Конспект урока по теме: Русская народная сказка «Зимовье»
Класс: 2 «Б»
Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла и морали сказки «Зимовье».
Задачи:
Образовательные:
— познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Зимовье»
— совершенствовать навыки чтения
— совершенствовать умение пересказывать содержание литературного текста
— совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте
— совершенствовать умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных
— совершенствовать умение давать характеристику героя
Развивающие:
— развивать речь, память, воображение
— развивать у учащихся умение обобщать
Воспитательные:
— развивать умение оценивать поступки, ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
— способствовать нравственному воспитанию обучающихся
— воспитывать любовь к чтению, к книге
Оборудование: учебник, мультфильм, аудиозапись, карточки с напечатанными на них персонажами, пословицами.
Структура урока.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания (3 минуты)
- Актуализация знаний (3 минуты)
- Сообщение темы урока
- Подготовка к восприятию (5 минут)
- Установка на восприятие
- Первичное восприятие (5 минут)
- Проверка первичного восприятия (3 минуты)
- Анализ произведения (15 минут)
- Обобщение (3 минуты)
- Итог урока(1 минута)
- Рефлексия (1 минута)
- Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Самоанализ |
Оргмомент |
Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку. |
Дети проверяют свою готовность к уроку |
Эмоциональный настрой на работу. |
Проверка домашнего задания |
— Какое задание вам было задано на дом? — Кто сегодня готов пересказать сказку «Лисичка-сестричка и волк»? Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и волк» |
Пересказывают сказку |
|
Актуализация знаний |
— Ребята, какие сказки мы уже изучили? — Какой персонаж встречается во всех этих сказках? |
— «Заячья избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса» — лиса |
|
Сообщение темы и задач урока |
— Сегодня мы продолжим изучать народные сказки. — Отгадайте загадки. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посредине – спинка, На спинке – щетинка. Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? Траву жует, Копытом бьет, Красными глазами Пастбище обводит: Кто его заметит – Стороной обходит. Серый, страшный и зубастый — Как вы думаете, почему об этих животных я загадала вам загадки? — Да, верно, это герои одной сказки. Сегодня мы будем работать на уроке над такой сказкой. |
Предположения детей — кошка — баран — свинья — петух — бык — волк |
|
Подготовка к восприятию |
— Откройте учебник на странице 60. Прочитайте название сказки. — Можем ли мы по заглавия назвать главных персонажей этой сказки? — А о чем будет эта сказка? — как вы понимаете название сказки «Зимовье»? — Кто автор этой сказки? — Каким народом сложена эта сказка? — Можем ли мы определить какого вида эта сказка? |
Предположения детей — она народная |
|
Установка на восприятие |
— А чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны сделать? — Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: почему же сказка называется «Зимовье».? |
— прочитать сказку Слушают учителя |
|
Первичное восприятие |
Выразительное чтение сказки «Зимовье» учителем |
Слушают сказку |
|
Проверка первичного восприятия |
— Какие чувства испытали во время чтения? — Почему сказка называется «Зимовье»? — Назовите персонажей сказки. — Что вы можете сказать о персонажах сказки? — Что, по-вашему, могло быть на самом деле, а что вымысел? |
Делятся своими впечатлениями — бык, баран, свинья, кот, петух, волк Предположения детей |
|
Анализ произведения |
— Прочитайте сказку еще раз самостоятельно и найдите в тексте сказки слова, значение которых вам непонятно. — Есть ли в сказке слова и выражения, которые были вам непонятны? — Как вы поняли, что значит зимовье строить? Найдите соответствующие строки в сказке. — Что вы можете сказать о персонажах сказки? Какие они? — Можем ли мы сказать, что она трудолюбивые? Найдите подтверждение в тексте. — Что вы можете сказать о волке? Какой он в сказке? Найдите ответ в тексте. — Как звери напугали волка? — Почему им удалось его напугать? — Как действовали звери? — Можно ли их назвать друзьями? — Что волк рассказывал о своих страхах? Найдите ответ в тексте.. |
Самостоятельное чтение детей с карандашом в руках Работают с текстом Предположения детей Находят ответы на вопросы в тексте |
|
Обобщение |
— А сейчас, рассмотрите иллюстрации к сказке. Какие события на них изображены? Как определили? — Перескажите эту часть. — Чему нас учит эта сказка? — Какой пословицей можно выразить главную мысль сказки? |
Ответы детей «Один за всех и все за одного» «Один в поле не воин» |
|
Итог урока |
— Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке? — К какому виду сказок она относится? — Почему? |
Отвечают на вопросы учителя |
|
Рефлексия |
— Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке. — Что вам понравилось больше всего? — Что вызвало затруднение? |
Делятся своими впечатлениями |
|
Домашнее задание |
— Подготовьте иллюстрацию к любой части сказки |
Записывают домашнее задание в дневник |
Зимовье зверей — это сказка о трудолюбивом быке, который в одиночку построил теплый дом и пустил туда замерзающих зверей: барана, свинью, гуся и петуха. Петух согрелся, начал петь песни, но тут его лиса услыхала и надумала выкрасть!
