Как звали учительницу французского языка в рассказе уроки французского

«Уроки французского» главные герои

«Уроки французского» главные герои

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добро и зло, правда и ложь, справедливость и человеческое равнодушие. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница в тощем деревенском мальчике смогла рассмотреть сильную личность, пожалеть его, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный момент жизни.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Главный герой, мальчик 11 лет.

Ребёнок из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт далеко от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный, с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбу в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районном центре, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна

Учительница французского языка.

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом с Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич

Директор школы.

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с учеником за игрой на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи

По работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, в которой жил рассказчик.

Федька познакомил рассказчика с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается над теми, кто младше и слабее, и обижает их. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения. Остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся.

Тишкин

Одноклассник главного героя.

Часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» перед читателем предстаёт целая галерея разнообразных персонажей. События, произошедшие с героями книги «Уроки французского», стали их жизненными уроками. Оказывается, за совершение добрых поступков можно пострадать, потому что их не все могут верно понять и оценить. В «Уроках французского» – показаны доброта и милосердие в действии.
Имена и характеристики персонажей могут быть полезны при написании сочинения и творческой работы по произведению.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

К рассказу Валентина Распутина «Уроки французского«

Источник: «Труд»

ГЕРОИНЮ СВОЕГО РАССКАЗА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» ВАЛЕНТИН РАСПУТИН «СПИСАЛ» С ЭТОЙ ЖЕНЩИНЫ

Два дня назад в интервью «Труду» Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа «Уроки французского». И вот — удача! — откликнулась та самая Лидия Михайловна Молокова. Правда, она не сразу согласилась: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать… Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью.

— Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в «чику» и «замеряшки » не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции… Только преподавала я там уже не французский, а русский язык — для тех, кто владел французским. Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье… Спустя годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала.

— И все же, почему Валентин Григорьевич назвал героиню «Уроков французского» вашим именем? И когда вы сами об этом узнали?

— Перед командировкой во Францию нам читали лекцию о современной советской литературе, и, когда речь зашла о «деревенщиках», услышала фамилию Распутин. Закралось сомнение: не тот ли это Валя из Усть-Уды, которого я два года учила французскому? В Париже, а я преподавала в Сорбонне, зашла в книжный магазин, где продавали советскую литературу, спросила, нет ли книг Распутина. А в ответ услышала: он идет нарасхват, может, еще привезут. Попросила оставить, если поступит… Так и оказался у меня небольшой томик, назывался он «Живи и помни». Стала читать «Уроки французского» — и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ этот собирательный, только тогда и успокоилась. Один экземпляр книги выслала в Иркутск Вале, так шел он до Сибири полгода! Потом получила ответ: «Я знал, что найду Вас!» С этого и началось, если можно так сказать, наше второе знакомство, завязалась переписка.

Что же касается моего имени, трудно сказать, почему Валя выбрал именно его. С педагогикой я не дружила, но свой предмет знала отменно. Да и, чего греха таить, по молодости я заводной была, явно не стандартной, «неправильной» учительницей. А вот классный руководитель у Вали — Вера Андреевна Кириленко, женщина красивая и строгая, действительно умела работать, все делала правильно, строго по методикам. И класс у нее был как игрушечка, я туда ходила отдыхать от своих «разбойников», как я их называла. Судите сами: в первой четверти, когда я только начинала работу, в моем 8 «А» из 26 учеников не успевало 16! И прогуливали, и хулиганили — все было. Потому что именно в этот класс почему-то собрали «самых-самых». Я поначалу боялась их как черт ладана. Но уже в следующем году ситуация изменилась, проблем с учебой не стало. Мне удалось подружиться с детьми, хотя в то время это считалось непедагогичным…

Здесь уместно привести слова из воспоминаний самого Распутина: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение… Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты».

— Лидия Михайловна, и все-таки насколько правдиво написан рассказ, который носит явно автобиографичный характер, как жилось тогда в Усть-Уде?

— Плохо жилось, как и повсюду в послевоенные годы. Впроголодь. Одеты были кто во что горазд. Старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах, холщевые сумки вместо портфелей… К нам в школу приходили дети из многих ближних деревень, а те, что из дальних, жили где придется — кто у знакомых, кто в интернате. И важно было занять их не только в учебное время, объединить. Я организовала драмкружок, и мои «разбойнички» вскоре преобразились. Но все равно хулиганили, могли во время урока под парту забраться и закукарекать…

— Будущий писатель Распутин тоже хулиганил?

— Ну что вы! Он был очень скромным и застенчивым мальчиком и ничем не выделялся из общей среды. Но что удивительно, каждый ученик моего класса был личностью, и выделить кого-то я не могла. Валя — а я как своего ученика могу его так называть — не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Вероятно, он и тогда что-то писал, но только никто об этом не знал. Но это была не скрытность, а сдержанность — истинно сибирское качество человека. Он как бы сам по себе рос, развивался.

