Какие фенологические исследования можно провести самостоятельно в природе рассказ

Исследовательская
работа

“Фенологические
изменения в природе”.

Выполнил:

Ученик
11 класса

МКОУ Старомеловатская СОШ

Глазунов Филипп
Александрович

Руководитель:

            Улезько Галина Филипповна учитель биологии

МКОУ  Старомеловатская СОШ

Содержание.

 Введение……………………………… 1стр.

                               Глава 1

 1.1 Фенология как развивающаяся наука …………………….2

 1.2 Место фенологии в системе естественных наук………… 4

 1.3 Объект исследования………………………………………  6

1.4 Методика исследования…………………………………….  9

                               Глава 2

 2.1Результаты исследования…………………………………. .10

 Заключение………………………………………………………13

 Приложение………………………………………  …………….14

 Литература…………………………………………………… …40

                                                             Введение.

 Фенологические
наблюдения имеют большое практическое значение для полеводства, садоводства,
огородничества, охоты и ряда других отраслей хозяйства. Например, подмеченное
на протяжении длительного времени совпадение сроков тех или иных природных
явлений и наступления определенных фаз жизненного цикла у растений поможет при
составлении календаря сельскохозяйственных работ, позволит заранее определить
наиболее благоприятные сроки сева или время созревания урожая. Зная определенные
фазы развития насекомых-вредителей, можно заранее и с наибольшей эффективностью
предупредить их нашествие. Правильный прогноз времени начала массового цветения
лугов поможет обеспечить заготовку наилучшего по питательности сена.

Цель: Выяснить характерность фенологических
изменений для плодовых и дикорастущих деревьев
.

Задачи:

1.
Дать определение фенологии как науки.

2.
Изучить историю развития фенологии.

3.
Изучить биологические особенности абрикоса и березы.

4. Зафиксировать
изменения деревьев по сезонам.

1.

                           1.Что такое
фенология.

Феноло́гия  —
система знаний и совокупность сведений о сезонных  явлениях 
природы сроках их
наступления и причинах, определяющих эти сроки
Главная задача
фенологии сводилась к установле­нию средних многолетних сроков наступления
сезонных событий в при­роде с целью выявления пространственных закономерностей
сезонной ритмики биосферных процессов. Изучение сезонных различий у разных
географических рас одного и того же вида позволило выявить некоторые
закономерности
внутривидовой и внутриродовой изменчивости сезонной ритмики растений, обозначив
фенологический аспект процессов образо­вания и расселения видов.

По мере накопления
фенологических данных, установления общих и частных фенологических
закономерностей, корреляционных связей меж­ду отдельными сезонными явлениями во
второй половине XX столетия получили развитие новые направления — фенологическая
индикация и фе­нологическое прогнозирование.

Первые же результаты
обработки вековых

фенологических рядов по­казали
полное соответствие

фенологической и
климатической тенденций. К началу XXI столетия многолетние ряды фенологических
данных приобрели особую

актуальность в связи с
обозначившейся тенденцией очевидного смещения сроков наступления сезонных фаз
развития живот­ных и растений. Наличие многолетних фенологических рядов
позволило исследовать вековую динамику средних сроков наступления сезонных явлений
и установить особенности ответной реакции животных и расте­ний на климатические
изменения.[1]
Всем организмам свойственна периодичность
жизненных процессов. Она проявляется в погодичном, сезонном, и суточном ритмах.
Периодическая смена времен года в умеренном климате наложила глубокий отпечаток
на жизнь растений, которые в неблагоприятное время года резко снижают
жизнедеятельность, впадая в относительный покой. Чередование активной жизни и
покоя вызывает изменения облика растений по сезонам. Цикл сезонного развития
растений состоит из закономерно сменяющихся друг друга морфологически различных
этапов. Рост побегов и его прекращение, появление и опадание листьев, цветение,
плодоношение, рассеивание плодов – все это хорошо заметные в природе явления обуславливают
изменения картины окружающего нас мира. Кроме этих хорошо видимых явлений,
происходят трудно уловимые глазом процессы

внутрипочечного роста, формообразования, накопления надземной и

подземной массы и ее отмирания, которые тоже идут ритмично и составляют

собственно жизнь растений и их сообществ.

2.

                               
2.История развития фенологии.

Впервые предложил ввести 
термин  “фенология” бельгийский ботаник Шарль Морран  в 1853 году.

Начало
наблюдений над сезонными явлениями в связи с собирательством, охотой и
примитивным сельским хозяйством  уходит к глубокой древности.

Первые
упоминания о фенологических наблюдениях приводятся в следующих летописях:

Римский
писатель Плиней младший (62-114 год н.э.); японский дворец Микадо (812г.);
Краковский монастырь (1490г.).

В
нашей стране Петр 1 в 1721г. дал указание о выборе наиболее благоприятных
участков для разбивки парков в окрестностях новой столицы, предложив Меньшикову
присылать ему еженедельно дубовые, рябинные и березовые сучки и цветы, также
травные листочки с надписями чисел, дабы узнать, где раньше началась весна.

В 18
веке зародилась научная фенология в мире. В 1748году (Упсала, Швеция) К. Линней
начал вести записи наступления сезонных явлений, организовал сеть (18 станций)
корреспондентов — наблюдателей. Их последователи появились в большинстве стран
Европы. К середине 19 века фенологическими наблюдениями были охвачены все
крупные страны Западной Европы и Россия.

