Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 134 человека из 51 региона
- Сейчас обучается 86 человек из 35 регионов
- Сейчас обучается 243 человека из 63 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Вода в сказках..
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
2 слайд
В некоторых сказках вода представляет собой грозную стихию, а в других, наоборот, помогает героям произведений.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
3 слайд
У Пушкина в «Сказка о Царе Салтане», жертвы клеветы –мать и ребёнок, помещены в бочку и брошены в море .Но море пожалело их и выбросило бочку на берег .
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
4 слайд
«Ты, волна моя, волна?
Ты гуллива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
5 слайд
Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит.
В сказке Г, Х. Андерсена
«Русалочка» дом главного героя – море.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
6 слайд
В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе.
И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему… Вода спасла его, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
7 слайд
В народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя.
«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком».
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
8 слайд
В русской народной сказке» Гуси –лебеди» девочке помогает молочная река.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
9 слайд
– Речка-матушка, спрячь меня!
– Выпей моего молочка!
Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
10 слайд
А вот пример из литовского фольклора. В сказка «Ель-королева ужей» главная героя выходит замуж за ужа и спускается в его жилище – подводный замок. Только здесь она была по-настоящему счастлива.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
11 слайд
«Гостите не дольше девяти дней, а на десятый возвращайтесь! Выходи на берег с детьми без провожатых и покличь меня:
Если жив ты, муж мой верный,
Брызнут волны белой пеной,
Если помер — пеной красной…»
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
12 слайд
А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя –Ивана.
Вот конек хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул. На конька Иван взглянул И в котел тотчас нырнул, Тут в другой, там в третий тоже, И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать! Вот он в платье нарядился, Царь-девице поклонился, Осмотрелся, подбодрясь, С важным видом, будто князь.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
13 слайд
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк», вода помогает воскресить главного героя.
Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану –царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
14 слайд
Из «Сказки о волшебной водице» узнаем, что вода может мирить людей.
«И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая!
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
15 слайд
И в заключении можно сказать, что тема воды в народных сказках, авторских сказках занимает огромное место. Она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных героев, соответственно, наказывает.
©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school -
16 слайд
Источники информации.
www.storybook.ru/russian/
www.gilibili.narod.ru/rus.html/
www.skazki.org.ru/©Elena Kiseleva,
Visagino “Geriosios vilties” secondary school
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 055 530 материалов в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.12.2020
- 142
- 0
- 04.12.2020
- 180
- 0
- 26.10.2020
- 155
- 1
- 18.10.2020
- 242
- 0
- 18.10.2020
- 140
- 0
- 23.09.2020
- 143
- 0
- 11.09.2020
- 201
- 9
- 05.09.2020
- 177
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
Городской научно- практический марафон
«Шажок в науку. Юниор»
Секция «Литературоведение»
Вода «живая» и «мёртвая»
в русских народных сказках.
Исследовательская работа
Выполнена
учеником
2 «Б» класса МОУ «СОШ №226»
г. Заречный
Максишиным Сергеем.
Научный руководитель:
учитель начальных
классов МОУ «СОШ №226»
Малькова Елена Александровна
г. Заречный
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. « Сказка- ложь, да в ней намёк…» Глава 2. « Чудеса, да и только!» Заключение Литература Приложение |
3 — 4 5 — 6 6 — 8 8 9 10-12 |
ВВЕДЕНИЕ
Люди издревле догадывались, что самое распространённое вещество на Земле — вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.
Обоснование актуальности темы:
Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства. Я решил исследовать, в каких русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила.
Цель работы:
-выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство.
Задачи исследования:
— провести опрос;
— сходить в библиотеку и найти необходимую литературу;
— обратиться к родителям за помощью сбора информации в Интернете;
— хорошо подумать и осмыслить собранный материал.
Гипотеза:
«Живая и мёртвая вода в русских сказках обладают волшебными свойствами».
Методы исследования: анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), изучение литературы, сопоставление и анализ собранного материала.
Объект исследования: русские народные сказки.
ГЛАВА 1.
« Сказка- ложь, да в ней намёк…»
«Сказка — ложь, да в ней намёк…» — говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.
Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте. А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать».
Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.
Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода — это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.
ГЛАВА 2.
«Чудеса, да и только!»
