Какие чувства хотел передать автор в рассказе малая родина

Исходный текст

Что такое малая родина? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается?

По-моему, малая родина — это окоём нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение.

Тихая деревенская улица, пахнущий пряниками и кожаной обувью тесный магазинчик, машинный двор за околицей, куда заманчиво пробраться, тайком посидеть в кабине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повздыхать запах наработавшегося мотора; туманное таинство сбегающего под гору колхозного сада, в сумерках которого предостерегающе постукивает деревянная колотушка, гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. За садом — змеистые зигзаги старых, почти изгладившихся траншей, поросших терновником и лещиной, которые, однако, и поныне заставляют примолкнуть, говорить вполголоса… И вдруг, снова воротясь к прежнему, шумно, наперегонки умчаться в зовущий простор луга с блестками озерков и полузаросших стариц, где, раздевшись донага и взбаламутив воду, майкой начерпать в этом черном киселе чумазых карасей пополам с пиявками и плавунцами. И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки, в корявую и петлючую неразбериху. И если не жалеть рубах и штанов, то можно продраться к старой мельнице с давно разбитой плотиной и обвалившейся кровлей, где сквозь обветшалые мостки и в пустые проемы буйно бьет вольный кипрей. Здесь тоже не принято говорить громко: ходит молва, будто и теперь еще в омуте обретается мельничный водяной, ветхий, обомшелый, и будто бы кто-то слыхал, как он кряхтел и отдувался в кустах, тужась столкнуть в омут теперь уже никому не нужный жернов. Как же не пробраться туда и не посмотреть, страшась и озираясь, лежит ли тот камень или уже нет его… За рекой — соседняя деревня, и забредать за реку не полагается: это уже иной, запредельный мир. Там обитают свои вихрастые окоемщики, на глаза которых поодиночке лучше не попадаться… Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день, пока не падет солнце, набегаться, наоткрывать и на-впечатляться до того предела, когда уже за ужином безвольно начнет клониться опаленная солнцем и вытрепанная ветром буйная молодецкая головушка, и мать подхватывает и несет исцарапанное, пахнущее рогозом и подмаренником, отрешенное, обмякшее чадо к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия. И видится ему сон, будто взбирается он на самое высокое дерево, с обмирающим сердцем добирается до вершинных ветвей, опасно и жутко раскачиваемых ветром, чтобы посмотреть: а что же там дальше, где он еще не бывал? И вдруг что-то ломко хрустит, и он с остановившимся дыханием кубарем рушится вниз. Но, как бывает только во снах, в самый последний момент как-то так удачно расставляет руки, подобно крыльям, ветер упруго подхватывает его, и вот уже летит, летит, плавно и завораживающе набирая высоту и замирая от неописуемого восторга. Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.

Евгений Иванович Носов

Что такое малая родина? Именно таким проблемным вопросом задается писатель Е. Носов, и ставит перед читателем проблему влияния малой родины на человека.

Автор начинает свое рассуждение с описания «мальчишеской вселенной», где есть тихая деревенская улица, пахнущий пряниками и кожаной обувью тесный магазин, петлявая речушка… Именно эти края оказали большое влияние на формирование его мировосприятия: «малая родина- это окоем нашего детства», это то, чего «жаждет вместить в себя чистая распахнутая душа».

Позиция писателя ясна: малая родина- это все то, что западает в душу с раннего детства и то, что «на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения».

Нельзя не согласиться с позицией Е. Носова. Действительно, малая родина оставляет глубокий след в душе каждого человека.

В художественной литературе известно немало произведений, поднимающих подобную проблему. Так, в романе И. Гончарова «Обломов» повествуется о том, как детство главного героя оказало влияние на формирование его характера, привычек… Из главы, где описывается сон Обломова, мы узнаем, как и в какой обстановке рос герой. В Обломовке, где он родился и воспитывался, царят тишина и спокойствие, лень и безделье. Таким образом, мы понимаем, что Обломов сформировался как пассивная инертная личность под влиянием малой родины.