Зимовье зверей читать
Идёт из деревни бык, а навстречу ему – баран.
«Куда идёшь?» – спрашивает барана бык. «Иду искать лето», – отвечает тот. «Пошли вместе», – говорит бык.
И пошли они вместе. Идут вдвоём, а навстречу им – свинья.
«Куда идёте, братцы?» – спрашивает их свинья. «Идём от зимы к лету», – отвечают те. «И я с вами пойду», – просится свинья.
И пошли они дальше. Идут, а навстречу им – гусь.
«Куда, гусь, идёшь?» – спрашивают они. «От зимы к лету», – отвечает гусь. «Пойдём вместе», – говорит бык.
И пошли они вчетвером. Шли, шли и встретили петуха.
«Куда, петух, идёшь?» – спрашивает гусь: «От зимы иду к лету», – отвечает петух. «Пошли вместе», – позвал бык.
Идут они и разговаривают между собой: «Приходит зима, наступают морозы: куда деваться?» Бык и говорит: «Надо хату ставить!» А баран говорит: «У меня хорошая шуба, видишь, какая шерсть, я и так зиму перезимую!» А свинья говорит: «Я глубоко в землю зарываюсь; зароюсь в землю и так зиму перезимую!» А гусь с петухом говорят: «У нас по два крыла: взлетим на ель, одним крылом постелемся, другим накроемся и так зиму перезимуем».
И разошлись кто куда. Бык остался один и начал ставить хату. Ставил, ставил и поставил. Настала суровая зима: лютые морозы, снегопады и метели. Приходит баран к хате быка и говорит: «Пусти, брат, согреться!» Бык отвечает: «У тебя хорошая шуба, видишь, какая шерсть, ты и так зиму перезимуешь!» Баран говорит: «Ежели не пустишь согреться, я разгонюсь и рогами дверь твою в щепки разобью, и тебе будет холодно!»
Бык думает: «Что делать? Ведь он меня заморозит». И пустил бык барана в свою хату, и стали они жить вдвоём.
Приходит свинья: «Пусти, братец…» Бык и говорит: «Ты глубоко в землю зарываешься; заройся в землю и так зиму перезимуешь!» Свинья говорит: «Ежели не пустишь, я вырою весь фундамент твоей хаты, и тебе будет холодно!»
Бык думает: «Что делать? Ведь она же меня заморозит!» Пустил и свинью. Стали жить втроём.
Приходят и гусь с петухом: «Пусти, братец…» Бык говорит: «У вас ведь по два крыла; взлетите на ель, одним крылом постелитесь, другим накроетесь и так зиму перезимуете!» Тогда гусь и говорит: «Ежели не пустишь, я из стен своим клювом выдергаю мох, и тебе будет холодно!» А петух кричит: «Ежели не пустишь, я влезу на потолок и с потолка своими когтями сгребу землю, и тебе будет холодно!» Подумал, подумал бык и пустил их в хату.
