Какие черты русского характера нашли свое отражение в сказках а с пушкина

XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция «Культурология»

Тема: «Выявление традиций и особенностей быта Древней Руси

в сказках А.С. Пушкина»

Выполнила: Горланова Алёна

ученица 1-Б класса

МБОУ Школа №156

Красноглинского района

Научный руководитель:

Борисова Елена Геннадьевна

учитель начальных классов

Самара, 2016г.

Оглавление

             Введение…………………………………………………………….3

          I.Основная часть………………………………………………………4-8

              1. «Что за прелесть эти сказки!»…………………………………..4-6

  2. Сказки А.С. Пушкина……………………………………………6-8                  

 II. Практическая часть. Традиции и быт  Древней Руси,

          описанные  в пушкинских сказках………………………………8-12

          III. Заключение  ………………………………………………………12

          IV.Список использованной литературы…………………………….13

Введение

       Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них? Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения. А ещё я люблю сказки А. С. Пушкина, потому что они добрые и мудрые. В них выражены народные представления о добре и зле, о красоте и уродстве. Так, злой волшебник Черномор из сказочной поэмы «Руслан и Людмила» уродлив. Это карлик с огромной бородой. От него так и ждёшь всяких козней. А бывает, что человек и красив, но внешняя красота не всегда совпадает с красотой душевной. Это мы видим на примере злой царицы из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Лицо у неё белое, а вот душа чёрная.

       Выбранная мною тема  актуальна тем, что, несмотря на волшебство и чудеса   пушкинских сказок, в них можно найти и много вещей, связанных с реальным миром. В сказках Пушкина мы встречаем особенности жизни  Древней Руси и Древнерусской культуры. Нравы и традиции, о которых пишет автор в своих сказках,   не выдуманы. Если детальней всмотреться в описание героев и события сказок, то они могут многое нам поведать о реальной жизни людей в Древней Руси.

Цель: — найти реальные черты жизни и быта Древней Руси в сказках А.С. Пушкина.

Задачи:

—  прочитать сказки А.С. Пушкина, рассмотреть их особенности;

—  собрать информацию по теме;

—  оформить таблицу;

—   сделать вывод.

Гипотеза:  Сказки А.С. Пушкина  источник народных традиций и особенностей быта русского народа.

I. Основная часть

1. «Что за прелесть эти сказки!»

C:UsersяDesktopнаука Аленас русалками.jpg

Слово «сказка» как название повествовательного жанра, появилось не ранее 17 века. Прежде употреблялось слово «баснь». Старинные басни, были близки к мифическим «баянам», то есть к мифам, отражавшим древние ритуалы, обычаи, обряды. [2] 

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. 

Какие виды сказок бывают?

В отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди.

Второй вид – волшебные сказки. Основная характерная черта волшебной сказки — это волшебный, фантастический мир, в котором живут главные герои. В волшебных сказках всегда есть борьба добра и зла, борьба за любовь и правду. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Пушкинские сказки относят к разновидности волшебных сказок.

И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки.   В бытовых сказках автор высмеивает негативные человеческие качества. В них высмеиваются отрицательные качества богачей и гордых  людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. 

 Также сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора.  В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные авторские сказки, наполняя их новыми вымышленными  героями.

Народные сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Читая народные сказки, мы узнаём информацию о быте, обычаях и иногда даже историю народа. Каждый народ придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.[3]

Но все же, сказки, прежде всего, остаются сказками. С их необыкновенными волшебными приключениями, с необычными персонажами и верой в чудеса. Всё это мы сможем найти в тех самых сказках, которые окружали нас в детстве.

2. Сказки А.С. Пушкина C:UsersяDesktopнаука Аленапушкин.php

Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно  было отозваться.

С русской культурой и историей он начал знакомство благодаря няне, Арине Родионовне, и бабушке, Марии Алексеевне. Они оказали благотворное воспитание на развитие юного Пушкина. Они ознакомили его с устным народным творчеством. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», утверждал детский писатель С.Я. Маршак.

Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество  русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня,  стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.

 Пушкина тянуло к русской истории и культуре, к ее корням. Его манила и влекла мудрость русского народа.  Интерес А.С. Пушкина к народному творчеству, к народной сказке, песне, пословице особенно усиливается во время  его жизни в Михайловском селе. Куда  его направляют летом 1824 года после отставки по службе. Там он  с глубоким сочувствием и интересом стал изучать народные нравы, обычаи и поверья.

