Какие человеческие пороки высмеивает чехов в рассказе толстый и тонкий


6

Что высмеивает Чехов в рассказе Толстый и тонкий?

12 ответов:



12



0

В рассказе Чехова «Толстый и тонкий» мы наблюдаем ситуацию, когда встретились два старых друга. Один из них мелкий чиновник, а другой чин высокого ранга. После узнанного мелкий чиновник несмотря на дружбу начинает пресмыкаться перед высоким человеком. Он сразу переводит все на служебное почтение. Спросите себя, где вы такое видели, чтобы друг узнав о богатстве и достижениях товарища начал говорить с ним на ВЫ. Так вот в данном рассказе именно это и происходит.

Чехов в этом рассказе высмеивает чинопочитание, подхалимство и пресмыкание. Толстому, то есть высокому чину становится даже противно и стыдно за своего друга. Вскоре он удаляется от него.



4



0

Какие пороки высмеивает Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

Ситуация вроде обыденная: встретились неожиданно два приятеля, дружившие еще с гимназии.

Оба искренне рады встрече, разговор предполагает душевность и простоту.

Но как только тонкий узнает, каких высот в службе достиг толстый, то моментально теряется, изменяется в лице, начинается лицемерие, чинопочитание.

Ситуация становится невыносимой для толстого, не считавшего свое положение помехой для дружеского общения, и он уходит, но все же пожимает на прощание руку тонкому, застывшему в изумлении.

Чехов высмеивает в лице тонкого его преклонение перед мундиром и притворство.



4



0

А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» высмеивает нравы общества, а именно такой его порок как чинопочитание.

Встретились два школьных приятеля. Обрадовались этой встречи, обнялись. Завели простой дружеский разговор. Но когда тонкий узнал, что толстый занимает более высокую должность, чем у него(толстый-тайный советник, а тонкий-коллежский асессор), сразу же изменился в лице и в своем поведении. Тонкий превратился в покорного раба и стал подобострастно кланяться и глупо хихикать. Теперь он уже видел не человека, а только мундир. Чинопочитание лишило это общение душевности и простоты. Толстому такое чинопочитание очень не понравилось и даже было противно. И бывшие друзья сухо распрощались.



4



0

Антон Павлович Чехов в рассказе «Тонкий и толстый» описывает случайную встречу двух бывших одноклассников,закад­<wbr />ычных друзей. Они с большой радостью расцеловались и завели беседу о временах, когда еще вместе учились… Тонкий (Порфирий) несколько раз представлял свою жену Луизу и сына Нафанаила, они вели себя просто и непринужденно.

Это длилось ровно до того момента, как тонкий узнал о том, что Михаил (толстый) дослужился до тайного советника. Порфирий весь съежился, у Нафанаила даже фуражка упала, а у жены Луизы вытянутое лицо стало еще длиннее… Порфирий мгновенно изменился — подхалимство, притворство, чинопочитание просто выплеснулись наружу. Михаил пытался это остановить, но поняв, что это бесполезно — быстро распрощался с товарищем. Высокий пост не испортил Михаила, а вот Порфирий, несмотря на то, что не достиг высот, стал неприятным человеком.

В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивал чинопочитание, подхалимаж, лицемерие, лукавство, раболепство перед высокой должностью.



3



0

Сатирический рассказ Чехова «Толстый и тонкий» повествует нам о случайной встрече двух старинных друзей детства, причем оба были рады видеть друг друга. Они даже расцеловались при встрече. Тонкий, Порфирий, представил товарищу свою жену и ребенка, а далее друзья вели непринужденный простой разговор.

Порфирий вспоминал смешные прозвища, которые им дали в гимназии, а после этого поведал «толстому» Михаилу о том, что работает коллежским асессором. Статус Михаила оказался выше: он уже дослужился до тайного советника и эта новость произвела на Порфирия ошеломляющее впечатление.

В мгновение ока он из друга детства превратился в человека раболепствующего перед вышестоящими персонами. Он весь съежился, стал называть приятеля исключительно «вашим превосходительством»­<wbr />, отказался от простого дружеского тона и перешел на сухой деловой язык. Михаилу такие изменения в поведении старинного друга не понравились, он посчитал это омерзительным, поэтому быстро откланялся и расстался с приятелем.

