Какие чувства николенька испытывает к своей маме в рассказе детство толстого

Какие чувства вызывают у вас герои повести «Детство»?

Когда я читал повесть «Детство», переживал вместе с Николенькой – тонко чувствующим, ранимым, добрым и искренним мальчиком. Через его внутренний мир знакомился с его семьёй. Матушка его ангел-хранитель, она добрая, заботливая и нежная. Она очень трепетно относится к Коле. Отец же не вызвал у меня никакого расположения. Он холоден с сыном, больше занят собой. Уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. В произведении мне понравился образ учителя Карла Ивановича. Учитель немецкого истории предан семье, очень привязан к Николеньке. Николенька тоже очень любит Карла Иваныча.

С каким чувством вспоминает Николенька мать? Выпишите слова, подтверждающие ваш вывод.

Воплощением добра и любви Толстой считал свою маму. Именно её образ является центральным в этом произведении. Николенька вспоминает мать с чувством любви и нежности.

«её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала», «Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.» «Маман говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!» «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!» «Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.»

Устно по различным деталям воссоздайте портрет матери.

Добрая, любящая, нежная, заботливая. “Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука”.

Прочитайте начало (первый абзац) главы «Что за человек был мой отец?» В этом фрагменте Л.Н. Толстой создаёт психологический портрет отца. Какие черты ему присущи? Выпишите из текста слова, которые станут ключевыми при ответе на вопрос.

Ключевые слова: неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула, удачливый, умел нравиться, умел взять верх в отношениях со всяким.

Как дополняется портрет отца, данный в самом начале главы, дальнейшим повествованием? Какие детали здесь вам кажутся наиболее важными? Какое место вообще в повести занимает художественная деталь?

Портрет дополняется тем, что показан эгоизм отца. Он всё измеряет на весах личной выгоды, у него отсутствуют нравственные убеждения, существует гибкость правил, то есть беспринципный человек. «Поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими.» Один и тот же поступок он мог охарактеризовать и как шалость, и как низкую подлость.

Какие эпитеты употребляет Л.Н.

Толстой, говоря о детстве?

Эпитеты: счастливая, невозвратимая пора детства, отуманенные дремотой глаза, сладкие грезы, чудесная нежная ручка, светлое счастье, чистая любовь.

Найдите в тексте главы «Детство» риторические фигуры. Какова их роль?

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? ( Риторический вопрос) И как не слушать?( Риторический вопрос) Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!( Риторическое восклицание). Где те горячие молитвы?( Риторический вопрос) . Где лучший дар — те чистые слезы умиления? ( Риторический вопрос) Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?( Риторический вопрос) Неужели остались одни воспоминания? ( Риторический вопрос).
Риторические вопросы и риторические восклицания служат для усиления выразительности речи. Герой не верит в то, что бесследно проходит эта чудесная пора искренних восторгов и любви. Риторические фигуры делают речь выразительной. Главный герой повести Л. Н. Толстого » Детство » не может даже представить себе, что детство рано или поздно проходит, но он верит, то эта пора в жизни прекрасна по своему внутреннему содержанию.

Каковы взаимоотношения Николеньки с близкими людьми? Составьте план ответа на вопрос.

План.

1. Взаимоотношения Николеньки с матерью
2. Взаимоотношения Николеньки с отцом
3. Взаимоотношения со старшими детьми Любой и Володей.
3. Взаимоотношения Николеньки с Карлом Ивановичем
Мать Николеньки добрая, мягкая женщина. Она очень трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, он очень привязан к матери.
Отец мальчика — Петр Александрович, дворянин. Умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Семья и дети в его жизни не на первом месте.
Старшие дети относятся к младшему Коленьке без особой нежности. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки.
Карл Иванович — учитель немецкого языка, истории. Он ухаживает за детьми, воспитывает их, ведёт занятия. Очень привязан к семье. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу.

Как вы думаете, от чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве»?

