Какие элементы должны присутствовать в сказке кратко



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

аудиоформат

  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 055 604 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

    «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

    Тема

    Устное народное творчество

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Ктп по литературному чтению

  • Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
  • 12.09.2021
  • 152
  • 1

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  • 11.09.2021
  • 126
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Зачины и концовки как основные структурные элементы сказок

28.09.2017

структура сказки

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Похожие статьи:

русские народные сказки

Эпитеты в русских народных сказках

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

O сказка Это один из повествовательные жанры наиболее распространен в литературная традиция Бразильский. Великие авторы любят Альварес де Азеведо, Мачадо де Ассис или же Марио де Андраде, признаны прекрасными рассказчиками. Из-за важности жанра многие колледжи и университеты просят кандидатов на вступительных экзаменах писать рассказы. Есть даже несколько типов или подкатегорий этого жанра, среди которых: o сказка или фантастическая сказка.

Состав

литературный жанр сказка структурирован как короткое повествование который включает только конфликт. С этой точки зрения момент наибольшего напряжения жанра называется кульминация. Кроме того, хотя это и не является правилом, в рассказе обычно рассказывается следующее:

  • несколько персонажей;

  • ограниченное пространство или обстановка;

  • сокращенные временные рамки.

Подкатегория рассказов, популяризированных в 20 веке, — это микроистория. В нем в одном-двух предложениях раскрывается вся структура жанра. См. Ниже две микрошарики известных авторов Современность:

В продаже: никогда не использовалась детская обувь.

Эрнест Хемингуэй

Клетка вышла искать птицу.

Франц Кафка

Обратите внимание, что в обоих случаях существует повествование с уникальным конфликтом. В первом случае кульминацией конфликта является продажа неиспользованной детской обуви. Поэтому предполагается, что вовлеченные персонажи потеряли ребенка.

Во втором примере кульминация будет в действиях персонажа в клетке, который отправляется на поиски пойманной птицы.

Не останавливайся сейчас… После рекламы есть еще кое-что;)

Читайте тоже:литературные жанры

Элементы

Структура рассказа основана на основных элементах нарративная типология. В этом смысле рассматриваемый текстовый жанр должен иметь:

  • Символы

Этот элемент соответствует существам, которые выполнять а также страдатьдействия по сюжету повествования. В этом смысле оба персонажа могут быть люди как другие живые существа, такие как животные, растения Или до тех пор, пока объекты очеловеченный. См. Ниже изображение персонажа Аны из рассказа «О любовь» автора Кларис Лиспектор:

Дети Ханны были хорошими, настоящими и сочными. Они выросли, приняли ванну, требовали для себя, шалить, моментов все больше и больше. Кухня наконец-то стала просторной, плита вышла из строя. В квартире было очень жарко, за которую они медленно расплачивались. Но ветер трепал занавески, которые она порезала себе, напомнил ей, что, если бы она захотела, она могла бы остановиться и вытереть лоб, глядя на спокойный горизонт. Как фермер. Она посадила семена в свои руки, не другие, а только эти. И деревья росли. Его быстрый разговор с коллектором рос, вода росла, наполняя резервуар, его дети росли, он рос. стол с едой, муж, приходящий с газетами и голодно улыбающийся, надоедливое пение сотрудников строительство. Ана спокойно отдала всему свою маленькую сильную руку, свое течение жизни.

В: ЛИСПЕКТОР, К. Семейные отношения.

Обратите внимание, что читатель знает персонажа через действия Аны — «Она посеяла семена, которые были у нее в руке, не другие, а только эти» — а также описание от близких ей людей, таких как ее дети или ее муж. Также о описанный сценарий: кухня в частности и квартира в целом также являются элементами, которые заставляют читателя задуматься о том, кем был бы этот персонаж.

Чтобы узнать больше о построении персонажа, нажмите Здесь.

  • Рассказчик

O рассказчик тот, кто рассказывает историю читателю, имеет типы, как объяснено ниже.

  • Рассказчик от первого лица: также известный как рассказчик персонажей, тот, кто участвует в повествовательном сюжете. Используемые глаголы склоняются в 1-м лице речи.

  • наблюдатель рассказчик: не участвует в истории, это кто-то внешний по отношению к ней, неизвестный персонажам и не имеющий отношения к конфликту. Используемые глаголы склоняются в 3-м лице речи. Важно сказать: этот рассказчик рассказывает только то, что видит, не зная ни будущего, ни мыслей персонажей.

