По каким признакам можно определить, что это произведение —сказка.
Произведение “Сивка-бурка” является сказкой по следующим присущим им признакам:
- традиционный зачин “жил-был”;
- наличие волшебных существ, таких как необычный конь;
- чудеса и перевоплощения: конь, обладающий чудесными свойствами, Иванушка из дурачка превращается в доброго молодца;
- троекратное повторение: три брата, три сторожевых ночи, три попытки овладеть перстнем;
- сказочные слова и выражения, такие как: добрый молодец, “ни в сказке сказать, ни пером описать”;
- традиционное окончание: “Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”.
Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
Испытанием для Иванушки стала добыча заветного кольца. Он достигает цели не сразу, а только с третьей попытки. Помог ему в этом волшебный конь Сивка-бурка.
Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Необычным в коне является его внешний вид: шкура Сивки-бурки наполовину золотая, наполовину серебряная, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет и бежит он так, что земля под ним дрожит, а также необычные свойства, которыми он обладал: Сивка-бурка мог мгновенно появляться, разговаривать, быстро бегать и очень высоко прыгать.
Сивка-бурка помог Иванушке добиться желаемого: достать заветный перстень и сделаться мужем Елены Прекрасной.
Чудеса же, происходящие в сказке таковы: Иванушка-дурачок мог залезть коню в одно ухо и вылезти из другого, став прекрасным юношей, то есть совсем другим человеком. Вообще, все, что связано с конем можно назвать чудесным.
Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображен в сказке?
Иванушка не так прост, как об этом говорится в начале сказки. Он ловок, смел, хитер, находчив, предприимчив и отличается от своих братьев тем, что добросовестно относится к выполнению порученного ему дела, вместо того чтобы лениться и потом лгать. Герой изображен в сказке проворным и умным парнем в противовес ленивым и глупым братьям.
Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье?
- доброта;
- жестокость;
- смелость;
- жадность;
- упорство;
- умение исполнять порученное дело;
- находчивость.
Почему ты так думаешь? Приведи примеры.
Елена Прекрасная досталась именно Иванушке потому, что только он смог выполнить поставленное царем условие и, допрыгнув до окошка высокого терема, снять с пальца царской дочери перстень.
Счастье же Иванушке помогли обрести такие человеческие качества, как доброта, смелость, упорство, умение исполнять порученное дело, находчивость.
Я так думаю, потому что доброта Иванушки помогла обрести ему хорошего друга и верного помощника в виде коня, так как Иванушка, поймав его, отпустил Сивку-бурку по его просьбе на волю. Смелость позволила Иванушке не испугаться грозного вида коня, а броситься на его поимку. Упорство помогло не бросить начатое дело после первой неудачи и в конце концов достигнуть своей цели — жениться на Елене Прекрасной. Умение добросовестно исполнять порученное дело дало начало всей этой чудесной истории, а находчивость помогла благополучно ей завершиться.
Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.
Интонация будет зависеть от выбранного эпизода сказки. Она может быть загадочной, насмешливой, напряженной, радостной.
Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки ее можно отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.
Иллюстрация художника В. Васнецова относится к эпизоду, когда Иванушка наконец смог допрыгнуть на коне до окошка, где сидела Елена Прекрасная и поцеловать ее.
Иванушка и конь представлялись мне именно такими, как их изобразил художник, а Елена Прекрасная мне показалась немного не такой. По моему представлению она должна была бы быть не такой бледной и печальной, без огромной царской короны, так как она не царица, а всего лишь царская дочь, и с длинной косой, как в то время было принято ходить девушкам.
“И в третий раз взвился конь и прыгнул так, что оказался Иванушка лицом к лицу с Еленой Прекрасной. Не растерялся Иванушка и поцеловал царевну в уста сахарные, затем снял с ее пальца заветный перстень и был таков. Видели люди, как он прискакал, да не видели, в какую сторону ускакал”.
Придумай вопросы по содержанию сказки.
- Какая причина побудила отца отправить сыновей сторожить посевы?
- Кто из братьев смог справиться с задачей?
- Кто оказался “вором”? Как он выглядел?
- Почему Иванушка отпустил Коня?
- Какие слова должен был сказать Иванушка, чтобы вызвать коня?