Мне кажется, что это риторический вопрос, он вызывает ностальгию и сожаление об ушедшем детстве. Люди взрослеют, получаю жизненный опыт, у них появляется всё больше обязанностей и беззаботность, детская наивность, свежесть восприятия уходят навсегда.
Чтобы вернулось подобное мироощущение, человек должен в душе бережно хранить дар любви. Толстой любил повторять: «Чтобы быть счастливым, надо одно – любить всех и всё, раскидывать во все стороны паутину любви: кто попадётся, того и брать»

Кого и в какой момент изобразил художник А.Л. Костин на иллюстрациях к повести? Найдите в тексте эпизоды, к которым выполнены данные рисунки.

Эпизод который изобразил художник на иллюстрации к повести: «Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.»

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?»

О чем тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает услышанное Николенька?

Карл Иваныч тревожится о том, что он больше не нужен в этом доме, с которым он сроднился, что детей, которых он любил, отправят учиться в Москву.
Николенька плачет во время урока, он сочувствует Карлу Ивановичу, не может справиться со своими эмоциями.
Все происходящее он воспринимает обостренно.

Какими представляются вам герои этой небольшой главы «Классы» (из повести Л. Н. Толстого «Детство«)? Как характеризуют героя раздумья о Карле Иваныче и об отце?

Карл Иванович — пожилой человек, очень добросовестно исполняющий обязанности гувернера: он полюбил детей, которых обучал, привязался к ним. Он достаточно строг с детьми, но и добр с ними одновременно.
Николенька все воспринимает близко к сердцу, ему хочется, чтобы все люди любили и понимали друг друга. Он замечает те изменения, которые происходят с окружающими, очень эмоционально реагирует на чужое горе.

Какой представляется матушка горок» повести «Детство»? Когда ее лицо становилось еще лучше? Каким был отец и что было характерно для него (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Мать представлялась герою повести почти ангелом: очень ласковая, нежная, красивая. Особенно хорошело её лицо, когда она улыбалась. «Любовь к Богу и любовь к ней как-то странно сливались в одно чувство», — говорит рассказчик.
Отец же был человеком совершенно иного склада. Это был светский человек, приятной наружности. Он имел характер и привычки, мало совместимые с семейной жизнью: играл в карты, в отношениях с людьми добивался уважения, любил, знал и ценил хорошую музыку; книги он читать любил, но предпочитал такие, которые не задевают живых чувств. Одевался он изящно и со вкусом, хотя и не всегда модно.

 Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?

Характер Натальи Савишны интересен тем, что она сама отказалась от вольной. Это говорит о том, что она воспринимала барскую семью как родную, что она способна на преданную и нежную любовь, но она также не в состоянии оценить неправильности своего рабского по сути положения.
Взяв вольную, она должна была бы сама заботиться о себе, что Наталья Савишна делать не умела. Поэтому понять её поступок можно.

Как проявляются характеры героев в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?

В случае с испачканной скатертью по-разному проявляются характеры героев. Николенька понимает, что Наталья Савишна — крепостная, а он дворянин. Именно это доводит его до ярости, до слез. А Наталья Савишна, унизительно наказав мальчика, жалеет его, увидев слезы на его лице. Ошибки, совершаемые героем, он видит, анализирует, переживает перепады настроения, но обычно признает свою вину, чувствует её.

Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь составила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Что беспокоит Л. Н. Толстого, когда он думает о детстве?

Человек изменяется к зрелым годам, и эти изменения не в лучшую сторону: он теряет потребность любить и свежесть, беззаботность чувств. Это, с точки зрения автора, «две лучшие добродетели». Их утрата и волнует автора.
Толстого интересует поступок не сам по себе, а тот нравственный смысл, который обретает этот поступок после того, как герой подвергнет его анализу.
Анализировать свои поступки и делать при этом правильные выводы очень сложно, но это очень ценное качество, которое должен иметь каждый человек.

Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими Вы бы «нарисовали» героев прочитаных вами глав из «Детства»?

На иллюстрации А. Вестфали изображен момент общения Николеньки и Натальи Савишны: мальчик сидит на сундуке в комнате Натальи Савишны, комната чистая, светлая, пронизана светом, освящена образами. Мальчик внимательно наблюдает за окружающим миром, он спокоен. Обстановка умиротворенная. Именно так можно представить эту сцену после прочтения текста (с. 287).

