Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии недоросль сочинение 8 класс

Черты классицизма в комедии Недоросль

В комедии «Недоросль» имеются черты классицизма, литературного направления, к которому относится творчество Фонвизина. В произведении присутствует правило трёх единств – единство времени, единство места, единство действия.

Действие происходит в одном месте, в имении госпожи Простаковой, в течение одного дня. Единство действия проявляется в построении произведения: чётко выражены завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Герои комедии строго разделены на положительных и отрицательных.

Классицисты придавали особое значение разуму и нравственному долгу. Это ярко проявляется в характере Стародума.

Комедия Фонвизина имела огромное нравственное воздействие на читателей.

5

(82 слова)

Фонвизин и классицизм

Классицизм получил своё название в начале XVII века. В Древней Греции почитались Аристотель, Гораций за большой вклад в искусство. Драма известна как один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Сохранилось три единства – единство листа, единство времени и единство действий. Благодаря единству действия в драме особенно чётко и последовательно прослеживается трёхчленное развитие сюжета – завязка, развитие действия, развязка. В России классицизм возник в 1730-1750-е годы.

Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина – это история о том, как невежество порой разрушает семьи. Данную работу автора можно представить, как одну из представителей классицизма, поскольку есть некоторые отличительные признаки.

Единство места требует, чтобы действие происходило в одном помещении и не выходило за его пределы: например ,в одном доме, но в разных комнатах. Так, действие комедии «Горе от ума» совершается в доме Фамусова, но то в кабинете Фамусова, то в спальне Софии, то в гостиной, то на лестнице и т. д.

Единство времени предполагает, что действие должно начаться и закончиться в течение одних суток. Например, действие начинается с приезда Чацкого в дом Фамусовых утром, а завершается его отъездом ночью.

Единство действия — наиболее принципиальное и глубокое требование теории классицизма. Законы драмы требуют напряженности и сосредоточенности действия, обусловленного, как правило, характерами героев, особой строгости в ведении сюжета: действие в драме и поведение героев должно быть направлено к одной цели, сохранять связь и стройность композиции во всех сценах и деталях и быть единым, сопряженным с основным противоборством действующих лиц.

4

(66 слов)

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.

Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).

Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободнев­ный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяго­ты крепостного права, недостатки обучения. Эта пье­са стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Классицизм –
это художественное направление в
литературе и искусстве XVII – начала XIX
веков, для которого характерна высокая
гражданская тематика, культ разума,
строгая сюжетно-композиционная
организация произведений, наличие
одного конфликта, разрешающегося
«торжеством добродетели» и «наказанием
порока» в финале, иерархия жанров
(«высокие» и «низкие»), наличие условных
героев, положительных и отрицательных,
однозначность характеров, наличие
определенной «системы амплуа» персонажей
в произведении. В основе эстетики этого
художественного направления лежит
принцип рационализма. Своим идеальным
образцом теоретики классицизма считали
античность, а также определенные каноны
искусства эпохи Возрождения. Для русского
классицизма была характерна сатирическая
направленность, преобладание
национально-исторической тематики в
литературе. Русские писатели и поэты,
творившие в стиле классицизма, –
М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В.
Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков,
Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И.
Фонвизина «Недоросль» была создана
автором в русле классицистической
традиции. Однако в произведении
присутствуют и черты реалистического
стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос
более подробно.

О классицизме
напоминает нам сама тематика комедии.

В ней Д.И. Фонвизин касается многих
важнейших социальных
проблем
.
Изображая быт и нравы семейства
Простаковых, драматург блестяще
иллюстрирует тему российского воспитания
и образования, затрагивает проблему
крепостного права, политики правительства,
обличает невежество, жестокость,
самодурство, столь распространенные в
российской помещичьей среде. По замечанию
В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво
изобразил современную ему действительность,
выставил ее «как бы на позор, во всей
наготе, во всем ужасающем безобразии…».
Комедия «Недоросль» явилась блестящей
и острой сатирой на пороки современного
ему общества.

Далее отметим,
что в комедии «Недоросль» сохранен
классицистический принцип «трех
единств»: единства места, единства
времени и единства действия.

