левшу доставили прямо с корабля. Отобрали деньги, часы, добротную одежду и практически раздетого долго возили по разным больницам, где его ни в какую не хотели принимать без документов. Несколько раз его роняли, да так, что разбили голову, наконец, привезли в больницу для простолюдинов и оставили на ледяном полу.

Чувствуя, что умирает, Левша подозвал доктора и, собрав последние силы, внятно произнес: «Скажите Государю, что англичане ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, а они стрелять не годятся». После этих слов Левша перекрестился и умер. Наказ его так и не дошел до императора, а если бы дошел, пишет автор, то «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Роль героя в произведении

Нелегкая судьба Левши представляет собой собирательный образ судеб простых, бесправных людей. Их было бесчисленное множество на просторах огромной России. Были среди них и самородки, подобные Левше. Они в большинстве своем так и остались неоцененными и безызвестными, так как не имели возможности в полной мере проявить свои таланты. Именно таким людям посвятил Н.С. Лесков свои слова: «шуба овечкина, а душа человечкина».

Сама российская система того времени, ее нелепые законы не предполагали заботу о талантливых выходцах из народа. Никто не был заинтересован в их развитии и востребованности. Нужны они были лишь для того, чтобы в очередной раз блефануть перед иностранцами, а ведь именно такие люди и являлись национальным богатством России.

Лесков в образе Левши воспевает талант маленького человека, большое сердце которого переполняют истинный патриотизм и огромная любовь и преданность Родине.

Отношение автора к герою

Автор с глубоким сочувствием относится к своему герою. Он с горечью констатирует, что лишь англичане смогли разглядеть в Левше не только его талант, но и душу. На родине же к мастеру относились, как к исполнителю воли императора. Герой являлся лишь демонстрацией того, что русские мастера могут превзойти в своем искусстве даже продвинутых в инженерном деле англичан.

Автор видит, что положение простого народа не меняется в лучшую сторону. Высшие сословия все так же не желают признавать таланты и способности человека «из низов». Примером этому служит судьба его героя, который, так и не дождавшись помощи, умирает в жутких условиях простонародной лечебницы. Несмотря на это, даже на смертном одре Левша остается человеком, преданным государю и Родине, которой он оказался не нужен.

Прототипы

Согласно высказыванию Н.С. Лескова, его герой – плод собственной фантазии: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Однако историк С.А. Зыбин еще в 1905 году отмечал сходство в судьбе Левши и реального человека – Алексея Михайловича Сурнина, мастера-оружейника Тульского завода, ставшего впоследствии выдающимся машиностроителем.

Так же, как и Левше, ему довелось побывать в Англии, где он продемонстрировал свои таланты. Англичане настолько восхитились его способностями, что назначили заместителем Генри Нока – владельца оружейного завода. Вернувшись в родной город, Сурнин получил высокую должность на Тульском оружейном заводе, до конца своей жизни был уважаемым и почитаемым человеком. Он внес большой вклад в развитие оружейного дела в России, обогатив отечественное производство английскими разработками. Это сыграло не последнюю роль в победной войне России 1812 года против Наполеона.

Экранизации героя

Знаменитый сказ о Левше Н.С. Лескова не раз становился сюжетом как для театральных постановок, так и художественных и мультипликационных фильмов.

В 1964 году на экраны вышел мультфильм «Левша» советского режиссера Ивана Иванова-Вано. Несмотря на несовершенную технику анимации, фильм получился необыкновенно удачным и максимально передающим сам стиль повести Лескова. Поражает портретное сходство героев мультфильма с реальными историческими личностями: мягкий, лысоватый блондин Александр I и видный статный брюнет Николай I. Не оставляет равнодушным и музыкальное сопровождение фильма, в основном представленное народными песнями.

В 1986 году режиссер Сергей Овчаров представил свой фильм «Левша», который можно назвать вершиной его творчества. Гениальность режиссера прослеживается во всем: великолепно подобранном составе актеров, невероятной продуманности каждой мелкой детали, отличной операторской работе. Главную роль в фильме исполнил популярный актер Николай Стоцкий.

