-
Какие черты волшебной сказки встретились в сказке(Иван-царевна и серый волк)?
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
abbigailmichael229
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Другие предметы4 минуты назад
Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов
-
Математика4 минуты назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Математика4 минуты назад
3/6 Килограмма это сколько граммов?
-
Алгебра9 минут назад
Как решать через деффиринциал??
-
Информатика14 минут назад
Решите информатику пожалуйста
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика4 минуты назад
Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?
-
Русский язык34 минут назад
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20518
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.
Раздели сказку «Иван — царевич и Серый Волк» на три части. Озаглавь их.
Первая часть — сад царя Берендея и Жар-птица
Вторая часть — знакомство с Серым Волком
Третья часть — подарки царей Афрона, Кусмана и Далмата.
Как ты понимаешь выражение «синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражения я понимаю так, что волшебный волк с большой скоростью несёт Ивана царевича к Жар — птице и ему любые трудности нипочём.
Каким был Иван — царевич? Опиши его.
Иван царевич добрый и трудолюбивый, а также смелый, решительный и мужественный.
Описание Ивана — царевича по плану «Как описать героя» для 3 класса:
1) Определи главного героя, назови его имя.
Главный герой Иван — царевич, младший сын царя Берендея.
2) Опиши его внешность, одежду.
Иван царевич одет в роскошные одежды, так как он сын царя, молод и красив.
3) Опиши поступки, которые совершает главный герой.
Молодой человек благодаря своему терпению и трудолюбию смог поймать Жар-птицу.
Смелость помогла молодому царевичу подружиться с Серым Волком и пройти все испытания царей, а также покорить сердце Елены Прекрасной.
4) Ответь на вопросы:
А) Помогает ли ему кто-нибудь? Может быть, у него есть волшебная палочка или герой — помощник?
Ивану царевичу во всех сложных заданиях помогает волшебный Серый Волк.
В этой сказке у него нет волшебной палочки и других помощников.
Б) Как автор относится к своему герою?
Сказка «Иван царевич и Серый Волк» написана народом.
В народных сказаниях всегда побеждает тот, кто умнее, сильнее и добрее.
Поэтому можно сказать, что автор произведения относится хорошо к своему герою.
5) Определи своё отношение к главному герою.
Мне очень нравится Иван — царевич, так как он трудолюбивый, мужественный и смелый, а также решительный и добрый.
Благодаря этим чертам характера он смог стать другом волшебному Серому Волку, приехать домой на золотогривом коне, привезти царю Берендею Жар-птицу и женится на Елене Прекрасной.
Сравни сказку, иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова. Чем они различаются? Какое настроение создают? Запиши свои мысли, используя опорные слова.
Сравнение иллюстраций художников Билибина и Васнецова сказки «Иван — царевич и Серый Волк»
Если сравнивать две иллюстрации знаменитых художников, то в глаза сразу бросается разное настроение картин.
Картина Билибина яркая, красочная, в ней преобладают тёплые цвета.
А вот иллюстрация Васнецова холодного цвета, который придаёт картине мрачный вид.
Сказочный сюжет также различается на картинах: Васнецов изобразил Ивана — царевича и Елену Прекрасную скачущих вдвоём на Сером Волке, а Билибин нарисовал Елену Прекрасную верхом на златогривом коне, а Ивана — царевича на Сером Волке.
Волшебный мир на картине Билибина стилизован под лубочные картинки, а Васнецов более чётко и реалистично изобразил его.
Билибин более красочно написал костюмы героев, что только стоят ярко-красные сапоги Ивана — царевича на переднем плане картины, а Васнецов их нарисовал детали костюмов не такими яркими, но они более тонко и чётко прорисованы.
Подсказка:
- Читательский дневник «Иван Царевич и Серый волк»
_______
ТЕМА 2. Сказки. Сюжетные и композиционные
особенности народной волшебной сказки «Иван-царевич и Серый волк»
ЦЕЛЬ УРОКА: вспомнить особенности
сказки, как жанра; познакомиться со сказкой «Иван-царевич и Серый волк» и
произвести её композиционный анализ.
ЗАДАЧИ:
-образовательная: систематизировать
знания о фольклорных жанрах; вспомнить виды сказок; познакомиться с русской
народной сказкой;
-развивающая: развивать логическое
мышление, внимание и воображение; умение сохранять учебную задачу; умение
работать с текстом произведения;
— воспитательные: воспитывать
доброжелательное отношение к участникам педагогического процесса, учебному
предмету и русскому фольклору.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность |
|
Выполняемые действия |
Формируемые умения |
||
Орг. момент |
Приветствие учащихся. -Прозвенел звонок Сели все за парты ровно! -Проверим готовность к |
Приветствуют учителя, |
Развитие самоконтроля |
Актуализация знаний |
-Отгадайте фольклорный В них много волшебства и Их нужно произносить Рассказывают о богатырях Учат чему-то важному В них спрятано что угодно, Она помогает нам уснуть Рассказывают что-то |
Отвечают на вопросы: -сказка -скороговорка -былина -пословица -загадка -колыбельная песня -потешка |
Учатся воспринимать Развитие уважения к |
Подведение к теме урока |
-Чтобы узнать, с каким из — Конёк-горбунок, Золотая — Давайте вспомним, из — На какие две группы мы -Давайте откроем учебник |
Слушают учителя, отвечают -Народные и авторские |
Систематизируют ранее Развитие логики и памяти, Формулирование учебной |
Изучение нового материала |
-Как вы думаете, о чём -Давайте проверим наши После прочтения 1 части: -были ли в тексте слова, -кто такой похитник? Кто -что значит караулить? -что означает слово -как вы думаете, что После прочтения 2 части: -за что серый волк стал -найдите описание, как -где была Жар-птица? -почему нельзя было -кого повстречал царевич -куда он отправился |
Строят предположения, |
|
Физ.минутка |
Физические упражнения на |
Выполнение упражнений по |
Снятие напряжения |
Закрепление материала |
После прочтения 3 части: -на стр.10 найдите -какой наказ не выполнил -как в этот раз поступили -какой волшебной силой -сколько раз оборачивался После 4 части: -что произошло, когда -какую хитрость придумал -как поступил он с По всей сказке: -понравилась ли вам -сколько всего царей было -а царевичей? -сколько раз помог волк -Какими качествами обладали -чему нас учит эта |
Строят предположения, |
Учатся воспринимать Строят логически Ищут информацию в тексте Доброжелательно относятся |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
-С каким жанром мы -Какой момент вам больше -Какой герой вам -Подумайте, какую бы -Домашнее задание: стр. |
Отвечают на вопросы Записывают домашнее |
Развивают способность Учатся уважать мнение |