Объясните слона: «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие». Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в рассказ слова, которые вы объяснили.

Привязанность — чувство близости, основанное на привязанности, симпатии.
Самопожертвование — пожертвование своими личными интересами ради других.
Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других; одобрительное, благожелательное отношение.
Согласие — разрешение, утвердительный ответ на просьбу; единомыслие, общность точек зрения; дружественное отношение, единодушие (по словарю С.И. Ожегова).

Поредейте коротко смысл текстов И. Ф. Смольникова «В середине XIX столетия…» и Н. К. Гудзия «Как работал Толстой». Рассмотрите портрет Толстого. Какой вам представляется личность писателя?

«В середине XIX столетия». Эта статья о знакомстве Льва Толстого и И.С. Тургенева. Тургенев прочитал в журнале повесть Л. Толстого «Детство» и высоко оценил её. После такого заочного знакомства состоялось и очное, которое переросло в дружбу.
Писателей сближали произведения. Которые заставляют размышлять и сегод

Ошибки, совершаемые героем, он видит, анализирует, переживает перепады настроения, но обычно признает свою вину, чувствует её.

Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь составила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Что беспокоит Л. Н. Толстого, когда он думает о детстве?

Человек изменяется к зрелым годам, и эти изменения не в лучшую сторону: он теряет потребность любить и свежесть, беззаботность чувств. Это, с точки зрения автора, «две лучшие добродетели». Их утрата и волнует автора.
Толстого интересует поступок не сам по себе, а тот нравственный смысл, который обретает этот поступок после того, как герой подвергнет его анализу.
Анализировать свои поступки и делать при этом правильные выводы очень сложно, но это очень ценное качество, которое должен иметь каждый человек.

Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими Вы бы «нарисовали» героев прочитаных вами глав из «Детства»?

На иллюстрации А. Вестфали изображен момент общения Николеньки и Натальи Савишны: мальчик сидит на сундуке в комнате Натальи Савишны, комната чистая, светлая, пронизана светом, освящена образами. Мальчик внимательно наблюдает за окружающим миром, он спокоен. Обстановка умиротворенная. Именно так можно представить эту сцену после прочтения текста (с. 287).

Объясните слона: «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие». Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в рассказ слова, которые вы объяснили.

Привязанность — чувство близости, основанное на привязанности, симпатии.
Самопожертвование — пожертвование своими личными интересами ради других.
Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других; одобрительное, благожелательное отношение.
Согласие — разрешение, утвердительный ответ на просьбу; единомыслие, общность точек зрения; дружественное отношение, единодушие (по словарю С.И. Ожегова).

Поредейте коротко смысл текстов И. Ф. Смольникова «В середине XIX столетия…» и Н. К. Гудзия «Как работал Толстой». Рассмотрите портрет Толстого. Какой вам представляется личность писателя?

«В середине XIX столетия». Эта статья о знакомстве Льва Толстого и И.С. Тургенева. Тургенев прочитал в журнале повесть Л. Толстого «Детство» и высоко оценил её. После такого заочного знакомства состоялось и очное, которое переросло в дружбу.
Писателей сближали произведения. Которые заставляют размышлять и сегодняшнего читателя, они повествуют о любви к простому русскому человеку и русской природе, говорят о вере в человека и в будущее своего народа. Их родовые имения — Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново находятся рядом и говорят о нерасторжимости их дружбы.
Как работал Толстой. Лев Толстой отличался трудолюбием и упорством в достижении целей. Его произведения по большей части имели много черновых набросков, он иногда подолгу искал нужное слово для выражения своей мысли.
Толстой утверждал, что нужно работать с черновиками, переделка которых происходила у писателя неоднократно. Написанное и исправленное переписывалось близкими и знакомыми автора.
Работал Толстой обычно с утра до обеда, как правило, регулярно и систематично.
Личность писателя представляется очень значительной, масштабной. Он сделал очень многое для русского общества, показав его жизнь в самых разных проявлениях. Толстой много занимался общественной деятельностью, большое внимание уделял детям. Это человек трудолюбивый, привыкший к ежедневному труду.