Чехов в своем рассказе показывает зависимость простых «маленьких» людей от социального статуса. Он высмеивает людей, которые пресмыкаются перед высокой должностью и одновременно теряют свое «Я». Рассказ Чехова — это беспощадная критика рабской философии маленьких чиновников, которые по собственной воле унижаются и угодничают перед людьми с более высокой должностью.



2



0

Чинопочитание.

Встретились два бывших одноклассника.

Один состоялся в жизни,другой весьма скромен.

И вот не совсем состоявшийся,»тонкий»,узнав,в каком звании состоит «толстый», теряется,унижается,конфузится.



2



0

Чехов высмеивает чинопочитание. Оно безобразно само по себе, а особенно тогда, когда его никто не ждет.

Миша (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был искренне рад встретиться с давним товарищем, с которым давно не виделся и когда-то был на равных. Однако чинопочитание лишает это общение душевности, простоты; Порфирий видит в человеке не личность, а только мундир.

Это заставило Михаила отвернуться от давнего друга. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8 класса, но и товарища по гимназии.



2



0

В рассказе «Толстый и тонкий» автор высмеивает такой порок, как подхалимство. До того, как Тонкий не узнал, какой чин занимает Толстый он нормально с ним разговаривал, но как только он об этом узнал, в его голосе тут же появились подхалимские нотки, он стал угождать своему товарищу. Его речь стала подобострастной, он сразу же перешел на «Вы». Со стороны это все выглядело очень омерзительно и некрасиво.

Толстому это очень не понравилось, ведь он хотел просто по-дружески пообщаться, он не ожидал, что к нему начнут подлизываться и пресмыкаться, ведь он прежде всего видит в Тонком бывшего товарища, а не мелкого чиновника.



2



0

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» написаны в сатирической манере.

В нем мы видим, как встречаются два давних знакомых. Тонкий, не зная кем стал бывший однокашник, показывает себя, хвалится. Но потом все меняется, как только тонкий узнает, что толстый (Михаил) занимает чин выше его.

Автор в произведении «Толстый и тонкий» высмеивает в подхалимство, чинопочитание, заискивание и лесть. Здесь мы видим, как поклоняются статусу или чину, а не самому человеку или его поступкам. Чехов хочет показать читателям, как это выглядит со стороны, насколько это противно смотрится. Можно увидеть, как душевный и приятный разговор переходит в заискивание и лесть.



1



0

Мне кажется, что в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает не столько своего тонкого героя, сколько вообще положение дел в обществе, когда о человеке судят прежде всего по тому положению, должности, которую он занимает. Личные качества любого человека в таком обществе отходят на второй план. Он может быть сколь угодно добрым и прекрасным душой, умным и образованным, но если у него нет чина, то для общества он никто.

Это общество винтиков, в котором каждому человеку строго прописано определенное место, которое он должен занимать. В этом обществе нет места простым человеческим отношениям, а есть только служебные. И конечно в таком обществе нет места старой дружбе.

Писатель высмеивает в рассказе чинопочитание, преклонение перед статусом, лизоблюдство, пресмыкание, самоунижение. Он показывает, как мелок может быть человек, который не знает ничего, кроме службы.

И одно только утешает меня в этом рассказе — это понимание того, что дети все еще остаются детьми и между ними еще возможно дружба. Хотя даже сын тонкого и тот заражен дурной болезнью поклонения должности.



1



0

В этом рассказе, кто помнит, идет речь о встрече двух одноклассников. Один из них очень богат и состоялся в жизни, так как занимает высокий пост, а другой обычный человек и мало чего добился в жизни. В итоге же тот, который не очень успешен в жизни, когда узнает о том, что другой занимает столь высокий пост, сразу же меняется в лице и начинает вести себя совершенно иначе, хотя поначалу он общался с ним, как с обычным приятелем. То есть высмеивает автор такие качества, как подхалимаж, хвастовство, унижение, лесть, нечестность, притворство и так далее. Ведь это часто встречается в реальной жизни, когда люди специально стараются втираться в доверие и унижаться перед своими друзьями и знакомыми, которые занимают высокую должность, чтобы те им в чем-либо помогли. Выглядит это конечно очень некрасиво и неприятно. В общем общаются с человеком только из-за того, что им что-то нужно, а когда вдруг те теряют эту должность, то перестают общаться, так как поиметь они уже от этого человека ничего не могут, то есть человек становится бесполезен.