- Что послужило причиной попытаться достать заветный перстень?
- С какой попытки цель была достигнута?
- Почему Иванушка не говорил братьям о своем участии в конкурсе женихов?
- Чем закончилась сказка?
1. Что решил однажды старик посеять у себя на поле:
а) Пшеницу +
б) Ячмень
в) Рожь
2. Кто выполнил поручение отца:
а) средний сын
б) младший сын +
в) старший сын
3. Что решил взять с собой Иван – дурачок, когда пошёл стеречь поле:
а) хлеб
б) квас
в) пирог +
4. Что решил взять с собой Иван – дурачок, когда пошёл стеречь поле:
а) верёвку +
б) крепкую сеть
в) водицы
5. Кто прискакал на поле в самую полночь:
а) ишак
б) мул
в) конь
6. Чем любил заниматься младший сын:
а) ловить рыбу в озере
б) ходить в лес по грибы +
в) заниматься хозяйством по дому
7. О чём попросил конь Иванушку:
а) выкупать в чистой водице
б) накормить вдоволь
в) отпустить его на волю +
8. Что предложил конь за свою свободу:
а) сослужить службу +
б) десять золотых монет
в) мешок пшеницы
9. Как звали скакуна:
а) Вещая-каурка
б) Ласка-мурка
в) Сивка-бурка +
10. Какое волшебное действо получал Иван, влезши в правое ухо коня и вылезши из левого:
а) мог в любую секунду оказаться там, где ему угодно
б) становился молодцем +
в) исполнение любого заветного желания
11. Что кликнул царь всем добрым молодцам в это время:
а) съезжаться в царский двор +
б) съезжаться на праздник
в) съезжаться на бал со своими невестами
12. Как отреагировали старшие братья на просьбу Ивана взять его с собой:
а) молча направились к царю, не сказав Ивану ни слова
б) насмехались над ним, отправляя в лес по грибы +
в) взяли его с собой, дав ему коня
13. Куда тем временем направился Иван:
а) в чистое поле +
б) в лес по грибы
в) прямиком к царю
14. Где сидела царевна Елена Прекрасная:
а) на чердаке
б) в хижине
в) в терему +
15. Каких грибов набрал Иван в лесу:
а) полное лукошко мухоморов +
б) ведро опят
в) целую корзину поганок
16. При каком условии царь был готов отдать царевну замуж и полцарства в придачу:
а) с разлёту на коне доскочить до царевны и взять её с собой
б) с разлёту на коне доскочить до царевны и поцеловать её в губы +
в) построить лестницу до окошка царевны и поцеловать её в губы
17. С какой попытки Иван всё-таки поцеловал царевну в уста:
а) с первой попытки
б) с пятой попытки
в) с третьей попытки +
18. Как отреагировал на Ивана окружающий его народ:
а) молча разбежались по домам
б) намеревались схватить его +
в) аплодировали ему
19. Что стало с Иваном тем временем:
а) помчался настолько быстро, что никто не смог его догнать
б) его схватили и вышвырнули вместе с конём подальше от города
в) его уже и след простыл, будто его и не было вовсе +
20. Что стало с Иваном, когда он влез коню в левое ухо, а из правого вылез:
а) оказался дома у себя
б) сделался опять Иваном-дураком +
в) стал ещё моложе и красивее
21. Как направился Иван к царю во второй раз:
а) пешком +
б) очутился у царя мгновенно
в) на коне
22. Что Иванушка снял с пальца царевны:
а) волшебный перстень
б) заветный перстень +
в) золотой перстень
23. Почему Иванушка перевязал руку:
а) сломал руку
б) порезал палец
в) спрятал перстень +
24. Что сделал Иванушка с вором:
а) отвел к отцу
б) отпустил +
в) отвел к судье
25. Почему старший брат не увидел ночью вора:
а) потому что смотрел в другую сторону
б) потому что вор не явился
в) потому что спал +
26. Какие слова звучат в той фразе, которой Иванушка вызывал Сивку-Бурку:
а) …стань передо мной, как звезда перед луной…
б) …стань передо мной, как лист перед травой… +
в) …стань передо мной, как дуб перед сосной…
27. Что сделал Иванушка-дурачок с тем, что он забрал у Елены Прекрасной:
а) спрятал +
б) потерял
в) всем показывал и хвастался
28. Какой из братьев женился на царской дочке:
а) средний
б) старший
в) младший +
29. Где проспал всю ночь старший сын, пока караулил:
а) на сеновале +
б) на жестком диване
в) на мягкой кровати
30. Куда положил пирог Иванушка — дурачок:
а) в мешок
б) за пазуху +
в) в карман
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная?