Является ли для вас поучительным труд писателя?

Труд писателя является очень поучительным.
Это образец работы над собой, показатель того, что человек должен всю жизнь ежедневно преодолевать собственные слабости, даже если ты имеешь выдающиеся способности.

Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека, влияющих на формирование его характера, его личности. В каждой из частей своего произведения Толстой задумал отразить “коренные” чувства, свойственные каждой поре.

Так, для детства, по мнению писателя, характерны теплота и верность чувству.
Эти качества в полной мере проявляются в главном герое повести – Николеньке Иртеньеве. Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит.

Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама, maman, как он называет ее на французский лад.
В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была “постоянная доброта и любовь в глазах”. Кроме того, рассказчик помнит родинку на шее, мягкий завиток волос, нежную сухую руку, которая так часто ласкала Николеньку.
Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: “Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело”. В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.
В повести маленький герой разлучается с маменькой – он едет в Москву учиться. Николенька испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, ему ужасно не хочется покидать maman, а с другой, он рад это сделать, ведь учеба в Москве – признак его взросления. Такое по-детски противоречивое отношение к матушке проявляется у маленького героя почти всегда.

Вспомним сон, который Николенька выдумал, чтобы объяснить свои слезы Карлу Ивановичу. Он нафантазировал самое страшное – смерть матери. И когда осознал то, о чем рассказал учителю, то залился еще большими слезами.
Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется “Детство”. Мы понимаем, что именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка: “Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!”
Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: “…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!”.
Больше того, герой говорит, что в его душе любовь в маме сливалась и была подобна любви к Богу.
Повесть заканчивается страшным событием – смертью матери. Герой говорит, что с этой трагедией “окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха”, эпоха взросления.

Loading…

Отношение героя-рассказчика к maman (по повести Л. Н. Толстого “Детство”)

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

С каким чувством вспоминает Николенька мать?

Выпишите слова, подтверждающие ваш вывод.

2 ответа:



3



0

В повести Толстого «Детство» Николенька вспоминает свою маму с чувством глубокой любви и благодарности за те счастливые минуты детства, которые она ему подарила.

Целая глава в повести, которая так и называется «Детство», посвящена воспоминаниям о маме, воспоминаниям о тех чувствах, который автор испытывал и продолжает испытывать к ней.

Вот сонный Николенька смотрит на маму и откровенно любуется ею:

2Xcu9jxsSsfVlRFD2iMOJV1tYCm7Go.png

Вот Николенька в восторге восклицает, когда мама тихонько будит его:

k49IRN4pVnN4Zdl5ndKsakXzXtPOI2z5.png

Вот он в слезах умиления молится перед иконами о своих родителях:

GuBFvguY5tV2m1O4umCNcFcRtWe4b0.png

Чувства Николеньки к маме очень сильны и они именно такие, какие и должен испытывать всякий ребенок к своей маме.



2



0

Воспоминания о матери (Николенька называет ее ласковым русским словом «матушка») связаны у него с самыми простыми человеческими радостями: вот матушка разливает чай, а у Николеньки, при одном только воспоминании об этом, на глаза наворачиваются слезы, далее — цитата с сокращениями:

nv4cVzZPYn56iJ5HWI8bFlphc5fZd.png

А вот — они вместе слушают музыку. Мать — это синоним чего-то исключительного, но воспоминания о ней у Николеньки — более эмоции, это какая-то глубинная память на уровне чувств, которые, независимо от того, сколько прошло или пройдет еще лет, хранят где-то глубоко в сердце эту душевную теплоту и бесконечную материнскую любовь:

nbE6VSnxO0XDVVSxthVRUJuBrioFmDo.png

Рано ушедшая мать навсегда будет ассоциироваться у Николеньки с трагической, тяжелой потерей.

Читайте также

Одноименные произведения Л.Н.Толстого и М.Горького «Детство», объединяет не только одинаковые названия. Общим у них является тема — детство писателей. Обе эти повести имеют одинаковый жанр — автобиографический. Оба писателя, в своих произведениях пытаются донести до читателя взаимоотношения в семье и её влияние на формирование характера и личности.