Кстати, о себе Валя пишет очень правдиво, только сомневаюсь я, что он на деньги играл…

— А чем закончилось ваше, так сказать, второе знакомство — после того, как отправили Валентину Григорьевичу из Парижа его книгу?

— Мы стали переписываться. Это были и просто поздравления с праздниками, и серьезные письма. Однажды попросила прислать свою книгу, а он отвечает, что приличных изданий уже нет, а есть так себе. И прислал вот эту, — Лидия Михайловна вынимает из тумбочки пожелтевшую от времени тоненькую невзрачную брошюрку. «Уроки французского», издана в Иркутске тиражом 200 тысяч экземпляров в 1981 году. Читаю: «Дорогой Лидии Михайловне от одного из многих и многих учеников ее, помнящих замечательные уроки. В. Распутин. Ноябрь 1981». — Потом однажды в Москве оказалась, позвонила ему. Встретились в Староконюшенном переулке. Он меня встретил, расцеловались. Познакомил с женой Светланой. Она сибирячка и оказалась просто замечательной женщиной. Был пост, соответственно, и угощения были незамысловатыми. На всю жизнь запомнился рыбный пирог, которым меня потчевали. Наверное, рыба какая-то сибирская была, но спросить я постеснялась. Долго мы в тот день воспоминаниям предавались, говорили и о литературе.

А больше я Валентину Григорьевичу не докучала, у него и без меня забот хватает…

— Лидия Михайловна, а как сложилась ваша жизнь? И не только преподавательская…

— Что касается семьи… Замуж вышла в той же Усть-Уде за сына учителя географии, он выучился на горного инженера. В то время это была очень престижная профессия. Он жил в Иркутске. Родила, еще в Усть-Уде, первую дочку, потому и уехала из своего села через два года, хотя согласно распределению должна была отработать три. Потом появилась вторая дочь. Муж работал маркшейдером и мотался по командировкам. В одной из них и погиб. Оставшись с двумя детьми, решила поехать к маме, в Саранск. Второй раз замуж так и не вышла. Хотя вниманием меня не обделяли, а отец сказал когда-то: «Я не скажу, что ты у меня красивая, но интересная — это точно». Теперь у меня трое внуков, столько же правнуков.

— А как же вы оказались в Нижнем Новгороде?

— После того как я осталась одна, пришлось продать квартиру в Саранске и переехать в Нижний, потому что здесь живет моя младшая дочь Татьяна с зятем, внучка Катя, ей уже тридцать лет, и правнук Тема, возиться с которым для меня одно удовольствие.

Чтобы никого не стеснять, купила квартирку. Денег хватило только на однокомнатную, но мне больше и не надо.

Вторая дочь, Ирина, живет с семьей под Питером, дети уже самостоятельные. Так что все у меня хорошо. Пенсии — 4500 рублей — на все хватает, тем более что лекарства пока, слава Богу, особо не требуются…

— А что бы вы пожелали Валентину Григорьевичу в день юбилея?

— Здоровья, благополучия. А все остальное — в письме, которое я ему еще дней десять назад отправила. Пересказывать его мне не хотелось бы, там есть кое-что личное…

Мы сидим в скромной квартирке, где живет учительница французского Лидия Михайловна Молокова, в девичестве Данилова. На прощание она показывает мне поздравительные открытки от Распутина. В одной из них он вспоминает о последней поездке на свою малую родину — в Усть-Уду.

И подпись: «С поклоном Ваш старательный, но бестолковый ученик В. Распутин».

— Валя приглашал меня и в Иркутск, и в Усть-Уду, но годы мои уже не те, да и обременительна такая поездка, а за чей-то счет я ни за что не поеду! Но побывать в тех местах, конечно, хотелось бы. Жаль только, что то место, где школа стояла, затопили. Ну вы, наверное, прекрасно знаете, что школу Валя спас, перенес в другое место…

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Скачать обзор:

Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Рассказ «Уроки французского» — небольшое по объему произведение, образец «детской» прозы в творчестве Распутина, изучается в школьном курсе литературы за 6 класс.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Под видом индивидуальных уроков она приглашает его к себе домой, пытается накормить ужином, предпринимает попытку анонимно отправить ему посылку с едой, но напрямую герой подачки не принимает. Тогда педагог идет на хитрость и предлагает ему сыграть с ней в игру, ведь честно выигранные деньги парень возьмет.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

«Голос ее был «каким-то мелким и легким». … К тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому».

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

 Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Как таковых глав в рассказе «Урока французского» нет, авторский текст разделен на 6 разных по объему частей, разграниченных «звездочками» (знак ***)

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Начинается рассказ с короткого размышления о том, что с годами человек чувствует свою вину перед учителями, «не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после».

