Какие чувства испытывает петр услышав подробный рассказ о необычной девушке

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      keyontownsend617

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    4 минуты назад

    Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    3/6 Килограмма это сколько граммов?

  • algebra
    Алгебра

    9 минут назад

    Как решать через деффиринциал??

  • informatika
    Информатика

    14 минут назад

    Решите информатику пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    34 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

vapom152

vapom152

Вопрос по литературе:

Помогите пожалуйста ответить на вопросы по повести «о Петре и Февронии Муромских»!
1. Какие загадки загадала Феврония? Найдите ответ на первую загадку, на вторую и натретью.
2. Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке?
3. Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.
4. Что же привлекло Петра в Февронии?
5. Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине?
6. Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?
7. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности?
8. Почему Пётр и Феврония вернулись в город?
9. В чём же находит своё высшее выражение неиссекаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?
10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти?
Взаранее спасибо!!

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

osusatadeys704

osusatadeys704

1.
2.
3.
4.
5. Бояре не любили Февронию за её происхождение. и постоянно наговаривали на неё петру.
6. Баяере сказали что бы она уходила, они не хотят её видеть своей правительницей и пусть забирает что хочет. Феврония согласилась. только забрала своего мужа Петра.
7. Бояри их сами попросили. 

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Сравнительная характеристика Петра и Февронии Муромских

Феврония и Петр главные герои повести. Несмотря на то, что девушка была из простой семьи, а Петр – князем, оба обладали сильными характерами, умели отстоять свою точку зрения. Феврония сразу понравилась князю своей непосредственностью, но считая, ее простолюдинкой он решил ее обмануть. Девушка предвидела это, и чтобы ее желание сбылось пошла на хитрость. Нет, это было не столько корыстное решение, сколько чистое и непорочное желание выйти замуж за полюбившегося ей человека. Она понимала, что ее положение в обществе может испугать и оттолкнуть Петра. Девушка не столько опытная, сколько мудрая не торопясь, с чувством собственного достоинства решает проблемы.

Петру трудно далось решение, он ей дает невыполнимое задание, а она в свою очередь просит его выполнить задание, чтобы можно было выполнить то, что он просит. Так постепенно он начинает понимать, что именно такая мудрая девушка нужна не только ему, но и государству.

Смелый и бесстрашный полководец Петр нашел в лице Февронии не просто жену, но и верного друга, и советчика. Несмотря на то, что ее никак не хотели признавать бояре и их жены, она могла найти со всеми общий язык. Так, где Петр не мог решить государственные вопросы, она помогала ему советом и проблемы решались как бы сами собой. Но это никак не устраивало приближенных князя и они как могли, наговаривали на его супругу, каждый раз напоминая ему о происхождении ее. Только благородная душа, ум и терпимость помогают в борьбе с противниками. Многие очевидные вещи Петр иногда не в силах был разглядеть, и она мягко указывает на них помогая выйти из неловких ситуаций.

Казалось бы, на первый взгляд совершенно разные люди, а какая любовь между ними разгорелась. Он мужественный, сильный, как воин немного грубоватый. Она женственная, нежная, хрупкая. Они смогли победить предрассудки и соединить свои судьбы, жить вместе счастливо и с большой мудростью управлять государством.

Произошло это по тому, что они старались не навязывать свое мнение, а объясняли друг другу, почему так надо действовать.

Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета

В городе Муроме правил князь Павел. И вдруг к его жене стал прилетать на блуд Змей в облике Павла. Она немедленно рассказала об этом своему мужу. Тот сразу попросил ее, чтобы она при следующей встрече со Змеем льстиво выведала у него, от чего же ждет он смерть свою. Смиренная жена так и сделала. Обольщенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну своей погибели, которая заключалась в том, что убьет его Петр с помощью Агрикова меча. Озабоченный этой новостью, Павел зовет к себе брата Петра и все ему рассказывает. И тот был готов сразиться с врагом, правда, не знал, где ему раздобыть Агриков меч.

Сочинение Сравнительная характеристика Февронии и Петра Муромских

Петр был младшим братом Павла, который правил Муромом. Он был очень гордым, умным и храбрым человеком. Петр помог своему брату убить злого змия, который являлся к его жене и принимал облик Павла. Найдя агриков меч, Петр сразил змия насмерть. Когда его тело покрылось язвами подчиненные поехали искать спасение для теперь уже нынешнего правителя Мурома. Когда девушка Ферония его вылечила взамен на обещание жениться на ней, вначале он согласился, но все-таки обманул девушку. Когда же он заболел в очередной раз, то сам приехал к ней и увидел умную, красивую девушку, которая очень душевная и добрая. После этого они поженились.

