Как звали племянника автора сказки черная курица

https://radiosputnik.ria.ru/20220721/pogorelskiy-1803241337.html

Фантастический мир Антония Погорельского и его племянник Алеша

Фантастический мир Антония Погорельского и его племянник Алеша

Фантастический мир Антония Погорельского и его племянник Алеша

Радио Sputnik, 21.07.2022

2022-07-21T06:00

2022-07-21T06:00

2022-07-21T06:00

сказано в эфире

германия

брянская область

жуковский

эрнст теодор амадей гофман

культура

история

алексей толстой (писатель)

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/140815/51/1408155126_0:197:2181:1424_1920x0_80_0_0_e97699c2cdf5b07a56884709b6bfb52a.jpg

Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители, часть 1

Библиотека live – здесь читают и слушают. По субботам на радио Sputnik.
Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители, часть первая

audio/mpeg

«Красный граф» Алексей Толстой

10 января 1883 года родился советский писатель Алексей Николаевич Толстой. Его называли «красным графом». И действительно, он происходил из графской ветви рода. Толстой был типичным приспособленцем, причем и сам подтверждал это с присущим ему цинизмом. И его знаменитый роман «Петр Первый» вовсе не о царе-преобразователе Петре, а о большевике-преобразователе – Сталине. Толстой был обласкан советской властью. Он стал первым официальным советским миллионером, получил три Сталинских премии, жил в роскошной квартире и имел дачу в Барвихе.

audio/mpeg

Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал для своего племянника, который в будущем станет знаменитым писателем графом Алексеем Константиновичем Толстым. Об этом наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.В этот день, … лет назадДвадцать первого июля 1836 года скончался литератор Алексей Алексеевич Перовский, писавший под псевдонимом Антоний Погорельский.Внебрачный сын графа Алексея Кирилловича Разумовского, министра народного просвещения, получивший фамилию Перовский по подмосковной усадьбе отца – Перово. Окончил Московский университет, служил в Сенате. В 1812 году, вопреки воле отца, ушел добровольцем в армию. Участвовал во многих сражениях Отечественной войны и заграничных походов. В Германии он познакомился с фантастической прозой Эрнста Теодора Амадея Гофмана, которая оказала большое влияние на его творчество.А свое первое произведение Погорельский опубликовал только в 1825 году. Это была повесть «Лафертовская маковница». Позже вышел его сборник под названием «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», роман «Монастырка», детская сказка «Черная курица, или Подземные жители». Ее он написал для своего воспитанника и племянника Алеши, который в будущем станет знаменитым писателем графом Алексеем Константиновичем Толстым. Он хорошо знаком нам не только как драматург и поэт, но и как автор готических триллеров «Упырь» и «Семья вурдалака». А все началось с дяди, с его фантастической повести «Лафертовская маковница»…Процитирую небольшой отрывок: «Старуха начала ходить кругом стола и протяжным напевом произносила непонятные слова; перед нею плавно выступал черный кот с сверкающими глазами и с поднятым вверх хвостом. Маша крепко зажмурилась и трепещущими шагами шла за бабушкой. Трижды старуха обошла вокруг стола, продолжая таинственный напев свой, сопровождаемый мурлыканьем кота. Вдруг она остановилась и замолчала… Маша невольно раскрыла глаза, и бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела, что на нем зеленый мундирный сюртук; а на место прежней кошачьей головки показалось ей человеческое лицо, которое, вытараща глаза, устремляло взоры прямо на нее… Маша громко закричала и без чувств упала на землю»…Пушкин, хорошо знавший Погорельского, был восхищен повестью и позднее процитировал ее в своем «Гробовщике». «Лафертовская маковница» в известной степени предвосхитила «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и повести князя Владимира Одоевского.А сам Погорельский, оставив высокий пост попечителя Харьковского учебного округа, последние годы жизни посвятил воспитанию своего племянника Алеши. Ему он оставил в наследство имение Красный Рог. Сейчас – это Брянская область. В усадьбе располагается музей Алексея Константиновича Толстого и его дяди – Антония Погорельского. Он был близко знаком с Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Карамзиным, Гоголем. В их кругу получил репутацию шутника, любителя розыгрышей и мистификаций.Однажды Погорельский чуть не довел до обморока пожилого А.А. Прокоповича-Антонского, ректора Московского университета и председателя Общества любителей российской словесности. Погорельский написал совершенно глупые стишки, какую-то шуточную чепуху, типа «Авдул-визирь / На лбу пузырь / И холит и лелеет» и так далее. Прочитав их Антонскому, он с серьезным видом говорит, что желает прочесть стихи свои на публичном заседании общества. Робкий Антонский не знает, что и сказать. Ведь отец этого шутника – его непосредственный начальник, министр народного просвещения. Антонский, краснея и запинаясь, говорит: «Стишки-то ваши очень-то милы и замысловаты; но, кажется, не у места читать их в ученом собрании-то». Погорельский настаивает, что хочет прочесть их, уверяя, что в них ничего противоцензурного нет. Объяснения и пререкания продолжались с полчаса. Бедный Прокопович-Антонский бледнел, краснел, и чуть не упал в обморок. Видя такое его состояние, сын министра сжалился и с напускной грустью сказал: «Хорошо, я не буду ничего читать. У нас на Руси никогда не понимали истинных талантов»…Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.

https://radiosputnik.ria.ru/20220116/1768057040.html

https://radiosputnik.ria.ru/20220707/1800989995.html

германия

брянская область

жуковский

Радио Sputnik

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Владимир Бычков

https://cdnn21.img.ria.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg

Владимир Бычков

https://cdnn21.img.ria.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg

Новости

ru-RU

https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Радио Sputnik

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/140815/51/1408155126_0:0:2181:1637_1920x0_80_0_0_9dc48a881921e5b7d8becf72e2efc47d.jpg

Радио Sputnik

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Владимир Бычков

https://cdnn21.img.ria.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg

германия, брянская область, жуковский, эрнст теодор амадей гофман, культура, история, алексей толстой (писатель), литература, подкасты – радио sputnik

Сказано в эфире, Германия, Брянская область, Жуковский, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Культура, история, Алексей Толстой (писатель), Литература, Подкасты – Радио Sputnik

Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал для своего племянника, который в будущем станет знаменитым писателем графом Алексеем Константиновичем Толстым. Об этом наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.