А в рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки», пронизанном чувством грусти и ностальгии по малой родине, автор описывает «окоем своего детства», ассоциирует его с запахом антоновских яблок. Малая родина в воспоминаниях писателя- отдельный мир, и он в нем как неотъемлемая часть…

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что проблема, поставленная Е. Носовым, актуальна во все времена. Малая родина оказывает огромное влияние на каждого человека, ведь она- все, что живет в нашей душе с самого детства.

4 сочинения ЕГЭ по тексту Д. В. Григоровичу подъезжая к родному гнезду, я не узнавал себя с проблемой текста с аргументами из литературы с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.

Проблема роли малой родины в жизни человека сочинение ЕГЭ

Малая родина… Удивительно трогательное место, где прошли детские годы. Какое значение в жизни человека имеет родной край? Какие чувства вызывает в нас родительский дом, в котором мы отсутствовали несколько лет? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Дмитрия Васильевича Григоровича, русского писателя второй половины девятнадцатого века.

Раскрывая проблему роли малой родины в жизни человека, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик подъезжает «к родному гнезду» и испытывает радостные чувства, когда видит родную деревню, где протекало его детство. Этот пример говорит о том, что встреча с родительским домом после долгой разлуки вызывает в нас тёплые чувства, освобождает от тягостных переживаний, смягчает душу. Кроме того, встреча с родными людьми тоже благотворно воздействует на человека, в нём пробуждается с особенной силой любовь к матери, возникает желание обнять родного человека, поблагодарить за снисходительность и милосердие. Видит рассказчик и старого слугу Николая, который всегда относился к нему, как сыну. Он вспоминает, как Николай водил его по рощам и полям, рассказывал удивительные истории и сказки. Из этого следует, что малая родина – это не только дом, природа, окружающая его, но и родные люди, которые сопровождали его в детстве в начале жизненного пути.

Оба примера дополняют друг друга и подводят нас к мысли и благотворной роли малой родины в жизни человек. Встреча с родными местами, близкими людьми дарит ощущение счастья, позволяет забыть о заботах и тревогах, вернуть в радостный и тёплый мир детства.

Авторская позиция заключается в следующем: родной край имеет большое значение в жизни человека, он возвращает в детство и дарит счастье.

Мне близка позиция автора. Действительно, возвращаясь в родительский дом, где мы долго отсутствовали, мы чувствуем радость и обновление души, готовы и дальше преодолевать трудности, потому что знаем, что есть такое место, где нас любят и всегда ждут.

Чтобы подтвердить эту мысль, обратимся к литературному примеру. Детство главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» протекало в деревне, в имении родителей. Оказавшись в Петербурге и прожив там долгие годы, Илья Ильич всей душой стремится вернуться в родную Обломовку, так как там, с его точки зрения, протекает идиллическая жизнь, наполненная покоем и гармонией.

В заключение хочу подчеркнуть, что у каждого человека должна быть малая родина, которая наполняет душу счастьем, рождает творческое вдохновение и обогащает духовно.

Сочинение ЕГЭ по тексту пример №2

Как разлука влияет на отношения к дому и домашним? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте Дмитрия Васильевича Григоровича.

В качестве примера можно привести то, как рассказчик ожидал встречи с матерью. Мысли героя: «Мне нетерпеливо хотелось обнять её и поблагодарить за снисхождение к моим бросаниям из стороны в сторону, к моим отступлениям против её желаний, — за всё, что она для меня сделала», — свидетельствуют о том, что любовь близкого человека до расставания воспринималась как данность, а теперь стала даром, который надо ценить, за который нужно благодарить.