Задание по литературе для 3 класса Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ:
• доброта;
• жестокость;
• смелость;
• жадность;
• упорство;
• умение исполнить порученное дело;
• находчивость.
Почему ты так думаешь? Приведи примеры.
3 ответа:
2
0
Давайте разберемся, какие качества характера были присущи Иванушке-дурачку, герою сказки «Сивка-бурка».
Прежде всего доброта. Была ли она у него? Несомненно, ведь он отпустить пойманного Сивку-бурку, пожалел его.
Была ли у Иванушки смелость? Конечно была. нужно быть очень смелым человеком, чтобы ночью поймать страшного коня, у которого дым из ушей и пламя из ноздрей, а от звука шагов которого дрожит земля.
Упорство у Иванушки также было — трижды он пытался допрыгнуть до окна Елены Прекрасной и был за это упорство вознагражден.
Порученное дело Иванушка также умел исполнять — не заснул, как братья, а дождался появления Сивки-Бурки.
Наконец находчивость также имелась — он придумал как отвести от себя подозрения и носил домой мухоморы, претворяясь глупым.
Поэтому именно Иванушке досталась Елена Прекрасная.
1
0
Очень хороший вопрос. Надо полагать, не всякий взрослый на него ответит, а ребёнок ответит. Если, правда, ему читали, раньше, сказки или он сам любитель сказочного фольклора. Ему просто будет ответить,потому что Иванушка, изначально, добр из-за чего, собственно, злые языки и прозвали его дураком. А истинная красота доступна, только, доброте, потому что у этих слов одна сущность,одна природа…
0
0
Иванушка — главный герой сказки «Сивка-бурка» и по своим качествам только он заслуживал руки Елены Прекрасной. Иванушка был храбрым и смелым, он не боялся поймать огромного коня. Он был добрым — поймав коня, он все-таки отпустил его и тем самым приобрел верного друга. Иванушка был ответственным и умел доводить дело до конца, он не ленился сторожить ночью, он упорно повторял попытки допрыгнуть до Елены Прекрасной и умел снять у царевны перстень. Поэтому Иванушка заслужено стал мужем красивой царевны.
Читайте также
Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».
Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.
Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.
Козленок в сказке разговаривает, а его утонувшая сестра отвечает из воды — это тоже признак волшебной сказки, потому что такого просто не может быть.
Несмотря на то, что именно иван Царевич главный положительный герой сказки, его образ далеко не идеальный. Он любопытный, он непослушный, он даже слегка жадный. Эти его качества едва не погубили героя, когда он забыв про наказ серого волка сперва хотел прихватить с собой золотую клетку, а потом уздечку. Вроде бы и царевич, что ему это золото, так нет ведь, взыграло в Иване скопидомство.
Однако серый волк оказался верным другом. Раз уж взялся помогать герою, то делал это до конца, хотя конечно не сильно он был рад иметь в кредиторах такого царевича. Волк добыл Елену Прекрасную, а потом помог Ивану не отдавать трофеи другим царям.
Поведение первопечатника Ивана Федорова на встрече с царем характеризуют три слова, которые мы встречаем в этом тексте: смело, с волнением, с достоинством.
Иван Федоров прежде всего гордился своей работой и был уверен, что сделана она очень хорошо, а потому должна понравится царю. Он знал себе цену и потому не испытывал страха перед грозным царем. Но в то же время помня о нраве Ивана Грозного, Иван Федоров испытывал вполне понятное волнение.
Царь описан с недоверчивым взглядом и сжатыми губами. Он с подозрением относится ко всему, а не только к первой русской книге. Но по мере того, как царь изучал книгу, его чело проясняется и под конец царь уже доволен — он даже сравнивает отечественный продукт с импортным и говорит, что наши не хуже.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Аленушка очень страдала под водой, когда слышала, как жалуется козленок Иванушка на то, что его хотят убить, но ничем не могла ему помочь.
