- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ произведения Нахаленок
Анализ рассказа Шолохова Нахаленок
Произведение «Нахалёнок» стало одним из первых у Михаила Шолохова, и было отчасти автобиографическим рассказом. Автор в детстве ощущал «незаконность» своего положения, проживал трудное детство со сложностями и жестокостями детских впечатлений.
Жанром произведения «Нахалёнок» является рассказ. Произведение было написано в 1925 году. М. Шолохов описывает собственные мысли о патриотизме, воспоминания своего тяжёлого детства, а также раскрывает тему событий гражданской войны.
Темой рассказа выступает тема жизни крестьян, а точнее их права и свобода.
Главный героем стал семилетний мальчик Миша, который среди окружающих имел множество различных прозвищ — Минька (для отца), Минюшка (для матери), Михайло Фомич (для деда), а люди местного населения называли его Нахалёнком. Автор описывает Мишку как щуплого, голубоглазого, непоседливого мальчишку с веснушками. Отец Мишки был пастухом, который воевал против врагов коммунистической власти во времена гражданской войны.
Сюжет. Мишка боролся за коммунизм, и хотел, как и его отец, пойти на войну. За это ему неоднократно доставалось от мальчишек, имеющих богатые, ни в чем не нуждающиеся семьи.
Своим идейным наставником он считал Ленина, фото которого постоянно было у него в кармане. Мишка часто разговаривал с фотографией, обращаясь в трудные минуты, рассказывая о своих успехах. Тем самым, он в этом фото находил поддержку.
Риск для Миши было вторым именем. Однажды ночью он, по поручению своего дедушки, отправился в соседнюю станицу для того, чтобы сообщить армии о приближающемся нападении. К такому подвигу его подтолкнуло горе — смерть отца. Мишка очень рисковал, показывая свою отвагу и навыки, так как мог попасть в плен к врагам. Нахалёнок справился с поставленной задачей, несмотря на непростой путь, который он прошел. Ведь целью для него было отомстить за смерть отца, а это дало ещё больше уверенности. После совершения подвига Мишка понял, что из него выйдет хороший большевик, готовый к бою и продолжению дела своего идейного наставника — Ленина.
Композиция. Над композицией рассказа «Нахалёнок» М.Шолохов хорошо поработал. Он улучшил содержание рассказа методом добавления художественной выразительности, а именно добавил различные сравнения. Используя особые фразы, автор передал читателю отвагу и силу донского народа. В то же время М.Шолохов показывает, что во всей стране и в частности в казачьем хуторе лютует классовая ненависть и разделение. Это коснулось даже детей, которые равняются на поведение своих родителей и относятся к ровесникам с классовых позиций. Для раскрытия душевного состояния Мишки, Шолохов подробно рассказывает сны мальчика. Для читателей наиболее эмоционально тяжёлым стал эпизод смерти отца Нахалёнка. Автор описал момент, когда Мишка увидел бездыханное тело отца, в реалистичном стиле, раскрывая все детали и подробности смерти. Изначально, по названию произведения можно предположить, что оно для детей. Только, прочитав рассказ, можно понять, что описанные события далеко не детские.
2 вариант
Произведение относится к раннему творчеству писателя и является одной из составных частей авторского сборника «Донские рассказы».
Главным героем рассказа представляется семилетний мальчишка по имени Мишка, имеющий среди окружающих разнообразные уменьшительно-ласкательные прозвища в виде Миньки (для отеческого обращения), Минюшки (для матери), пострелёныша или Михайло Фомича в общении с дедом, а для местного населения Нахаленка.
Мишка описывается в рассказе в качестве голубоглазого, непоседливого парнишки, отличающегося телесной щуплостью, веснушчатым лицом, являющегося сыном пастуха, поддерживающего коммунистическую власть и воюющего против ее врагов в период гражданской войны. Именно по этой причине Нахаленку достается от ребят, имеющих зажиточные семьи, которые не только обижают ребенка, но и причиняют ему физические страдания.
Характерными чертами мальчика писатель изображает его шустрость, трусоватость, любопытство и детскую непосредственность.
Нахаленок проживает в хуторской станице вместе с дедом и бабкой, ожидая возвращения отца с войны. Отец прибывает в краткосрочный отпуск и у него с мальчиком происходит серьезный разговор, на протяжении которого Мишка узнает о большевистских принципах, смысле происходящей войны, а также о Владимире Ленине.
