Какие другие произведения устного народного творчества есть в сказке сивка бурка

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.



Скачать материал

Все сумели мы собраться,За работу дружно взяться.Будем думать, рассуждать,...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов

  • Сейчас обучается 46 человек из 24 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Все сумели мы собраться,За работу дружно взяться.Будем думать, рассуждать,...

    1 слайд

    Все сумели мы собраться,
    За работу дружно взяться.
    Будем думать, рассуждать,
    Можем мы урок начать.

  • ъНачинаем 
Наш 
Урок!!!

    2 слайд

    ъ
    Начинаем
    Наш
    Урок!!!

  • Здравствуйте, меня зовут Светлана Борисовна, и сегодня урок литературного чте...

    3 слайд

    Здравствуйте, меня зовут Светлана Борисовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
    Сегодня мы с вами познакомимся с одним из жанров устного народного творчества. А чтобы узнать с каким именно жанром, давайте выполним задание.

  •  А С К З А К


Д Р О Н А СКАЗКА


НАРОД

    4 слайд

    А С К З А К

    Д Р О Н А
    СКАЗКА

    НАРОД

  • – А как эти слова могут быть связаны между собой? 
(Народная сказка.)

    5 слайд

    – А как эти слова могут быть связаны между собой? 
    (Народная сказка.)

  • Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем ск...

    7 слайд

    Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки имеют ПРИСКАЗКУ, ЗАЧИН И КОНЦОВКУ. 

  • - Ребята, у меня есть для вас задание.
На доске три домика. В каждом из них ж...

    8 слайд

    — Ребята, у меня есть для вас задание.
    На доске три домика. В каждом из них живут сказочные герои.
    Посмотрите на них и скажите, какие герои будут жить в первом домике .
    Почему?
    -Во втором домике?
    -А третий домик для кого? Кто в нем будет жить?

  • - Почему же наши герои сказочные, а живут в трёх разных домиках?сказки волшеб...

    9 слайд

    — Почему же наши герои сказочные, а живут в трёх разных домиках?
    сказки волшебные
    бытовые
    -о животных

  • Ребята, а еще сказки могут быть авторскими и народными. Давайте посмотрим чем...

    13 слайд

    Ребята, а еще сказки могут быть авторскими и народными. Давайте посмотрим чем же отличаются авторские сказки от народных.

  • - Поднимите руки, кто из вас любит сказки?
Объясните, почему вам нравятся ска...

    14 слайд

    — Поднимите руки, кто из вас любит сказки?
    Объясните, почему вам нравятся сказки?
    Ребята, сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, а какой именно вы узнаете, ответив на все вопросы викторины.

  • Перед волком он дрожал,
От медведя убежал, 
А лисице на зубок
Всё ж попался …...

    15 слайд

    Перед волком он дрожал,
    От медведя убежал,
    А лисице на зубок
    Всё ж попался …
    Колобок

  • Враг людей
И враг зверей
Злой разбойникБармалей

    16 слайд

    Враг людей
    И враг зверей
    Злой разбойник
    Бармалей

  • Всех на свете он добрей, 
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота 
Вынима...

    17 слайд

    Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей.
    А однажды бегемота
    Вынимал он из болота.
    Добротою знаменит,
    Это доктор … 
    Айболит

  • У отца был мальчик странный, 
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Ч...

    18 слайд

    У отца был мальчик странный,
    Необычный – деревянный,
    Но любил папаша сына.
    Что за странный
    Человечек деревянный,
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой.
    Всюду нос суёт он длинный,
    Кто же это?…  
    Буратино

  • Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен...

    19 слайд

    Его хозяин – мальчик Робин,
    Его приятель – Пятачок.
    Он раз был облаку подобен;
    Он прост, но он не дурачок.
    Винни-Пух

  • Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт б...

    20 слайд

    Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слёзы льёт бедняжка!
    Снегурочка

  • Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной к...

    21 слайд

    Скорей бы приблизился вечер
    И час долгожданный настал,
    Чтоб мне в золочёной карете
    Поехать на сказочный бал.
    Золушка

  • Он не лев, не слон, не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котёнок, не щенок,
Н...

    22 слайд

    Он не лев, не слон, не птица,
    Не тигрёнок, не синица,
    Не котёнок, не щенок,
    Не волчонок, не сурок.
    Но заснята для кино
    И известна всем давно
    Эта милая мордашка,
    А зовётся …
    Чебурашка

  • Летает, а не птицаМужчина хоть куда.
И сладким поделиться
Должны вы с ним вс...

    23 слайд

    Летает, а не птица
    Мужчина хоть куда.
    И сладким поделиться
    Должны вы с ним всегда.
    Карлсон

  • Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множ...

    24 слайд

    Мышка дом себе нашла,
    Мышка добрая была:
    В доме том в конце концов
    Стало множество жильцов.
    Теремок

  • СИ ВКА-БУРКА

  • Сивка –Бурка это русская народная сказка. 
Чтобы узнать о чём говорится в это...