1. С помощью анкеты мною были опрошены 23 одноклассника. На вопрос, знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде, ребята назвали следующие сказки:
— «Иван- царевич и Серый волк» — 11 учеников (47%);
— «Марья Моревна» — 3 ученика (13%);
— «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» — 1 ученик (4%).
Других ответов дано не было.
Ответ на вопрос «Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?» был близок к верному только у двух человек (2%).
Проанализировав анкеты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), я увидел, что мои одноклассники знают мало сказок о воде и не имеют представления, в чём же заключается её волшебная сила.
2. В городской и школьной библиотеке я нашёл необходимые мне для исследования русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
- «Иван и чудо — юдо»
- «Иван — мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван — Горох»
- «Иван — царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство».
3. Ознакомившись с собранным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из — за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок. Так, в русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна»
…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана — царевича серебро почернело.
— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон — за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою — тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!»
«Иван- царевич и Серый волк».
Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван — царевич ожил.
— Ох, крепко же я спал!
Чудеса, да и только!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы я пришёл к выводу, что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу: «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».
ЛИТЕРАТУРА
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: «Художественная литература», 1984.
Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4- 6 кл.- М.:
Просвещение, 1983.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки
Submitted by Ola on вс., 09/08/2009 — 23:03 Книги и архивы миф мифология сказка
Сборник сказок « Любимые сказки».- ЗАО « Славянский дом книги»,
Москва 2002.
Сборник сказок « Русские народные сказки». – ЗАО « Фирма СТД», 1999.
Словарь Славянской Мифологии (Дом Сварога) http://www.pagan.ru
Copyright © 2006-2010, Золотая Формула.
E-mail: admin(собака)goldformula.ru
Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.- СПб., 2005, с.65-68
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПБ., 1892. т.12, с.748-749
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: « Педагогика»,1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
Дорогой друг! Прошу тебя принять участие в опросе и ответить на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде? Напиши их название.
2. Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкетирования
В анкетировании принимали участие — 23 человека.
1. Назвали сказки:
- «Иван- царевич и Серый волк» — 11 учеников (47%);
- « Марья Моревна» — 3 ученика (13%);
- « Сказка о молодильных яблоках и живой воде» — 1 ученик(4%).
Других ответов дано не было.
2. Близки к правильному ответу только 2 ученика (8%).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сказки, в которых упоминается о «живой» и «мёртвой воде».
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
- «Иван и чудо — юдо»
- «Иван — мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван — Горох»
- «Иван- царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство»
ТЕЗИСЫ
Вода «живая» и «мёртвая»
в русских народных сказках.
Исследовательская работа
Обоснование актуальности темы:
Все дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде.
Я спросил у одноклассников и родителей:
— В каких русских народных сказках встречается упоминание о воде?
— В чём волшебство воды?
Выяснилось, что мои друзья знают много сказок, но про воду затруднились назвать. Я решил им помочь.
Цель работы:
-выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство.
Для достижения поставленной цели, я обозначил для себя задачи:
— провести опрос;
— сходить в библиотеку и найти необходимую литературу;
— обратиться к родителям за помощью сбора информации в Интернете;
— хорошо подумать и осмыслить собранный материал.
В ходе ознакомления с полученной информацией была выдвинута гипотеза:
«Живая и мёртвая вода в русских сказках обладают волшебными свойствами».
Результатом работы стали подбор материала и слайд- презентация.
Ознакомившись с собранным материалом, я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из-за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть.
Отрывки из сказок, где упоминается «живая» и «мёртвая» вода.
В русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна»
…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана — царевича серебро почернело.
— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон — за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою — тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!»
Сюжет из сказки «Иван- царевич и Серый волк».
Лежит Иван- царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван — царевич ожил.
— Ох, крепко же я спал!
В результате проделанной работы я пришёл к выводу, что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу: «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».
Вода в народных представлениях тесно связана с землёй. Об этом свидетельствует выражение мать сыра земля.
А. Л. Топорков писал: «Выражение “Мать сыра земля” подразумевает связь со стихией воды: земля оплодотворена дождём и готова родить урожай» (Славянская мифология. Под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкиной и др. М., 1995. С. 193).