После откровенной беседы в батянькой, как Нахаленок называет отца, в душе мальчика происходит переоценка ценностей, в результате которой он очаровывается идеей борьбы с богатеями для освобождения нищих слоев населения.
В качестве средств художественной выразительности, усиливающих повествовательное содержание и характеристику главного персонажа, писатель использует многочисленные сравнения, разнообразные выражения с применением уменьшительных суффиксов и повторов слов, имеющих в составе букву «ё», а также фразы, передающие красоту истинного народного донского говора. Кроме того, яркой иллюстрацией душевного состояния Нахаленка представляется описание мальчишеского сна, в котором ребенок видит вождя революции в виде доброго, всесильного волшебника.
Финал рассказа повествует о гибели отца Мишки, зверски изрубленного бандитами, и совершении мальчиком настоящего подвига взрослого мужчины, когда Нахаленок по приказу деда отправляется за помощью в соседнюю станицу, совершая глубокой ночью поездку без сопровождения взрослых.
Анализ 3
Борьба за улучшение условий жизни простых крестьян, расширение их прав и свободы выбора является одной из центральных тем произведений Михаила Шолохова. Эту же тему отражает рассказ писателя «Нахалёнок», в котором описаны реальные события гражданской войны. Судя по названию, можно сказать, что это детское произведение, однако, события, описанные в нём, являются далеко не детскими.
Главным героем выступает семилетний мальчик Мишка, он живёт с дедом и матерью на казачьем хуторе. По всей округе идёт гражданская война, на которой воюет отец Мишки. Семья мальчика относится к одним из бедных на хуторе, каждая копейка и каждый кусок хлеба у них на счету. Жизнь мальчика идёт обычным ходом, для всей соседей и жителей хутора он Мишка или Нахалёнок. Парнишка шалит с друзьями и не хочет поддаваться воспитанию деда.
Но вот возвращается со службы отец и в жизни мальчика происходят изменения. Ведь отец воевал за большевиков, об этом мальчику постоянно с упрёком напоминают соседские мальчишки. Он не может понять, в чём дело, отношения к отцу сын не изменил. Побеседовав с ним и узнав всю цель гражданской войны, парнишка полностью принял его сторону и позицию в жизни. Он, словно будущий большевик, уже в этом возрасте готов был идти воевать и продолжать идею отца. Ещё большее впечатление произвёл на мальчика товарищ Ленин, о котором ему рассказал отец. А фотография Ленина, которую Михаил выпросил у приехавшего на выборы человека, стала для него настоящим другом и талисманом. Ведь у мальчика, как мы видим из текста, не было настоящих, постоянных друзей. Он, как настоящий большевик в будущем, идеально соответствовал всем его качествам. Был озорной, шустрый мальчик, немного хулиган, однако преданный своим идеям, его никто не мог склонить на свою сторону. К фотографии Ленина Мишка постоянно обращался в трудные минуты, рассказывал о своих достижениях и неудачах, словно хотел услышать совета и получить поддержку.
Жизнь семьи Михаила-Нахалёнка меняется с приходом на хутор бандитов против большевиков и тех, кто организовывал продразвёрстку. Отец вынужден снова идти воевать против этой банды. В итоге это заканчивается трагично, его убивают. Смерть отца, его изрубленное тело приводят в шок и деда, и мать, и Мишку. Ведь семья осталась без защитника, надёжной опоры и кормильца. Вид мёртвого отцовского тела будет ещё долго сниться мальчику в кошмарных снах.
Эта трагическая смерть в семье ещё больше придала Мишке уверенности в правильности своих идей и действий, наполнила его силой, смелостью, бесстрашием. Семилетний парнишка не побоялся ехать один ночью в соседний хутор, при этом он плохо знал туда дорогу, чтобы сообщить «своим» о бандитах. Преодолевая все свои сомнения и всё ещё детский страх, он добрался до нужного места и передал информацию. Конечно, были у мальчика определённые трудности: лошадь убита, нога у Михаила сломана, но задание он выполнил. Ведь он должен был отомстить за отца. Это ещё больше придало ему уверенности, укрепило силу духа. Парнишка был горд и чувствовал себя достойным будущим большевиком, готовым идти в бой и продолжать начатое дело отца и товарища Ленина.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Нахаленок
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Я выпускник
Огромной частью жизни каждого человека является школа. Здесь мы проводим 9-11 лет своей жизни. Здесь находим первых друзей, верных помощников в лице учителей, познаём первые влюбленности и испытываем первые трудности с учёбой
- Критика о повести Поединок Куприна и отзывы критиков-современников
Острое произведение писателя на знакомую ему армейскую тематику не прошло незамеченным и вызвало реакцию современной ему критики.