    27 слайд

    Сивка –Бурка это русская народная сказка.
    Чтобы узнать о чём говорится в этой сказке мы её сейчас послушаем и прочитаем .
    Но, прежде всего, давайте обратим внимание на слова, которые встретятся в тексте.

  • ЛУКОШКО- ЭТО КОРЗИНКА ДЛЯ СБОРА ГРИБОВ И ЯГОД.
ВЕЩИЙ-ПРЕДСКАЗЫВАЕТ БУДУЮЩЕЕ....

    28 слайд

    ЛУКОШКО- ЭТО КОРЗИНКА ДЛЯ СБОРА ГРИБОВ И ЯГОД.
    ВЕЩИЙ-ПРЕДСКАЗЫВАЕТ БУДУЮЩЕЕ.
    КАУРКА-МАСТЬ ЛОШАДИ РЫЖЕВАТОГО ЦВЕТА.

  • Первичное чтение (аудиозапись)
– Понравилась ли вам сказка?
– Какие чувства в...

    29 слайд

    Первичное чтение (аудиозапись)
    – Понравилась ли вам сказка?
    – Какие чувства вы испытали при слушании сказки? 
    – В какие моменты вы испытали эти чувства?

  • Физминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Весел...

    30 слайд

    Физминутка
    Для разминки из-за парт
    Поднимаемся. На старт!
    Бег на месте. Веселей.
    И быстрей, быстрей, быстрей!
    Делаем вперёд наклоны —
    Раз — два — три — четыре — пять.
    Мельницу руками крутим,
    чтобы плечики размять.
    Начинаем приседать —
    Раз — два — три — четыре — пять.
    А потом прыжки на месте,
    Выше прыгаем все вместе.
    Руки к солнышку потянем.
    Руки в стороны растянем.
    А теперь пора учиться.
    Да прилежно, не лениться.

  • Чтение по цепочке, выборочное чтение.

    31 слайд

    Чтение по цепочке, выборочное чтение.

  • Ответьте на следующие вопросы
– Как начинается сказка? Жил-был– Сколько сынов...

    32 слайд

    Ответьте на следующие вопросы
    – Как начинается сказка? 
    Жил-был
    – Сколько сыновей было у старика? 
    Три
    – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? 
    — Конь обычный или нет? 
    Милые мои дети
    – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами характера он обладает? 
    Ленивый, безответственный, не готов к трудностям
    – Что узнаем о среднем сыне? 
    Он такой же
    – Что мы узнаем о герое — Иване? 
    Смелый
    Необычный

  • – Что необычного? Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля др...

    33 слайд

    – Что необычного? 
    Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет
    – Разве конь не слышал, что в поле кто – то есть? 
    Слышал
    – Как можно охарактеризовать Ивана? 
    Умелый, сильный
    – Какую службу обещает сослужить? 
    Великую
    – О чем думает Иван, взяв обещание с коня? 
    Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом
    – Как Иван мог найти коня? 
    Произнести слова – Сивка – Бурка – вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой

  • – Иван рассказал, как поймать коня? Нет – Почему? Потому что конь волшебный,...

    34 слайд

    – Иван рассказал, как поймать коня? 
    Нет
    – Почему? 
    Потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили
    – Каким качеством еще обладают братья? 
    Жадные, хитрые
    – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? 
    Да, все кто дают слово, должны держать его
    – С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту? 
    Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом

  • а) Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.
б) Диалог Ивана с братьями по возв...

    35 слайд

    а) Давайте прочитаем диалог Ивана с конем.
    б) Диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

  • Итог 
Урока!!

  • -Ребята, с каким жанром устного народного творчества мы с вами познакомились?...

    37 слайд

    -Ребята, с каким жанром устного народного творчества мы с вами познакомились?
    -Какие виды сказок бывают?
    -На какие 2 группы делятся сказки?
    -С какой сказкой мы сегодня познакомились?

  • Рефлексия«Тайна посылка»- Ребята, сейчас я буду показывать иллюстрации из ра...

    38 слайд

    Рефлексия
    «Тайна посылка»
    — Ребята, сейчас я буду показывать иллюстрации из различных сказок, а вы должны назвать автора и название этой сказки.

  • Шарль Перро
«Золушка»

    39 слайд

    Шарль Перро
    «Золушка»

  • Русская народная сказка
«Репка»

    40 слайд

    Русская народная сказка
    «Репка»

  • Русская народная сказка
 «Курочка Ряба»

    41 слайд

    Русская народная сказка
    «Курочка Ряба»

  • А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

    42 слайд

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  • Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

    43 слайд

    Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

  • Русская народная сказка «Царевна лягушка»

    44 слайд

    Русская народная сказка «Царевна лягушка»

  • УРОК 
ОКОНЧЕН !!!