Никто не поддерживал Петра в том, что он женился на девушке не их круга. Они всячески пытались ее оболгать и опозорить среди всех. Бояре со своими женами потребовали, чтобы Петр выгнал свою жену и нашел себе другую. Петр не слушает их и уходит вместе с женой, они уплывают на двух кораблях по Оке. После недолгого отсутствия бояре просят, чтобы Петр с Февронией вернулись назад, и они вернулись. Чета Муромских правила справедливо, где надо в строгости, а где и в милости. Их считали хорошими правителями, уважали и ценили мнение супружеской пары. Петр и Феврония жили по Божьим законам и угодили Господу. Принял монашество и получил имя Давыд. Захотел умереть в один день с супругой и быть захороненным вместе с ней в гробу из камня. Стали святыми и их мощи исцеляют людей.

Девушка Феврония дочь крестьянина, обладающая даром исцеления и ясновидения. Феврония мудрая девушка, которая смогла найти подход к каждому человеку. Она добилась своей цели, женив на себе князя Петра, ведь он ей был написан по судьбе. Феврония трудолюбивая, она всегда чем- то занималась и практически не отдыхала. Обладала даром умиротворения, животные ее не боялись и любили.

Когда ее не возлюбили подчиненные и бояре, она не обращала на это внимание. Феврония продолжала собирать крошки хлеба со стола после обеда, ведь она бережно относилась к труду других людей. Когда ей посоветовали взять из города самое драгоценное, она пожелала забрать мужа и нашла для этого нужные слова чтобы его уговорить.

После возвращения в Муром она продолжает помогать мужу советами, и ласкова с людьми. О ней хорошо отзываются и считают святой женщиной. После того как она приняла монашество ее стали называть Ефросинья.

Пожелала умереть в один день со своим мужем, ведь она его очень сильно любила и уважала. Ее похоронили рядом с мужем, хотя до этого их пытались похоронить в разных храмах и гробах.

Агриков меч

При этом невозможно не упомянуть тот факт, что этот меч выковал Агрик — сын жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч имел сверхъестественные свойства и во тьме испускал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любыми воинскими доспехами. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом — оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания утверждать, что тамплиеры, участвуя в раскопках скорее всего, нашли главные христианские реликвии: чашу Грааля, плащаницу, позже названную Туринской, и Агриков меч. Его-то они и преподнесли бесстрашному полководцу Владимирскому — князю Андрею Боголюбскому — в качестве особого вознаграждения, когда тот решил вернуться на Русь. Но с началом междоусобных войн князь был убит. А меч стал переходить из одних рук в другие. В конце концов его спрятали в стенах монастыря славного города Мурома.

Продолжение сюжета

Так вот, через некоторое время Петру, молящемуся в церкви монастыря, отрок указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и отправился к брату. Князь Петр почти сразу понял, что у жены брата Павла сидит Змей в своем колдовском обличье. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно скончался, обрызгав его своею кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не брался лечить Петра. Но однажды нашлась такая деревенская целительница от природы, мудрая дева с именем Февронья, которая излечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили изгнать простолюдинку, не по душе она была их женам. И Февронья была готова покинуть город, но только со своим мужем, который решил идти с ней. Бояре были сначала очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобных браней и убийств за престол, они решили вернуть супружескую княжескую чету. И после этого все зажили радостно и счастливо.

«Нам сердце исцелит любовь и верность». Урок литературы по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

МАОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

«Нам сердце исцелит любовь и верность».

Урок литературы по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Автор материала: Винокурова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Тисовская средняя

общеобразовательная школа – детский сад»

Суксунского района Пермского края

Тис – 2020

«Нам сердце исцелит любовь и верность».

Урок литературы по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Цель: познакомить обучающихся с жемчужиной древнерусской литературы – «Повестью о Петре и Февронии Муромских»,

помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней.

Задачи: — Выявить особенности жанра древнерусской повести.

— Формировать умение выделять тему и идею произведения.

— Совершенствовать навыки анализа текста.

— Развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

— Воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.

Планируемые результаты:

личностные: развитие представлений об образе человека в древнерусской литературе; формирование представлений об идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.

метапредметные: регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи. познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации;

коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

предметные: умение воспроизводить текст, анализировать его с различных точек зрения.

Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод обобщения.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор,

Тип урока: урок – исследование

Запись на доске эпиграфа:

Поклоняемся вечным святыням, И любовь наша к миру чиста. Сердце русское верит и ныне — Мир жестокий спасет красота.

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя. Д.С. Лихачёв

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Работа с эпиграфом. (Сл.2)

Прочитайте первый отрывок. Как вы понимаете эти слова?