В этот день, … лет назад

Двадцать первого июля 1836 года скончался литератор Алексей Алексеевич Перовский, писавший под псевдонимом Антоний Погорельский.

Внебрачный сын графа Алексея Кирилловича Разумовского, министра народного просвещения, получивший фамилию Перовский по подмосковной усадьбе отца – Перово. Окончил Московский университет, служил в Сенате. В 1812 году, вопреки воле отца, ушел добровольцем в армию. Участвовал во многих сражениях Отечественной войны и заграничных походов. В Германии он познакомился с фантастической прозой Эрнста Теодора Амадея Гофмана, которая оказала большое влияние на его творчество.

А свое первое произведение Погорельский опубликовал только в 1825 году. Это была повесть «Лафертовская маковница». Позже вышел его сборник под названием «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», роман «Монастырка», детская сказка «Черная курица, или Подземные жители». Ее он написал для своего воспитанника и племянника Алеши, который в будущем станет знаменитым писателем графом Алексеем Константиновичем Толстым. Он хорошо знаком нам не только как драматург и поэт, но и как автор готических триллеров «Упырь» и «Семья вурдалака». А все началось с дяди, с его фантастической повести «Лафертовская маковница»…

Процитирую небольшой отрывок: «Старуха начала ходить кругом стола и протяжным напевом произносила непонятные слова; перед нею плавно выступал черный кот с сверкающими глазами и с поднятым вверх хвостом. Маша крепко зажмурилась и трепещущими шагами шла за бабушкой. Трижды старуха обошла вокруг стола, продолжая таинственный напев свой, сопровождаемый мурлыканьем кота. Вдруг она остановилась и замолчала… Маша невольно раскрыла глаза, и бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела, что на нем зеленый мундирный сюртук; а на место прежней кошачьей головки показалось ей человеческое лицо, которое, вытараща глаза, устремляло взоры прямо на нее… Маша громко закричала и без чувств упала на землю»…

Пушкин, хорошо знавший Погорельского, был восхищен повестью и позднее процитировал ее в своем «Гробовщике». «Лафертовская маковница» в известной степени предвосхитила «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и повести князя Владимира Одоевского.

А сам Погорельский, оставив высокий пост попечителя Харьковского учебного округа, последние годы жизни посвятил воспитанию своего племянника Алеши. Ему он оставил в наследство имение Красный Рог. Сейчас – это Брянская область. В усадьбе располагается музей Алексея Константиновича Толстого и его дяди – Антония Погорельского. Он был близко знаком с Пушкиным, Жуковским, Вяземским, Карамзиным, Гоголем. В их кругу получил репутацию шутника, любителя розыгрышей и мистификаций.

Однажды Погорельский чуть не довел до обморока пожилого А.А. Прокоповича-Антонского, ректора Московского университета и председателя Общества любителей российской словесности. Погорельский написал совершенно глупые стишки, какую-то шуточную чепуху, типа «Авдул-визирь / На лбу пузырь / И холит и лелеет» и так далее. Прочитав их Антонскому, он с серьезным видом говорит, что желает прочесть стихи свои на публичном заседании общества. Робкий Антонский не знает, что и сказать. Ведь отец этого шутника – его непосредственный начальник, министр народного просвещения. Антонский, краснея и запинаясь, говорит: «Стишки-то ваши очень-то милы и замысловаты; но, кажется, не у места читать их в ученом собрании-то». Погорельский настаивает, что хочет прочесть их, уверяя, что в них ничего противоцензурного нет. Объяснения и пререкания продолжались с полчаса. Бедный Прокопович-Антонский бледнел, краснел, и чуть не упал в обморок. Видя такое его состояние, сын министра сжалился и с напускной грустью сказал: «Хорошо, я не буду ничего читать. У нас на Руси никогда не понимали истинных талантов»…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.

Чёрная курица, или Подземные жители
Жанр:

волшебная повесть

Автор:

Антоний Погорельский

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1829

Черная курица, или Подземные жители — волшебная повесть для детей Антония Погорельского, написанная в 1829 году. Первое авторское произведение литературы для детей на русском языке[1]. Сказка многократно издавалась в советское и постсоветское время[2].

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 История создания
  • 3 Литературоведческая информация
  • 4 Аудиоверсии
  • 5 Экранизация
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Сюжет

Мальчик Алеша, не старше десяти лет, обучался в пансионе в Санкт-Петербурге примерно в 1790-х годах. В свободное время он часто кормил куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую Чернуху. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать ее для обеда, но Алеша упросил ее не делать этого, подарив ей золотой империал, его единственную драгоценность. Ночью мальчик услышал, как его зовет Чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой, и, в итоге, привела Алешу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина[3]. Его встретил король и вынес благодарность за спасение своего главного министра. Оказалось, что курица Чернуха на самом деле — министр подземного царства. Алеша попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. Условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил Алеше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать.

Подарок короля оказался действенным, и Алеша стал показывать феноменальные способности. Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Но однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счел это выдумками и все-таки высек мальчика.

Ночью того дня к Алеше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королем носить золотые кандалы, какие Алеша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алеша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и приятным мальчиком, хотя и утратил волшебные способности.

