Какие черты характера главного героя рассказа фетисыч проявляются в его поступках

Вступительное слово

Тема современной деревни стала ведущей в творчестве Б. Екимова. Писать начал с 1965 года (рассказ «Товарищи красноармейцы»), автора интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В. Астафьева, проза писателя «серьезная, вдумчивая», герои — екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Произведения Б. Екимова были отмечены Бунинской премией (1994 год), премией России (1998 год).

Самый великий дар, данный человеку, — чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе. В ёмких по форме и глубоких по содержанию рассказах Б. Екимова предстаёт мир человеческой души.

 — Вся настоящая литература о жизни человеческой.  Других тем в литературе нет, — считает автор.

По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным в большинстве своих рассказов.

Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Фетисыч»

  1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Я подумала: а что бы  сделала я на месте Фетисыча?  Продолжила бы ходить в сельскую школу или всё-таки переехала бы жить в город? Эти и другие вопросы у меня возникли после прочтения  данного рассказа.

     2. В чём отличие описания хутора в начале рассказа и в конце? Какую художественную функцию вкладывает автор в пейзаж?

За окнами школы тянется поздняя ненастная осень, долгие утренние и вечерние сумерки, «сеется мелкий дождь на серые хуторские дома, на раскисшую землю», на серые нахохленные дома. Все сидят по домам. «Тихо на хуторе и пустынно». Так же пустынно и в домах, «чернеющих пустыми глазницами». Состояние природы подчеркивают эту «пустоту и серость» жизни хутора, неслучайно эти эпитеты постоянно повторяются на протяжении всего рассказа. Даже зелень сосняка «угрюмая«».

В рассказе дан пейзаж — символ: сумерки в природе — сумерки в жизни хутора, но в конце рассказа «за окном менялась погода: к рассвету прояснилось, заря вставала»

     3. Какой исторический период отражён в рассказе? Найдите приметы времени, подтвердив свой ответ.

Борис Екимов обращается к эпохе исторического «разлома» в жизни деревни, выпавшего на постсоветское время, 90-е годы. Автор раскрывает драму смены исторических эпох: одни люди оказались на вершине процветания, а другие — в пропасти бесправия, нищеты.

Приметы времени: портрет Шварценеггера на стене;  заборов на главной улице не осталось;  дома «казенные, брошенные»;  «двери да окна в домах брошенных — настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами»; нет клуба уже, разворовали медпункт.

    4. Можно ли отнести рассказ Екимова к явлению «деревенской прозы» и почему?

Творчество Б. Екимова неразрывно связано с течением «деревенской прозы».
Стремление постичь правду истории и через нее исследовать современность; раздумья о судьбе деревни и о людях, попавших в нелегкие условия «выживания» — эти черты составляют пафос произведения писателя.
Б. Екимова волнуют «извечные» проблемы русской деревни, психология крестьянина, что, в свою очередь, объясняет явные переклички с произведениями «деревенщиков» 1960-70-х годов (В. Белов, В. Распутин, В.Астафьев и др.).

     5. Как жители относятся  ко всему происходящему в хуторе? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. 

Деревенские жители смирились с безвыходностью своего положения. Как следствие этого – повальное пьянство, нищета и разруха. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека – нет деревни, нет жизни…

Разговор Анны и Федора о том, что пропиты рамы медпункта.
Анна: «Все на пропой и на пропой. А нам край надо бы возле кухни затишку поставить, как у кумы Таисы: Люди во двор тянут, для дела , а ты..».
Федор: «Пузырь. И все будет!» .
И авторская ремарка «укоры были те же, что и вчера, и позавчера, и всю долгую осень».
Мы видим, что с течением времени ничего не меняется.

      6. Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут?

Мальчик Яков, 9 лет, ответственный, мудрый, серьёзный.
«Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность…».

      7. Почему Б. Екимов даёт Фетисычу имя Яков? (для ответа на данный вопрос обратитесь к словарю Н.А. Петровского «Словарь русских личных имён»).