    45 слайд

    УРОК
    ОКОНЧЕН !!!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 055 530 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 04.11.2018
  • 175
  • 0

«Литературное чтение», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др.

  • 04.11.2018
  • 244
  • 0

«Литературное чтение», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

«Литературное чтение», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др.

Рейтинг:
4 из 5

  • 04.11.2018
  • 5167
  • 650
  • 04.11.2018
  • 975
  • 10
  • 04.11.2018
  • 574
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

СИВКА-БУРКА — один из полуконей-берегинь, помогающих человеку. Обладает необычными способностями и возможностями, понимает человеческую речь, разбирается в делах людских, различая дела добрые и дела злые, и верно служит свою службу, помогая победе добра, вознаграждает Ивана за его честность и скромность. Влезет в его правое ухо Иванушка-дурачок, а из левого вылезет добрый молодец — и красотой, и одеждой, и умом — всем на зависть. А где ума все же не хватает, там Сивка-бурка подскажет. И конечно же, этот конь необычной красоты и силы: одна шерстинка у него серебряная, другая — золотая; когда он бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

sivka-burka

На свист богатырской,
На крик молодецкой,
Откуда ни возьмется
Конь сиво-бурой.
И сиво-коурой.
Где конь побежит,
Там земля задрожит,
А где конь полетит,
Там весь лес зашумит.
На полете конь из рта
Пламенем пышет;
Из черных ноздрей
Светлые искры бросает;
И дым из ушей
Как трубами пускает.
Подымается конь
Выше темнова лесу
К густым облакам.
Он и холмы и горы
Меж ног пропускает;
Поля и дубравы
Хвостом устилает;
Бежит и летит
По землям, по морям,
По далеким краям.

Кто написал сказку «Сивка — Бурка»

У сказки как произведения нет автора, это народное творчество. В печаных изданиях текст сказки можно встретить в обработке А.Толстого, М.А. Булатова и А.Н.Афанасьева. У последнего автора сборки сказок произведение называется «Сивко Бурка»

Текст сказки «Сивка-бурка» в обработке М.А. Булатова

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

Вот старик и говорит сыновьям:

— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!

Настала первая ночь.

Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.

Приходит утром домой и говорит:

— Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти.

Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается.

В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.

Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку.

Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.

Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!

Стал конь просить Иванушку:

— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.

— Хорошо, — отвечает Иванушка, — отпущу, да как я тебя потом найду?

— А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.

Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка поутру домой.

— Ну, рассказывай, что ты там видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — коня — одна шерстинка серебряная, другая золотая.

— А где же конь?

— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил.

Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал…

Скоро после того разослал царь гонцов по всем деревням, по всем городам клич кликать:

— Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!

Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому двору — не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть. А Иванушка с ними просится:

— Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошаденку, и я поеду посмотрю на Елену Прекрасную!

— Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай!

Уехали братья, а Иванушка-дурачок и говорит братниным женам:

— Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу!

Взял лукошко и пошел, будто грибы собирать.

Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко под куст бросил, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

— Что угодно, Иванушка?

— Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

— Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать! Сел на Сивку-бурку и поскакал прямо к городу.

Нагнал он по дороге своих братьев, проскакал мимо них, пылью дорожной осыпал.

Прискакал Иванушка на площадь — прямо к царскому дворцу. Смотрит — народу видимо-невидимо, а в высоком терему, у окна, сидит царевна Елена Прекрасная. На руке у нее перстень сверкает — цены ему нет! А собою она красавица из красавиц.

Глядят все на Елену Прекрасную, а никто не решается до нее доскочить: никому нет охоты шею себе ломать.

Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул Сивку и ускакал.

Кричат все:

— Кто таков? Кто таков?

А Иванушки уж и след простыл. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.

Отпустил он Сивку-бурку, набрал полное лукошко мухоморов и принес домой:

— Эва, какие грибки хорошие!

Рассердились братнины жены на Иванушку и давай его ругать:

— Какие ты, дурень, грибы принес? Только тебе одному их есть!

Усмехнулся Иванушка, забрался на печь и сидит.

Воротились домой братья и рассказывают женам, что они в городе видели:

— Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только на три бревна не доскочил.

А Иванушка лежит на печи да посмеивается:

— Братцы родные, а не я ли это там был?

— Куда тебе, дурню, там быть! Сиди уж на печи да мух лови!

На другой день старшие братья снова в город поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами.

Вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Влез Иванушка Сивке-бурке в правое ухо, а в левое вылез и стал молодец молодцом. Вскочил на коня и поскакал ко двору.

Видит — на площади народу еще больше прежнего. Все на царевну любуются, а скакать никто и не думает: боятся шею себе сломать!

Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бокам. Заржал Сивка-бурка, прыгнул — только на два бревна до царевнина окна не достал.

Поворотил Иванушка Сивку и ускакал. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.

А Иванушка уже в чистом поле.

