Какие черты волшебной сказки встретились в сказке иван царевич и серый волк

logo

  • Какие черты волшебной сказки встретились в сказке(Иван-царевна и серый волк)?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      abbigailmichael229

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    4 минуты назад

    Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    3/6 Килограмма это сколько граммов?

  • algebra
    Алгебра

    9 минут назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    14 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    34 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Раздели сказку «Иван — царевич и Серый Волк» на три части. Озаглавь их.

Первая часть — сад царя Берендея и Жар-птица

Вторая часть — знакомство с Серым Волком

Третья часть — подарки царей Афрона, Кусмана и Далмата.

Как ты понимаешь выражение «синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражения я понимаю так, что волшебный волк с большой скоростью несёт Ивана царевича к Жар — птице и ему любые трудности нипочём.

Каким был Иван — царевич? Опиши его.

Иван царевич добрый и трудолюбивый, а также смелый, решительный и мужественный.

Описание Ивана — царевича по плану «Как описать героя» для 3 класса:

1) Определи главного героя, назови его имя.

Главный герой Иван — царевич, младший сын царя Берендея.

2) Опиши его внешность, одежду.

Иван царевич одет в роскошные одежды, так как он сын царя, молод и красив.

3) Опиши поступки, которые совершает главный герой.

Молодой человек благодаря своему терпению и трудолюбию смог поймать Жар-птицу.

Смелость помогла молодому царевичу подружиться с Серым Волком и пройти все испытания царей, а также покорить сердце Елены Прекрасной.

4) Ответь на вопросы:

А) Помогает ли ему кто-нибудь? Может быть, у него есть волшебная палочка или герой — помощник?

Ивану царевичу во всех сложных заданиях помогает волшебный Серый Волк.

В этой сказке у него нет волшебной палочки и других помощников.

Б) Как автор относится к своему герою?

Сказка «Иван царевич и Серый Волк» написана народом.

В народных сказаниях всегда побеждает тот, кто умнее, сильнее и добрее.

Поэтому можно сказать, что автор произведения относится хорошо к своему герою.

5) Определи своё отношение к главному герою.

Мне очень нравится Иван — царевич, так как он трудолюбивый, мужественный и смелый, а также решительный и добрый.

Благодаря этим чертам характера он смог стать другом волшебному Серому Волку, приехать домой на золотогривом коне, привезти царю Берендею Жар-птицу и женится на Елене Прекрасной.

Сравни сказку, иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова. Чем они различаются? Ка­кое настроение создают? Запиши свои мысли, используя опорные слова.

Сравнение иллюстраций художников Билибина и Васнецова сказки «Иван — царевич и Серый Волк»

Если сравнивать две иллюстрации знаменитых художников, то в глаза сразу бросается разное настроение картин.

Картина Билибина яркая, красочная, в ней преобладают тёплые цвета.

А вот иллюстрация Васнецова холодного цвета, который придаёт картине мрачный вид.

Сказочный сюжет также различается на картинах: Васнецов изобразил Ивана — царевича и Елену Прекрасную скачущих вдвоём на Сером Волке, а Билибин нарисовал Елену Прекрасную верхом на златогривом коне, а Ивана — царевича на Сером Волке.

Волшебный мир на картине Билибина стилизован под лубочные картинки, а Васнецов более чётко и реалистично изобразил его.

Билибин более красочно написал костюмы героев, что только стоят ярко-красные сапоги Ивана — царевича на переднем плане картины, а Васнецов их нарисовал детали костюмов не такими яркими, но они более тонко и чётко прорисованы.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Иван Царевич и Серый волк»

_______

ТЕМА 2. Сказки. Сюжетные и композиционные
особенности народной  волшебной сказки
«Иван-царевич и Серый волк»

ЦЕЛЬ УРОКА: вспомнить особенности
сказки, как жанра; познакомиться со сказкой  «
Иван-царевич и Серый волк» и
произвести её композиционный анализ.

ЗАДАЧИ:

-образовательная: систематизировать
знания о фольклорных жанрах; вспомнить виды сказок; познакомиться с русской
народной сказкой;

-развивающая: развивать логическое
мышление, внимание и воображение; умение сохранять учебную задачу; умение
работать с текстом произведения;

— воспитательные: воспитывать
доброжелательное отношение к участникам педагогического процесса, учебному
предмету и русскому фольклору.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Выполняемые действия

Формируемые умения

Орг.

момент

Приветствие учащихся.