  • всеведущий рассказчик: тоже не участвует в рассказе. Однако, в отличие от наблюдателя, он из тех, кто знает прошлое, будущее и мысли персонажей.

  • Время

Этот элемент повествования можно понять из два пути. С одной стороны, мы говорим о времени как о время, когда происходит история. Например, в рассказе «Негринья» Монтейро Лобато, действие происходит вскоре после освобождения рабов, 13 мая 1888 года:

Превосходная донья Инация была мастером в искусстве лечения детей. Она пришла из рабства, она была рабовладельцем — и из тех свирепых, друзей, которые слушали пение торта и треск трески. Он никогда не присоединялся к новому режиму — к этой черно-белой непристойности и почти ко всему: к полиции! «Любая мелочь»: девица запекла в духовке, потому что она тебе приглянулась; новену из кукурузного початка, потому что он сказал: «Как плохо, леди!».

13 мая сняло бич из его рук, но не лишило его желания из его души. Он держал Негринью дома как средство от безумия.

В: ЛОБАТО М. Черная девочка.

В дополнение к этой перспективе, в этом элементе также присутствует идея продолжительность повествования. Следуя предыдущему примеру, действие «Негриньи» разворачивается чуть больше месяца:

В тот декабрьский отпуск, светящаяся волна неба и тьмы в мучительном аду ее отравили.

Играйте на солнышке, в саду. Шутка… Она целыми днями лелеяла красивую белокурую куклу, такую ​​хорошую, такую ​​тихую, говоря «мама», закрыв глаза, чтобы заснуть. Он жил, воплощая в жизнь мечты воображения. Он расцвел из души.

Он умер на сломанной циновке, брошенный всеми, как кот без хозяина. Однако еще никто не умер с большей красотой. Заблуждение окружало ее куклами, все светловолосые, с голубыми глазами. И ангелов… А куклы и ангелы кружились вокруг него в небесной фарндоле. Ей казалось, что эти маленькие ручки из посуды схватили ее — обняли, повернули вокруг.

В: ЛОБАТО М. ниггер.

  • Космос

Пространство рассказа — это, в общем, пейзаж в котором символывыполнять и терпеть действия которые составляют сюжет. Вспомните сценарий «О любви» из произведения. Семейные отношения, автор Lispector: «Кухня наконец-то стала просторной, плита вышла из строя. В квартире было сильное тепло, за которое медленно расплачивались ».

  • Сюжет

Он определяется как последовательность принадлежащий действия это составляет историю. Это сюжет, который приносит движение для повествовательного жанра.

  • Конфликт

Можно определить как проблемная ситуация переживается персонажами повествования. В случае рассказа, поскольку это короткий жанр, конфликт обычно Один.

Тоже читай: повествовательная хроника

Типы

Так как разнообразие способов построения сказки часто можно найти подразделения этого типа текста. В этом смысле см. Две подкатегории жанра ниже.

  • фантастическая сказка

Его можно определить как тот, в котором сюжет представляет необъяснимые ситуации, в соответствии с законами, регулирующими реальность. В этом типе повествования событие сверхъестественное всегда присутствует. Например, в рассказе Мурило Рубиао «O pirotécnico Zacarias» рассказчик сбивается и умирает. Затем он слышит, как те, кто его убил, обсуждают судьбу его тела, а затем протестует:

Но это был один из немногих результатов, которые меня не интересовали. Быть брошенным в яму, среди камней и травы, было для меня невыносимой идеей. И еще: мое тело при катании с берега могло быть спрятано среди растительности, земли и валунов. Если бы это произошло, меня бы никогда не обнаружили в его импровизированной гробнице, и мое имя не попало бы в заголовки газет.

Нет, они не могли бы меня ограбить, даже если бы это был небольшой некролог в самое главное утро в городе. Мне нужно было действовать быстро и решительно:

— Подожди! Я тоже хочу, чтобы меня слышали.

В: РУБИОН, М. Завершите работу.

Известно, что невозможно кому-то умереть, а потом протестовать против чего-либо. Поэтому можно считать это повествование фантастической сказкой. Чтобы узнать больше, прочтите: фантастическая сказка.

Сказка

Сказки, старые знакомые с детства, это жанры средневековый которые до сих пор очень успешны. По определению, этот тип повествования народные персонажи, например: феи, гномы, персонифицированные животные и т. д. Кроме того, в рассказах такого типа часто бывает моральный фон конечно и так это правильно дидактический характер. Чтобы узнать больше, прочтите: Сказочная история.