История создания

А. Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания[4]. Имя героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы[5].

Литературоведческая информация

О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: все, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе свойственен творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причем «оборотень» черная курица-министр является проводником[1].

А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берет начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, «Черная курица» дает начало «литературе совести»[6].

Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Черная курица“ — это, прежде всего, повесть об инициации, то есть о прохождении ее героем определенных испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[7].

Аудиоверсии

Книга неоднократно издавалась в аудио-формате[2].

Экранизация

В 1980 году Виктором Гресем (укр. Гресь Віктор Степанович) был снят одноименный фильм (укр. Чорна курка, або Підземні жителі), с Валентином Гафтом и Евгением Евстигнеевым[8].

Примечания

  1. 1 2 О. И. Тиманова. Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 4 (16), серия филология, СПб, 2008
  2. 1 2 Страничка сказки на сайте «Лаборатория фантастики»
  3. Примерно 35 см.
  4. Д. Жуков. «Алексей Константинович Толстой», биография
  5. Биография А. Погорельского
  6. А. П. Ефремов «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» // «Москва», № 3, 2005
  7. Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители>> Антония Погорельского как повесть о масонской инициации //<<Вопросы литературы», 2012. No. 5. — С. 124—144.
  8. Страничка фильма на kinomania.ru

Ссылки

  • Текст сказки

«Черная курица, или Подземные жители» главные герои

«Черная курица, или Подземные жители» главные герои

Замечательное произведение Погорельского, содержащее элементы сказки, создано писателем в 1829 году. Автор написал эту волшебную повесть своему племяннику, Алексею Толстому. Это поучительное произведение, главная мысль которого заключается в том, что детей нужно учить быть трудолюбивыми, честными и всегда держать своё слово. Книга писателя пользуется огромной популярностью и до сих пор не потеряла своей актуальности. Главные герои «Черная курица, или Подземные жители» – курица Чернушка и мальчик Алёша, с детства знакомы каждому школьнику, и являются примером для подражания.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Характеристика героев «Черная курица, или Подземные жители»

Главные герои

Алёша

Мальчик лет 10-ти, воспитанник пансиона.

Мальчик, который проходит обучение в пансионате Петербурга, тоскует по своим родителям. Общение с близкими людьми ему заменяют книги. Это впечатлительный мальчик, он легко переносится в мир сказок и приключений, где представляет себя рыцарем. Получив волшебное зёрнышко, становится грубым и заносчивым. Надеясь на зёрнышко, забросил учёбу, стал ленивым. Вскоре Алеша нарушил обещание и предал подземных друзей. Глубокое осознание своей вины позволило мальчику вернуться к прежней жизни и стать нормальным человеком.

Курица Чернушка

Волшебная чёрная курица, любимица Алёши.

Чернушка, спасённая мальчиком от ножа кухарки, оказалась министром подземного мира. Чернушка привела в этот мир Алёшу, где король наградил его за спасение своего министра. Чернушке не нравится нерадивость и лень Алёши, но он спас курицу от смерти, и министр благодарен ему за это. Возвращает потерянное Алёшей зёрнышко. Министр предостерегает Алёшу от глупых поступков, но мальчик не сдерживает своего общения, и Чернушке вместе с подземными жителями приходится покидать своё царство.

Второстепенные персонажи

Король

Повелитель подземного мира.

В «Черной курице» герои не только реальные жители, там существует подземный мир, которым правит мудрый и справедливый король. В благодарность за спасение одного из своих подданных, король награждает Алёшу волшебным зёрнышком и берёт с него обещание, что Алёша никогда и никому не расскажет о подземных жителях. Когда Алёша предал подземных жителей, король и его подданные пришли в большое отчаяние, так как теперь им требовалось переселяться в другие далёкие места.

Учитель

Преподаватель в пансионате, в котором воспитывается Алёша.

Строгий и требовательный человек, который следит за тем, чтобы дети хорошо учились, выполняли свои обязанности и были воспитанными и послушными. Он поддерживает дисциплину, требователен к своим ученикам. Учитель против того, чтобы дети учились лгать, и он строго наказывает Алёшу, когда тот рассказывает ему о подземных жителях.

Директор пансионата

Руководитель пансионата, важная персона.

Почётный гость, к приезду которого тщательно подготовились. Обычный человек, проверяющий порядок в своих заведениях.

Трина

Кухарка, работает в пансионате.

Кухарка, которая хотела зарезать Чернушку к приезду почётного гостя, но, поддавшись на уговоры Алеши, а больше на его золотую монету, оставила курицу в живых.

Это краткая характеристика героев «Черной курицы» может оказаться полезной для читательского дневника.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Петров

    10/11

  • Dimka Davydov

    11/11

  • Оксана Гаврилова

    9/11

  • Александра Косьяненко

    11/11

  • Настя Зеленская

    11/11

  • Леша Татаринцев

    9/11

  • Паша Сидоренко

    11/11

  • Block Strike

    10/11

  • Тамара Кутузова

    9/11

  • Алиса Логинова

    11/11

Антоний Погорельский

Антоний Погорельский

Антоний Погорельский

Псевдоним(ы) Антоний Погорельский
Дата рождения 1787 г.
Место рождения Москва
Дата смерти 21.07.1836
Место смерти Варшава
Гражданство Российская империя
Период творчества первая половина XIX в.
Род деятельности писатель
Жанр баллады, стихи, проза
Язык произведений русский
Срок авторских прав общественное достояние

Антоний Погорельский — псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, писателя-романтика первой половины XIX в.