Большую
роль в развитии фенологии в России сыграли – Петр Симон Паллас, Иоганн Петер
Фальк, Андрей Тимофеевич Болотов, Александр Иванович Воейков и Дмитрий
Никифорович Кайгородов. Александр Иванович Воейков организовал в системе
географического общества в 1885 году фенологическую службу России. В лучшие
годы число корреспондентов – фенологов превышало 600 человек. В 20 веке
фенологические наблюдения и исследования распространились на все страны
Центральной Европы и США и на другие страны. Для выявления
фенолого-географических закономерностей в большинстве стран создана сеть
фенологических наблюдений. С 1939 года такая сеть в системе краеведческих
организаций передана географическому обществу СССР. Руководит сетью
фенологический сектор географического общества (Санкт-Петербург).
Фенологические наблюдения для научных целей организуют ботанические,
зоологические и географические научные учреждения, в том числе институты АН РФ.
Комплексные фенологические наблюдения ведут также государственные заповедники в
форме “летописей природы”.

3.

Фенологические
наблюдения для научных целей служат, во-первых, методом изучения биологических
и географических объектов, во-вторых, методом установления фенологических
закономерностей, использование которых призвано повышать эффективность
прикладных фенологических служб. Фенологические закономерности лежат в основе
составления региональных календарей сезонных работ и мероприятий по отраслям
народного хозяйства. Они используются при организации мероприятий охраны
природы, борьбы с вредителями и болезнями полезных растений, паразитами и
заболеваниями человека, домашнего скота, в пчеловодстве. Результаты используют
при планировании размещения санаториев, баз отдыха, туристских маршрутов и
походов. Они особенно важны при интродукции новых видов растений и животных, а
также при освоении новых территорий

                     
Место фенологии в системе естественных наук.

С самого начала
своего развития фенология утверждалась как пограничная дисциплина на стыке
биологии и географии. В биологическом плане ее интересовали закономерности
сезонного развития живых организмов и их сообществ, в географическом — те же
закономерности в их связи с физико-географическими условиями, определяемыми
широтой, долготой и высотой местности.

В наиболее общем
понимании фенология изучает процессы развития и в этом смысле стоит в одном
ряду с другими науками биологического и географического направлений,
исследующих проблему развития. Каждая из этих наук изучает отдельные стороны
развития, соответственно своим целям и методическим возможностям. Поясним это
на примере изучения, скажем, пшеницы. Ее происхождение (развитие в процессе
эволюции) и ее место в естественной системе растительного мира изучают
филогенетика и систематика. Ее распространение, или процессы формирования
(развития) ее ареала, изучает геоботаника. Широкий комплекс наук изучает
индивидуальное развитие пшеницы: процессы закладки зародыша и прорастания —
эмбриология, процессы обмена веществ, обеспечивающие рост и развитие растения,
— физиология, процессы синтеза и накопления органических веществ — биохимия,
внутренние механизмы управления индивидуальным развитием — генетика,
зависимость индивидуального развития от условий внешней среды — экология.
Перечень наук, занимающихся проблемой развития, можно продолжить. [2]

4.

3.Биологические
особенности абрикоса и березы.

Научная
квалификация березы и абрикоса обыкновенного.

Объект

Береза   (лат. Bétula)

бородавчатая(повислая)

Объект

Абрикос обыкновенный (лат. Prúnus armeníaca)

Домен

Эукариоты

Домен

Эукариоты

Царство

Растения

Царство

Растения

Отдел

Цветковые

Отдел

Цветковые

Класс

Двудольные

Класс

Двудольные

Порядок

Букоцветные

Порядок

Розоцветные

Семейство

Березовые

Семейство

Розовые

Род

Береза

Род

Вид

Слива

Абрикос
обыкновенный

 (источник ru.wikipedia.org).

                           Биологические особенности
березы (
Betula pendula Roth).

Род Берёза включает в себя листопадные
деревья и кустарники семейства Берёзовые, порядка Букоцветные. Берёза наиболее
распространенная древесная порода Северного полушария. В роду около 120 видов
по всему северному полушарию от субтропиков до тундры. Многие виды берёзы
широко распространённые и важнейшие лесообразующие породы, в значительной мере
определяющие облик и видовой состав лиственных и смешанных лесов в умеренной и
холодной части Евразии и Северной Америки.

Это деревья, за исключением карликовых
видов, достигают 45 м в высоту, а ствол берёзы может достигать в обхвате 120 —
150 см.

5.

Некоторые виды

кустарники от крупных до мелких, вплоть до
стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Все представители рода однодомные
раздельнополые анемофильные растения. Растёт до 150 лет.

Молодые ветки берёз обычно окрашены в
красновато-бурый цвет и покрыты мелкими «бородавками». Почки на ветках
расположены попеременно и покрыты клейкими чешуйками. Листья берёзы очерёдные,
цельные, по краю зубчатые, яйцевидно-ромбические или треугольно-яйцевидные,
симметричные, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие, до
7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Весной молодые листья
клейкие. Жилкование листовой пластинки совершенное перисто-нервное: боковые
жилки оканчиваются в зубцах

Кора берёзы, покрывающая ствол, может быть
белой, желтоватой, с розовым или бурым оттенком. Полости клеток пробковой ткани
на стволах заполнены белым смолистым веществом бетулином, который придаёт коре
белую окраску. Для некоторых видов характерен коричневый и серый цвет ствола.
Верхняя часть коры, береста, с лёгкостью отслаивается от ствола. Старые деревья
внизу покрыты грубой тёмной корой с глубокими трещинами.