0



0

В произведении Чехова — «Толстый и тонкий» автор высмеивает подхалимство и хвастовство. Данные черты человеческого характера очень часто встречаются в повседневном мире. Чиновник, «Тонкий» Порфирий когда узнал что его давний товарищ дослужился до высокого чина изменился в своем отношении по отношению к нему. Он начал унижаться перед ним, аж «затошнило». Благодаря этому произведению,я понял что нужно держаться достойно. Похоже ведут себя члены семьи «тонкого», а именно — жена и сын.

Читайте также

В рассказе Чехова «Налим» мы наблюдаем как несколько здоровых мужиков целый день пытаются извлечь из водоема налима. Действующих лиц становится всё больше и больше, но рыбину достать так и не удается. Даже барин, присоединившийся к рыбной охоте, не сделал её результативной.

А в это время мы видим брошенное пастухом стадо, которое забрело в господский сад. Купальня так и не достроена, поскольку плотники занимались несвойственной им работой.

Чехов в своем рассказе высмеивает самоуверенных людей, которые считают себя компетентными в любом деле. Такие люди начинают действовать в полной уверенности в том, что справятся с любой задачей. В результате основная работа не сделана, а время потеряно.

Автор учит читателей не отвлекаться на посторонние дела до тех пор, пока не будет выполнена основная работа. Каждый должен заниматься своим делом — только тогда будет получен положительный результат.

Проведем анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий».

Рассказ этот относится по жанру к юморескам, то есть описывает отдельный смешной случай.

Главными героями рассказа являются два школьных приятеля, друга детства, которые случайно встречаются на вокзале.

Один из них толстый и зовут его Михаил, второй тонкий и едет с женой и сыном — Порфирий. Встреча друзей сперва оказывается радостной и эмоциональной. Они вспоминают прошлое, вспоминают гимназию и свои проделки. Когда речь заходит о службе, выясняется, что Порфирий всего лишь коллежский асессор, а толстый — тайный советник.

Узнав об этом Порфирий бледнеет и начинает лебезить перед другом.

В этом рассказе Чехов высмеивает чинопочитание, которое для многих становится основой жизни — это основная тема и проблема этого рассказа.

Основная идея этого рассказа в том, что простые человеческие отношения оказались заменены системой определенных общественных отношений.

К рассказу А.Чехова можно сложить план таким образом:

  1. Встреча друзей.
  2. Вспоминания о школе.
  3. Неожиданная новость.
  4. Странное поведение Тонкого.
  5. Реакция Толстого на поведение Тонкого.
  6. Друзья расходятся.
  7. Все были приятно ошеломлены.

В произведение А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» две страницы, крупным шрифтом три — четыре. Произведение очень маленькое, зато много информативное. Рекомендую к прочтению, времени на прочтение займет минимум. Поучительная история людей.

Антон Павлович Чехов непревзойденный мастер именно очень коротких рассказов и новелл. И вот рассказ «Хамелеон» и является ярким примером его мастерства.

Когда читаешь этот рассказ, то кажется, что его герои живут и сейчас в современной России.

Антон Павлович Чехов Как будто видит, то , что происходит и сегодня в нашей стране. И становится действительно очень грустно, когда автор высмеивал ложь, грубость, трусость, лицемерие, наглость и тем более заискивание слабых перед сильными, властными и богатыми.

А как много Очумеловых в современной России, которые уверенно чувствуют себя в своей должности и используют ее на свое благо и у них не хватает ума, чтобы спрятать концы и когда их сажают, они просто удивляются.

