Кака бука психологическая сказка

психологическая сказка

27 июля 2011 00:33

Тележка из прошлого

– Ох! Ох! – по болотной тропинке ползет маленькая улитка Паста. Она часто охает, и жалуется на то, что ее домик очень тяжелый, что иногда от него одни только неприятности. На болоте все знали Пасту, и знали, что утром ее лучше не встречать иначе весь день после этой встречи может быть тяжелым, как и ее мысли.

– Опять Паста ползет, Хеппи давай спрячемся? – сказала гусеничка Флай. Гусеничка была очень яркая и разноцветная, так же как ее мысли и желания. Флай часто мечтала о том, что она скоро будет мотыльком, который сможет высоко летать. Хеппи – это паучок, который больше всего на свете любит плести паутину, в эти моменты он абсолютно счастлив, и всегда напевает себе под носик веселую мелодию.

– Да ладно тебе Флай, не будем прятаться, иначе она опять проползет по моей паутине и будет всю дорогу ворчать о том, что я ей на пути выстроил препятствия. Может, если мы с ней поговорим, она будет немного радостней, чем всегда?

– Ну, Хеппи, ну ты как всегда, даже в этой зануде видишь что-то хорошее. Ладно, давай попробуем поговорить с ней, но если она опять сделает наш день грустным, тогда ты сплетешь для меня красивую и мягкую шаль.

– Согласен!

Флай и Хеппи пошли навстречу улитке Пасте. Они улыбались, так как каждый знал, что сейчас будет своего рода эксперимент (это когда делаешь что-то с опаской, для получения нового знания, или для подтверждения старого). Флай первой подошла к Пасте и сказала:

– Ну, привет ворчунья (ворчунами называют тех, кто часто на что-то жалуется, кто многим недоволен). Твои возмущения слышно раньше, чем видно тебя. Как твои дела?

– Привет Флай. Дела как всегда, не очень. Домик такой тяжелый, что я уже еле двигаюсь. Вот ползу два дня к бруснике, а она ближе не становится. Домик бросить не могу, он моя защита и много в нем воспоминаний разных, как его бросить? Но и с ним уже скоро ползать не смогу, буду сиднем сидеть на месте.

– Паста, Паста, смешная ты! Посмотри на свой домик, у тебя же из окон уже торчат вещи. Ты же захламилась вся! Неудивительно, что тебе тяжело, в твоем домике места уже нет. Что ты будешь делать, когда твои вещи будут выпадать?

– Я уже думала об этом. Даже не знаю что делать, столько воспоминаний, столько вещей, столько книг, игрушек, посуды, столько всего, что действительно места уже нет. Но я что-то придумаю, я никогда не расстанусь со своими вещами. Ой, смотрите какая красота!

Паста заметила красивую паутину, на которой еще не высохла утренняя роса. Солнце поднялось высоко и капельки росы осветились его светом. Это было волшебно и очень-очень красиво.

– Это Хеппи сделал. Он у нас мастер по паутинам.- гордо заявила Флай. Он мне обещал красивую шаль сплести, чтобы мне было уютно в дни Преображения.

– А что это за дни – спросила Паста.

– Это дни когда я буду сидеть в своем домике-куколке и меняться. Затем придет день моего Преображения. Когда я выберусь из куколки, то все увидят что я уже бабочка. Я буду порхать с цветка на цветок и радовать всех своим прекрасным видом.

– АААА! Теперь я поняла что ты, Флай – фантазерка (это тот, кто мечтает о чем-то, представляет что-то о себе или о другом, как правило, что-то хорошее). Кто сказал, что ты будешь бабочкой? И что ты будешь прекрасной? А вдруг ты будешь блеклой и некрасивой?

– Вот Хеппи, я тебе говорила, что Паста умеет расстроить. Я ухожу, слушать то, что она скажет еще, я не буду. Она меня всегда расстраивает. Пока Хеппи, пока Паста.

– А что я такого сказала? Хеппи, я же могу быть права?

– Не уверен, что ты сегодня права. Я, почему то думаю, что Флай будет бабочкой замечательного окраса. Она всегда такая жизнерадостная, веселая и часто мечтает, она верит в то, что будет прекрасной, и я тоже в это верю.