Содержание

  • 1 Антоний Погорельский / Биография
  • 2 Интересные факты
  • 3 Антоний Погорельский / Книги
  • 4 Антоний Погорельский / Книги из Национальной электронной детской библиотеки
  • 5 Диафильмы
  • 6 О жизни и творчестве
  • 7 Экранизации
  • 8 См. также

Антоний Погорельский / Биография

Внебрачный первенец графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Соболевской родился в 1787 г. в Москве. Фамилию Перовский будущий писатель получил по названию подмосковной вотчины отца Перово. Все дети графа от М. М. Соболевской (четверо сыновей и пять дочерей) стали Перовскими, для всех он добился дворянского звания.

Род Разумовских ведет свою историю с середины XVIII в. Его основал казак и певчий Алексей Розум (Алексей Григорьевич Разумовский) — фаворит и тайный супруг Елизаветы I, волей судьбы вознесшийся от простого черниговского крестьянина до приближенного двора и государственного деятеля. Отец Алексея Перовского — действительный тайный советник, видный масон, с 1810-1816 был министром народного просвещения, одним из основателей Лицея в Царском селе.

Детство Алексея Перовского прошло в Почепе, малороссийском имении отца в Черниговской губернии. Всем Перовским граф дал всестороннее домашнее образование, а старшему, Алексею, привил свою страсть к ботанике и коллекционированию растений.

В 1805 г. Перовский поступил в Московский университет, который успешно окончил в 1807 г., получив степень доктора философии и словесных наук.

Перовский получил признание знатной московской родни, был принят в кругу молодых литераторов, близких Н. М. Карамзину (П. А. Вяземского и В. А. Жуковского).

Первой литературной публикацией Алексея Перовского стал перевод на немецкий язык повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1807 г.).

1808–1809 гг. был назначен в один из департаментов Петербургского Сената. Участвовал в ревизионной поездке по Пермской, Казанской, Нижегородской, Владимирской губерниям, во время которой в творческом сознании будущего автора отложились картины русской провинции.

Служил в Московском департаменте Сената. Участвовал в создании «Общества любителей русской словесности» (1809), был членом «Общества истории и древностей российских». Увлечение розыгрышами и литературными мистификациями Первыми поэтическими опытами Перовского стали «амфигури» — шуточные стихотворения-бессмыслицы, сочиненные в русле новой поэтики абсурда и литературные мистификации.

В 1812 г. служил секретарем в Канцелярии министерства финансов Санкт-Петербурга.

1812–1813 гг. Перовский участвовал в партизанских действиях и главных сражениях войны с Наполеоном (под Тарутином, Лосецами, Дрезденом, Лейпцигом и при Кульме).

1813–1816 гг. служил адъютантом генерал-губернатора Саксонии Н. Г. Репнина-Волконского в Дрездене. По окончании службы — награжден орденами «Зеленого креста» (для русских чиновников в Саксонии), Святого Владимира 4-ой степени, орденом Святой Анны 2-ой степени.

Немецкая культура и творчество немецких писателей-романтиков повлияло на формирование Перовского как автора. Позже он использовал романтические образы и сюжеты Э. Т. А. Гофмана и Л. Тика в собственных произведениях, переосмыслив их заново.

В 1816 г. служил чиновником особых поручений в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий под началом А. И. Тургенева, видного члена литературного общества «Арзамас».

В Санкт-Петербурге Перовский общался с семейством Карамзиных, «арзамасцами», А. С. Пушкиным. Начинающему литератору принадлежат баллады («Странник-певец»), стихотворения («Друг юности моей»), переводы.

В 1817 г. родился племянник Алеша, сын сестры Перовского Анны Алексеевны. После ее развода с графом К. П. Толстым Перовский стал попечителем сестры и племянника и заботился о них до конца своих дней.

В 1820 г., благодаря литературно-критическим статьям в защиту поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», к Перовскому пришла известность в литературных кругах. Статьи были откликом на выступления критиков — приверженцев классических традиций, и Пушкин, находившийся в то время южной ссылке, высоко оценил эти публикации. В 1820 г. Перовский стал членом «Вольного общества любителей русской словесности, видную роль в котором играли будущие декабристы.

1822 г. умер граф А. К. Разумовский. Перовский подал в отставку и посвятил себя литературе. Жил в унаследованных от отца имениях в Черниговской губернии (в селах Погорельцы Сосницкого уезда и Красный Рог Мглинского уезда), занимался воспитанием Алексея, изредка наезжая в Петербург.

  • «Чёрная курица, или Подземные жители». Иллюстрации Виктора Пивоварова
  • «Черная курица, или Подземные жители». Иллюстрация Виктора Пивоварова

  • «Черная курица, или Подземные жители». Иллюстрация Виктора Пивоварова

  • «Черная курица, или Подземные жители». Иллюстрация Виктора Пивоварова

Главным наследием писателя стала проза 1825–1833 гг., изданная под ироническим псевдонимом Антоний Погорельский (отсылка к селу Погорельцы и затворнику св. Антонию Печерскому, жившему в Чернигове).

В 1818–1826 гг. Антонием Погорельским написаны четыре фантастические повести, которые позже вставными новеллами вошли в сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828). В этих повестях отражены традиции западноевропейской романтической литературы (Гофман, Тик и др.).

Новелла «Изидора и Анюта», близка по духу к сентиментальной прозе Карамзина, отличается напряженным сюжетом и «таинственным» финалом. Место действия — разоренная Наполеоном Москва.

Новелла «Пагубные последствия необузданного воображения», написанная в духе повести Гофмана «Песочный человек», повторяет сюжетные коллизии истории о влюбленности молодого человека в куклу, но рассказана в несколько ином ключе.

«Лафертовская маковница» — первая русская сказочно-фантастическая повесть с описанием быта московских окраин. В ней особенно ярко проявляются художественный талант и насмешливая ирония автора. Пушкин был очарован «Лафертовской маковницей», прочитав ее «два раза и одним духом».