События происходят в доме помещицы
Простаковой в течение суток. В пьесе
пять действий. Сюжет комедии основан
на традиционной любовной интриге –
взаимоотношениях Софьи с претендентами
на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым
и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена
и другая линия: в пьесе ощутимо звучит
мотив противостояния передовых,
просвещенных людей своего времени и
невежественных, «злонравных» помещиков.
Конфликт
в «Недоросле» разрешается
вполне в традиционном духе: «порок
наказан» и «добродетель торжествует».
В финале пьесы Софья остается с Милоном,
планы госпожи Простаковой и ее брата
терпят полный крах, по правительственному
указу дом и деревни Простаковых отдают
в опеку Правдину, государственному
чиновнику, присланному в округ для
надзора за порядком, Митрофана же
собираются отправить на службу.

Система
персонажей

комедии отчасти сопряжена с системой
персонажей классицистической
семейно-бытовой комедии с любовным
треугольником, где легко просматриваются
амплуа героев: «благородный герой» –
«любовник», «героиня», «второй любовник»,
«субретка» (служанка, помощница),
«благородный обманутый отец». В комедии
«Недоросль» такой героиней является
Софья, «благородным любовником» –
Милон, роль второго любовника отведена,
вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина
появляется еще и третий потенциальный
жених – Скотинин, брат госпожи Простаковой.
Однако этим персонажем, как и Митрофаном,
владеет не любовь, а лишь корыстный
расчет. И неоперившегося недоросля, и
умудренного определенным опытом дядюшку
привлекает состояние Софьи. Также мы
не видим в пьесе «благородного обманутого
отца» (героиня является сиротой). Отчасти
функцию эту выполняет Стародум,
родственник Софьи. Однако мотив обмана
здесь не присутствует: сердечные
предпочтения героини и намерения ее
дядюшки чудесным образом совпадают.

Кроме того,
анализируя систему персонажей комедии
«Недоросль», нужно отметить, что
внесценические персонажи (родители
Софьи, граф Честан) расширяют жизненное
пространство комедии, расширяют круг
явлений и понятий, находящихся в поле
зрения автора и читателей.

Для комедий
классицизма характерна была

однозначность в обрисовке характеров
героев (у каждого одна доминирующая
черта). Персонажи четко делились на
положительных и отрицательных. Такое
противостояние мы наблюдаем и в комедии
Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин
противопоставлены в пьесе всему семейству
Простаковых. Стоит отметить, определенный
схематизм драматурга в обрисовке
положительных героев пьесы. Так, Стародум,
например, является в комедии
героем-резонером, выражая взгляды самого
автора. Этот персонаж замечает, что
достойное воспитание должно быть залогом
благосостояния государства. Образование
также очень важно, однако оно не должно
являться самоцелью. Главная цель всех
знаний человеческих – «благонравие»,
«просвещение возвышает одну добродетельную
душу».

Однако
«отрицательные» герои у Фонвизина уже
многогранны, он пытается избежать
схематизма в обрисовке персонажей. Так,
Митрофанушка в «Недоросле» не только
невежествен, но и груб, труслив, злонравен.
В финале он фактически отрекается от
собственной матери, потерпевшей полную
неудачу в своих намерениях. Госпожа
Простакова бросается к сыну, пытаясь
найти у него поддержку и утешение, а в
ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как
навязалась…» В определенном смысле
многогранен и характер самой помещицы.
Госпожа Простакова изображена в пьесе
в различных ипостасях: это и жестокая
в своих отношениях с крепостными
помещица, и властная жена, и мать, слепо
любящая свое чадо.

Причем Фонвизин
показывает нам истоки зарождения
характеров. Из реплик матери Митрофана
мы узнаем об условиях ее жизни в
родительском доме, где детей ничему и
никогда не учили, не прививали им никаких
понятий о нравственности, добре и зле.
В результате гражданский долг, честь,
совесть, культура, милосердие – все эти
понятия оказались чуждыми для всех
членов семейства Простаковых. Пунктиром
намечена и жизненная история Тараса
Скотинина: некогда он служил в гвардии,
затем вышел в отставку и стал жить в
своей деревне. Драматург сделал попытку
показать определяющую роль социальной
среды в формировании характера героя,
что является свойством реалистического
стиля. Живописуя быт и нравы определенной
среды, Фонвизин стремился показать
своих персонажей в типических
обстоятельствах. В комедии было так
организовано чередование сцен, что
смена их отражала типический распорядок
дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа
Простакова бранит своего портного за
сшитый им кафтан, затем она обсуждает
с Еремеевной завтрак Митрофана, потом
разговаривает с мужем и братом, представляя
им пришедшего Правдина. Затем слуга
приносит весть о приходе в деревню
солдат, и это известие вносит переполох
в тихое течение усадебной жизни. Таким
образом, драматург стремился к максимально
достоверному отражению действительности.