– Я пошла, ты какой-то сегодня веселый, а мне веселиться не хочется, мне вот тяжело, мне не до веселья. Кстати твою красивую паутину могут сломать, или ветер ее порвет, ты больше не плети так красиво, делай по среднему, чтобы потом не было жалко.

– Ой, Паста ты как всегда, Флай была права тебе нелегко будет найти друзей, ты все время думаешь грустно. Я буду плести так красиво, как только у меня получится, потому, что иначе я не умею. Делать по среднему не для меня, я люблю делать все на отлично, чтобы был отличный результат. Пока, пойду найду Флай, попробую поднять ее настроение.

– Пока Хеппи.

Паучок расстроился тоже, так как Паста была очень убедительной. Многие на болоте считали Пасту мудрой, только вот мудрость ее была всегда пропитана горечью. Паучок шел и не заметил, что зашел в лужу.

-Помогите – закричал Хеппи. Я застрял в луже, мои ножки слиплись. Кто-нибудь помогите мне.

– Не кричи, я ищу травинку, чтобы опустить тебе, и ты мог за нее схватиться.

Хеппи крутил головой, но никак не мог увидеть, кто с ним разговаривает. Вдруг он увидел, что травинка опустилась прямо перед ним. Он схватился за нее и выбрался из лужи.

– Ты где? Ты кто? Ну, где же ты?!

– Да тут я, не кричи – перед паучком стоял паучок, такой же аккуратный как и он сам.

– Я Клевер, паучиха – ткачиха. Тут проходом, по делам. А тебя как зовут?

Хеппи стоял и молчал, он задумался, поэтому вопрос Клевы пропустил.

– Эй! Ты чего, испугался? Уже все позади, я тебя вытащила, чего молчишь? Эй!

– Ой, прости, задумался. Ты такая маленькая, хрупкая, а мне помогла, не испугалась. Спасибо тебе. Я тебя раньше здесь не видел, ты откуда?

– Я с соседней поляны. Здесь по делу. Слышала, что есть тут паучок, который выполняет необычного плетения паутины. Очень красивые и надежные. Вот пришла его найти и пригласить к нам в гости, чтобы он научил нас, как плести такую паутину. Знаешь где его найти?

Хеппи смутился, так как знал, что Клевер уже нашла того, кого искала. Ему было неловко, потому что к своим работам он относился как к чему-то заурядному, хотя многие говорили ему, что его паутина это искусство.

– Меня зовут Хеппи, я тот, кого ты ищешь.

– Ура, ты же поможешь нам? Ну, Хеппи, соглашайся.

Хеппи дал свое согласие, но хотел сначала предупредить Флай о том, что он ненадолго уйдет на соседнюю поляну. Он дружил с Флай и знал что если надолго пропадет она будет переживать и скучать за ним. Поэтому Хеппи и Клевер пошли искать Флай.

Когда они проходили возле куста брусники то увидели Пасту. Она как всегда охала и ахала, бормотала что-то себе под нос. Клевер увидела, что у нее из окон висят вещи и предупредила ее:

– Если ты не сделаешь уборку в своем доме, то ты скоро будешь потеряшкой, так как твои вещи начнут теряться.

– Что же мне делать, их столько много, что они мне даже мешают.

– Выброси их – сказала Клева.

– Ты что, это же все мои воспоминания, это мое прошлое, я не могу их выбросить.

– Тогда купи тележку, и часть вещей вози на тележке.

– ОООО! Какая ты умная, я бы сама не догадалась, сказала Паста – она приняла решение на днях купить тележку, чтобы возить на ней свое прошлое (вещи, фотографии, старую обувь и многое другое).

Через два дня паста уже возила свои вещи на тележке и, шутя, называла ее тележкой из прошлого. Насекомые только плечами пожимали, Паста казалась им странной. А еще через день Флай забралась в свою куколку и взяла с собой шаль которую ей сделал Хеппи. Ей было очень уютно в шали и тепло. Наступило время Преображения. Несколько дней Флай просидела в куколке, часто вспоминая дни, когда она гуляла вместе с Хеппи, как она говорила с Пастой и другими. Она немного нервничала, так как переживала за свой окрас, ведь теперь она больше не будет гусеничкой, она собиралась стать бабочкой. Когда она сильно тревожилась, то сильнее закутывалась в шаль от своего друга и думала только о хорошем. Так постепенно пришло время, когда надо было покидать свой уютный домик и двигаться к своей мечте – становиться бабочкой. А пока она сидела в куколке она ею не была, только выйдя наружу, она станет бабочкой и сможет насладиться радостью полета. Флай посидела еще один день и решила что уже пора, иначе она может так и остаться в куколке, побоявшись, что слова Пасты могут сбыться.

