Какие чувства испытывает герой рассказа рассматривая принесенную учителем фотографию

«Память прикасается к тебе…» (по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Автор: Тюрина Марина Алексеевна

Организация: МБОУ Токарёвская СОШ №2

Населенный пункт: Тамбовская область, р.п. Токарёвка

Цель урока:

формирование потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

Задачи урока

  • Дидактическая задача: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
  • Образовательная задача: провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, способствовать формированию потребности читать внимательно, вдумчиво художественную литературу.
  • Воспитательная задача: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Методические приемы:

  • рассказ учителя;
  • выразительное чтение;
  • беседа по вопросам;
  • элементы анализа текста.

1.Оргмомент

2. Этап актуализации знаний

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

  • Что поэт считает важным?

Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

  • Значит, о чем мы будем говорить?

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

Слово учителя.

Ребята, ведь у каждого из вас есть фотографии,которые дороги вам.. На них самые близкие для вас люди.

Фотографии, пожалуй, можно считать запечатлёнными мгновениями жизни. Особое место занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Вот их сколько! Выпускники нашей школы разных лет… (на классной доске ). Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

По-моему, литература — одна из таких школьных дисциплин, которая заставляет нас задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно. Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

И сегодня на уроке у нас разговор пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

3. Индивидуальное сообщение об Астафьеве
В.П.Астафьев . Писатель. Личность. Человек. Гражданин.

Он умер /по временным меркам сравнительно недавно/ в ноябре 2001 года и похоронен в родном селе Овсянка. Давайте совершим туда заочную экскурсию

4. Заочная экскурсия в деревню Овсянка.

Глав­ные герои рас­ска­за «Фо­то­гра­фия, на ко­то­рой меня нет» – это про­стой маль­чик из та­ёж­ной де­рев­ни Вик­тор По­ты­ли­цын и его ба­буш­ка. Ка­за­лось бы, это кон­крет­ные люди, ре­аль­ные судь­бы. Но за судь­ба­ми этих кон­крет­ных людей скры­ва­ет­ся судь­ба це­ло­го по­ко­ле­ния.

Очень мно­гие люди, когда про­чи­та­ли ав­то­био­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние «По­след­ний по­клон», пи­са­ли Аста­фье­ву: «Вы пы­та­лись на­пи­сать о себе и своей ба­буш­ке, а на самом деле опи­са­ли всех нас».

Рас­сказ «Фо­то­гра­фия, на ко­то­рой меня нет», ка­за­лось бы, по­вест­ву­ет о про­стом слу­чае, про­изо­шед­шем с де­ре­вен­ским маль­чиш­кой, но вы­хо­дит на глав­ную тему – тему па­мя­ти, че­ло­ве­че­ской и ис­то­ри­че­ской.

6. Работа со словом «Память»

В толковом словаре Ожегова мы находим следующее определение слова «память»

Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2.Воспоминание о ком – чём-нибудь.

3.То, что связано с умершим (воспоминания о нём).

А вот как говорит о памяти сам В.П.Астафьев: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…»

Давайте сегодня попробуем выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына.

Вернёмся вместе с Астафьевым в 30-е годы, перечитывая рассказ и обращая внимание на детали, штрихи этой жизни.

7. Беседа с элементами комментированного чтения

Каков сюжет рассказа?

В какое время и где происходят события в рассказе?

— Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?

Какие детали указывают на бедность жителей деревни

Почему вся деревня решает где поселить фотографа на ночь?

Почему Витька и Санька ведут себя плохо? Расскажите или прочитайте

— Расскажите, какой оказалась «расплата» за отчаянный поступок?

— Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии?

Даль­ше мы, читатели, встре­ча­ем людей, к ко­то­рым герой мальчик ис­пы­ты­ва­ет ду­шев­ную при­вя­зан­ность. В первую оче­редь это его ба­буш­ка, ко­то­рая со­про­вож­да­ет всё его дет­ство, ко­то­рая взяла внука на вос­пи­та­ние после смер­ти ма­те­ри.