Наверно не случайно оба писателя обратились к такой теме, как детство. Ведь кому, как не им понимать, что взросление, является важным этапом на жизненном пути человека. Это и познание окружающего мира, распознание добра и зла. Именно детство стало тем фундаментом в их характере, отношению к другим.

Отличия в этих двух повестях в целом — это условия, в которых проходило детство Л.Толстого и М.Горького.

Николенька свое детство провел в достаточно обеспеченной семье, с маменькой, гувернером, нянями, отцом, братьями и сестрами, бабушкой, которые все о нем заботились, оберегали. У Николеньки было счастливое детство, пусть и с различными неприятными случаями, которые так-же вносили свою лепту в формирование характера и взглядов на жизнь.

У Алеши Пешкова детство в доме Кашириных не столь радужное. Наушничество, жестокость, несправедливость, вот что там было много, Но была и бабушка, и слепой мастер и др, которые давали уроки доброты, порядочности, терпимости.

Детство у Толстого и Горького, проходило в семьях , в которых существовали разные порядки и разные взаимоотношения, но… сказать, где было лучше, наверно нельзя. У каждого по жизни свой путь.

Главная мысль повести Толстого «Детство».

Мне кажется, что сам автор выразил главную мысль этого произведения в одной из глав. Он написал:

XInhpUR78U9HIvNCmuisDPCdUy1gfQ.png

Это следует понимать так, что Детство — это самая прекрасная пора в жизни человека, время, когда чувства и восприятие мира необычайно остры. И очень жаль, что детство бывает только раз в жизни.

Можно сказать и так. Главная мысль этой повести в том, что Детство формирует мировоззрение человека на долгие годы вперед. Каким было детство человека, таким он и станет.

<hr />

Главная мысль поэмы Пушкина «Полтава».

Эта поэма не столько о победе русского оружия. Она о патриотизме и предательстве, о любви.

Главная мысль этой поэмы в том, что настоящий герой только тот, кто действует на благо своей родины. А вот предатель теряет свою родину и будет вечно скитаться по чужим странам. Не заслуживает предатель и любви.

В произведении Толстого «Детство», главный герой — мальчик Николенька, живет в хорошей семье, всячески окружен заботой и вниманием, его все любят и дарят теплоту и ласку, однако сам мальчик не всегда ведет себя достойно, и может оскорбить и обидеть даже дорогого ему человека, хотя и делает это вообщем то не сосем осознанно. К свое няне, Наталье Савишне, Николенька очень добр и любит ее, хотя она и является крепостной, однажды обидев ее, он об этом сильно сожалеет, и спустя многие годы, главный герой помнит о своих ошибках, о нанесенных им обидах, и он извлекает из этого определенные уроки, и уже с детских лет начинает понимать свои ошибки, чтобы не допускать их в последующем, и всячески стараться быть добрее и внимательнее к окружающим его людям.

Правильное написание: не тут-то было. Выражение синонимично наречиям «напрасно», «бесполезно», «ничего подобного», употребляется, когда речь идет о несбывшихся надеждах, планах.

Часть -то, присоединенная к местоимению «тут», — это суффикс, который наряду с -либо-, -нибудь- пишется со словами через дефис. Аналогично где-то, когда-то, здесь-то и др.

Существительное «нежность». Данное существительное женского рода. «Нежность» неодушевленное существительное, единственное число. Во множественном числе будет «нежности». Просклоняем и «нежность», и «нежности».

  1. Имен-ый п. — нежность. (един-ое ч., вопрос что?)
  2. Род-ый п. — нежности. (един-ое ч., вопрос чего?)
  3. Дат-ый п. — нежности. (един-ое ч., вопрос чему?)
  4. Вин-ый п. — нежность. (един-ое ч., вопрос что?)
  5. Твор-ый п. — нежностью. (един-ое ч., вопрос чем?)
  6. Пред-ый п. — о нежности. (един-ое ч., вопрос о чем?)

Слово «нежность» склонение множественное число.