Более того, отношение рассказчика не только к родному человеку, но и к старому слуге очень тёплое. Герой «вспоминал, как Николай часами караулил, когда» его «пустят гулять, брал на руки, водил по полям и рощам, рассказывал разные истории и сказки». Видимо, приятные воспоминания детства приобретают после разлуки особое значение, они приносят радость, а человек или место, с которыми связано былое счастье, становится ближе. Для рассказчика и встреча со старым слугой, и посещение полей и рощ его детства — отдохновение.

Второй пример усиливает первый. Долгое расставание учит видеть то, что мы раньше не видели. Истинная любовь, которая была не так значительна, как другие жизненные блага, становится самым важным, и мы учимся ценить её даже в тех, кого не считали важной частью нашей жизни, в том, что не было раньше исключительным.

Григорович считает, что разлука учит любить родные края и близких людей. Повидав мир, мы часто убеждаемся в том, что имели дома очень много, но из-за стремления куда-то не видели того, что имели.

Я согласна с автором и полагаю, что, расставшись с родными и покинув дом, каждый понимает, насколько он одинок в мире без них. Нас любят и берегут на там, где мы выросли: это место, полное невидимых и сильных связей, делающих жизнь полнее.

Сочинение ЕГЭ пример №3

Каждому творческому человеку знакомо тревожное и одновременно прекрасное состояние, когда в его голове зарождается новая идея. Всё остальное мгновенно утрачивает значение, ведь ты всецело поглощён своими пока ещё сумбурными мыслями, которые, однако, способны положить начало удивительной истории. В предложенном тексте Д.В. Григоровича поднимается проблема возникновения вдохновения.

Конечно, новые идеи заражают сердце творца под влиянием каких-либо потрясающих впечатлений. Так, рассказчик после длительного отсутствия возвращается в родную деревню, где всё так или иначе волновало его воображение: река Смедва, старый сад с липовыми аллеями, уютный дом и самые близкие люди. Когда молодой человек оказывается в специально приготовленной для него комнате, он чувствует себя счастливым: «Я сознавал, что пришёл конец моим мытарствам». В этот момент рассказчик хочет доказать самому себе, что именно литературное творчество и является его настоящим призванием. Таким образом, зачастую вдохновение возникает под влиянием картин родного края.

Однако писательский труд – это ещё и тяжёлая, кропотливая работа. Именно поэтому одного вдохновения и жажды деятельности здесь недостаточно. Например, рассказчику иногда казалось, что он теряет творческие способности: в определённые жизненные периоды ты не можешь написать ни строчки. Состояние подобного кризиса знакомо каждому художнику слова, «насколько знакомо также то неожиданное нервное возбуждение, когда пишешь легко и свободно, без всякого принуждения». Из этого можно сделать вывод, что истоки вдохновения не всегда возможно обнаружить и объяснить с точки зрения логики. В такие минуты писателю кажется, что он творит «под чью-то настоятельную диктовку».

Приведённые аргументы противопоставлены друг другу. С одной стороны, есть определённые условия, которые могут пробудить в творческом человеке вдохновение. С другой стороны, это во многом необъяснимый, а иногда и вовсе неуправляемый процесс.

Итогом размышлений Д.В. Григоровича становится такая позиция: писатель не всегда понимает причины возникновения вдохновения, однако он должен постараться сохранить в себе это чувство.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, каждому творцу важно откликнуться на это таинственное состояние в своих произведениях. Далеко не случайно Д.В. Григорович рассуждает о том, что «творческая способность могущественнее воли писателя». Вспомним, например, как А.С. Пушкин описывает вдохновение в стихотворении «Осень»: И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.

В заключение хочется сказать, что вдохновение – это особое настроение, расположение духа, которое следует воспринимать как дар, ниспосланный свыше.

Сочинение ЕГЭ пример №4

В тексте Дмитрия Васильевича Григоровича поднимается проблема отношения человека к возвращению в родные края.

В начале повествования автор пишет о том, что едет из Петербурга в родную деревню. «Я никогда не воображал, чтобы мне так легко обошлась разлука с Петербургом и так радостно было снова увидеть деревню, где протекло моё детство», — пишет он.