М. Фернандо Мариньо

А. Вспомогательные
элементы для связи функций между собой

Функции образуют
основные элементы сказки, те элементы,
на которых строится ход действия. Наряду
с этим имеются составные части, которые,
хотя и не определяют развития, все же
очень важны.

Можно наблюдать,
что функции не всегда следуют
непосредственно одна за другой. Если
следующие друг за другом функции
исполняются различными персонажами,
то второй персонаж должен знать, что до
этого произошло. В связи с этим в сказке
выработалась целая система осведомлений,
иногда в художественно очень ярких
формах; иногда сказка это осведомление
пропускает, и тогда персонажи действуют
ex machina,
или они всезнающи; с другой стороны, оно
применяется и там, где оно по существу
вовсе не необходимо. Этими осведомлениями
в течение хода действия одна функция
связывается с другой.

Образцы: у Кощея
отнята похищенная им царевна. Следует
погоня. Она могла бы последовать
непосредственно за отнятием, но сказка
вставляет слова Кощеева коня: «Иван-царевич
приходил, Марью-Моревну с собой взял»
и пр. Таким образом, добыча (Л) связывается
с погоней (Пр, см. 159).

Это — простейший
случай осведомления. Художественно
более ярка следующая форма: у обладательницы
волшебных яблок по-

54

верх стены натянуты
струны. Иван на обратном пути, перескакивая
через стенку, задевает струны: ведьма
узнает о похищении, начинается погоня.
Струны (для связывания других функций)
применяются в сказке о жар-птице и др.
Более сложный случай имеем в сказках
106 и 108. Здесь ведьма, вместо Ивана, съела
свою собственную дочь. Но она этого не
знает. Спрятавшийся Ивашко ей с насмешкой
об этом сообщает, после чего следует
бегство и погоня.

Обратный случай
мы имеем, когда гонимый должен знать,
что за ним гонятся. Он прикладывает ухо
к земле и слышит погоню.

Специфическая
форма для погони с превращением змеевых
дочек или жен в сады, колодцы и т. д.
следующая: Иван, победив змея и собравшись
домой, еще раз возвращается. Он подслушивает
разговор змеих и таким образом узнает
о преследовании.

Такие случаи могут
быть названы непосредственным
осведомлением. В сущности, к этому же
разряду явлений относится элемент,
обозначенный выше через шифр В (беда
или недостача сообщается), а также и w
(выдача сведений о герое вредителю или
наоборот). Но так как эти функции валены
для завязки, то они приняли характер
функций самостоятельных.

Осведомление
встречается в промежутках между самыми
разнообразными функциями. Примеры:
похищенная царевна посылает к родителям
собачку с письмом, указывая, что ее может
спасти Кожемяка (связывается нанесение
вреда и отсылка героя, А и В). Царь здесь
узнает о герое. Подобная информация о
герое может быть окрашена в известные
эмоциональные тона. Специфической
формой является клевета завистников
(«он де похваляется» и пр.), вследствие
чего возникает отсылка героя. В иных
случаях (192) герой действительно хвастается
своей силой. Такую же роль в некоторых
случаях играют жалобы.

Иногда подобное
осведомление носит характер диалога.
Сказка выработала канонические формы
ряда таких диалогов. Чтобы даритель мог
передать свой волшебный дар, он должен
узнать о случившемся. Отсюда диалог яги
с Иваном. Точно так же и помощник раньше,
чем выступить, должен знать о беде, и
отсюда характерный диалог Ивана с своим
конем или другими помощниками.

Как ни разнообразны
все приведенные случаи, они объединены
одним общим признаком: здесь один
персонаж узнает что-либо от другого, и
этим предшествующая функция связывается
с последующей.

Если, с одной
стороны, персонажи, для того, чтобы
начать действовать, должны что-либо
узнать (сообщение, подслушанный разговор,
звуковые сигналы, жалобы, клевета и т.
д.) то с другой стороны они часто выступают
со своей функцией потому, что

55

они что-либо видят.
Этим создается второй вид связок.

Иван выстраивает
дворец против дворца царя. Царь его
видит, узнает, что это Иван. Следует
свадьба его дочери с Иваном. Иногда в
этих, как и в других случаях, применяется
подзорная труба. В подобной же роли при
других функциях выступают такие
персонажи, как Чуткий и Зоркий.