Иван Федоров вошел в историю как первопечатник, человек, который много сделал для появления печатной книги на Руси. Иван Федоров всю свою жизнь посвятил книгопечатанию и ему принадлежит первая русская печатная книга — знаменитый «Апостол» 1564 года.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
Как обычные семена дают всходы, а потом урожай, так духовные семена — книги, способствуют духовному развитию человека и также дают свой урожай — грамотность и образованность.
Содержание
- Краткое содержание «Сивка-Бурка»
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Заключение
Краткое содержание «Сивка-Бурка»
Сказка «Сивка-Бурка» — яркий образец русского народного фольклора. Это история об увлекательных приключениях Ивана и волшебного коня. На их долю выпадает немало испытаний, но вместе им удается справиться с любыми трудностями.
Рекомендуем читать онлайн каткое содержание «Сивка-Бурка» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе.
Главные герои
Иван — младший сын, который считался дураком, но деле оказался самым умным и целеустремлённым.
Другие персонажи
Старик — отец Ивана, старик, простой крестьянин.
Старшие братья — заносчивые, ленивые, недалёкие, хотя и считались самыми умными в семье.
Сивка-Бурка — волшебный конь, верный друг Ивана.
Царевна — царская дочка, красивая и мудрая девушка.
Краткое содержание
Вырастил старик троих сыновей. Двое оказались умными, а третий, самый младший, был дурачком. Целыми днями Иван-дурак лежал на печи и ничего больше не делал.
Однажды старик заметил, что кто-то стал топтать их пшеницу. Наказал он сыновьям выследить вредителя. В первую ночь отправился старший сын на дежурство, «да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра». Пришла очередь среднего сына держать караул, но и он проспал всю ночь. Младший же сын, Иван-дурак, во время своего ночного дежурства сел на камень, и принялся следить за полем.
Среди ночи на поле прискакал «разношёрстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». При виде волшебного коня Иванушка не растерялся. Он подкрался сзади, накинул на аркан на шею коня и поймал его.
Иван крепко держал свою добычу, и конь, устав сопротивляться, принялся молить его о пощаде. За своё освобождение волшебный конь пообещал сослужить добрую службу, и Иван отпустил его. С той поры больше никто не топтал пшеницу в поле.
Вскоре по всем городам и деревням прошёл царский клич — собраться к царю на праздник. Тот, кто сможет доскакать до терема царевны и снять с её руки перстень, тот возьмёт красавицу в жены.
Стали собираться на праздник и братья — «не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть». Но Ивана брать с собой отказались. Тогда он отправился в лес и позвал Сивку-Бурку. Влез Иван коню в правое ухо, а из левого вылез, и «стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать». Оседлал он Сивку-Бурку, и отправился на праздник.
Поглядел Иванушка на высокий царский терем, а там сидела невиданной красоты девица, царская дочка. Вот только никто даже не пытался снять перстень с её руки — «никому нет охоты наверняка шею ломать». Иван подстегнул коня и прыгнул высоко, но «на три венца до царевнина окна не допрыгнул».
Когда старшие братья вернулись домой, они принялись рассказывать о том, как никому не известный молодец пытался допрыгнуть до царевны. Иванушка же слушал их рассказ, да посмеивался.
На следующий день братья вновь отправились к царю на праздник. Последовал за ними и Иванушка на своём верном коне, но и в этот раз не смог Сивка-Бурка допрыгнуть до царевны. Лишь на третий день «осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна». Иван снял кольцо с руки царевны и поспешил скрыться. Дома он надел перстень, и обмотал тряпочкой руку, чтобы никто не заметил его.
Спустя три дня царь позвал всех без исключения на пир, «а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч». Отправился на праздник и старик со всеми своими сыновьями.
Во время пиршества юная царевна обходила всех гостей, угощая мёдом. Заметила она, что у Ивана рука обмотана тряпочкой, и попросила снять её. Тут же перстень засиял разноцветными огнями.
Пригляделась царевна и узнала в Иванушке того молодца, который три дня пытался допрыгнуть до её окна. Отмыли Ивана, нарядили в царское платье, «и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят». Тут же и свадьбу сыграли.
