Как звали папу буратино в сказке

Папа Карло — герой сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), отец Буратино.

Характеристика

Папа Карло — старый шарманщик, живущий в каморке под лестницей, в которой ничего не было, кроме нарисованного очага на холсте. Шарманка давно сломалась и Папа Карло жил жизнью попрошайки (так в книге, в фильмах он по-прежнему работает шарманщиком). Единственный друг Папы Карло — старый столяр и пьяница Джузеппе. Как-то раз Джузеппе в очередной раз напился и ему в руки попалось говорящее полено, которое он подарил от греха подальше своему собутыльнику Карло, предварительно с ним подравшись.

Папа Карло вырезает из говорящего полена куклу с длинным носом

«Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»

Тем не менее Буратино тут же доставил Папе Карло неприятности, в результате чего Папа Карло оказался в полицейском участке. В дальнейшем Буратино также не радовал Папу Карло, однако тот не обижался и, как добрый ангел, появлялся и спасал Буратино в самых безвыходных ситуациях.

В русском языке

  • В русской разговорной речи образ папы Карло ассоциируется с тяжелым трудом, часто без должного вознаграждения; появилась поговорка «пахать как папа Карло»[1]:

Я сидела под одеялом и думала: «Боже, вот это я тряпка, вся работа насмарку. Четыре года пахала как папа Карло — через слезы, через боль, через какие-то проблемы. Все ради тренировок, жертвовала всем, никуда не ходила, и неужели я здесь возьму и продую?!».

  • 2012. По сообщению русской службы Би-Би-Си, президент госкорпорации «Роснефть» И. И. Сечин вынужден был работать «как папа Карло»[2]:

В последнее время Сечин в разговорах с коллегами не скрывал своего раздражения по поводу того, что Тимченко может позволить себе жить легальным миллиардером, тогда как он горбатится, как папа Карло.

  • Образ Папы Карло — центральный для двух стихотворений Леонида Филатова, «Кукольный театр» (1965) и «Письмо Сергею Образцову» (1974). В обоих Папа Карло — добрый гений театра, детства, которому нелегко приходится в «настоящей», «взрослой» жизни.

Примечания

  1. Би-Би-Си:»Последние Игры Исинбаевой: всю жизнь прыгать невозможно»
  2. Би-Би-Си: «Проблемы Gunvor — из-за ссоры Тимченко с Сечиным»

Источники

  • Книга «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого в Lib.ru (без иллюстраций)
  • Книга «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого с классическими иллюстрациями
  • Памятник Папе Карло. Киев. Детский театр. Август 2007 г.
 Просмотр этого шаблона Повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Персонажи Буратино • папа Карло • Джузеппе (Сизый Нос) • Карабас-Барабас • Дуремар • Мальвина • Артемон • Пьеро • Арлекин • Лиса Алиса • Кот Базилио • Черепаха Тортила • Говорящий Сверчок
Экранизации

Золотой ключик (фильм, 1939) • Приключения Буратино (мультфильм, 1959) • Приключения Буратино (фильм, 1975)

Продолжения Побеждённый Карабас • Вторая тайна золотого ключика • Буратино ищет клад • Буратино в Изумрудном городе
См. также Бураттино • Приключения Пиноккио. История деревянной куклы • Буратино (ТОС) • Буратино (напиток) • Орден Буратино • Медаль Буратино
Литературные сказки:Произведения Алексея Николаевича Толстого

История персонажа

Персонаж книги «Золотой ключик» Алексея Толстого. Старый шарманщик, «отец» Буратино — главного героя сказки, деревянного мальчика.

История создания

Писатель Алексей Толстой

Писатель Алексей Толстой

Повесть Алексея Толстого о золотом ключике — это литературная обработка сказки «Приключения Пиноккио», авторство которой принадлежит Карло Коллоди, итальянскому писателю XIX века. Персонаж, который в пересказе Толстого превратился в папу Карло, в оригинальной сказке носит имя Джеппетто, а приятель героя, старый столяр, зовется Антонио. Сюжеты двух сказок заметно отличаются, хотя и совпадают в общих чертах до сцены, где кот и лиса выкапывают монеты, которые Буратино зарыл. Дальше сюжет расходится окончательно.

«Золотой ключик»

столяр Джузеппе

Столяр Джузеппе

В сказке Алексея Толстого папа Карло жил бедно и в прежние времена работал шарманщиком. Папа Карло ютится в крошечной каморке под лестницей, и единственное украшение его жилья — холст, на котором нарисован очаг. Шарманка, главный рабочий инструмент героя, давно поломана, и Карло зарабатывает чем придется. У героя есть старый друг и собутыльник – пьяница Джузеппе, который работает столяром.