В указанном словаре читаем: «ВОДА – в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (наряду с землей, воздухом и огнём): опора, на которой держится земля; источник жизни и средство магического очищения. Вместе с тем водное пространство – граница между “этим” и “тем” светом, путь в загробное царство, место обитания душ умерших и нечистой силы» (там же. С. 96).
Представление о воде как границе между этим и тем светом в какой-то мере проникло из мифа в сказку. Так, в сказке «Девушка в колодце» по приказу мачехи падчерица бросается в колодец, чтобы достать веретенце, которое она в него уронила. Происходит чудо: девушка в нём не тонет, а попадает через него в потусторонний мир. Он похож на посюсторонний. На лугу она встречает овец, коров, жеребцов, а в избушке – старика со старушкой. После странствий по подземному миру героиня сказки со своим веретенцем и множеством драгоценных подарков от его обитателей возвращается через колодец на землю.
Духа воды восточные славяне называли водяным. Его называли также водяным дедушкой, водяным шутом, водяным чёртом, омутником и т. д. Злых качеств ему приписывали больше, чем добрых, поскольку он, по поверьям, топит людей в воде, чтобы сделать из них своих рабов. Водяной – владыка всех утопленников.
О внешности водяного у Э. В. Померанцевой читаем: «Чаще всего водяной в поверьях восточных славян изображался безобразным голым стариком – косматым, одутловатым, покрытым тиной, с большой бородой и длинными волосами. В некоторых местах портрет водяного уточнялся деталями: лапы вместо рук, хвост, рога на голове, гусиные лапы и т. д.» (Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975: www.e-puzzle.ru).
В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» водяной эволюционировал в морского владыку. Он утратил зооморфные черты своего мифологического предшественника, но сохранил его злой дух. Только изверг рода человеческого может вести себя со своею дочерью Василисой и её мужем Иваном-царевичем так, как морской царь. Перед Иваном-царевичем он ставит такие задачи, выполнение которых в реальной жизни заведомо обречено на провал. Но в сказке чудесным образом побеждают добро и справедливость. Вот почему морской царь проигрывает в его борьбе с положительными героями. Об этом свидетельствует такой эпизод из обсуждаемой сказки:
«Оборотила Василиса Премудрая коней озером, Ивана-царевича – селезнем, а сама сделалась уткою. Прискакал царь морской к озеру, тотчас догадался, кто таковы утка и селезень; ударился о сыру землю и обернулся орлом. Хочет орёл убить их до смерти, да не тут-то было: что не разлетится сверху… вот-вот ударит селезня, а селезень в воду нырнёт; вот-вот ударит утку, а утка в воду нырнёт! Бился, бился, так ничего не смог сделать. Поскакал царь морской в своё подводное царство, а Василиса Премудрая с Иваном-царевичем выждали доброе время и поехали на святую Русь» (РНС. С. 29–30).
Морской царь – сказочное олицетворение разрушительной силы, имеющейся у водяной стихии, но вода изображается в сказках и как созидательная сила.
В сказке «Марья Моревна» вода возвращает силу Кощею Бессмертному, которого Марья Моревна приковала в чулане двенадцатью цепями, а Иван-царевич его пожалел:
«Просит Кощей у Ивана-царевича:
– Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло!
Царевич подал ему ведро воды, он выпил и ещё запросил:
– Мне одним ведром не залить жажды, дай ещё!
Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал» (РНС. С. 151–152).
Сказочная вода может служить убежищем для людей. Они могут находиться в такой воде долгое время и оставаться живыми. В сказке «Семь Симеонов» люди скрывались под водой несколько дней:
«Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко – вот-вот догонит! – нырнули и с царевной, и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли. А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась» (РНС. С. 326).
Сказочная вода способна творить чудеса. Она может быть сильной и слабой, мёртвой и живой. Сильная даёт человеку неимоверную мощь, а слабая делает его бессильным. Мёртвая заживляет раны, а живая воскрешает из мёртвых.
