Какие художественные приемы наиболее часто используются в сказках

5класс. ФОЛЬКЛОР

1. Какое определение фольклора кажется вам наи­более полным?

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древ­ним мышлением и пониманием слова

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в ши­роких народных массах

в) устное народное творчество

г) набор произведений на различные темы

2. Автором фольклорных произведений является

а) поэт

б) летописец

в) певец-сказатель

г) народ

3. Выберите 5 литературных жанров, относящихся к фольклору.

Баллада; загадка; песня; пословица; повесть; поэма; рассказ; сказка; легенда; поговорка.

4. Чем фольклорные жанры отличаются друг от друга?

а) поучительностью

б) смыслом

в) автором

г) объемом

д) особенностями сюжета

5. Назовите виды искусства, в которых могут быть использованы элементы фольклора.

а) архитектура

б) живопись

в) танец

г) музыка

6. Что такое пословица?

а) образное сочетание слов

б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека

в) законченное высказывание назидательного содер­жания

7. Закончите пословицы, стараясь соблюдать рифму.

а) Как вору не воровать, а петли ему …

б) На что и клад, когда в семье …

в) Не везде — сила, где — уменье, а где …

г) На языке мед, а на сердце …

8. Выберите пословицы, близкие по смыслу.

а) Любишь кататься,
люби и саночки возить.

б) Слово не воробей,
вылетит — не поймаешь.

в) Хоть в лесной избушке
жить, а с любимым быть.

г) С кем поведешься, от того и наберешься.

1.Слово — не стрела, а ху­же стрелы разит.

2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

3.С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

4.С милым рай и в ша­лаше.

9. Выберите пословицы и поговорки о

а) труде

б) добром и худом слове

в) богатстве и бед­ности

г) родине

д) учении

1.Красна птица перьем, а чело­век — уменьем.

2.Горька работа, да сладок хлеб.

3.Не ножа бойся, а языка.

4. Где кто родился, там и приго­дился.

5. Кто словом скор, тот в делах редко спор.

6. За ученого двух неученых да­ют, да и то не берут.

7. Своя земля и в горсти мила.

8. Без корня и полынь не цве­тет.

9. Злато не говорит, да много тво­рит.

10. В чем различие пословиц и поговорок?

а) в меткости и образности высказывания

б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе пого­ворок — сравнение

в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения

11. Вставьте по смыслу пропущенные слова «посло­вица» и «поговорка».

… — цветочек, а … — ягодка.

12. Что отличает народную сказку от мифа?

а) сюжет

б) вымысел

в) художественные приемы

13. Русская народная сказка это

а) остросюжетный рассказ с фантастическим содер­жанием

б) историческая повесть

в) жанр устного народного творчества

г) легенда

14. Кто является творцом сказок?

а) писатель-сказочник

б) летописец

в) древний певец Баян

г) народ

15. На какие виды делятся сказки?

а) приключенческие

б) биографические

в) волшебные

г) исторические

д) социально-бытовые

е) о животных

16. Какие художественные приемы наиболее часто используются в сказках?

а) рифма

б) постоянный эпитет

в) сравнение

г) метафора

д) гипербола

е) монолог

17. Какие волшебные предметы используются в сказ­ках?

а) рушник

б) ковер-самолет

в) клубок

г) свеча

д) книга

е) сапоги-скороходы

ж) шапка-невидимка

з) меч-кладенец

18. Соотнесите приведенные определения с характе­рами наиболее часто встречающихся в сказках зве­рей.

а) медведь 1) глупый, прожорливый, недалекий

б) кот 2) хитрый, ловкий, пронырливый, лживый, льстивый

в) лиса 3) храбрый, веселый, ласковый, дружелюбный

г) волк 4) добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый

д) козел 5) злой, глупый, жестокий, незадачливый

19. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка ге­роев.

Конь; заяц; Змей Горыныч; гуси-лебеди; щука; Баба Яга; лиса; Кощей Бессмертный; серый волк.

20. Какие из указанных сказок — волшебные?