В этимологической справке «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровского сказано, что это имя происходит от древнееврейского имени со значением «он следует за кем-либо». Мальчик подражает во всем своей учительнице Марии Петровне, которой удалось создать добрые отношения в школе, где есть место требовательности и заботе. Яков заменил ее в классе, всё сделал так, как это сделала бы она:

«Он решил, что о смерти учительницы в классе говорить сейчас не станет. «Про уроки забудут, – подумалось ему. – День пропал, его не вернешь», – повторил он слова учительницы».

     8. Какова роль школы в жизни хутора? Как вы думаете, почему для Якова важно было «сохранить» школу, не дать её разрушить местным жителям?

Школа играет важную роль в жизни села. Она является своеобразным центром его культурной жизни. И пока существует школа, существует село.

Мальчик считал, что без него школа пропадёт:
«…Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю — это Яков знал точно — школу разгромят». 

Кроме того, происходящее в 90-е г. разрушение сельской инфраструктуры привело к запустению и исчезновению станиц и хуторов, и во многих случаях этот процесс начался с закрытия школ.

       9. Как вы считаете, кто развалил производство в хуторе, запустил землю? 

“…В Дубовке колхоз распускают. Районное начальство приехало, говорят, всё, забудьте про колхозную кассу, расходитесь и сами об себя думайте. Спасайтесь своими средствами…”.

Деревня умирает, как и “умирают” все те, кто в ней живёт. Нищета и безвыходность бытия, вот что сопровождает деревенских жителей. Как следствие этого — повальное пьянство и воровство. О возрождении деревни на фоне её полной разрухи говорить не приходиться. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, магазинами, школами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека — нет деревни, нет жизни…

Ответить однозначно на поставленный вопрос нельзя, но, мне думается, что часть вины всё-таки лежит на плечах самого народа. Да, колхозной зарплаты нет, но есть подворье, усадьба, сад, огород… Вместо того, чтобы «курочить всё подряд» в селе,  люди могли бы потратить силы на обустройство собственного хозяйства.

      10. Но почему же в конце рассказа автор пишет: «хутор был живой»? Ведь мы выяснили, что жители села разрушили его.

Финал обнадеживает: как в природе день сменяется ночью, а ненастье – ясной погодой, так и в жизни людей на смену беспорядку и хаосу должны прийти порядок и созидание. И залог этой уверенности автора – в идее рассказа: девятилетний Фетисыч, переживший разруху, противостоит ей и берет на себя ответственность за сохранение «лада» в жизни.

Жизнь хутора продолжается, несмотря на все трудности, потому что есть Фетисыч – ответственный мальчишка с живой душой. И пока в селе будут такие люди, хутор будет «жить».

       11. Можно ли найти ответ на вопрос: как обустроить Россию? Кто должен отвечать за обустройство хуторов?

В настоящее время трудно ответить на этот вопрос однозначно, однако, если мы обратимся к публицистическому эссе А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?», то сможем сделать следующее предположение: «Перед миллионами людей встанет тяжелый вопрос: оставаться, где они живут, или уезжать? – а это связано с разорением всей их жизни, быта и нуждою в значительной помощи. Как дожить до новой работы? Это должно стать не личной бедой, а заботой комиссий экспертов и государственных компенсаций. И каждое государство должно дать четкие гарантии прав меньшинств». За обустройство хуторов должна отвечать «сильная центральная власть», которая начнёт расширять права местной жизни.

«Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей – зависит не от Москвы, Киева, Петрограда, — а от провинции». Россия сможет соразмерно развиваться только в том случаем, если «окружное население будет получать полноценное культурное питание, и окружная молодежь для своего обучения и роста – все не ниже качеством, чем в столицах».

 Список литературы:

  1. Екимов Б.П. Фетисыч // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=58569&p=1 (дата обращения: 21.12.2019).
  2. Биография Бориса Екимова // Международный культурный портал «Эксперимент» [Электронный ресурс] URL: http://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-borisa-ekimova (дата обращения: 22.12.19).
  3. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: посильные соображения // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс] URL:  https://www.litmir.me/br/?b=70172&p=1  (дата обращение 20.01.20).