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

В деревенской школе у мальчика была хорошая успеваемость, среди местных он прослыл «грамотеем», он помогал старикам и старухам читать письма, подбирал книги, к нему часто обращались с облигациями. За войну у людей их скопилось много.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Приехав в район, парень продолжал хорошо учиться. Единственный предмет, который ему не давался — французский язык. Ученику не давалось произношение, он говорил по-французски на деревенский манер. Учительница Лидия Михайловна, слыша, как он коверкает язык, «морщилась и закатывала глаза».

Герой описывает тоску по дому. Однажды мать, приехав в гости, чуть было не забрала его назад в деревню. Парень голодал, продуктов, которые мать передавала с шофером дядей Ваней, не хватало. Рассказчик отмечает, что голод в деревне и в райцентре — это разные вещи. В деревне, живя на подсобном хозяйстве, всегда можно было что-то перехватить, порыбачить или поохотиться, а здесь кругом были только чужие огороды и маленькая речушка, рыбалка в которой совсем не та и от улова «не раздобреешь».

Чика

Сын хозяйки тети Нади приглашает героя поиграть в «чику» на деньги. Он знакомится с Вадиком — главным авторитетом в компании игроков. У героя нет денег, поэтому он наблюдает за игрой. Вадик умеет хорошо играть, к тому же хитрит и всё время выигрывает. Правила игры предполагают меткость, нужно было попасть и «перевернуть» монетку. Кому это удается — забирает денежки себе. Суть очень похожа на игру в «бабки», в неё герой играл в деревне и вообще отличался хорошей меткостью, а потому подумал, что у него бы неплохо получилось играть.

Мальчик заинтересовался игрой

Мальчик вспоминает свою деревню и безденежье. В посылки со скудной едой мать клала ему пять рублей денег, которые он тратил на молоко. Свою корову семья не держала, а молоко ему нужно было пить «от малокровья».

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Утро следующего дня. Рассказчик смотрит на себя в зеркало и стесняется побоев. Если нос может быть кривым от природы, то ссадину и синяк не спрячешь, «сразу видно, что они красуются здесь не по моей доброй воле». Однако, занятия пропускать нельзя.

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Поначалу он держит обещание, не желая подвести педагога. Однако еды из дома почти не присылают, год выдался плохой, голод побуждает героя снова идти на свалку.  Птаха, который в прошлый раз стал зачинщиком драки, не рад его появлению: «Чего при­шел? Давно не били? … Кто тебе сказал, что с тобой тут будут играть?», — говорил он герою.

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

«Начались мучительные и неловкие дни». Каждый день герой со страхом ждал того момента, когда придется остаться. Поначалу учительница занимается с ним в школе, работает над произношением. Потом она решила, что в школе, после второй смены, у них остается мало времени на занятия, и  приглашает ученика продолжить индивидуальные уроки у неё дома.

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

В квартире преподавательницы он чувствовал себя неловко. «Забившись в угол ждал, пока меня отпустят». Учительница  жалела школьника, хотела его подкормить, после занятий приглашала на ужин. Парень отнекивался и, смущаясь, спешил покинуть квартиру.

«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет!»

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в  ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Внутри были макароны и гематоген. Не сдержавшись, герой начинает есть сухие макароны. С чего мать вдруг так «разорилась» ради него, думает парень, или это посылка не от неё? И он догадался, что коробка с «непривычными» для него продуктами — дело рук Лидии Михайловны.

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

«Кто знал, что можно попасться на макаронах?» — сокрушается женщина. Она пытаеся уговорить ученика принять посылку, обещает, что больше не будет ничего присылать, но тот ни в какую не соглашается брать у своей учительницы еду.

Игра в «пристенок»

Герой продолжает заниматься французским с Лидией Михайловной. Учительница чувствовала его «диковатость» и стремилась расположить к себе и к предмету, что ей удалось: ученик стал вести себя смелее на занятиях, задавал вопросы учителю и даже спорил с ней.

Мальчик делал успехи в языке, стал неплохо говорить по-французски  и даже подумал, что занятия вскоре можно будет прекратить, но Лидия Михайловна «не считала программу выполненной». Постепенно парень вошел во вкус, проникся языком и «наказание превратилось в удовольствие».

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

В ответ Лидия Михайловна поведала ему, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Игра называется «пристенок» или «замеряшки». По правилам нужно ударить монету об стену так, чтобы она упала как можно ближе к монете соперника, не далее чем на расстоянии двух вытянутых пальцев одной руки.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в "престенок"

«Вы же учительница», — сказал он.

«Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца», — отвечала Лидия Михайловна.  Она просит не выдавать её директору.

