Какие части можно выделить в сказке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа» Литературное чтение.  2 класс Композиционные части сказки Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»

Литературное чтение. 2 класс

Композиционные части сказки

Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна

Доводи начатое дело до конца.

Доводи начатое дело до конца.

Сказки о животных Бытовые сказки Волшебные сказки

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

Законы волшебных сказок Борьба добра и зла. Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.) Сказочные числа, повторы. Волшебные предметы. Положительные и отрицательные герои Особая композиция

Законы волшебных сказок

  • Борьба добра и зла.
  • Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)
  • Сказочные числа, повторы.
  • Волшебные предметы.
  • Положительные и отрицательные герои
  • Особая композиция

Как строится сказка присказка Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. зачин основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет

Скоро сказка сказывается,

да не скоро дело делается

Ритмически организованная прибаутка,

предшествующая зачину в сказках.

зачин

основная часть

концовка

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Как строится сказка  присказка    В некотором царстве, в некотором государстве … зачин Жили-были … Зачин – начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке  основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

В некотором царстве,

в некотором государстве …

зачин

Жили-были …

Зачин – начало сказки, он бывает

различным (коротким или длинным).

Зачин рассказывает о том,

где происходило действие, когда и

какие герои будут в сказке

основная часть

концовка

Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Как строится сказка присказка зачин Ключевые события:  - странствие героя;  - встреча героя  с друзьями и врагами;  - бегство, погоня;  - победа героя  и т.д. основная часть концовка

Как строится сказка

присказка

зачин

Ключевые события:

— странствие героя;

— встреча героя

с друзьями и врагами;

— бегство, погоня;

— победа героя

и т.д.

основная часть

концовка

Как строится сказка присказка Концовка – это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но еще чаще и обращение к слушателю, или рассказ сказочника о самом себе. зачин основная часть концовка И я там был, мед-пиво пил. И стали жить-поживать и добра наживать

Как строится сказка

присказка

Концовка – это последние слова сказки,

завершение, рассказ о том,

чем закончилась история,

рассказанная сказителем,

но еще чаще и обращение к слушателю,

или рассказ сказочника о самом себе.

зачин

основная часть

концовка

И я там был,

мед-пиво пил.

И стали жить-поживать

и добра наживать

Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Концовки

  • Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
  • А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
  • Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
  • Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  • Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
  • Стали жить-поживать – добра наживать.
  • И сейчас живут – хлеб жуют
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня я сумел…

Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел…

Назови героя сказки «Никита Кожемяка»

Назови героя сказки

«Никита

Кожемяка»

Назови героя сказки «Кощей  Бессмертный»

Назови героя сказки

«Кощей

Бессмертный»

Назови героя сказки «Василиса  Прекрасная»

Назови героя сказки

«Василиса

Прекрасная»

Назови героя сказки - Злосчастие» «Горе

Назови героя сказки

— Злосчастие»

«Горе

Назови героя сказки «Иванушка - дурачок»

Назови героя сказки

«Иванушка

— дурачок»

Назови героя сказки «Жар - птица»

Назови героя сказки

«Жар —

птица»

Назови героя сказки «Гуси - лебеди»

Назови героя сказки

«Гуси

— лебеди»

Назови героя сказки «Баба   Яга»

Назови героя сказки

«Баба

Яга»

Медведь Заяц Щука

Медведь

Заяц

Щука

Волшебные предметы

Волшебные предметы

Схема волшебной сказки 1. Нарушение запрета. 2. Испытание. 3.Поиски помощников, спасительной магии. 4. Борьба со злыми силами. 5. Спасение.

Схема волшебной сказки

1. Нарушение запрета.

2. Испытание.

3.Поиски помощников, спасительной магии.

4. Борьба со злыми силами.

5. Спасение.

Художественные приемы, используемые в сказках 1.Постоянные эпитеты 2.Сравнения 3.Троекратные повторы

Художественные приемы, используемые в сказках

1.Постоянные эпитеты

2.Сравнения

3.Троекратные повторы

Сочинить волшебную сказку Задания по выбору Составить кроссворд «В мире сказок» Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

  • Сочинить волшебную сказку

Задания по выбору

  • Составить кроссворд «В мире сказок»
  • Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

1.3.1. Общая схема сюжета

Исходным в схеме сюжета,
или в последовательности разворачивания
сказочного события, является определенный
порядок испытания в сказке. Сказка
состоит из трех испытаний: провокация,
или испытание-завязка; служба, или
центральное испытание, повторяемое
трижды;
возвращение, или отпускающее испытание.
Три испытания делят сказку
на три этапа. Каждый этап состоит из
двух фаз. Получается схема сюжета из
шести шагов.