Известно, что там Пушкин просил свою няню Арину Родионовну рассказывать ему сказки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», пишет Пушкин своему брату Льву. [4]

В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен —  свадебных и похоронных,  грустных и веселых,  хороводных и колыбельных,  богатырских и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народом, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.

С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной.

Пушкинские сказки особенные. У него всегда динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего читателя, то читать и понимать их очень просто. 

Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Так,  например,  в сказке о «Мёртвой царевне» девушка не чуждается простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать уважение к работе.

 В своей работе мы проанализировали  четыре сказки Пушкина:  «Сказка о царе Салтане» (1831г), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1831г), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833г), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833г). [1]

II. Практическая часть

Традиции и быт в Древней Руси

Названия сказок А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне».

Древнерусские жилища

 Князья и бояре жили в  хоромах,

зажиточные горожане — в срубах, а крестьяне – в землянках.

«Царь Салтан сидит в палате …».

«Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты».

«Поживи ка на моём подворье…»

«Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе…»

«Они жили в ветхой землянке…»

«Что ж он видит: Высокий терем…».

«Перед ним изба со светелкой, с  кирпичною белою трубой, с дубовыми тесовыми воротами…»

«Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем все шла, да шла и на терем набрела…»; «Ей навстречу пес залаял…»; «И царевна очутилась в светлой горнице; кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой  изразцовой…»

«Закатилися глаза, и она под образа головой на лавку пала…».

Одежда

«Видит, весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце, с грустной думой на лице…».  

«В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки»

Архитектура

 «Видит город он (Гвидон) большой, стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей..»

«А теперь стоит на нем новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами, а сидит в нем князь Гвидон, он прислал тебе поклон..».  

«Город новый златоглавый»

«Пристань с крепкою заставой. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят».

Женские и мужские занятия на Руси

«Кабы я была царица…Я б на весь бы мир одна наткала б я полотна…»; «Кабы я была царица…Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир..»; «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха…».

«Мы объехали весь свет». Пушкин конкретно описывает, чем торговали купцы: «Торговали соболями, черно-бурыми лисами…»;

«Торговали мы конями, всё донскими жеребцами»; «Торговали мы булатом, чистым серебром и златом».

На острове Буяне охраняют и «обходят дозором» «тридцать три богатыря в чешуе как жар горя».

«Лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, закупит..»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник.»

«Старик ловил неводом рыбу».

«Старуха пряла свою пряжу».

«Дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять».

 «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла , сидя под окном…»; ««Приберет и приготовит…»

«Иль башку с широких плеч у татарина отсечь или вытравить из леса  Пятигорского черкеса…».

III. Заключение

 Несмотря на то, что сказки А.С. Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы нашли основу древнего русского предания.

 Мы выяснили, где жили, как одевались и чем занимались люди в Древнерусском государстве.  В наши дни вряд ли можно услышать и записать нечто подобное в вымирающих деревнях. Историческая память нашего народа угасает с каждым годом. И пушкинские сказки оживляют её, возрождают гордость за родное прошлое.

Таким образом, мы достигли поставленной цели и выяснили, что сказки А.С.Пушкина   самый доступный и достоверный источник для изучения народной культуры.

Пушкин создал  замечательные сказки, «пропитанные русским духом». Сказки не похожи друг на друга, среди них есть и грустные, и весёлые, и таинственные и даже чуточку страшные, но все они без исключения добрые и поучительные. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

IV. Список использованной литературы

1. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. Азадовский М.К. № 3. – М.-Л., 1937.  С. 154.

2. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973. С.275

3. Учебник Литературное чтение 1 часть Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская В.Г. Горецкий. С.102

4. А.С. Пушкин. 1837-1937. Сборник статей и материалов. Саратовское Областное издательство. Саратов 1937. Л.А.Фин.

1824 г. ноябрь, письмо №105, том 1 под ред. Модзалевского. Письмо брату.

5. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т. III. – М., 1986. – С. 467.

Главная

страница 1

В.А. Вагапова

Русский характер в осмыслении А.С. Пушкина (на примере вариативного подхода к изучению «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» в 5 классе).