Корневая система берёзы бывает
разветвленной, поверхностной, с многочисленными тонкими отростками или
глубинной, с корнями, косо уходящими вглубь. Это зависит от условий, в которых
растёт дерево. В первые годы жизни оно растет медленно, через 3-4 года скорость
роста увеличивается.

Многие виды берез называют пионерными
деревьями: они первыми поселяются на гарях, вырубках и заброшенных пашнях,
образуя молодые древостои благодаря обилию легких семян, которые ветер разносит
на большие расстояния. Они быстро прорастают, а в возрасте 10 лет сеянцы
достигают уже 46 м. Мужские цветки в сложных соцветиях серёжковидных тирсах
появляются ещё летом на вершинах удлинённых побегов, обычно по 2 3; сначала они
стоячие и зелёного цвета, затем постепенно буреют. Их длина 2 4 см. Мужские
серёжки состоят из многочисленных сросшихся с центральным цветочным стержнем
щитовидных стебельчатых покровных чешуек, расширенных к вершине, снабжённых
снизу двумя меньшими чешуйками и содержащих с внутренней стороны 3 цветка.
Каждый цветок покрыт также чешуевидным околоцветником, в котором помещаются
органы оплодотворения — тычинки. Женские серёжки вырастают на вершинах
укороченных побегов, развивающихся из боковых почек прошлогодних побегов, и
поэтому сидят всегда на боку ветки. Одновременно с зацветанием

6.

мужских серёжек распускаются листовые
почки и женские серёжки. Во время цветения они всегда короче и уже мужских,
которые после опыления сразу же опадают. Прицветные чешуйки женских серёжек
глубоко трёхлопастные; боковые лопасти обычно короче средней. Плод сплюснутый
чечевицеобразный орешек, несущий на вершине два засохших столбика и окружённый
более или менее широким тонкокожим перепончатым крылышком. Плоды сидят по три в
пазухах трёхлопастных плодовых (прицветных) чешуек. Семена очень лёгкие в одном
грамме насчитывается 5000 семян. Легко разносятся ветром (на расстояние до 100
м от материнского растения), плоды не вскрываются.[3]

                           Биологические особенности
абрикоса (
Armeniaca vulgaris Lam)

В процессе эволюции
абрикос приобрел ряд биологических особенностей. Во-первых, абрикос
светолюбивая и теплолюбивая культура, поэтому при загущенной посадке
плодоносящие ветки нижнего слоя и внутри кроны высыхают. В то же время
загущенная часть кроны во время продолжительного влажного периода повреждается
грибковыми заболеваниями.

Для роста и развития абрикоса необходима сумма положительных
температур не менее 2500°С.

В период органического покоя деревья абрикоса выдерживают
температуру до -25°-27°С и кратковременные заморозки до -30оС, а абрикос
сибирский до -50°С. Однако, в период вынужденного покоя, генеративные почки
начинают повреждаться при температуре -20°С. Критическая отметка температуры,
при которой почки абрикоса погибают на 80- 100%, составляет -25°С.

В связи с тем, что местом происхождения абрикоса является горная
зона, он особо не реагирует на тип почвы, однако очень требователен к
воздухообмену местности.

Абрикосы растут на различных почвах: тяжелой, глинистой, даже на
галечниковых и каменистых землях. Но на легких теплых и плодородных песчаных
почвах они хорошо плодоносят, а плоды становятся вкуснее.

Рост и развитие абрикоса немного зависит от водно- физической
особенности почвенного слоя. Поэтому водонепроницаемый слой почв, который
образован из известняка и конгломератов должен находиться на глубине 115-120см.
Большая часть корней размещается на глубине 50-60см,

7.

поэтому при соблюдении режима полива абрикос выдерживает высоко

расположенные грунтовые воды. В землях с толстым слоем почвы корни
уходят до глубины 4-5м, и не страдают он от недостатка почвенной влаги.

Среди листопадных плодовых культур абрикос относительно устойчив к
засолению почвы. Для абрикоса рискованно наличие таких солей как карбонат
натрия, бикарбонат натрия и магний. Предел существования ядовитых солей связан
с уровнем грунтовых вод. При размещении грунтовых вод на глубине 1,5м, общий
предел этих солей достигает до 2-3м.экв., а на глубине 0-50см количество
хлоридов находится в пределах 0,2-0,7м.экв (7).

По засухоустойчивости и жаростойкости абрикос уступает миндалю.
Без каких либо препятствий его можно выращивать в тех местах, где
среднесуточные температуры в июле месяце выше 30°С и абсолютный максимум
доходит до 45-47°С.

Для выращивания абрикоса подходят богарные земли с годовыми
осадками выше 500мм. Несмотря на это, абрикос нуждается в поливе.

Абрикос быстрорастущее и скороплодное растение. Большинство сортов
начинают плодоносить на 3-4 год, и на 5-6 год происходит массовое плодоношение.
Регулярное плодоношение зависит от климатических условий местности.

Абрикос – само- и перекрестноопыляющаяся культура. Известно, что
большинство европейских сортов самоопыляющиеся, а центрально-азиатские сорта
нуждаются в перекрестном опылении.

Абрикос раноцветущая и скороспелая культура. Раннее цветение
абрикоса зависит от выхода ее из органического покоя и осенне-зимних
климатических условий.

Набухание почки начинается при среднесуточной температуре выше
+5°С в течение 8-10 дней.