-Прозвенел звонок
весёлый,

Сели все за парты ровно!

-Проверим готовность к
уроку, всё ли на месте.

Приветствуют учителя,
проверяют готовность к уроку

Развитие самоконтроля

Актуализация знаний

-Отгадайте фольклорный
жанр по его особенностям:

В них много волшебства и
они с хорошим финалом

Их нужно произносить
очень быстро

Рассказывают о богатырях
и их подвигах

Учат чему-то важному

В них спрятано что угодно,
похожи на стихотворение

Она помогает нам уснуть

Рассказывают что-то
смешное, потешное

Отвечают на вопросы:

-сказка

-скороговорка

-былина

-пословица

-загадка

-колыбельная песня

-потешка

Учатся воспринимать
информацию на слух, логично дополняя её.

Развитие уважения к
чужому мнению

Подведение к теме урока

-Чтобы узнать, с каким из
этих жанров мы с вами продолжим знакомиться, послушайте имена их героев и
сделайте вывод.

— Конёк-горбунок, Золотая
рыбка, семь богатырей, Серый волк, Иванушка-дурачок.

— Давайте вспомним, из
каких сказок эти герои (названия)?

— На какие две группы мы
можем с вами разделить все эти сказки?

-Давайте откроем учебник
на стр. 5, прочитаем название сказки. Что написано под ней, какая она? А
какие есть ещё? В чем их отличая?

Слушают учителя, отвечают
на вопросы.

-Народные и авторские

Систематизируют ранее
изученный материал.

Развитие логики и памяти,
внимания.

Формулирование учебной
задачи.

Изучение нового материала

-Как вы думаете, о чём
может говориться в этой сказке? Чему она нас может научить?

-Давайте проверим наши
предположения, прочитаем эту сказку. Читать будем по цепочке, поэтому нужно
следить.

После прочтения 1 части:

-были ли в тексте слова,
непонятные вам?

-кто такой похитник? Кто
им оказался?

-что значит караулить?

-что означает слово
задолит?

-как вы думаете, что
могло дальше произойти?

После прочтения 2 части:

-за что серый волк стал
служить Ивану-Царевичу?

-найдите описание, как
бежал серый волк?

-где была Жар-птица?

-почему нельзя было
трогать её клетку?

-кого повстречал царевич
там?

-куда он отправился
дальше?

Строят предположения, 
отвечают на вопросы учителя после прочтения  каждой части

Физ.минутка

Физические упражнения на
всё тело

Выполнение упражнений по
примеру учителя

Снятие напряжения

Закрепление материала

После прочтения 3 части:

-на стр.10 найдите
поговорку. Что она означает?

-какой наказ не выполнил
царевич? Что он стал обязан сделать?

-как в этот раз поступили
герои?

-какой волшебной силой
обладал волк?

-сколько раз оборачивался
серый волк? Кем?

После 4 части:

-что произошло, когда
царевич вернулся в родные края? Какими качествами обладали братья его?

-какую хитрость придумал
волк?

-как поступил он с
братьями царевича?

По всей сказке:

-понравилась ли вам
сказка?

-сколько всего царей было
в сказке?

-а царевичей?

-сколько раз помог волк
Ивану –царевичу?

-Какими качествами обладали
герои сказки?

-чему нас учит эта
сказка?

Строят предположения, 
отвечают на вопросы учителя после прочтения каждой части

Учатся воспринимать
информацию на слух.

Строят логически
обоснованные предположения в ответах на вопросы.

Ищут информацию в тексте
произведения.

Доброжелательно относятся
к чужому мнению

Подведение итогов урока.

Рефлексия

-С каким жанром мы
работали сегодня?
-Каковы его особенные черты?

-Какой момент вам больше
всего понравился? Почему?

-Какой герой вам
полюбился? За что?

-Подумайте, какую бы
оценку вы поставили бы за урок своему соседу по парте?

-Домашнее задание: стр.
16 ответить на вопросы 1-7.

Отвечают на вопросы
учителя, ставят друг другу оценки

Записывают домашнее
задание

Развивают способность
самоконтроля и рефлексии.

Учатся уважать мнение
других, объективно оценивать

  • Какие чувства заставили царицу пойти на преступление в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях
  • Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече с русалкой
  • Какие чувства вызывают у вас рассказ платонова и его герои
  • Какие чувства вызывает царица из сказки о мертвой царевне
  • Какие чувства вызывает у вас рассказ о жизни станционного смотрителя