- Сочинение на тему Мир без войны
Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.
- Сочинение Анализ рассказа Дурочка Бунина
В этом мире существуют разные проявления любви. Иногда чувство проявляется как нечто возвышенное и бескорыстное, иногда как просто инстинкт, который может взять власть над человеком.
- Сочинение Татьяна Ларина — идеал русской женщины по роману Евгений Онегин
Татьяна Ларина – главный женский образ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Тема сочинения «идеал русский женщины». Считал ли Пушкин героиню идеалом?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Урок литературы на тему:
Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок».
Сила духа и характера героя.
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Грачева Юлия Сергеевна.
Кашира 2020г.
Конспект урока
Тема: Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок». Сила духа и характера героя.
Цель:
- На основе произведения Шолохова «Нахаленок» сформировать нравственные нормы, толерантность, целеустремлённость, стремление к самореализации, патриотизм.
Задачи:
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: формирование гражданской позиции, ответственного отношения к семье, уважительного отношения к родине, формирование нравственных чувств.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность с учителем, строит диалоги, учится доказывать свое мнение.
Оборудование: тексты с рассказом «Нахаленок», презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный этап.
— Доброе утро, дорогие ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Но главное, помните — вас в классе окружают только друзья. Давайте же пожелаем удачи соседу по парте!
Обратите внимание на ваши парты, на них лежат листы бумаги со схемой. В течение урока мы постепенно вместе заполним овалы недостающими характеристиками. Как вы думаете, что из этого выйдет?
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя: В своих произведениях Шолохов говорит от имени народа, его устами. Отсюда – могучая сила слова и эстетическая многомерность образов его лучших произведений.
Только по таким признакам можно уверенно судить о принадлежности писателя к культуре того или иного народа. Только это дает ему титул национального художника. Взглянем на доску, на ней вы можете прочитать эпиграф к нашему сегодняшнему уроку.
Эти слова тоже принадлежат Шолохову. Но хоть и написаны они в другом произведении, которое мы свами прочитаем в старших классах, смысл этих слов как нельзя лучше подходит к сегодняшнему уроку.
«Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!»
Давайте с вами обсудим проблемы, навалившиеся на плечи главного героя.
Начнем мы наше рассуждение со сна главного героя. Что снилось Мишке в его первом сне? О чем он? Как вы понимаете смысл этого сна? Почему автор начал свое произведение с описания сна Мишки?
- Какой момент душевного состояния мальчика передается во сне?
(В первом сне говорится о том, как Мишка боится и переживает, о том, что не понятно на что взъелся на него попович, и за что мальчишки обвиняют Мишку в том, чего он не совершал. От этой неразберихи Мишка просыпается с криком.
Произведение начинается с Мишкиных переживаний и кошмара, который ему приснился.)
- С чем же связаны его кошмары? Кто становится их главным действующим лицом? (Дедушка, наказавший мальчика за то, чего он не делал. Мишка боится, но уважает деда, он не злится на него)
- Как вёл себя дедушка с внуком, чем вы можете мотивировать его поступки?
- Давайте запишем наши выводы в соответствующую часть схемы.
- Актуализация знаний.
- Почему жизненные испытания не сломали Мишку? (Он обладает сильным характером)
- Что помогает ему вынести травлю друзей, унижения? (Умение бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.)
- Вспомните, мы совсем недавно на классном часу обсуждал такую тему как «буллинг», вспомнили?
- Какие признаки его вы сможете распознать в поведении товарищей главного героя?
(Слайд №2)
Все правильно, ребята оскорбляли главного героя и его отца, придумывали обидные прозвища, унижали физически, били и пинали.
- Обобщение и систематизация знаний.
Прочитать фрагмент схватки Нахаленка со сверстниками.