Персонажи
комедий классицизма являлись обладателями
«говорящих» фамилий
.
Принцип этот был реализован и в пьесе
«Недоросль». Драматург наделяет своих
персонажей именами и фамилиями,
указывающими на их основные черты. Так,
Митрофан в переводе с греческого означает
«подобный матери». Фамилия Простакова
произошла, от слова «простак», означающего
во времена Фонвизина «малоумный»,
«оплошливый». Столь же красноречивы и
фамилии других персонажей пьесы:
Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин,
Цыфиркин.

Жизненная
достоверность комедии, многогранность
характеров во многом создаются благодаря
речи героев. Так, в речи помещицы
Простаковой часто встречаются грубые,
бранные, оскорбительные выражения. «С
утра до вечера, как за язык повешена,
рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь;
тем и дом держится», – доверительно
сообщает она Правдину. «Скот», «вор»,
«воровская харя», «каналья», «бестия»,
«собачья дочь» – таковы ее обращения
к дворовым. Мужа она считает «уродом»
и «рохлей». Ласковые, заискивающие
интонации, передающие материнскую
любовь, появляются у нее лишь при общении
с сыном: «друг мой сердешный», «душенька».
Речь Скотинина также ярко очерчивает
круг его интересов: «Ну будь я свиной
сын, если…», «Я и своих поросят завести
хочу», «коли у меня… для каждой свинки
хлевок особливый, то жене найду светелку».
Исследователи неоднократно отмечали,
что уподобление героя животному – один
из основных приемов создания сатирических
персонажей. Этим приемом активно
пользуется и Фонвизин в своей комедии,
подчеркивая животное начало всех
«отрицательных» героев «Недоросля».
Символический характер обретает реплика
Скотинина о самом себе: «Люблю свиней,
сестрица, а у нас в околотке такие крупные
свиньи, что нет из них ни одной, котора,
став на задни ноги, не была бы выше
каждого из нас целой головой». Речь
учителей Митрофана также отражает их
личность и жизненные обстоятельства.
Так, недоучившийся семинарист Кутейкин
часто использует в своей речи слова
высокого стиля, церковнославянизмы:
«трапеза», «персты», «притча во языцех».
Отставной сержант Кутейкин своими
репликами напоминает нам о военной
службе: «Желаем вашему благородию
здравствовать…». Немец Вральман,
обучающий Митрофана французскому языку,
также открывает нам в своих репликах
следы своей бывшей «профессии» (ранее
он был кучером у Стародума): «конь»,
«лошатки», «карета». Яркой и колоритной
является речь Еремеевны, кормилицы
Митрофана. В ее репликах присутствуют
устойчивые обороты («дым столбом»,
«насилу ноги унесла»), повторы («венчаться,
мой батюшка, венчаться»), слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами
(«головушка», «братец»).

Таким образом,
комедия «Недоросль» находится у истоков
русской реалистической литературы.
Отдав определенную дань классицизму
(наличие традиционного любовного
треугольника в сюжете, наличие «говорящих»
фамилий, схематизм в обрисовке некоторых
характеров, определение персонажей как
положительных и отрицательных), драматург
стремится к широкому охвату явлений
современной ему действительности, к
многогранности образов. Драматург
показывает зависимость характеров и
поведение героев от среды, в которой
они живут. Все эти элементы реализма
нашли свое отражение в комедии «Недоросль».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Произведение Фонвизина «Недоросль» как комедия классицизма

На чтение 4 мин. Опубликовано 13.05.2020

Произведение Фонвизина «Недоросль» — комедия классицизма, на что явно указывает целый набор признаков. Однако автор привнес в свою пьесу некоторые черты реализма, что литературные критики рассматривают как новаторское смешение стилей. Писатель взял за основу правила французской классической комедии, но при этом изменил развитие действия и использовал несколько иные художественные приемы.