Ответ:

Объяснение:

Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный. В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лёгкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.  

Девятилетний мальчик Яков, Фетисыч, как зовут его на хуторе, — герой рассказа «Фетисыч» . Екимов в “дитяти” видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.  

Пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен. Неуютный промозглый декабрь — время Рождественского поста. В прежние времена на Руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились; до Рождества — ни капли спиртного. Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают. Холодная осень в душах людей, равнодушие. Вот отчим Фетисыча. Он пьёт, сквернословит. Вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро. Уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника. Лишь школа, где учится Фетисыч, уютный дом для хуторских ребятишек, пока ещё цела. Но вот умирает старая учительница. И погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина Фетисыча.  

Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора. У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков этот почти некрасовский “мужичок с ноготок”. Стал он требовать: “Учительницу бы нам найти”. Ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село. А пока взял он “руководство” классом в свои руки. “Не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут, — рассуждает мальчик. — А через неделю… школу разгромят. Сначала вынут стёкла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить… ” Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что “к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с чёрными проёмами. Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт. Так будет и со школой. Без него всё пойдет прахом”. И полились из его глаз слёзы. Фетисычу под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда-то учительница Мария Петровна. Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли. Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу.  

Открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой: “К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу… ” Цветообраз чистого белого снега — та художественная деталь, которая напоминает о скором Рождестве, а вместе с ним — и возможном исцелении души тех, кто погряз в грехах человеческих.

Цель:

  • познакомить учащихся с рассказом Б. Екимова
    «Фетисыч»;
  • продолжить обучение анализу литературного
    произведения обратить внимание на своеобразие
    трактовки темы деревни на примере данного
    произведения, обратить внимание на позицию
    автора и средства ее выражения.

Учитель. Ведущей темой писателя Бориса
Екимова стала тема современной деревни. Писать
начал с 1965 года (рассказ «Товарищи
красноармейцы»), Б. Екимова интересует народная
жизнь, сильные характеры. По словам В.Астафьева,
проза писателя «серьезная, вдумчивая», герои
екимовских рассказов нравственно стойкие,
цельные люди. Произведения Б. Екимова были
отмечены Бунинской премией (1994 г.), премией России
(1998 год). Что же такого в рассказах Екимова, что
заставляет их читать и перечитывать,
сопереживать героям, задумываться самых разных
читателей?

Это тема сегодняшнего урока. Тот вопрос , на
который хотелось бы получить ваши ответы.

Анализ композиции рассказа.

Что является завязкой в рассказе? О каком
времени идет речь? Найти приметы времени,
подтвердив свое мнение.

Экспозиция — описание одного вечера в доме
Анны и Федора: Яков делает уроки, помогает матери,
малая Светланка, «мягко топая», таскает игрушки
отцу.

Завязка — «Уроки сделаны, можно и в школу
отправляться».

Приметы времени: портрет Шварценеггера на
стене, заборов на главной улице не осталось, дома
«казенные, брошенные, заборам ли уцелеть»,
«двери да окна в домах брошенных- настежь, а чаще-
чернеют пустыми глазницами», нет клуба уже,
разворовали медпункт:

 Позиция автора

Говорит ли автор, что послужило такому
разрушению налаженной годами и десятилетиями
жизни? Как автор сам относится к тому, что
произошло и происходит? Отношение жителей хутора
к происходящему?

— Разговор Анны и Федора о том, что пропиты рамы
медпункта. Анна: «Все на пропой и на пропой. А нам
край надо бы возле кухни затишку поставить, как у
кумы Таисы: Люди во двор тянут, для дела , а ты..».
Федор: «Пузырь. И все будет!» И авторская ремарка
» укоры были те же, что и вчера, и позавчера, и всю
долгую осень». Нет впрямую оценочной лексики в
авторских словах, все обыденно для хуторян,
знакомо, но от этого еще страшней за то, что нам
оказали.

* Развитие действия — сборы в школу
хуторских детей, их обязанности, отношение к
учебе, школе, друг другу, старенькой учительнице
Марии Петровне. Смерть учительницы.