Заключение
Народная сказка учит никогда не судить человека по его внешнему виду: даже за самой неприглядной внешностью может скрываться сильная, целеустремлённая, благородная личность. Если честно выполнять свою работу, не лениться, можно достичь больших успехов.
После ознакомления с кратким пересказом «Сивка-Бурка» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Предыдущая
Краткое содержание«Василий Шибанов» краткое содержание баллады Алексея Толстого – читать пересказ онлайн
Следующая
Краткое содержание«Налим» краткое содержание рассказа Чехова – читать пересказ онлайн
«Сивка-бурка» главные герои (характеристика героев)
На чтение 3 мин Обновлено 20 сентября, 2021
Главные герои русской народной сказки «Сивка-бурка» были добрыми и умными. Благодаря дружбе и скромности они помогли друг другу и много достигли. Характеристика и описание Иванушки-дурачка и Сивки-бурки поможет раскрыть их образы.
Содержание
- «Сивка-бурка» главные герои
- «Сивка-бурка» характеристика героев
- Характеристика Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка»
- Описание Сивки-Бурки
«Сивка-бурка» главные герои
- Иван дурак — этот герой был далеко не глупым. Он сообразительный, умный и настойчивый.
- Братья Ивана — считали себя умнее. Они были слишком высокого о себе мнения
- Царь — отец царевны
- Царевна — добрая и красивая девушка. Она умная и справедливая.
- Сивка-бурка — волшебный конь, верный друг Ивана.
«Сивка-бурка» характеристика героев
Характеристика Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка»
Иван — сын зажиточного крестьянина; младший из трёх братьев, которого все считают дураком, но оказывается не всё так просто. Что у парня большое доброе сердце, и он далеко не робкого десятка — это видно уже в самом начале произведения (с почтением относится к отцу и выполняет его поручение). Благодаря его доброте и дальновидности он стал товарищем коня, который помогал ему во всем.
Иванушка не смог на коне с первого раза допрыгнуть до царевны, но не отказался от мысли на ней жениться. Молодой человек проявил упорство, целеустремленность и смелость — и получил перстень царевны.
Получив от царевны драгоценный подарок, Иванушка предпочитает прятать залог любви, он не хвастается перстнем перед близкими, не пытается унизить их, показать, кто в семье дурачки, а кто — будущий самодержец. Иванушка дурачок из этой сказки является воплощением социальных идеалов — добрый, скромный, великодушный, смелый и настойчивый, ценящий родственные узы и уважающий честное слово человек.
Иванушке удалось жениться на царевне и стать владельцем половины царства, причем не только благодаря Сивке-Бурке, но и благодаря своим личным качествам.
Описание Сивки-Бурки
Сивка-бурка — волшебный помощник Иванушки. Когда Иван присмирил лихого коня, топтавшего пшеницу, то Сивка-Бурка после признания поражения стал верой и правдой служить своему хозяину. Он сдержал обещание и стал верным и преданным другом, и именно с его помощью простодушному Ивану удалось приобрести расположение прекрасной Царевны.
Внешность Сивки-Бурки была необычной — это был огромный конь, который когда бежал, то тряслась земля, а из ноздрей коня вырывался огонь. При этом одна шерстинка у коня была золотой, а другая серебряной.
В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает.
Сивка-Бурка умел разговаривать, что также говорит о том, что конь волшебный. Но самое главное, когда Иванушка проходило через уши Сивки-Бурки, то становился красавцем.
Сивка-Бурка помог Иванушке допрыгнуть до оконца, где сидела Елена Прекрасная и стать царевичем.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 49-50.
УКМ «Школа России»
1. По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?
Действие происходит в сказочной стране с вымышленными героями.
Имеется зачин и концовка.
Происходят чудеса и превращения.
Имеется волшебный помощник.
Используются троекратные повторы.
2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
Первое испытание — поймать коня.
Второе испытание — допрыгнуть до Елены Прекрасной.
Три попытки потребовалось Ивану, чтобы допрыгнуть до царевны. В этом ему помог волшебный конь Сивка-бурка.
3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Шерстинки коня были серебряными и золотыми. Из ушей валил дым, из носа — пламя.
Это был могучий конь, под поступью которого дрожала земля.