(После прочтения ответ на вопросы.)
- Почему они так относились к своему товарищу?
- В каком душевном состоянии прибывал Нахаленок после схватки с друзьями? Какие это друзья по вашему мнению?
- Как автор охарактеризовал друзей Мишки? (Запись в схему)
- Какие слова использовал автор в описании этой ситуации?
- Где Нахаленок любил прятаться и почему?
В данном произведении автор использует просторечие с яркими смысловыми нюансами, с его веселыми интонациями, придающими и отдельному слову, и целой фразе неповторимую прелесть. Это язык тех, кто всю свою жизнь говорил и мыслил по-русски, чей слог и склад обогащал и обогащает живую речь, которая иными сопровождается пренебрежительно – высокомерным примечанием: «просторечие», «областничество».
(Слайд№3)
- Как родители относились к Мишке?
Давайте с вами вспомним сюжет и рассмотрим иллюстрации к книге, сделанные Мосиным Анатолием Герасимовичем, известным ростовским графиком и книжный иллюстратором. Какие чувства проявляли к Мишке мать и отец по вашему мнению? А как он относился к родителям? Давайте заполним еще одну часть таблицы.
- Как вы считаете, есть ли такие взаимоотношения в современной семье XXI века?
В произведении показано умение Мишки прощать. Он обижен на своих товарищей, обижается он и на своего дедушку, но обида не ожесточает его, а наоборот придает сил и уверенности в собственной правоте. Почему Шолохов изображает Нахаленка именно таким?
(Слайд №4)
Дальнейшие события произведения складываются трагически для героя и его семьи, погибает отец Мишки. Как он переживает это ужасное событие? Не каждый взрослый так стойко сможет пережить такой жестокий удар судьбы. Жизнь добавляет ему еще одно испытание на мужество и стойкость. После ужасной смерти отца и появления в станице бандитов лишь от Мишки зависит то, как сложится дальнейшая судьба его родного дома и родственников. Бандиты грабят и убивают жителей станицы, обвиняя их в пособничестве коммунистам, они не брезгуют ничем, отбирая у беззащитной женщины даже её платок.
- Как вы думаете, легко ли далось дедушке героя решение отправить Мишку за помощью? (Дополнить записи о дедушке) Теперь лишь от маленького мальчишки зависит судьба родного дома.
- Применение знаний и умений в новой ситуации
Мишка героически добирается до стана красноармейцев, проходивших ранее по станице. Он не справляется с лошадью и оказывается прижат ею к земле. Уже теряя сознание от боли, он сообщает солдатам о смерти отца и нападении разбойников на станицу.
Шолохов намеренно не показывает нам дальнейшие события делая акцент именно на героическом поведении простого мальчишки.
- Давайте же с вами немного побудем авторами и писателями. Подумайте, чем по-вашему закончилась история? (Ученики устно придумывают продолжение и финал рассказа).
- Итог урока: Слово учителя.
Давайте вместе посмотрим на результат нашей сегодняшней работы в классе. Мы выписали факторы, повлиявшие на судьбу героя.
- Но больше всего они повлияли конечно же на что? (Характер Мишки)
- Каким вырос мальчик? Каким мог бы вырасти. Какие качества сформировала среда, в которой он рос? Как же на него повлияло окружение?
- Теперь мы с вами можем сделать вывод о характере Миши. Каким же он стал? Что для него и для его семьи было превыше всего, превыше собственного личного счастья? (Сильный духом, храбрый, честный. Важен долг, чувство справедливости.)
- Рефлексия:
(Слайд №5)
- Чему научило вас сегодняшнее занятие? Какие выводы вы смогли сделать для себя?
- Может ли образ Мишки служить примером для подрастающего поколения, ведь он простой сельский мальчишка, далеко не идеальный в своем поведении?
Наш сегодняшний урок подходит к концу, давайте постараемся оценить, как вы сегодня поработали:
Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я запомнил…
Объявление оценок.
- Домашнее задание:
Выставка картин. Вспоминая иллюстрации, рассмотренные на сегодняшнем уроке, попробуйте нарисовать свои, проявите свои творческие способности. Говоря о силе духа, нужно выбрать моменты, которые ярче всего иллюстрируют характер мальчика. Каждый ученик самостоятельно выберет эпизод, который захочет отобразить на рисунке.