Не все современники принимали сказки А.С. Пушкина, считали, что это подражание народным сказкам и что это умаляет талант известного поэта. Но время показало другое: сказки Пушкина были и остаются любимым чтением многих поколений детей и взрослых.

Пушкинские сказки издавна интересовали методистов. Мы можем познакомиться с анализом «Сказки о рыбаке и рыбке» в книге Ф.Буслаева « О преподавании отечественного языка», им же рекомендовано включение сказок в « План и программу обучения языкам и литературе» (1886, 1890).

Пушкинский текст «У лукоморья дуб зеленый» — знаменитый пролог к «Руслану и Людмиле» — мы встречаем в «Хрестоматии к руководству для теоретического изучения литературы» В.Я.Стоюнина (1877). Виктор Острогорский в книге «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу» рекомендует для изучения «Сказку о мертвой царевне семи богатырях»,

« Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане». Ученый подчеркивает, что «гуманность Пушкина в самом широком значении этого слова должна быть прочувствована и детьми, и народом и играть роль в образовании души их очень важную»(1, с.4). Поэтому эта сказка включена во многие программы по литературе.

Нами проведен сравнительный анализ изучения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Авторы в современных программах по литературе обращают внимание на вопросы, тесно соприкасающиеся с характерными мотивами устного народного творчества: «Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой «Белоснежка»). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей. Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке. Поэтическое мастерство А.С.Пушкина; — таково содержание программы по изучению сказки Пушкина под редакцией М.Б. Ладыгина (3,с.303); «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского, «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки — в программе под редакцией В.Я. Коровиной.(2,с 15); «Детство Пушкина. Влияние на него народной русской традиции и европейской культуры. Запись народной сказки о мертвой царевне и сюжет Пушкина. Родственность сказки Пушкина мифу об Амуре и Психее (Апулей «Метаморфозы») — в программе под редакцией В.Г. Маранцмана (4 с.20)

Автор программы пишет, что радостное изумление от чтения пролога и поэмы «Руслан и Людмила» можно сохранить, используя словесное иллюстрирование эпизодов сказки. Советует словесное иллюстрирование предварить рассматриванием картины И.Крамского «У лукоморья дуб зеленый». Все это воскрешает мир народных сказок. Далее идет чтение сказки, ее сопоставление с народной сказкой. Такой первый урок готовит учащихся к размышлению. В.Г.Маранцман считает, что «наслаждение чтением должно непременно отозваться эхом беспокойной мысли»(5,с.45). Второй урок литературовед предлагает посвятить выяснению читательских впечатлений, перечитыванию в классе полюбившихся мест сказки, нахождению ведущих вопросов предстоящего анализа.

В.Г. Маранцман обращает внимание на то, что «вопросы на осмысление содержания не должны быть слишком частными и ориентированными только на пересказ отдельного эпизода. Эти вопросы могут сразу носить проблемный характер»(5,с.49) Предложить учащимся следующие вопросы: «Почему мачеха не смогла погубить царевну?», «Кто в сказке спасает царевну и кто вредит ей?», «Какое участие в судьбе царевны принимает зеркальце, Чернавка, Соколко, лесные братья, Елисей?», «Почему сказка называется «О мертвой царевне и о семи богатырях»? Далее следуют вопросы, проверяющие работу творческого воображения « что в тексте дано как намек: по детали восстановить целое; какой вы видите царевну, когда она просит Чернавку не губить ее, вопросы о художественной детали: почему о царевне сказано, «тихомолком расцветая»? и т.д.

Строя анализ на сопоставлении царевны и мачехи, необходимо отвечать на проблемные вопросы, которые активизируют работу учащихся, помогают осмыслить композицию произведения и понять «добро нуждается в защите, оно не всесильно» 95, с. 53). Необходимо анализ эпизодов дополнять стилистической работой, сравнением вариантов пушкинского текста. Завершить работу по изучению сказки Маранцман В.Г. советует составлением киносценария и пишет, что «активное сотворчество, пересоздание, «претворение» литературного текста по законам другого искусства усиливает эпизоды, прямо подводящие к концепции анализа» (5. С. 61) Данные предложения и рекомендации автора программы способствуют творческому подходу изучения сказки.

В. Я. Коровина после вопросов на восприятие текста сказки советует сразу начать работу над отдельными эпизодами: обсуждение содержания, наблюдения над лексикой, интонацией, ритмом и работа над выразительным чтением.