Во время пути душу Дмитрия Васильевича наполняют тёплые чувства, появившиеся благодаря воспоминаниям о матери, которая многое для него сделала, и бывшем отцовском слуге Николае, любившем автора, как сына. Когда автор, наконец, добрался до деревни и въехал во двор родного дома, его мать и бабушка стояли на крыльце. Дворовые люди и слуга Николай обступили вышедшего из тарантаса автора. После «обниманий и целований» все вошли в дом, где начали расспрашивать писателя о его занятиях и творческих планах. Автор пишет, что почувствовал себя таким счастливым, как никогда прежде.

Так на него повлияло возвращение к своим близким людям. При возвращении к своим родным человек испытывает тёплые чувства, которые заполняют его душу, насыщают её радостью и овеивают жизнь смыслом. Но не только возвращение к своим близким так подействовало на автора. «Сердце моё окончательно размягчилось, когда при въезде на последний пригорок передо мной открылась долина речки Смедвы», — повествует Дмитрий Васильевич. Природа родного края подействовала на него успокаивающе. А тишина родной деревни произвела «обаятельное действие». Пейзажи родных мест впечатлили автора. В деревне он целыми днями бродил в полях и лесах, любуясь прекрасными картинами природы. Благодаря этой природе автор почувствовал в своём сердце тепло и радость.

Таким образом, эти два взаимодополняющих примера показывают нам, что возвращение в родные края наполняет человека уютом, делает его существование значимым и приносит в его жизнь ощущение счастья.

Авторская позиция выражена такими словами: «Не помню, чтобы я чувствовал когда-нибудь себя более счастливым. Я осознавал, что пришёл конец моим мытарствам, что пора одуматься, пора прийти в себя, приняться за работу и доказать, что мои порывы к литературе были не мимолётными капризами, а признаком врождённого призвания».

Как мы видим, возвращение в родные края дало Дмитрию Васильевичу желание создавать нечто новое. Благодаря встрече с родной природой у него появилось упорство и уверенность в своих силах. Автор считает, что возвращение в родные края делает человека счастливым, изгоняет из его души всё тяжёлое и мрачное.

Я согласна с позицией автора. Я считаю, что близкие люди дают человеку повод для жизни. Встреча с ними всегда происходит, как праздник, который заставляет человека поверить в себя и в то, что он делает, стремиться к лучшему и добиваться успехов в своих начинаниях. Природа родных мест даёт человеку то спокойствие и умиротворение, которое так нужно, чтобы насладиться всеми красками жизни и понять, что счастье — это когда ты дома.

Проблема текста

1.Проблема отношения к возвращению в родные края. (Какие чувства охватывают человека, когда он возвращается в отчий дом?)

2.Проблема проявления любви к родному краю. (Как и в чём проявляется любовь к родному краю?)

3.Проблема влияния отчего дома и родной природы на раскрытие творческого потенциала человека. (Как влияет возвращение в родные края на раскрытие творческого потенциала человека?)

4.Проблема писательского труда. (В чём заключается особенность писательского труда?)

5. Проблема возникновения вдохновения. (Как и почему приходит вдохновение?)

Посмотреть полный текст Д.В. Григоровича

Подъезжая к родному гнезду я не узнавал себя текст ЕГЭ для сочинения

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Экспресс_тест_Вспомним Сопротивление материалов.ppsx.pptx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Разбор рассказа Л. Андреева В тумане — StudentLib.com.rtf, Анализ рассказа Л. Андреева «Ангелочек».docx, Задание. Прочитайте педагогические ситуации и ответьте на вопрос, Задание. Прочитайте педагогические ситуации и ответьте на вопрос, К Г Паустовский герои рассказа.pptx, План анализа рассказа.doc, Прочитай отрывок из произведения М.docx, Доктор Лиза_ Удивительный человек_ достойный того_ чтобы рассказ, 2 вариант Прочитайте текст и выполните задания.docx, для 9 класса. Пример рассказа о себе.docx


Прочитайте отрывок из рассказа Е.И. Носова и подумайте, о чем он. Какое ключевое слово русской культуры использовано в тексте?