Отпустил Сивку-бурку, а сам пошел домой. Сел на печь, сидит, дожидается братьев.

Приезжают братья домой и рассказывают:

— Ну, хозяйки, тот же молодец опять приезжал! Не доскочил до царевны только на два бревна.

Иванушка и говорит им:

— Братцы, а не я ли это там был?

— Сиди, дурень, помалкивай!..

На третий день братья снова собираются ехать, а Иванушка говорит:

— Дайте мне хоть плохонькую лошаденку: поеду и я с вами!

— Сиди, дурень, дома! Только тебя там и не хватает!

Сказали и уехали.

Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому двору.

Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна!

Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!

Тут все зашумели, закричали, руками замахали:

— Держи его! Лови его!

А Иванушки и след простыл.

Отпустил он Сивку-бурку, пришел домой. Одна рука тряпкой обмотана.

— Что это с тобою приключилось? — спрашивают братнины жены.

— Да вот, искал грибы, на сучок накололся…

И полез на печку.

Вернулись братья, стали рассказывать, что и как было:

— Ну, хозяйки, тот молодец в этот раз так скакнул, что до царевны доскочил и перстень с ее пальца снял!

Иванушка сидит на печке да знай свое:

— Братцы, а не я ли это там был?

— Сиди, дурень, не болтай зря!

Тут Иванушке захотелось на царевнин драгоценный перстень взглянуть.

Как размотал он тряпку, так всю избу и осияло!

— Перестань, дурень, с огнем баловать! — кричат братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя совсем из дому прогнать!

Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал…

Через три дня царь снова клич кликнул: чтобы весь народ, сколько ни есть в царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!

Нечего делать, отправились братья на пир, повезли с собой и Иванушку-дурачка.

Приехали, уселись за столы дубовые, за скатерти узорчатые, пьют-едят, разговаривают.

А Иванушка забрался за печку, в уголок, и сидит там.

Ходит Елена Прекрасная, потчует гостей. Каждому подносит вина и меду, а сама смотрит, нет ли у кого на руке ее перстенька заветного. У кого перстень на руке — тот и жених ее.

Только ни у кого перстня не видно…

Обошла она всех, подходит к последнему — к Иванушке. А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана.

Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»

А Елена Прекрасная подала Иванушке стакан вина и спрашивает:

— Почему это у тебя, молодец, рука обвязана?

— Ходил в лес по грибы да на сук накололся.

— А ну-ка, развяжи, покажи!

Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный: так и сияет, так и сверкает!

Обрадовалась Елена Прекрасная, взяла Иванушку за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!

Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!

Тут ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку!

Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

«Сивко-бурка» из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»

Жил-был старик; у него было три сына, третий был Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался. Отец стал умирать и говорит: «Дети! Как я умру, вы каждый поочерёдно ходите на могилку ко мне спать по три ночи», — и умер. Старика схоронили. Приходит ночь; надо большому брату ночевать на могиле, а ему — коё лень, коё боится, он и говорит малому брату: «Иван-дурак! Поди к отцу на могилу, ночуй за меня. Ты ничего же не делаешь!» Иван-дурак собрался, пришёл на могилу, лежит; в полночь вдруг могила расступилась, старик выходит и спрашивает: «Кто тут? Ты, большой сын?» — «Нет, батюшка! Я, Иван-дурак». Старик узнал его и спрашивает: «Что же большой сын не пришёл?» — «А он меня послал, батюшка!» — «Ну, твоё счастье!» Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. «Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил». Проговорил это старик, и лёг в могилу. Иван-дурак погладил, поласкал Сивка и отпустил, сам домой пошёл. Дома спрашивают братья: «Что, Иван-дурак, ладно ли ночевал?» — «Очень ладно, братья!» Другая ночь приходит. Середний брат тоже не идёт ночевать на могилу и говорит: «Иван-дурак! Поди на могилу-то к батюшке, ночуй и за меня». Иван-дурак, не говоря ни слова, собрался и покатил, пришёл на могилу, лёг, дожидается полночи. В полночь также могила раскрылась, отец вышел, спрашивает: «Ты, середний сын?» — «Нет, — говорит Иван-дурак, — я же опять, батюшка!» Старик гайкнул богатырским голосом, свистнул молодецким посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Бурко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. «Ну бурко, как мне служил, так и сыну моему. Ступай теперь!» Бурко убежал; старик лёг в могилу, а Иван-дурак пошёл домой. Братья опять спрашивают: «Каково, Иван-дурак, ночевал?» — «Очень, братья, ладно!» На третью ночь Иванова очередь; он не дожидается наряду, собрался и пошёл. Лежит на могиле; в полночь опять старик вышел, уж знает, что тут Иван-дурак, гайкнул богатырским голосом, свистнул молодецким посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Воронко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. «Ну, воронко, как мне служил, так и сыну моему служи». Сказал это старик, простился с Иваном-дураком, лёг в могилу. Иван-дурак погладил воронка, посмотрел и отпустил, сам пошёл домой. Братья опять спрашивают: «Каково, Иван-дурак, ночевал?» — «Очень, ладно, братья!»