Содержание

  1. Признаки классицизма в произведении
  2. Фамилии персонажей
  3. Особенности жанра комедии

Признаки классицизма в произведении

Если требуется найти признаки классицизма в «Недоросле» и привести примеры, нужно обратить внимание на композицию пьесы. Действие происходит в одном месте в течение короткого времени. Все описываемые события происходят за сутки. Содержание пьесы подчинено единой идее — проблеме воспитания в дворянских семьях подрастающего поколения. Кроме того, жанр подтверждается и другими признаками:

  • воспитательная роль произведения, направленная на преодоление людских пороков;
  • герои четко подразделяются на положительных и отрицательных персонажей;
  • в комедии затрагиваются вопросы долга перед отечеством и народом;
  • у персонажей «говорящие» фамилии, выдающие характер.

Все эти приемы Фонвизин применил при написании произведения. Черты классицизма в комедии «Недоросль» нарушены лишь в одном — в пьесе не соблюдается единство действия. Параллельно с любовным конфликтом, который является основным, развивается социально-политический.

Приметой классицистического стиля является также «народная» речь героев, изобилующая поговорками, примитивными словечками, вульгаризмами («воровская харя», «собачья дочь»).

Фамилии персонажей

Суть характера каждого персонажа пьесы доказывает его фамилия. С помощью этого приема классицист кратко подчеркивает черты личности или род деятельности героя:

Семья Простаковы

Учителя Митрофанушки

  1. Простаковы. Все члены семьи с этой фамилией проявляются как примитивные люди с низменными интересами. Всем в имении заправляет госпожа Простакова. Помещица не получила образования, у нее корявая речь. Эта женщина груба, жестока и сварлива. Муж Простаковой — типичный подкаблучник, глуповатый человек. Сын Митрофанушка растет под стать своим родителям.
  2. Скотинин. Тарас — родной брат Простаковой. У персонажа не только скотская внешность, но и животный нрав. К свиньям мужчина относится лучше, чем к своим крепостным. Хрюшки — его единственное увлечение. Скотинин столь же невежественен, груб и жесток, как и его сестра.
  3. Правдин. Этот персонаж по долгу службы и совести стоит на страже государственных интересов. Герой несет в мир правду и другие нравственные идеалы. Чиновник защищает обиженных помещиками крестьян, восстанавливает справедливость. Именно его рукой в финале пьесы наказана госпожа Простакова.
  4. Стародум. Мужчина относится к представителям интеллигентного дворянства. Это человек чести. Старинные традиции для него не пустой звук. С людьми Стародуб общается на равных, без учета чинов и званий. На первое место герой ставит человеческие качества.
  5. Милон. Молодой человек являет собой образец офицера. Служа отечеству, он руководствуется чувством долга, в личных отношениях характеризует себя как высоконравственный человек с принципами.
  6. Цыфиркин. Учитель математики, обучающий счету Митрофанушку. У мужчины добрый нрав, но науку он сам знает кое-как. Его задача — обучить сына помещиков хотя бы цифрам.
  7. Кутейкин. Во времена Фонвизина кутейниками с долей презрения называли священнослужителей. Кутейкин — малодушный человек, трус и враль. Он бросил учебу на первом курсе, но пытается обучать других грамоте.

Не только фамилии, но и имена некоторых героев передают характер. Например, значение имени Софья переводится как мудрость.

Митрофан в переводе — похожий на мать. Вот почему читателю с первых строк понятно, кто перед ним.

Особенности жанра комедии

Черты классицизма в «Недоросли» разбавляются несвойственными этому жанру художественными приемами. В классической комедии обычно присутствуют лишь смешные мотивы, читатель не может заметить в ней признаков драмы, печальных или слишком серьезных эпизодов.

В пьесе Фонвизина все не совсем так. Элементы классицизма в комедии «Недоросль» сопровождаются злой сатирой. В произведении есть и драматические моменты, по мнению автора, усиливающие впечатление от написанного. Можно сказать, что «Недоросль» — наполовину комедия и наполовину драма.

Черты классицизма в «Недоросле»

Писатель заимствовал опыт буржуазной драматургии, в частности, идеи, связанные с изменением общественного строя, продвигавшиеся в то время во Франции, адаптировав их под русскую среду.