В сказке «Медное, серебряное и золотое царства» рассказывается о том, как злой Вихрь, напившись сильной воды, похитил царицу Настасью и унёс её по воздуху в свой дворец, расположенный на высокой стеклянной горе. Чтобы спасти её, в этот дворец проник её младший сын Иван-царевич. Настасья попросила поменять местами в погребе кадки с сильной водой и слабой. Это позволило Ивану-царевичу одержать победу над Вихрем, поскольку вместо сильной воды он напился слабой. Вот как описывается эта победа в сказке:
«Рванулся Вихрь в окно – да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича… И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился – и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить. А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьёт Вихрь – с каждым глотком силы теряет. Пьёт Иван-царевич – с каждой каплей силушка в нём прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсёк Вихрю голову» (РНС. С. 130).
В сказке «Королевич и его дядька» леший даёт королевичу такую воду, которая наполняет его фантастической силой:
«Привёл в свою избу, зачерпнул ему ковш воды. Королевич выпил.
– Много ль в себе силы чувствуешь? – спрашивает леший.
– Да если б была палица в пятьдесят пудов, я б её вверх подбросил да свою голову подставил, а удара и не почуял бы.
Дал ему другой ковш выпить:
А теперь много ли силы?
– Да если бы была палица во сто пудов, я б её выше облаков подбросил!
Зачерпнул ему третий ковш:
– А теперь какова твоя сила?
Да если бы утвердить столб от земли до неба, я бы всю вселенную повернул!» (РНС. С. 242).
Такая силища показалась лешему опасной. Он дал королевичу слабой воды: «Леший зачерпнул воды из другого чана и подал королевичу; королевич выпил – и поубавилось у него силы кабы на седьмую часть» (там же).
Вот как описана ситуация с мёртвой и живой водой в сказке «Иван-царевич и серый волк»:
«Лежит Иван-царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком.
– Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу твоего воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил.
– Ох, крепко же я спал!..
– Крепко ты спал, – говорит серый волк. – Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей!» (РНС. С. 69).
С подобной ситуацией мы встречаемся в сказке «Марья Моревна». Кощей изрубил Ивана-царевича на куски. Его оживили зятья Ворон и Сокол:
«Ворон брызнул мёртвою водою – тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою – Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
– Ах, как я долго спал!
– Ещё бы дольше проспал, если б не мы! – отвечали зятья. – Пойдем теперь к нам в гости» (РНС. С. 156).
Почему в наших сказках воду, которая позволяет телу срастись, называют мёртвой? Она же не делает, как смертельный яд, живое существо мёртвым. Вот какой ответ на поставленный вопрос дала И. П. Черноусова: «Мёртвая вода называется целю-щею, потому что она заживляет нанесённые раны, сращивает рассеченное тело, делает тело целым (целит его), но ещё не оживляет, оставляет бездыханным, мёртвым. Живая вода – то же, что “бессмертный напиток”» (Черноусова И. П. Язык фольклора как отражение этнической ментальности (на материале фольклорной концептосферы русской волшебной сказки и былины). Липецк, 2013. С. 114).
Во избежание недоразумений в сказке «Белая уточка» мёртвая вода названа живящей, а живая – говорящей. С их помощью князь и княгиня оживляют своих деток, загубленных ведьмою:
«Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой – говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою – они встрепенулись, сбрызнули говорящею – они заговорили» (РНС. С. 224).
В сказке «Два Ивана – солдатских сына» мёртвая (живящая) вода названа целящей:
«Тут Иван – солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящей и живой; взбрызнул брата целящей водою – плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой – царевич встал и говорит:
– Ах, как же долго я спал!
Отвечает Иван – солдатский сын:
– Век бы тебе спать, если б не я!» (РНС. С. 320).
В приведённых сказках мёртвая вода позволяет разрубленному телу срастись, а живая его оживляет. Иная ситуация в сказке «Поющее дерево и птица-говорунья». Царица в ней с помощью мёртвой и живой воды оживляет окаменевших людей:
«Добралась до сказанного колодезя благополучно, почерпнула живой и мёртвой воды, взяла говорящую птицу и пошла назад. На возвратном пути все стоячие камни обрызгала; из тех камней поделались люди. Дальше она нашла ещё два такие же камня, побрызгала живой водой – из них сделались её братья. “Ах, милая сестрица! Как ты сюда и зачем зашла?” Она им сказала, что за живой и мёртвой водой и говорящей птицей, а больше того хотела их, милых братьев, отыскать. Воротились они домой и жили благополучно» (Аф. С. 318–319).