4
Характеристика мишки из рассказа Нахаленок
1 ответ:
0
0
Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне их обожгло жаром, взлохматило пегими вихрами;щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка — глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.
Читайте также
Духовной жаждою томим – сильное желание
изложить свои мысли в стихах;
Влачился – очень медленно идти, брести;
На перепутье – перекресток, выбор пути
направо или налево;
Перстами легкими – легкое прикосновение
пальцами;
Зеницы – это глаза;
Отверзлись зеницы – открыть глаза;
Неба содроганье – природная стихия (гром,
гроза, молния);
Дольней лозы прозябанье – замерзшая лоза;
Десницею кровавой – окровавленная правая
рука Господа;
Язык празднословный – ложь, лукавство,
пустая болтовня;
Во грудь отверстую – открытая грудь, солнечное
сплетение;
Глаголом жги сердца людей – стихи для
народа.
<span>Поэтом были выбраны правильные метафоры,
образы и сравнения. Все они вместе взятые четко передают атмосферу длительного
и мучительного страдания героя. Несмотря на архаический образ пророка,
стихотворения обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.</span>
Некому поведать свою печаль конюху Ионе о смерти своего сына. И о своем горе он пытается рассказать тем, с кем сталкивается в этот зимний вечер.
Но трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика.
Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, «дверью обозналась», забрала наследника, который «настоящий извозчик был».
Что же остается ему, как не поделиться своим горем с лошадью. «Про сына, когда один, думать он не может.. . Поговорить с кем-нибудь о нём можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко… »
И видя «блестящие глаза» лошади, он рассказывает о своей тоске понятными, как ему кажется, для неё словами: «Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать.. . И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить.. . Ведь жалко? »
<span>Ал. П. Чехов вспоминал этот рассказ в 1892 г. , когда у него тяжело болел маленький сын (Михаил Александрович, впоследствии знаменитый драматический артист) . 4 апреля 1892 г. он писал: «Невольно вспоминаются слова твоего рассказа, где Иона говорит кобыле: „Был у тебя, скажем, жеребеночек и помер, и ты ему, скажем, — мать… Ведь жалко? “ Я, конечно, перевираю, но в этом месте твоего рассказа ты — бессмертен» </span>
Та повесть о поиске счастья с опасностями и забавными ситуациями.
<span>Герой книги — девятилетний шведский мальчик Расмус. Он круглый сирота и живет в приюте. Такие дети, лишенные любви и ласки, вынуждены сами зарабатывать себе на хлеб. Начальница Вестерхаги фрекен Хёг очень строгая, любит дисциплину и послушание. </span>
Расмус мечтает найти себе добрых, красивых и богатых приемных родителей, но усыновляют только кудрявых девочек, а он мальчик с прямыми волосами.
Однажды ночью Расмус убегает из приюта, но на свободе его ждет много разочарований. К счастью, он встречает отзывчивого и милого бродягу Рая Оскара по прозвищу Праведная Кукушка и становится бродячим музыкантом. Так начинается его новая жизнь, полная приключений и опасностей. Вместе они наткнулись на бандитов, нашли и вернули украденные деньги и ожерелье. Из-за клеветы Оскара посадили в тюрьму, он убегает и чуть не лишается жизни. Повезло, что появилась полиция во главе с ленсманом и всех спасла.
<span>Больше всего мне понравился эпизод, где Расмуса хотели усыновить богатые люди. А он, всегда хотевший быть сыном состоятельных людей, не смог расстаться с Оскаром и посоветовал им лучше взять из приюта своего лучшего друга Гуннара. </span>
Все заканчивается благополучно, Расмус исполнил свою мечту: стал героем, обрел настоящих, любящих родителей Оскара с его женой Мартиной и дом.
<span>Книга учит ответственности человека за себя и за других, преданности, что любовь нельзя менять на богатства, и даже бедный должен быть честным, счастье нужно искать, а не ждать.</span>
В какие чудеса следует верить человеку?Во первых-чудо того,что все мы люди,что мы живем.Каждый из нас-личность,и при том все мы разные.Одни хорошие,другие нет,но все мы люди.Во-вторых,для меня чудо-это то,что у меня есть мои друзья и близкие.У некоторых нет и просто знакомых,а у меня есть.С ними я провожу большую часть своего времени,ими я горжусь,и они гордятся мной.Я без них-никто.третье чудо для меня-это все мои победы,награды,и моменты счастья.Без них моя жизнь была бы скучна и разнообразна.Я считаю,что у каждого человека в жизни есть своё большое чудо.Может быть даже и несколько.Но оно-есть,просто для каждого человека оно своё.