Сивка-бурка умел говорить. Он был волшебным. Если забраться к нему в одно ухо, то из другого вылезешь красавцем.
Сивка помог Иванушке допрыгнуть до царевны.
Три раза Иванушка лазал в ухо коня. И трижды превращался в красавца. Это чудеса, которые происходят в сказке.
4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?
Иванушка совсем не дурачок. Он хитрый и находчивый. Он сумел всех обмануть и сохранил свой подвиг в тайне.
От братьев он отличается целеустремлённостью, верностью слову и делу, скромностью.
Герой показан умелым, добрым, хитрым, находчивым, упорным.
5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ.
Иванушка честно выполнял порученное дело, он был умным и скромным. В этой сказке он самый положительный персонаж, и поэтому Елена досталась ему.
Я думаю, что герою помогли смелость, упорство и умение исполнять порученное дело.
Смелость позволила герою попытать счастья у терема царевны.
Упорство заставило сделать три попытки.
А умение исполнять порученное дело привело к обретению друга, Сивки-бурки.
6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.
Я бы прочитала в лицах беседу братьев и Ивана.
Братья с восхищением рассказывают про молодца. Иван с хитрецой спрашивает, не он ли это был. Братья сердито и с презрением отмахиваются.
7. Рассмотри иллюстрацию художника Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.
На картине изображен третий прыжок Иванушки, когда он снял перстень и поцеловал царевну.
Я примерно так и представляла героев. Очень красивая Елена в богатых одеждах и Иванушка в образе доброго молодца.
Пересказ эпизода с Иванушкой и Еленой по сказке «Сивка-бурка» и картине В. Васнецова.
В третий раз поехали братья в столицу. И в третий раз отправился Иванушка в поле.
Позвал он Сивку-бурку, залез к нему в ухо, а из другого вылез красавцем.
Поскакал он в город, стеганул коня плёткой и допрыгнул до окна.
Поцеловал Иванушку Елену Прекрасную и сорвал с руки перстень.
А потом умчался прочь.
Люди пытались остановить героя, но того и след простыл.
8. Придумай вопросы по содержанию сказки.
Примеры вопросов по содержанию сказки «Сивка-бурка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Сивка-Бурка», её принадлежность к волшебной сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа
нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С. 40-50
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;
Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем сочинить свою волшебную сказку.
Основное содержание урока.
1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:
А. – Смотри, вся пшеница потоптана.
В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал
А: – Три сына – это троекратный повтор.
В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.
А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.
В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.
А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?
В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…
Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.
А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.
В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.
А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.
В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.
А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.
В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.
А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?
В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.
А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.
В: Можно сказать, она добрая и справедливая.
А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.
В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.
А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.
А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…
В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.
А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.
В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.
А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.
В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?
А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»
А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.
В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.
А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.
В: Давай вспоминать.
1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.
2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.
3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.
4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.
5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.
6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.
7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.
На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.
9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.
10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.
11) Концовка – свадебный пир.
А: Поучительная сказка!
В: Чему же она тебя научила?
А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.
Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.
Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.
Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.
В: А я вспомнил пословицы к сказке.
А: И у меня есть пословицы.
В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?
А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда
В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.
А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.
Разбор типового тренировочного задания
Единичный выбор
Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:
1. Сивка-Бурка
2. Иван-царевич
3. Иванушка – дурачок
4. Елена Прекрасная
Ответ:
3. Иванушка-дурачок.
Разбор типового контрольного задания
Кроссворд.
Разгадайте кроссворд
1 вариант
1. Сколько сыновей было у старика?
2. Как называли Иванушку?
3. Кого звали Сивкой-буркой?
4. Значение слова «изловил».
5. Место, где сидела Елена Прекрасная.
6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?
2 вариант
1. Что посеял старик на поле?
2. Как называли младшего сына — дурачка?
3. Кто был волшебным помощником Иванушки?
4. Значение слова «потчевал».
5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?
6. Чем закончилась сказка?
Ответ
1 вариант
1. Три;
2. Дурачок;
3. Конь;
4. Поймал;
5. Терем;
6. Перстень.
2 вариант
1. Пшеница;
2. Иванушка;
3. конь;
4. угощал;
5. три;
6. свадьба.