В условиях Вахшской долины раноцветущие сорта абрикоса зацветают
при среднесуточной температуре +9,2°С (конец февраля), среднецветущие при
температуре +11°С, поздноцветущие сорта при +13°С.[4]

8.

                                Метод исследования.

В научных исследованиях применяются различные
методы, представляющие собой средства и приемы, с помощью которых можно
получить достоверные данные о предмете изучения и использовать их в дальнейшем
для выведения научных теорий и создания практических рекомендаций. Наблюдение
как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным
методом социологических и психологических исследований. Наблюдение является
научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов,
а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в
целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего
их анализа. Наблюдение как метод исследования характеризуется рядом
предъявляемых к его проведению требований. К ним относятся требование
сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование
целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов. В процессе
наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой
определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и
предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы
наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений,
определяются методы обработки полученных данных.[5]

9.

Результаты наблюдений.

На протяжении года мною проводились фенологические
наблюдения, объектами моих наблюдений были береза бородавчатая(повислая) и
абрикос обыкновенный, мне удалось запечатлеть моменты подготовки к зимнему
периоду, появление цветков, начало цветения и окончание цветения .

1.     Начало осеннего периода (рис.1- рис.4)

2.     Подготовка к зиме (рис.5 — рис.6)

3.     Зимний период(рис.7 – рис.10)

4.     Появление почек(рис.11 – рис. 16)

5.     Начало цветения (рис.17-рис.18)

6.     Конец цветения (рис.19 – рис. 22)

7.     Появление плодов у абрикоса обыкновенного
(рис.23 –  рис. 24)

10.

Из числа   различных интернет источников, которые мне довелось
изучить в ходе работы над проектом,  следует, что при 
благоприятных условиях абрикос способен за 10 лет дать 8-9 урожаев. Урожайность
зависит от сорта. К примеру в условиях Донецкой области за 10 лет абрикос дает
три полноценных урожая.(Данные по Воронежской области будут приблизительно
такие же). В другие годы дает небольшой урожай или вообще не плодоносит. Абрикос
имеет внушительных размеров корневую систему, которая занимает площадь в два
раза большую, чем подкроновая площадь. Замечено, что вблизи крупных абрикосовых
деревьев другие породы плодоносят плохо.

У  абрикоса состояние естественного покоя
прекращается слишком рано, что вызывает некоторые трудности. Это состояние
заканчивается примерно
в конце января, начале февраля. И до начала вегетации(роста)
он находится в вынужденном покое. В южных регионах России в феврале могут
происходить  провокационные оттепели, которые продолжаются 10-15 дней. В эти
дни температура поднимается до 12-16 градусов тепла, почки у абрикоса
пробуждаются и трогаются в рост. Оттепель заканчивается, возвращаются морозы и
убивают плодовые почки, которые чернеют и осыпаются. Стараясь справиться с этим
недостатком, практикуют летнюю обрезку побегов. У отрастающих молодых побегов,
после летней обрезки, срок начала цветения более поздний, чем у остальных
побегов дерева. Подбирают также относительно поздноцветущие сорта, способные
уходить от возвратных заморозков. Специалисты рекомендуют производить
омолаживающую обрезку с целью повысить урожайность абрикоса. Начиная с
8-10-летнего возраста абрикосу нужно обязательно делать обрезку с целью вызвать
новый рост побегов, на ветках которого формируется основная масса урожая. После
сбора урожая необходимо обязательно хорошо подкормить и 2-3 раза обильно полить
дерево, с целью вызвать вторую и третью волну роста побегов.

Чтобы защитить абрикос обыкновенный от неблагоприятных
условий необходимо принять ряд мер: 1.
Вызвать
рост веточек второго и третьего порядка ветвления, как указано выше.

2.Можно в середине июня срезать 1/3 выросших в этом году
побегов, деревья обильно полить 2-3 раза и подкормить. На побегах, где были
срезаны верхушки, вырастут по 2-5 побегов высотой 7-12 см, сплошь покрытые
плодовыми почками. Почки на таких побегах в февральские, провокационные
оттепели не пробуждаются и остаются спящими. Их не убивают возвратные весенние
заморозки. Они нормально цветут и плодоносят, если не будет морозов минус 5
градусов и ниже в период цветения.

3.Всё крону молодых деревьев нужно после листопада опрыскать
3%-ной бордоской жидкостью. Побеленные плодовые почки в период провокационных
оттепелей не нагреваются (они отражают лучи солнца), не пробуждаются и
полностью сохраняются.

11.

С осени 2019  по май 2020 года я так же проводил наблюдение  и
фиксирование изменений двух выбранных  объектов исследования. 2020 год, как для
человечества, так и для  растений оказался не очень благоприятным.
Неблагоприятные погодные условия сказались на росте плодов дерева абрикоса
обыкновенного  и на расцветании сережек березы бородавчатой (повислой) это тоже
повлияло. Зимний период на этот раз оказался почти бесснежным, кол-во выпавшего
снега было  близко к нулю. Температура не была слишком низкой(в среднем не
опускалась ниже -9 градусов по Цельсию) что бы полностью привести к гибели
дерева абрикос, тем более  зимой, когда сокодвижение приостанавливается. Примерно
где-то в периоде с апреля по начало  мая сокодвижение  вновь возобновилось,
однако морозы оказали пагубное влияние на появляющиеся плоды деревьев. Большого
влияния на растущие плоды абрикоса обыкновенного мороз не оказал, лишь их
небольшая часть погибла. Следовательно мороз больше опасен именно для плодовых
растений чем для дикорастущих. Как раз поэтому березе  не было нанесено вреда.
Дикорастущие деревья приспособлены к различного рода неблагоприятным погодным
условиям, чего нельзя сказать о плодовых деревьях.

