Как звали скотинина из рассказа недоросль

Характеристика Скотинина

Характеристика Скотинина

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» одним из ключевых персонажей является помещик Скотинин, родной брат госпожи Простаковой и дядя Митрофанушки. Автор недаром наделяет героя столь говорящей фамилией: Скотинин не только испытывает болезненную страсть к свиньям, но и обладает «скотскими», животными качествами — невежеством, грубостью, жестокостью, самомнением, полным отсутствием морали. Характеристика Скотинина позволяет лучше понять, к каким страшным последствиям может привести общество, в котором будут преобладать «скотинины», «простаковы» и «митрофанушки».

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — Тарас Скотинин.

Возраст — не указан, мужчина средних лет.

Род занятий — помещик.

Семья — не женат, сестра г-жа Простакова.

Социальное положение — дворянин, помещик.

Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.

Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, глупый и жадный отец.

Образование — необразованный мужчина, не умеющий даже читать.

Внешность — не указана.

Характер — настойчивый, невежественный, трусливый.

Положительные черты — отсутствуют, один из отрицательных персонажей пьесы, способный испытывать нежные чувства лишь к свиньям.

Отрицательные черты — жадный, глупый, невежественный, туголобый.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Тараса Скотинина основан на том, что он является дворянином, помещиком и принадлежит к древнему роду.

«Я Тарас Скотинин, в роде своём не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь».

Источник: Действие четвёртое, явление 7

Скотинин родом из большой семьи, однако из 18 детей в живых остался только он и его сестра, г-жа Простакова.

«Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка!»

Источник: Простакова о семье, Действие третье, явление 5

Скотинин — помещик со скромными доходами. Наследство Софьи поражает его воображение.

«Десять тысяч твоего доходу!

Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал.»

Источник: Действие второе, явление 3

В прошлом Скотинин был гвардейским офицером.

«Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом».

Источник: Действие второе, явление 3

Скотинин — холостой мужчина, который не прочь создать семью и обзавестись детьми.

«Я и своих поросят завести хочу. Меня не проведёшь».

Источник: Действие второе, явление 3

Портретная характеристика Тараса Скотинина включает в себя и его чрезмерную страсть к свиньям — только эти животные способны вызывать у героя нежные чувства.

«Люблю свиней, сестрица…»

Источник: Действие первое, явление 5

«…да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?»

Источник: Действие первое, явление 5

Внешность

Внешний вид Тараса Скотинина основан на том, что он является зрелым мужчиной, давно вышедшим из юного возраста.

«Из ребят давно уж вышел…»

Источник: Действие третье, явление 5

Черты характера и поступки

Скотинин — жестокий человек, получающий удовольствие от вида страданий других людей

«Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою».

Источник: Действие первое, явление 4

«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?»

Источник: Действие пятое, явление 4

По своей природе Скотинин — инфантильный трусоватый человек, который не в состоянии решить конфликт, дать отпор равным себе.

«… я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом».

Источник: Действие первое, явление 5

При возникновении каких-либо трудностей Скотинину гораздо проще отыграться на слабых и зависимых от него людях, чем самому решить проблему.

«…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».

Источник: Действие первое, явление 5

Скотинин пользуется славой ловкого стяжателя, способного до последней нитки обобрать крепостных.

«…весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь».

Источник: Действие первое, явление 5

Главная страсть Скотинина — свиньи. Ради получения новых крупных экземпляров он даже готов жениться на Софье.

«Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».
Источник: Действие первое, явление 5

«Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты».

Источник: Действие первое, явление 5

«Скотинин…Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю».
Источник: Действие первое, явление 5

Скотинин так сильно любит свиней, что готов потратить всё наследство Софьи на их покупку.

«Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям».

Источник: Действие второе, явление 3

Тарас Скотинин на первое место ставит свиней, а не свою будущую жену. Он пренебрежительно относится к ней, её интересы ему совершенно безразличны.

«Для неё одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку.
Милон. Какое скотское сравнение!»
Источник: Действие второе, явление 3

Ради достижения желаемого (женитьбы на Софье) Скотинин готов искалечить родного племянника, подраться с сестрой.

«Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече как чорта изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду её мужем, или Митрофан уродом».