Если проанализировать предложенные методические рекомендации , то следует отметить, что главное и определяющее в них – наделенность на выявление народных истоков пушкинской сказки, звучащий в ней гимн добру и справедливости.

Не случайно С.Я. Маршак заметил, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. (Цит. по: 1.с. 1)

А.Слонимский в работе «Мастерство Пушкина» писал что: «точность и яркость сопоставлений – краткость и меткость фраз, в которых нет ни одного лишнего слова, свежесть и ясность образов – все это черты народных пословиц, песен, сказок, угаданные поэтом и возведенные им до высшей степени художественного совершенства», отличая сказочную фантастику, явившуюся у Пушкина в реалистических очертаниях, простоту и реальность изображения в «в духе моральных понятий, народных симпатий и антипатий, со всей искренностью и серьезностью усвоенных поэтом», «ярко обрисованные, психологически оправданные русские характеры, реальные нравы «простонародной старины», живой народный быт.» (Цит. по: 1,с.14,16)

Учителю приступая к анализу пушкинской сказки по рекомендациям методистов, следует обратить внимание учащихся на то, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» является апофеозом добрых народных нравов деревенской стихии. Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая; богатыри называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «все порядком убрала», «засветила богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная и благовоспитанная. Когда ее угощают, она отрекается от зеленого вина: «пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила» Она верна своему слову: Всех я вас люблю сердечно,

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Хозяйственность царевны (то, что она первым делом «все порядком убрала») вполне соответствует песенному идеалу жены-работницы. В песне о выборе невесты сын жалуется матери:

Родимая матушка,

Неженат хожу

Ой, люли, люли, люли

Неженат хожу.

Мать предлагает ему выбрать себе в хороводе «девушку самую лучшую». Он отвергает «дочь дворянскую», «дочь купеческую» и выбирает «дочь крестьянскую», которая низко кланяется ему и говорит:

Я тебе, молодец,

В доме работница

Твоим ручушкам

Я заменушка.

Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является мачеха-царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива»(в песнях изображается свашенька ломливая).

Обе героини сказки характеризуются и речами и мимикой. Речь царевны – ласковая, чистосердечная, скромная. Это живая и бойкая речь простодушной крестьянской девушки.

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные,-

Им царевна говорит: —

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места

Как мне быть? Ведь я невеста.»

А вот речь гневной, своенравной царицы:

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою….»

Во всем поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, какая–то милая обрядовая церемонность:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была…

Контрастируемым тоном звучат слова царицы:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной. Именно эту антитезу имел в виду Пушкин, когда задумывал свою сказку.

Работа по усвоению содержания сказки и характеристика центральных образов, в системе уроков, предложенной О.Б.Белометных, М.С.Корнеевой, И.В.Золоторевой, (6) может проводиться в следующей последовательности:

Беседа.

— Есть ли в «Сказке о мертвой царевне ……» традиционная присказка?

— О каких событиях мы узнаем в завязке к сказочной истории?

— Какой предстает перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить ее характеристику?

(Пятиклассники находят слова, подчеркивающие верность царицы, ее любовь к мужу).

Собираем материал о царице – мачехе.

— Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха?

— Как царица-мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает восхищение , но почему эта красота не радует окружающих?

Предложим найти глаголы, с помощью которых Пушкин продолжает характеристику царицы, рассказывая об общении ее с зеркальцем. Можно попросить прочитать выразительно или по ролям два таких диалога, когда зеркальце «хвалит» царицу и когда говорит ей правду. Продолжая характеристику, ребята отмечают, что мачеха груба, сварлива и завистлива, к тому же у нее нет настоящих друзей и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила» не прощает истины.

— Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому?

Комментируем с ребятами сочетание «черная зависть». Замечаем, что мачеха не только завистлива, но и жестока. В чем проявляется ее жестокость? Как называет Пушкин в этом эпизоде злую царевну? («Баба гневная»)

— Чем закончится история злобной мачехи? За что она оказалось наказанной?

Вспомните, что такое сравнение и антитеза. Подчеркнем, что сравнивать можно понятия не только противопоставленные, но и имеющие черты сходства.

Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу? (Да, они внешне обе красивы, но царевна, как убедимся позже, еще и красива внутренне.) Выполненная вместе с учащимися характеристика царицы-мачехи подскажет план, по которому учащиеся могут подготовить связный рассказ о царевне. Запишем его на доске:

План рассказа о царевне.

Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

С любовью присматриваясь к героине. Пушкин показывает как ее внешнюю («белолица,черноброва»), так и внутреннюю красоту(нраву кроткого такого, красавица душа) , подчеркивает трудолюбие, внутреннее достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность и верность, внутреннюю бесхитростность и доброту. Не случайно для поэта она «царевна молодая», « моя душа».

Часть урока, посвященная характеристике царевны, можно построить по-другому. Тогда учитель, называя ее отличительные качества, просит подтвердить их примерами из текста. Например, на вопрос, какие поступки говрят о трудолюбии царевны, дети отвечают словами текста:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала….

— В чем проявилась ее благовоспитанность,сдержанность?

От зеленого вина

Отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила…..

В чем выразилось ее чувство верности жениху?

Дети зачитывают ответ царевны братьям и т.д.

5. Итогом сравнительной характеристики героинь может быть составление таблицы.


Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

жестокосердная

добродетельная

6. Если к уроку нарисованы иллюстрации, оценим, насколько они соответствуют нашим представлениям о главных героях.

7. Завершая работу на уроке, задается вопрос: «Чему научила нас эта сказка?»

Вариативный подход к изучению сказки А.С.Пушкина позволяет понять учащимся русский характер героев, гуманизм писателя.

«…Реализм и гуманизм, эстетика и этика сливаются у Пушкина в одно. Сказки его еще раз убеждают в том, что правда и добрые чувства не существуют друг без друга. Всей своей мудрой наивностью они утверждают и отстаивают то, что мы сегодня называем человеческими ценностями», — писал В. Непомнящий «О сказках Пушкина» (1,с. 45)

Такой подход к изучению «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» позволяет учащимся глубоко войти в пространство пушкинского творения, увидеть подлинную народность, человечность и готовит учащихся к дальнейшему осмыслению творчества Пушкина в последующих классах.

Список литературы

Сказки Пушкина в школе: Сборник статей / Сост. В.Я. Коровина.

М.: Просвещение,1972.

2. Программы общеобразовательного учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) / под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2005.

3. Литература: программы для общеобразовательных учреждений.5-11 классы /сост. Г.Г.Полубинская, — М.:Дрофа,2008.

4. Литература: 5 кл.: метод. рекомендации (В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, Е.Р. Ядровская и др.),/ под ред. В.Г. Маранцмана: — М.: Просвещение,2008.

5.Маранцман, В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч / В.Г.Маранцман — М.:Гуманит. Изуч. Центр. ВЛАДОС,1999.

6.Белометных О.Б., Корнеева М.С. , Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс /О.Б.Белометных, М.С.Корнеева, И.В.Золоторева — М.:ВАКО, 2002.

Смотрите также:

Русский характер в осмыслении А. С. Пушкина

100.65kb.

1 стр.

Тема: Народные и литературные источники «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

37.47kb.

1 стр.

Основная часть

130.76kb.

1 стр.

Уроки произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Тема: Оригинальная трактовка сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Цель

70.48kb.

1 стр.

Характер темперамент – характер – личность. Характер

59.07kb.

1 стр.

Русский характер (по одноименному рассказу А. Н. Толстого) Материал к уроку в основной школе (5-9 классы) I. Слово учителя

18.66kb.

1 стр.

Программа самореализации личности «Лирика А. С. Пушкина» Комплексная система заданий по стихотворениям А. С. Пушкина «Узник», «Цветок», «Если жизнь тебя обманет…» 7 класс

141.03kb.

1 стр.

Мария Александровна Пушкина (1832-1919)

86.36kb.

1 стр.

Слайд 1 l. Орг момент

88.52kb.

1 стр.

Лицей в жизни А. С. Пушкина

222.09kb.

1 стр.

Русский национальный характер в малой прозе ф. А. Абрамова

296.33kb.

1 стр.

Андрей Борцов «Русский характер»

611.64kb.

4 стр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние русских народных сказок на творчество  А.С.Пушкина.

Чудесный талант! Какие стихи!

Он мучит меня своим даром, как при­видение!

В. Жуковский

«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд, волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к на­роду, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пуш­кина», — пишет поэт Лев Озеров.

Вступающий или уже вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, и затем в подробностях, с жизнеописа­нием Пушкина, с его сочинениями…

Каждое новое поколение тешилось иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашние знания о Пушкине кажутся недоста­точными, неполными. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвест­ные особенности его наследия.