Как-то раз, напившись, Джузеппе нашел в собственной мастерской говорящее полено, которое со страху отдал Карло. Герой вырезал из этого полена деревянного мальчишку с длинным носом и назвал того Буратино. Кукла оживает и сразу же втягивает своего создателя в неприятности, из-за которых папа Карло в итоге оказывается в полицейском участке.

Папа Карло и полено

Папа Карло и полено

Вернувшись оттуда, добрый папа Карло кормит голодного Буратино луковицей и клеит деревянному мальчишке одежду из коричневой и ярко-зеленой бумаги, а из старого голенища мастерит туфли. Герой собирается отправить Буратино в школу и, чтобы купить азбуку, продает последнюю куртку, которая у него осталась. Неблагодарный Буратино на следующий же день продал азбуку и отправился на представление в кукольный театр.

Позже Буратино доставлял папе Карло немало неприятностей, но тот неизменно приходил деревянному мальчику на помощь в сложных ситуациях. В финале сказки папа Карло обнаруживает в собственной каморке за очагом, изображенным на холсте, тайную дверь, которая ведет в кукольный театр «Молния», который отныне принадлежит Буратино и его приятелям-куклам.

Экранизации

Буратино из мультфильма 1959 года

Буратино из мультфильма 1959 года

В 1939 году вышел черно-белый фильм «Золотой ключик» по мотивам пьесы Алексея Толстого. В экранизации были задействованы одновременно и живые актеры, и персонажи-куклы. Пьеса сюжетно отличается от повести Толстого «Золотой ключик», и в фильме эти отличия сохранены. В частности, в финале Буратино в компании советских воздухоплавателей отправляется на воздушном корабле в некую страну, где «славно живут старики», а дети «учатся в школах». Роль папы Карло в этом фильме исполняет актер Георгий Уваров.

В 1975 году вышел двухсерийный фильм режиссера Леонида Нечаева «Приключения Буратино», где роль папы Карло сыграл актер Николай Гринько. Это фильм-мюзикл, где звучит масса песен. В частности, Николай Гринько исполняет «Песню папы Карло» на слова Булата Окуджавы.

Георгий Уваров в роли папы Карло

Николай Гринько в роли папы Карло

В 1997 году вышли «Новейшие приключения Буратино» — еще один фильм-мюзикл, где сказка Алексея Толстого переиначена на современный лад. Действие переносится в ХХ век, а на месте деревянного мальчишки с длинным носом оказывается знойная юная певица Буратино, которая приехала в некий южный город на гастроли и мечтает получить престижную музыкальную премию «Скрипичный ключик».

Карабас-Барабас превращается в главаря мафии, Дуремар — во владельца ночного клуба, а Базилио и Алиса — в мелких бандитов. У папы Карло, роль которого исполняет певец Александр Кальянов, завязывается роман с черепахой Тортиллой. Фильм снимался на Канарских островах.

Кадр из новогоднего телевизионного мюзикла «Золотой ключик»

Кадр из новогоднего телевизионного мюзикла «Золотой ключик»

В 2009 году появился еще один мюзикл — «Золотой ключик», выход которого был приурочен к Новому году. Здесь роль папы Карло играет певец и актер Михаил Боярский, а сюжет снова осовременен. Папа Карло мечтает сделать из сына эстрадную звезду, но для начала нужно сделать самого сына.

Герой на пару с другом Джузеппе вырезает из бревна взрослого тридцатилетнего мужчину, которого пытается отправить в школу. Однако Буратино вместо школы идет в театр Карабаса-Барабаса, где немедленно влюбляется в куклу Машу и узнает страшную тайну. В финале герои выступают в ночном клубе «Три пескаря».

Интересные факты

Буратино

Буратино

В современном русском языке существует выражение «пахать как папа Карло», что значит тяжело и много трудиться и не получать за это должного вознаграждения.

Цитаты

«Как бы мне ее назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я ее Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино. Отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»

«Именем Тарабарского короля — арестуйте старого плута Карло!»

Герои сказки Золотой ключик

Действующие лица

В сказке действует около 20 персонажей, положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый из них обладает определенным характером, внешностью и привычками.

Главным является Буратино — деревянная кукла, мальчик, которого папа Карло вырезал из полена. Его прототипом стал итальянский Пиноккио. Примечательно, что с итальянского «burattino» переводится как «кукла». Сам же Карло назвал своего подопечного по имени семейства Буратино, которые жили весело и счастливо.