Какова роль школы в жизни хутора? «Школа
оживала», когда приближалась орава ребятишек,
люди выходили глядеть на , казалось бы, привычное
зрелище «горделиво несущую пышные былые банты
на аккуратной головке» Маринку, на ревмя
ревущего , просящегося школу Вовика. А со школой
оживал весь хутор.

А вместе с хуторскими любуется детьми и автор,
именно этим ребятишкам посвятивший самые
поэтические строки в рассказе. Нетороплив и
обстоятелен рассказ о школьном жизни: о доброте
девочки, помогающей старенькой учительнице не
только в школьных делах, но и в домашних, когда
Мария Петровна болеет, об официально принятых
Яковом обязанностях старосты и помощника старой
учительницы, поэтому «чувствовавшим себя в
школе свободней, чем дома», о «куликалках», в
которые дети будут играть, прячась в пустых
классах.

 *Кульминация — Какой эпизод можно
считать кульминацией рассказа? Почему
? Как в
этом эпизоде раскрывается основная идея
рассказа?

Кульминация рассказа — выбор Фетисыча: уйти,
поменять старую школу на новую, каменную,
современную, оставив все, но без него «все прахом
пойдет» или взять на себя ответственность за все
происходящее  потому что лишь он, Фетисыч,
знает как надо, это его Мария Петровна учила.

Развязка — В рассказе нет ответа, что будет
завтра, но открытый конец заставляет читателя
задуматься над характером главного героя и
сделать свой выбор. А у автора на это свой ответ:

11. Задания для самостоятельной работы по
группам
.

А) Лингвистический анализ . Найти ключевые
слова-эпитеты начала рассказа «ни свет, ни тьма,
сумерки, пустынно, пустое здание» и др.
Настроение, которое они создают?

Проанализировать с точки зрения частей речи и
их лексических особенностей словосочетания »
школа оживала», «хутор был живой». Почему автор
выбрал в конце рассказа именно полную форму
прилагательного «живой» для именного
сказуемого? (полная форма имеет признаки
постоянства, а краткая форма — указывает на
временность явления, таким образом читатель
«видит» авторскую позицию в рассказе)

 Б) Система образов в рассказе. Выявить
взаимоотношения персонажей, сопоставить их,
определив в чем проявляется взгляд писателя на
созданный им художественный мир, на самих героев,
их слова и поступки и в конечном счете на
окружающую их действительность.

В) Значение пейзажа в рассказе. Найти и
проанализировать пейзажные зарисовки. В чем
отличие описания хутора в начале рассказа и в
конце? Какую художественную функцию вкладывает
автор в пейзаж:

— пейзаж лирический,

-пейзаж необходим для развития действия,

— пейзаж-символ

За окнами школы тянется поздняя ненастная
осень , долгие утренние и вечерние сумерки,
«сеется мелкий дождь на серые хуторские дома, на
раскисшую землю», на серые нахохленные дома. Все
сидят по домам. «Тихо на хуторе и пустынно». Так
же пустынно и в домах, «чернеющих пустыми
глазницами». Состояние природы подчеркивают эту
«пустоту и серость» жизни хутора, неслучайно
эти эпитеты постоянно повторяются на протяжении
всего рассказа. Даже зелень сосняка «угрюмая».

В рассказе дан пейзаж — символ: сумерки в
природе — сумерки в жизни хутора, но в конце
рассказа » за окном менялась погода:к рассвету
прояснилось, заря вставала:»

Вывод: жизнь продолжается, несмотря на все
трудности, потому что есть Фетисыч с его
ответственностью перед собой и перед другими и
нравственной стойкостью. «Хутор был живой».

  • Какие чувства хотел передать автор в рассказе малая родина
  • Какие черты учителя и конторщика противопоставляются в образе главного героя в рассказе превращения
  • Какие чувства у вас вызывает рассказ юшка
  • Какие черты русского характера нашли свое отражение в сказках а с пушкина
  • Какие чувства раскрывает в человеке любовь сочинение