Какие эмоции вызывает сказка о мертвой царевне и семи богатырях

­Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» мне очень понравилась. Она привлекла тем, что добро побеждает зло. Понравился образ молодой царевны добротой и верностью. Было интересно узнать о чудесном зеркальце. Больше всего мне понравились эпизоды: странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Было очень жалко преданного Соколко. А ещё, читая эту сказку, я восхищался мелодичными стихами А.С. Пушкина.

Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Особенно из героев мне понравились богатыри и царевич Елисей. Они добрые, отважные. Отрицательные эмоции у меня больше всего вызывала царица. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя. Она самовлюбленная и очень злая.

Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже разболелись глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.

Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.

Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.

Новая царица совершенно не похожа на первую. В отличие от первой царицы, которая любила, ждала и тосковала о царе, новая царица самовлюбленная, злая.

Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?

Но царевна молодая.
Тихомолком расцветая…

Кому противопоставляет её автор?

«но» в данном случае означает вопреки ожиданиям. Автор противопоставляет её мачехе злой царице.

Союз но – обозначает противопоставление.

Значит, Пушкин противопоставляет молодую царевну царице.

Царевна молодая, красавица – черноброва, белолица, кроткая. Хороша так хороша!

Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая прекрасная.

Пушкин именует по-разному героиню сказки, чтоб выделить, что в некие моменты она ведет себя как королева, в другие просто как баба, в третьи конкретно как злая мачеха. Королева относится к юный царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белоснежнее. Она ведет себя не как королева, как завистная баба и злая мачеха.

Полностью выражает предпосылки недоброго дела к царевне словосочетание «злая мачеха».

Прочитайте:

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.

Черты характера – горда, ломлива, своенравна, ревнива. Противоречие – умная не может быть ломливой.

Ломливая — капризная.

Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.

«белолица, черноброва. нраву кроткого такого»

Царевна трудолюбивая, скромная, приветливая, добрая, верная
её любят
ей помогают
«моя душа» – называет её А.С. Пушкин

Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?

Семь братьев-богатырей в сказке Пушкина обладают такими личностными качествами, как:

гостеприимность (богатыри были рады тому, что их посетил гость, пусть даже без спроса);
уважение к чужому труду (братья нарекли царевну «сестрицей», отдавая ей дань за то, что она сделала для них);
дружность (они всегда держались вместе, бок о бок);
бесконфликтность (богатыри не стали спорить или бороться друг с другом, чтобы выяснить, кому должна достаться царевна, а пришли спрашивать об этом ее. Тут же можно отметить следующее качество — уважение к женщине);
смиренность (братья достойно восприняли информацию о том, что у царевны уже есть жених, поэтому никто их них не станет ее мужем);
чуткость (так, они сразу поняли, что собака не просто забавляется, а хочет донести до богатырей важную информацию);
способность любить (богатыри очень любили царевну и с горечью пережили ее погибель).

Богатыри относятся к царевне с любовью, с уважением, с заботой.

Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!

1-ая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще, 2-ая уверенно, утверждающе, отрадно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк делают звуки, из которых складываются слова. К примеру, слово «трезвонить» начинается теми же знаками, что и слово «трубит». Но 1-ое слово дребезжит (звук [р ] мягенький, сочетание [зв]), 2-ое слово звучит уверенно ([р1 жесткий, верно слышится звук [у]), его крепит слово «уже», в каком тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже делает воспоминание неуверенности. Во 2-м двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.

Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Строчки, посвященные первой королеве, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — не очень стремительная и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная, залихватская музыка.

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

Задать вопрос

  • Все вопросы

Егор





Русская литература


5 — 9 классы




11.12.2018 10:05

Какое настроение вызывает «Сказка о мертвой царевне» Пушкина?

Ответы на вопрос

Записаться

Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

Смотреть

<h2>»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Какие ответы на вопросы 5 класс литература Коровина?</h2>

1 Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

2 Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

3 Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне…» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

4 Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

5 Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла…»?

6 Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.

7 Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?

8 Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

9 Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

10 Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

11 Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

12 Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница на-строения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

Будьте внимательны к слову К стр. 113

Литература и другие виды искусстваК стр. 113-114

1 Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

2 Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

3 Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, ца- рице-мачехе?

4 Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?

Проверьте себя К стр. 114

Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку

Фонохрестоматия Стр. 114

1 Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?

2 Послушайте ещё раз диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр в своём чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чувства и настроения участниц разговора.

3 Королевич Елисей трижды обращался с вопросом к силам природы. Какие чувства, переживания героя слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?

4 Какими средствами звукозаписи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?

Ответ:

1.Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.

2.Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

Посреди героев этой сказки мне приглянулись юная царевна, богатыри и королевич Елисей, а мачеха вызвала чувство возмущения.

3.Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне…» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

Сказка Пушкина поближе к народной, чем притча Жуковского. В пушкинской притче зла царевне вожделеет не сторонняя колдунья, а злая мачеха, как это обычно бывает в российских народных сказках. Пушкин употребляет чудесные числа Семь и 3: царевна попадает к 7 богатырям, Елисей трижды обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Принципиально, что королевич обращается именно к силам природы.

В пушкинской притче, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин почаще употребляет ритмичные повторения, к примеру, «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; употребляет неизменные эпитеты, к примеру, «с белоснежной зори», «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».

Сказка Пушкина нравится мне больше, так как она более духовная, чем сказка Жуковского.

4.Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Когда королева прощается с царем, ей очень обидно. Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже захворали глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как правитель уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество королевы.

5.Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла…»?

Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях

У королевы родился ребенок, и ей нельзя было беспокоиться. Когда она увидела царя, то ощутила такое волнение, что здоровье не выдержало. Королева погибла к моменту начала обедни, другими словами церковной службы.

6.Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.

Новая царица не похожа на первую. Первая любила мужа, а вторая любит только себя. Пушкин пишет о ней:

Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Объяснение:

думаю правильно

Страница 25 из 56

1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих двух начал.
Злая царица вызывает страх и негодование. Она готова убить молодую царевну только потому, что она красивее её. Читая, как молодую царевну отводят в лес, или предлагают ей съесть отравленное яблоко, мы переживаем за главную героиню, сопереживаем ей, и мечтаем, чтобы у злой царицы ничего не получилось.

2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Из героев мне больше всего понравилась молодая царевна. Она описана автором не только как очень красивая девушка, но и как человек с очень добрым характером. Когда царевна попала в дом к семи богатырям, она вела себя очень скромно как простая девушка. Это делает её образ очень привлекательным и симпатичным.

3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

Когда царица прощается с царём, ей очень грустно. Её настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходят девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Автор преувеличивает, что царевна видит всё время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.

4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.

Новая царица не похожа на первую. Первая царица любила мужа, а вторая любит только себя. А.С. Пушкин пишет о новой царице:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая…
Кому противопоставляет её автор?

Стихотворные строки о ней начинаются с союза «но», потому что А.С. Пушкин противопоставляет молодую царевну её мачехе.

6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Обращаясь к своему зеркальцу, царица хотела услышать то, что она является самой прекрасной и красивой на всём белом свете.
«Бабой гневной» Пушкин называет её тогда, когда она приказывает Чернавке отвести молодую царевну в лес и убить:
«Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной…»
«Царицей злой» автор называет её тогда, когда она подходит вновь к зеркалу в надежде услышать, что она всех милее.
«Нищей черницей» Пушкин её называет тогда, когда она приходит к дому семи богатырей, переодетая в старушку.
«Злой мачехой» автор её называет, когда царица сидит перед зеркальцем и спрашивает, она ли на свете всех красивее, на что получает отрицательный ответ, а потом умирает от зависти.

7. Прочитайте:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.

В данном тексте переданы такие черты характера царицы: гордость, своенравность, ревнивость, привередливость. Противоречие заключается в том, что царица умна и бела, но очень ревнива и горда. Ломлива- привередлива.

8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?

Богатырям из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина присущи такие черты характера, как мужество, честность и благородство. К попавшей в их дом царевне они относятся как к младшей сестре, хотя сначала предлагают избрать одного из них в супруги. Но, когда девушка объясняет, что уже просватана за королевича Елисея и не может полюбить никого другого, все семеро богатырей, не обижаются, а берутся оберегать и защищать её, словно царская дочь им родня по крови.

10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И трубит уже молва: И молва трезвонить стала:
Дочка царская жива! Дочка царская пропала!

Первая фраза звучит радостно и утверждающе. Вторая звучит неуверенно, как-то дребезжаще. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово «трезвонить» начинается теми же буквами, что и слово «трубить». Но первое слово дребезжит (звук [р’] мягкий, сочетание [зв]), второе слово звучит уверенно ([р] твердый, чётко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
В первом двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости. Во втором ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности.

11*. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Строчки, посвящённые первой царице, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвящённые царевне, — не очень стремительная и тоже плавная мелодия; царице-мачехе- резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная музыка.

13*. Найдите строчки, рассказвающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М.Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них? Дополните иллюстративный ряд собственными рисунками и подберите соответствующие им цитаты из текста. Объясните свой выбор.

На иллюстрациях не все важные эпизоды сказки. Можно дополнить иллюстрацией, как царица разговаривала с зеркальцем и злилась, или как царевна лежит в гробу, или как гроб разбился и царевна ожила.

Как проявляются эмоции и чувства героев сказок А.С. Пушкина?

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Бабынин В.Д. 1Барсуков Т.Д. 1


1МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»

Бражникова Л.Н. 1


1МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

В детстве, читая сказки, каждому из нас хотелось узнать, где находится Тридевятое царство, Тридесятое государство, где происходят чудеса, и есть волшебство. Начинают «сказывать» сказки детям с самого раннего возраста. Каждый человек с детства помнит сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди» и многие другие. Ребенок взрослеет, он читает другие произведения, но сказки, рассказанные в детстве, он помнит, всю жизнь.

С детства мы знаем сказки А.С.Пушкина, попадаем в волшебный мир, сочувствуем и переживаем за героев, но всегда уверены в том, что добро победит зло. Сказки заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Чему учит сказка, о чем нам рассказывает? Нас заинтересовал вопрос, что чувствуют сказочные герои. Это определило тему нашей исследовательской работы «Как проявляются эмоции и чувства героев сказок А.С.Пушкина?»

А.С.Пушкин писал:

«Кто властвовать желает над собой,

Тот чувства должен сдерживать порой».

Мы считаем, что актуальность этой темы очевидна, так как положительных чувств и эмоций в сказках больше, дети должны учиться быть добрыми и отзывчивыми.

Объект исследования: литературные сказки А.С.Пушкина.

Предмет исследования: литературные персонажи (их эмоции и чувства) сказок А.С.Пушкина.

Цель работы: развитие умения работать с литературными произведениями детской литературы, выделение нужной информации из текста.

Задачи:

Подробно изучить литературные сказки А.С.Пушкина.

Выяснить, как прошло детство поэта, как это повлияло на его творчество.

Уточнить знания об эмоциях и чувствах человека.

Проанализировать, как выражены эмоции и чувства у героев сказок.

Гипотеза: Если положительные эмоции и чувства должны преобладать в жизни, то и в сказках добрые и справедливые герои побеждают злых.

Мы использовали в исследовательской работе методы анализа и синтеза, контекстуальный (работа с произведениями), описательный.

ГЛАВА 1. Значение сказок в жизни человека.

1.1 Биография А.С.Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Кроме Александра в семье были дети: старшая сестра Ольга и младший брат Лев. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость и главное его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины, которые дали Александру любовь и ласку, — это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, вынянчившая детей в семье, и бабушка Мария Алексеевна Ганнибал. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, познакомили с королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми духами – с прекрасным миром народного фольклора.

Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. В 8 лет он сочинял на французском языке маленькие комедии. В 9 лет писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он писал о свободе и вольности, мечтал о том, чтобы угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку. В селе Михайловском Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.

Одним из первых русских писателей обратился к жанру сказки А.С.Пушкин. В Михайловском он слушал и записывал сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как здорово сначала слушать сказки А.С. Пушкина, потом читать их самим, рисовать рисунки к сказкам, смотреть художественные и мультипликационные фильмы по сказкам великого поэта.

Герои сказок А.С.Пушкина сопровождают нас всю жизнь, они не надоедают, а их хочется постоянно перечитывать.

1.2 Эмоции и чувства людей

О чувствах говорить мы можем бесконечно –

Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!

Как однообразно было б наше существование,

Если б не чувственные сострадания.

Воспитанный человек умеет подавлять в себе злость, раздражение, не показывать другим людям плохое настроение. Не всякий день несет в себе одни радости и удачи, и человек не всегда танцует от восторга и поет, как весенний жаворонок. Тем не менее, превращаться по любому поводу в огнедышащий вулкан и извергать потоки бранных слов – попросту нельзя.

Некоторые виды обезьян в минуты возбуждения бьют себя кулаком в грудь, злая собака рычит и скалит зубы, норовистый конь бьет копытом, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой – на то он и человек. Разве плохо, если о ком-то говорят, что у него железные нервы что его никто не может вывести из равновесия…? Выдержка высоко ценится людьми. Жаль, что она нелегко дается. Нужна большая сила воли и настойчивость. Зато, если ты научишься самообладанию, оно сослужит тебе хорошую службу. Вот, к примеру, вы сели играть во что-то с товарищем. У вас чудесное настроение, вы заранее радуетесь предстоящему удовольствию. Но вы начинаете проигрывать, вам становится не по себе. Вы становитесь подозрительным, проверяете каждый ход противника, спорите и даже начинаете ссориться.

Эмоции – определенные переживания, связанные с тем или иным явлением в общественной жизни. Чувства – эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Эмоции и чувства – два похожих, но не одинаковых понятия. Эмоции относятся к ситуации в целом, а чувства к конкретному чему-то или кому-то. Чувства более длительные и сложные переживания и состоят из многих эмоций.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей,

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение

Кто веселится? Кто грустит?

Кто испугался? Кто сердит:

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Мы составили азбуку чувств, и получилась азбука настроения: положительных и отрицательных чувств.

а– агрессия

б – боязнь

в – восхищение, вежливость

г – грубость

д – доброта

ж – жалость, жадность

з – зависть, злоба

и – испуг, искренность

к – корысть

л – любовь

м – милосердие

н – нежность, ненависть

о – огорчение

п – печаль, порядочность, преданность

р – радость, равнодушие

с – сострадание, страх

т – торопливость, трусость, трудолюбие

у – ужас

ф – фальшь

х – хамство, храбрость

ч – честность

ш – шалость

щ – щедрость

э – эгоизм

ю – юмор

я – ярость

Вывод: подсчитав результаты, мы убедились в том, что отрицательных чувств мы назвали больше, чем положительных. Почему так происходит? Очень часто противоположные чувства идут рядом, людям нужно развивать в себе только добрые и нравственные чувства. Мы знаем с детства, что сказки учат нас быть такими. Мы решили перечитать сказки русского поэта А.С.Пушкина, выяснив какие эмоции и чувства у героев сказок?

Ученикам нашего класса мы предложили вспомнить сказки поэта, и назвать чувства, которые вызывают герои этих сказок.

Название сказки

Положительные чувства

Отрицательные чувства

«Сказка о царе Салтане…»

доброта, любовь

подслушивание, злость, месть, злоба

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

ум, простота, находчивость, трудолюбие

жадность, хитрость, грубость

«Сказка о рыбаке и рыбке»

справедливость, простота, трудолюбие,

жадность

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

доброта, простота, искренность, верность

душевная черствость, злоба, эгоизм

«Сказка о золотом петушке»

любовь

злоба, прихоти

В народных сказках герой всегда выступает носителем, какого — либо одного качества. Поэт стремится в своих сказках передать внутренне состояние героев. Изображение чувств и переживаний не противоречит народной сказке: благородство, доброта, бескорыстие противостоят грубости, жестокости, жадности.

Вывод: мы убедились, что дети испытывают как положительные, так и отрицательные чувства и эмоции при чтении сказок А.С.Пушкина.

ГЛАВА 2. Практическая работа по исследованию литературных сказок А.С. Пушкина

2.1 Исследование положительных героев сказок, их чувств

Мы живем в XXI веке, но читая сказки А.С.Пушкина, восхищаемся великим русским языком, его многообразию, напевности и красоте. Мысль о правде, справедливости, о добре и зле всегда волновали человека. Человеку всегда хотелось верить, что зло, корысть, властолюбие будут наказаны. В сказках А.С.Пушкина мы убеждаемся, что торжествует правда, добро и справедливость. Сам поэт видел, что в жизни случается это не часто, тем приятнее читать сказки со счастливым концом. Все персонажи сказок, как несимпатичные и злые, так и добрые и справедливые являются образами народных сказок. А.С.Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем русского фольклора писателем В.И.Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». А.С.Пушкин обращался к устному народному творчеству. Сказки великого поэта — сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. А.С.Пушкин пишет в сказках: о добре, о любви к родителям, об уважении к человеку, о выдумке и находчивости и просто о любви. Мы перечитали сказки и выделили положительных героев, с которых нужно брать пример. В «Сказке о царе Салтане…» за добро добром отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть:

И царевичу потом
Молвит русским языком:
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня,
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром.

И сдержала Лебедь свои обещания, и каждый раз, когда Гвидону хотелось увидеть отца, помогала ему и чудо увидеть и осуществить, тоже помогала. Как прекрасно описана любовь сына к самому близкому человеку — матери, когда царевна-Лебедь соглашается стать женой Гвидона, и он, любящий сын, ведет ее к своей матушке. Это так красиво, романтично и волнующе:

Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает,
И ведет ее скорей,
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови.
Жить в совете и любви».

Все мысли царевича Гвидона устремлены к отцу, царю Салтану. Все его посещения отца в виде комара, шмеля и мухи имели лишь одну цель: заставить царя Салтана посетить дивный остров и соединить сердца отца и матери и свое с ними. Его усилия даром не прошли:

К морю сам идет Гвидон,
Там царя встречает он,
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;

Положительные персонажи побеждают: князь Гвидон встречается с отцом, ткачиха, с поварихой и сватья баба Бабариха посрамлены. Мы, дети, учимся добру и справедливости.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе. Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход.

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга.

Царевна-дочь вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и главное своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. И когда семь богатырей предложили ей выбрать себе мужа, но царевна отказывает. Она оставалась преданной и верной своим чувствам и данному слову:

Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Не так часто любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках любовь персонажей проходит через многие испытания, так и в этой сказке произошло:

«За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется…;

Бедные люди бывают добрее людей, всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не смог этого сделать:

Отпустил он рыбку золотую,
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Еще один очень симпатичный, добрый, умный, сильный и задорный по характеру персонаж был задуман Пушкиным в роли Балды, мастера на все руки:

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До света у него все пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится.
Справедливость весело и празднично торжествует в «Сказке о попе и о работнике его Балде». С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам. «Сказка о попе и о работнике его Балде» не могла быть, разрешена цензурой при Пушкине и была напечатана только после его смерти.

Вывод: волшебные персонажи в сказках Пушкина добрые, гуманные, благородные, наделенные чувством справедливости, честности; эти персонажи учат детей хорошим человеческим качествам.

2.2 Исследование отрицательных персонажей, их эмоции и чувства

Рядом с положительными чертами человека всегда идут отрицательные, которые есть и в сказках у А.С.Пушкина. Мы выделили отрицательных персонажей сказок, их эмоции и чувства.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — была первой появившейся в печати сказкой А.С.Пушкина. Поэт высмеивает отрицательное качество царя – подслушивание разговоров своих подданных. В сказке поэт показывает человеческие чувства и взаимоотношения между людьми:

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне – государевой жене.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят.

В «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин высмеивает жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который должен будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют попа согласиться получать щелчки от Балды, которого взял в работники. Но поп не только жадный, но злой и коварный, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые поручения, например, собрать оброк с чертей. В конце сказки мы видим, как высмеивается жадность попа:

А Балда приговаривал с укоризною:

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.

Тему зависти мы увидели в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»:

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»

Злость в сказке изображает мачеха: «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему доброму и светлому приводят ее к смерти:

Тут ее тоска взяла и царица умерла.

В «Сказке о золотом петушке» поэт показывает образ царя Дадона, который предпочитает царство без забот, «лежа на боку». Именно поэтому он соглашается выполнить просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. А.С.Пушкин показывает царя Дадона, как человека не способного любить не только страну, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место восторгу перед шамаханской царицей. Царь показан как самодур, способный из-за прихоти погубить старика-звездочета:

Царь хватил его жезлом по лбу;

Тот упал ничком, да и дух вон.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин высмеивает отрицательное качество – ненасытность, жадность старухи. Попадает в сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и начинается у него беспокойная жизнь. Росли запросы у старухи — от корыта до царицы, но не остановилась и на этом:

Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая,
И была бы у меня на посылках.

И горькое разочарование пришло к старухе – осталась она у разбитого корыта. Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

Вывод: мы выяснили, что отрицательные чувства есть в сказках А.С.Пушкина, они подчеркивают значение положительных чувств для человека и учат детей добру.

ГЛАВА 3. Основные выводы

В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

— А. С. Пушкин вкладывал в сказки душу, читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта;

-положительные герои сказок – люди из народа: трудолюбивый, находчивый и веселый работник Балда, бескорыстный, добрый труженик-старик, в сказках Пушкина добро всегда побеждает тьму и злобу, находчивость и трудолюбие Балды помогают победить попа, любовь и преданность Елисея воскрешают его невесту, сыновняя любовь Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют победе правды;

— высмеиваются отрицательные качества героев, дети сравнивают себя с положительными героями и хотят быть похожими на них, убеждает их в этом «плохой» герой;

-в сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добрые, гуманные, благородные. Остров Буян — это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как — то очень хорошо.

Заключение

Наша исследовательская работа показала, что А.С. Пушкин в своих сказках называет чувства. Проведя некоторое исследование, мы убедились, что дети знают названия чувств. Они замечают: любовь — ненависть, радость – горе, жалость — злоба, сочувствие, зависть. У Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев сказок.

Список использованных источников:

1. Бойко К. Н. В волшебной пушкинской стране — М., 2003

2. Гордин А. Пушкинский заповедник.- М.: Искусство, 1956 .

3. Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками.- М., 1987

4. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин.- Л.: Просвещение, 1982.

5. Скатов Н.Н. Пушкин.- Л.: Детская литература, 1991.

Просмотров работы: 3143

  • Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова
  • Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в главе сон обломова кратко
  • Какие элементы российских народных сказок употребляет гончаров в этой главе
  • Какие элементы образы автор заимствовал из русских народных сказок
  • Какие элементы народной сказки есть в коньке горбунке