Урок по рассказу А.П. Чехова “Толстый и тонкий”

Тема: обличение отрицательных человеческих качеств в рассказе А. П. Чехова «Толстый и Тонкий»

Цели урока:

1. Предметные:

Выявляют особенности чеховского стиля.

Обращаются к элементам анализа текста.

Вдумчиво читают.

Владеют техникой наблюдения над художественным текстом.

2. Личные:

Воспитывают интерес, любовь к чтению.

3. Метапредметные:

Развивают языковое чутье и устную речь.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Вступительное слово учителя. Урок начинается с обмена впечатлениями о прочитанных рассказах А.П. Чехова. Затем учитель сообщает тему и цель урока. Любое произведение начинается с названия заглавия. Учитель предлагает открыть сборники рассказов Чехова и прочитать в оглавлении книги названия рассказов. По мнению писателя, заглавие — это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. Ребята обращают внимание на наиболее интересные названия. В ходе беседы выясняется первая особенность юмористических рассказов Чехова: простое, предельно краткое заглавие рассказа.

ΙΙΙ. Анализ рассказа.

Текст рассказа расчленен на 5 частей: экспозиция — изображение времени, пространства и действующих лиц;завязка; развитие действия; кульминация; развязка). Ученики работают по группам. На каждую группу выдается кусочек текста и они должны проанализировать текст и соединить все его кусочки воедино. Ученики должны обосновать по каким признакам они определили к какой части рассказа относится тот или иной фрагмент. Сначала выступает группа, которой достался определенный кусочек текста, затем остальные группы высказывают свое мнение. Это позволяет работать всем сразу, сосредотачивать свое внимание на изучаемой теме.

Учитель дает ученикам историческую справку о пространстве и времени. Место действия — вокзал Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги — то есть где-то на пути между двумя столицами России — Санкт-Петербургом и Москвой. Естественно, что среди пассажиров было всегда много богатых и влиятельных людей. Учитель дает обоснование исторической эпохе, что позволяет лучше ориентироваться в тексте при его анализе.

После того, как сложены все кусочки текста и кратко проанализоровано их содержания можно перейти к подробному анализу текста. Начинать надо с описания встречи двух старых друзей. Ученики отвечают на следующие вопросы:

Кто первый бросается к другу?

Как тонкий называет толстого?

Каково состояние обоих?

Зачитайте монолог тонкого.

Что вспоминает тонкий?

Как задает вопросы толстый?

Что мы узнаем о материальном положении тонкого?

А как обстоят дела у толстого?

Какие изменения происходят с тонким?

Затем ученики должны составить у себя в тетради в виде таблицы сравнительную характеристику толстого и тонкого по следующим параметрам:

внешний вид;

семейное положение;

социальный статус;

поведение;

особенности речи;

Затем ученики вместе с учителем осбсуждают тему хамелеонства в рассказе “Толстый и тонкий”. Тему хамелеонства можно встретить во многих других рассказах Чехова. В рассказе «Толстый и тонкий» хамелеонство «тонкого» передается изменением его тона. В первый раз, еще не зная, с кем говорит, «тонкий» представляет другу детства свою семью: «Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!.. Хо-хо… Детьми были!».

Совсем иначе, дрожащим от «приятного ошеломления голосом», говорит «тонкий», узнав, что его друг — тайный советник. Здесь появляются вводные слова как следствие крайнего смущения. Изменяется тон, появляются незаконченные фразы, официальные обращения, «слово-ерс», и даже смех заменяется робким хихиканьем! «Я, Ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно оказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с!”

ΙV. Подведение итогов урока.

Ученики отвечают на следующие вопросы:

чем закончился рассказ?

почему рассказ называется «Толстый и тонкий»? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова?

что смешно, а что грустно в рассказе А. П. Чехова?

Слово учителя: Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Антон Павлович научился писать кратко. Короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, четким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имен и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов и наполненностью юмором и бодростью.

V. Домашнее задание. Прочитать рассказ “Смерть чиновника”

1. Кого вы считаете главным героем рассказа Чехова “Толстый и тонкий” и почему?

2. Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?

3. Над какими проблемами заставляет нас задуматься А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

В чеховском юморе – истинный смех сквозь слёзы. Большинство его рассказов имеют ярко выраженный сатирический характер.