Источник: Действие второе, явление 3

«Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».

Источник: Действие третье, явление 3

Скотинин — упрямый, твердолобый человек.

«У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне».

Источник: Действие второе, явление 3

«Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы».

Источник: Действие четвёртое, явление 8

Скотинин — упрямый человек, готовый стоять на своём до последнего.

«Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужую не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье.) Ты не бойсь, душенька. Тебя у меня никто не перебьёт».

Источник: Действие второе, явление 3

Для Тараса Скотинина характерна большая самоуверенность. Он искренне считает себя завидным женихом.

«Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало.»

Источник: Действие третье, явление 5

«Рассуди же, какое счастье Софьюшке быть за мною».

Источник: Действие четвёртое, явление 7

Скотинин — глупый человек, не привыкший думать и рассуждать.

«Я никогда не думаю…»

Источник: Действие четвёртое, явление 7

«Вы, господин Скотинин, сами признаёте себя неучёным человеком».

Источник: Действие четвёртое, явление 8

Тарас Скотинин — трусливый и подлый человек. Узнав о том, что имение его сестры берётся под опеку, он стремится тут же исчезнуть из поля зрения чиновника, чтобы ненароком не навлечь на себя беду.

«Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякой Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову».

Источник: Действие пятое, явление 4

Воспитание

Тарас Скотинин — безграмотный человек, не умеющий даже читать. Однако он не считает это недостатком и даже гордится собственным невежеством.

«Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки».

Источник: Действие первое, явление 6

Отец Скотинина и его сестры, г-жи Простаковой, был невежественным, тёмным человеком, который не позволял своим детям учиться.

«Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребёнка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»

Источник: Простакова об отце, Действие третье, явление 5

Скотинин-старший стал примером для своих детей, которые выросли невежественными, жестокими, злыми, жадными людьми.

«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?»

Источник: Действие четвёртое, явление 8

Характеристика Скотинина другими героями

Простакова

Простакова считает брата глупым человеком, которым можно помыкать, как ей вздумается. Узнав о богатстве Софье, она решает женить на девушке своего сына Митрофана, а Тараса вернуть в его деревню.

«Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья».

Источник: Действие второе, явление 3

Подробная характеристика Простаковой.

Простаков

Простаков искренне восхищается умением Тараса безжалостно обдирать до последней нитки крестьян.

«…весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь».

Источник: Действие первое, явление 5

Простаков считает, что страсть Скотинина к свиньям обусловлена их большим сходством.

«Скотинин…Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?
Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю».
Источник: Действие первое, явление 5

Правдин

Правдин отмечает, что Скотинин является жертвой манипуляций со стороны его сестры, г-жи Простаковой.

«Сестрица ваша играет вами, как мячиком».

Источник: Действие второе, явление 3

Правдин замечает «скотское» отношение Тараса Скотинина по отношению к будущей жене, которая интересует помещика гораздо меньше, чем свиньи.

«Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой».

Источник: Действие второе, явление 3

Правдин глубоко возмущён отношением Скотинина к крепостным, которых он и за людей не считает.

«Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?
Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин».
Источник: Действие пятое, явление 4

Подробная характеристика Правдина.

Стародум

Стародум презрительно относится к бахвальству Скотинина относительно древности его рода и откровенно смеётся над ним.

«Стародум (смеючись) То есть, пращур твой создан хоть в шестой же день, да немного попрежде Адама?
Скотинин. Нет, право? Так ты доброго мнения о старине моего рода?
Стародум. О! такого-то доброго, что я удивляюсь, как на твоём месте можно выбирать жену из другого рода, как из Скотининых?»
Источник: Действие четвёртое, явление 7

Стародум прекрасно видит все пороки Тараса Скотинина, в котором не видит достойного мужа для Софьи.

«Да для неё не всё равно, когда скажут, что дворянка вышла за Скотинина».

Источник: Действие четвёртое, явление 7

Стародум невысокого мнения о нравственных ценностях Скотинина и потому иронизирует, говоря, что он более счастливый, так как беспечный человек: его душе чужды глубокие переживания.

«Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.
Скотинин. А меня так свиньи».
Источник: Действие четвёртое, явление 7

Подробная характеристика Стародума.