– Я верю только себе и в себя. Все я выхожу, Хеппи наверное заждался меня. Все выхожу.

Флай приоткрыла свою дверь и увидела яркое солнце. День был прекрасным, волшебным, оставаться в куколке не было причин, и Флай сделала еще шаг.

– Флай, выходи, я уже два дня тебя жду – Хеппи сидел на соседнем кустике и ждал когда его подруга наконец-то выйдет из укрытия. – Выходи я сплел тебе новую шаль.

– Эй, бабочка Флай выходи и стань тем, кем ты хочешь стать! – это Клевер пыталась придать Флай сил для того, чтобы сделать еще один шаг. Наконец маленькая бабочка решилась и вышла из своей куколки. Она расправила свои крылышки и взмахнула ими.

– Ах, Флай, какая же ты красавица!

– Посмотри на свои крылья, они такие яркие и красивые!

– Ты сказочно выглядишь!

– От одного взгляда на тебя хочется петь!

– Флай, лети к озеру и посмотри на себя, уверен ты будешь счастлива.

Флай взлетела в небо и полетела к озеру. Когда она увидела свое отражение в воде, то ее радости не было предела. Даже во сне она не представляла себе такой красоты. Она была сказочно хороша. Вот, мечты сбываются, – подумала Флай, – особенно когда делаешь к этому шаги. Ее настроение было радостным, сильным и прекрасным. Она чувствовала, что МОЖЕТ ВСЕ.

Вдруг Флай увидела улитку Пасту и подлетела к ней.

– Привет Паста! Как твои дела?

– Я как всегда. О, я вижу, ты так изменилась. Не побоялась, рискнула?! Хороша!

– Да, я рискнула, хотя твои слова меня очень расстраивали весь период моего преображения, но как видишь, я все равно это сделала. А что это у тебя сзади?

– О, это моя тележка из прошлого. Моих вещей стало так много, что я приобрела себе тележку, чтобы возить их. Тут у меня пять альбомов с фотографиями, тут старые книги, тут старые вещи, тут письма от друга, которого уже давно нет, тут…

– Подожди, Паста. Ты что все это возишь за собой?

– Да, а как же иначе? Вожу, ведь это все мое прошлое.

– Паста, тебе нравится твоя жизнь?

– Что? Моя жизнь? Да нет, не очень она тяжелая, я часто думаю о прошлом, вспоминаю старые обиды, упреки и многое другое. Но без этого я не могу. Понимаешь, я уже так привыкла.

– Паста, я тоже в свое время привыкла быть гусеничкой, но я хотела большего, я мечтала о полетах. Чтобы взлететь, я залезла в куколку и там долго трудилась, а потом решалась на то, чтобы выйти из куколки. Поверь, это было нелегко. Но я верила в себя, в то, что у меня все получится.

– Я так не могу.

– Ты не пробовала, ты даже тележку завела. Откажись от своего прошлого, оно ведь как обуза. Зачем старые вещи? Зачем тебе старые письма и фотографии? Зачем своему прошлому посвящать свое настоящее и тем более свое будущее? Паста ты же всегда чем-то недовольна, ты даже радоваться разучилась. Я из куколки вышла, а ты в своей куколке так и сидишь, уже лет пять. Может пора тоже стать свободной и начать жить настоящим и будущим? Подумай об этом. Я вот рискнула и ни минуты не жалею что сделала это. Это может сделать каждый. – Флай увидела, что ее слова сделали Пасту грустной, чем обычно, поэтому она решила оставить ее, чтобы Улитка могла подумать о том, что она ей сказала.

– Пока Паста, пойду, поищу Хеппи и Клевер.

Флай улетела, а Паста осталась стоять с ручкой от тележки в руках. Она задумалась, ей казалось, что сегодня первый день, когда выглянуло солнце специально для нее. Паста взяла в руки старые вещи, заглянула в свой домик и решилась провести ревизию (это когда пересматривают вещи, которые наполняют нашу жизнь и что-то выбрасывают, а что-то оставляют). Она работала целых три дня. Она повторяла слова Флай о том, что надо освобождаться и становиться свободной.