Буратино глуп и доверчив, ловок и шкодлив, но при этом он отважен и любопытен, любит приключения и готов безвозмездно помогать другим. Не любит учиться и частенько забывает о благих начинаниях. Например, узнав, что Карло продал единственную куртку, чтобы купить его азбуку, он обещает хорошо учиться и купить ему тысячу новых курток. Но уже на следующий день он продает азбуку и покупает билет в театр кукол.

Буратино так полюбился читателям, что стал знаковой фигурой. Он был членом Клуба веселых человечков и ведущим передачи «Выставка Буратино», в его честь назвали лимонад и конфеты.

Положительные персонажи

В «Золотом ключике» их несколько. Все эти герои помогают Буратино в его приключениях, а некоторые (Сверчок, Мальвина) пытаются перевоспитать и сделать из озорника хорошего и послушного мальчика.

К положительным героям относятся:

Мальвина

Черепаха Тортилла

  1. Папа Карло — «отец» Буратино. Это старый шарманщик, живущий под лестницей, на стене его каморки висит холст с нарисованным очагом. Его инструмент давно сломался, и он перебивается случайными заработками. Однажды его друг, столяр Джузеппе, подарил ему говорящее полено, из которого и был вырезан Буратино. Несмотря на проделки деревянной куклы, Карло всегда прощает его и помогает. В «Приключениях Пиноккио» его зовут Джепетто.
  2. Мальвина — самая красивая кукла в театре Карабаса Барабаса. У нее фарфоровая голова и кудрявые голубые волосы, тело набито ватой. Она умная, добрая, честная и отзывчивая, всегда старается помочь и очень любит порядок. Она сбежала из театра Карабаса и живет в лесу, где о ней заботятся звери, птицы и даже некоторые насекомые. Ее спутником является пудель Артемон, в нее влюблен Пьеро. Прототипом Мальвины стала Фея с голубыми волосами, которая помогала Пиноккио.
  3. Артемон — черный пудель, верный спутник Мальвины. Он ходит на двух лапах, как человек, и щегольски одет, отличается благородным характером и храбростью. В сказке Коллоди собак было две: пудель Медоро, спутник Феи с лазурными волосами, и ищейка Алидоро, которая сперва преследовала Пиноккио, но после стала его другом. Считается, что в Артемоне соединились оба пса.
  4. Пьеро — самая грустная кукла в театре, поэт. Он пишет стихи о Мальвине и тоскует по сбежавшей девушке. Пьеро смел: он читает Карабасу самые гадкие стихи, чтобы разозлить, и вступает в драку. Он также смог сбежать, когда случайно подслушал разговор хозяина и Дуремара, чтобы предупредить Тортиллу.
  5. Говорящий сверчок — старый сверчок, живет у папы Карло. Он советует Буратино хорошо учиться и слушать старших, но тот несогласен, так как хулиганить и играть ему нравится больше. Деревянный мальчик прогоняет сверчка, бросив в него молоток.
  6. Черепаха Тортилла — старая черепаха, которая живет в пруду возле Страны Дураков и почти ничего не помнит из-за возраста. Она отдает Буратино золотой ключик, о котором тоже ничего не помнит.

Все они помогли Буратино и его друзьям во время приключений.

Злодеи и обманщики

В сказке присутствуют и отрицательные герои. Почти все они стараются обмануть Буратино и использовать в своих целях, другие помогают им в этом.

К счастью, плохих героев в повести намного меньше:

Карабас Барабас

Лиса Алиса и Кот Базилио

  1. Карабас Барабас — владелец театра кукол, из которого сбежала Мальвина, а после Пьеро, доктор кукольных наук. Он высок и стар, носит длинную, до пола, бороду и плетку. Он жесток и жаден, плохо обращается с куклами и даже бьет их. Он знает о том, что где-то за нарисованным очагом спрятана дверь, которую можно открыть золотым ключиком. Этот ключ был у Карабаса, но он уронил его в пруд Тортиллы. Узнав от Буратино, что очаг находится в каморке папы Карло, пытался проникнуть туда, но безуспешно. В конце все его артисты убегают и открывают свой театр «Молния», вход в который открывал ключик. У Коллоди хозяином театра был суровый внешне, но добрый Манджафуоко, который не сыграл особой роли в сказке.
  2. Дуремар — продавец лечебных пиявок, помощник Карабаса, злой и коварный. В конце повести решает устроиться в новый театр «Молния», так как торговля не приносит ему денег.
  3. Лиса Алиса и кот Базилио — два хитрых обманщика. Просят милостыню под видом инвалидов: Алиса ходит на трех лапах, Базилио притворяется слепым. Оба очень любят деньги, ради них готовы на все. Обманывают Буратино, рассказывая о Стране Дураков и Поле Чудес: если на последнем закопать деньги, вырастет дерево, увешанное монетами.