О чудесной силе воды речь идёт в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды». Царевич в ней исцеляет глаза матери, которые ей выкололи злые люди, с помощью тёплой воды в бане: «…из земли выросла баня: двери сами растворились, печи затопились, и вода закипела. Вошли они, взял он веничек и стал тёплою водою промывать больные глаза матери.
– По моему прошенью, когда б моя матушка проглянула!
– Сынок! Я вижу, вижу, глаза открылись!» (РНС. С. 261).
Сказки занимает промежуточное положение между мифами
и пословицами. В последних вода обрисовывается во вполне реалистическом виде. В русских пословицах к ней выражено двойственное отношение.
С одной стороны, вода – благодатная сила:
Вода всему госпожа: воды и огонь боится; Хлеб – батюшка, водица – матушка; Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться; Вода – сама себе царь; Вода сама себя кроет, а землю, знай, роет; Вода себе путь найдет; С водой и огнём не поспоришь; И тихая вода крутые берега подмывает.
С другой стороны, вода – губительная сила. Вот почему с водой надо быть осторожным:
Где вода, там и беда; От воды всегда жди беды; Жди большой беды от лихой воды; Пришла беда, разозлилась вода; Хороша вода с берегу; Упадёшь в воду – сухим не выйдешь; Не узнавши броду, не суйся в воду; Огню не верь и воде не верь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода — самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна.
Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.
Задачи:
- Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
- Сравнить сказки разных народов.
- Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
- Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
* * *
В рамках школьной научно-практической конференции «Путь к успеху» нам, ученикам 5 Г класса школы № 57 г. Иркутска Перебоевой Анне, Коробовой Софье, Горбуновой Валерии выпала возможность под руководством учителя русского языка и литературы Ольги Анатольевны Орловой участвовать в проекте «Живая» и «мертвая» вода в сказках.
Перед нами была поставлена цель: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется. А также прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие. Сравнить сказки разных народов. Главной задачей являлось написать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Снять по этой сказке пластилиновый мультфильм.
Начали мы свою работу с того, что подобрали сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода и установили ее действие.
Так вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег. А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя — Ивана.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде. «Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Мы составили список сказок, в которых встречаются волшебные свойства воды:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
- «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»,
- «Марья Моревна»,
- «Медное, серебряное и золотое царство»,
- «Иван — мужицкий сын»,
- «Иван-царевич и Серый волк»,
- «Живая вода» Братья Гримм,
- «Летучий корабль»,
- «Черноволосый принц».
Прочитав эти сказки, мы поняли, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
«Иван-царевич и Серый волк» (русская народная сказка)
«Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил» [4].
«Иван — мужицкий сын» (русская народная сказка)
В сказке «Иван — мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном. «Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
— Что же, никого не видали?
— Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
— Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит — земля дрожит. Слышит красавица девица — нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
— Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван — мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу — матери. Свадьбу сыграли.
Стали жить — поживать, добро наживать» [4].
«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.
Затем мы приступили к практической части нашей работы. Нами было проведено анкетирование среди учащихся параллели 5 класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой» воде?»
На вопросы анкеты отвечали 136 человек.
Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Иван- мужицкий сын» (3 чел.), «Царевна-лягушка» (6 чел.), «Иван — царевич и серый волк» (23 чел.). Встречались ответы «Не знаю». Свою задачу мы видим в том, чтобы напомнить учащимся параллели 5 класса уже известные сказки и познакомить с другими сказками.
Действие «живой» воды — исцеление — указали 36 человек.
Действие «мертвой» воды:
- убивает — 44 человека,
- заживляет раны- 7 человек.
На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 87 человек, отрицательно — 45 человек.
Рецепты использования «живой» и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:
Алина: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».
Дарья: «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».
Михаил: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».
В ходе проведенных исследований мы получили следующие результаты:
«Живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Продуктом нашей работы является сказка, которую мы сочинили «Живая и мертвая вода» и сняли по ней пластилиновый мультфильм. Этот мультфильм мы предлагаем Вашему вниманию.
Литература
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. М.: 2007, с. 207.
- Русские народные сказки. М.: 2005г.
- 4.Сборник сказок «Любимые сказки». М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
- Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002.