Милон

Даже короткого знакомства с Тарасом Скотининым хватает Милону, чтобы сделать выводы о его моральных качествах. Возможный брак Скотинина с Софьей он считает неравенством.

«Такое неравенство сделало б несчастье вас обоих».

Источник: Действие четвёртое, явление 7

Милон подчёркивает глубочайшее невежество Скотинина, его твердолобость.

«Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаёте себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.
Стародум (Милону) Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы».
Источник: Действие четвёртое, явление 8

Речевая характеристика Скотинина

Речевая характеристика имеет большое значение при раскрытии образа героя, позволяет сделать вывод о его внутреннем мире. С самого начала произведения становится понятно, что помещик Тарас Скотинин — большой любитель свиней. Он постоянно твердит о любви к ним и окружающих людей и весь мир в целом воспринимает сквозь призму своего увлечения. В выражениях, более подходящих для скотного двора, Тарас говорит о своей сестре, будущей жене и детях: «Я и своих поросят завести хочу», «Что греха таить, одного помёту; да вишь как развизжалась…»

Речь Скотинина полностью отражает его характер: прямой, примитивный и невежественный. Он строит простые предложения, в которых и в помине нет красочности, образности, глубоких и интересных мыслей. Это указывает на отсутствие образования, внутренней культуры. Герой презирает просвещение, и это неизбежно сказывается на особенностях его речи.

Скотинин использует просторечную, иногда вульгарную речь: «суженого конём не объедешь», «подобру-поздорову», «ученье — вздор», «всякая вина виновата», «На своё счастье грех пенять», «концы в воду». Он не опускается до откровенных ругательств, как его сестра г-жа Простакова, но только потому, что он находится в гостях и не может в полной мере раскрыться.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Скотинина вместе!

Биография

Тарас Скотинин — мужчина средних лет, дворянин, помещик. Принадлежит к старинному роду. В семействе Скотининых было рождено в общей сложности восемнадцать детей, но только двое из них смогли дожить до зрелости: г-жа Простакова и её брат Тарас. Дети смогли перенять от отца худшие качества: невежество, грубость, жестокость по отношению к крепостным.

В юности Тарас Скотинин служил в гвардии и спустя время ушёл в отставку в чине капрала. Он является владельцем небольшого имения. Доход его не очень высок, и он мечтает выгодно жениться на Софье, обладающей большим наследством.

Единственная страсть Скотинина — свиньи. Только они и интересуют героя, готового спустить все деньги на приобретение самых лучших свиней. Он с радостью готов взять в жёны Софью, чтобы поправить своё финансовое положение. Однако богатая наследница становится причиной раздора между Тарасом и его сестрой Простаковой, решившей выгодно женить своего сына Митрофана.

Конфликт между родственниками прерывается вмешательством государственного чиновника, который наказывает Простакову за жестокое обращение с крестьянами и берёт под опеку её имение. Скотинин спешит вернуться в свою усадьбу, чтобы не стать следующей жертвой.

Образ Скотинина

Тарас Скотинин так же, как и его сестра Простакова и племянник Митрофан, является абсолютно отрицательным персонажем, в котором нет ни единой привлекательной черты.

Фундамент грубого, жестокого, бесчувственного характера Скотинина был заложен ещё в детстве, в его семье, где всем верховодил жадный и невежественный отец, не давший детям даже элементарного образования, в котором видел зло.

В душе Скотинина нет места доброте, состраданию, милосердию по отношению к людям. Он получает искреннее удовольствие при виде страданий тех, кто от него зависит, и считает, что имеет право безнаказанно издеваться над своими крепостными.

Абсолютно безграмотный Скотинин презрительно относится к образованию и считает, что жизнь можно хорошо устроить и без грамоты. Обладая узким кругозором, герой интересуется одними лишь свиньями, которых ставит превыше людей. По своей манере общения Тарас мало чем отличается от работников скотного двора.

