Какие черты народной сказки есть в сказке спящая царевна



Скачать материал

Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая ц...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 65 человек из 32 регионов

  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая ц...

    1 слайд

    Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна»
    Учитель русского языка и литературы
    Захарова Анна Васильевна
    МКОУ Вековская основная общеобразовательная школа

  • Цели урока:Выявить черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Ж...

    2 слайд

    Цели урока:
    Выявить черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского;

    Развить навыки сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения.

  • Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им...

    3 слайд

    Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль,
    И, внемля им, вздохнет о славе младость,
    Утешится безмолвная печаль
    И резвая задумается радость. (1818)
    К портрету Жуковского

  • Работа с текстом Назовите имя царя из сказки «Спящая царевна» Жуковского? 
Кт...

    4 слайд

    Работа с текстом
    Назовите имя царя из сказки «Спящая царевна» Жуковского?
    Кто предсказал царице рождение дочери?
    Назовите цифру, соответствующую количеству приглашённых «чародеек молодых».
    Почему не пригласили «хромоногую, старую, злую» чародейку?
    В каком возрасте царевна должна была умереть?
    Что должно послужить причиной смерти царевны?

  • Сколько лет продлится сон? 
Кто поведал царскому сыну историю о заколдованном...

    5 слайд

    Сколько лет продлится сон?
    Кто поведал царскому сыну историю о заколдованном бору?
    Что пробудило царевну ото сна и сняло чары с замка?
    Кому принадлежат слова: «Свадьба, пир, и я там был // И вино на свадьбе пил; // По усам вино бежало, // В рот же капли не попало»?

  • Анализ сказки–  Расскажите историю создания сказки В.А. Жуковского «Спящая ца...

    6 слайд

    Анализ сказки
    – Расскажите историю создания сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».
    – Вспомните определение жанра «сказка» (тетрадь, учебник). Докажите, что произведение Жуковского можно назвать сказкой.
    – Какие виды сказок вы знаете? К какому из них можно отнести «Спящую царевну»? Почему? (волшебная сказка)
    – Сравните: «Царевна-лягушка» и В.А. Жуковский «Спящая царевна». В чём отличие?
    – Подумаем, в чём сходство и отличие «Спящей царевны» и народных сказок.

  • «Спящая царевна» относится к волшебным сказкам.
     О русской народной с...

    7 слайд

    «Спящая царевна» относится к волшебным сказкам.
    О русской народной сказке напоминают традиционные сказочные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы (ни в сказке рассказать, ни пером не описать), постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале. Сюжет сказки развивается традиционно: мотив нарушения запрета – действие магии злой колдуньи – чудесное пробуждение героини.

  • Приметы литературной сказки: авторство, стихотворная форма, необычные...

    8 слайд

    Приметы литературной сказки: авторство, стихотворная форма, необычные герои (рак) и имена (царь Матвей), книжные, литературные выражения (блещут розы по кустам, зданье –чудо старины, молод цвет ее ланит, пышных комнат нет числа и т.д.), авторские эпитеты (распалительный огонь, пламя сонное очей и т.д.).
    К чертам авторской, литературной сказки относятся шутливый тон повествования (приглашение чародеек на пир), авторское отношение к героям (описание царевны, царского сына), литературные описания (например, пробудившегося царского дома).

  • Народные и литературные сказки

    9 слайд

    Народные и литературные сказки

  • Ответьте на вопросы, цитируя текст:Почему на пир не пригласили 12 колдунью?
К...

    11 слайд

    Ответьте на вопросы, цитируя текст:
    Почему на пир не пригласили 12 колдунью?
    Как она отомстила?
    Можно ли сказать, что 12 чародейка спасла царевну от смерти?
    Почему царевна и весь замок заснули?
    Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
    Что помогло пробудить царевну?

  • постоянные эпитеты: 
сон глубокий, мёртвым сном, дремучий лес, пышны гривы, с...

    12 слайд

    постоянные эпитеты:
    сон глубокий, мёртвым сном, дремучий лес, пышны гривы, старинушка честной, гладким путем, гробовая тишина, губки алые, руки белые.
    Найдите постоянные (народные) и авторские эпитеты в сказке

  • авторские эпитеты: 
Сонным пламенем, рдеющие ланиты, сон волшебный;
Воздушный...