Исходя из наблюдений за 2020 год, я выявил, что  плодовые
деревья гораздо сильней подвержены неблагоприятным условиям. В свою очередь
дикорастущие деревья  более устойчивы к ним и способны поддерживать  свои
процессы жизнедеятельности самостоятельно без вмешательства человека. Иногда
вмешательство человека даже может им навредить.  За плодовыми же следует
тщательно ухаживать особенно на ранних этапах развития.

12.

Заключение.

Фенология — система
знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах,
определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных
закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов,
связанных с годичным движением земли вокруг Солнца.
Такая наука как фенология играет большую
роль в жизни сельского хозяйства. От нее зависит эффективность ведения
сельского хозяйства. В данной работе была
выявлена характеристика особенностей разных сезонов года. Таким
образом, фенологи делят год на сезоны и подсезоны. Сезонов существует четыре:
лето,осень,зима,весна. А подсезонов — характерных периодов, ограниченных
рубежными явлениями живой природы, — четырнадцать. Продолжительность тех и
других в значительной степени зависит от географического положения местности и
ландшафта.
Наблюдение – отличный метод исследования мира, который люди
используют издавна и продолжают использовать, и по сей день.   

13.

Приложение.

hOI1KegFogU

                               (рис.1)Абрикос
обыкновенный. 22 сентября 2018

14.

L9gZMrP3LvU

               (рис.2) Береза
бородавчатая. 22 сентября 2018

15.

pswLIZK1ytg

(рис.3)Абрикос обыкновенный. 16
октября 2018

16.

Yl2lNK7-cjU

             (рис.4)Береза
бородавчатая. 16 октября 2018 

17.

Df34yzWbor4

  (рис.5) Абрикос обыкновенный.  24 октября
2018  

18.

sUzGwvJWQ2c

      (рис.6) Береза бородавчатая. 24 октября
2018   

19.

7xc9Hx0swjw

(рис.7) Абрикос обыкновенный. 3
декабря 2018     

20.

zpu0mh_61UY

         (рис.8) Береза бородавчатая. 3 декабря
2018   

21.

FNkEylntGik

(рис.9) Абрикос обыкновенный. 24
декабря 2018   

22.

o4lNHvxQccw

(рис.10) Береза бородавчатая. 24
декабря 2018   

23.

b3LL3V8b8Wk

(рис.11) Береза бородавчатая. 16
апреля 2019   

24.

slkfgwc7y4w

(рис.12) Абрикос обыкновенный. 16
апреля 2019  

25.

Xp9Ar2DQ7oQ

(рис.13) Абрикос обыкновенный. 22
апреля 2019   

26.

C-yVJzDQ-es                                    
(рис.14) Береза бородавчатая 22  апреля 2019           

27.

4Tm7k61-jp8                                (рис.15)
Почки абрикоса обыкновенного. 22 апреля 2019

28.

   rG_TRB3XfQ4

(рис.16)  Почки березы
бородавчатой. 22 апреля 2019

29.

_Rpx3sV-DrI

(рис.17)  Абрикос обыкновенный.
23 апреля 2019

30.

UpSKH3yKdJk

(рис.18)  Цветы абрикоса
обыкновенного . 23 апреля 2019

31.

(рис.19)  Абрикос обыкновенный (окончание цветения) 6 мая
2019

32.

(рис.20)  Абрикос обыкновенный (окончание цветения) 6 мая
2019

33.

(рис.21)  Береза бородавчатая (окончание цветения) 6 мая 2019

34.

(рис.22) 
Береза бородавчатая (окончание цветения) 6 мая 2019

35.

(рис.23) 
Абрикос обынковенный(появление плодов) 20 мая 2019

36.

(рис.24) 
Абрикос обынковенный(появление плодов) 20 мая 2019

37.

(рис.25) 
Береза бородавчатая   20 мая 2019.

38.

(рис.26) 
Береза бородавчатая   20 мая 2019.

Таблица 1

Наблюдения за берёзой и
абрикосом осенью

Берёза бородавчатая

Betula pendula
Roth.

Абрикос обыкновенный

Armeniaca
vulgaris Lam

Примечание

03 сентября. Береза
зеленая, но появились единичные желтые листья

05.09 появились единичные
желтые листья

12 сентября. Количество
желтых листьев увеличилось, но большинство листьев еще зеленые

12 сентября Количество
желтых листьев увеличилось, но большинство листьев еще зеленые

22 сентября. Береза

20 сентября. Абрикос

пожелтела, остались
единичные зеленые листья

пожелтел, остались
единичные зеленые листья

06 октября. Вся береза
желтая

10 октября. Весь абрикос
жёлтый.

14 октября. У березы
активный листопад

15 октября. Активный
листопад.

24 октября. Листва у
березы опала

24 октября. Листва у
абрикоса опала

39.

                                                 Литература.