Какой вы представляете себе бабушку?

-Какие ассоциации возникают у вас вообще со словом «бабушка»?

— А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Какой Астафьев изобразил свою героиню?(с.284 от слов «Так я и знала»,с.285 от слов «Бабушка уже не колотила меня…»

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Всё очень дорого, это воспоминания детства. Даёт возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

— Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

— лечение: натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане;

— окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;

— цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

Учитель.

-Хорошая бабушка у Витьки?

Екатерина Петровна — хранительница семьи, защитница детства, ей бьёт земной поклон автор книги. Она была самым дорогим для него человеком.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

-Почему писатель говорит о чувстве вины?

Именно бабушке отведено в рассказе особое место

-Какие ключевые слова мы можем записать, обобщая образ бабушки, Катерины Петровны?

Вывод: автору дорого в ней всё. Она научила внука жить по совести.

Вспомним, с какой целью приезжает фотограф в деревню?

-Кто был инициатором этого события?

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

И снова автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

-Как относились деревенские жители к учителям?

В какой школе они начинали работать? Зачитайте.

Как учил их преподаватель, когда к весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались?

А давайте вспомним эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?

Почему главный герой запомнил своего учителя?

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе. Память сохранила даже внешность умного , интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.

Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдали себя учительской работе.
Учителя заботились не только о школе, но и о жителях деревни, учитель уважает и ученика, который заболел и пропустил важное событие.

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню, а ведь они – городские жители, молоды, у них маленький ребенок, нет условий, но они не сдаются.

«В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

Какие ключевые слова мы запишем, говоря об учителе ?

Вывод: Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына.

Живя рядом с такими личностями, каким должен вырасти, по вашему мнению, Витя?

— Каким предстаёт перед читателями лирический герой В. Астафьева?

–Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

–Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию?

Вывод: Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее.

Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

Пожелтевшая школьная фотография дорога автору. Это время его детства, пусть нелёгкого, но такого важного в его жизни. В этом прошлом была его бабушка, его учителя, друзья, многие из которых полегли в войну. Это всё то, что безвозвратно ушло в прошлое и живо только в его воспоминаниях. Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своебычная летопись народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения, но не отрицания и осмеяния. А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

-Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?

А что эта память дает нам?

-Обратитесь к тем ключевым словам, которые мы записали. Прочитайте их.

Все перечисленные слова составляют тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей.

В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

8. Рефлексия.

— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и попробуем составить синквейн на тему «ПАМЯТЬ». Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

9. Творческая работа учащихся . /Учащиеся пишут синквейны и зачитывают их/

Домашнее задание

Вернувшись сегодня из школы, найдите дома и возьмите, по­ли­стай­те фо­то­аль­бо­мы своей семьи. Посмотрите, какие со­бы­тия изоб­ра­же­ны на ваших се­мей­ных фо­то­гра­фи­ях? Какую ис­то­рию может по­ве­дать ста­рая фо­то­гра­фия? Если вам неиз­вест­на ис­то­рия ваших се­мей­ных фо­то­гра­фий, об­ра­ти­тесь к маме, папе, род­ствен­ни­кам, чтобы они вам рас­ска­за­ли эту историю, по­то­му что фо­то­гра­фия – это наша па­мять.

12. Итог урока

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то прикосновение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть».

Список используемой литературы

    1. Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Литература в школе, 2005, 5.
    2. Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.
    3. Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.

Приложения:

  1. file0.doc.. 63,5 КБ

Опубликовано: 21.11.2019
  • В. П.Астафьев.
    Фотография, на которой меня нет.
  • Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы
  • ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.

  • Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.
  • В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

В.П.Астафьев
«Фотография,
на которой меня нет»

  • Как много жёлтых снимков на Руси
    В такой простой и бережной оправе!
    И вдруг открылся мне и поразил
    Сиротский смысл семейных фотографий:
    Огнём, враждой
    Земля полным — полна,
    И близких всех душа не позабудет…
  • (Николай Рубцов)
  • Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
  • Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история.
  • История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.
  • Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка
  • От чьего лица ведется повествование?
  • Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.