Живут; двое братовей робят, а Иван-дурак ничего. Вдруг от царя клич: ежели кто сорвёт царевнин портрет с дому чрез сколько-то много брёвен, за того её и взамуж отдаст. Братья сбираются посмотреть, кто станет срывать портрет. Иван-дурак сидит на печи за трубой и бает: «Братья! Дайте мне каку лошадь, я поеду посмотрю же». — «Э! — взъелись братья на него. — Сиди, дурак, на печи; чего ты поедешь? Людей, что ли, смешить!» Нет, от Ивана-дурака отступу нету! Братья не могли отбиться: «Ну, ты возьми, дурак, вон трёхногую кобылёнку!»

Сами уехали. Иван-дурак за ними же поехал в чисто поле, в широко раздолье; слез с кобылёнки, взял её зарезал, кожу снял, повесил на поскотину, а мясо бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — напился-наелся, в друго вылез — оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать! Сел на сивка и поехал срывать портрет. Народу было тут видимо-невидимо; завидели молодца, все начали смотреть. Иван-дурак с размаху нагнал, конь его скочил, и портрет не достал только через три бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Он коня отпустил, сам пришёл домой, сел на печь. Вдруг братья приезжают и сказывают жёнам: «Ну, жёны, какой молодец приезжал, так мы такого сроду не видали! Портрет не достал только через три бревна. Видели, откуда приехал; не видали, куды уехал. Ещё опять приедет…» Иван-дурак сидит на печи и говорит: «Братья, не я ли тут был?» — «Куда к черту тебе быть! Сиди, дурак, на печи да протирай нос».

Время идёт. От царя тот же клич. Братья опять стали собираться, а Иван-дурак и говорит: «Братья! Дайте мне каку-нибудь лошадь». Они отвечают: «Сиди, дурак, дома! Другу лошадь станешь переводить!» Нет, отбиться не могли, велели опять взять хромую кобылёшку. Иван-дурак и ту управил, заколол, кожу развесил на поскотине, а мясо бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Бурко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом, Иван-дурак в право ухо залез — оделся, выскочил в лево — молодцом сделался, соскочил на коня, поехал; портрет не достал только за два бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Бурка отпустил, а сам пошёл домой, сел на печь, дожидается братовей. Братья приехали и сказывают: «Бабы! от же молодец опять приезжал, да не достал портрет только за два бревна». Иван-дурак и говорит им: «Братья, не я ли тут был?» — «Сиди-дурак! Где у чёрта был!»

Чрез немного время от царя опять клич. Братья начали сбираться, а Иван-дурак и просит: «Дайте, братья, каку-нибудь лошадь я съезжу, посмотрю же». — «Сиди, дурак, дома! Докуда лошадей-то у нас станешь переводить?» Нет, отбиться не могли, бились, бились, велели взять худую кобылёшку; сами уехали. Иван-дурак и ту управил, зарезал, бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Воронко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — напился-наелся, в друго вылез — молодцом оделся, сел на коня и поехал. Как только доехал до царских чертогов, портрет и ширинку так и сорвал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Он так же воронка отпустил, пошёл домой, сел на печь, ждёт братовей. Братья приехали, сказывают: «Ну, хозяйки! Тот же молодец как нагнал сегодня, так портрет и сорвал». Иван-дурак сидит за трубой и бает: «Братья, не я ли тут был?» — « Сиди, дурак! Где ты у чёрта был!»

Чрез немного время царь сделал бал, созывает всех бояр, воевод, князей, думных, сенаторов, купцов, мещан и крестьян. И Ивановы братья поехали; Иван-дурак не отстал, сел где-то на печь за трубу, глядит, рот разинул. Царевна потчует гостей, каждому подносит пива и смотрит, не отрётся ли кто ширинкой? — тот её и жених. Только никто не утёрся; а Ивана-дурака не видала, обошла. Гости разошлись. На другой день царь сделал другой бал; опять виноватого не нашли, кто сорвал ширинку. На третий день царевна так же стала из своих рук подносить гостям пиво; всех обошла, никто не утёрся ширинкой. «Что это, — думает она себе, — нет моего суженого!» Взглянула за трубу и увидела там Ивана-дурака; платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом. Она налила стакан пива, подносит ему, а братья глядят, да думают: царевна-то и дураку-то подносит пиво! Иван-дурак выпил, да и утёрся ширинкой. Царевна обрадовалась, берёт его за руку, ведёт к отцу и говорит: «Батюшка! Вот мой суженый». Братовей тут ровно ножом по сердцу-то резнуло, думают: «Чего это царевна! Не с ума ли сошла? Дурака ведёт в сужены». Разговоры тут коротки: весёлым пирком да за свадебку. Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван царский зять; оправился, очистился, молодец молодцом стал, не стали люди узнавать! Тогда-то братья узнали, что значило ходить спать на могилу к отцу.