1.     Н.В. Батурицкая,
Т. Д. Фенчук «Удивительные опыты с растениями» Минск, Минск «Народная асвета»
1991

  1.  Травкин М. П. Занимательные опыты с
    растениями. М., Учпедгиз, 1960.
  2.  http://school-89.narod.ru/rogacheva/fotosintez.htm
  3.  http://spb-tei.ru/2007/05/26/ispolzovanie-komnatnykh-rastenijj-v.html

5.    
Общая фенология (Гай Эвальдович Шульц)

6.     Методика изучения
фенологии растений и растительных сообществ. (Бейдеман И.Н.)

7.     Znanija.com
— https://znanija.com/task/19483803#readmore

40.

Скачано с www.znanio.ru

Фенологический рассказ на тему «Осень»


Айшат начала готовиться к походу лес еще с пятницы. Суббота тянулась
медленно, и казалось, ей не будет конца. И вот оно наступило воскресенье.
Проснулась Айшат, как только начало светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал
в сенях – видно, готовился в дорогу. Айшат с дедушкой вышли из дому, и пошли
краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать, вот и лес. Хорош лес в сентябрьскую
пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки. Сыплются на землю пестрые листья.
Прячет осень под пестрым ковром свое богатство. Но у Айшат глаза зоркие. И вот
уже в корзине лежат груши. А вот дружная семейка диких яблонь, и рядом в траве
желтеют их плоды. Слышно в лесу кукование кукушки, из кустов доносятся трели
соловья. Хорошо в лесу!

Накануне прошел дождь. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они
превратятся во взрослых лягушек. Айшат захватила с собой и ведерко. Щедрый лес
не подвел её. Набрала она земляники и ежевики. Обедали с дедушкой на лесной
вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как на ней подкармливаются перед
отлетом на юг белые журавли. С полной корзиной и ведерком возвращалась Айшат
домой. Вышли к полю и увидели – высоко в небе стремительно пролетают ласточки.
«Видно, к дождю», — сказал дедушка.

Ошибки:

  1. Кукушка и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля.
  2. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет.
  3. Земляника кончается в начале июля.
  4. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.
  5. Белые журавли (стрехи) обитают в тундре.
  6. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде, а не к дождю.

Фенологический рассказ на тему «ЗИМА»


В группе только и было разговоров о том, будет во вторник мороз или оттепель.
Позавтракали и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4 градуса мороза.
Идем! Взяли санки, не забыли термос с горячим чаем, и бутерброд положить в
рюкзак — и в дорогу.

Кто-то уже прошел по дороге, и нам было не тяжело идти по ней. Тихо зимой в
лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и
хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи
следы подле просеки? «Это, наверное, следы ежа», сказал Амир. Неожиданно мы
вышли к опушке, где рос большой одинокий дуб. Жёлуди на дереве выглядывали
из-под снега.

Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», — сказала
Аймесе. «А ты что, не знаешь, — что белка зимой спит в дупле»? – ответил ей
Амир. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой
личинок жуков-короедов.

Неожиданно на ветке густой ели, мы увидели гнездо и в нем какую-то птицу. Кто
же это насиживает яйца зимой? Амир и это знал: «Это сойка»! Между дубами увидели
кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль – лизунец. Это лесники заготовили
корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось
к горизонту, и мы двинулись к селу. Подходя к полю, мы увидели много звериных
следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», — сказал
кто-то. Через несколько минут мы пришли к селу. Немного усталые, но довольные,
мы пришли в садик.

Ошибки:

  1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
  2. Ежи зимой впадают в спячку.
  3. Зимой не бывает желуди, они опадают осенью.
  4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
  5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
  6. «Мышкует» в сене не волк, а лисица.

Фенологический рассказ на тему «Весна»


Еще в пятницу мы узнали от воспитательницы радостную весть — в субботу идем в
лес! Двадцать минут ходьбы, и вот он — лес. Хорош лес в конце апреля! Нежное,
тонкое зеленое кружево из листьев распускающегося кизила, веселый щебет птиц!
Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой птички с красной грудью. «Это
синица закричал Али, — она только на днях прилетела из теплых краев».

На согретых солнцем косогорах появились первые цветы — мать-и-мачехи желтые
шары одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желтый зверобой. Цветет белыми
звездами и ветреница дубравная, на вырубках цветет ландыш. В воздухе одуряющий
запах цветущей черемуш и сладковатый запах расцветающей липы.

А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками. Еще
довольно прохладно, но в голубом небе стремительно стая грачей плавно кружится
над весенним полем. Слышится мелодичный стук неутомимого труженика леса –
большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.

Незаметно прошло время. Надо снова идти в садик. Но куда? Где север, где юг?
И как всегда, подал голос, всезнающий Али: «Я знаю! Южная сторона муравейника
круче северной»! Но тут воспитательница достала компас, и мы пошли в нужном
направлении. В кустах заливался соловей – первый солист лесной оперы. По дороге
домой воспитательница сказала: «Завтра принесите в садик рисунок «Лес в апреле».

Ошибки:

  1. Снегирь оседлая птица, на зимовку не улетает.
  2. Зверобой цветет летом.
  3. Липа цветет летом (июнь – июль).
  4. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.
  5. Почки на дубах распускаются в конце мая.
  6. У муравейника северная сторона круче южной.

Фенологический рассказ на тему «Лето».

В начале июля мы пошли в лес на экскурсию. Зеленой листвой одеты деревья.
Хорошо летом в лесу!

Мы зарядились биоэнергией у дуба и у ивы. «Зарядиться» биоэнергией у деревьев
лучше весной и летом, мы знали из занятий по экологии.

Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Красные ягоды в лесу – это
боярышник нам очень понравился ее вкус. В кустах над ручьем заливался соловей,
вдали куковала кукушка. Белый ковер цветущей ветреницы дубравной, словно пуховым
одеялом покрыл землю. В большом лесу на вершине высокого дуба устроил свое
гнездо орел. Много всяченской добычи приносит он прожорливым птенцам. А вот и
сам – высоко парит под облаками. Зрение орла прекрасное, с такой высоты он
хорошо видит, где спрятался зайчонок, где пробежала глухарка с выводком.

А что это за ягоды, до того хороши, сами в рот так просятся.

«Я знаю – закричал Али, — это волчье лыко, ягоды ядовиты!»

Попадались нам и разные грибы – белые, сморчки. Это съедобные грибы, мы
немного собрали их, а вот мухоморы, бледные поганки и навозники мы старались
обходить стороной – эти грибы ядовитые.

На краю болота мы увидели буйволов. Чтобы спастись от надоедливых комаров они
забрались в воду. Неожиданно в кустах раздался сильный шум, словно великан
пробирался по лесу. Так и есть – великан, красавец лошадь вышел из кустов на
поляну, постоял в задумчивости и медленно побрел дальше. Пригревало солнце, в
воздухе все отчетливей ощущался запах сосновой смолы, на опушках кружатся
бабочки-лимонницы, махаоны.

Неожиданно раздались громкие трубные звуки – это пара серых журавлей
пролетала над лесной поляной. Поют зяблики, воробьи, пеночки, в воздухе медленно
плывут тонкие паутинки. Красиво в лесу!

Ошибки:

  1. Ива отбирает энергию.
  2. Боярышник плодоносит позже – во второй половине августа и до морозов.
  3. Соловей в июле уже не поет
  4. Ветреница дубравная отцветает в мае.
  5. Сморчки встречаются рано весной.

Воскресенье в лесу

(экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в группе о будущей экскурсии в лес. Дорогу
мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но
в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к дубовой роще. По
дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это
урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все
грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай,
закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Али повыбрасывал банки и
полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли
костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо, какой-то птицы.
Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше
поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли
маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в садике
пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Али
решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и
начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с
удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел
гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было, уже не страшно – мы успели
добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли к селу, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла
змея. «Это гадюка» — закричал Амир и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной
змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, — тихо
сказала Джамиля, — это уж». «Все равно – гадина»! – ответил Амир.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к селу. Весело прошел день.

Ошибки, совершенные детьми:


  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается
    грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы –
    деревья»
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в
    лесу разводить костры вообще запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220
    лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до
    полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса домой не надо: если они там не погибнуть,
    то дома обязательно они погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник — нарушаются
    взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может
    попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов
    недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые
    растения.

Сезоны в фенологии соответствуют временам года. В каждом сезоне выделяют более короткие периоды – фенологические фазы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 (АОУ ШКОЛА №11) «Фенологические наблюдения в природе» Ученицы 5 «Г» класса АОУ школа № 11 г.Долгопрудный Москвитина Варвара

Слайд 2

Фенология –раздел биологии, изучающий периодические явления в развитии живой природы и их связь со сменой времен года и метеорологическими условиями. Сезоны в фенологии соответствуют временам года. В каждом сезоне выделяют более короткие периоды – фенологические фазы.

Слайд 3

Фенологические фазы

Слайд 4

Объекты фенологических наблюдений наблюдение за гидрометеорологическими явлениями (за погодой, за метеорологическими явлениями, за гидрологическими явлениями) наблюдение за животными (насекомыми, птицами, млекопитающими) — наблюдения за растениями ( за лиственными деревьями и кустарниками, за хвойными деревьями, за травяными растениями)

Слайд 5

Весна С приходом весны все живое на земле начинает просыпаться. Прилетают грачи. Постепенно солнце начинает нагревать поверхность земли, и снег начинает таять. На проталинках появляются первые весенние цветы: подснежники, морозники, крокусы, пролески. Просыпаются звери, которые спали всю зиму. Весной у животных происходит линька, у некоторых зверей изменяется окраска шерсти. Когда начинается половодье, с зимовки возвращаются чайки и утки. С появлением насекомых прилетают скворцы. В апреле на деревьях местами появляются почки. В начале мая можно наблюдать первые раскаты грома и грозы. К концу мая устанавливается сухая и жаркая погода. Май окончательно одевает лес в зеленые одежды.

Слайд 6

Лето Наступило лето. Лето является самым теплым и благоприятным временем года для всего живого. В этот период происходит бурный рост и цветение всех растений. Летом самые теплые и светлые дни в году. На полях и в лесах созревают ягоды и грибы. У животных и птиц появляется большое количество еды. Это благоприятно влияет на развитие и увеличение потомства.

Слайд 7

Осень Осень прекрасная и удивительная пора. Дверь в осеннюю сказку нам открывает сентябрь. Сентябрь часто бывает хмурым и холодным. Дни становятся короче, солнце нас балует все меньше и меньше. Средняя температура в начале сентября колеблется от 10 до 15 0 С , дожди становятся более затяжными. В путь собираются перелетные птицы. Звери делают запасы на зиму.

Слайд 8

В этом году первая декада сентября отличается от обычного сентября. Природа продолжала радовать нас теплыми, солнечными деньками. Дождей почти не было. Дневная температура воздуха доходила до + 30 0 С.