В более поздней новелле «Путешествие в дилижансе» рассказана история человека, похищенного и воспитанного обезьяной, которую он потом убивает по прихоти невесты. Отталкиваясь от сюжета повести «Жоко, анекдот, извлеченный из неизданных писем об инстинктах животных» (1824) французского автора Пружана, писатель создает свою полемическую трактовку произведения.

В 1825 г. Алексей Перовский ненадолго возвратился к государственной службе в должности попечителя Харьковского учебного округа. В 1826 г. его произвели в действительные статские советники.

В 1827 г. вместе с сестрой и племянником Алексеем (будущим известным писателем А. К. Толстым) отправился в путешествие по Германии, посетил Гете в Веймаре.

1828 г. — дата издания первой книги Антония Погорельского «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». «Двойник» построен на мистификации и литературной игре. Сборник включает четыре ранее написанные фантастические повести, объединенные рамочным сюжетом: помещика села П*** посещает его двойник — добродушное привидение, с которым он беседуют о природе таинственного и неизученного. За «Двойником» последовали такие произведения русской фантастической прозы, как «Гробовщик» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Вечера на Хопре» М. Н. Загоскина, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского».

Имя Антония Погорельского стало символизировать начало романтизма в русской прозе и начало русской «гофманианы».

Широкого читательского успеха книга Погорельского не имела, ее новаторский характер был непонятен публике.

В последующие годы публикуются и другие фантастические произведения писателя — рассказ «Посетитель магика», якобы переведенный с английского, и отрывки из незавершенного романа «Магнетизер».

В 1829 г. выходит фантастическая сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители». «Черная курица» считается первой в русской литературе книгой о детстве, раскрывающей внутренний мир ребенка, особенности его психологии и мышления. Погорельский написал ее для племянника Алеши, которому старался прививать идеалы добра и справедливости. В сказке говорится о единении человека с природой и его ответственности перед миром, о проблемах воспитания и становления личности ребенка.

  • «Чёрная курица, или Подземные жители». Иллюстрации Ники Гольц
  • Художник Ника Гольц. «Чёрная курица, или Подземные жители»

  • Художник Ника Гольц. «Чёрная курица, или Подземные жители»

  • Художник Ника Гольц.

«Черная курица» имеет сходство с романтической сказкой «Эльфы» Тика, «Щелкунчиком» Гофмана, сказками братьев Гримм. Прототипом юного героя в «Чёрной курице» стал племянник Погорельского, но существует мнение, что в основу сказки также легли воспоминания автора о жизни в петербургском пансионе.

В 1830 г. в Петербурге выходит первая часть романа «Монастырка». История воспитанницы Смольного монастыря стала одним из первых русских романов нравов и принесла Погорельскому литературную славу (два отрывка были ранее напечатаны в «Литературной газете» 1830, № 14, 15).

В 1833 г. обе части романа выходят одним изданием. Критики отмечают выдающийся талант писателя и меткость, с которой он передал картины быта и нравов Малороссии. Позднее Н. Г. Чернышевский назвал «Монастырку» «очень замечательным явлением» для своего времени.

Роман стал провозвестником «семейного» реалистического романа, который получил дальнейшее развитие в русской литературе второй половины XIX в.

Последние годы жизни Погорельский посвятил воспитанию племянника. В 1831 г. они вместе предприняли путешествие по Европе. В Италии они посещали картинные галереи и мастерские художников. В 1835–1836 гг. Погорельский сблизился с К. П. Брюлловым, чьим творчеством восхищался. К 1836 г. относится портрет Погорельского, который Брюллов создал, пока гостил у писателя.

«Монастырка» стала последним произведением Погорельского. В 1836 г. у него обострилась грудная болезнь. Антоний Погорельский умер 21 июня (9 июня по старому стилю) 1836 в Варшаве, на руках сестры и племянника, по дороге в Ниццу, где должен был проходить лечение.

Антоний Погорельский

« — Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

Чёрная курица, или Подземные жители / Антоний Погорельский

»

Интересные факты

Из интервью художника Ники Гольц для журнала «Переплет», №3, 2012:

Антоний Погорельский / Книги

  • Перовский, А. А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии / Соч. Антония Погорельского [псевд.]. Ч. 1–2. — Санкт-Петербург : при Акад. наук, 1828. — 2 т. Ч. 1. — [4], 177 с., 1 л. фронт. (ил.), 1 л. ил. (хранится в РГБ)

Ч. 2. — [4], 202 с., 1 л. фронт. (ил.), 4 л. ил. (хранится в РГБ)

  • Перовский, А. А. Чёрная курица, или Подземные жители : Волшеб. повесть для детей / Соч. А. Погорельского [псевд.]. — Санкт-Петербург : тип. Н. Греча, 1829. — [2], 166 с. (хранится в Русском книжном фонде РНБ)
  • Перовский, А. А. Монастырка : [Роман] / Соч. Антония Погорельского [псевд.]. Ч. 1–2. — Санкт-Петербург : тип. Н. Греча, 1830–1833. — 2 т. (хранится в РГБ)
  • Погорельский, А. Избранное / А. Погорельский ; вступ. ст. и примеч. М. А. Турьян ; ил. Б. А. Гуревич. — Москва : Советская Россия, 1985. — 428 с. : ил.

Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения; Статьи; Письма.

  • Погорельский, А. Избранное: Проза ; Стихотворения / А. Погорельский ; сост. и послесл. А. А. Шелаевой. — Москва : Правда, 1988. — 399 с.

Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Чёрная курица, или Подземные жители; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения.

  • Погорельский, А. Волшебные повести / А. Погорельский ; послесл. С. Сапожкова ; худож. Б. Дехтерев. — Москва : Детская литература, 1992. — 127 с.: цв. ил.

Содерж.: Лафертовская маковница; Черная курица, или Подземные жители.