Герой за пределами произведения

Судьба литературного героя Левши трагически заканчивается на последней странице повести. Но память о талантливом самородке из народа жива до сих пор. В 2004 году в самом центре Челябинска был открыт памятник Левше, как олицетворению всех уральских мастеров. В композиции присутствует и знаменитая блоха, которую  все, кто пожелает, могут рассмотреть через увеличительное стекло. Памятник выполнен из бронзы, автором его является скульптор Игорь Брунеткин.

Еще один памятник символу тульских мастеров был торжественно открыт в 2009 году в городе Тула, на набережной реки Упы. Автор бронзового монумента Б.И. Кривохин изобразил Левшу в полный рост в рабочей одежде. В левой руке мастера кузнечный молот, правой рукой он держит только что подкованную им блоху. В нижней части памятника – цитаты русских писателей и, конечно же, самого Н.С. Лескова.

Литература

  1. Овчинников Д. Был ли прототип у Левши? // «Родина»: журнал. — 2018. — Номер 6. — С. 75-79.
  2. Клишина, О. Персонажи Лескова как историко-этнологические типы: речевое поведение и внешность / О.  Клишина // Литература. – 2007. – №14.
  3. Новикова-Строганова, А. А. Художественное поучение в творчестве Н.С.Лескова / А.А.Новикова-Строганова //  Литература  в школе. – 2010. – № 8.
  4. Бухштаб Б.Я. Сказы о народных праведниках (“Очарованный странник”, “Левша”, “Тупейный художник” Н.С.Лескова) / Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов – М.: Дет.лит., 1983.
  5. Душкина И. Н. Языковые особенности сказа Н. С. Лескова “Левша”. VI класс / И. Н. Душкина // Литература в школе. – 2000. – № 6.
  6. Короткова М. С. Художественное своеобразие рассказа Н. С. Лескова “Левша”.// Литература в школе. – 2011. – N 7.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 5.3k

«Левша» главные герои

«Левша» главные герои

В сказе Лескова “Левша” автор обращается к теме патриотизма. Сюжет сказа включает много волшебных элементов, произведение воспевает ум и талант русского народа. “Сказ о косом Левше” — правдивое отражение реалий российской жизни того времени. Необразованный, но талантливый герой из народа превосходит смекалкой и мудростью других. Лесков по праву считается народным писателем, так как его героем стал простой мастеровой человек, мужик, обладающий непревзойдённым талантом.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика главных героев “Левша”

Главные герои

Александр I

Главный герой, российский император

Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, доверчивый, ведь англичане откровенно мошенничают: продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.

Николай I

Брат Александра I

Патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке, обладающем хорошей памятью, помнящем каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель.

Платов

Донской атаман, сопровождающий Александра I

Храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю превосходство его таланта. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно по его вине мастер был доставлен к государю в спешке без документов.

Левша

Тульский мастер, подковавший блоху

Самобытный, неподражаемый мастер. “Левша” — прозвище, а не имя, герой даже крестится левой рукой. У него невзрачная внешность, он косоват на один глаз. Чтобы подковать блоху, мастерам нужны были миниатюрные гвозди. Именно Левша мастерил их, и на гвоздях было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер, талант которого оценили в Англии, не захотел оставаться на чужбине, преданный православной вере, русскому народу, своей семье. Из-за своей простоты участвует в пари по пути домой на корабле. Выпивает лишнего и умирает по прибытии в Россию в захудалой больнице. Перед смертью передаёт государю секрет чистки оружия, который он позаимствовал у англичан. Но умирающего нищего никто не слушает.

Второстепенные персонажи

Мастера из Тулы

Искусные мастера, которые сумели подковать металлическую блоху и выгравировать на подковах свои имена. Они доказали своё превосходство над западными мастерами, показали ум и талант русского народа. Характеристику этих героев дополняет тот факт, что перед началом дела они уединились и помолились о своём замысле.

Одну важную мысль хотел передать автор в своём произведении: даже умные, талантливые люди подвластны порокам. Из-за глупого спора с полшкипером умирает самый лучший мастер на Руси, пьянство сыграло решающую роль в его судьбе. Когда англичане хитростью оставляли Левшу за границей, его душа рвалась домой, он не согласился на новую обеспеченную жизнь. Главные герои “Левши” — истинные представители русского народа, в произведении воспевается их врождённый патриотизм, вера в Бога, преданность своему государю.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Нахида Кусанали

    11/12

  • Яромир Корнишков

    11/12

  • Ковалев Иван

    12/12

  • Варвара Смородина

    12/12

  • Ольга Моргунова

    11/12

  • Джерри-И-Багира Казаковы

    10/12

  • Ярик Шапилов

    12/12

  • Vlad Vaha

    12/12

  • Аминат Курбанова

    12/12

  • Надежда Набокова

    10/12

Лесков. «Левша»: (главные герои)

Полное название произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Само произведение написано в форме народного сказания, с искажениями слов, трудно понятных простому, малограмотному человеку. Рассказ был написан в 1881 году и вошел в сборник Лескова «Праведники». Писателю настолько талантливо удалось передать  стиль народной речи, что критики восприняли это произведение не как авторское, а как пересказ народного предания.

Главные герои рассказа «Левша»:

Александр Павлович – Император Российский. Любознательный, с удовольствием знакомится с иностранными творениями и изобретениями.

Донской казак Платов – патриот родной земли. Ревностно относится к тому, что император восхищается английскими кунсткамерами.  Любитель спиртного.  К концу рассказа этот герой отставлен от службы.

Император Николай Павлович – сменил на троне Александра Первого после его смерти. В своих людях был уверен и не любил уступать иностранцам.

Левша – искусный мастер. Был послан императором в Англию вместе с подкованной блохой. Англичане, увидев работу тульских мастеров, начали  сманивать Левшу, чтобы он остался работать в Англии, но Левша отказался. Дома в России остались родители, его приход, православная вера.   Левша был внимательный и усмотрел то, чего русские генералы не могли усмотреть в Англии.  Спешил домой, чтобы заветное замечание императору передать. Но запьянствовал на пароходе с подшкипером.    Он передал заветное слово доктору, но к словам доктора ни кто не прислушался.

Пол-шкипер (правильнее подшкипер) – знает русский язык, но очень хотел выведать,  какой секрет везет Левша своему императору. Заключил пари, кто кого перепьет. Но Левша не сдавался и секрет свой держал.

Рассказ Лескова «Левша» о том, что в России живут замечательные люди – мастеровитые, талантливые, любящие свою родину. И о русском безразличии, халатности.   К левше отнеслись как какому-то бродяге, только потому, что у него не было документов, с ним обращались, как с каким-то мешком, и в конце концов убили его.

Произведение было написано в конце XIX  века, с тех пор прошло более 100 лет. Изменились технологии,  условия жизни, произошла смена экономических формаций, но психология человеческая изменилась мало.  И сейчас полиция  может обобрать человека, отказать ему в помощи и даже убить. И сейчас  не всякая больница согласится оказать помощь, если нет полиса и удостоверения личности.

ЛЕВША

ЛЕВША

ЛЕВША — герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в образе тульского мастера Л., который даже блоху сумел подковать. Но сам автор возражал против такой трактовки. В рассказе, стилизованном под легенду, говорится не только о соревновании искусных англичан и даровитых русских, но и о тех условиях, в которых вынужден жить талантливый человек в России. Лесков говорит об отношении самодержцев Александра и Николая к своим подданным, о жестокости «промежуточной» власти в лице атамана Платова. Л. и его товарищи-ремесленники сумели без «мелкоскопа», без «расчета силы» не только подковать блоху, но и написать на подковках имя мастера. Не тщеславие двигало Л. к цели, а патриотизм. Не англичан хотел он посрамить, а Россию возвысить. Потому, приступая к делу, молился Л. Николе Мценскому и совершил фантастическую по ювелирное™ работу. Однако истинный народный талант в России живет в нищете, им помыкают; Платов швыряет Л. «к себе в коляску в ноги». Для сравнения Лесков показывает жизнь менее дерзостных в своей фантазии и своем таланте англичан. Глазами прибывшего в Англию Л. мы видим условия, о каких и мечтать не может русский мастеровой. Англичане ценят сноровку, опыт, талант Л., заботятся о нем, обращаются с ним, как с барином, стараются угодить во всем, предлагают остаться у них на постоянное (и сытое) жительство. Но, узнав английский секрет хранения оружия, тульский мастер просит лишь об одном — поскорее отправить его в Россию. Единственное его желание — сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно государственной важности. Однако если в Англии «другие правила жизни, науки и продовольствия», то в России — все то же беззаконие и безразличие. Стоило Л. оказаться на родной земле, как у него, заболевшего, отобрали не только английские богатые подарки, но и остатки здоровья. Никому нет дела до секрета, которым владеет мастер, до его поразительных способностей, до его жизни. Так и умирает он, всеми брошенный, в больнице для бедных. Больше всего страдает Л. от того, что уносит с собою в могилу выведанный у англичан секрет. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»,- говорит о своем русском «камраде» Л. «аглицкий полшкипер».

Несмотря на то что «собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства» (автор подчеркивал, что «левша есть лицо, мною выдуманное»), предпринимаются попытки найти прообраз оружейника.

Лит.: Ащурков В.Н. Исторический прообраз тульского Левши

//Вопросы истории. 1977, №5.

И.А.Панкеев

Литературные герои. — Академик.
2009.

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «ЛЕВША» в других словарях:

  • ЛЕВША — Михайлович, боярин в Литовском княжестве. 1459. З. А. I, 78. Левша Александров сын Артемьев, холоп, св. 1498. Гр. и дог. I, 338. Левша, белозерский крестьянин. 1501. А. К. I, 251. Левша Терпигорев, боярин Василия Шемячича. Ок. 1520. А. И. I, 182 …   Биографический словарь

  • левша — левша, левши, левши, левшей, левше, левшам, левшу, левшей, левшой, левшою, левшами, левше, левшах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ЛЕВША — ЛЕВША, левши, род. мн. левшей, муж. и жен. Мужчина или женщина, владеющие левой рукой лучше, чем правой. Левша пишет левой рукой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛЕВША — ЛЕВША, и, род. мн. шей, муж. и жен. Человек, к рый владеет левой рукой лучше, чем правой. Тульский л. (умелый мастер, изощрившийся в тонкой работе; по прозвищу героя одноимённого рассказа Лескова). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • левша — шуячка, левачка, левшачка, шульгачка, умелец, левашиха Словарь русских синонимов. левша сущ., кол во синонимов: 15 • инорукий (3) • …   Словарь синонимов

  • левша — и; мн. род. ей; м. и ж. 1. Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой. 2. Об очень искусном мастере, умельце ● По имени героя повести Н. Лескова Левша …   Энциклопедический словарь

  • левша́ — левша, и; мн. левши, ей …   Русское словесное ударение

  • Левша — м. Литературный персонаж: великий умелец. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Левша — Название рассказа писателя Николая Семеновича Лескова (1831 1895). Впервые это рассказ был опубликован в журнале «Русь» (1881) под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». В примечании к этому названию автор… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Левша — ■ Страшен в фехтовании. ■ Более ловок, чем всякий, кто работает правой рукой …   Лексикон прописных истин

Не сомневаюсь, что многие читали рассказ замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова «Левша». Ещё больше тех, кто слышал об этом рассказе, т.е., не читая рассказа, знают суть: «Это про то, что блоху подковали? Как же, наслышаны…». Но, кажется, самое большое количество тех, кто знает выражение «подковать блоху», которое означает очень тонкую искусную работу, но не знают, откуда такое выражение. Теперь – внимание! – вопрос ко всем читавшим и не читавшим рассказ «Левша»: а как звали левшу? Чур, в книгу не заглядывать. Каково имя и отчество знаменитого на всю Россию мастера? Вопрос немного провокационный, но в конце поймёте суть.