Слайд 9

Число Температура Давление Облачность Явления Ветер 1 + 30 756 В 3 м/с 2 + 29 756 СВ 4 м/с 3 + 30 753 В 4м/с 4 + 29 752 В 4м/с 5 + 30 751 В 4м/с 6 + 29 748 В 5м/с 7 + 21 750 В 4м/с 8 + 23 752 ЮВ 2м/с 9 + 28 753 Ю 1м/с 10 + 28 753 Ю 1м/с Дневник наблюдений. Сентябрь 2018г.

Слайд 10

У нас во дворе растет большой каштан. Когда я уезжала из города, на каникулы дерево было зеленым и покрыто белыми «свечами» цветов.

Слайд 11

По возвращению с отдыха я увидела, что внешний вид каштана очень изменился. На ветвях дерева созрели плоды и постепенно начали осыпаться. Листья стали сохнуть и опадать.

Слайд 12

В связи с затяжным теплом и отсутствием дождя, листья на деревьях стали сохнуть раньше, чем менять окраску.

Слайд 13

Зима Зима – это самое тяжелое время года для всего живого. На землю ложиться снег, а водоемы покрываются льдом. Дуют холодные ветра. Зимой мало еды и в этот период выживают только сильные и выносливые животные. Солнце светит, но не греет. На смену теплолюбивым птицам прилетают снегири и синицы.

Слайд 14

Все четыре сезона невероятно удивительны и каждый по-своему прекрасен. Они важны и необходимы для жизни животных и растений. Благодаря проведенному исследованию можно сделать вывод, что каждый сезон важен для сохранения равновесия всего живого в природе. Вывод

Фенология – наука о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения.

Наблюдения за ходом сезонных изменений ведутся на основе заметных изменений природы, например, начало и окончание листопада, прилёт и отлёт птиц, появление грибов, первый снег и заморозок – такие явления называют феноиндикаторами, и они же определяют наступление той или иной фазы развития природы.

За явлениями природы наблюдают несколько лет, а затем выводят среднюю дату их наступления. С помощью такого календаря можно спрогнозировать лучшие сроки для проведения сезонных работ в лесном, сельском, охотничьих хозяйствах.

Традиционный метод сбора фенологической информации – визуальный, он не требует специального оборудования и приборов, может быть организован в любой природной зоне по всему миру.

Места наблюдений должны находиться в пределах ландшафта, характерного для данной местности, где достаточно полно представлены все предполагаемые объекты наблюдений.

Биология. 5 класс. Введение в биологию. Учебник

Биология. 5 класс. Введение в биологию. Учебник

В учебнике подобран материал о строении и методах изучения живого организма, многообразии живых существ на Земле, среде их обитания и роли человека на планете. Разнообразные задания, вопросы, дополнительная информация способствуют эффективному усвоению учебного материла.

Купить

При организации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Наблюдения необходимо проводить только над теми объектами (виды растений и животных), которые хорошо известны наблюдателю.

  2. Точно указывайте место наблюдения (район, населённый пункт, географические координаты).

  3. Наблюдение должно быть подробно записано и внесено в базу фенологической сети в тот же день, когда оно проводилось.

  4. Наблюдения должны быть регулярными: в весенний и осенний периоды не реже одного раза в 2–3 дня (в связи с быстрой сменой явлений); летом допускаются бо́льшие перерывы; в конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.

Напоминаем, что корпорация «Российский учебник» совместно с Русским географическим обществом проводят конкурс «Растительный и животный мир моего края». Результаты фенологических наблюдений участников отображаются на сайте
фенологического портала РГО.

Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 1

Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 1

Учебник построен на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Способствует успешному формированию знаний об окружающем мире, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартных ситуациях.

Купить


Сезон


Подсезон


Типичные явления

Весна

Снеготаяние

Начинается с таяния снега, заканчивается началом сокодвижения и набуханием почек деревьев.

Оживление весны

Зацветает мать-и-мачеха. Полностью сходит снег. Прилетают птицы, на берёзе распускаются листья.

Разгар весны

Деревья и кустарники интенсивно набирают зелень. Цветут сады. Индикатор фазы – цветущая черёмуха.

Предлетье

Обильно зацветают рябина и сирень

Лето

Раннее лето

Начало цветения шиповника майского, калина, садовый жасмин

Полное лето

Начало цветения липы мелколистной, созревание плодов чёрной и красной смородины. Стихает пение соловья, появляется масса кузнечиков.

Спад лета

Удлинение ночи, выпадение холодной росы на заре,

Осень

Начало осени

Появление жёлтой окраски листьев у берёз, лип, вязов.

Золотая осень

Листва на деревьях всё сильнее желтеет, начинается интенсивное опадание листьев. Птицы готовятся к отлёту.

Предзимье

Начинается с первого снега и заканчивается установлением устойчивого снежного покрова и ледового покрытия на водоёмах.

Зима

Первозимье

Установление прочного ледяного покрова, открытие подлёдной рыбалки

Коренная зима

Длится до февраля. Период с самыми низкими температурами и частыми метелями.

Перелом зимы

Начинается с увеличения продолжительности светового дня. Полуденные капели, звонкое пение синиц.

  • Какие факты творческой истории рассказа господин из сан франциско помогают понять его содержание
  • Какие факты современной писателю действительности отражены в этой сказке дикий помещик
  • Какие ученые вложили большой труд в собирание сказок
  • Какие уроки можно извлечь из пушкинских сказок
  • Какие уроки заключенные в этих сказках ты считаешь важными