Сказка «Сивка-бурка» дошла до нас, благодаря подвижническому труду писателя-публициста и собирателя народного фольклора А.А. Афанасьева, который издал восемь сборников русских народных сказок в течение длительного времени, с 1855 до 1863 года.

В одном из сборников была опубликована волшебная сказка «Сивка-бурка».

Писатель П.П. Ершов также обращался к роднику народного творчества и в 1830 году написал авторскую сказку «Конек-горбунек».

Сказка «Сивка-бурка» является народной, достоянием устного русского народного творчества, так что конкретного автора у нее нет.

Песня Сивка Бурка

В 1981 году в фильме «Куда он денется» появилась песня про Сивку — Бурку. Автор текста Леонид Дербенев, композитор — Максим Дунаевский. Исполняет песню Михаил Боярский

Смотреть текст — кликни чтобы раскрыть

Сказка ложь, да в ней намек,
Ты запомни это,
Твой конек-горбунок
Есть на свете где-то.
Он, о чем ни попроси,
Выполнит желанье,
Только ты произнеси
Это заклинанье:

Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.

В день, такой же, как и все,
Ты из дому выйдешь,
Под окном на росе
Четкий след увидишь.
И поняв, что пробил час,
Крикнешь: «Сивка-бурка!»
И копыта застучат
Радостно и гулко.

Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.

Пусть не скоро Горбунок
Встретится с тобою,
Нужен он, чтоб ты мог
Справиться с бедою.
Чтоб с надеждой крикнуть мог
Ты в минуту эту:
«Эй, конек мой Горбунок,
Эй, конек мой Горбунок,
Сивка-бурка, где ты?»

Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.
Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой…

Что означает название

На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» — белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо — речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона… По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.

Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку?

Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

А отчего конь имеет три масти — сивую, бурую и каурую?

Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности — коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) — летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш»:

  1. идти, ехать иноходью;
  2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);
  3. скакать (ЭСТЯ1).

То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка.

Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной.

Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом. Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой.

Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — „дикая“), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

Описание

Сивка-бурка, вещая каурка — каноничный персонаж-помощник в русских народных волшебных сказках; родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира — в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

А, возможно, такое появление коня связано с тем, что он воплощает собой образ грозовой тучи: тёмный цвет, серебристый отблеск схож с мерцанием молнии, способность летать по небу, грохот при появлении. Нам остаётся только догадываться по косвенным «уликам», найденных в источниках, как воспринимали наши предки окружающую их природу в те далёкие времена и кого с чем ассоциировали.

Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади.

Встречается и такое описание Сивки-Бурки — «одна шерстинка серебряная, другая золотая».

Происхождение — откуда взялся образ

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.

Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.

Мультфильм «Сивка Бурка»

Как таковой не существует. На видео можно послушать сказку и посмотреть слайды из иллюстраций:

Виктор Васнецов «Сивка бурка»

Полотно Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев, среди которых имеется младший и он — дурак. Но, как известно, дуракам всегда везет, поэтому ему достается самая хорошая лошадь, точнее помесь лошади, самая красивая девушка, которая обязательно мастерица-искусница на все руки.

На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки — дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.

Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.

Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны.

Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами.

Другие картинки и иллюстрации к Сивке — Бурке

Анализ волшебной сказки «Сивка Бурка»

Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
или
Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

1. Пространство и время сказки
Действие сказки описываются вероятнее всего в летнее время года. Это мы можем предположить из следующих отрывков: «Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая», «уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать».
Пространство действия представляет собой несколько локаций: первая локация — дом старика и его участок. В доме печь, на участке пшеница. Следующая локация представленная в сказке это лес, в который ходил Иванушка за грибами и там призывал Сивку Бурку. Третьим пространством была площадь перед дворцом царя, где сидела в тереме царевна, ожидая пока кто-то из приезжих осмелится доскочить до неё и снять с ее руки перстень.

2. Система героев:
Чтобы разобраться в системе героев сказки, определим действующие лица:
— старик
— старший сын
— средний сын
— Иванушка-дурачок
— Конь
— Царь
— Царевна
— (глашатаи)
— (хозяюшки)
При анализе героев, они были распределены по следующим видам:
Старик- Тот, кто поручает миссию герою
Иванушка — герой, который должен выполнить миссию
Сивка-Бурка — помощник
Царевна — вознаграждение
Сыновья, царская семья, а также глашатаи и хозяюшки являются второстепенными персонажами, не относящимися к видовому распределению героев.
3. Особенности сюжета (акции)

Из всего количества акций были выбраны те, которые соответствуют сюжетным действиям.
Сюжет начинается с 8 акции (беда): Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Далее присутствуют признаки 9 акции (посредничество): «Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.» «Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.» Иванушка помог двум сторонам, братьям и старику, соответсвенно был посредником.
Далее вступает противодействие: «Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит».
Получение: Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Перемещение: «Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом»
Борьба: «Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.» и т.д.
Победа: «На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна».
Возвращение: «Иванушка поцеловал царевну и ускакал..»
Беда 2: «Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч».
Отправка 2: «Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей».

4. Примеры фольклорного стиля

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо как лист перед травой!»

Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).

5. Мифологическая основа волшебной сказки.

Мифологическую основу русской народной сказки «Сивка-Бурка» стоит искать в одном из главных героев фольклорного произведения – коне Сивке-Бурке. Что означает название существа? На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…

По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.

Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род.

О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана.

Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.

Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» —

1. идти, ехать иноходью;

2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);

3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом.

Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

6. Связь с другими произведениями УНТ, литературой.

Ярким примером является сказка в стихах «Коне-Горбунок», написанная Петром Павловичем Ершовым в 1830-х годах. Как и в «Сивке-Бурке» главные персонажи в сказке — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный конёк-горбунок. 

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», в которой как и в «Сивке-Бурке» главная героиня Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой злые родственники, влазила в одно ухо своей верной коровушке и вылазила в другое.

Русская народная сказка «По щучьему велению», главный герой которой младший брат Емеля-дурачок имеет верного помощника – волшебную речную щуку.

Похожим сюжетом обладает и знаменитая сказка восточных славян «Иван Царевич и Серый Волк». Находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.

7. Экранизация, использование мотивов в музыкальных произведениях, произведениях живописи.

Сказка нашла свое отражение:

  • Озвученный диафильм «Сивка-Бурка русская сказка» 1990 год с иллюстрациями художника Константина Безбородова
  • Детские иллюстрации к сказке художника Николая Кочергина (1950-1960 гг.)
  • Картина Виктора Васнецова «Сивка-Бурка» (1919-1926гг.)
  • Иллюстрация к сказке Бориса Диодорова (1996 г.)
  • песня Михаила Боярского «Сивка-Бурка» (1981г.), ставшая саундтреком к советскому фильму «Куда он денется».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

ФИО (полностью)

Гусева Татьяна Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ пос. Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области.

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка», урок 2

Базовый учебник

Учебник для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение»,3 класс, в 2 –х частях Н.Ф.Виноградова, И.С.Хомякова, И.В.Сафонова. – М.: Вентана-Граф, 2012

  1. Цель урока:
    создать условия для

  • формирования учащимися действий по классификации
    сказок (бытовые, о животных, волшебные);

  • открытия и осмысления литературоведческих понятий «зачин» и «концовка» и понимания своеобразия сказочного жанра;

  • ознакомления с картинами русских художников И.Билибина и М.Васнецова и соотнесения их изображения с содержанием народных сказок

9. Задачи:

— обучающие: организовать деятельность учащихся по актуализации и углублению знаний обучающихся о видах русских народных сказок, своеобразии жанра «сказка», признаках волшебной сказки, особенностях построения сюжета сказок;

-развивающие: содействовать развитию умения работать самостоятельно и творчески, выделяя жанровые особенности сказки; находить среди предложенных произведений изобразительного творчества картины русских художников И.Билибина и М. Васнецова к рассматриваемой сказке;

-воспитательные: способствовать формированию интереса к произведениям, созданным русским народом; развитию и поддержке интереса к дополнительному чтению и изучению произведений русских художников

  1. Тип урока: открытие и углубление новых знаний

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ПО для демонстрации электронных модулей.

Структура и ход урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Эмоциональная мотивация на работу с волшебными сказками

Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)

Использует ЭОР для введения учащихся в атмосферу волшебства, сказки и тайны; создания необходимого эмоционального настроя

Воспринимают информацию ЭОР.

Эмоционально проживают её.

Входят в необходимое для успешной работы эмоциональное состояние

1мин.

2

Введение в тему урока

через постановку проблемного вопроса «В чем своеобразие жанра сказки?»

Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка-Бурка» (1)

Предлагает аудиофрагмент с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы урока, выделения особенных и существенных признаков волшебной сказки.

Осмысливают поставленный учителем проблемный вопрос.

Определяют основную задачу деятельности на этапе.

Ученики воспринимают информацию ЭОР.

Анализируют её в соответствии с определенной задачей.

Формируют мнение в паре.

Готовятся сообщить его классу. Предлагают сформулированное мнение классу.

Проводится коллективное обсуждение.

Итоги деятельности фиксируются в рабочих тетрадях после сравнения с образцом.

ЭОР – 3 мин.

Весь этап – 9 мин

3

Актуализация знаний

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)

Использует 3 часть модуля. Создает условия для осмысления содержания и способов выполнения заданий. Предлагает определить тип сказки «Сивка-бурка» через сравнение со сказками «Лисичка-сестричка и волк» и «Каша из топора»

Анализируют представленную информацию.