  1. Имен-ый п. — нежности. (множ-ое ч., вопрос что?)
  2. Род-ый п. — нежностей. (множ-ое ч., вопрос чего?)
  3. Дат-ый п. — нежностям. (множ-ое ч., вопрос чему?)
  4. Вин-ый п. — нежности. (множ-ое ч., вопрос что?)
  5. Твор-ый п. — нежностями. (множ-ое ч., вопрос чем?)
  6. Пред-ый п. — о нежностях. (множ-ое ч., вопрос о чем?)

Лев Николаевич Толстой вложил в автобиографическую повесть «Детство» не только личные переживания, мысли и воспоминания, но и очень реалистично, с любовью, перенес образы важных людей из реальности на бумагу. Многомудрый Литрекон уже сделал анализ повести Толстого «Детство», а теперь он сконцентрировался на разборе отдельной главы — «Maman».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 О чем глава?
  • 3 Темы и проблемы
  • 4 Образ мамы
  • 5 Главная мысль
  • 6 Художественное своеобразие 
  • 7 Значение главы 

История создания

Начато произведение было во время пребывания на Кавказе — в 1951 году. Писалось оно целый год, и за этот период Толстой успел полностью изменить и отредактировать текст четыре раза. Писателю было около 24 лет, когда после публикации «Детства» на страницах популярного журнала «Современник», в 1952 году, его талант был признан современниками. Н. А. Некрасов, к примеру, сказал о восходящей «звезде» литературного мира следующее: «Это талант новый и, кажется, надежный». Так, благодаря удивительной честности и открытости, началась карьера знаменитого русского автора.

Через Николеньку Иртеньева, постепенно взрослеющего на глазах читателя, Толстой откровенно говорил о проблемах и чувствах, с которыми сталкивался каждый ребенок. Показывал он и трудности взаимоотношений с окружающими и членами семьи. Особенно трогательно изображена его связь с матерью. 

О чем глава?

Впервые мы встречаемся с Натальей Николаевной во второй главе повести под названием «Maman». Она разливает утренний чай в гостиной, когда персонажи – Николенька и Карл Иванович – входят в комнату. Неподалеку от нее, за роялем, сидит юная сестренка героя – Любочка, за игрой которой наблюдает гувернантка Марья Ивановна. 

Пока мама разговаривает со старым учителем, мальчик любуется ее красотой и теплотой, скрытой внутри. Поприветствовав друг друга и обсудив причину слез Николеньки, они расходятся по делам. Краткое содержание всей повести «Детство» по главам Вы найдете здесь.

Темы и проблемы

Центральная тема, затрагиваемая автором в этой главе – роль матери в жизни ребенка. Женщина предстает перед нами очень заботливой, нежной, понимающей матерью, которая всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Она остается поддержкой и опорой для героя даже тогда, когда становится для него лишь воспоминанием. То светлое, что он видел с раннего детства, хранится в его сердце до самого конца.  

«Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»

Проблема, поставленная в этой главе и развивающаяся по ходу сюжета, состоит в том, что эту безмятежную и милую женщину гнетут какие-то «грустные мысли», которые она тщится отогнать от себя прочь. Потом, уже в других главах, мы узнаем, что отец Николеньки не был идеальным семьянином. Он имел свою личную жизнь вне дома и пользовался благосклонностью женщин. А его супруга была обречена держать в себе обиду и горе, чтобы дети росли в счастливом неведении. В этом заключается подвиг этой женщины — самоотречение ради сохранения мира в доме.

Образ мамы

Сам Толстой затем отмечал, что образ матери является для него примером некоего недостижимого идеала. Вот что он писал о собственной маме: 

«Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее «…» в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, — все прекрасно…»

Даже портрет Натальи Николаевны из повести он рисует не полностью. Видны лишь «карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь» и «рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». Герой не способен отыскать в памяти полную картину, да ему это и не нужно. Намного ценнее для него оказываются те светлые эмоции и ощущения, которые она ему дарила. 