1.
Провокация антагониста. Немотивированный
отъезд парня (мир посмотреть),
кража яблок, листьев, нападение
старика-карлика с
бородой на друзей,
похищение невесты…

  1. Развилка. Камень с надписью
    на дороге, спуск в подземелье. Смысл в
    разделении братьев, друзей, попутчиков.
    Развилка задает тип и расположение
    дома противника. Развилка обосновывает
    то, что это место достижимо только
    младшим братом…

  2. Служба. Помощники. Собственно
    волшебное ядро, состязание, но
    до этого герой приобретает помощников,
    соответствующих будущему
    испытанию.

  3. Возвращение. Погоня, птица,
    выносящая героя из подземелья за
    спасение птенцов. Смысл возвращения
    связан с очищением.

  1. Неудача в возвращении.
    Срезан аркан, братья убивают, калечат.
    Предпосылка второго круга службы,
    возврат к новой развилке как второй
    круг.

  2. Возмездие. Герой приезжает.
    Не узнан. Устраивает состязание. При
    его приезде добытые им вещи радуются.
    Бывшие друзья еще делят добычу, сами
    себя наказывают.

Алгоритм
развертывания сказки имеет форму цепи:
1–2–3–4–5–6. Пятый элемент может стать
первым, тогда схема сказки становится
такой:
1–2–3–4–5–1–2–3–4–5–6. Например, сюжет
путешествия в колодец: после того как
герой отправляет последнюю принцессу
наверх, та предупреждает его, как
выбраться. Братья срезают веревку, упав,
он ждет барана, но садится не на того.
Баран его уносит в подземный мир. Герой
убивает дракона. Царь подземного мира
предлагает свою дочь. Герой отказывается
жениться на подземной принцессе. На
птице он вылетает из подземелья.

Баран
становится развилкой последнего типа.
Сказка приобретает черты двойного
круга. Возможно, это художественный
прием. С позиции ритуального
возрастного прототипа это совпадает с
формой разделения сказки на сказку о
парне и мужике.

Богатство
сюжетных форм новой волшебной сказки
связано с фантазией
сказочников, совпадение этих новых форм
с ритуалом заложено воспроизведением
в сказке существенных механизмов и
структур самого
ритуала. Тем не менее сказка часто
искажает намеченную структуру сюжета.
Подвижным являются первое и особенно
третье испытание.

1.3.2. Система действия в сюжете

Первоначальное
испытание героя волшебной сказки связано
с провокацией
антагониста и противника.

Типы провокаций.
Ночная потрава коня на поле (конь, черт),
ночное
похищение яблонь с дерева жар-птицей;
похищение братика или
детей; смерть родителей; смерть или
пленение детей; слух о прекрасном
супруге; простое стремление к путешествию;
болезнь отца и необходимость
достать «молодильные яблоки».

Второе испытание в сказке
связано с развилкой. Развилка является,
во-первых, местом расставания братьев,
и она обосновывает подвиг
младшего брата, совершенный в одиночестве;
во-вторых, развилка –
это место перехода в другой мир, что
определяет ее форму.

Виды
развилок.

Камень, на котором надпись: «пойдешь
туда, жизнь
потеряешь…». Вход в потусторонний мир
в виде трещины, колодца, ямы, куда
спускается младший брат. Старик (старуха),
который встречает братьев, и только
младший с ним делится едой и рассказывает,
куда едет.

Развилка
оборачивается.
Если в пути парень, то встречный волшебник
принимает неуклюжий вид, и только герой
делится, жалеет его,
за что получает волшебную помощь. Если
братья в доме, то карлик или дедок
приходит к ним. Им надо отказать, иначе
они неожиданно
захватывают богатыря и едят приготовленную
им еду. В пути
надо поделиться, а дом – уберечь.
Аналогично в сюжете о калеках: сестра
теряет огонь и идет к ведьме, огонь за
кровь; ведьма посещает ее, та болеет.

Таким
образом, развилка – это не столько
расходящиеся пути в дороге,
сколько адекватный выбор в контакте с
чуждым.

Служба осуществляется с помощниками.

Виды помощников

Сверхпомощники
(видит далеко, стреляет без промаха, ест
неограниченно,
не может согреться, не может напиться,
бегун, слышит
далеко…).

Звери-помощники

1 – набор хищников: ворон, медведь,
орел, волк; домашние животные: собака,
кошка; змея или лягушонок («Волшебное
кольцо»).

2 – свойства животных: льва, собаки,
муравья и ворона.

3 – набор животных, способных достать
предмет: рыба-кит, выдра, ворон, муравей,
рак.