Скотинин является типичным представителем высокомерного и невежественного дворянства второй половины XVIII века. В его образе автор воплотил все негативные качества, которые были присущи высшему сословию в России.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В комедии «Недоросль» автор поднимает глобальные социальные проблемы, которые были актуальны для общественной жизни России в XVIII веке. Он демонстрирует срез дворян и помещиков, которые были разделены на два лагеря: умные, образованные и воспитанные аристократы с высокими моральными принципами в противовес невежественным, тёмным и жестоким помещикам-самодурам, тянувшим Россию на самое дно.

К последним автор относит и Тараса Скотинина, чья говорящая фамилия недвусмысленно указывает на его черты характера и отношение к людям. Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать острую необходимость перемен в российском обществе. Характеристика Скотинина с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!


1

Фонвизин «Недоросль»: Как зовут помещика Скотинина?

1) Трифон

2) Тихон

3) Тарас

4) Тимофей

1 ответ:



2



0

Помещик Скотинин — один из самых колоритных персонажей комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Он появляется в сюжете уже в четвертом явлении и не покидает его до завершения. Именно по случаю его сговора (помолвки) с потенциальной женой сшит кафтан, с которого собственно и начинается эта история. Из реплик персонажей мы узнаем, что Скотинин — родной брат госпожи Простаковой, хозяйки поместья, в котором разворачивается действие пьесы. А буквально сразу после своего появления в сюжете этот персонаж представляется читателям

UwkuZ1dgDnacH9VwkMTTCeOFsFEn1WUM.png

Остается добавить, что, следуя традициям классицизма, Фонвизин использует для своих героев «говорящие» фамилии. Поэтому читателю не составит труда сразу же определить сущность персонажа с фамилией Скотинин.

Ответ: 3) Тарас

Читайте также

Если на плодотворнейший в истории русской литературы XIX школьной программой отводится почти два года, то XVIII был временем её младенчества как литературы светской и европейской. Читать её сложно, часто затруднительно из-за устаревшего языка, а понять проблемы, волновавшие авторов, и того сложнее.

Однако и тогда уже были талантливые литераторы, писавшие языком невычурным, хоть и богатым, и рассматривавшие проблемы общечеловеческие, не зависящие от эпохи. К их числу относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль». В современной школе её изучают в 8 классе. И хоть идеи просвещённой монархии остались позади, в далёком прошлом, вопрос о том, насколько человек хочет развиваться, остаётся всегда актуальным.

Существует легенда, что прототипом образа Митрофанушки, одного из главных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», был молодой Алексей Николаевич Оленин, впоследствии

DoyxksueyZ9R7wdnDVhjgQzh2y23L.png

текст при наведении

А. Г. ВАРНЕК. ПОРТРЕТ А. Н. ОЛЕНИНА

Якобы до 18 лет этот человек был полным невежей, тратил время зря, совершенно не желая учиться.

Людская фантазия разыгралась настолько, что была придумана целая история об исправлении лентяя и неуча и превращении его в образованнейшую личность своего времени. Говорили, что прототип Митрофана, человек, принадлежащий к старинному дворянскому роду (его мать – из рода князей Волконских), рос как бурьян в степи, во вседозволенности, – был предоставлен самому себе, так как его отец, полковник лейб-гвардии в отставке, воспитанием отпрыска не занимался.

Молва приписывает современникам Фонвизина свидетельства о том, что А. Оленин, узнав себя в Митрофанушке и посмотрев на себя, благодаря комедии, со стороны, был сильно потрясен и устыдился своего невежества и безделья, в результате чего получил стимул для собственного образования и воспитания.

Легенда, как известно, произведение, созданное народной фантазией, в котором правда сочетается с вымыслом, причём зачастую это сочетание таково, что трудно становится отличить, особенно сквозь годы, что было на самом деле, а что придумано.

Попробуем разобраться в том, что было, а чего не было.