  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : Волшебная повесть для детей / А. Погорельский ; послесл. И. Халтурина ; худож. В. Пивоваров. — Москва : Детская литература, 1973. — 93 с. : ил.
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : волшебная повесть для детей / Антоний Погорельский ; худож. А. Д. Рейпольский. — Ленинград : Художник РСФСР, 1989. — 59 с. : цв. ил.
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : волшебная сказка для детей / А. Погорельский ; [ил. Георгия Юдин]. — Москва : Планета, 2009. — 60 с. : цв. ил.
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители / Антоний Погорельский ; худож. Геннадий Спирин. — Москва : Рипол классик, 2011. — [47] с. : цв. ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : волшебная повесть для детей / Антоний Погорельский ; худож. Виктор Пивоваров. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 87 с. : цв. ил.
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский : волшебная сказка для детей ; рисунки Георгия Юдина . — Москва : Рипол классик, 2015. — 61 с. : цв. ил. — (Золото России ).
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : Повести. Романы. Стихотворения / А. Погорельский. — Москва : Эксмо, 2009. — 476 с. — (Русская классика).

Содерж.: Черная курица, или Подземные жители; Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Монастырка; Стихотворения.

  • Погорельский А. Чёрная курица, или Подземные жители / Антоний Погорельский ; иллюстрации Максима Митрофанова. — Москва : Эксмо, 2019. — 80 с. : цв. ил. — (Книги — мои друзья).

Антоний Погорельский / Книги из Национальной электронной детской библиотеки

  • Погорельский А. Сочинения Антония Погорельского Текст : электронный ресурс / А. Погорельский. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Издание А. Смирдина, 1853 (Москва : РГБ, 2015). — (Полное собрание сочинений русских авторов ; Т. II). Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке. — Режим доступа: Открытый доступ

Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Магнетизер; Новая тяжба о букве ъ; Черная курица, или Подземные жители.

  • Черная курица, или Подземные жители / соч. А. Погорельского псевд. Текст : Электронный ресурс. — Санкт-Петербург : тип. Н. Греча, 1829. — (Москва : ГПИБ, 2013). — 2, 166 с. Оригинал хранится в ГПИБ. — Режим доступа: Открытый доступ

Диафильмы

  • Погорельский А. Черная курица Диафильм : электронный ресурс / А. Погорельский; художник Э. Беньяминсон ; сценарий А. Любарской ; редактор Т. Семибратова ; художественный редактор А. Морозов. — Москва : Диафильм, 1968 (Москва : РГДБ, 2018). — 1 дф. (47 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: Защищено авторским правом

О жизни и творчестве

  • Арзамасцева И. Н. Антоний Погорельский // Детская литература : учебник для вузов и средних педагогических учебных заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. — Москва : Academia : Высшая школа, 2000. — С. 113–117.
  • Коровин, В. Антоний Погорельский (Алексей Алексеевич Перовский) : (1787–1836) / В. Коровин // Антология мировой детской литературы. — Москва : АВАНТА+. — 2002. — Т. 5. — С. 380–382.
  • Русские писатели : биобиблиографический словарь. : в двух частях : Часть 2 : М – Я / под редакцией П. А. Николаева. — Москва : Просвещение. — 1990. — 446 с. : 4 л. портр. — (Библиотека учителя русского языка и литературы).
  • Светлова, Г. Друг Пушкина Анатолий Погорельский / Г. Светлова // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 2. — С. 61–64. — Ил. — (В мире прекрасного).
  • Турьян, М. Жизнь и творчество Антония Погорельского : вступительная статья / М. Турьян // Избранное / А. Погорельский. — Москва : Советская Россия, 1985. – С. 3–22.
  • Турьян, М. А. Личность А. А. Перовского и литературное наследие Антония Погорельского / М. А. Турьян // Погорельский, А. Сочинения. Письма / Антоний Погорельский ; подгот. изд. М. А. Турьян ; отв. ред. Б. Ф. Егоров. — Санкт-Петербург : Наука, 2010.
  • Шаров, А. И. Антоний Погорельский // Волшебники приходят к людям : книга о сказке и о сказочниках /Александр Шаров ; худож. Ника Гольц. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — С. 82–104.
  • Шевляков, А. И. Волшебное семечко: Пьеса по сказке А. Погорельского «Чёрная Курица, или Подземные жители» / А. И. Шевляков // Театр круглый год. — 2006. — Вып. № 4. — С. 21–25.
  • Шелаева, А. А. Антоний Погорельский и его сочинения : послесловие / А. А. Шелаева // Избранное / А. Погорельский. — Москва: Правда, 1988. — С. 373–389.
  • Горленко, Василий Петрович (1853–1907). Алексей Алексеевич Перовский Текст : электронный ресурс : биографический очерк / В. Горленко. — Киев : тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1888. — 16 с. Оригинал хранится в РГБ. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения 26.07.2019)
  • Кирпичников А. И. Перовский, Алексей Алексеевич Текст : электронный ресурс : биографический очерк // Русский биографический словарь А. А. Половцова. — Режим доступа : Открытый доступ (дата обращения 26.07.2019)
  • Малая С. Погорельский Антоний Текст : электронный ресурс / Светлана Малая // Библиогид. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения 26.07.2019)
  • Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского как повесть о масонской инициации Текст : электронный ресурс // Вопросы литературы. — 2012. — № 5. — С. 124-144. — (Над строками одного произведения)
  • — RU RGDBBIBL240026. Татаринова Н. Н. Перовский Алексей Алексеевич (Антоний Погорельский) (1787–1836) Текст : Электронный ресурс / Н. Н. Татаринова // Материалы по истории русской детской литературы (1750-1855). Вып.1 / под редакцией А. К. Покровской и Н. В. Чехова; Институт методов внешкольной работы, Отдел детского чтения. — Москва : Издание ИМВР, 1927. — С. 151–156. — (Труды комиссии по истории русской детской литературы ; Т. 1). — Режим доступа: Открытый доступ
  • Турьян, М. А. О «Черной курице» Антония Погорельского Текст : электронный ресурс / М. А. Турьян // И время и место : историко-филол. сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата / сост. Рональд Вроон ; издатель А. Р. Курилкин. — Москва : Новое издательство, 2008. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения 26.07.2019)
  • Захаров К. «Черная курица…» в картинках и на экранах / Кирилл Захаров // Картинки и разговоры. — 2019