Позволю себе напомнить некоторые сюжетные линии рассказа. Русскому царю, который находится в Англии и интересуется всякими иностранными диковинками, показывают металлическую блоху, этакую мелкую соринку, которую и не ухватить-то грубыми мужскими пальцами, разве что пригласить для этой цели нежные девичьи пальчики; а если ещё блоху ключиком завести «через пузичко», то она начнёт «дансе» танцевать.

Вот так чудо! Вот какие кудесники эти английские мастера! Царь захотел купить блоху. Англичане-наглецы на голубом глазу запросили за неё миллион, да серебром! Впаривали! Казак Платов, что был при царе, белел от досады – мильон за минутную забаву, тьфу! Отговаривает царя, говорит, что на Руси чудес не меньше могут сделать русские мастера.
— Ты мне политику не порть! – отвечает царь Платову и отваливает англичанам миллион.
Это по-русски!

Англичане блоху отдали, а за футляр ещё пять тыщ запросили. Это уже по-английски. Сквалыги! Платов спорить стал, мол, футляр к вещи положен, но царь — заплатил. Тогда Платов от обиды незаметно мелкоскоп (микроскоп) притырил, (с паршивой овцы хоть шерсти клок) чтоб на блоху смотреть увеличено – вроде мелкоскоп в комплект к блохе входит.

В России блоха была благополучно забыта на много лет, это тоже по-русски, и только новый царь, разбирая вещи отца, обнаружил странную коробочку, смысла которой никто не понимал. Разыскали Платова, который в то время уже был в отставке, и тот объяснил, что в футлярчике стальная блоха, которая может танцевать, если её завести ключиком через «пузичко». Подивился новый царь искусству английских мастеров, а Платов говорит, что русские мастера могут ещё не то удивление сделать. Так пусть сделают, говорит царь, и приказывает Платову заняться этим.

Платов разыскал в славном городе Туле мастеров, которые обещались чудо сотворить и, богу помолясь, принялись за дело. Через две недели тульские мастера эту блоху, такую мелкую, что и пальцами не взять, — подковали! Причём подковали каждую лапку. И без всякого микроскопа — «…у нас так глаз пристрелявши». Да не просто подковали, а на каждой мельчайшей подковке было выгравировано имя мастера, рассмотреть которое можно только в самый мелкий мелкоскоп. А левша выковывал гвоздики для подков, что гораздо мельче самих подков.
Вот какие кудесники русские мастера!

Царь, когда узнал, что сотворили туляки, был и удивлён, и горд за своих подданных. Отправил блоху обратно в Англию, чтоб англичане увидели искусность русских и не слишком нос задирали. А заодно отправил туда левшу, чтоб объяснялангличанам, что к чему.

Англичане дивились умению русских мастеров и всё выспрашивали левшу, какие науки русские мастера изучают. А левша говорит: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем… У нас это так повсеместно».
Тоже по-русски!

Англичанам левша так понравился, что стали они его уговаривать остаться в Англии, денег много обещали, положение самое почётное сулили и англичанку хозяйственную в придачу. Но левша — ни в какую! И вера ваша не такая, говорит он англичанам, и свататься вы не умеете, и англичанки ваши не так одеваются… А наша вера полнее, и евангелие наше толще, и иконы боготворные, и гроботочивые главы и мощи… Дома всё своё, родное, привычное. И бабы наши «всякая в своих кружевцах».
— Мы, — говорит, — к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить…
Как это по-русски!

На чужбине ничто не мило! Всё не так, всё шершаво. Даже сладкий английский чай не сладок, а чай вприкуску вкуснее на наш лад. Домой, домой! Словом, «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился», как пишет автор.

Эти кусочки текста, где описано стремление левши на родину, читаешь с немым восторгом; понимаешь мастера, одобряешь, — сам бы так поступил, — и любишь его, простодушного, умного, своего, русского.

Из уважения к мастеру англичане показывают левше и машины, и механизмы, и всякие устройства, а он всё это смотрит, разумеет да на ружья внимание обращает, палец в дуло засовывает. И тут он понимает один секрет, очень важный в военном деле, и – всё! Домой заторопился, скорее, скорее, ничем не его удержать! Секрет донести своим надо!