Когда через неделю Флай, Хеппи и Клевер встретили Пасту, они были удивлены. Она смеялась, была радостной и новой. Она не бурчала, не учила, как надо жить, никого не осуждала, она была приветлива и доброжелательна.

Когда она увидела Флай, то позвала ее:

– Флай, лети ко мне, я хочу с тобой поделиться своей радостью – бабочка приземлилась на цветок рядом с улиткой.

– Паста, что с тобой случилось? Ты какая-то другая, новая что ли. Я тебя не узнаю.

Паста рассмеялась и сказала:

– Флай, огромное тебе спасибо, ты научила меня главному, жить сегодня, причем жить во всю силу, не размениваясь на мелочи, на прошлое… Я такая счастливая, я свободная, почти как ты, если бы у меня были крылья, я, наверное, взлетела бы.

Хеппи рассмеялся, Паста была такая жизнерадостная, что эта сила передавалась каждому, кто ее видел.

Прошло лето, Паста оставалась такой же жизнерадостной, и у нее появилось много друзей, которые скрашивали наступившую осень.

С уважением и любовью

психолог Кривошта Елена

Мне сказка понравилась, вот решила с вами поделиться.

Комментарии

Психологические проблемы запора

Неврогенный запор, как называют его медики, возникает потому, что ребенок хочет справить нужду, но сдерживает себя, старается перетерпеть. В итоге каловые массы становятся твердыми, а нормальное испражнение невозможно. Эта ситуация происходит впервые, когда ребенок начинает осознавать свои потребности – примерно в 2-3 года, часто совпадает со временем приучения к горшку.

Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, что какать – это плохо, он стесняется ходить в туалет, чувствует себя дискомфортно.

Причины возникновения психологического запора:

Физиологические причины появления неврогенных запоров у детей отсутствуют. То есть, влияние не оказывает пища, недостаточное количество выпитой жидкости, прием медикаментов. Причины кроятся в голове ребенка, он просто боится какать. В большинстве случаев родители могут с легкостью отследить, почему возник психологический запор у ребенка 2-3 лет, так как провоцирующих факторов немного:

  • Негативный опыт в прошлом – ребенок мог пережить болезненные ощущения. Понос, трещинка, непроизвольное опорожнение – привели к тому, что теперь малыш боится какать. Так же если в прошлом мама отругала за «сюрприз» в штанишках, либо во время приучения к горшку постоянно кричит, ребенок получает психологическую травму;
  • Стеснение – часто проявляется при первых визитах в детский сад. Домашний ребенок боится какать при чужих малышах, общественный туалет может вызывать отвращение. Ситуация усугубляется и из-за некомпетентных воспитателей, которые кричат на детей, если те хотят какать во время тихого часа или прогулки;
  • Стресс – причина взаимосвязана с двумя предыдущими. Маленькому ребенку требуется понимание и забота со стороны родителей. Необходимо создать комфортную обстановку для похода в туалет, не подгонять кроху, а в случае, если что-то не получается – действовать спокойно, без криков и ругани.

В решении данной проблемы очень эффективны – сказки!

Сказки про Какашку

  1. 1. Лучше всего не просто прочитать эту сказку, а проиграть ее, особенно, если ребенку 2-3 года. Проиграть сказку легко: берете горшочек, берете пластилин и делаете из него «каку-буку». Роль Попы исполняет ладошка: кулачек –дверка закрыта, немного расслабленный кулачек — дверка открыта и через нее проскакивает Кака-Бука. 
         