Экранизации

  • Черная курица, или Подземные жители. Художественный фильм. Режиссёр. В. Гресь. СССР, 1980.
  • Лафертовская маковница. Беларусьфильм, 1986.
  • Черная курица. Мультфильм кукольный. Режиссёр Ю. Трофимов. СССР, 1975.

См. также

  • Авенариус Василий Петрович
  • Белинский Виссарион Григорьевич
  • Вельтман Александр Фомич
  • Жуковский Василий Андреевич
  • Кольцов Алексей Васильевич
  • Одоевский Владимир Федорович
  • Тургенев Иван Сергеевич

Антоний Погорельский и его сказка «Черная курица, или Подземные жители». Часть 1

Антоний Погорельский –  замечательный русский писатель начала ХIХ века. Его знаменитое произведение «Черная курица, или Подземные жители» является одной из первых литературных сказок в русской прозе. Сам он называл её волшебной повестью. Сказка стала любимым чтением для детей и вошла в золотой фонд детской литературы. Однако, как и многие другие произведения, предназначенные для детей («Приключения Алисы» Л. Кэрролла, «Золотой ключик» А.Н.Толстого, «Синяя птица» М. Метерлинка и др.), оно мерцает многими смыслами, и за простым сюжетом с наивной моралью угадывается иное, более сложное повествование.

«Чёрную курицу» Погорельский писал в 1825-1826 годах, а опубликована она была в 1829 году и действительно стала одной из первых в русской литературе книг во многих смыслах – и одной из первых литературных сказок, и одним из первых мистико-фантастических произведений, и первым авторским произведением литературы для детей. Приемы введения фантастического, сочетание фантастического и реального в произведении, обыгрывание мотива сна, исторический принцип в основе повести – все эти находки Погорельского позже будут использованы и другими русскими писателями.

Антоний Погорельский, как известно, псевдоним писателя, настоящее имя которого – Алексей Алексеевич Перовский. Отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был известным государственным деятелем при дворе Екатерины II, а мать –   Мария Михайловна Соболевская (впоследствии по мужу – Денисьева) – простой мещанкой. Богатый вельможа, А.К.Разумовский добился дворянского звания для своих внебрачных детей и оставил им наследство.

Семья была исключительно литературной. Сам А.К.Разумовский послужил одним из прототипов старого графа Безухова в романе Л.Толстого «Война и мир». Он состоял в переписке с И.А. Поздеевым, с которого Толстой писал в своем романе образ масона Баздеева. На основании воспоминаний В.Перовского, родного брата Алексея  Перовского, о его приключениях в захваченной французами Москве и встрече с генералом Даву написана часть романа Л. Толстого о похождениях Пьера в сожженной Москве. Кроме того, В.Перовский, бывший в 1833 году оренбургским военным губернатором, встречался с Пушкиным, когда тот, собирая материалы к «Истории пугачевского бунта», посетил Оренбург.

Племянник Погорельского, которого он очень любил и воспитанием которого занимался, – Алексей Константинович Толстой – стал выдающимся русским поэтом, писателем и драматургом. Три других племянника, сыновья сестры Ольги – Жемчужниковы – оставили в литературе яркий след, создав пародийный образ Козьмы Пруткова.

«Черная курица» была сочинена Перовским для его племянника Алеши Толстого, который стал своеобразным двойником дяди – носил то же самое имя и находился в том же возрасте, что и герой произведения, в котором угадываются черты самого автора. На создание сказки повлияло творчество Гофмана, произведения которого Перовский прочитал, скорее всего, в Германии, куда был переведен по службе в 1814 году. Здесь он и познакомился с первыми сборниками рассказов Э. Т. А. Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814), «Ночные рассказы» (1816). В сказке ощущается влияние и других немецких романтиков, в частности Тика, а также знаменитого английского писателя-сатирика Свифта.

С самых первых абзацев произведения проявляются два основных принципа творчества писателя, которые актуализируются в сказке, – сочетание фантастического с реальным и принцип историзма.

Сказочное «жил-был» в начале сказки сопровождается точным адресом и описанием Петербурга, причем автор создает два образа города – один в историческом ракурсе – это Петербург конца восемнадцатого века – и второй – современный рассказчику. Он пишет о том, как похорошел город, как изменился его облик: «В  то  время  Петербург наш  уже  славился  в целой  Европе  своею красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь. Тогда  на проспектах Васильевского  Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из  гнилых  досок сколоченные,  заступали  место  нынешних  прекрасных тротуаров.  Исаакиевский  мост,  узкий  в то время и  неровный,  совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была <…>  Петербург тогдашний  не  то был, что теперешний».

В этих словах чувствуется и любовь к Петербургу, и гордость за столицу, которая за сравнительно недолгий срок (всего сорок лет) преобразилась и стала одним из красивейших городов мира. Говоря о Петербурге в историческом смысле, Погорельский, кроме прошлого и настоящего (которое для читающего сказку является уже историческим прошлым) имплицитно создает и третью проекцию – города будущего (который для читающего является настоящим), продолжающую мотив совершенства и могущества Петербурга. В любви к родному городу, который одновременно является и столицей могучей империи, проявляется патриотическое чувство, которое в полной мере было присуще Погорельскому.