а) «Лисичка-сестричка и волк»

б) «Иван-царевич и серый волк»

в) «Лиса, заяц и петух»

г) «Морозко»

д) «Василиса Премудрая»

е) «Царевна-лягушка»

21. Соотнесите виды сказок и соответствующие им

признаки.

а) волшебные

б) бытовые

в) о животных

1.цель сказки — весело и поучи­тельно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоин­ства

2.задача сказки — испытать ге­роя, вступившего в борьбу с волшебными силами

3.цель сказки — рассказать о нео­бычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке

22. Соотнесите виды сказок и героев.

а) волшебные 1) кот, лиса, петух, козел, волк

б) о животных

в) бытовые

2) мужик, солдат, плут, баба, барин, черт

3) добрый молодец, Иван-дурак, Жар-птица

  1. Соотнесите фрагменты сказки «Царевна-лягуш­ка» и элементы композиции.

а) «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».

б) «В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел лягушачью кожу и бросил ее в печь».

в) «Иван-царевич пошел в Ко­щеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахар­ные уста. Воротились они домой и жили долго и счастливо до глубокой старости».

г) «В старые годы у одного царя было три сына».

д) «Царь опять позвал сыновей:
— Пускай ваши жены испе­кут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает».

1) зачин, 2) завязка, 3) развитие действия, 4) кульминация, 5) развязка

Ответы к тесту «ФОЛЬКЛОР»

1.а

2. г 3. загадка, песня, пословица, сказка, поговорка

4. г, д

5. все варианты ответа

6. в

7. а — не миновать, б — лад, в — и терпенье, г — лёд

8. а — 2, б — 1, в — 4, г — 3

9. а — 2, 6 — 3, 5, в — 9, г — 4, 7, 8, д — 1, 6

10. в

11. Поговорка — цветочек, а посло­вица — ягодка.

12. б

13. в

14. г

15. в, д, е

16. б, г, д

17. б, в, е, ж, з

18. а — 4,6 — 3, в — 2, г — 5, д — 1

19. вредители — Змей Горыныч, гуси-лебеди, Баба Яга, лиса, Кощей Бессмертный; помощники — конь, заяц, щука, серый волк

20. б, д, е

21. а — 2, б — 3, в — 1

22. а — 3, б — 1, в — 2

23. а — 2, б — 4, в — 5, г — 1, д — 3

Основные художественные приемы,

используемые авторами

в литературных произведениях

  1. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто.

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

А.Пушкин

  1. Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.

В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.

  1. Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

С.Есенин

  1. Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Ф.Тютчев

Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.

  1. Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз.

Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).

  1. Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т.д.

Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…

И.Крылов

  1. Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла.

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

И.Крылов

  1. Синонимы – слова, близкие по значению.

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Ф.Тютчев

  1. Антонимы – слова с противоположным значением.

В день уныния смирись;

День веселья, верь, настанет.

А.Пушкин

  1. Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

А.Пушкин

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:

с моим другом мы съели не один пуд соли.

  1. Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства.

Торопись, голубка! Ты теряешь

Час за часом! Звезд не сосчитать!

К.Случевский

  1. Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой…»

М.Лермонтов

Тема виды и функции изобразительно-выразительных средств в русских народных сказках

Слайд №2

Сказки входят в раздел изучения устного народного творчества — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического развития. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. «.

Слайд №2

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди,стряпать вместо готовить.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: батюшка, деточки, лягушонок.Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.

Важную роль в создании сказки играют выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.

Проанализируем русскую народную сказку « Царевна – лягушка» и дадим ей краткую характеристику

1.Вид сказки – волшебная сказка.В сказке прослеживается обряд « инициации» или « конфирмации» — посвящения. Главный герой Иван-царевич проходит испытания после этого имеет право жениться на Василисе Премудрой.

2.Сюжет сказки- волшебный, необычные превращения.

3.Герои сказки- волшебные мифические персонажи Баба- Яга, Кощей Бессмертный, Иван-царевич , Василиса Премудрая

4 Сказка учит различать добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство мира.