Петух согрелся и начал песни напевать.
Бежала лиса по лесу и услыхала. Подбежала к окну, смотрит в окно и видит, что у быка есть петух, гусь, свинья и баран.
Побежала лиса к волку и медведю; прибежала и говорит: «Знаешь что, куманёк, и ты, дядя Михаил Потапыч? Идёмте к быку! У быка есть петух, гусь, свинья и баран. Я схвачу гуся и петуха, а вы – свинью и барана».
И пошли. Подходят к дверям, лиса говорит: «А ну-ка, Михаил Потапыч, отворяй дверь!» Медведь открыл дверь, и лиса вскочила в хату.
А бык как прижмёт её рогами к стене, а баран давай рогами по бокам осаживать! И до тех пор осаживал, пока из её дух вон. Потом вскочил в хату волк. Бык волка тоже прижал к стене, а баран рогами его до тех пор тёр, пока душа не выкатилась колесом. Медведь тоже было бросился в хату, но они так принялись за него, что он чуть жив выбрался…
А бык с друзьями и до сих пор живут в своей хате. Живут, поживают и добра наживают.
(Митропольская, зап. в дер. Житяй Шилутского района Литовской ССР от А.Ф.Захарова в 1971 г.)
❤️ 520
🔥 346
😁 369
😢 213
👎 204
🥱 231
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Зимовье зверей (в обработке а.Н. Толстого, из сборника а.Н. Афанасьева «Русские детские сказки»)
У старика со
старухой были бык, баран, гусь да петух
и свинья. Вот старик и говорит старухе:
– А
что, старуха, с петухом-то нам нечего
делать, зарежем его к празднику! – Так
что ж, зарежем.
Услышал это петух
и ночью в лес убежал. На другой день
старик искал, искал – не мог найти
петуха. Вечером опять говорит старухе:
– Не нашел я петуха, придется нам свинью
заколоть! – Ну, заколи свинью. Услышала
это свинья и ночью в лес убежала. Старик
искал, искал свинью – не нашел: – Придется
барана зарезать! – Ну что ж, зарежь.
Баран услышал это и говорит гусю: –
Убежим в лес, а то зарежут и тебя и меня!
И убежали баран с
гусем в лес. Вышел старик на двор – нет
ни барана, ни гуся. Искал, искал – не
нашел:
– Что
за чудо! Вся скотина извелась, один бык
остался. Придется, видно, быка зарезать!
– Ну что ж, зарежь. Услышал это бык и
убежал в лес. Летом в лесу привольно.
Живут беглецы – горя не знают. Но прошло
лето, пришла и зима. Вот бык пошел к
барану:
– Как
же, братцы-товарищи? Время приходит
студеное – надо избу рубить. Баран ему
отвечает: – У меня шуба теплая, я и так
прозимую. Пошел бык к свинье: – Пойдем,
свинья, избу рубить!
– А
по мне хоть какие морозы – я не боюсь:
зароюсь в землю и без избы прозимую.
Пошел бык к гусю: – Гусь, пойдем избу
рубить!
– Нет,
не пойду. Я одно крыло постелю, другим
накроюсь – меня никакой мороз не проймет.
Пошел бык к петуху: – Давай избу рубить!
– Нет, не пойду. Я зиму и так под елью
просижу. Бык видит: дело плохо. Надо
одному хлопотать. – Ну, – говорит, – вы
как хотите, а я стану избу ставить. И
срубил себе избушку один. Затопил печку
и полеживает, греется.
А зима завернула
холодная – стали пробирать морозы.
Баран бегал, бегал, согреться не может
– и пошел к быку: – Бэ-э!.. Бэ-э! Пусти
меня в избу!
– Нет,
баран. Я тебя звал избу рубить, так ты
сказал, что у тебя шуба теплая, ты и так
прозимуешь.
– А
коли не пустишь, я разбегусь, вышибу
дверь с крючьев, тебе же будет холоднее.
Бык думал, думал: «Дай пущу, а то застудит
он меня». – Ну, заходи.
