Какие черты учителя и конторщика противопоставляются в образе главного героя в рассказе превращения

Далее представлен Превращение анализ с подробным разбором важный символических элементов, передающих основные замыслы автора.

Символика в “Превращении”

Весь рассказ насыщен различными символами, фантастическими событиями и нереальностью происходящего. Хотя на самом деле автор говорит о вполне понятных для каждого человека явлениях, таких как: одиночество, отчаяние, трудоголизм, непринятие самого себя. И для того, чтобы донести свои мысли и идеи, Кафка как раз использует символы – постоянно встречающуюся цифру 3, перевоплощение Грегора в существо, которого большинство людей считают мерзким (таракан), немоту главного героя.

Рассмотрим их подробнее.

Символика цифры 3

Число «3» в рассказе используется не в прямом значении (для счета), а для обозначения трехмерного пространства, в котором и происходят основные события. С помощью тройного взгляда на происходящее Кафка показывает нам события глазами главного героя Грегора, глазами его близких и глазами самого читателя. Любопытно, что взгляд автора в отдельную категорию не выделяется, так как писатель выступает только проводником для тех, кто его читает – он «делает вид», что не сам придумал эту историю.

Также «3» мы видим в тройственном образе главного героя. Грегор Замса – это одновременно и его физическое тело, и духовное воплощение, и разум. Также мы можем рассмотреть тройственность образа Грегора с фантастической точки зрения: превращения в таракана, сохранения человеческих мыслей и чувств и приобретения естественного для природы, но неприятного для человека внешнего вида насекомого.

Немота Грегора Замзы

После того, как главный герой обнаружил себя в теле насекомого, он потерял возможность коммуникации. При этом до своего превращения он работал коммивояжером и делал это достаточно успешно, а в условиях немоты это было бы невозможно.

кафка превращение анализ

Потеряв способность говорить, Грегор больше не смог рассказать близким людям о своих мыслях и чувствах, а также утешить их и подбодрить. Именно в этом и состоит символизм немоты главного героя: большинство людей стараются жить как можно быстрее и занимаются тем, что кажется им важным, однако забывают сказать родным и близким людям самые важные слова. Например, мы охотнее обсудим прибыль от выгодной сделки, чем скажем дорогому человеку о том, что мы его любим. Точно также жил и Грегор, и после превращения в таракана он больше никогда не смог сказать важных слов своим родителям и сестре, которые пытались заботиться о нем.

Почему именно таракан?

Любопытно, что Франц Кафка нигде в своем рассказе не указывает на то, что Грегор стал именно тараканом. Насекомым – да. Но кто он – таракан, жук или другое членистоногое? Мы не знаем. Однако каждый читатель сам представляет себе образ героя как максимально неприятный, ведь именно такие характеристики дает ему автор.

Основа этого образа – в его омерзительности. Таракан олицетворяет собой бесполезную, противную, ни на что неспособную личность. За фантастическим сюжетом Кафки скрывается утверждение, что для того, чтобы быть такой неприятной личностью, вовсе не обязательно превратиться в таракана по-настоящему.

Основные темы

В продолжении анализа произведения «Превращение» обратимся к основным темам, которые поднимает Ф. Кафка в своем рассказе. Используя завуалированные образы и множество литературных приемов, писатель рассуждает о:

  • Связи человека с внешним миром, его значении для окружающих.

  • Воздействии на человека прожитого им сексуального опыта и насилия в детском и юном возрасте.

  • Изоляцию человека от его близких несмотря на то, что физически они находятся рядом, и последующее неизбежное охлаждение отношений.

  • Важном и неважном в жизни: главный герой, продолжая жить в теле насекомого, лишается очень значимых для него вещей, которые люди зачастую не ценят.

Особенно большое значение Франц Кафка придает в своем рассказе теме семьи. Родители и сестра Грегора, привыкшие жить за его счет, предают его вскоре после того, как он превращается в насекомое. Но кто виноват в этом на самом деле – они или сам Грегор, изолировавший себя от семьи?

Жанровые особенности

Основной жанр творчества Кафки (в том числе и рассказа «Превращение» — это экспрессионизм. Этот жанр возник как острая реакция общества на такие потрясения, как мировые войны и революции. Экспрессионизм говорит о том, что единственная реальность для человека – это та, которую она сам себе придумал, основываясь на собственных эмоциях, чувствах и впечатлениях. Эту жанровую особенность мы можем узнать и в «Превращении»: Грегор, став насекомым, обнаружил, что мир – крайне враждебная среда, в которой он никому на самом деле не нужен. Но было ли это так на самом деле? Нет, так выглядел только тот мир, который видел Грегор. Так может быть, для своих родных и не был вовсе насекомым? А вся омерзительность главного героя – это проявления его личности, а не следствие фантастической трансформации из человека в таракана?

Большое количество абсурдных элементов в сюжете рассказа раскрывает главную целью экспрессионизма, которая состоит в отображении не объективной реальности, а субъективного мировоззрения человека и его духовного мир.

Стилистика Кафки, примеры тропов

Основа стиля Кафки – в его абсурде. Он легко превращает человека в насекомое (и герои этому совсем не удивляются) и абсолютно сухим языком описывает сильнейшую драму своего главного персонажа. Такие контрасты позволяют автору отобразить сочетание мира внешнего и мира внутреннего, в котором находится каждый человек. Он умудряется говорить о психологии, совершенно не говоря о психологии (напротив, Кафка часто использует юридические или научные термины для описания того, что научному описанию не поддается – чувств).

превращение анализ произведения

Разные интерпретации мотива превращения

Тот факт, что в рассказе коммивояжер Грегор в одно прекрасное утро обнаруживает себя насекомым абсурден уже сам по себе. Однако Кафка вводит его в произведение так, будто не произошло ничего необычного, а такие превращения – вполне себе случаются, пусть и неприятны.

Поэтому в метафорическом превращении Грегора мы можем увидеть сразу несколько мотивов:

  • трансформация человека в результате неудачного взаимодействия с внешним миром;

  • давление семьи человека на его личность;

  • ощущение собственной никчемности;

  • депрессивное состояние, приводящее к мыслям о самоубийстве;

  • подсознательное самоуничтожение.

Автор практически открытым текстом говорит, что такие тараканы живут среди нас. Им вовсе не обязательно видеть насекомых в зеркале, чтобы стать закрытыми, неприятными, депрессивными и бесполезными личностями.