К своей няне, Арине Родионовне, Александр Сергее­вич всю жизнь питал особенную любовь. Не только пре­данностью и заботливостью завоевала она доверие, при­вязанность и уважение мальчика Она знала множество русских народных песен, сказок, прибауток и была заме­чательной рассказчицей. Это о ней и таких же талант­ливых людях из народа писал позднее Пушкин:

 Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!..

 Пушкин собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в псковском имении отца — селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в дет­стве, с увлечением слушал ее «небылицы, былины». «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал он брату. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — говорил он писателю В. И. Далю.

Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки — все это запало в память и душу поэта, стало могучим источником творчества. В сказках Пушкина от­разился богатый опыт, мудрость народа и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык.

В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Люд­мила». Он обращается к древнерусским преданиям, с во­сторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Мед­ный всадник».

Во всех этих произведениях широко и полно пред­ставлена народная жизнь, русский быт и обычаи, харак­теры и богатство языка. Их по праву можно назвать на­родными.

Творчество Пушкина вобрало в себя достижения всей предыдущей российской поэзии. «Предшественники по­эта относятся к нему, как малые и великие реки к морю, которое наполняется их волнами», — писал Белинский. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. Народность Пушкина словно по наследству передавалась другим авторам. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Вли­яние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Лев Толстой. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. «Слов немно­го, — пишет о его стиле Гоголь, — но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна простран­ства; каждое слово необъятно, как поэт».

Сопоставление элементов сказок.

А.С.Пушкин «Сказка о царе  Салтане…».

Русская народная сказка «Чудесные сыновья».

Русская народная сказка  « По колено ноги в золоте , по локти руки в серебре».

Начало

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

 

Большая сестра …

Другая сестра…

Меньшая сестра

Я бы родила ему девять сыновей…

Сюжетный ряд

Родила царица в ночь

Не то сына ,не то дочь;

Не мышонка , не лягушку,

А неведому зверушку.

Его жена родила котенка…,

щенка…,обрубок дерева.

Приезжает Иван  царевич  домой ; ему тотчас и объявили

 твоя –то царевна  родила трех щенят…

Одинаковые события

И царица в тот же час

В бочку сыном посадили,

Засмолили ,покатили

И пустили в океан.

Посадить королеву с её детищем  в бочку засмолить и пустить по морю …

Посадили царевну 

В бочку сыном посадили , Засмолили , покатили и бросили в океан – море широкое

Превращение главных героев

В муху князь обратился,

Полетел и обратился между моря и небес

На корабль-и в щель залез.

Королевнин сын обратился мухою,

полетел и сел на корабль…

 

Концовка

Я там был; мед пиво пел

— Усы лишь обмочил.

 

Я там был ,пиво и вино пил, по усу текло , а в рот не попало.

Анкета

12 учеников 4 «Б» класса ,прочитав сказку А.С.Пушкина ответили на следующие вопросы

1.Знаешь ли ты ещё сказку похожую на данную сказку.

    2.Как ты думаешь А .С. Пушкин придумал сюжет сказки?

Результат

Учащиеся 4 «Б» класса не читали , похожие на сказку А.С.Пушкина

;-10 учеников были уверены ,что сюжеты своих сказок А.С Пушкин придумал сам;

2 ученика решили , сюжет своих сказок Пушкин , услышал от Арины Родионовны.

Выводы

Сказке А.С.Пушкина присуща народность,так как ;

В сказке А.С.Пушкина сохранены принципы построения народной сказке.

Схожи поступки главных героев.

Герои сказок А.С.Пушкина  являются собирательными  образами героев народных сказок.

Но все же это авторская сказка , она не является абсолютно народной. Язык Пушкина ,обороты речи доказывают это.

Люблю я Пушкина

                            творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С малолетства его читаем

                                   сказки,

В них жар души, природы

                                   краски.

Добро цветёт в них, злоба

                                  чахнет.

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал –   без перевода.

  • Какие чувства раскрывает в человеке любовь сочинение
  • Какие черты присущи литературной сказке
  • Какие чувства пробуждает у читателя сказка осуждение сочувствие почему
  • Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии недоросль сочинение кратко
  • Какие чувства николенька испытывает к своей маме в рассказе детство толстого