Вот пишут малая родина…Что же это такое? Где ее границы? Откуда и (до)куда она прост…рается? (По)моему малая родина это окоем нашего детства. Иными словами, то что способно об…ять мальчишеское око. И что жажд…т вместить в себя чистая ра(с,з)пахнутая душа. Где эта душа (в)первые уд…вилась обрад…валась и в…зликовала от нахлынувш… восторга. И где (в)первые ог…рчилась разгневалась или пережила свое первое потр…сение. Тихая д…р…венская улица пахнущий пряниками и кожа(н,нн)ой обувью тесный магазинчик маши(н,нн)ый двор за околиц…й куда заманч…во пробрат…ся тайком пос…деть в кабин… еще (не)остывшего трактора п…трогать рычаги и кнопки блаже(н,нн)о повздыхать запах наработавш…ся м…тора ; тума(н,нн)ое таинство (с,з)бегающего под гору к…лхозного сада в сум…рках которого пр…достерегающе п…стукивает деревя(н,нн)ая к…л…тушка гр…мит тяж…лой цепью рыжий реп…истый пес. За садом зм…истые овраги старых почти изгладивш…ся траншей п…росших т…рновником и л…щиной которые однако и поныне заставляют пр…умолкнуть говорить (в)полголоса. За рекой соседняя деревня и забр…дать за реку не пол…гается это уже иной запр…дельный мир. Там об…тают свои в…храстые окоемщики на глаза которых (по)одиночке луч(?)ше (не)попадат…ся. Вот собстве(н,нн)о и вся мальчиш…ская вселе(н,нн)ая. Но и того великого об…талища хвата…т (с)лихвой что(бы) за день пока (не)падет со…нце набегат…ся наоткрывать и навпеч…тлиться до того пр…дела когда уже за ужином безвольно начнет кл…ниться опа.ле(н,нн)ая со…нцем и вытрепа(н,нн)ая ветром буйная м…л…децкая г…ловушка и мать подхват…вает и несет исцарапа(н,нн)ое обмя(к,г)шее чадо к постел… как с поля боя уносит павш…го сестра мил…сердия. И видит…ся ему сон будто взб…рается он на самое высокое дерево с обм…рающим сердцем доб…рается до верши(н,нн)ых ветвей опас…но и жу…ко раскачива…мых ветром что(бы) посмотреть а что(же) там дальше где он еще (не)бывал? И вдруг что(то) ломко хрустит и он с остановивш…ся дыханием кубарем рушит…ся (в)низ. Но как быва…т только во снах в самый последний момент как(то) так удач…но ра(с,сс)тавляет руки, подобно крыльям, ветер упруго подхват…вает его и вот уже летит летит плавно и зав…раживающе наб…рая высоту т зам…рая от (не)описуемого восторга. Малая родина это то что на всю жизнь одар…вает нас крыльями вд…хновения.

  1. Найдите устаревшие слова и объясните их значения, опираясь на контекст. В случае затруднения обращайтесь к словарю.
  2. Какие авторские неологизмы употребляются в тексте? Для чего они используются?

  3. Какие чувства хотел передать автор? Что он хотел сказать?

  4. Как вы понимаете словосочетание «малая родина»? В какой синонимический ряд ключевых слов русской культуры его можно включить?

  • Какие чувства раскрывает в человеке любовь сочинение
  • Какие черты присущи литературной сказке
  • Какие чувства пробуждает у читателя сказка осуждение сочувствие почему
  • Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии недоросль сочинение кратко
  • Какие чувства николенька испытывает к своей маме в рассказе детство толстого