Какие еще традиционные для русских народных сказок выражения использованы в прочитанных фрагментах

Композиция сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были… ”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир… ”).

Герои сказок:

Любимый герой русских сказок — Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, — тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; — и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… ( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо! )

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В статью вошли известные цитаты и фразы из сказок русского народа:

Гусь свинье не товарищ.

Бабушка надвое сказала.

Волос долог, да ум короток.

Стали они жить — поживать… и добра наживать.

Явился Иван, не ждан, не зван, повернул избушку — разбудил старушку!

Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя и подавно уйду!

Цитаты из сказок разлетаются по всему миру в виде крылатых выражений, например — Сказка ложь да в ней намек… или Толочь воду в ступе.

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Чего тебе надобно, старче?

Со свиным рылом да в калашный ряд.

Упитанный, а не воспитанный.
В некотором царстве, не в нашем государстве.Три сына...

Дуракам закон не писан.

Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается…

За тридевять земель.

Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.

Работа дураков любит.

Кашу маслом не испортишь.

Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Колобок-колобок, я тебя съем!

По щучьему велению… по моему хотению.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Носить воду в решете.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.Красная шапочка

И я там был, мёд — пиво пил… по усам текло, а в рот не попало.

Марфушенька, душенька!

Не стреляй в меня, Иванушка, я тебе еще пригожусь!

Не хочу быть дворовою девицею, а хочу быть царицею!

Негде в тридевятом государстве…

На чистом сливочном масле воспитанный.

Несёт меня лиса… за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы.

Сивка — бурка, вещая каурка! Встань передо мной, как лист перед травой.

Но помни, как только часы пробьют двенадцать…

Мал золотник да дорог!

По щучьему велению, по моему хотенью…

Любишь кататься — люби и саночки возить!

Повернись к лесу задом ко мне передом…
Когда одна палочка и восемь дырочек истребят целое войско…Русские сказки...

Поп толоконный лоб…

Катись, катись яблочко по золотому блюдечку.

Свежо предание, да вериться с трудом.

Избушка на курьих ножках.

И хочется, и колется.

Сколько веревочка не вейся — а конец то будет!

За одного битого двух небитых дают.

Скоро сказка сказывается… да не скоро дело делается. (цитаты про сказки)

Долго ли коротко ли…

Соколу лес не диво, волку зима за обычай.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, милая?

Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.Репка...

В некотором царстве… в некотором государстве.

Уговор дороже денег.

Битый небитого везет…

Цыплят по осени считают.

Баста карапузики — кончился танцы.

Я не я, и лошадь не моя.

Баба с возу — кобыле легче.

Темы выпуска: высказывания, изречения, афоризмы, статусы, фразы и цитаты из сказок, русских народных…

Некоторые из фразеологизмов настолько прочно вошли в наш язык, что мы и не задумываемся, откуда они родом, что означали ранее. Давайте познакомимся хотя бы с некоторыми из них, потому что их, как оказалось, несметное количество.

Среди фразеологизмов, широко употребляемых в русском языке, много высказываний, в том числе и сказочных, пришедших из давних времён, когда сказки, притчи и басни передавались из поколения в поколение народом. Со временем народные творения были записаны и напечатаны, при этом они были обработаны, а порой и дополнены писателями и собирателями устного народного творчества.

Начнём издалека, с античных времён, когда знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп сочинял свои бессмертные басни. Из его басен пришли и прочно закрепились в нашем языке такие крылатые выражения:

Львиная доля, пригреть змею на груди, одна ласточка весны не делает, собака на сене, лучше синица в руках, чем журавль в небе… И другие.

«Эзоп», картина Диего Веласкеса (1639—1640)

«Эзоп», картина Диего Веласкеса (1639—1640)
Фото: ru.wikipedia.org

В своей басне «Мот и ласточка» Эзоп рассказывает о расточительном юноше, который промотал всё отцовское наследство, оставив лишь плащ. Но когда он увидел первую прилетевшую ласточку, продал и плащ. Вскоре холода вернулись, ласточка умерла от холода, а юноша упрекал её за обман.

  • «Одна ласточка весны не делает», — так говорят, когда хотят сказать, что по одному незначительному признаку не следует делать обобщающего вывода или давать характеристику какому-либо явлению. Также употребляют это выражение, когда хотят предостеречь от поспешных выводов, решений и действий.

Басня «Землепашец и змея» повествует о человеке, который нашёл замерзающую змею и положил её за пазуху, чтобы та не погибла. Но отогревшись, змея укусила своего спасителя.

  • «Пригреть змею на груди», — так говорят о неблагодарности человека, получившего значимую помощь или любовь и заботу от другого. Чаще имеется в виду не просто неблагодарность, а подлость и неблагодарность, вместе взятые.

Из басни «Рыбак и рыбка» появилось выражение «лучше синица в руках, чем журавль в небе», которое означает, что лучше иметь скромное благосостояние в настоящее время, чем мечтать о воздушных замках и золотых горах в будущем.

Вернёмся к славянским народам, во времена язычества, когда люди поклонялись природе и богам, её олицетворяющим. Славянские языческие жрецы, волхвы, передавали свою мудрость и знания потомкам посредством былин и сказаний.

В. М. Васнецов. Встреча князя Олега с волхвом. 1899 г.