Но если нужный
предмет очень мал, или слишком далек и
пр., то применяется другой прием
связывания. Предмет приносится, а в
применении к людям этому соответствует
привод. Старик приносит царю птицу
(126), стрелец приносит царице корону
(127), стрелец приносит царю перо жар-птицы
(169), старуха приносит царю полотно и т.
д. Этим связываются самые разнообразные
функции. В сказке о жар-птице Ивана
приводят к царю. То же, в ином применении,
имеем в сказке No 145, где отец приводит
своих сыновей к королю. В последнем
случае связываются не две функции, а
начальная ситуация и отсылка: царь не
женат, ему приводят семерых искусников,
он посылает их за невестой.

В близкой связи с
этим стоит приход героя, например на
свадьбу своей невесты, потребованной
ложным героем. Этим связывается
(притязания обманщика или ложного героя
(Ф) и (узнавание подлинного героя (У). Но
эти же функции связываются и более ярко.
На праздник приглашаются все нищие, в
их числе является герой и т. д. Устройство
широких пиров служит также для связывания
Р (решение трудной задачи) и У (узнавание
героя). Герой решил задачу царевны, но
никто не знает, где он. Созывают пир,
царевна обходит гостей, следует узнавание.
Таким же способом царевна обличает
ложного героя. Объявляется смотр солдат,
царевна обходит их ряды, узнает обманщика.
Созывание пира может не считаться
функцией. Оно вспомогательный элемент
для связывания притязаний ложных героев
(Ф) или решение трудных задач (Р) с
узнаванием героя (У).

Перечисленные
пять-шесть разновидностей здесь не
систематизированы и не исчерпаны. Но в
этом пока для наших целей нет необходимости.
Мы обозначаем элементы, служащие для
связи функций между собой, знаком §.

В. Вспомюгательные
элементы при утроениях

Подобные же
связывающие элементы мы имеем при
различных утроениях. Утроение как
таковое уже достаточно освещено в
научной литературе, и здесь можно на
этом явлении не останавливаться. Заметим
только, что утраиваться могут как
отдельные детали атрибутивного характера
(три головы змея), так и отдельные функции,
пары функций (преследование — спасение),
группы функций и целые ходы. Повторение
может быть или равномерным (три задачи,
три года служить), или повторение

56

дает нарастание
(третья задача самая трудная, третий
бой самый страшный), или же два раза
дается отрицательный результат, один
раз положительный.

Иногда действие
может просто механически повторяться,
но иногда надо, во избежание дальнейшего
развертывания действия, ввести какие-то
элементы, приостанавливающие развитие
и вызывающие повторение.

Укажем два-три
примера:

Иван получает от
отца дубину, или клюку, или цепь. Он
дважды подбрасывает дубину или рвет
цепь. Дубина при возвращении на землю
ломается. Заказывается новая дубина, и
только третья оказывается пригодной.
Проба волшебного средства не может
считаться самостоятельной функцией,
ею только мотивируется тройное получение
его.

Иван встречает
старуху (ягу, девушку), которая отсылает
его к своей сестре. Путь от одной сестры
к другой указывает клубочек;

то же происходит
при следовании к третьей сестре.
Путиводительство клубочка в этом случае
не является функцией R (путеводительство).
Клубочек только ведет от одного дарителя
к другому, что обусловлено утроением
образа дарителя. Очень вероятно, что
клубочек специфичен именно в данной
роли. Наряду с этим клубочек приводит
героя к месту его назначения, и тогда
перед нами функция, обозначенная через
R.

Укажем другой
пример: чтобы повторилась погоня,
антагонист должен уничтожить препятствие,
которое ему ставит герой. Ведьма
прогрызает лес, и начинается вторая
погоня. Это прогрызание не может считаться
ни одной из приведенных тридцати одной
функций. Это — элемент, которым вызывается
утроение, элемент, связывающий первое
выполнение со вторым, или второе с
третьим. Наряду с этим мы имеем форму,
где ведьма просто грызет дуб, на котором
спасается Иван. Здесь вспомогательный
элемент использован в самостоятельном
значении.

Равным образом,
если Иван, служа поваром или конюхом,
побеждает первого змея, и затем
возвращается на кухню, то это возращение
не означает функции }
(возвращение), здесь только связывается
первый бой со вторым и третьим. Но, если
после третьего боя Иван, освободив
царевну, возвращается к себе домой,
тогда мы действительно имеем функцию
}
(возвращение).