  1. Был молодой человек Алёша Оленин, которому в день первой постановки комедии «Недоросль» (24 сентября 1782 года) в петербургском Вольном российском театре было без двух с половиной месяцев 19 лет (Митрофану – 16 лет). Первая же публикация комедии, кстати, относится к 1783 году, 14 мая 1783 года комедию впервые представили московской публике: её поставили в театре Медокса.
  2. До 10-летнего возраста (а не до 19 и даже не до 16 лет!) мальчик, коренной москвич, жил вольно в поместье своего отца, находящемся на Рязанщине, в селе Салаур. С учётом возраста это вполне понятно, хотя и вовсе не значит, что ребёнка ничему не учили: как и все дворянские дети того времени он обучался дома – для этой цели был приглашён гувернер-француз, а вот науки ему преподавали отец (занимался, оказывается, он воспитанием сына!) и мать.
  3. В 11 лет по протекции самой княгиня Екатерины Дашковой (она была родственницей Олениных) Алексея зачислили в Пажескую придворную школу (впоследствии её назовут Пажеским корпусом). ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЁБЕ его отправили учиться в Германию, хотя до окончания школы оставалось ещё 3 года – посчитали, что России нужны военные специалисты, получившие образование за рубежом, в стране, славящейся своей армией. Это событие произошло в 1780 году.
  4. Дрезденская артиллерийская школа, а затем Страсбургский университет – вот те учебные заведения, которые Оленин успешно закончил за границей. Его возвращение в Россию произошло только в 1785 году.
  5. Таким образом, Алексей Оленин изначально получил прекрасное образование, история его обучения и воспитания никак не связана с выходом комедии Фонвизина «Недоросль», во времена первых постановок и первой публикации которой Оленина в России не было – КАК ЛУЧШИЙ ИЗ ЛУЧШИХ учеников Пажеской школы он получал образование в Германии.

Нет никаких достоверных сведений о том, когда именно и при каких обстоятельствах Алексей Николаевич познакомился с комедией Фонвизина, а предположить, что он о ней ничего не знал, тоже сложно, так как Оленин был человеком начитанным, знал литературу, сам занимался научной и литературной деятельностью.

Следовательно, образ Митрофанушки, Митрофана Терентьевича Простакова, следует, на мой взгляд, считать собирательным образом, так как людей, проявлявших особые успехи в учёбе, воспитанных и тактичных, как А. Н. Оленин, было, конечно много, но всё же гораздо больше было (и сейчас есть) тех, кто предпочитает бесцельное времяпрепровождение, крайне ленив в учёбе, груб, жесток, изворотлив, как Митрофан.

текст при наведении

О. А. КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА ОЛЕНИНА. Это второй сын Алексея Николаевича (у него было 3 сына и 2 дочери). Как это ни странно, но многие учителя демонстрируют на уроках именно этот портрет, говоря о прототипе Митрофана.

Перед нами произведение классицистское, авторы которых на мелочи не разменивались. Любой сюжет, разыгранный в самых камерных декорациях, иллюстрировал проблему общечеловеческого или хотя бы государственного масштаба. Поэтому г-жа Простакова хотя и выступает лишь маменькой великовозрастного провинциального балбеса, является олицетворением каких-то более серьёзных отрицательных явлений, стоявших на пути процветания государства Российского. Без иронии, ибо она — для постмодернизма, а перед нами классический образец классицизма.

Функция образа мадам Простаковой — в объяснении, откуда балбесы берутся, ибо Митрофанушка — плод её воспитания.

Перед нами властная женщина, муж которой — типичный подкаблучник, Фонвизин даёт это понять сразу, как и то, что закосневшее самодурство — отличительная черта героини. Ведь и девичья фамилия её — Скотинина, Простаковой она стала уже по мужу, обе фамилии, как было принято у классицистов-драматургов, говорящие.

Пьеса начинается с придирок к новому кафтану Митрофана. Самоучка-портной пошил «на глаз» — это плохо, но и учиться ему не позволено.

ZdPI9CrQUHuoVhHoic5GRM30UZd0oD5.png

Цитируется по этому источнику.