Сначала они играли не на деньги, «понарошку», но Лидия Михайловна заявила, что так не интересно и предложила сыграть всерьёз. Мальчик почувствовал неловкость, но всё же согласился.

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Однажды, в процессе игры, заспорив о счете, учительница и ученик не заметили, как в квартиру Лидии Михайловны вошел директор. Он жил по соседству в том же доме, который называли «учительским». Лидию Михайловну возмутило, что директор вошел без стука. Директор сказал, что стучал, но не дождался ответа. На вопрос: «Что здесь происходит?», Лидия Михайловна спокойно ответила: «Играем в пристенок». Василий Андреевич возмутился тому, что учительница может играть на деньги с учеником.

«Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

Зимой, на январских каникулах ему пришла посылка, в которой были макароны и три яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Жанр

Произведение «Уроки французского» невелико по объему, оно имеет одну сюжетную линию, в основе которой — эпизод из жизни главных героев. Что было до и после описанных событий, читатель отчасти узнает из ретроспективных вставок, контекста, а отчасти — ему остается только догадываться. Эти особенности произведения позволяют определить его жанр как «рассказ».

Направление

Рассказ «Уроки французского» посвящен реальным событиям, действительность в нём представлена, «как она есть», что является характерной чертой литературного направления реализм.

Валентина Распутина причисляют к так называемым писателям-«деревенщикам». Так называли группу советских авторов, в чьем творчестве основное внимание уделялось проблемам села.

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

«Уроки французского», как и остальное творчество В. Г. Распутина, — пример деревенской прозы. В рассказе раскрываются проблемы послевоенной деревни, особенности быта, чувствуется любовь к родной деревне, поэтизация ее.

Языковые и стилистические особенности

Образцы советской деревенской прозы, и в частности, творчества В. Г. Распутина, отличаются простым, но в то же время выразительным языком. В тексте присутствуют лаконичные, но яркие пейзажные и портретные описания,. В рассказе «Уроки французского» одной из особенностей является использование фразеологизмов, например: «продать с потрохами» или «как снег на голову».

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

 Квартировать   — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату.  Чайная  — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

 Хлюзда  — плут, обманщик.

Примеры просторечных выражений

 Тюкать  — толкать.  Вякать  — говорить.  Притайка  — заначка.

Композиция

Построение рассказа «Уроки французского» соответствует принципам традиционной композиции. Каждый из выделенных в тексте фрагментов соотносится с элементом композиционной структуры.

  • Экспозиция — знакомство с героем, его семьей, реалиями жизни и обучения в школе в райцентре.
  • Завязка — знакомство героя с компанией игроков в «чику».
  • Развитие действия: конфликт с Вадиком, избиение; учительница французского языка обращает внимание на следы побоев , разговор, занятия французским языком, попытка учительницы помочь голодному ученику, гордый отказ героя; учительница предлагает ученику играть в азартную игру, так она находит неординарный способ помочь ему деньгами.
  • Кульминация — директор застает учителя за азартной игрой с учеником.
  • Развязка — увольнение педагога.
  • Эпилог — «последний привет» от любимой учительницы.

Тема

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика. Она звучит с первых строк произведения:

«…почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В рассказе «Уроки французского» повествуется об учительнице, которая не могла остаться безучастной к одинокому голодному мальчишке. А тот, когда вырос, чувствовал ответственность перед ней за то, каким он стал, потому что она вкладывала в него свою душу.

Идея

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». (В. Г. Распутин)

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Проблема нравственного выбора — одна из вечных в мировой литературе. В рассказе «Уроки французского» перед ним оказывается Лидия Михайловна. В её случае это выбор между ее учительской репутацией и помощью нуждающемуся ученику. Учительница, не раздумывая, выбирает помощь ученику, даже если при этом она лишится работы, а её поступки не будут соответствовать званию учителя в привычном представлении. Лидия Михайловна не могла поступить иначе, и она ни о чем не пожалела.

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Автор пишет о том, что ему самому довелось пережить, что было близко и понятно, он создает яркие характерные образы, через красочные описания передает явления эпохи, говоря с читателями на языке своего времени. Облигации, игры в «пристенок» и «чику» — отражение времени.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

В глубинке, в сельской местности, образование менее доступно, чем в больших городах. Так было в 1948 году, так оно отчасти оставалось и в последующие эпохи, вплоть до наших дней. И, тем не менее, люди, рожденные в селе, также талантливы и также могут тянуться к знаниям, готовы терпеть лишения и проходить через трудности ради образования, что ярко показано в рассказе «Уроки французского».

Заставляет автор задуматься и о сущности образования. Получить образование  — не значит вызубрить все предметы или выучить французский язык, образование — это не аттестат, не формальные «уроки» по 45 минут, это нечто большее, это прежде всего ценности и опыт, передаваемые нам учителями.