Абсурдная реальность в рассказе

Завершая анализ «Превращения» Кафки, еще раз обратимся к абсурдности происходящих в рассказе событий. Разве может человек на самом деле проснуться насекомым? Нет, это абсолютно фантастический сюжет. Но может ли человек упиваться собственность бесполезностью, осознанно отгородить себя от семьи и общества, погрузиться в свою депрессию и вступить в конфликт с окружающим миром? Да, может, ничего фантастического в этом нет. Кроме того, именно желание сбежать от этого конфликта толкает вполне обычных людей (не насекомых) на самоубийство.

Поэтому мы приходим к выводу, что в «Превращении» Ф. Кафка использует абсурдную реальность для того, чтобы рассказать о самых обыкновенных явлениях, с которыми может столкнуться каждый человек. И только сам человек делает выбор, как реагировать на эти явления: прятаться от них, как Грегор, и в конце концов сгинуть, либо бороться за сохранение собственного «Я».

Новелла «Превращение» — яркий пример метафорического мировоззрения Франца Кафки. Австрийский писатель-модернист раскрывает процесс трансформации обычного человека в насекомое, а также показывает, как к этому относятся его близкие. Прозрачность языка и кошмарное содержание — все то, чем отличается рассказ Кафки. Анализ произведения «Превращение» позволяет читателю окунуться в художественный мир автора — абсурдный и окутанный загадками.

Оглавление:

  • Пересказ первых глав
  • Содержание финальной части
  • Перевоплощение главного героя
  • Краткий анализ

Произведение Франца Кафки «Превращение»

Пересказ первых глав

Автор знакомит читателя с главным героем новеллы — Грегором Замзой — среднестатистическим жителем крупного города. Отец молодого человека лишился всех своих сбережений и большую часть времени проводит за чтением бульварной прессы. Мать, страдающая от приступов удушья, редко покидает пределы дома, часами просиживая у окна. Грета, младшая сестра Грегора, демонстрирует отличные навыки игры на скрипке, и брат мечтает помочь ей поступить в консерваторию после того, как погасит долги главы семейства.

Замза устраивается в торговую компанию

Вернувшись из армии, Замза устраивается в торговую компанию, где быстро дослуживается до должности коммивояжера. Его заработка вполне хватает, чтобы снимать для своих родственников просторное жилье, в котором ему отведена отдельная комната.

Однажды утром Грегор испуганно оглядывается и с диким ужасом обнаруживает, что он потерял человеческое обличье, превратившись в уродливое насекомое. Молодой человек попытался утешить себя тем, что ему всего лишь снится страшный сон, но самые ужасные опасения подтвердились. Лежа неподвижно на твердом хитиновом панцире, он краем глаза увидел свое коричневое, выпуклое, покрытое чешуйками тело, с верхушки которого сползало одеяло.

Все попытки сдвинуться с места оказались тщетными. Новое тело никак не хотело слушаться своего хозяина, и Грегора бросило в холодный пот при мысли, что он получит строгий выговор за прогул. Заподозрив неладное, домочадцы начали ломиться в дверь спальни, чтобы узнать, почему юноша не собирается на работу, ведь он всегда отличался пунктуальностью.

Разгневанный начальник Грегора решает навестить своего подчиненного. Пока родители Замзы беседуют с руководителем сына, молодой человек тихо подкрадывается к двери комнаты, открывает ее и предстает перед собравшимися, ввергая всех в шок своим чудовищным обликом. При виде мерзкой сороконожки мать тотчас же теряет сознание, а начальник в спешке покидает квартиру. Замза-старший хватает первую попавшуюся газету и пытается прихлопнуть насекомое. Грегор, спасаясь от расправы, мчится к дверному проему и застревает в нем. Отец вталкивает огромную букашку в комнату, после чего запирает дверь на ключ.

Содержание финальной части

Ошеломленные и озадаченные метаморфозой, случившейся с Грегором, члены семьи постепенно входят в привычный ритм жизни. С того момента, как главный герой превратился в насекомое, прошло несколько месяцев. Грегор больше не испытывает дискомфорт, когда ему нужно переместиться из одной части комнаты в другую. Он полностью познал возможности своего нового тела. Единственное, к чему он никак не может привыкнуть, так это к непреодолимой тяге к гнилым продуктам. Обязанности по уходу за Грегором легли на плечи юной Греты.

Главный герой превратился в насекомое

Девушка видит, что любимое занятие брата — ползание по стенам и потолку, о чем сразу же докладывает матери. Та, в свою очередь, требует, чтобы отец освободил комнату юноши от мебели, мешающей Грегору свободно передвигаться. Если раньше он всегда прятался под кроватью, когда кто-то пытался завести с ним диалог, теперь он решает встречать визитеров, сидя на картине, которая висела на стене.

В очередной раз увидев сына в безобразном обличье, мать снова падает в обморок. Грета хочет принести женщине таблетку, и главный герой следует за ней. Испуганная девушка прячется в комнате, а взволнованный Грегор продолжает метаться по гостиной до тех пор, пока без сил не падает на стоящий в центре зала стол. Внезапное появление отца застает измученное насекомое врасплох. Мужчина бросает в сына яблоко, которое, пробив панцирь, парализует юношу. Мать приходит в себя и просит мужа пощадить несчастного Грегора.

Однажды, когда Грета играет на скрипке в комнате соседей, Замза, очарованный талантом сестры, попадает в поле зрения жильцов. Возмущенные квартиросъемщики заявляют о своем намерении как можно быстрее съехать отсюда, поскольку они не хотят жить рядом с монстром. Члены семьи не хотят терять доход, получаемый от аренды, поэтому решают, что от Грегора нужно избавляться во что бы то ни стало. Голодный и расстроенный Замза не доживает и до утра.

Все равнодушно отнеслись к новости о кончине Грегора, и его тело незамедлительно было отнесено на помойку.

Перевоплощение главного героя

Трансформация молодого коммивояжера настолько гротескна, что читатель остается в некотором недоумении относительно того, почему автор обрекает обычного парня на такую незавидную судьбу, превращая его в насекомое. Кафка, чьи книги славятся своей неоднозначностью, и в этот раз не дает ясного ответа о причинах радикальной перемены в жизни героя, давая литературным критикам почву для размышлений. Можно лишь предположить, что обрести счастье юноше мешали следующие обстоятельства:

  • ненавистная работа;
  • необходимость содержать близких;
  • отсутствие личной жизни.

Трансформация молодого коммивояжера

Все эти факторы, безусловно, накладывают свой отпечаток на душевное состояние героя, но не настолько, чтобы сделать его мучительным. С такими проблемами сталкивается чуть ли не каждый второй. Вместо того чтобы впасть в истерику из-за страшного облика, герой озабочен тем, что он подвел начальника. По мнению Альбера Камю, Замза, как и другие знаковые персонажи Кафки, не ждет ничего хорошего от окружающего мира.

Автор дает подробное описание видоизмененного тела Грегора, испытываемых им неудобств, новых предпочтений. Замза медленно, но верно утрачивает человеческие черты:

  • лишается способности говорить;
  • теряет душевные свойства.

Несмотря на происходящие с ним изменения и пугающий облик, он остается человеком в большей степени, чем его близкие. Насекомое здесь — это всего-навсего гипербола естественного человеческого состояния.

В самом превращении молодого человека в надоедливую букашку есть что-то сказочное. Спасти героя может только какое-то волшебное действие, которое разрушит колдовские чары. Увы, ничего подобного, вопреки законам сказки, не происходит. Никто не протягивает бедолаге руку помощи.

Грегор стал жуком, скорее всего, потому, что, даже когда он находился в человеческом обличье, его существование больше напоминало жизнь насекомого, нежели человека. Он не покладая рук работал на благо семьи, ни к чему не испытывал тяги, не интересовался чужими делами и был крайне замкнут. Не исключено, что перевоплощение потребовалось, чтобы герой увидел истинное лицо своих неблагодарных родственников, так как по сюжету новеллы незаметно, что они сочувствуют юноше, их волнуют только деньги.

Краткий анализ

«Превращение» Кафки поражает читателя тем, что доведенные до абсурда фантастические события преподносятся писателем как обыденная реальность. Автор отказывается давать оценку событиям и действующим лицам. Размышляя над созданием новеллы, Кафка хотел затронуть следующие темы:

  • самоотверженность;
  • трудоголизм;
  • денежный вопрос;
  • семейные отношения.

Анализ произведения «Превращение» Кафки

На семью Замзы обрушивается страшное несчастье: юноша теперь не выглядит как обычный человек, но в этой истории больше удивляет реакция близких на превращение Грегора. Новелла построена на изображении изменения чувств родственников молодого человека. Они превращаются в монстров-потребителей, и когда герой перестает быть для них полезным, приносить в дом деньги, отец, мать и сестра отворачиваются от него.

Трансформация центрального персонажа в уродливое существо с тонкими ножками-щупальцами продиктована абсурдностью и несправедливостью окружающего мира. Герой не может смириться с действительностью и вступает с ней в конфликт, в результате чего трагически погибает.

Образы и метафоры, используемые Кафкой в новелле, помогают в литературной форме изобразить царившую в обществе проблему отчужденности и одиночества человека. У перевоплощенного героя возникает неудержимое стремление к общению, но никому нет до него дела, от Грегора все шарахаются, и ему приходится подслушивать семейные разговоры.

Причина смерти Замзы

Глубокий смысл произведения Кафки «Превращение» раскрывается через гибель героя. Причина смерти Замзы — осознание, что он обуза для тех, кого бескорыстно любил. Дорогие ему люди превращаются в бесчувственных насекомых, ставящих на первое место физический комфорт и эгоистическое, безмятежное существование. Грегор, перестав быть человеком, напротив, ведет себя достойнейшим образом, проявляет деликатность, эмпатию, наконец, самопожертвование, несмотря на утрату человеческих функций. Эта антитеза воплощает все самое низменное в людях-насекомых, которые прячутся под хитиновым покровом безразличия.

«Превращение» Кафки стало культовым произведением. Его включают в учебные программы, по нему пишут школьные сочинения. Кроме того, новеллу неоднократно экранизировали, что лишний раз подтверждает гениальность неординарного писателя.

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году по русскому языку

Цели школьного этапа Олимпиады по русскому языку.

Целями школьного этапа Олимпиады по русскому языку являются:

— стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

— выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;

— создание определённой интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;

— расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;

— активизация творческих способностей учащихся;

— выявление учащихся, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады;

— популяризация русского языка как науки и школьного предмета.

При проведении Олимпиады на школьном этапе целесообразно разбить учащихся на следующие возрастные группы:

1. 5-6 классы

2. 7-8 классы

3. 9 класс

4. 10-11 классы.

Подведение итогов школьного этапа олимпиады по русскому языку следует проводить в каждой параллели отдельно.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку. 2017-2018 учебный год.

  1. классы
  1. Расставьте ударение в словах.

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Подберите две группы слов с корнем  -толк-, но с разным значением.
  2. Назовите полные имена детей: Соня, Лера, Сева, Гриша, Дуня, Сима, Валя.
  3. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

        5. Определите род  имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

       6. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончании, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Сурепаярашказажугилаквинячийторщ.

7. «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк.«Три конца»)

Напишите, что означает глагол «ободняло». От какого слова он образован?

Ключик заданиям школьной олимпиады по русскому языку.

  1. классы.
  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.  (10 баллов)
  2. Толк, толковать, толкование, толковый, бестолковый и т.п.

Толкать, толкаться, толкнуть, затолкать, вытолкать и т.п. (5 баллов)

  1. София, Валерия, Всеволод, Григорий, Евдокия, Серафима, Валентина

 (Каждое правильное полное имя – 1 балл.Всего 7 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

  1. баллов)
  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.),  красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.  (10 баллов: 5 баллов за верное определение рода имён существительных)
  1. Сурепая (прилаг.,определение), рашка (сущ.,подлежащее), зажугила (глагол, сказуемое), квинячий ( прилаг., определение), торщ ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение.

 (5 баллов  за верное определение части речи, 5 баллов за определение синтаксической роли)

  1.  «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк.«Три конца»)

Глагол «ободнять» означает «рассвести» — 2б. Образован от слова «день» — 2б

Задание

1

2

3

4

5

6

7

Количество баллов

10

5

7

6

10

10

4

Всего 52 балла.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку. 2017-2018 учебный год.

7 класс

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая —

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

  1. Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог, В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6)гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 6 баллов

  1. К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.   10баллов

4. Мы говорим: Дом сгорел дотла. Что такое тло?5 баллов

5. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

6. Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

По 0,5 балла  за правильный ответ, всего 5  баллов

7. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

8. Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории…  нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

        Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество  гореч…  непомерных утрат   радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее   любовь к людям  веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…ватьпок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам  служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ключик заданиям школьной олимпиады по русскому языку. 7 класс

Задание 1

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая —

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

Ответ: ,эн,]: [д,] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н,] – 3 раза.

Задание 2

Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,

В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6)гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

Ответ:

А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;

Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;

В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;

Г: газопрвод

По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов

Задание 3

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

10 баллов

Ответ

Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное;помеха – преграда, препятствие;лицемерный, неискренний – притворный;милый, обаятельный – прелестный;тень умершего – призрак, привидение;хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение;очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать;необычное, увлекательное путешествие – приключение.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Мы говорим: Дом сгорел дотла.

Что такое тло?

5 баллов

Ответ

Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.

Задание 5

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

Ответ

А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.

Задание 6

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

По 0,5 балла  за правильный ответ, всего 5  баллов

Ответ

Себе – возвратное

Какого-нибудь – неопределённое

Который – относительное

Несколько – неопределённое

Он – личное

Некоторые – неопределённое

Те – указательное

Иные – определительное

Сам – определительное

Эти – указательное

Задание 7

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Коня узнают по зубам, человека — по речам.

Конь играет удилами, болтун — языком.

Плохой человек славится озорством, хороший — умом.

Привычка — вторая натура.

Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.

Задание 8

Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории…  нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

        Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество  гореч…  непомерных утрат   радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее   любовь к людям  веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…ватьпок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам  служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ответ

Подарить радость

Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.

        Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку. 2017-2018 учебный год.

8 класс

  1. Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы:воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?7 баллов

2. Расставьте ударения в следующих словах:балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

5 баллов

БалУясь, понЯвший, мЕльком,дОсуха, удОбнее

3. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  1. птицы одинакового оперения держатся вместе –
  2. у него еще  за ушами не просохло –
  3. не стоит пороха и дроби –
  4. птичка в руке стоит двух в кустах –
  5. просто, как пирог –
  6. возить уголь в Ньюкасл –
  7. хранить в вате –
  8. не стоит и пуговицы –
  9. по самые локти –
  10. убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

  1. Объясните  происхождение наречия восвояси.

5 баллов

  1. Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет.

                                                                                 За каждый пример по 1 баллу

  1. Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющихруки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

3 балла

  1. Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал

Прокруст                узел

избиение                изобилие

Лукулл                конюшня

Елисейский        футляр

Тришкин                шпат

Авгий                ложе

лебедь                Пенелопа

имя                младенец

рог                пир

Гордий        поле

человек                кафтан

Исландия                натр

Работа                песня

едкий                число

7 + 3 =10 баллов

8. Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники  окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул  и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами  как ( будто) по нему плуг п…хал  и живые папо…ротники  такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу  и вокруг плотный к…вер  заяч…ей к…пусты — все  распол…жилось ( в) порядке  образующем к…ртину.

                                                                                   10баллов + сочинение

Ключи к заданиям школьной олимпиады по русскому языку. 8 класс

Задание 1

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?

7 баллов

Ответ. Воз – вёз, нос – нёс, пыл – пил, быт – бить, даль – дал, быль – бил, пример – примерь.По 1 баллу за правильный ответ, всего  7 баллов

Задание 2

Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

   По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Задание 3

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  • птицы одинакового оперения держатся вместе –
  • у него еще  за ушами не просохло –
  • не стоит пороха и дроби –
  • птичка в руке стоит двух в кустах –
  • просто, как пирог –
  • возить уголь в Ньюкасл –
  • хранить в вате –
  • не стоит и пуговицы –
  • по самые локти –
  • убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Ответ

  • птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки
  • у него еще  за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло
  • не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит
  • птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе
  • просто, как пирог – как дважды два
  • возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром
  • хранить в вате – беречь как зеницу ока
  • не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит
  • по самые локти – сыт по самое горло
  • убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Объясните  происхождение наречия восвояси.5 баллов

Ответ. К себе домой (восвояси отправился, убраться восвояси). Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя вђси» — « в свои деревни, домой».

Задание 5

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет.

За каждый пример по 1 баллу, но не больше 6 баллов

Ответ. Приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Задание 6

Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющихруки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

 3 балла

Ответ. Причастия ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих воспринимаются здесь как существительные.

Задание 7

Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.

Прокруст                узел

избиение                изобилие

Лукулл                конюшня

Елисейский        футляр

Тришкин                шпат

Авгий                   ложе

лебедь                Пенелопа

имя                младенец

рог                пир

Гордий                   поле

человек                кафтан

Исландия                натр

Работа                  песня

едкий                число

  1. + 3 = 10 баллов
  2. Ответ

Гордиев узел
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
Человек в футляре
Исландский шпат
Прокрустово ложе
Работа Пенелопы
Избиение младенцев
Лукуллов пир
Елисейские поля
Тришкин кафтан
Едкий натр
Лебединая песня
Именованное число

(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Задание 8.

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники  окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул  и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами  как ( будто) по нему плуг п…хал  и живые папо…ротники  такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу  и вокруг плотный к…вер  заяч…ей к…пусты — все распол…жилось ( в) порядке  образующем к…ртину.

10баллов + сочинение

Ответ

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты — все расположилось в порядке, образующем картину.

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

  1. убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения;
  2. логика в аргументации основного тезиса;
  3. умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста;
  4. грамотность (соблюдение норм русского литературного языка).

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку. 2017-2018 учебный год.

  1. классы.

1.Расставьте ударения в словах:

Каталог, сосредоточение, начался, кремень, ходатайство, бюрократия, жалюзи, договоры, средства, углубить, баловать, обеспечение, облегчить, премировать, квартал.

2.В русском языке есть слова, которые имеют латинские корни. Например патриот,патриотизм от patria (лат.) – «родина, отечество». Запишите русские слова, имеющие латинские корни:

terra(лат.) – «земля» —

gress (лат.) – «движение» —

memor (лат.) – «память» —

3. Подберите определения к существительным:

бандероль

мозоль

кольраби

авеню

тюль

рефери

 4.Дан ряд слов на — оопасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

5. Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов. 2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл. 3. Опишите смысл всех других глаголов.

6. В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Исправьте предложения. 
Ленский был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги. 
Войска были вынуждены отступить назад. 
Открывая окно, в класс влетел воробей. 

7.Какой частью слова (окончанием или суффиксом) являются конечные буквыа в словах вода, двора, ела и молча? Какое значение они выражают? 

8.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Въниде (Ной) въковчегь… и плаваковчегъ 40 дьни.
  2. Яко же бо плаваеть птица сквозѣвздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
  3. Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгланадъ водами стояаше.

Ключи к заданиям. 10-11 классы.

1.КаталОг, сосредотОчение, началсЯ, кремЕнь, ходАтайство, бюрокрАтия, жалюзИ, договОры, срЕдства, углубИть, баловАть, обеспЕчение, облегчИть, премировАть, квартАл.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимум – 15 баллов.

2.За каждый пример — 1 балл  (0,5 балла снимается за слово, написанное с ошибкой). (Максимально — 12 баллов).

terra -территория, терраса, террариум.

gress — прогресс, регресс, конгресс, агрессия

memor- мемориал, мемориал, мемориальный, мемуары, мемуарист.

3. Правильными являются определения, согласующиеся с существительными в роде. За  правильный ответ — 1 балла (Всего 6 балла)

Бандероль- ж.р.

мозоль — ж.р.

кольраби- ж.р.

авеню — ж.р.

тюль-м.р.

рефери- м.р.

 4.Дан ряд слов на — оопасно, властно, видно. Определите, какими частями речи или в какой синтаксической функции может быть каждое из этих слов. Ваш ответ проиллюстрируйте примерами.

опасно

имя прилагательное: Его поведение опасно.

наречие: Самолёты опасно опасно сблизились.

категория состояния: Опасно ехать по плохой дороге.

властно

имя прилагательное: Время над подвигами не властно.

наречие: Он властно отдавал распоряжения.

видно

имя прилагательное: Из нашего окна видно большое озеро.

вводное слово: Он, видно, будет дома завтра.

категория состояния: Видно, как вдалеке садятся самолёты.

За каждую правильно определённую часть речи и за указание на синтаксическую функцию вводного слова – 1 балл (здесь всего 8 баллов). За каждый адекватный пример – 1 балл (здесь всего 8 баллов).Всего 16 баллов.

5.Даны следующие словосочетания с глаголами: перештопать десять пар носков, переловить всех преступников в районе, переписать плохую контрольную работу, перебить все горшки в доме, перестирать кучу грязных простыней. Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов. 2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл. 3. Опишите смысл всех других глаголов.

Критерии и ответы 1. Формальный способ словообразования – приставочный (пере): штопать – перештопать, ловить – переловить, писать – переписать, бить – перебить, стирать – перестирать (1 балл). 2. Отличается от всех других по смыслу глагол переписать (1 балл): он значит «написать что-либо заново, ещё раз» (1 балл). 3. Остальные глаголы обозначают следующее: «распространить названное глаголом действие на очень большое число или всё множество объектов» (2 балла). Всего 5 балла.

6. Ленский был вхож в дом Лариных как жених Ольги. 
Войска были вынуждены отступить. 
Когда открыли окно, в класс влетел воробей. 

7. В слове вода а – окончание, которое указывает на то, что это существительное женского рода, 1-го склонения, Им. падежа, ед. числа. 
В слове двора а – окончание, которое указывает на Род.падеж, ед. число 2 склонения мужского рода. 
В слове ела а – окончание глагола женского рода прош. времени, изъявительного наклонения.
В слове молча а – суффикс деепричастия несоверш. вида. 
Оценка: 1 баллов за каждое слово. 

8.Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Въниде (Ной) въковчегь… и плаваковчегъ 40 дьни.
  2. Яко же бо плаваеть птица сквозѣвздухъ, такъ и рыбы сквозѣ воду.
  3. Елма же вода плавааше по земли, тма и мъгланадъ водами стояаше.
  1. Плава – плавал – плавать: не тонуть, держаться на поверхности воды или какой-либо жидкости (3 балла).
  2. Плавает – плавать: передвигаться в воздухе, парить (3 балла).
  3. Плавааше – плавала – плавать: растекаться, распространяться (3 балла).

Всего 9 баллов.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Балл

15

12

6

16

5

3

4

9

Всего 70 баллов.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2017–2018 уч. г. (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) (9 класс)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

11

7

10

7

5

24

5

3

5

2

79

  1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Юлить, детский, гордыня, возиться, заявить, утомлён, ветошь, приют.

  1. Прочитайте два фрагмента из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

 Я ДУМАЛ: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

 Как я ошибся, как наказан!  

 И вновь задумчивый, унылый

Пред милой Ольгою своей,

Владимир не имеет силы

 Вчерашний день напомнить ей;

 Он МЫСЛИТ: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

 Огнём и вздохов и похвал

 Младое сердце искушал»…

 • Можно ли считать выделенные в текстах глаголы полными синонимами?

 • Можно ли вообще говорить в данном случае о синонимии? Дайте развёрнутый ответ, аргументируя свою точку зрения.

 3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: парусник (парусное судно), ценник, законник, вечерник, сонник. Первый учащийся выделил во всех этих словах суффикс -ник-, а второй выделил во всех этих словах суффикс -н- и суффикс -ик. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав. Во всех ли случаях мы можем получить однозначный ответ?

 4. Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением:

to live in clover («житьвклевере», англ.);

живетикаобубрег у лоjу («жить как почка в масле», сербскохорв.);

vivrecommeuncoqenpâte («жить как петух в мармеладе», франц.);

wiedieMadeimSpeckleben («жить как червяк в сале», нем.).

   1. Сформулируйте значение всех данных фразеологизмов.

    2. Укажите, какой из приведённых фразеологизмов отличается от других и в чём его отличие.

   3. Напишите русский фразеологизм с тем же значением и с похожим на приведённые фразеологизмы образом. Объясните, в чём отличие образа, положенного в основу русского фразеологизма, от внутренней формы приведённых выше примеров.

5. Раскройте скобки в приведённых ниже сочетаниях и напишите их без ошибок. Объясните в каждом случае выбор слитного или раздельного написания.

 абсолютно (не)переводимая игра слов

(не)переводимый ни на один язык

(не)заменимый в походе предмет

 (не)любимое с детства блюдо  

(не)любимая мачехой девочка  

 6. Дано предложение: Вчера было тепло, а сегодня одевайся тепло, потому что тепло ушло.

Сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.

 7. Какую синтаксическую роль в предложении может играть инфинитив ЗНАТЬ? Составьте предложения с примерами употребления этого инфинитива (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической роли).

 8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.  Пример: Кекс Али (ответ: лексика). Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Эфиоп Яро.

 9. Прочитайте фрагмент басни И.А. Крылова.

 В ВЕРШИНЕ дерева, за ветку уцепясь,

Червяк на ней качался. Над Червяком

Сокол, по воздуху носясь,

 Так с высоты шутил и издевался:  

«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!

  Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?

 Какая у тебя и воля и свобода?

 И с веткой гнёшься ты, куда велит погода».

 «Тебе шутить легко, – Червяк ответствует, – летая высоко,

 Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;

Но мне судьба дала достоинства не те:

 Я здесь на высоте Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

 Соответствует ли выделенный в тексте фрагмент современной языковой норме? Прокомментируйте свой ответ.

 10. Догадайтесь о значении подчёркнутого слова по контексту.

Мьстислав же не повѣдаима зависти рад(д҇). бѣбокотора велика межюима. съразившимсѧполкомъ на мѣсто. Данилъ же выѣха на передъ. [Галицкая летопись

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2017–2018 уч. г. (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) (9 класс) Решения и система оценивания

  1. Ветошь (1 балл),

буква ь не обозначает звука (1 балл);

детский (2 балла), буквы тс обозначают один звук [ц] (1 балл);

 возиться (2 балла), буквы тьс обозначают один звук [ц] (1 балл).

Если сказано, что в словах детский и возиться взрывной звук [т] (во втором случае – [т’]) и щелевой звук [с] сливаются в смычно-щелевой (или аффрикату) [ц], – 3 балла.  Итого 11 баллов.

2.  

Ответ

Критерии

Нет, данные глаголы нельзя считать полными синонимами, поскольку эти слова различаются с точки зрения активности употребления, стилистики и семантики.

За само утверждение ставится 1 балл.

«Мыслить» – в данном значении устаревшее слово, относится к пласту пассивной лексики. «Думать» – активно употребляется в современном языке.

За рассуждение ставится 1 балл.

Стилистическая разница: «думать» в данном случае стилистически не маркировано, а «мыслить» имеет книжный характер.

За рассуждение ставится 1 балл.

Семантическая разница: «мыслить» в данном контексте означает в первую очередь «размышлять», а во вторую (возможно, но необязательно) – «иметь мнение», «предполагать».  «Думать» в данном контексте означает в первую очередь «предполагать, считать, иметь мнение».  

За рассуждение ставится 1 балл.

Вопрос о том, считать ли выделенные слова в данных контекстах синонимами, зависит от решения двух вопросов: 1) являются ли компоненты значения «размышлять» и «предполагать» аспектами единого ЛЗ (к этому склоняется МАС); 2) употребляется ли слово «мыслить» в предложенном контексте в значении «предполагать». Положительный ответ на любой из них позволяет рассмотреть выделенные слова как синонимы.  

За признание проблемного характера данного вопроса ставится 1 балл, независимо от характера дальнейших рассуждений.

 За упоминания двух проблемных вопросов

ставится 2 балла, одного проблемного вопроса – 1 балл.

Итого 7 баллов.

  1. И первый, и второй учащиеся правы лишь отчасти. Первый учащийся прав в отношении слов ценник, законник, сонник (3 балла). Ценник – это не что-либо ценное, а справочник цен или указатель цены, производящая основа – существительное цена (1 балл).

Законник – это не что-либо законное, а учёный, знающий законы и толкующий их, производящая основа – существительное закон (1 балл).

 Сонник – это не кто-либо сонный, а книга для толкования снов, производящая основа – существительное сон (1 балл).

 Второй учащийся прав в отношении слов парусник и вечерник (2 балла). Парусник – это парусное судно, производящая основа – прилагательное парусный (1 балл).

 Вечерник – это учащийся вечернего отделения, производящая основа – прилагательное вечерний (1 балл). Для слова парусник возможна и другая мотивация: судно под парусами или судно с парусами, так что здесь можно выделить и суффикс -ник-. Если учащийся обосновал своё решение – 1 балл. Итого 10 баллов.

4.  1. Значение всех фразеологизмов – «жить в полном изобилии, довольстве, роскоши, ни в чём не           нуждаться» (2 балла).

     2. От других фразеологизмов отличается английский toliveinclover (1 балл). В отличие от других фразеологизмов, он не построен на конструкции сравнения и полностью переосмыслен (2 балла).

     3. Кататься как сыр в масле; как сыр в масле кататься (1 балл). Образ основан не на состоянии жить, а на активном действии кататься, и поэтому он не тождествен, хотя и близок образам других выражений (1 балл).         Итого 7 баллов.

5.

Ответ

Критерии

непереводимый на русский язык не переводимый ни на один язык незаменимый в походе предмет нелюбимое с детства блюдо  не любимая мачехой девочка  

За каждый правильный ответ по 0,5 балла.

Объяснение выбора. Выбор написаний здесь в целом определяется морфологическим различием форм на -мый.  Различаются причастия на -мый и отглагольные прилагательные на -мый. Выбор написания происходит в соответствии с действующим орфографическим правилом (НЕ с причастиями или НЕ с прилагательными).  Абсолютно (не)переводимая игра слов – отглагольное прилагательное (обозначающее постоянный признак предмета). Не- пишется слитно, поскольку отсутствуют условия раздельного написания прилагательных. Не переводимый ни на один язык – отглагольное прилагательное (обозначающее постоянный признак предмета). Не- пишется раздельно в соответствии с орфографическим правилом (при прилагательном стоит слово с ни-). Незаменимый в походе предмет – отглагольное прилагательное (обозначающее постоянный признак предмета). Не- пишется слитно, поскольку отсутствуют условия раздельного написания прилагательных. Нелюбимое с детства блюдо – отглагольное прилагательное (обозначающее постоянный признак предмета). Не- пишется слитно, поскольку отсутствуют условия раздельного написания прилагательных. Не любимая мачехой девочка – страдательное причастие (глагольную семантику здесь активизирует существительное в творительном падеже, обозначающее субъект действия). Не- пишется раздельно по правилу причастий (при причастии стоит зависимое слово).

За каждое верное объяснение по 0,5 балла.

Итого 5 баллов.

6. В этом предложении восемь знаменательных слов (1 балл).

вчера, сегодня – наречия .

Отвечают на вопрос когда?, обозначают признак действия и состояния (1 балл). Это наречия времени, неизменяемые (1 балл).

В предложении являются обстоятельством времени (1 балл).

одевайся – это глагол

Отвечает на вопрос что делать?, обозначает действие (1 балл). Это глагол, н. ф. – одеваться, несов. в., 1 спр., неперех. (1 балл), стоит в повелит.накл. во 2-м л. ед. ч. (1 балл). В предложении является сказуемым (1 балл).

Было – глагол, ушло – глагол

Отвечают на вопрос что делать?, обозначают действие (1 балл).н.ф. – быть, несовершенного вида, особого спряжения (1 балл), непереходный (1 балл);

н.ф. – уйти, соверш. вида 1 спр. непереходный (1 балл); оба глагола стоят в форме прош. вр. ед.ч. ср.р. (1 балл). В предложении являются сказуемым/частью сказуемого (1 балл).

тепло1 – слово категории состояния

Обозначает состояние природы (1 балл). Может меняться только по степеням сравнения (1 балл). В предложении всегда (1 балл) является частью составного именного сказуемого (1 балл).

тепло2 – наречие  

Отвечает на вопрос как?, обозначает признак действия (1 балл). Это наречие образа действия, может меняться только по степеням сравнения (1 балл). В предложении является обстоятельством образа действия (1 балл).

тепло3 – существительное

Отвечает на вопрос что?, обозначает предмет (1 балл).. Это существительное, н. ф. – тепло, ср. рода 2 скл., стоит в ед. ч. им. пад. (1 балл). В предложении является подлежащим (1 балл).

Итого 24 балла.  

 7. Инфинитив ЗНАТЬ может выполнять следующие синтаксические функции: – подлежащего (Знать математику – значит уметь строить математические модели реальных процессов); – сказуемого или части составного именного сказуемого (Знать поверхностно – это не знать вовсе); – дополнения (Он требовал от учеников твёрдо знать все правила);

– определения (Стремление знать истину, обладать ей – величайший рычаг научного поиска); – вводного слова (Ах, Моська, знать, она сильна…) За каждый корректный пример по 1 баллу. Итого 5 баллов.

8. Орфоэпия. Итого 3 балла.

9.  

Ответ

Критерии

Вопрос о соответствии языковой норме здесь можно решать по-разному, в зависимости от истолкования смысла предложно-падежной формы «в вершине».  Если фрагмент «в вершине» обозначает местоположение субъекта ВНУТРИ объекта (червяк качался на ветке «внутри вершины дерева»), то языковая норма не нарушена.

 Если «в вершине» обозначает местоположение субъекта на верхней части объекта, то следует употреблять предлог «на», а предлог «в» здесь за рамками нормы.

Для того чтобы понять, в каком значении в тексте употреблено сочетание «в вершине», необходимо обратить внимание не только на ближайший контекст, но и на аллегорическую составляющую басни в целом. Речь в ней о тех, что не по достоинствам заняли место НА ВЕРШИНЕ социальной лестницы.

 Если истолковывать образ дерева в басне как аллегорию социальной лестницы, надо признать, что фрагмент «в вершине» находится за пределами языковой нормы (нужно «на вершине дерева»).

1 балл за указание на несколько возможных значений фрагмента «в вершине дерева» в тексте.  

Ещё 1 балл за указание на значение «в» как «внутри».

Ещё 1 балл за указание на значение «в» как «на».

Ещё 2 балла за указание на аллегорический контекст, которым поддержано одно из значений фрагмента «в вершине».

Итого 5 баллов.

 10. Котора – спор, ссора. За правильное указание одного из слов – 1 балл, обоих- 2 балла, Итого – 2 балла


13

«Учитель и конторщик» входит в цикл рассказов «Превращения». Все заглавия в нём строятся на антитезе («С подчинённым и с началь

«Учитель и конторщик» входит в цикл рассказов «Превращения». Все заглавия в

нём строятся на антитезе («С подчинённым и с начальником», «В сапогах и босиком»).

Какие черты «учителя» и «конторщика» противопоставляются в образе главного героя

рассказа?

Читайте также

Опираясь на тот же сюжет бюргеровской «Леноры» , Жуковский задумал в 1808 году, закончил в 1812 (?) и опубликовал в 1813 году ( «Вестник Европы» , № 1-2) самую радостную балладу «Светлана» . Связывая эту балладу с русскими обычаями и поверьями, с фольклорной, песенно-сказочной традицией, поэт избрал предметом ее изображения гадания девушки в крещенский вечер. Русская обстановка подчеркивается здесь и такими реалиями, как светлица, метелица, санки, церковь, поп. Национально-народному колориту баллады содействует также вступление ( «Раз в крещенский вечерок») , следующая за ним имитация подблюдных песен ( «Кузнец, Скуй мне злат и нов венец») , вкрапленные на протяжении всей баллады народно-просторечные слова ( «вымолви словечко» , «вынь себе колечко» , «легохонько» , «сулить» ) и песенные выражения ( «подруженька» , «красен свет» , «моя краса» , «радость, свет моих очей» , «в ворота тесовы») .

В этом поэтичном шедевре как живой, полный психологической правды, вырисовывается облик милой, простодушной, нравственно чистой Светланы. Она изображена то молчаливо-грустной, тоскующей по безвестно исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой, замирающей от страха во время гадания, то недоумевающей и ужасающейся во время сна, то растерянно встревоженной, не знающей, что ее ждет: радость или кручина. Это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. И недаром современники называли Жуковского «певцом Светланы» .

С оптимистическим тоном баллады, национального и наиболее близкого к устно-народной поэзии произведения, великолепно сочетается песенный, энергичный хорей.