Дальше становится лишь хуже — мы узнаём о том, что дядюшка воспитанницы Софьи, о котором давно не было известий, жив. В «Недоросле» речь идёт о дочери покойной свекрови Простаковой, поскольку та называет её «сватьёй». По идее, Софья должна быть сестрой г-на Простакова, но никто не говорит о ней в таком качестве, лишь как о племяннице Стародума. Вопрос о том, не перемудрил ли Фонвизин, решается просто: он создал образ девушки, которая вроде и родня, но дальняя и беззащитная, поэтому отношение к ней потребительское, а положение поднеольное.

cSGtjUOzx4zjOx68rAjdD5P3YbewwmIx.png

Можно цитировать всё, что говорит персонаж, и ни одна ситуация, ни одна идея, высказываемая г-жой Простаковой не скажет в её пользу. Самовлюблённое невежество, не желающее считаться ни с чем, даже с очевидным, кроме своего желания — такова г-жа Простакова. Прекрасную характеристику дал ей П. А. Вяземский:

B8mGTlhmMITgSrrjklIf1dAdGWVcWZB.png

В этом произведении автор затронул несколько проблем , но самые важные — это проблема нравственного и интеллектуального развития людей (в данном произведении — дворянства). В то время необразованность дворянства была важной проблемой при эпохе Просвещения в Европе. Недоросль-Митрофанушка безразлично относится к просвещенности по причине того, что матушка его не привила тягу к знаниям. Из-за надзора и излишней заботы своей матери он вырос ленивым, необразованным, избалованным. Показаны смешные сцены, в которых высмеивается его необразованность. («Дурак — это прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку»).

Проблема невежества принимает колоссальное значение, и при правильном подходе к воспитанию и образованию зависит то, к чему может придти государство в будущем.

Ну это интересный вопрос. Во-первых, следует отметить, что сам экзамен носил чисто показной характер и предназначался не для проверки знаний Митрофанушки, а для произведения хорошего впечатления на богача Стародума, то сеть по сути был примером очковтирательства. Однако даже с таким экзаменом Митрофанушка не справился, а его мать, госпожа Простакова, показала свое отношение к учебе. Она постоянно вмешивалась и не давала Митрофанушке самому слова сказать, не справляется тот с математикой и ладно, все равно денег нет и считать нечего. Читает еле-еле, так тут подоспел Вральман и объявил, что лишние знания только опасны. Особенно если российского производства. В общем этот экзамен получился одой глупости и невежеству, а это согласитесь смешно.


жизнь в достатке

нет детей

никогда не был женат/замужем

Кадр из ф/с “Недоросль”. Скотинин – актер Роман Филиппов

Тарас Скотинин – брат и сосед Простаковой, тупой скотоподобный помещик. В начале произведения является предполагаемым женихом Софьи.

Скотинин олицетворяет собой невежественный и грубый образ жизни российского провинциального дворянства второй половины XVIII века. Глупость Тараса переходит все границы. Скотинин твердо уверен, что в браке с ним Софья будет счастлива. Он гордится своим “древним” родом и “крепколобостью” своих предков.

Скотинина трудно упрекнуть в жестокости, ведь он даже не понимает, что это такое. Причиненные соседями убытки он без зазрения совести сдирает “с своих же крестьян”. Будущей жене Скотинин намерен отвести “шикарное” помещение – “угольную с лежанкой”. Узнав о желании Митрофана жениться на Софье, Тарас вступает с малолетним племянником в драку (“как черта, изломаю”).

Подобно большинству персонажей комедии, Скотинин также имеет “говорящую” фамилию. Он ведет совершенно скотский образ жизни и гордится этим. Больше всего на свете Тарас любит свиней и постоянно упоминает о них в разговоре. Жениться на Софье он хочет из-за наличия в ее имении большого количества свиней. В разговоре с Правдиным и Милоном Скотинин признается: “…своих поросят завести хочу” (имеются в виду дети).

Единственная более или менее умная мысль приходит в голову Тараса в финале: “…эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку”. Хотя вряд ли он будет придерживаться напутственного указания Правдина не “трогать” своих крепостных людей.

Список литературы

  1. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
  2. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  3. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  4. Недоросль/Денис Фонвизин ; статья и комментарии Андрея Степанова. – Санкт-Петербург : Азбука ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
  6. Исакович И.В.: “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизина. – Л.: Художественная литература, 1979.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.6k

  • Как звали сестру саши из рассказа артюховой саша дразнилка
  • Как звали сестер золушки в сказке шарля перро
  • Как звали сестер володи из рассказа мальчики чехова
  • Как звали семь гномов из сказки белоснежка и семь гномов
  • Как звали сватью из сказки пушкина сказка о царе салтане