Писатель обличает и высмеивает отрицательные человеческие качества: раболепство.

беспринципность, отсутствие порядочности и благородства,

чинопочитание, приспособленчество, невежество.

В этом рассказе Чехов показывает , как сословное неравенство людей, их социальное положение мешает естественному человеческому общению, ставит человека в позу унизительной зависимости от чина и звания настолько, что под воздействием страха он забывает о своем достоинстве, принимает роль винтика в иерархии сословных отношений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

— Предположите, почему рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» можно назвать вечным?

 — Начнем с названия.

Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?

(создание комической пары, антитеза)

Как вы думаете, кто будет главными героями этого рассказа «Толстый и тонкий»? 

Учитель: А теперь я предлагаю вам поиграть в «Ассоциации». Каким вы себе представляете толстого? А тонкого? (Учащиеся выдвигают свои предположения) А теперь давайте посмотрим, какими их изобразил А.П. Чехов. 

Осмысление содержания. 

1) Экспозиция рассказа. Создание образов главных героев (начало рассказа)

Учитель: «Работаем парами по рядам. Задание 1 вар: «Создайте словесный портрет тонкого в начале рассказа  и внесите его в рабочую карту» Задание 2 вар: «Создайте словесный портрет толстого в начале рассказа  и внесите его в рабочую карту»

Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).

Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

Какие чувства испытывают герои при встрече?

 Физминутка

1). Представьте себя героями рассказа,  1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой  попробуйте изобразить радость вашей встречи.

2) 1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

   2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

 Учитель: «А теперь Давайте подслушаем разговор наших героев»

2)Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Ну, как живешь, друг?…Две звезды имею»

Учитель: «Итак, тонкий узнал что его друг дослужился до тайного советника.

( На проекторе – «Табель о рангах». Поясняю учащимся социальное положение  героев. Тайный советник — чин 4 класса, которому в армии соответствовало звание генерала, поэтому тонкий и обращается к толстому «ваше превосходительство». Сам же тонкий  всего лишь коллежский асессор, чиновник 8 класса)

 — Как вы думаете, что почувствовал тонкий в этот момент, когда узнал, что толстый — генерал? Аргументируйте свою точку зрения. А теперь посмотрим, изменились ли наши герои после этого известия 

3) Сравнительный анализ героев после  кульминации

Учитель объясняет, что работать нужно в паре

1 задание. Прочитайте, какие глаголы использует автор, чтобы описать внутреннее состояние героев? Предположите, что же почувствовал тонкий ,когда узнал, что толстый дослужился до генерала?

  2 задание. Опишите мимику толстого и тонкого. Какие чувства героев она выражает?

 3задание. Сравните знаки препинания в диалоге в первой и во второй части. Какие знаки в конце препинаний автор использует чаще? Почему? 

4 задание Как герои обращаются друг к другу?

Выводы по анализу образов.

— Изменились герои рассказа?

-Кто же изменился больше: толстый или тонкий? Почему?

— Предположите, что было бы, если бы герои поменялись чинами?

— Так что же испортило встречу двух друзей?

Чем отличается речь тонкого?

Определите кульминацию произведения.

Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

Почему толстый ничего не возразил и ушел?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)

Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)

 — Над какими же  проблемами  заставляет нас задуматься А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»? (вопросы добра и зла, социального неравенства, человеческого непонимания и взаимоотношений)

— А сейчас эти проблемы существуют? Значит, их можно назвать вечными! И эти вечные проблемы и мечты и надежды   словно узоры вплелись в один маленький рассказ. А нам с вам удалось их разгадать.

Домашнее задание. Задание по вариантам: 1 вар — синквейн « Толстый», 2 вар – синквейн «Тонкий».

Самооценка.

logo

  • Что высмеивает Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      lennonhunt145

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    4 минуты назад

    Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    3/6 Килограмма это сколько граммов?

  • algebra
    Алгебра

    9 минут назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    14 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    34 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека. 