    13 слайд

    авторские эпитеты:
    Сонным пламенем, рдеющие ланиты, сон волшебный;
    Воздушный, тонкий стан;
    Жадность пламенных очей.

  • –  Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с борьбой Добр...

    14 слайд

    – Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с борьбой Добра и Зла?
    – Чему учит эта сказка?

  • Пословицы, поговорки, народные выражения   «Что ни в сказке рассказать, / Ни...

    15 слайд

    Пословицы, поговорки, народные выражения
    «Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать»
    «Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит…»

  • Источник презентацииhttp://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/68/67121/67121_htm...

    16 слайд

    Источник презентации
    http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/68/67121/67121_html_m60bfc886.png
    http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/10/12044440.jpg
    http://technoconnect.ru/rpg/WebPict/fullpic/0064-016.jpg
    http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/110/109255/img0.jpg
    http://900igr.net/datas/literatura/Bednaja-Liza/0013-013-Epitet.jpg

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 055 604 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 06.10.2015
  • 3870
  • 1

Рейтинг:
3 из 5

  • 06.10.2015
  • 2313
  • 8
  • 06.10.2015
  • 1240
  • 0
  • 06.10.2015
  • 2396
  • 6
  • 06.10.2015
  • 1042
  • 2

Рейтинг:
5 из 5

  • 06.10.2015
  • 1998
  • 1
  • 06.10.2015
  • 1592
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Что отличает сказку «Спящая царевна» Жуковского от народной сказки?

Задания по литературе для 5 класса К какому виду вы бы ее отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3 ответа:



2



0

В основе сказки «Спящая царевна» В. А. Жуковского лежат две литературные сказки:

«Спящая красавица» Шарля Перро и «Шиповник» братьев Гримм.

Разумеется, Жуковский переработал их, и в его произведении появились черты, присущие русским сказкам,

но влияние французского фольклора осталось: например, одна из главных героинь — фея.

В русских сказках фей нет. Точно так же и рак-предсказатель. Это образ явно не для русского народа.

Слишком много для народной сказки романтических элементов, мотивов.

Опять же, поэтическая форма не характерна для народных сказок, которые передавались обычно из уст в уста,

естественно, в прозе. Но многое в «Спящей царевне» роднит это произведение с фольклором.

Зачин и концовка; борьба добра со злом, и в этой борьбе людям помогают волшебные силы, волшебные предметы, например, зеркальце и вышеупомянутый рак-предсказатель. Победа добра над злом тоже характерна для народных сказок. Прием лексических повторов очень часто используется в фольклоре, использовал его и Жуковский:

KnANKk2XIch9LKjFdGL7Enh6aDUbgUmN.png

<hr />

7BtXhAh2Jxx8wV2tVSicosQ3UCSwSGxD.png

<hr />

vTo0UpjpFm9YvOlAbPcTrfdNqYXCR6.png



2



0

Если бы сказка Жуковского «Спящая царевна» была народной, мы несомненно отнесли бы ее к волшебным сказкам. Ведь в ней есть многие приметы именно этих сказок — чародейки-колдуньи, волшебный сон, волшебный лес, выросший вокруг замка, благородный царский сын и его подвиг, разбудивший царевну.

Но нельзя не отметить, что это все-таки авторская сказка и поэтому она отличается от народных сказок. Прежде всего шуточной манерой изложения, использованием авторских образов, не типичных для народной сказки (рак-предсказатель, имя царя и прочее), в ней нет присказки, нет троекратных повторов, и почти нет зачина.

А общее — наличие традиционной концовки, использование постоянных эпитетов и повторов.



1



0

Сказку Жуковского «Спящая царевна» объединяет с народными сказками наличие зачина, использование просторечных оборотов, использование постоянных эпитетов, традиционная тема борьбы добра и зла, классическая концовка с пиром.

Отличает эту сказку от народных стихотворная форма изложения, использование нетипичных героев и имен, отсутствие присказки. Нет в этой сказки и обязательных троекратных повторов.