В сочинении на тему жанровой принадлежности комедии необходимо доказать, какие признаки классицизма, драмы и реализма присутствуют в произведении.

Помимо описания классического любовного треугольника в «Недоросле» дается подробное, глубинное раскрытие образов персонажей, демонстрируется их многогранность. В произведении смогли проявиться все особенности образа жизни уездного дворянства, Фонвизин показывает, как среда влияет на формирование личности героев, к чему это приводит.

«Недоросль»: черты классицизма

На чтение 2 мин Обновлено 26 ноября, 2016

«Недоросль»: черты классицизма 

«Недоросль» написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Пьеса «Недоросль» имеет такие черты классицизма:

  • воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,  
  • четкое разделение героев на положительных и отрицательных,
  • «говорящие фамилии» героев «Недоросль» (Правдин, Скотинин, Вральман)
  • комедия носит поучающий характер (в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков.
  • пьеса проповедует гражданский долг

Комедия «Недоросль» написана в строгих рамках классицизма (Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени): состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия — имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина.

 Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным.

В соответствии с требованиями классицизма все герои комедии делятся на положительных и отрицательных. 

Положительные герои «Недоросль» : Стародум, Правдин, Милон, Софья, Цифиркин.

Отрицательные герои «Недоросль» : Скотинина, Простакова, Еремеевна, Вральман, Кутейкин – выступают под «водительством» госпожи Простаковой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля, Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления.

Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А. С. Пушкин

Классицизм – литературное направление, которое существовало в XVIII – начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках античного искусства, неизменные для всех времен.

В классицизме существовало четкое деление жанров литературы на “высокие” и “низкие”. Предметом высоких жанров (поэмы, оды, трагедии) мргла быть жизнь высшая, духовная, действующими лицами – лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии, басни) сводилось к изображению жизни частной, будничной. Персонажами были представители низших сословий – мелкопоместное дворянство, чиновничество, крепостные слуги. “Высокое” и “низкое” никогда не соединялось в одном произведении.

В характере героя преобладала единственная черта – положительная или отрицательная. В результате персонажи были или полностью порочными, или полностью благородными.

Классицизм решал задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружающих оказывает решающее влияние на личность ребенка. Добродетельное или порочное, оно служит примером, образцом для подражания. Идеалом эпохи провозглашается человек, способный приносить общественную пользу, для которого интересы государства выше личных интересов.

Внимание комедии обращалось на отрицательные явления действительности. Цель комедий, по классицизму, – просвещать, осмеивая недостатки, воспитывать смехом.

Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина “Недоросль”. В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. “Недоросль” состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств – действия, времени и места.

События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте – в доме помещицы Простаковой.

Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку.

В столкновении “злых” и “добродетельных” героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества.

Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей.

Подобно этим положительным героям пьесы, отрицательные персонажи ее наделены “говорящими” именами, по которым сразу можно судить о каждом из них: Простаков, Вральман, Скотинин.

Три темы проходят через драматическое произведение Фонвизина: тема воспитания, крепостного права и государственного устройства России.

Проблема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, который мечтал о новом поколении просвещенных русских людей. По мнению Фонвизина, в правильном воспитании коренится единственный надежный источник спасения от духовной деградации дворянства. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Стародум высказал об этом такую мысль: “Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!”

Другая проблема “Недоросля” – это проблема крепостного рабства: ужасное положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам, чудовищный произвол дворян. Писатель, высказываясь за обуздание невежественных помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. В ответ на слова Правдина о том, что с такими правилами, “каковы они у Стародума, людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно… за тем, за чем к больным врача призывают”, Стародум с полной убежденностью отвечает: “Мой друг, ошибаешься.

Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится”. В уста Стародума автор вкладывает еще одну свою мысль: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”.

Таким образом, комедия “Недоросль” отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа – это смех и порок можно и нужно изображать смешным.

Loading…

  • Какие черты народной сказки есть в сказке спящая царевна
  • Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление сочинение вступление
  • Какие черты моего поколения я считаю положительными итоговое сочинение
  • Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление итоговое сочинение
  • Какие черты мифа сказки предания можно обнаружить в сюжетах записок охотника