Отправили его пароходом из Англии в Петербург, а левша даже в каюту не спускался – всё на верхней палубе сидел да в сторону родины смотрел. За это его английский полшкипер зауважал и предложил выпить. Потом предложил пари – пить на равных… Пили, соревновались… Короче, допились два дурака, полшкипер и левша, до чертиков, только у одного черт рыжий, а у другого – серый. Это по-нашенски!

А в Петербурге медоточивая легенда кончается и начинаются свинцовые русские будни. Если пьяного англичанина в Питере повезли в посольский дом и за два дня врачи на ноги его поставили, то левшу свалили на пол в квартале, т.е. в полицейском обезьяннике, если по-современному, где полицейские (государевы люди) его ограбили, забрали все деньги, забрали часы, сняли добротное пальто и потом его, беспамятного и полуголого, возили на морозе по городу, пытаясь пристроить в больницу. Но в больницах Левшу не принимали, т.к. у него не было «тугамента» (паспорта) – «до самого утра его по всем отдалённым кривопуткам таскали и всё пересаживали так, что он весь избился» и затылок его «порат (сильно) раскололся». Короче, на родине, куда он так стремился, левшу, сердешного, замучили, живьем замучили. И даже не по злобе. Больше по раздолбайству, равнодушию и тупости.
Как это по-русски!

Перед смертью мастер успел-таки сказать доктору тот секрет, что он понял в Англии:
— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтоб и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И это по-русски! Левша до последнего думает о родине, о деле, не смотря ни на какие мерзости.

Доктор передал эти сведения от левши чиновнику, но по чиновной глупости и трусости, что равна подлости, информация так и не дошла до царя. Таковы вечные нравы русской бюрократии. А потом проиграли Крымскую войну. Ружья кирпичом чистили.

…Концовку рассказа о левше невозможно читать без внутреннего содрогания. Возникает ярая ненависть к бездушию русского государства! Судите сами: мастер не прельстился заграницей, стремится к своим, на родину, да не просто стремится, а несет в себе важнейший военный секрет, а на родине полицейские (государевы люди) его грабят, мучают и фактически убивают. Так и видно, как левшу волокут за ноги по лестнице, а голова его по ступенькам бьётся. К жестокости полиции добавляется угрюмое равнодушие бюрократии, когда без какой-то дрянной бумажки нельзя спасти человека и принять в больницу умирающего. Цинизм и бездушие.

За прошедшие полтораста лет ничто принципиально не поменялось в российском государстве. Кругом всё то же равнодушие бюрократов. Никому из начальников ничего не надо, кроме собственной корысти. Чиновная жадность, лень и трусость.
И человеческая жизнь ничего не стоит.
Ты никто и звать тебя никак.
Нет имени у левши.
Нет, и никогда не было.

Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

  • пятнышко на лице;
  • отсутствие на висках «волосьев».

«…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…»

Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

  • обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
  • казакин на крючках.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

…я еще в холостом звании.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.

Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.

…надо взяться подумавши и с Божьим благословением.

Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.

Другие материалы по рассказу «Левша»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Левши

Образ русского народа в сказе «Левша»

Повесть «Левша», написанная в форме сказа, была создана Николаем Семёновичем Лесковым в 1881 году. В ней рассказывается о трагической судьбе левши, талантливого русского умельца. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей повести.

Главный герой

Левша

Левша — так называет автор героя потому, что он всё делал левой рукой. Это был очень талантливый, умелый оружейный мастер. По своему умению он превосходил других мастеров, поэтому его товарищи именно ему поручили сделать самые маленькие гвоздики для того, чтобы подковать стальную блоху.

В сказе у левши нет имени. Автор не указал, как звали этого героя, потому что образ левши — это собирательный образ русского народа. Лесков привлекает внимание читателей не только к одарённости, но и к трагической судьбе русского человека: его талант растрачивается на пустяки и приносит ему не благополучие, а несчастье.