Взаимопонимание

Герой в совсем юном возрасте оказывается в чуждой для себя среде, которая функционирует по определенным гласным и негласным законам. Он сталкивается с непониманием со стороны окружающих, так ни с кем и не сходится, ведет себя «диковато». Кто-то обращается к нему с позиции агрессии и силы, другие, как например, тетя Надя и Федя — просто нейтрально, не отталкивая, но и не принимая.  Через образы и отношения героя автор ставит проблему взаимопонимания и способности почувствовать и принять другого человека, что особенно важно в детском возрасте.

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

К учителю относились, как к наставнику, который находится «над учеником», смотрит на него с высота своего опыта и профессии.

«А что, учительница, —  другой человек», — вопрошает главная героиня, пытаясь установить контакт с учеником.

Молодая преподавательница нашла подход к ученику, поставив на кон собственную репутацию. Учитывая особенности его характера и жизненные обстоятельства, она не только помогла ему освоить французский язык, но и дала важный жизненный урок. Педагог вышла за пределы «учительских полномочий» и поплатилась за это. Но в то же время такой поступок характеризует Лидию Михайловну как истинного, талантливого учителя, который радеет и болеет за своих учеников.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Одноименный художественный фильм по мотивам рассказа «Уроки французского» был снят в 1978 году режиссером Евгением Ташковым. Кинематографический жанр определяется как драма и «киноповесть». Главного героя в фильме зовут Володей. Его роль исполнил малоизвестный актер Михаил Егоров. Актрисе Татьяне Ташковой (в девичестве Васильевой), роль учительницы Лидии Михайловны принесла всесоюзную славу. В роли квартирной хозяйки тети Нади снялась звезда советского кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина.

Используемые материалы

Иллюстрации Валентина Леонидовича Гальдяева и Копытцевой Анастасии.

Скачать обзор:

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин поднимает тему благородства и великодушия. Одним из основных персонажей произведения является учительница. Характеристика Лидии Михайловны в «Уроках французского» со всех сторон положительная. Автор описывает её как талантливого наставника и хорошего человека. Она не только замечает, что ученик голодает, но и находит способ помочь мальчику, при этом не задевая его гордость.

Оглавление:

  • Работа в школе
  • Внешний вид
  • Особенности характера

Рассказ «Уроки французского» Валентина Распутина

Работа в школе

Лидия Михайловна работает в школе, которая находится в районном центре Сибири. Она выступает не только в роли учительницы французского языка, но и по совместительству занимает должность классного руководителя пятиклассников.

Заходя в класс, молодая женщина всегда здоровается со своими учениками и внимательно осматривает их. Она имеет привычку отпускать шутливые, но в то же время обязательные к исполнению замечания. Для характеристики Лидии Михайловны из рассказа «Уроки французского» можно использовать следующие слова:

Лидия Михайловна работает в школе

  • отзывчивая;
  • добрая;
  • великодушная;
  • целеустремлённая;
  • настойчивая;
  • ответственная.

Внешний вид

Судя по описанию автора, учительница Лидия Михайловна — молодая девушка. На вид ей не более 25 лет, она обладает привлекательной внешностью и имеет опрятный вид. Её чёрные волосы коротко подстрижены, а глаза слегка раскосые. Женщина красиво одевается и пользуется приятными духами.

Правильные черты лица учительницы и прищуренный, чтобы скрыть косинку, взгляд, не оставляют равнодушными окружающих её людей. Классная руководительница редко полностью раскрывается в улыбке, но это не делает её выражение лица жёстким. Походка у девушки мягкая, в ней читается смелость и уверенность в себе.

Особенности характера

Главным героем рассказа является ученик пятого класса — тощий мальчик, приехавший из деревни. Для него Лидия Михайловна становится необыкновенным человеком. Её чуткость и внимательность к подопечным завораживают его. Даже французский язык, который она преподаёт, кажется мальчику каким-то сказочным.

Молодой педагог не только обучает детей, но и интересуется их судьбой. Она обладает добрым и великодушным сердцем. Учительница считает своей обязанностью вникать в жизнь учеников и помогать им по мере возможности.

 Лидия Михайловна предлагает мальчику сыграть с ней

Однажды во время занятий педагог увидела на лице главного героя следы побоев. Будучи отзывчивым человеком, она не смогла остаться в стороне и поинтересовалась, что произошло. Из рассказа мальчика учительница узнала, что он играет на деньги, чтобы купить молоко. Она не отчитывает его за это и не выдаёт директору, а решает помочь голодному ученику.

Женщина собирает посылку с продуктами и присылает её главному герою. Он польщен, но в силу своей гордости отказывается от помощи. Тогда отзывчивый педагог принимает решение пойти на хитрость и приглашает мальчика к себе домой на дополнительные занятия.