    После проигрывания и чтения сказки остается только напоминать 
    ребенку: «Тебе Кака-бука не стучится? Пойдем скорее Каку-Буку в 
    горшочек выпускать!»   
  1. 2. Жила-была на свете Кака-Бука. Ты спросишь, почему же ее звали Букой? Да потому, что Кака очень часто обижалась, а когда она обижалась, то начинала вредничать.  И жила она ни где-нибудь, а в нашей Попе, а в каждой Попе есть дверца. А чтобы из Попы выйти в горшочек нужно в дверцу постучать, и тогда она откроется. Стучится Кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается (занята другими делами, например), то Кака-Бука обижается и ложится поперек двери, чтобы первой выскочить. А ведь в Попе каждый день появляется новая Кака. А если Кака-Бука не выходит, мешается, то они начинают ссориться. А когда они ссорятся -Попе становится неприятно, даже больно. Новые Каки каждые день собираются, встают в очередь, 
    толкаются. А Кака-Бука уже из вредности выходить не хочет в открытую
     давно дверцу- обиделась. Но когда, наконец Новых Как становится много, они выталкивают Каку-Буку наружу. Но, ой как больно от этого нашей Попе! Да, как же может быть не больно, если в маленькую дверку сразу столько народу проталкивается?!      Ну, уж нет, решила Попа, больше не буду Каку-Буку обижать, буду ей сразу дверку открывать в горшочек. Каку-Буку не надо обижать, Каку-Буку надо уважать! Надо нашей Каке дверцу открывать! Будет наша Кака в горшочек попадать. 
                                     Будем нашей Попе вместе помогать!

Рекомендации:
  Можете купить новый горшок  (горшок доктор, можно даже его разукрасить под доктора) и вместе с покупкой нового горшка придумать сказку, как жила-была девочка, у которой в животе были злые какашки, и когда она хотела покакать, чтобы они убежали, они ее кусали и ей больно было какать! Но пришел добрый горшок -доктор, который знал волшебные слова (придумайте какое-то заклинание) и когда девочка садилась на горшок, она шептал волшебные слова и какашки становились тоже добрые и убегали из живота девочки! 
Все это, сопровождайте рисунками. Пусть дочка тоже рисует, а потом рвет, например, рисунки со «злыми какашками». 
И обязательно научите ее волшебным словам, которые превращают злых какашек в добрые!

!!!!!!! Но все сказки будут бесполезны, если стул вызывает боль. Сказки только при психологическом запоре помогают-если все проблемы устранены и ребенок просто боится боли. Поэтому, решай в первую очередь вопрос с питанием!!!!!

 Варианты сказок при запоре

Имя нужно заменить на другое, девочку на мальчика. Любимые игрушки, еду — на любимые вашим сыном, дочкой. Т.е. максимально приблизить описание к вашему ребенку.

«Жила была девочка Маша. Ей было 3 года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Маша любила конфеты, играть со своим плюшевым мишкой и очень не любила манную кашу. И была у Маши одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Маша все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Маше будет больно, если она будет в него какать. И хотя Маша была очень смелой девочкой, но горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.

И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Маша была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Маша собралась с духом, и пошла, посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» — спросила Маша. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Маша уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Маше стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какого-нибудь мальчику или девочке. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» — сказала Маша — «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, зелененький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Машу: «Так значит ты будешь со мной дружить?» — все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Маша сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Маша и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Маша перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком»

***

Сказка о гноме для лечения запоров

Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало  очень легко!

***

Жила-была шарик Китти. Она жила в магазине вместе с другими такими же шариками — мамой, папой, братом и бабушкой. Каждый из них был особенным шариком. Кто-то розовым, кто-то зеленым, а кто-то вообще разноцветным. Они любили вместе проводить время: гуляли, играли, смотрели мультики.

И вот, однажды, пришло время и шарик Китти купили. Китти обрадовалась, потому что ей мама и папа рассказывали, как хорошо быть купленным. Можно много всего посмотреть, подружиться с другими такими же шариками, научиться интересному.

Человек принес Китти к себе домой, где все было ново и незнакомо. Там были и другие шарики. Они начали играть с Китти, разговаривать, рисовать. Стало очень весело. Но вдруг подошел человек и захотел надуть шарик Китти. Он поднес ее к губам и стал сильно-сильно дуть. Китти сразу подумала «А вдруг он слишком сильно меня надует и я лопну?». Она очень испугалась и напряглась. Китти будто окаменела. Она начала дрожать. Человек не смог ее надуть, очень расстроился и отложил в сторону. Китти посмотрела на остальных своих друзей-шариков, которые уже весело играли под потолком, и ей стало очень грустно, что она не с ними. Но она не знала, что делать.