С началом войны 1812 года Перовский, как и многие другие молодые дворяне, охвачен общим патриотическим порывом и вступает в армию: его зачисляют в 3-й Украинский казачий полк. Отец категорически запретил Перовскому принимать участие в военных действиях, угрожая, в случае неповиновения, лишить сына материальной поддержки и имения. Перовский отвечал отцу хоть и в лучших романтических традициях того времени, но,  тем не менее, очень искренне: «Можете ли Вы думать, граф, что сердце моё столь низко, чувства столь подлы, что я решусь оставить своё намерение не от опасения потерять Вашу любовь, а от боязни лишиться имения? Никогда слова сии не изгладятся из моей мысли… »

Подобное поведение и настрой чувств говорят не только о патриотизме писателя, который храбро сражался против французов и в рядах регулярной армии, и в отрядах партизан – Погорельский находился в армии вплоть до 1816 года, –  но и об особенном благородстве и чистоте помыслов этого человека. Участие в исторических событиях, безусловно, дало писателю ощущение причастности к большой истории, выработало в нем философское отношение к жизни. Философские ноты звучат уже в самом начале сказки: «…настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем…».

Исторические вехи в повести обозначены несколькими периодами – времена Петра I, которого знали и с которым даже беседовали старушки голландки, конец восемнадцатого века, когда происходили описанные в сказке события;  время, соответствующее моменту повествования (30-тые годы ХIХ века), и, наконец, условное будущее, когда и «наши следы сотрутся с лица земного». Подобная временная композиция помогает протянуть нити от прошлого к будущему, показать их единство и взаимосвязь, включенность каждого персонажа в исторический процесс. Кроме того, она является одним из способов введения фантастики в реальность: столетние старушки, родившиеся в конце семнадцатого века, являются частью прошлого, которое становится легендарным и в какой-то степени фантастическим – недаром именно через их комнату надо пройти, чтобы попасть в сказочный мир. Голландские старушки связаны с темой масонского посвящения: как известно, Петр I был принят в масонскую ложу во время путешествия по Голландии. Сам Погорельский тоже был масоном, вступившим в Дрездене в ложу Трех мечей. Он неоднократно делал попытки вступить в масонство и раньше, но его отец, сам видный и влиятельный масон, препятствовал этому. Как бы то ни было, но в Дрездене во время заграничного похода Погорельский осуществил свою мечту.

Масонские мотивы занимают существенное место в «Черной курице». Один из героев сказки – министр подземного королевства. Однако в дневной земной жизни он предстает почему-то в виде курочки. Правда, курочка эта не обычная: по словам кухарки, она не несет яйца и не высиживает цыплят. Почему же министр является в виде курицы, а не, скажем, в виде петуха, что было бы логичнее с точки зрения здравого смысла? А дело в том, что символика курицы закладывает нужные писателю смыслы, которые концепт петуха мог бы исказить, да и само название сказки сразу же напоминает посвященным о другой знаковой книге.

«Чёрная курочка» — гримуар, содержащий в себе сведения о создании талисманов и волшебных колец. Используя эти предметы, люди якобы могли достигнуть неслыханной силы. Но главная тайна, которую раскрывает книга, — это создание некоей «Черной курочки», также известной как «курица, несущая золотые яйца». Такая курица могла принести владельцу огромные богатства.

Символика курицы амбивалентна. С одной стороны, она олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Она является символом родительской любви: боязливая по натуре, курица, становится героиней, защищая своё потомство – она бесстрашно нападает на каждого, кто пытается нанести вред её малышам.

В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой. Курица — воплощение всепрощающей любви, символ доброты и сердечности Всемогущего, изливающего эти блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей: « О, Иерусалим, Иерусалим! Я хотел бы так же часто собирать твоих детей вместе, как наседка собирает своих цыплят под крыльями, Но ты не хочешь!» ( Из словаря символов)

Старательная курочка в аллегорическом изображении «семи свободных искусств» символизирует грамматику, которая связана с усидчивым и кропотливым трудом (в сказке эта символика связана с мотивом учения).

Обычная курица, считающаяся недалекой птицей,  в сказках может снести золотое яйцо, которое является аллегорией связанного с высшими силами сокровища (в том числе и подземного богатства – Алеша попадает к подземным жителям). Понятие «сокровище» имеет также и переносный смысл – имеется в виду духовное богатство человека: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20)

С другой стороны, в символических словарях Черная курица –  слуга дьявола или даже одно из его проявлений.

Черная курица недаром является именно Алеше. Это восприимчивый, чувствительный мальчик с тонкой и нежной душой, обладающий богатым воображением. Он остро чувствует свое одиночество, которое развивает в нем мечтательность, желание увидеть волшебный мир. Он ждет встречи с чудесным. В самых обыденных явлениях и реалиях окружающего мира он ощущает веяние таинственного: дырочки в заборе кажутся ему нарочно сделанными волшебницей, а переулок – сказочным пространством, в котором должны случаться необыкновенные происшествия. Фантазии его связаны также с любовью к чтению. Алеша читает немецкие волшебные повести и рыцарские романы. Один из основных циклов немецкого рыцарского романа – цикл о Парцифале и священном Граале. Он напрямую связан с некоторыми идеями масонов о совершенстве духа.

Погорельский показывает чувствительную душу мальчика, которая как бы вибрирует, ощущая дыхание двух миров – реального и вымышленного.

  • Как звали писателя сказки конек горбунок
  • Как звали персонажа сказки а с пушкина который превращался в шмеля муху и комара
  • Как звали папу буратино в сказке
  • Как звали падчерицу в сказке морозко
  • Как звали отца сестер из сказки аленький цветочек