Баран вошел в избу
и перед печкой на лавочку лег. Немного
погодя прибежала свинья: – Хрю! Хрю!
Пусти меня, бык, погреться!
– Нет,
свинья. Я тебя звал избу рубить, так ты
сказала, что тебе хоть какие морозы –
ты в землю зароешься. – А не пустишь, я
рылом все углы подрою, твою избу уроню!
Бык подумал-подумал: «Подроет она углы,
уронит избу». – Ну, заходи. Забежала
свинья в избу и забралась в подполье.
За свиньей гусь летит: – Гагак! Гагак!
Бык, пусти меня погреться!
– Нет,
гусь, не пущу! У тебя два крыла, одно
подстелишь, другим оденешься – и так
прозимуешь. – А не пустишь, так я весь
мох из стен вытереблю! Бык подумал-подумал
и пустил гуся. Зашел гусь в избу и сел
на шесток. Немного погодя прибегает
петух: – Ку-ка-ре-ку! Бык, пусти меня в
избу. – Нет, не пущу, зимуй в лесу, под
елью.
– А
не пустишь, так я взлечу на чердак, всю
землю с потолка сгребу, в избу холода
напущу. Бык пустил и петуха. Взлетел
петух в избу, сел на брус и сидит.
Вот они живут себе
– впятером – поживают. Узнали про это
волк и медведь. – Пойдем, – говорят, –
в избушку, всех поедим, сами станем там
жить. Собрались и пришли. Волк говорит
медведю: – Иди ты вперед, ты здоровый.
– Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты
вперед.
Волк и пошел в
избушку. Только вошел – бык рогами его
к стене и припер. Баран разбежался – да
бац, бац, начал осаживать волка по бокам.
А свинья в подполье кричит: – Хрю-хрю-хрю!
Ножи точу, топоры точу, живого съесть
волка хочу! Гусь его за бока щиплет, а
петух бегает по брусу да кричит:
– А
вот как, да кудак, да подайте его сюда!
И ножишко здесь и гужишко (*) здесь…
Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!
Медведь услышал
крик – да бежать. А волк рвался, рвался,
насилу вырвался, догнал медведя и
рассказывает:
– Ну,
что мне было! До смерти чуть не забили…
Как вскочил мужичище, в черном армячище,
да меня ухватом-то к стене и припер. А
поменьше мужичишка, в сереньком армячишке,
меня обухом по бокам, да все обухом по
бокам. А еще поменьше того, в беленьком
кафтанишке, меня щипцами за бока хватал.
А самый маленький мужичишка, в красненьком
халатишке, бегает по брусу да кричит:
«А вот как, да кудак, да подайте его сюда!
И ножишко здесь и гужишко здесь… Здесь
его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из
подполья еще кто-то как закричит: «Ножи
точу, топоры, точу, живого съесть его
хочу!» Волк и медведь с той поры к избушке
близко не подходили.
А бык, баран, гусь
да петух и свинья живут там, поживают и
горя не знают.
[(*) Гумсишко – гуж,
петля в упряжи, которая соединяет хомут
с оглоблей и дугой.]
ЗАДАНИЯ
1. Что значит
«строить зимовбе»? Найдите соответствующие
строчки в сказке.
2. Как звери напугали
волка? Что волк рассказал им о своих
страхах? Прочитайте эти эпизоды по
ролям.
3. Объясните
своими словами выражение «Рубить избу».
4. Баран, свинья и
гусь отказываются рубить с быком избу
на зиму. Как каждый объясняет свой
отказ?
5. Что случилось с
каждым животным, когда наступили морозы?
6. Придумайте и
расскажите, как просились в избу петух
и гусь.
7. Вспомните басню
И.А. Крылова, в которой описывается
похожий случай. Чем отличается поведение
хозяев тёплого дома в этой сказке и в
басне?
8. Прочитайте, как
разделались хозяева избы с волком. А
как об этом рассказывал волк? Почему
волк принял зверей за людей?
9. Мог ли бык один
справиться с волком и медведем?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #