Какие элементы волшебной сказки можно увидеть в повести и петре и февронии муромских

Сказочное начало в «Повести о Петре и Февронии Муромских»:

примеры вымысла, сюжетные эпизоды, волшебство.

Особое место среди произведений древнерусской литературы жанра бытия занимает «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом. Обычно житие повествовало обо всей жизни святого, события изображались как проявление христианских добродетелей героя. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» практически отсутствуют житийные элементы, это трансформация жанра в полусветское произведение литературы.

В сюжете «Повести» отчетливо прослеживается сказочное начало – мотивы сказки о мудрой деве и герое-змееборце.

В начале произведения присутствует сказочный персонаж – змей. Он волшебным образом предстает всем в образе князя Павла. Как в сказке, жена князя узнает о смерти змея от него самого: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча». Тут же присутствует следующий сказочный элемент – волшебный меч, который способен погубить неприязненного змея, причем Петр получает его чудесным образом – местонахождение меча ему указывает отрок, явившийся герою в церкви Воздвиженья честного и животворящего креста.

Добро в сказке всегда побеждает зло, Петр также побеждает змея.

Эпизод, в котором читатель знакомится с героиней «Повести», так же напоминает сказку – Феврония говорит с посланцем Петра загадками: «Не хорошо быть дому без ушей и без очей!», «Отец и мать мои пошли взаймы плакать. Брат же мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть», которые сама поясняет недоумевающему юноше: «Если бы был в доме нашем пес, то он, почуяв тебя, к дому подходящего, залаял бы на тебя: это — уши дома. А если бы в горнице моей ребенок, то, увидев тебя, к дому подходящего, сказал бы мне: это — очи дому. А когда сказала тебе про отца и про мать, что отец мой и мать пошли взаймы плакать, то это значит, что пошли они на похороны и там плачут. Когда же они сами умрут, то другие станут плакать по ним — это и есть заемный плач. Про брата же тебе сказала, потому что отец мой и брат древолазцы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Теперь брат мой ушел на это дело, и когда он влезет высоко на дерево, и через ноги с высоты посмотрит вниз, то подумает, как бы ему не сорваться с высоты. Если же кто сорвется, тот жизни лишится. Поэтому я и сказала, что пошел он через ноги в глаза смерти смотреть».

Следующим сказочным элементом является награда за исцеление – Феврония в награду за исцеление хочет стать женой князя.

Далее в «Повести» присутствует еще один сказочный сюжетный эпизод – загадки-испытания. Князь хочет, чтоб из пучка льна девушка сделала ему за короткий срок рубашку, штаны и полотенце. Феврония доказывает свою мудрость: просит князя из обрубка полена сделать за короткое время ткацкий станок для работы.

Слова уже княгини Февронии на требование муромских бояр покинуть город: «Я же вам говорю, дайте и мне то, что я попрошу у вас» вполне подходит для сказки.

Чудесным является и то, что в руках княгини крошки хлеба становятся ладаном, а палки на берегу реки, благословленные Февронией, превращаются в большие деревья.

Не менее волшебным является воссоединение умерших супругов в одном гробу после того, как слуги кладут их в отдельные гробы вопреки их завещанию.

Само построение сюжета «Повести» напоминает сказки: князь женится на простой девушке (правда, в русских сказках чаще царевна выходит замуж за простого крестьянина в награду за его подвиги), его княгиню бояре невзлюбили именно за это, супруги живут «долго и счастливо» и умирают в один день.

8 июля Православная Церковь празднует память преподобных Петра и Февронии. «Повесть о Петре и Февронии» является авторским произведением, однако несёт в себе и фольклорные традиции. Мы хотим вспомнить 7 ключевых сказочных мотивов в этом удивительном произведении.

1.Змей
История «Повести», написанной в XV веке по устной легенде, начинается с рассказа об искушении жены князя Павла змеем. Пытаясь соблюдать житийную традицию повествователь вводит в действие Дьявола – именно он посылает змея. Правда, если в сказках победа над змеем становится кульминацией, то здесь она присутствует лишь для того, чтобы познакомить читателя с одним из главных действующих лиц – братом Павла, муромским князем Петром. Но вернемся к «Повести»: искушаемая жена спешит рассказать мужу о напасти, а тот начинает искать способы избавления. Так и не придумав ничего дельного, он предлагает жене узнать у змея, «от чего ему смерть должна приключиться?» Подобно «смерть моя в игле, игла – в яйце», змей рассказывает жене, что умереть ему суждено «от Петрова плеча и от Агрикова меча».
2. Агриков меч
Павел не сразу догадывается, о каком «Петровом плече» идет речь. А вот Петр, узнав о беде брата, сразу всё понимает. Только где добыть меч? В сказках часто используется прием добычи способного уничтожить злодея оружия при помощи помощников или чудесных сил. В «Повести» же используется другой прием – Петр обретает меч благодаря молитве. История рассказывает, что Петр любил в одиночестве ходить в церковь. В один из таких визитов в церковь Воздвижения честного и животворящего креста во время вознесения молитвы ему является ангел в образе отрока, который показывает щель между алтарными плитами, где Петр и находит спасительный меч.
3.Загадки Февронии
Змей убит! Беда только, что кровь его попала на героя Петра, который покрылся струпьями и язвами – вот так награда! Видимо, на данном этапе автор «Повести» решает не использовать сказочный прием награды за победу над злодеем, а отдать Петру сполна чуть позже. Такой сюжетный ход делает возможным встречу Петра и Февронии. Петр узнает, что на Рязанской земле живут хорошие врачи и отправляется в путь. Во время остановки в селе Ласково (чудесное название!) один из отроков князя забредет в дом, где перед ним предстанет «удивительное зрелище»: сидящая за ткацким станком девушка, перед которой… скачет заяц. На все вопросы отрока крестьянская девушка будет отвечать загадками: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!», «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Правда, не станет долго томить недоумевающего отрока, разъяснит: уши дома – это собака, очи дома – это ребенок, плакать взаймы – пойти на похороны, а смотреть сквозь ноги в глаза смерти – заниматься сбором меда, залезая высоко на дерево и рискуя ежесекундно упасть вниз и погибнуть. Так автор вводит в «Повесть» образ Мудрой девы – традиционный для волшебных сказок.
4.Испытание и исцеление
Феврония предлагает вылечить князя, а в качестве «платы» хочет стать женой князя. Петр с пренебрежением воспринимает слова ее: «Как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!» Однако от помощи не отказывается, пообещав, что если Февронии удастся его вылечить, он женится на ней. Девушка дает слугам князя «волшебное зелье» в виде хлебной закваски и строго наказывает, как следует поступить: истопить баню, намазать все струпья и язвы, а один струп не мазать. Так князь и делает, но прежде, как и требует настоящая сказка, решает испытать Мудрую деву. Он посылает ей маленький пучок льна и велит за то время, пока он будет в бане, выткать и сшить ему одежду. Феврония не растерялась и сполна доказала свою мудрость: в ответ она отправляет князю обрубок полена с просьбой смастерить из него ткацкий станок. А на возмущение князя: «Как же можно из такого обрубка сделать станок?», ответила: «Так разве можно из пучка льна сшить одежду для взрослого мужчины да еще за то время, пока он будет в бане?»
5.Неравный брак
Удивлен был князь мудростью девушки, но, невзирая на это, а также на данное обещание, не женился, а вернулся в Муром, править дальше. Только на следующий же день после возвращения от оставленного струпа снова пошла болезнь по телу князя-обманщика. Со стыдом он снова послал к Февронии с просьбой об исцелении, на что Феврония лишь сказала, что выздоровеет князь, когда выполнит свое обещание. Князь снова дал обещание, Феврония назначила тот же курс, и князь выздоровел. Так Феврония стала княгиней. Вернулись они в Муром и стали жить благочестиво, ни в чем не нарушая Божьих заповедей, почти как в сказке – «жить-поживать да добро наживать». Только, как водится, не взлюбили бояре жену-простлюдинку, начали наговаривать на нее, будто не по чину собирает она после каждого пира крошки. Петр решил проверить: после пира действительно собрала Феврония крошки, а когда Петр разжал руку, увидел на ладони благоухающий ладан и фимиам. С тех пор Петр прекратил свои «проверки».
6.Жили они долго и счастливо
Только бояре не успокаивались: пожелали они изгнать Февронию. На пиру прямо ей об этом и заявили: «Забирай богатств, сколько хочешь, и уходи!». Мудрая же княгиня молвила: «Обещайте мне дать то, что попрошу!», а после боярских заверений продолжила: «Ничего не прошу, только супруга моего, князя Петра!» Не нарушивший заповеди князь последовал за своей женой. Они покинули город. Во время «путешествия» по реке Оке Феврония наставляла на путь истинный заблудших и продолжала творить чудеса. Так, во время ужина срубили молодые деревца для того, чтобы смастерить рогатины для котла, а уже на утро, после благословения святой княгини Февронии, из них выросли большие деревья. Она утешала мужа: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!» И действительно, пришли на поклон бояре и попросили вернуться в город. Рассказали, что как только Петр и Феврония покинули город, каждый из бояр захотел править – начались убийства и смута. Муромский народ потребовал вернуть прежних правителей. И вернулись благоверные в родной город, и стали править по Заповедям Господним, справедливо и кротко, без жестокости и стяжательства, и милость творя всякому – «странников принимали, нагих одевали, голодных насыщали, бедных от напастей избавляли».
7.И умерли в один день
Когда пришло время умирать, приняли супруги монашеский постриг и умолили Бога, чтобы милостиво позволил им умереть в один день. Так и случилось. Как требует житийная традиция, после их кончины последовали посмертные чудеса. Вопреки завещанию, благоверных положили в разные гробы, которые развезли в разные места, однако на утро их тела оказались в одном гробе, который они сами велели высечь для себя из камня. Вторая попытка разлучить Петра и Февронию снова не увенчалась успехом – супруги утром снова оказались вместе. После этого не посмели люди трогать их и совершили погребение рядом с церковью пречистой Богородицы, что в Муроме.
История Петра и Февронии по праву считается самой прославленной легендой о верности и любви, которую родила земля русская.
                                                                                                                             Фаина Шатрова

Читать источник здесь

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Какие признаки сказки в Повести о Петре и Февронии?

4 ответа:



5



0

В Повести о Петре и Февронии Муромских не одна сказка, а две: об огненном змее и мудрой деве. Петр убивает крылатого змея, который повадился к жене брата. Но брызги крови змея вызвали кожную болезнь у Петра. Мудрая и хитрая девица вылечила князя с условием, что он женится. Князь сначала не купился на шантаж, но болезнь вернулась и он смирился. Да, а что было делать? Февронья в Повести очень похожа на «мудрую деву» своими странными ответами и, непонятными для посвященных, речами.

Еще один признак сказки я вижу в концовке. Каждая сказка заканчивается фразой: «… и жили они долго и счастливо, пока смерть не разлучила их». Но в нашем случае и смерть не смогла разлучить и люди, как не пытались их похоронить в разных местах, Петр и Февронья оказывались в одном гробу!

Кроме этого, можно добавить то, что персонажи вымышленные. В Летописях Руси ничего нет о паре Петр и Февронья. Эта Повесть — одна из жемчужин древнерусской литературы XVI века, но не исторического, ни агиографического значения не имеет. Таких святых на Руси не было никогда. Был князь Давид со своей женой, но их история, кроме имен иночества, ничего общего с легендой не имеет.

Вера — это, конечно, свойство человека, которое там и необходимо, где нет логики и не хватает фактов, но неужели за всю историю православия, нам, кроме этих детских сказок и предложить нечего?



5



0

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» не совсем повесть, не совсем житие, но и не совсем сказка. В этом произведении древнерусской литературы сочетаются признаки всех этих жанров.

Отметим, какими чертами сказки обладает данная повесть:

  1. Несомненно сказочный сюжет некоторых частей повести. Это история про змея-искусителя, который мог принимать человеческий облик. И это история про мудрую деву Февронию. Причем первая часть более близка к волшебным сказкам, а вторая близка к сказкам бытовым.
  2. Наличие зачина, ведь повесть начинается словами «Есть в земле Российской город». Это представление места действия, но места конкретного.
  3. Наличие волшебного предмета — агрикова меча.
  4. Наличие сверхъестественных существ — змей-дьявол
  5. Волшебные превращения крошек в ладан, волшебное исцеление.
  6. Постоянные эпитеты, характерные именно для сказочной речи и троекратные повторы
  7. Окончательная победа добра над злом, после тяжелых испытаний, которые выпали главным героям.



3



0

Я бы отметила следующие признаки сказки:

  • сказочный сюжет: дочь пчеловода исцеляет прекрасного принца (князя) от болезни и выходит за него замуж. Преодолев некоторые трудности (изгнание из города) они,по просьбе народа, возвращаются, живут долго и счастливо, просят Бога, чтобы он дал им возможность умереть в один день, что и происходит.
  • наличие сказочных персонажей (змий) и сказочных атрибутов (Агриков меч)
  • чудеса: маленькие деревца за одну ночь превратились в большие деревья, перемещение тел из разных гробов в «единый».
  • как всякая сказка, Повесть о Петре и Февронии таит в себе глубокий философский смыл, отдавая дань традиционному русскому благочестию и политическим идеям, основанным на понятиях чести и здравого смысла, показывает силу народной мудрости и дает понять, что именно эта мудрость — основа благосостояния и процветания России.



0



0

Я бы выделила следующие признаки сказки в этом произведении:

  1. В повести можно найти волшебный предмет — агриков меч, а также волшебный герой — змий.
  2. Петр убив змия, победил зло.
  3. Волшебная мазь, которая помогла исцелится Петру. Однако, чтобы чудо исцеления продолжилось Петру нужно было взять Февронью в жены, иначе чудо не произошло бы, а болезнь возвращалось бы к нему.
  4. Местами непонятна и загадочна речь Февроньи — нет у дома ушей, очей, а отец и мать пошли взаймы плакать. Персонажам приходится отгадывать загадки.