В своей жизни , речи для выражения своих мыслей мы используем слова , которые состоят из букв . Мы некогда не задумывались на тему — как появились буквы из чего она сделана ? сегодня я бы хотела порассуждать на эту тему
Моя любимая буква — это буква м , потому что с нее начинаются много слов , и одно из них на мой взгляд самое важное слово — это слово МАМА . в этом случае мы можем сказать что она веселая , смешная .Таких примеров можно привести сотни и тысячи , ноя бы хотел/а рассказать ,как она появилась в музее букв , и провести в удивительный полон загадок город букв .
для начала давайте я вам расскажу про сам музей в нем собрана вся информация про буквы тут ее ооочень много вы можете подойти к каждой букве из них и прочитать ее историю . а сегодня я покажу и расскажу про свою букву М . моя буква «м»(каждый раз когда будешь писать м всегда пиши в кавычках) она выполнена в (пишешь свой любимый цвет и объясняешь тем что она например синяя потому что это твой любимый цвет ) (дальше пишешь что она в золотой оправе объяняешь , почему , )
КОНЕЦ
это все ,что я хотела бы рассказать про свою букву
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ рассказа Нахаленок
Анализ произведения Нахаленок Шолохова
Данный рассказ относится к первым произведениям Шолохова. Рассказ был написан в 1925 году и включает в себя все воспоминания детства автора. В содержание рассказа также входят события гражданской войны. Произведение включило в себя мысли автора о патриотизме.
Творение рассказывает о проделках и озорстве, дерзких поступках маленького мальчика по имени Миша. Миша был активным и веселым и поэтому приобрел прозвище нахаленок.
Миша постоянно улыбался и ходил с взъерошенными волосами, схожими лепестками подсолнуха. Его кожа была потресканной от непрерывного купания в реке. Его отцу нравились небесно-голубые и лукавые глаза мальчика. С виду Миша был простым дворовым мальчиком. На самом деле он боролся за коммунизм. И поэтому ему постоянно доставалось от мальчиков из состоятельных семей.
Мальчик с особым вниманием слушал повествования отца о войне. Его отец был станичным пастухом и отслужил на войне. Миша тоже хотел пойти на войну. Миша всегда говорил, что он на стороне коммунистов. Он стал уважать Ленина после рассказов отца. Его фотографию Миша всегда носил с собой. Однажды мальчик получил возможность показать свои навыки и отвагу. Герой совершил героический поступок, отправившись ночью к Красноармейцам. Он отправился в соседнюю станицу под покровом ночи по поручению своего дедушки. Миша сообщил армии, что на станцию готовится нападение. Миша сильно рисковал, поскольку мог попасть в плен к врагам.
Чтобы добавить художественную выразительность, которая улучшает содержание рассказа, автор использовал многочисленные сравнения. Также в произведении включены фразы, которые передают силу и отвагу донского народа. Кроме того душевное состояние Миши автор выразил с помощью снов мальчика. Во сне мальчик видел вождя революции в образе всесильного и добродушного человека.
В самом конце рассказа автор описал смерть отца Нахаленка. Данный эпизод является самым сильным потрясением для читателей. В семью героя пришло настоящее горе. Его отца зверски убили бандиты. Мальчик был в глубоком потрясении, увидев изрубленное и бездыханное тело отца. Данный момент автор описал в натуралистическом стиле.
В конце произведения мальчик совершает настоящий подвиг, который мог совершить взрослый мужчина. По мнению читателей, отличительными чертами характера Миши считаются шустрость, любопытство, непоседливость, трусоватость и непосредственность.
Вариант 2
Одной из главных тем в творчестве Шолохова является тема жизни простых крестьян, их прав и свободы. Эта же тема задета в известном рассказе автора «Нахалёнок», в котором Шолохов описал то, что происходило на Гражданской войне. Глядя на название, можно подумать, что это произведение какое-то детское. Однако, то, что на самом деле описывается в рассказе – далеко не для детей.