Словарная работа

  • катанки – валенки
  • куть – придверная
  • часть избы
  • магарыч – угощение в вознаграждение за что-нибудь
  • прострел – побег растения
  • сарана – лесное
  • растение, луковицы
  • которого съедобны

Словарная работа

  • тали́на – верба
  • туес – коробка из бересты, обычно круглая
  • увал
  • крутой склон
  • швырок –короткие дрова для топки печей

Учимся понимать текст

  • 1. Рассказ о деревенских жителях
  • — Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время?
  • (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
  • Взбудоражить (будоражить) –беспокоить, вызвать волнение.

Учимся понимать текст

  • 1. Рассказ о деревенских жителях

Учимся понимать текст

  • 1. Рассказ о деревенских жителях
  • -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
  • 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»;
  • 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
  • — Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?
  • — «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…» 

Учимся понимать текст

  • Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?
  • «Деревенское окно, заделанное на зиму, — своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе».
  • В одних окнах была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.
  • В других даже стёкла были не везде.
  • В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.
  • <number>
  • Витя – главный герой рассказа — живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

Учимся понимать текст

  • 2. Рассказ о Витьке и Саньке
  • — Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади).
  • -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
  • (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).
  • С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу
  • «Фотография, на которой меня нет»

Учимся понимать текст

  • 2. Рассказ о Витьке и Саньке
  • — Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе).
  • — Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
  • -Как это характеризует жизнь ребят в деревне?
  • Бабушка главного героя – добрая и заботливая.
  • В её речь автор включил огромное количество
  • диалектных и просторечных слов и выражений.
  • Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.
  • <number>
  • “Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.

Учимся понимать текст

  • 3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
  • — Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

Учимся понимать текст

  • 3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
  • — Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
  • — Подтвердите примерами из текста
  • Чтение отрывков:
  • от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
  • от “Бабушка уже не колотила…”
  • от «Бабушка меня лечила и баловала .. которые я очень любил»

Учимся понимать текст

  • 3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
  • -Как бабушка лечила Витьку?
  • Дополните текст:
  • Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку .. После этого поила ..

Учимся понимать текст

  • 3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
  • — Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
  • -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Учимся понимать текст

  • Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.
  • Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,
  • чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
  • Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • -Как зовут учителей?
  • -Откуда они приехали
  • в деревню?
  • -Каким предстаёт в
  • описании учитель?
  • -На что обращает
  • внимание автор при
  • описании учителя?

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).
  • — Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • — Как относились к учителям в деревне? За что уважали?
  • Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
  • Выборочный пересказ:
  • За что уважали?
  • Учителей уважают за вежливость, за то, что ..
  • Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …
  • К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • Исследовательская работа.
  • -Заполните таблицу
  •  
  • В какой школе учителя начали работу?
  • Что сделали учителя для школы?

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • Исследовательская работа.
  • -Заполните таблицу
  •  
  • В какой школе учителя начали работу?
  • Что сделали учителя для школы?
  • Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.
  • В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • — С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).
  • -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
  • -Почему учитель приносит фотографию Витьке?
  • — Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
  • -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • — Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?

Учимся понимать текст

  • -Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?
  • -Над чем заставляет задуматься эта фотография?
  • — Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?
  • (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
  • «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

Выводы

  • -Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
  • — о том, как быть добрым;
  • — о человеческой памяти;
  • — о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям;
  • — о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит;
  • — о любви к родной земле.

Гимнастика для глаз

Домашнее задание

  • Составить связный рассказ:
  • — Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
  • а) приезд фотографа;
  • б) болезнь;
  • в) наблюдение за цветком;
  • г) отношение к школьной фотографии.

Сегодня на уроке я

  • открыл…
  • почувствовал
  • узнал…
  • понял…
  • задумался…
  • испытал…

В. П.Астафьев.  Фотография, на которой меня нет.   Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

В. П.Астафьев. Фотография, на которой меня нет.

Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

 Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.

Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.

В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

В.П.Астафьев  «Фотография,  на которой меня нет»

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Как много жёлтых снимков на Руси  В такой простой и бережной оправе!  И вдруг открылся мне и поразил  Сиротский смысл семейных фотографий:  Огнём, враждой  Земля полным - полна,  И близких всех душа не позабудет… (Николай Рубцов)

Как много жёлтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнём, враждой Земля полным — полна, И близких всех душа не позабудет…

(Николай Рубцов)

Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история. История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.

Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история.

История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.

Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка

Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка

От чьего лица ведется повествование? Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.

От чьего лица ведется повествование?

Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.

Словарная работа катанки – валенки куть  – придверная  часть избы магарыч – угощение в вознаграждение за что-нибудь прострел  – побег растения сарана – лесное растение, луковицы которого съедобны

Словарная работа

  • катанки – валенки
  • куть – придверная

часть избы

  • магарыч – угощение в вознаграждение за что-нибудь
  • прострел – побег растения
  • сарана – лесное

растение, луковицы

которого съедобны

Словарная работа тали ́ на – верба туес  – коробка из бересты, обычно круглая увал  – крутой склон швырок  –короткие дрова для топки печей

Словарная работа

  • тали ́ на – верба
  • туес – коробка из бересты, обычно круглая
  • увал

крутой склон

  • швырок –короткие дрова для топки печей

Учимся понимать текст 1. Рассказ о деревенских жителях - Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили). Взбудоражить (будоражить) – беспокоить, вызвать волнение.

Учимся понимать текст

1. Рассказ о деревенских жителях

  • — Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время?

(В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

  • Взбудоражить (будоражить) – беспокоить, вызвать волнение.

Учимся понимать текст 1. Рассказ о деревенских жителях

Учимся понимать текст

1. Рассказ о деревенских жителях

Учимся понимать текст 1. Рассказ о деревенских жителях -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь? 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей. - Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке? —  « По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...»  

Учимся понимать текст

1. Рассказ о деревенских жителях

  • -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
  • 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»;
  • 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
  • — Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?
  • —  « По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…»  

Учимся понимать текст Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?  «Деревенское окно, заделанное на зиму, - своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе».

Учимся понимать текст

  • Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?

«Деревенское окно, заделанное на зиму, — своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе».

 В одних окнах была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками. В других даже стёкла были не везде. В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.

В одних окнах была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.

В других даже стёкла были не везде.

В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.

  Витя – главный герой рассказа - живёт без  родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

Витя – главный герой рассказа — живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

Учимся понимать текст 2. Рассказ о Витьке и Саньке  - Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади) . -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”? (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).

Учимся понимать текст

2. Рассказ о Витьке и Саньке

— Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади) .

  • -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
  • (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).

С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу «Фотография, на которой меня нет»

С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу

«Фотография, на которой меня нет»

Учимся понимать текст 2. Рассказ о Витьке и Саньке  - Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). - Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? -Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

Учимся понимать текст

2. Рассказ о Витьке и Саньке

— Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе).

  • — Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
  • -Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

“ Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”. Бабушка главного героя – добрая и заботливая. В её речь автор включил огромное количество диалектных и просторечных слов и выражений. Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.

Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.

Бабушка главного героя – добрая и заботливая.

В её речь автор включил огромное количество

диалектных и просторечных слов и выражений.

Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.

Учимся понимать текст  3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне - Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

Учимся понимать текст

3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне

— Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

Учимся понимать текст  3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне  - Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?  - Подтвердите примерами из текста  Чтение отрывков: от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”; от “Бабушка уже не колотила…” от «Бабушка меня лечила и баловала .. которые я очень любил»

Учимся понимать текст

3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне

— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

— Подтвердите примерами из текста

Чтение отрывков:

  • от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
  • от “Бабушка уже не колотила…”
  • от «Бабушка меня лечила и баловала .. которые я очень любил»

Учимся понимать текст  3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне  -Как бабушка лечила Витьку?  Дополните текст: Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их ..., парила .. Дома дала ложку .. После этого поила ..

Учимся понимать текст

3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне

-Как бабушка лечила Витьку?

Дополните текст:

  • Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку .. После этого поила ..

Учимся понимать текст  3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне  - Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья). -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Учимся понимать текст

3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне

  • — Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
  • -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Учимся понимать текст Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.  Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.  Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Учимся понимать текст

  • Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.
  • Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,
  • чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
  • Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях -Как зовут учителей? -Откуда они приехали  в деревню?  -Каким предстаёт в  описании учитель?  -На что обращает  внимание автор при  описании учителя?

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • -Как зовут учителей?
  • -Откуда они приехали
  • в деревню?

-Каким предстаёт в

описании учитель?

-На что обращает

внимание автор при

описании учителя?

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»). - Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета - “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).
  • — Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях  - Как относились к учителям в деревне? За что уважали?  Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…” Выборочный пересказ: За что уважали? Учителей уважают за вежливость, за то, что .. Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и ... К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

— Как относились к учителям в деревне? За что уважали?

Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

  • Выборочный пересказ:
  • За что уважали?
  • Учителей уважают за вежливость, за то, что ..
  • Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …
  • К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях  Исследовательская работа. -Заполните таблицу       В какой школе учителя начали работу? Что сделали учителя для школы?

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • Исследовательская работа.
  • -Заполните таблицу

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях  Исследовательская работа. -Заполните таблицу       В какой школе учителя начали работу? Что сделали учителя для школы? Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.  В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • Исследовательская работа.
  • -Заполните таблицу

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.

В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях  - С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.). -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни? -Почему учитель приносит фотографию Витьке? - Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие. -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца. -

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • — С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).
  • -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
  • -Почему учитель приносит фотографию Витьке?
  • — Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
  • -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях - Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?

Учимся понимать текст  -Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? -Над чем заставляет задуматься эта фотография? - Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

Учимся понимать текст

-Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?

-Над чем заставляет задуматься эта фотография?

— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

 «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

Выводы -Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”? - о том, как быть добрым; - о человеческой памяти; - о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям; - о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит; - о любви к родной земле.

Выводы

-Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

— о том, как быть добрым;

— о человеческой памяти;

— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям;

— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит;

— о любви к родной земле.

 Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Домашнее задание Составить связный рассказ: - Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа: а) приезд фотографа; б) болезнь; в) наблюдение за цветком; г) отношение к школьной фотографии.

Домашнее задание

Составить связный рассказ:

— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Сегодня на уроке я открыл…  почувствовал узнал… понял…  задумался…  испытал…

Сегодня на уроке я

открыл…

почувствовал

узнал…

понял…

задумался…

испытал…

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

В. П.Астафьев.
Фотография, на которой меня нет.



Слайд 2

Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.
Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.


Слайд 3


Слайд 4

Описание слайда:

В.П.Астафьев
«Фотография,
на которой меня нет»


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

Описание слайда:

Словарная работа
катанки – валенки
куть – придверная
часть избы
магарыч – угощение в вознаграждение за что-нибудь
прострел – побег растения
сарана – лесное
растение, луковицы
которого съедобны


Слайд 14

Описание слайда:

Словарная работа
тали́на – верба
туес – коробка из бересты, обычно круглая
увал –
крутой склон
швырок –короткие дрова для топки печей


Слайд 15

Описание слайда:

Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях
— Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время?
(В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
Взбудоражить (будоражить) –беспокоить, вызвать волнение.


Слайд 16

Описание слайда:

Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях


Слайд 17

Описание слайда:

Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях
-Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»;
2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
— Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?
— «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…» 


Слайд 18

Описание слайда:

Учимся понимать текст
Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?


Слайд 19


Слайд 20


Слайд 21

Описание слайда:

Учимся понимать текст
2. Рассказ о Витьке и Саньке
— Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади).
-Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
(Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).


Слайд 22


Слайд 23

Описание слайда:

Учимся понимать текст
2. Рассказ о Витьке и Саньке
— Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе).
— Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
-Как это характеризует жизнь ребят в деревне?


Слайд 24


Слайд 25


Слайд 26

Описание слайда:

Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
— Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.


Слайд 27

Описание слайда:

Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
— Подтвердите примерами из текста
Чтение отрывков:
от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
от “Бабушка уже не колотила…”
от «Бабушка меня лечила и баловала .. которые я очень любил»


Слайд 28

Описание слайда:

Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
-Как бабушка лечила Витьку?
Дополните текст:
Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку .. После этого поила ..


Слайд 29

Описание слайда:

Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
— Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).


Слайд 30

Описание слайда:

Учимся понимать текст
Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.
Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,
чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.


Слайд 31

Описание слайда:

Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
-Как зовут учителей?
-Откуда они приехали
в деревню?
-Каким предстаёт в
описании учитель?
-На что обращает
внимание автор при
описании учителя?


Слайд 32

Описание слайда:

Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).
— Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).


Слайд 33

Описание слайда:

Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
— Как относились к учителям в деревне? За что уважали?
Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
Выборочный пересказ:
За что уважали?
Учителей уважают за вежливость, за то, что ..
Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …
К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …


Слайд 34

Описание слайда:

Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
Исследовательская работа.
-Заполните таблицу
 


Слайд 35

Описание слайда:

Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).
-Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
-Почему учитель приносит фотографию Витьке?
— Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
-Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца.


Слайд 36


Слайд 37

Описание слайда:

Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
— Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?


Слайд 38

Описание слайда:

Учимся понимать текст
-Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?
-Над чем заставляет задуматься эта фотография?
— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?
(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).


Слайд 39


Слайд 40

Описание слайда:

Выводы
-Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
— о том, как быть добрым;
— о человеческой памяти;
— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям;
— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит;
— о любви к родной земле.


Слайд 41

Описание слайда:

Гимнастика для глаз


Слайд 42


Слайд 43

Описание слайда:

Домашнее задание
Составить связный рассказ:
— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
б) болезнь;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии.


Слайд 44

Описание слайда:

Сегодня на уроке я
открыл…
почувствовал
узнал…
понял…
задумался…
испытал…


Слайд 1. Портрет В. Астафьева.

  • С какими рассказами-главами вы знакомы?
    (“Васюткино озеро”, “Конь с розовой гривой”).
  • О чём же эти произведения? (О том, как маленькие
    герои взрослеют на глазах, как формируется их
    характер).
  • Слайд 2. Обложка книги “Последний
    поклон”.

    Учитель. Да, вся повесть
    “Последний поклон” рассказывает, как мальчик
    познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что
    любит её, как становится личностью. А ещё эта
    повесть и о старших, о людях, которые готовили
    мальчика к сложной взрослой жизни.

    Слайд 3. “Последний поклон” — это
    разговор о детстве и о тех людях, которые согрели
    это детство теплом своего сердца и лаской своих
    трудовых рук, заронив в душу его семя живительных
    исканий”.

    А. Ланщиков

    Слайд 4. Заголовок “Фотография, на
    которой меня нет”.

    Учитель. Одной из глав
    “Последнего поклона” является рассказ
    “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из
    жизни главного героя – Виктора Потылицына.

  • Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька
    простудил ноги и не смог сфотографироваться).
  • Найдите основную мысль рассказа. (Последнее
    предложение текста).
  • Объясните смысл этой фразы. (История – это не
    только войны, перевороты, кризисы; история
    складывается из историй и судеб людей. Писателю
    дорого время его детства, ставшее историей.
    Фотография – часть истории. Память тоже способна
    запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у
    писателя память, воспоминания становятся частью
    художественного произведения).
  • В какое время происходит действие рассказа? (30-е
    годы 20 века, Сибирь – родные места писателя)
  • Слайд 5. Старый фотоаппарат.

  • Как вы думаете, почему приезд фотографа
    взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило:
    сфотографироваться в то время? (В деревни
    приезжали редко. Это было целое событие,
    разговоров хватало надолго. Фото бережно
    хранили). А для вас приезд фотографа – это
    событие?
  • Почему вся деревня решает, где поселить
    фотографа на ночь? (1) всем хотелось угодить; 2)
    человеческая забота – это характерно для
    деревенских жителей).
  • Слайд 6. Фото ученика 30–50-х гг. “Мне
    вспомнились детства далёкие годы…”

  • Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не
    лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография
    должна всех объединить). Почему полезли в драку?
    Почему “пропащие”?
  • Чтение отрывка: стр. 222 от “Весь длинный зимний
    вечер…” до “Тогда пошли мы…”.
  • Почему Витьки и Саньки не оказалось на
    фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – Друг).
    Ответ: стр. 225.
  • Слайд 7. Мальчишки, мальчишки…

    Учитель. В рассказе есть ещё один
    герой, которому отведено много места. Это бабушка
    Витьки, которая лечит ноги мальчика, чтобы тот
    смог сфотографироваться.

    Слайд 8. Бабушка. “Ну бывают же люди,
    которым ничего не стоит одарить человека
    счастьем”.

  • Какие ассоциации возникают у вас со словом
    “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: —
    доброта, забота, старость, аккуратность,
    мудрость, знание лекарственных трав, морщинки,
    платок, очки, молитва, седина, натруженные руки,
    варежки, носки – вязание, сказки, пирожки,
    ласковая, справедливая.
  • А теперь наши ассоциации соотнесём с
    художественным образом бабушки Катерины
    Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою
    героиню? (Соединяет многие качества,
    хранительница народной мудрости, семьи,
    защитница детей).
  • Чтение отрывков: 1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до
    “Посинели, будто на лёде…”; 2) стр. 224 от “Бабушка
    уже не колотила…”
  • Что особенного в речи бабушки?
  • Слайд 9. Диалекты, народные обороты,
    приметы, присловья.

    (Запишем в тетради).

  • Почему автор тщательно воспроизводит речь
    героини? (Всё очень дорого, это воспоминания
    детства. Даёт возможность читателю услышать
    живую, яркую, очень эмоциональную разговорную
    речь деревенской женщины).
  • Какие ещё воспоминания Виктора связаны с
    бабушкой?
  • — окна в доме, стр. 226 от “Деревенское
    окно…” до “Бабушкины окна…”;

    Слайд 10. С. Сюхин. Иллюстрация к
    рассказу “Фотография…”

    — лечение: натирала, поила, парила в
    бане;

    — цветы в доме, стр. 228 от “После того
    как загорались…” до конца абзаца;

    — отношение бабушки к людям: к учителю
    (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё,
    что было в доме – на стол).

    Слайд 11. И. Пчёлко. Иллюстрация к
    рассказу.

  • Хорошая бабушка у Витьки?
  • Хочу познакомить вас со словами
    литературоведа В. Курбатова.

    Работа с карточкой. “Главная героиня
    “Поклона” — Витькина бабушка Катерина Петровна
    именно поэтому и станет нашей общей русской
    бабушкой, что соберёт в себе в редкой живой
    полноте всё, что ещё осталось в родной земле
    крепкого, наследного, исконно родного, что мы про
    себя каким-то внесловесным чутьём узнаем как
    своё, будто всем нам светившее и заранее и
    навсегда данное. Ничего он в ней не прикрасит,
    оставит и грозу характера, и ворчливость, и
    непременное желание всё первой указать и всем в
    деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И
    бьётся, мучается она за детей и внуков, срывается
    в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и
    вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких
    невзгод…”

  • Что вам понравилось в этом высказывании? С чем
    согласны?
  • Вспомним, с какой целью приезжает фотограф?
    (Сфотографировать учеников школы).
  • Кто был инициатором этого события? (Учителя).
  • Расскажите об учителях Виктора.
  • Слайд 12. Учителя и ученики.

