Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129.
УКМ «Школа России»
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.
Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»
Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»
Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит
5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»
7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.
8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.
Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.
Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.
9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
- Царь Салтан выбирает жену.
- Подмена грамоты.
- Морское путешествие царевны и Гвидона.
- Спасение царевны от коршуна.
- Приключения Гвидона.
- Встреча Салтана с семьёй.
Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.
На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.
На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.
Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку.
Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.
Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 101
На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями.
Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 103
Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.
Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 109
На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.
Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.
С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 113
На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.
Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 127
На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.
На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.
Страница 5 из 35
Вопросы и задания
1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найдите в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
В сказке происходят превращения, описывается сказочное появление богатырей, волшебная белка. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки, будучи замурованным и брошенным в море. Вырос ребенок тоже сказочно быстро.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
1. Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за её спасение от злого коршуна.
2. Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна превращает князя в комара, и он летит к отцу.
3. Чтобы удивить царя Салтана, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка, которая грызла золотые орешки с изумрудными ядрами. Царевна исполнила его желание.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.4. Лебедь дарит Гвидону своих братьев — тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Каждое утро они выходят из пучины морской и обходят границы княжества.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами к отцу.5. Последним даром царевны князю является девушка неописуемой красоты, в которую превращается сама царевна Лебедь. Она становится женой князя.
2. Какими вы представляете себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по её велению?
Царевна Лебедь сначала была белым лебедем, грациозным и красивым. В конце сказки она превратилась в девушки, красоты неописуемой.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.»Братья-богатыри — сильные, отважные и могучие.
«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»Город белокаменный, с высокими стенами, белыми церквями с золотыми куполами.
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»
3. Выразительно прочитайте строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
«Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
4. Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучите эти строки наизусть.
Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
5. Сравните окончание сказки А. Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходство и различия.
Сказка заканчивается победой добра над злом, как и многие народные сказки. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат
«Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.»Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
В методических указаниях для учителя предлагается сравнить сказку Пушкина с народной сказкой «По колена ноги в золоте, по локоть в серебре» из сборника народных сказок Афанасьева. Сравним.
Событие | Русская народная сказка | Сказка о царе Салтане |
Исходная ситуация | Выбор невесты | Выбор невесты |
Временная отлучка | Отлучка героя в связи со смертью родителей | Отлучка героя на войну |
Запрет и нарушение запрета | — | — |
Уход героя из дома | Героиню бросили в море вместе с единственным сыном | Героиню бросили в море вместе с единственным сыном |
Встреча с героем-дарителем | — | Царевна Лебедь |
Испытание героя | 2 раза нищие рассказывают царю о чуде | 3 раза герой получает подарки от царевны Лебеди. Об этих чудесных подарках 3 раза рассказывается царю. |
Волшебные помощники | — | Царевна Лебедь |
Торжество настоящего героя | Воссоединение главных героев | Воссоединение главных героев |
6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения. Запишите его в тетрадь.
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
7. Найдите в тексте и перескажите эпизоды с чудом:
• о белочке;
• о тридцати трёх богатырях.
Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.
Когда гости приехали к Салтану и рассказали о чудесном дворце, Повариха вспомнила про другое чудо — белку. Гвидон в образе комара разозлился на нее и ужалил в глаз. Гвидон рассказал о чуде царевне Лебеди и она сделала так, что белка оказалась у него.
«Уж диковинка, ну право,
—Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,
—Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз…
и до слов
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счёт орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.Тридцать-три богатыря, о которых рассказала ткачиха, оказались братьями царевны Лебеди, и она попросила их обходить с дозоров дворец князя Гвидона.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе , как жар горя,
Тридцать три богатыря…
и до слов
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.Третье чудо — превращение царевны Лебеди в прекрасную девушку. Об этом чуде рассказала Бабариха. Гвидон, обращенный в шмеля, укусил ее со злости в нос. Дома он рассказал о чуде царевне Лебеди. Оказалось, что это она и есть.
В свете есть такие ль дива?
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
и до слов
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Главные действующие лица — царь Салтан, Гвидон, царевна Лебедь. Они проявляют доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких.
Ткачиха, Повариха и Бабариха проявляют зависть, злость и жестокость.
9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры. Обсудите с друзьями.
Причиной несчастий стала зависть окружающих.
Я стараюсь ответстенно выполнять домашнее задание, а мой друг вместо этого предпочитал подольше поиграть в компьютерные игры. Когда мне ставили хорошую оценку, а ему плохую, он завидовал. Мы из-за этого поссорились.