Интересный факт: считается, что вторым прототипом Карабаса стал режиссер Мейерхольд — жестокий, даже деспотичный руководитель, требовавший от актеров послушности марионетки. Многие уходили из его театра, не выдержав нагрузок и атмосферы.

Второстепенные, но не менее важные

Помимо главных героев, в книге присутствуют и второстепенные. Они важны для отдельных сцен и развития сюжета.

В «Приключениях Буратино» упоминаются следующие герои:

Арлекин

  1. Джузеппе — друг папы Карло, старый столяр и пьяница по прозвищу «Сизый нос». Однажды в его руки попало говорящее полено. Джузеппе решил сделать из него ножку для стола, но полено начало пищать, и столяр решил подарить его пришедшему в гости Карло, чтобы тот сделал себе марионетку и мог выступать. Но деревяшка и тут показала характер: ударила Карло по голове, из-за чего друзья поссорились и даже подрались, но быстро помирились.
  2. Арлекин — один из кукол-артистов в театре Карабаса. Является партнером Пьеро по сцене, в которой должен колотить поэта.
  3. Крыса Шушера — старая голодная крыса, живущая в каморке папы Карло. Когда Карло уводят полицейские, Буратино остается один. Он дергает крысу за хвост, из-за чего та злится и утаскивает мальчишку под пол. Вернувшийся Карло успевает спасти его.
  4. Лесные звери — доктор Сова, знахарь Богомол и фельдшерица Жаба, петух, на котором сбежал Буратино, и другие.

Также в сказке упоминаются полицейские и сыщики, куклы театра Карабаса, хозяин харчевни «Три пескаря», где остановились Буратино, кот Базилио и лиса Алиса по дороге к Полю Чудес, мальчик, который купил у Буратино азбуку, простые жители и ученики.

История создания и отличия от оригинала

Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого является литературной обработкой итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы». Последняя была опубликована в 1881 году. В России книга издавалась в нескольких вариантах и с разными переводами. В 1923 Алексей Толстой, находясь в эмиграции, редактировал перевод Нины Петровской — этот вариант вышел на следующий год в издательстве «Накануне» в Берлине.

Алексей Толстой

В 1933 Толстой договорился с «Детгизом» о переделке перевода, весной 1935, после инфаркта миокарда, он вернулся к нему. Уже в августе работа была сдана. Она печаталась в газете «Пионерская правда» с 7 ноября 1935 по 18 января 1936, а вскоре вышла отдельной книгой. До 1986 «Золотой ключик» в СССР выдержал более 180 изданий (более 14,5 млн экземпляров) и был переведен на 47 языков. В 1936 Толстой написал одноименную пьесу для театра, а через 3 года — сценарий для фильма.

Первоначально Толстой хотел просто перевести сказку, но увлекся и решил изменить ее. В итоге оба произведения довольно сильно отличаются друг от друга:

Буратино

  1. У Толстого появились Золотой ключик и холст с нарисованным костром.
  2. Буратино почти не меняется и остается деревянной куклой, но становится менее эгоистичным и начинает больше ценить дружбу. Пиноккио сперва превращается в осла, после — в настоящего добродетельного мальчика. При этом изначально Буратино более добр, чем Пиноккио.
  3. У Буратино длинный нос с самого «рождения», папа Карло не смог укоротить его. У Пиноккио нос вырастал, если тот лгал.
  4. У Толстого все куклы — живые, у Коллоди подчеркивается, что куклы — просто марионетки.
  5. Действующими лицами являются герои комедии дель арте — Бураттино, Пьеро и Арлекин, также присутствуют Лиса Алиса и губернатор Лис. У Коллоди из героев комедии только Арлекин и Пульчинелла, а также Лис мужского пола.
  6. Сюжет «Золотого ключика» занимает всего 6 дней, «Приключений Пиноккио» — 2 года и 8 месяцев.

В целом «Буратино» получился более добрым и детским, в нем больше приключений, тогда как в оригинале больше морализаторства и сцен жестокости (например, убийство дрозда). После выхода книги единственным минусом критики назвали именно расхождение сюжета.