Вычленяют существенные особенности сказок, относящихся к разным жанрам.

Определяют жанровые особенности сказки «Сивка-бурка»

Делают вывод о том, что это волшебная сказка. Доказывают примерами из текста.

ЭОР —

2 мин

Весь этап – 5 мин

4

Открытие новых знаний

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)

Предлагает 4 часть модуля с целью организации деятельности наблюдения за тем, с каких слов начинается и какими словами заканчивается сказка «Сивка-бурка».

Демонстрируется страничка 4 части с новыми терминами «зачин» и «концовка» и часть 5.

(справочник)

Учащиеся работают с началом и концом сказки.

Наблюдают и анализируют.

Делают выводы по содержанию.

В коллективном обсуждении формируют единое мнение. Сопоставляют его с ранее усвоенным .Сами пытаются дать названия этим частям композиции (начало конец).

Учащиеся воспринимают и осмысливают информацию.

Сравнивают со своими выводами. В ходе коллективной беседы присваивают научный смысл понятий «зачин» и «концовка»

Дополняют ранее составленный перечень признаков волшебной сказки новыми признаками.

Отвечают на проблемный вопрос:

«Ко всем ли сказкам они применимы или только к волшебной?»

Определяют содержание домашнего задания

ЭОР – 4 мин.

Весь этап – 12 мин.

5

Физкультминутка

Организует проведение зрительной гимнастики на содержании, связанной с темой урока

Дети выполняют гимнастику для глаз

1 мин

6

Углубление и расширение открытых знаний.

знакомство с произведениями художников И.Билибина и Васнецова как с иллюстрациями к русским народным сказкам. Демонстрация подборки книг сказок с иллюстрациями данных художников

Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)

Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессмертный» № 203307 (4)

Иллюстрация Васнецова «Баба Яга» № 203103 (5)

Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297 (6)

ЭОР демонстрируются на общем слайде одновременно с целью соотнесения произведений изобразительного искусства и народных русских сказок, группировке иллюстраций на основании авторской принадлежности

Учащиеся рассматривают картины художников.

Анализируют содержание. Определяют сказочных персонажей, сказочные предметы. Устанавливают их принадлежность к определённой сказке.

ЭОР – 2 мин

Весь этап – 6 мин

7

Обобщение и контроль по теме урока в виде теста и оценивание знаний учащихся

Иллюстрированный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (7)

Организует коллективный анализ содержания и порядка действий для успешного прохождения тестирования.

Анализируют задания теста. Обсуждают порядок и содержание необходимых действий для прохождения теста в парной деятельности. Выполняют тестирование.

Фиксируют в процессе деятельности затруднения.

Сообщают о встретившихся затруднениях классу.

Обсуждают коллективно.

Устанавливают обобщенный уровень усвоения учебного материала.

Определяют успешность учебной деятельности на уроке

ЭОР – 5 мин

Весь этап — 8 мин

8

Рефлексия

Учитель предлагает определить новое, открытое на этом уроке.

Определяют полученные на уроке новые знания

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

№ 1

Аудиофрагмент сказки «Сивка-бурка»

Аудиофргмент

Демонстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0cce15dc-76b6-4130-9d9c-40cf2430768f/%5BLI5RK_7-02%5D_%5BAU_19%5D.htm

2

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки

Информационный модуль

(ч.3 типы фольклорных сказок )

Ч.4 особенности повествования в сказке Сивка-Бурка (зачин, концовка, троекратное повторение, постоянные эпитеты, сравнения)

Ч.5 Справочник (термины зачин, концовка)

Гипертекст с иллюстрациями, видеофрагмент мультфильма«Лиса и Волк», аудиозапись отрывка из сказки «Каша из топора»

http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html

3

Иллюстрации И.И.Билибина (№ 137049)

Презентация

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000127-1000-4ddd-ab84-5d00469b3d82/i02_11_12_04.swf

4

Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессметрный» № 203307

Информационный

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8146029a-65b1-4a20-be05-f9c710e59870/?sort=order&interface=catalog&rubric_id[]=116148&rubric_id[]=116200

5

Иллюстрац ия Васнецова «Баба Яга» № 203103

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/06f6800b-f381-4f75-85d8-766d7d18995a/?sort=order&interface=catalog&rubric_id[]=116148&rubric_id[]=116200

6

Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc/48646/

7

Иллюстрированный тест по теме «Фольклор.Своеобразие русской народной сказки»

Практический тип

Задание-тест для фронтальной работы под руководством учителя

http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyy-test-po-teme-folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html

  • Какие достижения прогресса вы считаете самыми значительными сочинение рассуждение
  • Какие качества необходимы для путешественника итоговое сочинение аргументы
  • Какие достижения прогресса вы считаете самыми значительными сочинение аргументы
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя итоговое сочинение
  • Какие качества должны быть присущи истинному гражданину отечества итоговое сочинение