10. Какие признаки сближают сказку А. Пушкина с народной? Обратите внимание на:
• зачин;
• концовку;
• повторяемость событий;
• волшебных помощников;
• народные словосочетания и выражения.
В сказке Пушкина, как и в народной сказке, есть зачин (Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.), концовка (Я там был; мед-пиво пил —/ И усы лишь обмочил.), повторяемость событий (Гвидон 3 раза превращался в насекомое, 3 чуда), волшебне помощники (царевна Лебедь), народные словосочетания и выражения (кабы, красная девица, сени, честные гости, на добра коня…).
11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.
12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Найдите информацию в энциклопедии.
Иллюстрация — в переводе с английского языка означает «освещение, наглядное изображение». Назначение иллюстрации — помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста.
К сказкам А. Пушкина было сделано много замечательных иллюстраций, в частности, такими художниками-иллюстраторами как Татьяна Маврина, Владимир Конашевич, Иван Билибин, Борис Дехтерев, Нина Носкович.
👉 Ответы к странице 102. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Задание 1
Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Ответ:
Эта сказка о победе добра над злом. Злые и завистливые люди обманом разлучили царя Салтана с любимой женой и сыном. Но сын царя, князь Гвидон, вырос добрым, отважным и справедливым. Он спас царевну-лебедь от гибели, а она оказалась волшебницей и отблагодарила его, построив сказочное царство.
Князь Гвидон и царевна-лебедь поженились. Вместе с царицей-матерью и царем Салтаном они зажили счастливо и на радостях простили своих злых обидчиц.
Задание 2
Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Ответ:
Князь Гвидон добрый, справедливый и мужественный Он умеет прощать и любить близких.
Царица добрая, кроткая и терпеливая. Она тоже умеет прощать и любить своих близких.
Царь Салтан добрый, мужественный и любящий, но очень доверчивый. Из-за своей доверчивости он был обманут и разлучен с семьей.
Царевна-лебедь добрая, мудрая и справедливая. Еще она обладает волшебной силой, может отблагодарить за добро.
Ткачиха, Повариха, сватья баба Бабариха — злые, жестокие, лживые и завистливые. Именно зависть заставляет их обмануть царя и причинить зло царице и ее сыну.
Задание 3
Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Ответ:
Гласные [и], [у], [ы], [о].
Мягкий согласный[л’].
Согласные [с], [ш], [щ].
Задание 4
Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Какие дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
Ответ:
Младенец рос в бочке «не по дням, а по часам» и быстро стал взрослым.
В сказке происходят превращения: лебедя в царевну, князя Гвидона в насекомых. Появляется злой чародей в образе коршуна, который нападает на царевну-лебедь.
«Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил».
Также в сказке на пустом острове появляется волшебный город.
«…И дивясь, перед собой
Видит город он большой».
В самом городе есть чудеса: волшебная белка и 33 богатыря. Которые выходят из моря.
Князь Гвидон 3 раза превращается в насекомых: комара, муху и шмеля.
«Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился…». …
«Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился…»
…
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился…»
Гвидон получает от царевны три дара: волшебную белку, отряд из 33 морских богатырей-великанов и любовь самой царевны.
«Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт…»
…
«…И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя…»
…
«…И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…».
Задание 5
Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны Лебеди.
Ответ:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит.»
…
«В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»
…
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»
Задание 6
Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
Ответ:
Прекрасная царевна Лебедь — сказочная красавица, от которой невозможно от вести взгляд. Ее красота затмевает дневной свет, а ночью освещает все вокруг. Под косой у нее блестит месяц, а во лбу горит яркая звезда.
Александр Сергеевич Пушкин сравнивает гордую, величавую и плавную походку царевны с движениями павы (самки павлина):
«А сама-то величава,
Выступает, будто пава».
Поэт восхищается голосом царевны Лебедь, сравнивает его с мягким журчанием воды:
«А как речь то говорит,
Словно реченька журчит».
Царевна не только очень красивая, но и добрая, справедливая. Она благодарна князю Гвидону за то, что он спас ее от чародея-коршуна. Лебедь во всем помогает своему спасителю. Она добрая волшебница, которая умеет делать чудеса.
Царевна лебедь полюбила князя Гвидона и стала его женой. Она также любит своих братьев-богатырей и родителей Гвидона, царицу и царя Салтана.
Задание 7
Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Ответ:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель».
…
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
Царевна-лебедь обращается к Гвидону «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
Задание 8
Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ответ:
Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Ткачиха и повариха завидовали своей сестре-царице. Они злились на то, что царь Салтан взял в жены не их, а младшую сестру. Сватья баба Бабариха помогала им вредить царице и ее сыну.
Задание 9
Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Задание 10
Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».