Но при наличии ярко выраженного реалистического вступления, национально-русского колорита и бытовых реалий определяющий пафос баллады, конечно, романтический. Ее романтизм в исключительности события, в редкой обаятельности героини, условном пейзаже, подчеркивающем необычность происшествия во времени и пространстве: «Тускло светится луна В сумраке тумана» ; «Вестник полуночи…» , «Пусто все вокруг» , «Вкруг метель и вьюга» . Здесь налицо все традиционные приметы «унылого» романтизма, вплоть до особенностей языка. Тут и «черный вран» , и «черный гроб» , и «тайный мрак грядущих дней» . В балладе нет мистицизма. Но при всем том действительное Жуковский подменил мистификацией, типическому жизненному эпизоду придал характер фантастичности. Страшный сон отнюдь не поэтическая шутка, не пародия на романтические ужасы. Поэт напоминает читателю, что его жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное в загробном мире. Он так формулирует основную идею баллады: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье…» . В этой балладе, как и во многих других произведениях, Жуковский утверждает торжество любви над смертью.

Баллада «Светлана» свидетельствует о том, что поэт, элегический романтик, в той или иной мере уходит от строго конкретных вопросов жизни в мир мечтаний и фантастики, стремится к потустороннему.

Полной противоположностью «Светлане» является мрачная повесть «Двенадцать спящих дев» , в которой сказываются реакционные, явно мистические тенденции. В построении ее сюжета использованы некоторые мотивы романа «Двенадцать спящих дев, история о привидениях» немецкого писателя X. Г. Шписа (1755-1799). Произведение Жуковского состоит из двух баллад: «Громобой» и «Вадим» — и повествует об идеальной любви, преодолевающей все преграды, стоявшие на пути к спасению дорогого человека.

<span>переделай своими словами</span>

Ответ:

 году Пушкин закончил работу над повестью «Станционный смотритель». О чем же данное произведение? О жизни мелкого чиновника «маленького человека» станционного смотрителя Самсона Вырина. 

«Станционный смотритель» является революционной литературной работой того времени. Ведь, во-первых, повесть написана простым разговорным языком, а, во-вторых, в ней была поднята новая для русской литературы тема – тема «маленького человека». 

Зачем же Пушкин поднимает эту тему? Думаю, он хотел показать нам, что в обществе есть «незаметные», «маленькие» люди, которые выполняют свою важную роль. 

Повесть начинается с описания нелегкой судьбы станционных смотрителей. Эти люди были самыми мелкими чиновниками. По долгу службы они были вынуждены терпеть ежедневные нападки и унижения, а ответить не могли. Они были типичными «маленькими людьми» того времени. Но за этими тихими и покорными людьми порой скрывались очень добрые и мудрые люди. Это знал и сам Пушкин, ведь он часто путешествовал и был знаком со многими станционными смотрителями. 

Своему главному герою Пушкин дал библейское имя Самсон. Автор словно насмехался над ним, ведь характер Вырина ни как не отвечал этому сильному имени. 

Итак, каким же был «маленький человек» Самсон Вырин? Он любил порядок и уют, верил, что все обойдется и невзгоды пройдут стороной. В начале повести мы видим его аккуратно прибранный почтовый домик, на окнах стояли цветы, в жилище смотрителя все находилось на своих местах. За порядком следила дочь Вырина – Дуня.

После того, как Дуня ушла, дом Вырина пришел в упадок. Там уже не было прежнего уюта и тепла. К удивлению, Самсон ни чего не делал. Он верил, что дочка вернется и будет снова все по-старому. В конечном итоге, Вырин так и не дождался ее. 

Самсон выстроил свой идеальный мир и жил в нем. Ему было страшно что-то менять. К сожалению, он не смог защитить его. Вся та идиллия и гармония рухнула при легком дуновении ветерка. 

Очень ярко малодушие Вырина проявилось во время общения с Минским. Он униженно, со слезами на глазах просит ротмистра отпустить его дочь. Самсону не важна поруганная честь Дуни, ему важно вернуть ее назад и зажить прежней жизнью у себя на станции. Он не думает о дочери, о ее благополучии и счастье, он боится перемен и другой жизни. 

После того, как Минский сунул Вырину деньги, того переполняла злоба и ненависть. Но он снова не осмеливается что-либо сказать князь. Смяв деньги, Самсон просто бросает их на землю и уходит. Через минуту практичность смотрителя заставляет его вернуться за смятыми бумажками, он забывает про злобу и ненависть. Вырин видит, что смятые деньги поднимает какой-то молодой человек и быстро уходит. И в этой ситуации смотрителю не хватает силы окликнуть вора и погнаться за ним. 

В конце концов, все эти обстоятельства привели Самсона Вырина к пьянству, которое погубило его. Он не смог защитить то, что было дорого, не смог приспособится к новой жизни. 

Пушкин показал нам жизнь простого несчастного человека. Таких Самсонов Выринов множество и в наше время. Они просто строят свой маленький мир и живут в нем. Думаю, своей повестью автор хотел показать нам, что даже самый «маленький человек» достоин внимания и уважения.

Объяснение:

надеюсь оно

Летописец это человек который записывает события города в одну большую книгу. Это было раньше. ^_^

Езультате своего эксперимента профессор пришёл к за­ключению, что его открытие не имеет никакого смысла. Сам автор в произведении поднимает большое количество вопросов. Мы не можем непосредственно услышать мнение авто­ра, мы можем лишь догадываться о нём по комплексу художест­венных приёмов, которые он использует. По вопросу об итогах эксперимента можно с большой долей вероятности предполо­жить, что мнение автора с позицией профессора совпадает. Во­обще профессор Преображенский не имеет в повести достойного оппонента и часто высказывается по разным поводам, что даёт основание предположить, что М. А. Булгаков использовал его в качестве трибуны. Причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни заключается в том, что пол­ноценное психофизиологическое здоровье человека и осознание им своего предназначения до сих пор не является уделом госу­дарственной политики

Эти слова принадлежат Маше Мироновой <em>(«Капитанская дочка» А.С.Пушкин).</em>

  • Какие чувства раскрывает в человеке любовь сочинение
  • Какие черты присущи литературной сказке
  • Какие чувства пробуждает у читателя сказка осуждение сочувствие почему
  • Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии недоросль сочинение кратко
  • Какие чувства николенька испытывает к своей маме в рассказе детство толстого