С. Мотивировки

Под мотивировками
понимаются как причины, так и цели
персонажей, вызывающие их на те или иные
поступки. Мотивировки иногда придают
сказке совершенно особую, яркую окраску,
но все же мотивировки принадлежат к
самым непостоянным и неустойчивым
элементам сказки. Кроме того, они пред-

57

ставляют собой
элемент менее четкий и определенный,
чем функции или связки.

Большинство
поступков персонажей середины сказки
естественно мотивированы ходом действия,
и только нанесение вреда как первая
основная функция сказки, требует
некоторой дополнительной мотивировки.

Здесь можно
наблюдать, что совершенно одинаковые
или сходные поступки мотивируются самым
различным образом. Изгнание и высаживание
на воду мотивируется: ненавистью мачехи,
спором о наследстве братьев, завистью,
боязнью конкуренции (Иван-купец), неравным
браком (Иван-крестьянский сын и царевна),
подозрением в супружеской неверности,
пророчеством об унижении сына перед
родителями. Во всех этих случаях изгнание
мотивируется жадным, злым, завистливым,
подозрительным характером вредителя.
Но изгнание может мотивироваться
скверным характером изгнанника. Изгнанию
здесь придается характер известной
правомерности. Сын или внук бедокурит
или глупит (отрывает руки, ноги прохожих),
горожане жалуются (жалобы — §), дед
изгоняет внука.

Поступки изгнанника,
хотя и представляют собою действия, но
отрывание рук и ног не может считаться
функцией хода действия. Это — качество
героя, выраженное в поступках, служащих
мотивом для изгнания.

Заметим, что
действия змея и очень многих других
вредителей сказкой ничем не мотивируются.
Конечно, и змей похищает царевну по
известным мотивам (для насильственного
супружества или чтобы ее пожрать), но
сказка об этом умалчивает. Есть основание
думать, что сказке вообще не свойственны
мотивировки, формулированные словами,
и мотивировки вообще с большой долей
вероятности могут считаться
новообразованиями.

В тех сказках, где
нет нанесения вреда, ему соответствует
а
(недостача), первой же функцией является
В (отсылка). Можно наблюдать, что отсылка
при недостаче также мотивируется самым
различным образом.

Начальная нехватка
или недостача представляет собою
ситуацию. Можно себе представить, что
до начала действия она длилась годами.
Но настает момент/когда отправитель
или искатель вдруг понимает, что чего-то
не хватает, и этот момент подлежит
мотивировке, вызывая отсылку (В), иди
непосредственно поиски (C{).

Осознание недостачи
может происходить следующим образом:

объект недостачи
невольно сам посылает о себе некоторую
весть, являясь мгновенно, оставляя
некоторый яркий след, или являясь герою
в каких-либо отражениях (портреты,
рассказы). Герой (или отправитель) теряет
свое душевное равновесие, загорается
тоской по раз увиденной красоте, и отсюда
развивается все дей-

58

ствие. Одним из
характерных и прекрасных образцов может
послужить жар-птица и оставленное ею
перо. «Это перо было так чудно и светло,
что ежели принесть его в темную комнату,
то оно так сияло, как бы в том покое было
зажжено великое множество свеч»*.
Сходным образом начинается скачка No
138. Здесь царь видит прекрасного коня
во сне. Этот конь «что ни шерстинка,
то серебринка, а во лбу светел месяц».
Царь посылает за конем. По отношению к
царевне этот элемент может окрашиваться
иначе. Герой видит проезжающую Елену:
«осияло и небо, и землю, — летит по
воздуху золотая колесница, в упряжи
шесть огненных змеев; на колеснице сидит
королевна Елена Премудрая — такой красы
неописанной, что ни вздумать, ни взгадать,
ни в сказке сказать. Сошла она с колесницы,
села на золотой трон и начала подзывать
к себе голубок по очереди и учить их
разным мудростям. Покончила учение,
вскочила на колесницу и была такова»
(236). Герой влюбляется в Елену и т. д. Сюда
же можно причислить те случаи, когда
герой в запретном чулане видит портрет
необычайной красавицы, смертельно в
нее влюбляется и т. д.

Далее мы видим,
что недостача осознается через
персонажей-посредников, которые обращают
внимание Ивана на то, что ему недостает
чего-либо. Чаще всего это родители,
которые находят, что сыну нужна невеста.
Эту же роль играют рассказы о необычайных
красавицах, вроде следующего: «Ах,
Иван-царевич, что я за красавица? Вот
как за тридевять земель, в тридевятом
царстве живет у царя-змея королевна,
так та подлинно красота несказанная’
(161). Эти и подобные рассказы (о царевнах,
богатырях, чудесах и т. д.) вызывают
поиски.