В. М. Васнецов. Встреча князя Олега с волхвом. 1899 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Интересны выражения, которые, как считают многие исследователи старины, родились из сказаний волхвов.

Например, такие всем известные и часто употребляемые выражения: бить баклуши, толочь воду в ступе, вилами по воде писано — в наши дни потеряли свой первоначальный смысл.

  • «Бить баклуши», — говорят о бездельнике, о пустом времяпрепровождении.
  • «Толочь воду в ступе», — о бесполезном, бестолковом занятии.
  • «Вилами по воде писано», — о неопределённых обещаниях, которые, вероятнее всего, не будут выполнены.

А ведь у волхвов эти выражения обозначали очень даже полезные действия.

В сказках волхвов часто упоминается живая и мёртвая вода. Чтобы приготовить живую, волхв набирал воду из семи родников и для очищения толок её в ступе. Затем триглавом писал на воде священные руны, после этого действа вода становилась святой. Такую воду использовали для изготовления лекарственных снадобий и приготовления пищи.

По другой версии, фразеологизм «толочь воду в ступе» пришёл в речь из монастырской жизни: провинившихся монахов заставляли толочь воду в ступе.

«Вилами по воде писано»… Поскольку вода быстро скрывает какие-либо следы, то писать на ней у многих народов считалось бесполезным делом. Это выражение использовали в своих трудах древнегреческие и римские мыслители.

Корни этого фразеологизма также скрываются в заклинаниях, охраняющих крестьян от нечистой силы. При заговоре следовало начертать ножом или косой крест на воде. Отсюда могло появиться выражение «писать вилами», хотя такое толкование считают неверным — ведь вилы олицетворяют орудие дьявола, поэтому использовать их против нечистой силы, согласно языческой вере, не имело смысла.

Нельзя обойти вниманием такой интересный факт: в славянской мифологии вилами называли русалок, обитавших в реках и озёрах. Они часто предсказывали людям судьбу, свои пророчества вилы писали на воде, которые редко кто успевал прочесть.

Каков бы ни был источник этого фразеологизма, в современном языке он означает пустые обещания.

Вернёмся к баклушам и волхвам. Прежде всего вспомним, что баклуша — это обрубок древесины, подготовленный для вырезания ложки, чашки, фигурки и прочих изделий.

Так вот, когда рождался ребёнок, волхв фиксировал дату его рождения, срубал дерево и разбивал его на баклуши. Из этих баклуш делали игрушки, посуду, рукоятки для орудий труда и оружия, вырезали талисманы, которые были оберегами на всю жизнь. Получается, что первоначальный смысл выражения «бить баклуши» означает полезное и нужное дело.

Бить баклуши мог даже ребенок, а вот более сложная работа выполнялась мастером

Бить баклуши мог даже ребенок, а вот более сложная работа выполнялась мастером
Фото: Кадр из диафильма, источник

В наши дни распространена следующая версия о происхождении этого фразеологизма. В старину работы по подготовке дерева для вырезания изделий выполнял подмастерье. Это мог делать даже ребёнок, поэтому «бить баклуши» — не бездельничать в полном смысле этого слова, а выполнять несложную и не очень ответственную работу.

Существует ещё такая версия. Баклушами ранее назывались замёрзшие лужи. Дети любили камнями или палками разбивать лёд, отсюда и появилось выражение «бить баклуши», то есть заниматься пустым делом.

Игра в городки с катанием победителя

Игра в городки с катанием победителя
Фото: Гравюра XIX века, Кристиан Гейслер, источник

Есть ещё одна версия: в давние времена была игра, в которой деревянными палками выбивались фигуры, сооружённые из баклуш. Позднее она стала называться «Городки». Современная игра боулинг построена по тому же принципу, только вместо баклуш используются кегли.

Учитывая все версии, можно сказать, что «бить баклуши» означает не полностью бездельничать, а заниматься своим нехитрым делом, развлекаться, интересно проводить время.

И завершим первую часть статьи знакомством с царём Горохом.

Царь Горох часто упоминается в славянских народных сказках, когда в них рассказывается об очень далёких временах. В наши дни фразеологизм «До царя Гороха» также употребляется, когда хотят сказать, что события происходили в забытые либо в нереальные времена, а может, и вовсе не было их.

Как правило, царь Горох употребляется в шутливом контексте. Выражение «До царя Гороха» присутствует также в белорусском и украинском языках: «за каралём Гарохам», «за короля Горошка».

Славяне наряду с христианскими долго носили и языческие имена, среди которых было и имя Горох.

Известный русский собиратель фольклора А. Н. Афанасьев связывает царя Гороха с Перуном, а исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков считал, что мифический царь Горох был вождём одного их славянских племён. Однозначного ответа на происхождение имени Горох нет.

Как бы там ни было, а в наш язык прочно вошло выражение «При царе Горохе», и мы продолжаем читать детям волшебные сказки, в которых фигурирует этот правитель. Например, сказка о трёх царствах — медном, серебряном и золотом — начинается такими словами:

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.

О других фразеологизмах мы поговорим позднее…

Продолжение следует…

  • Какие есть удмуртские сказки для детей
  • Какие есть типы сказок
  • Какие есть татарские сказки
  • Какие малые жанры фольклора присутствуют в сказке конек горбунок
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса сочинение рассуждение