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чем рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

  1. История написания рассказа «Толстый и тонкий» началась с сугубо развлекательного замысла писателя. Изначально сюжет рассказа был исключительно анекдотичным и не нёс в себе какой бы то ни было глубины, стремясь лишь рассмешить читателя, показав встречу двух старых друзей, которая была испорчена неосторожным поступком. Однако в дальнейшем рассказ приобрёл более глубокий смысл, раскрыв нам природу общества и людей: в редакции 1886 года Тонкий стал лебезить перед Толстым просто так, без всякой выгоды для себя, а в предыдущей он встретил в старом друге своего непосредственного начальника.
  2. Данный рассказ автор хотел написать исключительно ради заработка, поэтому он сознательно отобразил комическую ситуацию, которая должна была лишь рассмешить публику. Такие работы издательства того времени принимали охотно и платили за смех щедро. Но истинный творец не смог писать лишь на потребу дня, и последующие правки создали трудности при публикации. Но все же Чехов устроил рассказ в печать, не покривив душой на бумаге ради денег. 

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.  

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий» характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирий коллежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Темы

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

  1. Дружба – Чехов изобразил, как в обществе, где главенствуют чинопочитание, карьеризм, деньги и связи, остаётся всё меньше места для простых человеческих взаимоотношений, вроде дружбы. Взрослые люди, становясь рабами своих должностей, уже не могут общаться, как в былые времена. Поэтому на вокзале Толстый теряет своего друга.
  2. Маленький человек – «Толстый и тонкий» — это не первое произведение, которое делает объектом изучения простого человека, незначительного винтика в государственной машине. Однако по сравнению с другими авторами, у Чехова восприятие маленького человека перешло на новый уровень. Писатель критически смотрит на своего героя, Порфирия, обнажая все недостатки его увечного рабского мышления, его почти инстинктивного желания унижаться перед теми, кто выше него, даже в том случае, если это не необходимо.
  3. Семья — жена и сын Тонкого механически повторяют его повадки, они готовы унижаться вместе с ним, лишь бы приобрести выгоду. Так, семья не только поддерживает человека и делает его лучше, но и тянет на дно, если разделяет его заблуждения.

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

  • Чинопочитание – писатель с отвращением описывает то рабское благоговение, которое испытывает Порфирий перед высокими чинами. Он показывает, как слепое преклонение перед вышестоящими унижает человека. По мнению Чехова, человек заслуживает почитания не за чин, а за реальные дела.
  • Социальное неравенство – Несмотря на то, что Порфирий и Михаил — люди явно разного достатка, Чехов показывает, что социальное неравенство ничего не значит, если люди искренны по отношению друг к другу. По мнению писателя, пропасть между людьми создаёт не разница в доходах, а отсутствие в обществе высокой духовности.
  • Внутреннее рабство – в своих произведениях Чехов часто пытался донести до читателей мысль, что все люди рождаются свободными. Никто не заставлял Порфирия пресмыкаться и лебезить перед Михаилом, однако годы службы и его собственная слабость сделали его тем, кто он есть. Победить раба внутри себя, освободиться от оков общества и стать полноценным индивидом – наивысшая ценность и величайший подвиг, по мнению Чехова.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы. 

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.) 

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев. 

Автор: Михаил Щепин

­Пример сочинения 1

Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» показывает образ «маленького человека», приученного к чинопочитанию и подобострастному отношению к вышестоящим чинам.

Начинается рассказ со случайной встречи на железнодорожном вокзале двоих друзей детства, которые не виделись многих лет. Толстого звали Мишей, а тонкого Порфирием. Толстый первым увидел друга, и с радостными окликами подошел к нему. Друзья, увидев друг друга, обнялись и на глазах их были слезы. Обычная встреча людей, неожиданно встретившихся со своим далеким прошлым, которое обеим им было дорого.

Тонкий был на вокзале вместе со своей семьей, женой и сыном гимназистом. Порфирий знакомит с ними своего друга и рассказывает, что его жену зовут Луиза, сын учится в третьем классе его имя Нафанаил. Порфирий обращается к сыну, и радостно сообщает ему, что встретил друга детства. Ребенок без интереса смотрел на стоящего перед ним человека.