Подробная характеристика левши здесь.

Другие персонажи

Тульские оружейники

Тульские оружейники — три умелых оружейных мастера (в их числе левша), которым донской казак Платов по царскому велению поручил превзойти в мастерстве английских мастеров, сделавших стальную блоху, умеющую танцевать. Тульские оружейники были умелые, хитроумные и гордые люди.

Что именно они хотели сделать с блохой, тульские мастера Платову не сказали, попросили оставить им блоху и приехать за ней на обратном пути с тихого Дона.

Оружейники были люди набожные, поэтому пошли они сначала в Мценск, уездный город Орловской губернии, поклониться древней иконе святого Николая, покровителя торгового и военного дела. Затем они пришли в Тулу, заперлись в домик к левше и стали работать. Несколько дней они не выходили, всё молоточками потюкивали. Всем было любопытно, что они мастерят, стучались к ним люди, но они не открывали двери.

Хитрые мастера не выскочили из домика даже тогда, когда люди нарочно закричали, что горят соседний дом. Только левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и захлопнул ставню.

Превзошли тульские оружейники в мастерстве английских мастеров: подковали стальную блоху и на каждой подковке указали имя мастера, который эту подковку делал. Только имени левши там не было указано, так как он делал работу совсем мелкую: выковывал гвоздики, которыми забили подковки.

Оружейники были гордые люди. За то, что Платов усомнился в них и подумал, что они ничего с блохой не сделали, несмотря на веление государя, мастера не стали раскрывать ему секрета, а попросили отвезти блоху к государю — он увидит сам их работу и поймёт секрет.

Платов

Платов — донской казак, атаман Войска Донского. Он любил Родину, сопровождая императора Александра Павловича в заграничной поездке, скучал по своему хозяйству и «всё государя домой манил». Платов гордился русским народом, считал, что русские мастера не хуже иностранных, что они «на что ни взглянут — всё могут сделать». Он огорчался, что государь очень уж восхищается всем иностранным.

Когда англичане подарили государю Александру Павловичу стальную блоху, футляр для неё они не дали, сказав, что он бриллиантовый, казённый. Платов возмутился этим, ведь государь им миллион дал за то, что такую блоху изготовили, и в подарок они её преподнесли государю, а футляр не дают. Но государь велел Платову не портить ему политику и велел выплатить англичанам деньги и за футляр.

Справедливый Платов взял «мелкоскоп» (микроскоп), через который только и видна была блоха, положил себе в карман. Он сказал англичанам, что «он сюда же принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».

После смерти Александра Павловича шкатулка, где был футляр с блохой, досталась его брату, ставшему императором, Николаю Павловичу. Никто не знал, что это за стальная блоха, откуда она. Старый донской казак Платов явился к государю и объяснил, что блоха из Англии, а «мелкоскоп», в который можно её разглядывать, у него имеется. Он посоветовал государю не удивляться этой иностранной работе, а показать её тульским мастерам — не смогут ли они превзойти англичан. Государь Николай Павлович поручил Платову ехать на тихий Дон, посмотреть, как живут казаки и преданы ли они государю, а по дороге заехать в Тулу к мастерам. Сказал государь Платову передать мастерам, что он надеется, «что они никого не хуже».

Платов выполнил поручение государя, а когда заподозрил, что блоха осталась такой же, как была, рассердился, схватил одного из оружейников, косого левшу, и привёз в Петербург, чтобы там его допытать, что они сделали с блохой.

Платов был храбрый человек, «никакого в свете неприятеля не пугался», а перед императором струсил: хотел его занять разговором о донских казаках, думая, что он о блохе не вспомнит. Но император спросил, превзошли ли тульские мастера английских. Платов ответил, что они ничего удивительного не смогли сделать.

Когда левша показал императору, что блоху он с другими мастерами подковал, справедливый Платов подарил ему 100 рублей и попросил прощенья за то, что его «за волосья отодрал». Узнав, что император посылает левшу вместе с курьером в Англию, чтобы англичанам показать подкованную блоху, Платов перекрестил левшу и сказал: «Пусть над тобою будет благословение».