  • Почему учителя заботились не только о школе, а и
    о жителях деревни? (Взаимное уважение).
  • Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…”
    до “…в гулянке народ…”
  • Слайд 13. “Я принёс тебе фотографию,
    — сказал учитель.


    Уважение к ученику, который
    заболел и пропустил важное событие.

  • Какую деталь в портрете учителя особо выделяет
    автор? (“немного печальные и оттого
    необыкновенно добрые глаза”). Стр. 229.
  • С какой целью автор вспоминает поход на Лысую
    гору? (Раскрыть лучшие качества учителя).
  • Слайд 14. Я вспоминаю первого
    учителя:

    Вот он стоит, диктуя у доски.

    И буквы неуверенно, мучительно

    Выводят малыши ученики.

    Был Архимедом он и был Гомером,

    Он всё умел на свете, добрый маг.

    Слайд 15. Большое наше село, длинное.

    Учитель. Жизнь учителя и
    учительницы – своеобразный подвиг: приехали в
    глухую сибирскую деревню. Городские жители,
    молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.

    Слайд 16. “И каждый человек пусть
    доживёт…”

  • Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца
    абзаца.
  • Учитель. Бабушка Катерина
    Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения
    Николаевна… Это люди, которые растворились в
    памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими
    личностями, каким должен расти, по вашему мнению,
    Витя?

    Мы знаем, что он сирота, самый родной
    человек для него – бабушка.

  • Каким человеком становится герой рассказа?
    Подтвердите текстом. (Отзывчивый,
    любознательный: наблюдения за цветами).
  • Почему нет страшных картин сиротства, трудной
    жизни? Цель автора: показать формирование
    характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в
    мире детства, где царят доброта, любовь,
    милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие
    весной цветы, тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

  • Чтение: стр. 235 “Школьная фотография жива…”
  • Слайд 17. “Ребят и девчонок на
    фотографии, что семечек в подсолнухе!”

  • Какое значение имела для Витьки фотография, на
    которой его не было? (Изображены школьные
    товарищи, погибшие на войне. Фотография
    разбудила память о событиях, которые помогли ему
    стать лучше, взрослее).
  • Какие чувства испытывает, рассматривая
    фотографию?
  • Почему не смеётся?


  • Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”
  • Зачитаем последний абзац: “Деревенская
    фотография – своеобычная летопись нашего
    народа, настенная его история”.
  • Как понимаете эти слова? (История заслуживает
    внимания и уважения. – Записать в тетради). А наш
    герой научился быть внимательным и уважительным.
    1. Подведение итогов.
      1. Так о чём рассказ “Фотография, на которой меня
        нет”?

      — как быть добрым,

      — о человеческой памяти,

      — способности сохранить благодарность
      прошлому, людям,

      — о ВОВ, о которой Астафьев не говорит,
      но она присутствует незримо.

      Слайд 18. “Каждый свою книгу…”
      (Память).

      2. Каков герой Астафьева?

      Благородный. Помнит добро, ценит
      любовь и заботу. Это совестливый человек, который
      не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память
      о прошлом, история народа, которая складывается
      из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и
      поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл
      фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”

      Слайд 19. Портрет В. Астафьева.

    2. Оценки за урок.
    3. Дом задание. Принести фотографию, подготовить
      рассказ о ней, пользуясь памяткой.

    Литература

    1. Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П.
    Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.
    Литература в школе, 2005, 5.

  • Какие чувства заставили царицу пойти на преступление в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях
  • Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече с русалкой
  • Какие чувства вызывают у вас рассказ платонова и его герои
  • Какие чувства вызывает царица из сказки о мертвой царевне
  • Какие чувства вызывает у вас рассказ о жизни станционного смотрителя