Наталья Николаевна очень добра, приветлива, сдержана и ласкова. Все свое время она посвящает детям. С самого утра она наблюдает за тем, как занимается музыкой ее дочь. Героиня образована, знает несколько языков, превосходно разбирается в этикете. Дома она играет роль хозяйки и всегда находит силы для поддержки близких.

Главная мысль

Отношения с самыми близкими людьми для каждого ребенка – родителями – непосредственно влияют на то, каким человек он в конце концов вырастет. Если он с детства был окружен лаской и добротой, то, скорее всего, такие ощущения он постарается дарить окружающим. Благодаря мягкости и чуткости матери Николенька учится любви и отзывчивости, а это очень важно для формирования достойной личности. Такова основная идея главы «Maman».

Важный нравственный смысл Л.Н. Толстой вложил в главу «Maman», создав образ идеальной матери. Для автора именно ласковая и добрая Наталья Николаевна — «милый идеал» женщины. Ее роль он видит в семье и воспитании нового поколения. 

Художественное своеобразие 

Наиболее часто употребляемыми средствами выразительности в главе «Maman» являются эпитеты. Особенно отчетливо это видно в моментах, когда герой описывает внешность матери, выражение ее лица, реакцию на происходящее («посмотрела пристально», «она разговаривала с нами дружески», «нежная рука» и др.). Они помогают читателю не только вообразить, какой была женщина, но и понять, какие чувства испытывал к ней Николенька. Ведь именно его глазами мы видим близких.

Также эпизод отличается глубоким психологизмом. Он проявляется во внутреннем монологе персонажа, его размышлениях.

«Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

Значение главы 

Именно в главе «Maman» мы видим, какое место занимает мать в жизни Николая, и как он к ней на самом деле относится. Она является для него одним из самых значимых людей. В воспоминаниях о ней нет никаких темных тонов или негатива. Словно настоящий ангел, она оберегает своего сына, и на это он отвечает ей искренней привязанностью. Оттого ее потеря впоследствии так сильно меняет героя.

В этой главе автор знакомит нас с человеком, который сильно повлиял на формирование характера главного героя. Каждый его день начинался с общения с мамой, каждое свойство его души было воспитано и взлелеяно ею. Поэтому данная глава находится в самом начале повести и является одной из самых значимых в «Детстве».

Автор: Инна Колокольникова

Повесть

Л. Н. Толстого

«Детство» является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека, влияющих на формирование его характера, его личности. В каждой из частей своего произведения Толстой задумал отразить «коренные» чувства, свойственные каждой поре. Так, для детства, по мнению писателя, характерны теплота и верность чувству.

Эти качества в полной мере проявляются в главном герое повести — Николеньке Иртеньеве. Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью — отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама, maman, как он называет ее на французский лад.

В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была «постоянная доброта и любовь в глазах». Кроме того, рассказчик помнит родинку на шее, мягкий завиток волос, нежную сухую руку, которая так часто ласкала Николеньку.

Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело». В этих словах — не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.

В повести маленький герой разлучается с маменькой — он едет в Москву учиться. Николенька испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, ему ужасно не хочется покидать maman, а с другой, он рад это сделать, ведь учеба в Москве — признак его взросления. Такое по-детски противоречивое отношение к матушке проявляется у маленького героя почти всегда. Вспомним сон, который Николенька выдумал, чтобы объяснить свои слезы Карлу Ивановичу. Он нафантазировал самое страшное — смерть матери. И когда осознал то, о чем рассказал учителю, то залился еще большими слезами.

Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется «Детство». Мы понимаем, что именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать — самый важный человек в жизни маленького ребенка: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»

Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: «…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!».

Больше того, герой говорит, что в его душе любовь в маме сливалась и была подобна любви к Богу.

Повесть заканчивается страшным событием — смертью матери. Герой говорит, что с этой трагедией «окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха», эпоха взросления.

  • Какие черты народной сказки есть в сказке спящая царевна
  • Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление сочинение вступление
  • Какие черты моего поколения я считаю положительными итоговое сочинение
  • Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление итоговое сочинение
  • Какие черты мифа сказки предания можно обнаружить в сюжетах записок охотника