Её целеустремлённость и по-девичьи лёгкий характер помогают мальчику из деревни освоить французский язык. Во время одного из занятий она предлагает ему сыграть с ней в игру на деньги. Ученик соглашается, благодаря этому у него появляется возможность покупать себе продукты.

К сожалению, благородные намерения учительницы не заканчиваются ничем хорошим. Директор застаёт ее за игрой с учеником и увольняет. Лидия Михайловна, являясь ответственным человеком, берёт всю вину на себя, выгораживает мальчика и тем самым даёт ему возможность продолжить обучение в школе.

Учительница уезжает к себе на родину, но не забывает про главного героя. С Кубани она присылает ему посылку с красными яблоками, которые мальчику доводилось видеть только на картинках.

Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.

Кто главные герои рассказа Уроки французского

Содержание

  1. Краткая характеристика персонажей
  2. Подробная характеристика героев
  3. Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

  • Рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
  • Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику».

Другие персонажи:

Второстепенными героями рассказа являются руководитель школы Василий Андреевич, мама главного героя, мальчишки Птаха, Тишкин, Федька, а также школьный шофер дядя Ваня.

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Главные герои:

  1. Мальчик-повествователь. Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
  3. Лидия Михайловна, учительница французского языка. Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
  2. Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
  4. Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.

Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Действие повести происходит в 1948 году, мальчик Володя живет в сибирской деревне с мамой. Жизнь в то время была тяжелой, повсюду — голод и безденежье. Мы немного узнаем о судьбе рассказчика.

У него есть мама, которая очень сильно его любит, настолько, что готова отдать последнее. Отца нет, можно предположить, что он погиб на фронте. Также есть младшая сестренка. Несмотря на юный возраст, Володя пытается заботиться о своей сестре: учит ее глотать семена, чтобы по весне взошел урожай и больше не хотелось есть.

В их селе есть только начальная школа, но мальчик проявляет способности к грамоте, поэтому мама отправляет его учиться в город. В городе жить становится еще тяжелее, Володя постоянно испытывает голод, его одежда старая и поношенная, нет даже зимних сапог. Он всегда с нетерпением ждет посылок с картошкой от матери.

Он понимает, что семья тети ворует его продукты, но делает вид, что ничего не замечает, ведь сам знает эту нужду. Володя морально старше своих ровесников. Тяжелая жизнь заставляет его рассуждать по-взрослому. Деньги, выигранные на пустыре, он тратит не на конфеты или игрушки, а покупает молоко.

Когда Лидия Михайловна предлагает с ней пообедать, он отказывается, хотя голодному ребенку очень сложно себя пересилить. Точно так же он отказывается от продуктов, присланных учительницей, соглашаясь брать только «честно» выигранные деньги.

Второй основной персонаж — преподавательница французского Лидия Михайловна. Это совсем молодая женщина, лет двадцати пяти, которая волей судьбы приезжает на работу именно в эту школу. У нее короткие черные волосы, чуть косящие глаза, тихий голос. Рассказчик предполагает, что учительница уже была замужем.

Она обращает внимание на избитого мальчика и когда узнает, что его били за азартную игру, поступает неожиданно. Она не рассказывает директору, а пытается войти в положение ребенка, которого на это подтолкнул голод.

Очевидно, Лидии Михайловне тоже живется нелегко, но она хочет хоть чем-то помочь способному ученику. Да, она прекрасно понимает, что это против правил и чем может ей грозить. Но все равно делает это, потому что лучше она, чем кто-то другой.

Все второстепенные герои повести также не случайны. Каждый из них преподает герою определенный урок. Мальчишки, играющие на деньги, учат тому, что никто не любит тех, кто лучше других.

Заводила Вадик и его подпевала второгодник Птаха избивают героя за то, что он часто выигрывает и не хочет делиться. Одноклассник Тишкин впервые знакомит с предательством, когда рассказывает учительнице об азартных играх, хотя он и сам играет в них.

После знакомства с персонажами повести становится очевидно, что в любых обстоятельствах есть плохие люди, а есть хорошие. Тяжелая жизнь не меняет человека, а лишь лучше раскрывает его суть.

Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Читайте также: Бедность не порок – сочинения и анализ пьесы Островского.

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью.



Скачать материал

РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ В ЖИЗНИ МАЛЬЧИКА (по рассказу В.Распутина «...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 188 человек из 49 регионов

  • Сейчас обучается 47 человек из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ В ЖИЗНИ МАЛЬЧИКА (по рассказу В.Распутина «...

    1 слайд

    РОЛЬ УЧИТЕЛЬНИЦЫ ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ В ЖИЗНИ МАЛЬЧИКА (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)
    Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ
    Г. ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 48» Сидоренко Елена Олеговна

  • ЭПИГРАФ УРОКА:Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, 
а...