Но тут подошел другой человек, который сразу понравился Китти. Он аккуратно взял ее и стал надувать очень медленно: сделал глубокий вдох и медленно выпустил его в шарик. Потом еще раз — вдохнул воздух и медленно выдохнул. И так много раз. Китти понравилась такая игра и она не заметила, как надулась. Теперь Китти смелый шарик. Она знает, что ей необходимо расслабиться и сделать глубокий вдох и медленный выдох, и тогда все получиться!

P.s. сочинить ребенку сказку о том, что живет у нас попа в которой есть дверца, которая открывается всегда, когда кака в нее стучится. Стучится кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается, то она обижается и ложится поперек двери, чтобы не опоздать, если вдруг дверь откроется сама. Правда кака несколько глупа: не видя, что дверь открылась, сразу старается в нее выйти. А как выйти, если ты поперек двери лежишь, а повернуться догадаться не можешь. Можно даже поиграть с ребенком в то, как легко из двери выйти и как это сложно выходить, когда поперек лежишь. Только найдите для такой игры дверь по уже. Поняв, что попа и кака совсем запутались, хозяин попы должен помочь им с помощью свечки, которая подскажет каке, что надо перевернуться». 

японский мультик https://www.youtube.com/watch?v=LVvOClYJjoQ

Город Вологда, Вашкинский, Вытегорский муниципальные районы, Вожегодский, Вологодский, Грязовецкий, Междуреченский, Сокольский, Сямженский, Усть-Кубинский, Харовский муниципальные округа

Город Череповец, Кирилловский, Череповецкий, Шекснинский муниципальные районы, Бабаевский, Белозерский, Кадуйский, Устюженский, Чагодощенский муниципальные округа

Никольский муниципальный район, Великоустюгский, Кичменгско-Городецкий, Нюксенский муниципальные округа

Бабушкинский, Верховажский, Тарногский, Тотемский муниципальные округа

запись по телефону регистратуры  (8172)53-03-70

Уважаемые родители!

Обращаем Ваше внимание на то, что прием детей в учреждении и обследование на психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется в присутствии

только родителей (законных представителей).

При посещении учреждения

обязательно иметь при себе

защитную маску и бахилы (сменную обувь)!

Ребёнок боится какать. Как быть?

  • Печать
  • E-mail
Подробности
Создано: 25.03.2014 13:25
Опубликовано: 25.03.2014 13:25
Просмотров: 13548

Перетягина Альбина Александровна,

 педагог-психолог

«Психологический запор» у детей

psyzap 1С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители. Ведь такое явление, как физиологический запор, бывает практически у всех хоть раз в  жизни. А результатом запора «обыкновенного» может стать запор психологический, т.е. ребенок начинает бояться какать.

Почему появляется психологический запор у детей?

В результате проблем с пищеварением и неправильного питания детки часто страдают запором, их кал становится очень твердым и процесс дефекации нередко проходит болезненно. Ребенок боится, что в следующий раз тоже будет больно, от этого зажимается, терпит до последнего, может даже обкакаться. В итоге это снова провоцирует запор у ребенка, и опять боль. Замкнутый круг. У некоторых детей такой страх не выражен и проходит сам собой постепенно, а для других детей  становится настоящей проблемой на долгое время.

Психологический запор у ребенка может случиться в различном возрасте, но чаще всего данное явление педиатры встречают у детей от 2 до 4 лет.

Ребенок боится какать только потому, что не понимает, почему ему больно — это основная причина возникновения психологического запора у детей.

Психосоматические причины запора:

  1. Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство.
  2. Стрессы, перевозбуждение.
  3. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания).
  4. Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок.
  5. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).

Что может сделать родитель, если ребенок боится какать?

С «психологическим» запором справиться можно благодаря внимательному и чуткому отношению со стороны родителей.