Тонкий рассказывает о себе, что служил два года в департаменте коллежским асессором, получил орден Станислава, на вокзале он был с семьей, потому, что его перевели столоначальником в город, где они с другом и встретились. Пожаловался другу на свой небольшой доход, на то, что ему приходится подрабатывать, делать из дерева и продавать портсигары. Жена его Луиза, дает уроки музыки. Перебиваются, как могут.

Тонкий со своим другом детства разговаривал радостно и непринужденно, они вспоминали далекие, но такие милые для них годы учебы в гимназии. Но поведение тонкого вдруг резко поменялось, после того как он спросив своего друга про его карьеру, узнает, что толстый обошел его на три ранга, и дослужился до статского тайного советника. Порфирий побледнел, и Мише показалось, что из глаз и лица тонкого полетели искры. Улыбка на лице Порфирия, еще пару секунд назад радостная и приятная, вдруг стала широкой и как будто прилепленной. Фигура и так тонкая, стала вся сгорбленная, весь Порфирий как бы уменьшился и сузился. Да и его чемоданы, и все, что было у него в руках, тоже поморщилось!

Сын, услышав о ранге друга отца, сразу застегнул на мундире пуговицы и стал ровно. Жена, у которой подбородок был и так вытянутым, стал еще длиннее. И вдруг неожиданно для Миши его друг стал называть его на «вы», залепетал, а на лице читалась сладость в избытке, и уважительная кислота. Это так не понравилось толстому, что его стало тошнить. Он просил друга опомниться, не вести себя как на приеме у высокого чиновника. Но семья тонкого на слова Миши не обращала внимания. Перед ними стоял в их сознании уже не друг детства, а чиновник большого ранга.

Порфирий, приученный к чинопочитанию, не мог вести себя иначе, он считал себя «маленьким человечком». И такому же поведению он научил своего сына. Хотя перед ним был его друг детства, и у него не было повода для такого поведения. Друг Миша пытался вернуть себе друга далекого детства, но он понял, что это уже не возможно.

Он, отворачиваясь, подал ему руку и ушел.

На примере Порфирия Чехов показывает болезнь общества, приученного к чинопочитанию и смиренности.


Пример сочинения 2Рассказ А. П. Чехова был написан в 1883 году,его представили как юмор, анекдот, но в 1886 году рассказ отредактировали, и он уже был как сатирика, рассказ немного переделали. В первоначальном издании там писалось что толстый начальник, а тонкий подчинённый, но по неизвестной причине решили переписать немного по- другому. Внесённые изменения существенно изменили смысл написанного в первоначальном издании. Благодаря переписанному произведению рассказ стал более понятливым и сатирически острым. Смысл произведения о том что, тут пишется о двух людях разного слоя :толстого, богатого, доброго, сытого, уверенного в себе чиновника и тонкого, среднего класса, недовольного своим статусом, стремящий любым способом попасть наверх. Также рассказ А.П. Чехова заключается в том, что тут высмеивается мышление человека ниже статусом. А. П. Чехов хочет донести до читателя насколько жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Что человек может так просто менять маску общения в угоду собеседника статусом выше, чем у него. Человек может добровольно потерять своё достоинство и свою личность, пресмыкаясь перед вышестоящим по должности.

Так же А. П. Чехов показывает, как богатый не смотря на свою должность, которую он сумел достичь, смог сохранить в себе человеческие достоинства, качества общения с людьми любого статуса. Помнить дружбу, радоваться встрече искренне, не глядя на положение своего друга. Можно подумать, что толстый Миша добродушный и общительный, ему чужды высокомерие и подхалимство. Чего не скажешь о тонком Порфирии и его семье. Можно говорить обо всех троих персонажей этого рассказа как об одном лице. Ведь судя по всему жена и сын смотря на мужа делали точно такие же выводы что и он, глава семейства смог слепить точное подобие самого себя. Вначале рассказа тонкий и его семья вели себя нормально, радовались встрече давних друзей, но после того как они узнали о положении и статусе толстого то тут же моментально меняются и в лице и в разговоре. С уверенностью можно сказать, что положение в обществе для них превыше всего.