Читайте также

Хотя повесть берет свое начало еще из далекого и дремучего уже 16-го века, но почитать ее будет полезно и сейчас, тем более, что ценности, обозначенные в повести в современное время подвергаются нападкам и попираются. Изначально, повесть писалась в ключе жития (описания жизненного пути) святых — храброго и справедливого князя, а также стойкой и наделенной мудростью девушки. Главное, что тут показан ясно и недвусмысленно приоритет основных (базисных) человеческих ценностей, не терять который призывают все поступки героев произведения. Крестьянская девушка кротко и мудро говорит, что правильно и нравственно будет излечить именно мужа, поскольку лечит Любовь, которая присутствует между мужем и женой, а вовсе не ее умения и способности. И князю понятен ее посыл, ведь именно из-за любви к своему брату он борется со змеем и одерживает заслуженную победу. Именно поэтому и расставляются в правильном порядке приоритеты — важнее всего Любовь, которая и порождает потом мудрость, благородство душевных порывов и милосердие.

По легенде,несмотря на принятие монашества, Петр и Феврония продолжали любить друг друга(наверное,это была уже другая, родственная духовно, любовь).Ведь когда Петр почувствовал приближение кончины,он послал сообщить об этом Февронии,на что она ему ответила:»Подожди, не уходи без меня.Я вышиваю воздУх ( оформление иконы Богородицы), дай мне его закончить!»

И Петр молитвенно попросил Господа не забирать его, пока не увидит Февронию перед смертью.

Феврония закончила свою работу, попрощалась с супругом и в тот же день умерла, как и Петр. Тела Петра и Февронии хотели похоронить на разных погостах.Как известно, по христианским правилам,похороны осуществляют на 3-й день.

В первую же ночь,пока шла подготовка к похоронам, произошло чудо: тела их оказались вместе, в одном гробе.

Люди решили,что кто-то подшутил нехорошо.Тела вновь положили в разные места,но на следующую ночь оказалось то же самое.

Тогда все поняли,что и после смерти эти любящие друг друга супруги не желают разъединяться.

Именно поэтому Петри Феврония и стали символами вечной любви,которую сам Господь благословил.

Феврония обладала двумя важнейшими качествами, которые давали ей надежду на преодоление любых трудностей и несчастий: во-первых, она искренне и горячо верила в Бога, а, во-вторых, обладала достаточной мудростью, чтобы идти к цели, не отступая и не сдаваясь.

Глубоко религиозная и порядочная, она умела спокойно и стойко воспринимать удары судьбы, умела прощать и забывать обиды, понимая, что каждому человеку свойственны и минуты слабости, и минуты отчаяния.

Крепкий духовный стержень не давал Февронии сгибаться перед лицом опасностей, а сила духа — стойко выдержать все испытания, выпавшие на ее долю.

Поняв, что ее путь на земле связан с князем Петром, и на протяжении долгих лет была не просто его женой, а его совестью и его поддержкой.

А вместе они на века стали cuмвoлoм любвu и верностu для всего православного мuра.

8 июля-День семьи,любви и верности и День Петра и Февронии. Для нас это особенный праздник-так как в этот день мы отмечаем день рождения нашей дочери и отмечаем этот семейный праздник на нашей даче. В Москве и Подмосковье в некоторых парках и скверах проходят концерты, ярмарки и народные гуляния, посвящённые этому замечательному празднику.

В «Повести…» меня более всего тронула судьба Февронии, о ней я хочу написать свой рассказ.

Уже при первом знакомстве личность Февронии привлекла мое внимание: посмотрите, как она говорит — каждая ее фраза — загадка. Княжеский служка ни слова не мог понять из ее речи, пока она не объяснила ему. Однако Феврония твердо знает что ей нужно, а нужно ей немного, будучи убежденной в том, что она — лучшая жена для князя Петра, она твердо идет к своей цели и добивается ее.

Но, даже став княгиней, Феврония ведет себя скромно и благочестиво. Она уважительно относится к своему мужу, к окружавшим ее боярам. Даже, когда те жестоко выдворяют ее из Мурома, она смиренно уходит, согласившись оставить город, если ее драгоценный супруг последует вместе с ней.

Трудности, лишения — ничто не может вывести ее из себя. Она точно знает — ее судьба навечно связана с Петром, с ним она хочет жить и с ним она хочет быть похороненной.

Такая преданность супругу без желания раствориться в нем, кажется мне единственно верным, православным подходом к браку. Может быть, поэтому история о Петре и Февронии смогла пережить века и до сих пор привлекает христиан всего мира своей поразительной чистотой и святостью.

  • Какие шпаргалки можно сделать на сочинение
  • Какие чудесные предметы встречаются в сказке гуси лебеди запиши
  • Какие чудесные превращения происходят в сказке иван царевич и серый волк
  • Какие чудеса происходят в сказке царевна лягушка выпиши примеры из текста
  • Какие чудеса происходят в сказке сколько раз и в кого превращался князь гвидон