Что такое вечные святыни?

(В этимологии слова «святыня» скрыт один важнейший смысл: святыни есть носители и хранители святости, благодати Духа Святого)

Какие святыни есть у нашего народа?

А что такое икона?

Работа с иллюстрацией.(Сл.3)

Я хочу познакомить вас с иллюстрацией одной иконы. Кто изображен на иконе?

Кого называли святыми?

Работа со словарем: (Сл.4)

При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”. (Запись определения в тетрадь).

  1. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
  2. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).
  3. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.

Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.

Слово учителя:

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. Их лики изображали на иконах. События из их жизни записывали и составляли жития поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

Икона, представленная вам, изображает святых Петра и Февронию Муромских. (Сл.5)

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы. Полное название этого произведения — «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросиньей»

Что же совершили эти люди, почему их имена сохранились в памяти народной, почему им посвящено произведение, почему их лики увековечили на иконах? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

— Как вы думаете, ответы на какие еще вопросы мы сегодня будем искать? Какова цель нашего урока?

Формулировка цели урока – попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер, какие приемы использует автор для создания художественного образа святого Древней Руси, попытаемся понять позицию автора.

При подготовке к уроку вы провели большую работу. Вы работали в группах над индивидуальными заданиями. Сейчас вы представите результаты ваших исследований.

  1. История создания произведения.

Выступление группы историков.

Перенесемся в далекий ХVI век — время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное — 12 огромных томов — собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи». Минеи от mineos (греч.) – месяц. А четьи — ежемесячные чтения. В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение — без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие о муромских святых Петра и Февронии. Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена? (Сл.6) Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве.

(Сл.7) Однако кроме названия, г. Муром встречаются другие исторические реалии:

— Село Ласково Рязанской земли, река Ока

— Церковь Воздвижения честного и животворящего креста

— Соборный храм Перечистой Богородицы

— Городская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что автор, включая эти исторические реалии, подчеркивает достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении.

Учитель: Но как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи — Минеи» (ежемесячные чтения). Почему?

«Повесть о Петре и Февронии» – это фольклорное или литературное произведение?

Можно ли назвать это произведение житием?

Ответить на этот вопрос мы попробуем, когда рассмотрим жанр этого произведения.

  1. Жанровое своеобразие «Повести…» выступление группы литературоведов.(Сл.8)

Это произведение близко к фольклорному произведению, а именно к сказке.

Сказка — произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

В повести мы встречаем следующие черты сказки:

-сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»;

— не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»;

— первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве;

— есть волшебные вещи: агриков меч;

— добро побеждает зло (Пётр победил змия);

— загадки.

Также прослеживаются черты жития.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Жития имели определенную структуру. Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития.

Во-первых, автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

Во-вторых, герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В чем проявляются черты повести.

Повесть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

В центре произведения — образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века — история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Учитель: — Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?

(В тетради записывается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести. Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).

— Так почему же это произведение не было включено в сборник? Нетрадиционный характер житийной «Повести о Петре и Февронии», фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.

Забракованное для официальной книжности произведение наперекор цензуре оказалось излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма и их потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях.

Соприкоснёмся и мы с художественным миром произведения.

  1. Работа над текстом произведения

Выборочный пересказ. Аналитическая беседа.

Отличительной чертой «Повести о Петре и Февронии Муромских» является то, что в первых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно друг от друга, в последующих главах они неразлучны, и действуют вместе. В результате этого создается общая картина, в которой действуют уже не отдельные персонажи, а именно пара героев, проходящих совместные испытания.

— С чего начинается сюжетное повествование?

Почему Петр без колебаний решает помочь Павлу?

— Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.

Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. По молитве и вере его приходит помощь).

— Существенно, что меч князь Петр обретает в алтаре (сакральном месте, куда доступ открыт только избранным!)

Таким образом, Петр предстает как Божий избранник, который становится новым змееборцем, наряду со святым Георгием и сказочным Агрикой. Мы видим перед собой человека незаурядного, выполняющего божественную волю, отмеченного высшими силами.

Что случилось с Петром после победы над змеем? (Он заболел).

Рассказ о знакомстве Петра и Февронии.

Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.

— Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

— С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

— Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)

— Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).

— Из рассказа о Петре Феврония знает, что он сражался со змеем. От чего она исцеляет Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).

— Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере. Петр достиг идеала святости в своей жизни).

— Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления?

(Главное-исцеление души Петра).

Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?

(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща).

— Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь, излечивает его», значит,- милосердна).

Учитель: Несомненно, главной героиней повести является Феврония, так как основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом, автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев

Мы проанализируем образы Петра и Февронии и выясним их главные черты характера.

  1. Характеристика образов Петра и Февронии. Группа психологов.

Обратимся к образу Петра. Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь.

С другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе.

Из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Петра; вам нужно в качестве доказательства подобрать те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

Работа с таблицей ( запись в тетради)(Сл.9)

Характеристика Петра Подтверждение из текста
Смелость, храбрость
Религиозность
Кротость и верность заповедям Божьим
Мудрость
Любовь и верность близким
Умение прощать

Вывод: Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.

Его жизненный путь можно представить в виде лестницы.

1 ступень — борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя

2 ступень — болезнь Петра и испытания

3 ступень — борьба с внутренним злом – над гордыней

4 ступень — кротость и верность заповедям Божьим, святость.

Образ Февронии.

Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Значимым в знакомстве с героиней является рукоделие Февронии – она сидит за ткацким станком и ткет холст. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Феврония также характеризуется через поступки.

Характер главной героини многогранен. Мы это подтвердим, заполнив таблицу.

Работа с таблицей.(Сл.10)

Характеристика Февронии Подтверждение из текста
Ум
Чудесный дар
Верность
Нравственная чистота
Способность самоотверженно любить

Учитель: — Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам). -Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр — нет?

(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).

Вывод: Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

(Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Работа с пословицами: (Сл.11)

— Посмотрите на записанные изречения.

Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

— Можем ли мы подтвердить эти изречения нашим текстом? Найдите примеры из текста.

Литературовед Гудзий видит в Февронии «натуру одарённую, волевую». Согласны ли вы с этим? Докажите.

(В изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно ли он сам лишил себя самодержства, Феврония подбадривает его, укрепляет веру).

— Почему автор не рисует портретов героев повести?

(Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

  1. Беседа по третьей части повести.

Работа с текстом:

— Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах. Как об этом говорит автор? Прочитайте.

— Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).

— Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония? (Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. Она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу).

— Как поступил Пётр?( Пётр был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее: «Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить»).

— Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение? (И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий). Учитель: Для Петра это действительно сложная ситуация, так как он ответственен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии он нарушит заповеди брака – сам совершит прелюбодеяние, и толкнет Февронию на это. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.

В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Князь принимал решение также руководствуясь христианскими канонами – он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.

— Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим Петр, и Феврония помнили заповедь о том, что брак предрешен Господом, и только он может разрушить его, но не решение кого-либо из супругов).

— Последовало ли за черными делами наказание бояр? (Да. «… Многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубил…») — А раскаяние? («…Не оставляй нас беззащитными, но вернись в свое отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили…теперь же …рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…») Почему Петр и Феврония вернулись в город? (По просьбе бояр. Пётр и Феврония простили их)

— Как автор характеризует время их правления?

Найдите в тексте и зачитайте.

— Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.

— Какие человеческие качества ценились в древней Руси.

(Мудрость добросердечие, милосердие, смирение, умение прощать).

— Как автор относится к своим героям? (Автор пишет о Петре и Февронии с почтением, благоговением. Он старается достоверно передать каждый эпизод жизни прекрасной пары, сохранить для потомков их слова. ) — Какими эпитетами автор награждает героев? (Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония — святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.) Работа со словарем: Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»? — Каким предстает перед нами автор повести? (Скромный, кроткий, глубоко верующий, смиренно сознаёт своё несовершенство как писателя, но благодарит Бога за творческий дар).

Какие особенности стиля писателя можно отметить? (Высокий стиль, много восклицательных предложений, восхваляет не только героев, но и Бога, много эпитетов, характерных для духовной литературы, много слов, употребляемой в духовной религиозной литературе).

Анализ финала «Повести…»

— В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

— Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои предпринимают важный шаг — принимают монашество (иночество)?

(После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении, и вместе проходят путь к духовному росту. Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только соотнесение с его жизнью, с Первоначалом придает смысл личным формам существования).

Показателен в этом плане сам заключительный эпизод их земной жизни. Каков он? (Князь Петр, чувствуя близкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» -специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может).

Учитель: Феврония-Ефросиния оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга. Таким образом, Феврония выполняет завет верной христианской жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьи даже самой своей смертью.

Какое значение имеет концовка? «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» — не сказочный ли это финал?

(Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.

Нет трагизма в конце повести, смерть-этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).

— Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они

оказывались в одном гробу).

  1. Есть ли реальное продолжение этой прекрасной повести? Об этом расскажет группа искусствоведов. (Сл.12)

Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, На московском церковном соборе в 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, то есть причислены к лику святых. Ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

(Сл.13) Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.

(Сл.14) Есть чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо – Преображенском монастыре в Муроме и в храме малого Воздвижения в Москве.

(Сл.15) В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают в днем влюбленных в православии. В этом году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

  1. Вывод по уроку:

— В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность. Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

— О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок?

( Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность ценности, над которыми не властно время.)

— А в современное время эти качества ценятся? — Что же, по вашему мнению, помогает исцелить сердце человека? Что помогло Февронии исцелить сердце Петра? (Любовь и верность. Эти два ключевых слова вписаны в тему урока).

9. Обращение к эпиграфу (Сл.16)

Прочитайте второе высказывание. Отвечал ли эпиграф идее нашего урока?

(Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают некоторые. Мы стараемся понять ее ясно и просто… Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего).

  1. Домашнее задание: (Сл.17) Написать сочинение – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусской повести?»

Главная развязка

А когда пришло время, Петр и Февронья приняли монашеский постриг и получили при этом и Ефросинья. Они даже молились Богу, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось — они почили в один день, но священники побоялись гнева Божьего и не стали хоронить их вместе. Расставив их покойные тела в разных церквях, на утро они обнаружили их вместе в своем специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда решено было похоронить их вдвоем, никогда более не разлучая.

Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этой истории открыло лишь небольшую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь любой верующий имеет возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Сочинение на тему о петре и февронии муромских 7 класс

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом. Но этот текст не был включен в свод, потому что по очень многим признакам отличался от классической житийной традиции. Высказанные в «Повести о Петре и Февронии Муромских» мысли о значении человеческого достоинства созвучны идеям гуманистов. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» часто называют житием, однако вместо религиозных подвигов здесь рассказ о любви крестьянской девушки и муромского князя. В произведении использованы два мотива: сказание об огненном летающем змее и сказка о мудрой деве. В «Повести о Петре и Февронии» нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев. Автор описывает реальные события, позволившие причислить к лику святых, а затем и канонизировать князя Петра и княгиню Февронию. В построении повести есть много деталей, характерных для сказочного повествования. Змей – воплощение зла, нечистой силы. Данный образ широко используется во многих русских народных сказках и былинах. Змей, искушающий жену Павла, посылается дьяволом, и этот момент напоминает о грехопадении Евы, тоже искушаемой змеем-дьяволом. Но в сказках борьба со змеем – основа повествования, весь сюжет основан на том, чтобы показать победу сказочного богатыря над змеем. В данном же произведении победа над змеем только знакомит читателя в начале повести с князем Петром и показывает его как храброго и сильного воина. Премудрая красавица Феврония тоже отчасти сказочная героиня. Она мудра, умеет творить чудеса, угадывать чужие мысли. Появление крестьянской девушки, исцелившей Петра от струпьев, которыми покрылось его тело от брызнувшей на него крови змея, вводит в повествование традицию сказок о прекрасной деве, поражающей своей чистотой и мудростью. Автор как-то особенно показывает ее в своем произведении: «за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц». Этот зверек в фольклоре служит символом брака, и его можно считать мудрой загадкой самого автора. В то же время эту подробность можно истолковать как погруженность героини в мир природы. Согласие Февронии исцелить Петра при условии женитьбы на ней может быть истолковано двояко: как желание сказочной героини добиться счастья и как предвидение святой своей будущей судьбы. Неоднократно автор использует такой сказочный прием, как загадывание сказок. Именно с загадки начинается знакомство одного из молодых дружинников с княгиней Февронией, когда тот приходит просить исцеления для Петра. Феврония не придает мистического значения отгадыванию загадок, показывает себя мудрой девушкой, умеющей говорить иносказательно. Петр не сумел распознать последнюю маленькую хитрость Февронии. Выполняя все предписания своей врачевательницы, он обрекал себя на возвращение в рязанское Ласково. Многие эпизоды «Повести о Петре и Февронии…» говорят об уме этой женщины, ее способностях быть и верной женой, и мудрой княгиней. После свадьбы князь Петр и княгиня Феврония проживут долгую и счастливую жизнь, даря окружающим добро, любовь, теплоту и щедрость своих душ. Как в сказке, они умрут в один день, положив начало своему бессмертному существованию в памяти благодарных людей. Любовь в «Повести о Петре и Февронии» – меньше всего всепоглощающая человеческая страсть. Любовь Февронии к князю Петру непобедима именно потому, что она уже побеждена внутренне ею самой, подчинена ее уму. Тема любви тесно связана с темой человеческой мудрости, одной из основных в древнерусской литературе. «Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством». Для жития традиционен и финал повести, когда Петр и Феврония перед смертью принимают монашество под именем Давида и Ефросиньи. Они остались верны друг другу в мирской и монашеской жизни не только «до гроба», но и «за гробом»: «и после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества Святой Богородицы… Припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Мудрая Феврония

Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.

Отважный Петр

Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он — глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ.

По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.

Дидактический материал к уроку по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тема:

________________________________________________________________________________

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя. Д.С.Лихачев

Словарь урока:

Задание:

соотнесите (стрелочками) понятия с их определениями, Обсудите результаты в парах.

1.НРА́ВСТВЕННОСТЬ

А .

Совокупность норм поведения, определяющих поведение человека в обществе.

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила. (Толковый словарь Д.Н.Ушаков)

2.РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ

Б

.Одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Толковый словарь Д.Н.Ушаков)

3.БЛАГОЧЕСТИЕ

В

Наличие веры в Бога(
Библия. Ветхий и Новый заветы)
4.КРО́ТОСТЬ

Г

Истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей, богобоязнь. (Толковый словарь Д.Н.Ушаков)

5.МУДРОСТЬ

Д

незлобие, смирение, покорность.

(Толковый словарь Д.Н.Ушаков)

6.ВЕРНОСТЬ

Е

Одна из семи человеческих добродетелей в православном смысле, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства, знание добра и зла.
(Толковый словарь С.Ожегов)
7.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Ж

Ролная преданность, правдивость, твердость в слове
(Толковый словарь В.И.Даль)
Оцените качество своей работы на данном этапе по пятибалльной шкале:

«5»

— я нашел (нашла) весь теоретический материал самостоятельно, подготовил(-а) полный ответ;

«4»

— я нашёл (нашла) необходимый материал самостоятельно, готов(-а) ответить при помощи наводящих вопросов ;

«3»

— я старался (старалась), но нашёл (нашла) ответы не на все вопросы, могу попробовать ответить;

«2»

— я нашел(нашла) материал частично, пока не готов(-а) ответить.

Балл:

Духовный образ Петра

Черты характера

Пример из текста поступок героя

«Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» — с.43

«Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией» — с.49

«Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» — с.43

Любовь и верность близким

эпизод -с. 43

эпизод
–с.48
Умение прощать

эпизод -с.49

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» — с.49

Оцените качество своей работы на данном этапе по пятибалльной шкале:

«5»

— я выполнил (выполнила) задание самостоятельно, подготовил(-а) полный ответ;

«4»

— я выполнил (выполнила) необходимый материал самостоятельно, готов(-а) ответить при помощи наводящих вопросов ;

«3»

— я старался (старалась), но нашёл (нашла) ответы не на все вопросы, могу попробовать ответить;

«2»

— я нашел(нашла) материал частично, пока не готов(-а) ответить.

Балл:

Духовный образ Февронии

Черты характера

Примеры из текста поступки героя

«Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –с.60

Выполнение Божественного предназначения (исцелять)

Эпизод — с.46 эпизод с.48

«Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра» -с.60

Кротость, смирение

Эпизод — с.49

«Сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц» — с.44

«вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых…. Подожди, господине, дошью покров в святую церковь! … она же закончила воздух, только у одного святого не вышила ризы.» -с.49

Оцените качество своей работы на данном этапе по пятибалльной шкале:

«5»

— я выполнил (выполнила) задание самостоятельно, подготовил(-а) полный ответ;

«4»

— я выполнил (выполнила) необходимый материал самостоятельно, готов(-а) ответить при помощи наводящих вопросов ;

«3»

— я старался (старалась), но нашёл (нашла) ответы не на все вопросы, могу попробовать ответить;

«2»

— я нашел(нашла) материал частично, пока не готов(-а) ответить.

Балл:

C:Documents and SettingsПользовательРабочий столdaisy-wheel-bitmap-coloring.png

Для меня главным качеством является………………., потому что ……

На мой взгляд самое важное в человеке – это…., потому что…

Для себя я определил главным качеством…., т.к……

Наиболее значимыми для меня стали ……… и …….,потому что….

Поставьте себе отметку за урок в зависимости от набранных на уроке баллов:

Если Вы набрали 15 -13 баллов

– о —

Если Вы набрали 12- 10 баллов

– о —

Если Вы набрали 9- 7 баллов

– о —

Отметка за урок:

Жанры древнерусской литературы

Кроме этой знаменитой повести, существовали и другие примеры древнерусской литературы. Вообще, древнерусские книжники, осваивая общеславянскую литературу, в основном занимались греческими переводами и затем обратились к созданию своих оригинальных произведений, исполненных в различных жанрах: житие, летопись, поучение, воинская повесть. Точно невозможно указать, когда именно возникли первые записи разных исторических преданий, но яркие примеры древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень на Руси. Особое место занимают повести древнерусской литературы — это что-то промежуточное между романом и новеллой. Но сейчас в основном это рассказы — короткие повествования о каком-либо событии. Таким образом, современниками особенно ценится народный фольклор и древнерусская литература.

Памятники древнерусской литературы

Одним из первых известных древних летописцев стал преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной XI веком. За ним Великий князь Киевский Владимир Мономах написал книгу «Поучение» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о житии Александра Невского», автором которого, вероятнее всего, был книжник Владимирского митрополита Кирилла рубежа конца XII и начала XIII века. Потом был создан еще один памятник древнерусской литературы, датированный началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Непременно хочется отметить и великое произведение о Мамаевском побоище «Задонщина», созданное на рубеже конца XIV и начала XV века, предположительно автором был рязанский священник Софроний.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ

Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он — образец настоящей христианской семьи. и преданность демонстрирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ художественных особенностей произведения говорит о том, что оно объединяет в себе два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-соблазнителе, а в другом — о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, степенная неторопливость развития событий и, главное, спокойствие повествователя в беззлобии описания действующих лиц. Оттого она легко воспринимается и читается, а значит, учит нас любить по-настоящему, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои — Петр и Февронья.

Образ князя Петра в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских

» — удивительный рассказ о мудрых правителях, автором которого является русский публицист 16 века Ермолай-Еразм. По литературному направлению он должен был относиться к житийной прозе. Но идейно, сюжетно вышел за рамки этого направления. В основе произведения лежит давняя муромская легенда о мудрой девице простого происхождения, которая смогла стать княгинею. Ее ум, воля, высокие чувства настолько удивительны, что стали центральными в рассказе.

Главный герой рассказа – князь Петр, брат князя Павла. Он способен на смелые поступки, борется со злом. Когда в семье его брата возникла большая проблема, он соглашается помочь. К супруге Павла стал наведываться змий-соблазнитель, принимающий облик князя. Применив тактику добрых прельщений, княгиня узнает, что змия можно победить при помощи «Петрова плеча» да «Агрикова меча». Таким образом, Петр имеет судьбоносное предназначение. Отыскав нужный меч, он расправляется с врагом. Однако тот успевает обрызгать его своей кровью. В результате Петр покрывается язвами. Лекари разводят руками, не зная как помочь Петру. Неизлечимая болезнь князя является завязкой для второй части рассказа, в которой появляется главная героиня Феврония.

Обычная на первый взгляд крестьянская девушка обещает вылечить болезнь Петра, но при одном условии. Она хочет стать его женой, а значит – княгиней. Главный герой соглашается, и принимает помощь Февронии. После излечения князь забывает о данном обещании. Да и негоже было князю жениться на простой крестьянке. Будучи мудрой Феврония предугадала такой ход событий, и оставила незалеченными несколько язв на теле Петра. Спустя время болезнь вернула к нему. Осознав свою ошибку, князь вновь просит Февронию о помощи, и на этот раз дает твердое слово на ней жениться.

Петр – мудрый князь, однако уступает в мудрости своей жене Февронии. Он проверял ее, загадывая разные задания. Однажды он попросил девушку из пучка льна соткать ему одежду, пока он моется в бане. В ответ Феврония

просит сделать ей из щепки ткацкий станок, пока она «очешет» лен. Петр понимает, что проиграл соревнование в мудрости Февронии.

Петр со временем начинает ценить любовь и преданность Февронии. Они становятся неразлучной парой, которые хотят провести не только жизнь, но и вечность всегда вместе.

Образ Петра – исторический и фольклорный одновременно. Известно, что такой князь действительно правил в 13 столетии. Однако его образ овеян множеством легенд. К фольклорным персонажам его приближает то, что он в рассказе является князем-змееборцем.

Петр — образ идеального мудрого князя.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Какие жизненные ценности утверждаются в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Петр и Феврония

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ — герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV»Шв. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер.XVI»Шв.

Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива — о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета. Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих. Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она — верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия. Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу. Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф. Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены. Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому — пес, а глаза — ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник — заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа. После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изгнать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое — своего супруга. П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями. Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице. Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова. Даже посмертное чудо — важный элемент композиции агиографического повествования — вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице. Образы П. и Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев — замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594). Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых). «Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971). На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 — либретто В.Бельского).

Лит.: Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225; Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258; Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979; Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т.7. С.131-167.

Повесть О Петре и Февронии мы начали изучать в 7 классе. На уроке, благодаря повести О Петре и Февронии Муромских, мы узнаем о жизни людей, которые были причислены к лику святых.

Повесть о Петре и Февронии муромских кратко

Если обратиться к содержанию повести О Петре и Февронии Муромских, что была окончательно оформлена Ермолаем Еразма в начале 16 века, мы узнаем замечательную историю любви, любви сильной и непобедимой, как говорится, любви до гроба. Именно такая любовь и описана в повести О Петре и Февронии кратко.

Из повести мы узнаем, как Февронию, которая была умна, мудра и рассудительна, находит посланник Петра в ее избушке. Посланник приехал к Февронии, дабы та явилась к Петру и исцелила его от яда змея. И девушка, с помощью снадобий, исцеляет князя. При этом между ними зарождается истинное чувство любви. Князь женится на девушке, несмотря на разницу сословий, и Феврония становится княгиней. Невзлюбили девушку в округе князя, хотели ее изгнать, но князь и княгиня, отказавшись от своих высоких званий, уходят вместе.

Повесть нам рассказывает о любви всепоглощающей, настоящей, теплой и прекрасной. До последнего дня любили друг друга Петр и Феврония. Они хотели умереть в один день и просили об этом бога, приняв монашество. Так и произошло. Они умерли в один день, но хоронили их, несмотря на завещание двух любящих, в разных могилах. Однако, происходило необъяснимое, тела умерших все время оказывались в одном гробе, поэтому после нескольких попыток разъединить тела, Февронию и Петра больше не разлучали.

Повесть о Петре и Февронии герои

В повести О Петре и Февронии героями являются Петр, который был князем и чей выбор пал на простую девушку Февронию. Она подарила ему жизнь, исцелив от яда, а он же ни разу не пожалел о своем выборе. И Феврония — крестьянская девушка, которая была не только красивой, но и обладала мудростью, была умной, доброй и отзывчивой.

Описание внешности Февронии

Феврония Муромская не простой по характеру человек. Мы с ней впервые встречаемся в «Повести Петре и Февронии» после того, как заболевший князь Пётр разослал своих слуг по Рязани искать хорошего врача. Один из его соратников в простой избе обнаружил девушку за ткацким станком. Она отвечала на вопросы мудрёно и посулила помощь в излечении Петра с условием, что н женится на ней. Была она дочерью древолаза – бортника. После их препирательств и обещания Петра жениться на ней, она дала Петру хлебную закваску, велев после бани намазать ею струпья. кроме одного. Пётр так и сделал. Болезнь отступила. но слово, данное Февронии Петр не собирался выполнять ( негоже князю жениться на простолюдинке) Послал ей дары. которые были отвергнуты. А болезнь вернулась. Как характеризуют в данной истории Февронию её поступки? Какой у неё характер? Она умна и, безусловно, обладает даром исцеления. Это будто волшебство, данное ей свыше. Но она и мстительна, не великодушна – помогла Петру корыстно ( хотела замуж за него ) После того, как он её обманул, она вернула ему болезнь и вылечила только после его женитьбы на ней. Упорная. борется за своё счастье. Она очень мудра. Злокозненные бояре наговаривали Петру на его жену –простолюдинку. Она согласилась покинуть город Муром и отказаться от княжения, но просила разрешить ей взять самое дорогое. И взяла с собой Петра. который понимал, какая у него мудрая жена, и согласился отказаться от княжения и уехать с Февронией. Мы видим здесь пример супружеской любви и верности. Во время путешествия на лодке один из сопровождающих смотрел на Февронию с вожделением. Её мудрый ответ – пример ( вода с двух сторон реки одинаковая. так и женская сущность ) охладил его пыл ( а плыл тот с женой )Но в Муроме начались волнения и бояре призвали Петра с Февронией вернуться и княжить ( может, это она устроила?)В повести говорится. что Творец не оставил в беде благочестивую семью. Они приняли монашество, стали Давидом и Ефросиньей. Мы видим из повести, что именно Феврония принимает решения. она сильная и благочестивая. справедливая и верная жена. Пётр и Феврония мудро правили Муромом и мечтали умереть в один день. Так и случилось. Их не смогли разлучить и после смерти. Похоронены они в одном каменном гробе. в Муроме в церкви Рождества БогородицыИх жизнь – гимн супружеской любви. Легенда расходилась в сотнях списков, а в России с 2008 года отмечается праздник 8 июля «День семьи, любви и верности».

  • Какие черты волшебной сказки встретились в сказке иван царевич и серый волк
  • Какие чувства испытывает герой рассказа рассматривая принесенную учителем фотографию
  • Какие чувства и эмоции вызывает у вас главная героиня рассказа оля мещерская
  • Какие чувства заставили царицу пойти на преступление в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях
  • Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече с русалкой