Сам тонкий и его семья живут по принципу если человек стоящий перед ними богат то нужно как то выкручиваться, подхалимничать, то есть пресмыкаться перед вышестоящим человеком ведь у него высокая должность, и у них сложилось такое мнение что богатые будут с презрением смотреть на людей ниже их уровня и что всё равно как ни смотри но богатый и бедный это две противоположности. Такого было мнение тонкого и его семьи. Но всё же толстый, Михаил, действительно искренне был рад встрече, ему было без разницы какой статус у его друга, толстый искренне радовался успехам тонкого, и после того как тонкий сменил интонацию разговора на лживый, лицемерный в то же время язвительный тон, тонкий начинает унижаться, съёживаться, буквально за несколько секунд тонкий в глазах толстого стал мелким человечишкой из -за своего поведения. Михаилу настолько стало неприятно, что он не хотел более слушать Порфирия и хотел скорее ретироваться, поэтому он резко попрощался и ушёл.

А. П. Чехов, когда писал этот рассказ хотел, чтоб до людей дошло до чего они докатились в погоне за богатством, в кого они превращаются, писатель ясно обличает все пороки общества, просит читателей задуматься над проблемами социального неравенства и то, как низшие классы пресмыкаются перед высшими чинами. Автор прямо высмеивает нравственную опустошённость общества, самоунижение и полное отсутствие чувства достоинства, ему жаль, что люди так поклоняются материальным ценностям.


Пример сочинения 3

Автор, в рассказе «Тонкий и толстый», насмехается над такими недостатки человека, как лицемерие и привычкой склоняться перед вышестоящими чинами, на примере двух школьных друзей.

Рассказ начинается со случайной встречи друзей детства на железнодорожном вокзале, которые учились вместе в гимназии. Оба были искренне рады, каждый с интересом смотрел друг друга.

Тонкий – худощавый, невзрачный мужчина с кучей чемоданов, картонок и узлов в руках. После дружеских объятий и слез в глазах от радости встречи, Порфирий занял позицию самодовольного отца семейства. Речь его невнятная и торопливая, его выдаёт внутреннее волнение и тревога. Он поражён внешним видом толстого, в его чрезмерных высказываниях слышаться зависть и восторг. Он торопится расхвастаться именитостью жены и достижениями сына. Самолюбие тонкого отразилась и в выборе себе супруги, и в имени сына. Лживость его речи выражается в повторах в процессе беседы, безмолвием жены и легкой напряженностью сына.

«Небось, уже статский? А?». В этом, как бы шутливом, вопросе Порфирия слышится небольшая надежда на то, что Миша с ним примерно одного чина. Ответ приятеля «- Нет, милый мой, поднимай повыше, сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.» — меняет весь ход беседы, наносит тонкому сильный урон. Полностью морально убитый, тонкий на глазах меняется до неузнаваемости и возвращается к начальному состоянию своей души, каким он был от рождения – подхалим и трус. Выражение его лица меняется до неузнаваемости, и всё что он смог – это заикаться и нервно хихикать. Перевоплощение так поразительно раскрывает натуру «тонкого» и его семьи, что дальнейшая беседа приятелей исключена. Обстоятельство описывает упитанного и богатого Михаила с положительной стороны, который как выяснилось гуманнее и проще недовольного своим положением Порфирия.

Тонкий – человек, который занимает невысокое и незначительное положение в обществе, умеющий подстраиваться под людей в зависимости от должности и обстоятельства. Жена и сын являются его зеркалом. Из воспоминаний самого Порфирия выясняется, что в гимназии его задирали, за то, что тот жаловался на всех. Тонкий принадлежит той категории людей, которые прежде всего в других почитают чины, звания, награды, а не личностные качества человека. И самое несправедливое, что это касается  не только знакомых людей, но и друзей.

  • Какие человеческие пороки высмеивает крылов в своих баснях 6 класс сочинение
  • Какие человеческие недостатки осмеяны в сказке журавль и цапля
  • Какие человеческие качества осуждаются в сказке лиса и журавль
  • Какие части сказки бывают
  • Какие части можно выделить в сказке