Если определять жанр этого произведения, его место среди сказок, то это несомненно волшебная сказка. В ней есть говорящие животные, чародейки-ведьмы, волшебные предметы — веретено, сказочный сон, и герой — царский сын

Читайте также

Красивая баллада Жуковского «Кубок» не представляет особой сложности для пересказа, потому что она написана очень динамично и живо и основные события баллады легко откладываются в памяти.

План пересказа баллады «Кубок»:

  1. Царь бросает драгоценный кубок в пучину и вопрошает, что смелый и храбрый
  2. Рыцари и латники стоят не двигаясь
  3. За кубком отправляется молодой паж
  4. Зрители считают что паж погиб
  5. Вдруг из воды показывается рука и плечо, паж возвращается с кубком
  6. Паж рассказывает как он нырял за кубком
  7. Царь доволен рассказом, но добавляет к кубку алмаз и требует вновь нырнуть за ним
  8. Принцесса пытается отговорить царя
  9. Паж больше не возвращается.

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение — кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.

Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.

Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.

Исторически картина конечно написана неверно.

Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.

Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.

Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.

Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЧЕРТЫ В СКАЗКЕ В.А.ЖУКОВСКОГО «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА».

Цель  урока — выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.

  1. Организационный момент
  2. Рассказ учителя о писателе. 

Василий Андреевич Жуковский, замечательный русский поэт, переводчик, родился в 1783 году в Тульской губернии. Отец его Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, привезённая в Мишенское и подарена Бунину одним из его крепостных, участником русско-турецкой войны. В.А. Жуковский получил хорошее образование, учился сначала в частном пансионате, а затем в лучшем учебном заведении тогдашней России — Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы» он помещает свое произведение «Сельское кладбище», являющееся переводом из английского поэта Томаса Грея. Именно с этого произведения начинается длинный ряд блистательных переводов Жуковского. Василий Андреевич был дружен со многими деятелями литературы, в том числе и с А.С.Пушкиным. Пушкин был на 16 лет моложе Жуковского, что не помешало им сблизиться и стать друзьями. Еще в лицее Жуковский отметил талантливого юношу. Особенное сближение поэтов относится к 1831 году: оба они по причине летом этого года жили продолжительное время в Царском Селе. Здесь у них затеялось что-то вроде литературного турнира; оба поэта, взяв за основу один фольклорный сюжет, записанный Пушкиным со слов Арины Родионовны, его няни, пишут каждый по сказке —  Жуковский «Сказку о царе Берендее», Пушкин – «Сказку о царе Салтане». Тогда же Жуковский напишет и «Спящую царевну» — сказку, с которой мы будем работать сегодня на уроке.

  1. Беседа по содержанию сказки.

Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.

А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает?  Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).

         Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)

  1. Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)

Составим таблицу, в  которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.

А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)

Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).

Что ещё отличает сказку Жуковского от народных?  Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)

Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей

Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.

  1. Подведение итогов.

        Как же, на ваш взгляд, автор, в данном случае Жуковский, относится к народной сказке, фольклорным традициям? (Фольклор – это материал, который Жуковский использует, преобразует, выражает с помощью него свое отношение к действительности.)

Приложение 1.

Черты фольклорной сказки.

Черты литературной сказки.

  1. Зачин:

жил-был добрый царь Матвей…

  1. Сказочные формулы:

что ни в сказке рассказать, ни пером описать

  1. «магические числа»:

12, 3 века

  1. Постоянные эпитеты:

дикий бор, дремучий лес…

  1. Концовка:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

  1. Стихотворная форма.
  2. Неизменность.
  3. Описательность.

(подробное описание, как засыпает и просыпается царский дом)

  1. Присутствие автора  Шутливый тон повествования.

  • Какие чувства могут быть неподвластны разуму сочинение
  • Какие черты маленького человека проявились в образе самсона вырина сочинение
  • Какие чувства испытывают выпускники прощаясь со школой сочинение
  • Какие черты личности катерины позволили добролюбову назвать ее сильным характером сочинение
  • Какие чувства испытывает петр услышав подробный рассказ о необычной девушке