    2 слайд

    ЭПИГРАФ УРОКА:
    Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
    а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
    М.А. Светлов

  • Ребята, кто в школе самый главный? А без кого не может существовать школа?
Шк...

    3 слайд

    Ребята, кто в школе самый главный? А без кого не может существовать школа?
    Школа не может существовать без учителей и учеников. Они необходимы друг другу.

  • На предыдущих уроках мы познакомились с рассказом В.Распутина «Уроки французс...

    4 слайд

    На предыдущих уроках мы познакомились с рассказом В.Распутина «Уроки французского». Рассказ впервые был опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете „Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. 
    Этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой – матери товарища-земляка Распутина, замечательного драматурга
    А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики.

  • Вот, что писал В. Распутин после того, как был  опубликован его рассказ «Урок...

    5 слайд

    Вот, что писал В. Распутин после того, как был опубликован его рассказ «Уроки французского»: «Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора».
    Валентин Григорьевич познакомился с ней, когда она уже многие годы отработала в школе, и его поразило, что в ее глазах не было жесткости, свойственной многим учителям. И человеком она была очень мудрым и добрым.

  • Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 го...

    6 слайд

    Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним.

  • Работа в тетрадиПрототип – это реальное лицо, представление о котором послужи...

    7 слайд

    Работа в тетради
    Прототип – это реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения. 

  • В одном из номеров газеты «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин...

    8 слайд

    В одном из номеров газеты «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла. Прослушаем некоторые моменты из интервью для газеты.

  • Учащиеся ведут диалог с учительницей— Как вы думаете, Лидия Михайловна, что б...

    9 слайд

    Учащиеся ведут диалог с учительницей
    — Как вы думаете, Лидия Михайловна, что было в вас такого, что поразило воображение Валентина Григорьевича настолько, что через двадцать с лишним лет он написал рассказ?
    — Он же писал рассказ, художественное произведение, а не очерк. Я учила Валю в 8—9-х классах, и классным руководителем его не была. У них была другая учительница, настоящий педагог, красивая, строгая. А мне достался класс настоящих разбойников. Меня, молоденькую «француженку» совсем не слушали. Чем их занять? Вот и придумала ставить пьесы Гоголя. А в класс Вали я ходила отдыхать. Потом моих разбойников слили с Валиным классом. В итоге коллектив оказался удивительным — такие дети талантливые, умные, самостоятельные. А поступки — прекрасные. Вы знаете, когда я получила их класс, так там из 26 учеников 16 были неуспевающими, а когда заканчивали — 6 человек с медалями!

  • Учащиеся ведут диалог с учительницей— Так это ваша заслуга, Лидия Михайловна!...

    10 слайд

    Учащиеся ведут диалог с учительницей
    — Так это ваша заслуга, Лидия Михайловна!
    — Что вы! Это дети такие!
    — Вы встречались с Валентином Григорьевичем после окончания школы?
    — Года 3—4 назад, в Москве. У него очень славные жена и дочка. Вообще вся атмосфера в семье натуральна, без пафоса, без форса. Я еще тогда спросила: «Валя, что же ты на меня все свалил в своем рассказе и спрятался за моей спиной, нас ведь много, учителей, было? А он ответил: «А я больше всех помню вас».

  • Учащиеся ведут диалог с учительницей— Как реагируют знакомые, когда узнают, ч...

    11 слайд

    Учащиеся ведут диалог с учительницей
    — Как реагируют знакомые, когда узнают, что вы та самая Лидия Михайловна?
    — Это очень интересный для меня вопрос. Я переехала в Нижний Новгород, разговорилась с соседкой, тоже учительницей, правда, математики, не выдержала и похвалилась. И — никакой реакции… Может быть, потому что она — учительница математики? А когда я жила в Саранске — тогда обо мне знали, приглашали в школу. Я ведь много где работала — и в Камбодже, и в Алжире, во Франции. Часто встречала людей, которые читали книги Распутина. И все-таки те, кто меня близко знает, говорят — это не ты.

  • Учащиеся ведут диалог с учительницей— Какое самое главное отличие нынешних уч...

    12 слайд

    Учащиеся ведут диалог с учительницей
    — Какое самое главное отличие нынешних учеников от тех, среди которых был Валентин Распутин?
    — Это отличие сельских ребят от городских. Городские — гораздо дальше от учителей. А сельские — они не избалованные, они были тоньше, восприимчивее, работали на отдачу. Я до сих пор сельских ребят люблю больше городских.

  • Учащиеся ведут диалог с учительницей— Что бы вы пожелали учителям?
— Величайш...

    13 слайд

    Учащиеся ведут диалог с учительницей
    — Что бы вы пожелали учителям?
    — Величайшее мое почтение всем учителям. Потому что это такой труд — через пот. Нельзя провести урок хорошо, закинув нога за ногу. Это тяжелая работа. Кланяюсь всем и желаю добра. И Валентину Распутину — большой поклон за добрую память о нас, учителях. За то, что увидел в нас доброе, настоящее, вечное. Потому что его Лидия Михайловна — настоящая.