Небесные
помощники (Солнце,
Месяц, Ветер). Эти помощники или мужья
сестер героя, или братья жен. В первом
случае сестра прячет брата и спрашивает
мужа, что бы сделал, если бы кто-то из ее
родных пришел. Муж отвечает, что отца
бы убил, а брата приветил,
после чего сестра зовет брата;
жена
или невеста-помощ­ница;
кони-помощники;
волк
(«Сказка о сером волке»). Варианты, в
которых волк просит после свадьбы
отрубить ему голову. Принц удивлен,
отказывается, но волк принуждает, после
чего из его тела вылетает голубь и
признается, что он его дед, которого
осудили быть волком за грехи. Версия
французская, где волк попадает в капкан,
ранит ногу и вместо себя посылает лиса,
своего брата:

Товарищ. Герой
спасает рыб, хлеб кидает в воду, а когда
приходит время в путь, он встречает
юношу, которых просится с ним, помогает
добыть невесту. В невесте, которая не
могла смеяться или говорить, жил змей.
Юноша просит разделить невесту пополам,
змей выползает.

Зверь-сват
(лиса, кот, шакал, в африканской сказке
– антилопа).

Предмет
(шапка или плащ-невидимка).

Возвращение в ряде сказок
вырастает в отдельный сюжет, существуют
сказки, которые акцентированы только
на возвращении, однако возвращение
связано с основным сюжетом.

Виды возвращения. Погоня
ведьмы. Против нее приходится бросать
волшебные предметы. Бегство за счет
скорости коня. Конь противника скидывает
его и убивает. Перелет в мир на птице,
птенцов которой спас герой. Возращение,
несмотря на козни жен побежденных змеев.
Преодоление ловушек (родник, яблоня,
змея у постели в первую брачную ночь;
собака, конь, змея).

Виды возмездия.
Стрельба в воздух из лука, и стрелы
виновного попадают
в него же. Отец наказывает обманщиков.
Выяснение правды происходит на свадьбе,
невеста объявляет при народе, что было…

Итак, схема сказки приобретает
вид тройной петли. В сказке выделяется
несколько точек усиления события:
провокация, служба и возвращение.
Очевидно, что три ступени сказки должны
тесно связываться между собой по
внутреннему смыслу: для этой провокации
– это испытание; для этих провокации и
испытания – это возвращение.

Характер
испытания по его результату в петлях
различен. По характеру
победы можно развести стадию, даже если
она образует отдельную сказку.

В первой петле характерна
неполная победа героя над противником
либо вообще поражение. На первой стадии
герой терпит поражение, частичный успех
может быть только на второй стадии.

Во второй петле герой только
побеждает, причем победа повторяется
трижды.

Третья петля начинается
поражением, а заканчивается реваншем.
Причем поражение оказывается для героя
неожиданным. Это можно
трактовать как зазнайство либо как
предательство ближнего. Прощание
со старым.

Стадия вторая, выделенная
в отдельную сказку, близка по сюжету к
былине: герой побеждает одного противника
за другим.

Такая структура сказки
предполагает следующие закономерности
модификации сюжетов. Во-первых, сюжет
может разбиваться на три ступень и
редуцироваться будет по ступеням. Сказки
могут усиливать или ослаблять одну из
ступеней. В первом случае возможно
превращение отдельной ступени в отдельную
сказку. Во втором случае – сказка с
редуцированной ступенью, состоит из
двух ступеней.

Схема сказки поясняет
оборачивание персонажей. Герой и его
антагонист могут меняться местами
полностью, а могут частично.

В
провокации герой не побеждает антагониста.
Антагонист в завязке
сталкивается с равным по возрасту
противником, побеждает два раза, а в
третий раз уходит от поединка. В испытании
герой побеждает (причем побеждает врага
на его территории), в возвращении герой
побеждает, но с коллизией (терпит
поражение, часто смерть, а потом
побеждает).

Если
сказка увеличивает элемент первой
ступени, то это приведет к непобедимости
героя. Если сказка преувеличивает третий
элемент, то герой будет вначале терпеть
поражение, а потом брать реванш.

Логика
тройственности петли события сказки
сопровождает и манеру
рассказа сказки.

Кроме тройственной петли,
сказка строится через тройной повтор,
который на деле разделен. Первые два
повтора как пробы. В них нет перехода,
герой справляется с испытанием своими
силами и не нуждается в переходе в иной
возраст. Третья попытка отличается
переходом, необходимостью привлечения
помощников. Третий повтор – это
переход, который невозможен в рамках
первых двух. В «Сивке-бурке» с третьего
раза достиг либо допрыгивал в каждом,
но на третий раз допрыгнул до своей
невесты. Бой на мосту: два змея побеждены,
третий бой на
равных. Таким образом, в тройном переходе
механизм перехода между
возрастами – существеннейший элемент
динамики ритуала.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок

28.09.2017

структура сказки

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Похожие статьи:

русские народные сказки

Эпитеты в русских народных сказках

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

  • Какие цели человек должен ставить перед собой сочинение по литературе
  • Какие цели нужно ставить на жизненном пути сочинение обломов
  • Какие цели нужно ставить на жизненном пути сочинение господин из сан франциско
  • Какие цели необходимо ставить на жизненном пути итоговое сочинение аргументы
  • Какие цели надо ставить на жизненном пути сочинение