Император Александр Павлович (Александр I)

Император Александр Павлович был любознателен, в заграничной поездке интересовался разными иностранными изделиям и производствами, и всё ему нравилось, всем он восторгался. Но донской казак Платов постоянно говорил, что и в России всё это есть не хуже иностранного. Государь же считал, что иностранцы в мастерстве превзошли русских.

Император Николай Павлович (Николай I)

Император Николай Павлович — унаследовал русский престол после смерти своего брата Александра Павловича.

Он ценил мастерство и смекалку русского народа и был уверен, что русские мастеровые более умелые, чем английские. Государь «никакому иностранцу уступать не любил». Поручил он Платову, чтобы велел тульским мастерам показать стальную блоху, чтобы они над ней подумали и показали, что они не хуже тех мастеров, которые её сделали.

Когда Платов доложил императору, что тульские мастера ничего не смогли сделать с блохой, тот не поверил этому. После того, как он узнал, что левша с товарищами блоху подковал, государь очень обрадовался и велел везти ему блоху в Англию, чтобы англичане увидели мастерство русских мастеров.

Полшкипер

Полшкипер (искажённое «подшкипер», то есть помощник шкипера) — моряк с английского корабля, на котором левша возвращался из Англии в Россию. Этот моряк умел говорить по-русски. Левша ему понравился тем, что, несмотря на непогоду, всё время сидел на палубе. Он похвалил левшу и предложил выпить.

Напились они, и полшкипер спросил левшу, какой он секрет от Англии везёт в Россию, но тот ответил: «Это моё дело». Тогда полшкипер предложил держать пари: в одиночку не пить, пить ровно, кто кого перепьёт, тот и выиграет. Левша согласился. До того они допились, что обоим черти стали видеться. Никто из них пари не выиграл. В Петербурге англичанина повезли «в посланнический дом на Английскую набережную». Там его привели в себя лекарь и аптекарь.

Протрезвев, полшкипер побежал искать левшу. Нашёл он его в больнице для бедных. Левша сказал, что ему «два слова государю непременно надо сказать». Добрый полшкипер побежал к графу Клейнмихелю и стал возмущаться, что левша лежит в больничном коридоре на полу: «Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Но англичанина выгнали, «чтобы не смел поминать душу человечкину». Добрался он по чьему-то совету, до донского казака Платова. Тот сказал, что он уже «отслужился» и что его сейчас уже не уважают, и посоветовал идти к коменданту Скобелеву. Пошёл добрый полшкипер к коменданту и рассказал о болезни левши. Тот послал к левше доктора Мартын-Сольского.

Доктор Мартын-Сольский (Мартын Дмитриевич Сольский, доктор медицины)

Когда по велению коменданта Скобелева доктор Мартын-Сольский приехал к левше в больницу, тот уже умирал и смог только внятно выговорить, чтобы сказали государю, что ружья англичане кирпичом не чистят, чтобы и у нас не чистили, иначе они не будут годиться для стрельбы. Добросовестный, ответственный доктор доложил об этом графу Чернышёву, «чтобы до государя довести», а граф закричал на него, чтобы не вмешивался в военные дела, так как «в России на это генералы есть».

Граф Чернышёв (военный министр)

Граф Чернышёв был грубым, безответственным и неумным человеком. Он не понял важности слов левши, которые передал ему доктор Мартын-Сольский, и не передал их государю. Когда в Крымскую кампанию стали ружья заряжать, увидели, что пули в них болтаются, так как стволы расчищены кирпичом. Когда доктор Мартын-Сольский напомнил Чернышёву о левше, тот грубо ему ответил, чтобы не совался не в своё дело, иначе он скажет, что ничего от доктора о ружьях не слышал, — и доктору и достанется.

Вам также будет интересно почитать:

  • Как звали кошку в сказке репка
  • Как звали котика в рассказе ионыч
  • Как звали котенка в рассказе носова живая шляпа
  • Как звали кота из рассказа живая шляпа
  • Как звали королевича жениха царевны в сказке пушкина о царе салтане