Иногда недостача
может быть мнимой. Злая сестра или мать,
злой хозяин, злой царь отсылают Ивана
за той или иной диковинкой, которая им
вовсе не нужна и которая служит лишь
предлогом, чтобы отделаться от него.
Купец отсылает его из страха перед его
силой, царь — чтобы овладеть его женой,
злые сестры — по обольщению змея. Подобные
отсылки иногда мотивируются мнимой
болезнью. В этих случаях нет прямого
вредительства, и отправка логически
(но не морфологически) его заменяет. За
спиной злой сестры стоит змей, и
отправитель обычно подвергается тем
же наказаниям, что вредитель в других
сказках. Мы можем заметить, что отсылка
враждебного характера и отсылка
дружественная развиваются совершенно
одинаково.

______________

*
К сожалению, в нашем материале нет вполне
аналогичных случаев для осознания
недостачи царевны. Напомним золотистый
волос Изольды, принесенный королю Марку
ласточками. Такое же значение имеет
необычно душистый волос, приплывающий
по морю в африканских сказках. В
древнегреческой сказке орел приносит
царю туфлю прекрасной гетеры.

59

Отправляется ли
Иван за диковинкой потому, что его хочет
извести злая сестра или злой царь, или
потому, что его отец болен, или потому,
что отец увидел диковинку во сне, — все
это на построение хода действия, т. е.
на поиски, как таковые, как мы увидим
ниже, не оказывает влияния. Можно вообще
заметить, что чувства и намерения
действующих лиц не отражаются на ходе
действия ни в каких случаях.

Способов, какими
осознается недостача, очень много.
Зависть, бедность (для рационализированных
форм), удаль и сила героя

— и многое другое
могут вызвать поиски. Даже желание иметь
детей может создать самостоятельный
ход (героя отсылают искать средство от
бездетности). Этот случай очень интересен.
Он показывает, что любой сказочный
элемент (в данном случае бездетность
царя), может как бы обрасти действием,
может обратиться в самостоятельный
рассказ, может его вызвать. Но, подобно
всему живому, сказка производит лишь
себе подобное. Если какая-либо клетка
сказочного организма становится
небольшой сказкой в сказке, она строится,
как это видно будет ниже, по тем же
законам, что и всякая волшебная сказка.

Часто также чувство
нехватки не мотивируется ничем. Царь
созывает своих детей: «Сослужите мне
службу» и пр., и посылает их в поиски.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    13.02.201519.07 Mб112Новиков А.В. Методология.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сказкипроизведения
большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения (композиции)–
настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства
исполнителей. А.С.Пушкин писал: «Читайте простонародные сказки, молодые
писатели, чтоб видеть свойства русского языка».

Нередко
сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их
назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на
соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка.
«Было это на море, на океяне, – начинает сказочник. – На острое Кидане стоит
древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню
поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно
посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет
эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и
сказку поведем…» Часто присказки юмористичны. Например: «В некотором царстве, в
некотором государстве под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был
белоус, надел на голову арбуз, на нос – огурец и поставил великолепный дворец. Это
не сказка, а присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и
мягких калачей». Или: «Поп со зла ударил козла, а козел с разбегу ударил
телегу, а телега раскатилась, попу в бороду вцепилась. Но это еще не сказка,
это присказка, сказка дальше начинается».

Традиционным
элементом сказки является зачин
(начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной
речью и сказочным повествованием. В зачине определяются герои сказки, место и
время действия. Самый распространенный зачин начитается со слов: «Жили-были…».
У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором
государстве жил был царь…». Но нередко сказки начинаются прямо с описания
действия: «Попался было бирюк в капкан…».

Сказки имеют
и своеобразные концовки,
которые подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например,
заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор
живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное
кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда
концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о
содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из
норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто
бывает: от хвоста и голова пропадет».

Источник:

http://radyga11.ucoz.ru/publ/rekomendacii_k_urokam/formulirovki_s_urokov/kompozicija_skazki/73-1-0-434

  • Каким можно назвать рассказ чехова пересолил
  • Каким может быть столкновение мечты и реальности сочинение невский проспект
  • Каким может быть путь к познанию себя сочинение
  • Каким может быть наказание за преступление сочинение
  • Каким может быть жизненный путь человека сочинение старуха изергиль