1
Вода в сказках.. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
2
В некоторых сказках вода представляет собой грозную стихию, а в других, наоборот, помогает героям произведений. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
3
У Пушкина в «Сказка о Царе Салтане», жертвы клеветы –мать и ребёнок, помещены в бочку и брошены в море.Но море пожалело их и выбросило бочку на берег. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
4
«Ты, волна моя, волна? Ты гуллива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
5
Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. В сказке Г, Х. Андерсена «Русалочка» дом главного героя – море. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
6
В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе. И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему… Вода спасла его, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
7
В народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя. «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком». ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
8
В русской народной сказке» Гуси – лебеди» девочке помогает молочная река. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
9
– Речка-матушка, спрячь меня! – Выпей моего молочка! Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
10
А вот пример из литовского фольклора. В сказка «Ель- королева ужей» главная героя выходит замуж за ужа и спускается в его жилище – подводный замок. Только здесь она была по- настоящему счастлива. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
11
«Гостите не дольше девяти дней, а на десятый возвращайтесь! Выходи на берег с детьми без провожатых и покличь меня: Если жив ты, муж мой верный, Брызнут волны белой пеной, Если помер пеной красной…» ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
12
А из сказки Петра Ершова «Конек- Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя –Ивана. Вот конек хвостом махнул, В те котлы мордой макнул, На Ивана дважды прыснул, Громким посвистом присвистнул. На конька Иван взглянул И в котел тотчас нырнул, Тут в другой, там в третий тоже, И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать! Вот он в платье нарядился, Царь-девице поклонился, Осмотрелся, подбодрясь, С важным видом, будто князь. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
13
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк», вода помогает воскресить главного героя. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану –царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван- царевич ожил. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
14
Из «Сказки о волшебной водице» узнаем, что вода может мирить людей. «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая! ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
15
И в заключении можно сказать, что тема воды в народных сказках, авторских сказках занимает огромное место. Она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных героев, соответственно, наказывает. ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
16
Источники информации. an/ an/ ©Elena Kiseleva, Visagino Geriosios vilties secondary school
Содержание
- Вопросы о воде
- Какая вода имела целительные свойства в русских народных сказках
- Сказка- ложь, да в ней намёк.
- Русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:
- Вода «живая» и «мёртвая» в русских народных сказках (исследовательская работа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Вопросы о воде
Сайт о воде, вопросы и ответы — все, что вы хотели спросить про воду.
Какая вода имела целительные свойства в русских народных сказках
С самых давних времен люди догадывались, что самое распространённое вещество на Земле — вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Но пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.
Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства.
В каких же русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила?
Сказка- ложь, да в ней намёк.
«Сказка — ложь, да в ней намёк…» — говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.
Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте.
А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать». Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека.
Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.
Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника.
Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода — это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные.
По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.
Русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:
• «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
• «Иван и чудо — юдо»
• «Иван — мужицкий сын»
• «Царевич Иван — Горох»
• «Иван — царевич и Серый волк»
• «Медное, серебряное и золотое царство»
В русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду.
Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого.
Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из — за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок.
Так, в русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна». …Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана — царевича серебро почернело. — Ах, — говорят они, — видно, беда приключилась! Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон — за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мертвою водою — тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: — Ах, как я долго спал!»
«Иван- царевич и Серый волк». Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком: — Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван — царевич ожил. — Ох, крепко же я спал!
Источник
Вода «живая» и «мёртвая» в русских народных сказках (исследовательская работа)
Люди издревле догадывались, что самое распространённое вещество на Земле — вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_nauchno.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской научно- практический марафон
«Шажок в науку. Юниор»
Вода «живая» и «мёртвая»
в русских народных сказках.
2 «Б» класса МОУ «СОШ №226»
классов МОУ «СОШ №226»
Малькова Елена Александровна
Глава 1. « Сказка- ложь, да в ней намёк…»
Глава 2. « Чудеса, да и только!»
Люди издревле догадывались, что самое распространённое вещество на Земле — вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.
Обоснование актуальности темы:
Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства. Я решил исследовать, в каких русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила.
-выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство.
— сходить в библиотеку и найти необходимую литературу;
— обратиться к родителям за помощью сбора информации в Интернете;
— хорошо подумать и осмыслить собранный материал.