  • Её не стало в 2011 году

    14 слайд

    Её не стало в 2011 году

  • Ответьте на вопросы (устно)Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна...

    15 слайд

    Ответьте на вопросы (устно)
    Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?
    Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?
    Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
    Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?
    Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
    Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней?

  • Ответьте на вопросыПочему она предложила Вале заниматься французским языком?...

    16 слайд

    Ответьте на вопросы
    Почему она предложила Вале заниматься французским языком?
    Как вел себя мальчик в гостях у Лидии Михайловны?
    Какие качества проявил мальчик, отказываясь от помощи Лидии Михайловны?
    Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником?

  • Ответьте на вопросыЧто сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на м...

    17 слайд

    Ответьте на вопросы
    Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в ситуации?
    Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны?
    Действительно ли на ваш взгляд поступок учительницы «преступление»?
    Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

  • В самом факте игры учительницы на деньги со своим учеником директор увидел гр...

    18 слайд

    В самом факте игры учительницы на деньги со своим учеником директор увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.

  • На возмущение директора Лидия Михайловна отвечает спокойно, не выкручивается...

    19 слайд

    На возмущение директора Лидия Михайловна отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял — не тот человек.

  • Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с од...

    20 слайд

    Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался».
    Директор отчитывает Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно закона.
    Директор должен был знать, как живут его ученики. Он в ответе за всех.

  • Обратите внимание на концовку рассказа	«И больше я её никогда не видел. 
	Сре...

    21 слайд

    Обратите внимание на концовку рассказа
    «И больше я её никогда не видел.
    Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
    Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

  • Кратко рассказав о последующих событиях, автор завершает свое повествование с...

    22 слайд

    Кратко рассказав о последующих событиях, автор завершает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.
    Яблоки – символ душевной щедрости.

  • Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпр...

    23 слайд

    Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

  • Работа в тетради	Черты характера учительницы:
Доброта, 
внешняя скромность,...

    24 слайд

    Работа в тетради
    Черты характера учительницы:
    Доброта,
    внешняя скромность,
    неприметность,
    аккуратность, 
    красота,
    обаяние.

  • Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика?Лидия Михайловна повела се...

    25 слайд

    Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика?
    Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. Такой поступок учительницы очень благородный и добрый.

  • Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? Доброты, бескорыстия,...

    26 слайд

    Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?
    Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, отзывчивость, милосердие, любовь. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта.

  • «Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты. Доброта, любовь, сочув...

    27 слайд

    «Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты. Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой. Духовную красоту человек получает от других. Герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

  • Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта,...

    28 слайд

    Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека. Будьте всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту!

  • Домашнее заданиеНапишите синквейн, посвящённый героям этого рассказа.
1 строк...

    29 слайд

    Домашнее задание
    Напишите синквейн, посвящённый героям этого рассказа.
    1 строка – Кто? Что? Имя существительное
    2 строка – Какой? 2 прилагательных
    3 строка – Что делает? 3 глагола
    4 строка – Предложение из 4 слов.
    5 строка – Синоним к существительному (1 строка)

  • Родной человек	Учитель, дни жизни своей, как один,
	Ты школьной семье посвяща...

    30 слайд

    Родной человек
    Учитель, дни жизни своей, как один,
    Ты школьной семье посвящаешь.
    Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
    Своими детьми называешь.
    Любимый учитель, родной человек.
    Будь самым счастливым на свете,
    Хоть трудно порой достаются тебе
    Твои непослушные дети.
    Ты дружбой и знаньями нас наградил.
    Прими благодарности наши!
    Мы помним, как в люди ты нас выводил
    Из робких, смешных первоклашек.
    Но дети взрослеют, от школьной скамьи
    Дорогами жизни шагают
    И в памяти носят уроки твои,
    А в сердце тебя сохраняют.

    М.Садовский

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 710 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

    «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

    Тема

    Уроки французского

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

  • 17.02.2022
  • 237
  • 30

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература. Учебник-хрестоматия (в 2 частях)», Курдюмова Т.Ф.

  • 16.02.2022
  • 100
  • 0

Рабочая программа по литературе

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: Писатели — создатели, хранители и любители книги
  • 16.02.2022
  • 127
  • 1

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

  • 16.02.2022
  • 110
  • 0
  • 16.02.2022
  • 84
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Как звали трех толстяков из повести сказки ю олеши три толстяка
  • Как звали трех поросят в сказке три поросенка
  • Как звали трех медведей из сказки три медведя
  • Как звали третьего сына в сказке конек горбунок
  • Как звали тонкого в рассказе чехова толстый и тонкий