  1. Устраняем ассоциацию «больно». Для начала необходимо исключить дисбактериоз. Когда становится ясно, что запор у ребенка имеет психологические причины, важно нормализовать питание. Стоит включить в ежедневный рацион больше тех овощей и фруктов, которые способствуют профилактике запоров. Главная задача – нормализовать физиологию, для того чтобы избежать повторных болей, это первый шаг. Продолжайте ставить слабительные средства (по рекомендации врача). Когда даете фрукты или ставите свечу, обязательно говорите, что это лекарство, от которого ходить на горшок становится не больно и что ему уже никогда не будет больно, он уже вылечился.
  2. Не акцентируем внимание.  Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью. «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет! Для ребенка это может стать способом привлечения внимания к себе. Или у ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Родителям необходимо меньше акцентировать внимание на горшке и непосредственно на процессе дефекации.  Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он  все равно скажет «нет», ведь он боится это делать. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка ходить в туалет насильно, в этом случае задержка стула может стать формой протеста.
  3. psyzap 2Играем. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Игры могут помочь настроить малыша на героический поступок: проигрывайте с любимыми игрушками похожие ситуации. Пусть любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с малышом ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшочек и покакать, так как ему больно. «Воспитатель» придумывает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (и это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать в своей игре ребенок. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует. Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуации раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления. Возможно проигрывая свою историю ребенок сам даст вам подсказку, как ему помочь.
  4. psyzap 3Устраняем ассоциацию «обидно, я — плохой». Не надо ругать ребенка за то, что он терпит и не садится на горшок и за то, что не дошел до горшка.Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все.  Молча устраняйте последствия, подмывайте ребенка спокойно. Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей. Обязательно предупредите и воспитателей об этом! Здесь вам нужно взаимодействовать сообща! 
  5. Заменяем ассоциацию на положительную. При первом шаге в сторону горшка поощряйте чем-нибудь хорошим. Нужно хвалить, уговаривать,  можно применить пищевое поощрение (витаминки, конфетки, соки, все, что любит малыш). Попытался посидеть на горшке хоть 2 секунды — поощряем, и говорим за что. На первых этапах можно даже поощрять взгляд в сторону горшка. «Молодец, уже посмотрел на горшок». Не стоит оставлять ребенка одного, когда он вершит великие дела, но и заострять внимание на происходящем не надо. Лучше малыша в этот момент отвлечь игрой, загадкой, чтением.
  6. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятным ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке…»
  7. Формируем уверенность в себе. В этот раз не получилось, получится в следующий. Также с помощью сказок и историй. «Ничего, научишься. Тучка тоже сначала не могла донести до полянки дождик, но научилась в своё время».  Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы.
  8. Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком.  Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Дайте ему больше свободы действий, проявление инициативы. Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности.
  9. Дайте возможность выплескивать эмоции (радость, грусть, агрессию в допустимой форме) в игре  и в общении, поговорите о его страхах. Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.

Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного! Главное не вешать нос, выполнять рекомендации, описанные выше, и психологический запор у ребенка будет побежден!

Сказка для детей.

Жила-была на свете Кака-Бука.

Ты спросишь, почему же ее звали Букой? Да потому, что Кака очень часто обижалась, а когда она обижалась, то начинала вредничать.
И жила она не где-нибудь, а в нашей Попе, а в каждой Попе есть дверца. А чтобы из Попы выйти в горшочек нужно в дверцу постучать, и тогда она откроется. Стучится Кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается (занята другими делами, например), то Кака-Бука обижается и ложится поперек двери, чтобы первой выскочить.

А ведь в Попе каждый день появляется новая Кака. А если Кака-Бука не выходит, мешается, то они начинают ссориться. А когда они ссорятся — Попе становится неприятно, даже больно. Новые Каки каждые день собираются, встают в очередь, толкаются. А Кака-Бука уже из вредности выходить не хочет в открытую давно дверцу — обиделась.

Но когда, наконец Новых Как становится много, они выталкивают Каку-Буку наружу. Но, ой как больно от этого нашей Попе! Да, как же может быть не больно, если в маленькую дверку сразу столько народу проталкивается?!

Ну, уж нет, решила Попа, больше не буду Каку-Буку обижать, буду ей сразу дверку открывать в горшочек.

Каку-Буку не надо обижать,
Каку-Буку надо уважать!
Надо нашей Каке дверцу открывать!
Будет наша Кака в горшочек попадать.
Будем нашей Попе вместе помогать!

При подготовке статьи использовались материалы сайтов:

[ссылка 1]

[ссылка 2]

  • Как язык помогает сохранять память о прошлом сочинение рассуждение
  • Как яблоки собирают житков рассказ
  • Как я хочу прожить свою жизнь сочинение
  • Как я ходил в цирк сочинение
  • Как я учу английский язык сочинение