«Живая и мёртвая вода в русских сказках обладают волшебными свойствами».
Методы исследования: анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), изучение литературы, сопоставление и анализ собранного материала.
Объект исследования: русские народные сказки.
« Сказка- ложь, да в ней намёк…»
«Сказка — ложь, да в ней намёк…» — говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.
Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте. А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать».
Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.
Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода — это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.
«Чудеса, да и только!»
1. С помощью анкеты мною были опрошены 23 одноклассника. На вопрос, знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде, ребята назвали следующие сказки:
— «Иван- царевич и Серый волк» — 11 учеников (47%);
— «Марья Моревна» — 3 ученика (13%);
— «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» — 1 ученик (4%).
Других ответов дано не было.
Ответ на вопрос «Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?» был близок к верному только у двух человек (2%).
Проанализировав анкеты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), я увидел, что мои одноклассники знают мало сказок о воде и не имеют представления, в чём же заключается её волшебная сила.
2. В городской и школьной библиотеке я нашёл необходимые мне для исследования русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
- «Иван и чудо — юдо»
- «Иван — мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван — Горох»
- «Иван — царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство».
3. Ознакомившись с собранным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из — за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок. Так, в русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна»
…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана — царевича серебро почернело.
— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон — за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою — тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!»
«Иван- царевич и Серый волк».
Лежит Иван — царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван — царевич ожил.
— Ох, крепко же я спал!
Чудеса, да и только!
В результате проделанной работы я пришёл к выводу , что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу: «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: «Художественная литература», 1984.
Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4- 6 кл.- М.:
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки
Submitted by Ola on вс., 09/08/2009 — 23:03 Книги и архивы миф мифология сказка
Сборник сказок « Любимые сказки».- ЗАО « Славянский дом книги»,
Сборник сказок « Русские народные сказки». – ЗАО « Фирма СТД», 1999.
Словарь Славянской Мифологии (Дом Сварога) http://www.pagan.ru
Copyright © 2006-2010, Золотая Формула.
Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.- СПб., 2005, с.65-68
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПБ., 1892. т.12, с.748-749
Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: « Педагогика»,1988.
Дорогой друг! Прошу тебя принять участие в опросе и ответить на следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде? Напиши их название.
2. Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?
В анкетировании принимали участие — 23 человека.
1. Назвали сказки:
- «Иван- царевич и Серый волк» — 11 учеников (47%);
- « Марья Моревна» — 3 ученика (13%);
- « Сказка о молодильных яблоках и живой воде» — 1 ученик(4%).
Других ответов дано не было.
2. Близки к правильному ответу только 2 ученика (8%).
Сказки, в которых упоминается о «живой» и «мёртвой воде».
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
- «Иван и чудо — юдо»
- «Иван — мужицкий сын»
- «Марья Моревна»
- «Царевич Иван — Горох»
- «Иван- царевич и Серый волк»
- «Медное, серебряное и золотое царство»
Вода «живая» и «мёртвая»
в русских народных сказках.
Обоснование актуальности темы:
Все дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде.
Я спросил у одноклассников и родителей:
— В каких русских народных сказках встречается упоминание о воде?
— В чём волшебство воды?
Выяснилось, что мои друзья знают много сказок, но про воду затруднились назвать. Я решил им помочь.
-выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство.
Для достижения поставленной цели, я обозначил для себя задачи :
— сходить в библиотеку и найти необходимую литературу;
— обратиться к родителям за помощью сбора информации в Интернете;
— хорошо подумать и осмыслить собранный материал.
В ходе ознакомления с полученной информацией была выдвинута гипотеза :
«Живая и мёртвая вода в русских сказках обладают волшебными свойствами».
Результатом работы стали подбор материала и слайд- презентация.
Ознакомившись с собранным материалом, я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из-за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть.
Отрывки из сказок, где упоминается «живая» и «мёртвая» вода.
В русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»
Из сказки «Марья Моревна»
…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана — царевича серебро почернело.
— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон — за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою — тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!»
Сюжет из сказки «Иван- царевич и Серый волк».
Лежит Иван- царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
— Ты лети — ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван — царевич ожил.
— Ох, крепко же я спал!
В результате проделанной работы я пришёл к выводу, что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу : «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».
Источник