В центре событий стоит маленький мальчик Миша, которому 7 лет. Он проживает со своей маму и дедушкой на казачьем хуторе. Кругом идет гражданская война, именно там и находиться папа Миши. Семья мальчика на грани бедности, еле сводят концы с концами. Парой, не хватает денег даже на кусочек хлеба. Мальчик живет обычной размеренной жизнью, соседи его называют просто Мишка или Нахалёнок. Мальчик любит гулять с друзьями и не всегда поддается дедушкиному воспитанию.
Со службы вернулся папа Миши и жизнь малыша кардинально меняется. Миша от соседских мальчишек узнает о том, что его отец был на стороне большевиков. Однако, мальчик не может понять, в чем дело, ведь он по-прежнему любит отца. Однажды случился разговор, где отец и Миша беседовали откровенно. Отец рассказал свою позицию сыну и тот полностью ее принял. Он поддержал идею отца и уже в таком юном возрасте готов был воевать на стороне новой власти, на стороне большевиков. Огромное впечатление на мальчика произвел рассказ отца о Ленине. Как-то раз Мишка выпросил у кого-то фотку Ленина, после он с ней не расставался. Это фото стало его талисманом. У мальчика не осталась друзей, у него была только цель и фото идейного наставника. Мишка идеально подходил на роль будущего большевика. Он был смелый, шустрый, озорной, хулиганистый, но был верен своей цели и общей идеи. Как бы кто не пытался переменить мальчика на другую сторону, он был непреклонен. К фото Ленина, которое он постоянно носил собой, Миша обращался тогда, когда ему было тяжело. Он часто разговаривал с фотографией, рассказывал о своих успех и провалах, он находил в нем молчаливую поддержку.
Жизнь семьи Мишки в один момент кардинально изменилась. Это все случилось тогда, когда к ним на хутор пришла банда бандитов, которая была против большевиков. Отец снова ушел воевать против этих варваров. Там его и убили. Смерть отца повергла в шок всю семью. Теперь все они остались без защиты, ведь главный кормилец погиб.
Смерть отца еще больше подтолкнула Мишку к своей цели. Он стал более уверен в том, что все делает правильно, уверен в том, что он на нужном пути. Мальчик переборол себя и решил поехать в соседний хутор ночью, он плохо помнил дорогу и мог легко заблудиться. Он все это делала для того, чтобы сообщить «своим» о банде. Он полностью преодолел свой страх и добрался к нужному месту. Мальчик прошел этот путь непросто: лошадь была убита, он сломал ногу, однако, справился с порученным заданием и доставил информацию. Он до последнего хотел все это сделать, ведь должен был отомстить за отца, за его смерть. Все эти мысли дали мальчику еще больше уверенности. Мишка был горд собой, он понимал, что прекрасно справился с заданием, что с него выйдет хороший большевик. Он готов был к бою, он хотел продолжать дело его идейного наставника – Ленина.
Анализ рассказа Нахаленок
Несколько интересных сочинений
- Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль Горького сочинение
Рассказ о старухе Изергиль Максима Горькова проникновенен, романтичен и пронизан тонкой философией поиска смысла жизни. Талантливейший писатель в очередной раз заставил читателя остановиться на мгновение и задуматься.
- Описание внешности телеведущего сочинение (Максим Галкин, Иван Ургант)
Максим Галкин – российский артист эстрады, телеведущий, юморист. Ведет такие шоу, как: «Лучше всех», «Кто хочет стать миллионером», «Сегодня вечером» и так далее.
- Cочинение на тему Чудный собор 8 класс
Собор Святой Софии в Нижнем Новгороде — это один из немногих сохранившихся древних храмов в России. В камне он был отстроен Ярославом Мудрым в 1050 году
- Николай и Вера Алмазовы в рассказе Куст сирени Куприна
Куприн умел создавать великолепные рассказы. В коротких, но пронизывающих произведениях он умел достичь максимальной содержательности и смысла. Таким могут похвастаться не все писатели мира.
- Образ и характеристика Германна в рассказе Пиковая дама Пушкина сочинение
Описание героя. Главный герой произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама» — Герман. Это молодой, интеллигентный, образованный человек. По специальности он военный инженер