Сказка «Золотой ключик» полюбилась читателям всех возрастов сразу после выхода в свет. Несмотря на то, что сюжет Толстой позаимствовал у итальянца Коллоди, автор полностью изменил его, создав уникальное произведение. Сказка получила продолжение у других авторов, была экранизирована в виде мультфильма и фильма и поставлена на сцене.

Читайте также о героях сказки Чиполлино.

Материал из Википедии

Перейти к: навигация, поиск

Папа Карло
Портрет
Создатель: Толстой, Алексей Николаевич
Произведения: Золотой ключик, или Приключения Буратино
Пол: мужской
Национальность: итальянец
Раса: европеоид
Возраст: пожилой (примерно 60 лет)
Дети: Буратино, Ферручино
Роль исполняет: Георгий Уваров (1939), Николай Гринько (1975), Александр Кальянов (1997), Михаил Боярский (2009)

Папа Карло — герой сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), отец Буратино. Его прототипом является Джеппетто — отец Пиноккио.

Характеристика[править]

Папа Карло — старый шарманщик, живущий в каморке под лестницей, в которой ничего не было, кроме нарисованного очага на холсте. Шарманка давно сломалась, и папа Карло жил жизнью попрошайки (в фильмах он по-прежнему работает шарманщиком). Единственный друг папы Карло — старый столяр и пьяница Джузеппе (прототип — мастер Антонио, он же мастер Вишня). Как-то раз Джузеппе в очередной раз напился, и ему в руки попалось говорящее полено, которое он подарил от греха подальше своему собутыльнику Карло, предварительно с ним подравшись. Папа Карло вырезает из полена куклу с длинным носом.

«Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»

Тем не менее Буратино тут же доставил папе Карло неприятности, в результате чего последний оказался в полицейском участке. В дальнейшем Буратино также не радовал папу Карло, однако тот не обижался и, как добрый ангел, появлялся и спасал Буратино в самых безвыходных ситуациях.

В русском языке[править]

  • В русской разговорной речи образ папы Карло ассоциируется с тяжелым трудом, часто без должного вознаграждения; появилась поговорка «пахать как папа Карло»[1]:

Я сидела под одеялом и думала: «Боже, вот это я тряпка, вся работа насмарку. Четыре года пахала как папа Карло — через слезы, через боль, через какие-то проблемы. Все ради тренировок, жертвовала всем, никуда не ходила, и неужели я здесь возьму и продую?!».

  • Образ папы Карло — центральный для двух стихотворений Леонида Филатова, «Кукольный театр» (1965) и «Письмо Сергею Образцову» (1974). В обоих папа Карло — добрый гений театра, детства, которому нелегко приходится в «настоящей», «взрослой» жизни.

Примечания[править]

  1. Би-Би-Си:»Последние Игры Исинбаевой: всю жизнь прыгать невозможно»

Источники[править]

  • Книга «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого в Lib.ru (без иллюстраций)
  • Книга «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого с классическими иллюстрациями
  • Памятник Папе Карло. Киев. Детский театр. Август 2007 г.
 Просмотр этого шаблона Повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Персонажи Буратино • папа Карло • Джузеппе (Сизый Нос) • Карабас-Барабас • Дуремар • Мальвина • Артемон • Пьеро • Арлекин • Лиса Алиса • Кот Базилио • Черепаха Тортила • Говорящий Сверчок
Экранизации

Золотой ключик (1939) •
Приключения Буратино (1959) •
Приключения Буратино (1975)

Продолжения Побеждённый Карабас • Вторая тайна золотого ключика • Буратино ищет клад • Буратино в Изумрудном городе
См. также Бураттино • Приключения Пиноккио. История деревянной куклы • РСЗО «Буратино» • Буратино (напиток) • Орден Буратино • Медаль Буратино
Литературные сказки:Произведения Алексея Николаевича Толстого

Категории:

  • Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных
  • Персонажи по алфавиту
  • Персонажи Алексея Николаевича Толстого
  • Персонажи сказок русских писателей
  • Фольклорные персонажи
  • Появились в 1936 году
  • Персонажи фильмов
  • Метафоры
  • Буратино

Вам также может быть интересно :

  • Как звали отца маши троекурова из рассказа дубровский
  • Как звали отца людмилы в сказке руслан и людмила
  • Как звали отца лизы в рассказе бедная лиза
  • Как звали отца ивана в сказке конек горбунок
  • Как звали отца двух братьев в сказке два брата