5.Особенности сказки – волшебные герои, события ,предметы

6.Ритм сказки неторопливый, напевный

Например,«Испекла каравай- рыхлый да мягкий, изукрасила узорами мудрёными»

«Подумал – подумал, шёл – шёл», « поплакал-поплакал, знаю-знаю»

7.Постоянные эпитеты «Красная девица, добрый молодец, чистое поле, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные,»

  • Сказочное число три « три года быть лягушкой», « три дня подождал»

  • Сказочные формулы «Ни вздумать, ни взгадать, только ,в сказке сказать и пером описать; утро вечера мудренее.. ., «жили долго и счастливо до глубокой старости»

Слайд №3

Сказке « Царевна –лягушка насыщенна постоянными изобразительно-выразительными средствами- тропами и стилистическими фигурами.

Тропы – слова и выражения ,используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Анализ показал

Характерны: эпитеты ( постоянные),сравнения , метафоры и как вид метафоры –олицетворения.

Слайд№ 4

Эпитеты – художественное определение образное , подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Например,

Постоянный эпитет :«обернулась Василисой Премудрой», « чистое поле», « буйна голова», « столы дубовые», « скатерти браные»,«у Кощея Бессмертного…»«поцеловала его в сахарные уста…» «бабушка-задворенка».«Красная девица, добрый молодец, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные»

Основная функция эпитетов – дают образную характеристику и выступают как средство детализации, типизации и оценки образа. Представлены прилагательным, причастием, наречием или существительными в роли приложения .

Слайд №5

Троп сравнение это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Оно может быть выражено:

  • Творительным падежом

  • Оборотами со сравнительными союзами

  • Лексические ( использование слов похожий, подобный)

  • Отрицательные «ни бился, ни метался»

Например,

«…дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт…», « дуб …как свой глаз бережёт»

Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлечённые понятия « зримыми» и конкретными, являются средством характеристики сказочного персонажа.

Слайд №6?? пропустить

Метафора – основной троп, с помощью которого одно выражение заменяется другим. Одно из самых ярких средств выразительности. Это переименование, в основе которого лежит сходство, общность признаков двух объектов, при отсутствии реальной связи между самими объектами . Для характеристики вещей неодушевленных употребляют выражения, присущие одушевленным существам( приём олицетворение) .

Олицетворение- это вид метафоры: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ , уподобляются живому существу. Функция олицетворения раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Например,

???пропустить

Слайд №7

Кроме троп, в русских народных сказках присутствуют стилистические фигуры,

обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя.

В сказке « Царевна –лягушка»встречаются:

1.Различные повторы : «Вот он шёл, шёл, дошёл до болота»,«Иван-царевич поплакал, поплакал…».,«Попадается ему навстречу старый старичок.— однокорневой повтор с целью подчеркнуть глубокую старость..»Повторы являются наиболее действенных средств языкового манипулирования ,которое заключается в использовании средств « с целью скрытого воздействия на слушателя в нужном для автора направлении».ФУНКЦИЯ повторов подчёркивают интенсивность продолжения действий, настраивает восприятие слушателя , акцентирует внимание на более значимых словах для автора( концентрация внимания).

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезка речи. Помогает увидеть авторскую позицию ,усиливает энергию, силу утверждения мысли, придаёт ритмичность речи.

« смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу»

  • Антитеза противопоставление.Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Это композиционный приём.

«Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли…»

Риторическое восклицание

«Ах, Иван-царевич,что же ты наделал!» Функция усиление эмоционального характера высказывания

Слайд №8

Основной стилистической фигурой в русских народных сказках является гипербола- художественное преувеличение, служит средством создания художественного образа.

Например,

« залился горькими слезами»

Изобразительно-выразительные средства языка русской народной сказки богат и разнообразен. Тропы дают образную характеристику сказочным героям и предметам. ,придают выразительность ,служат средством для создания художественного образа, помогают раскрыть характерный признак сказочного предмета, событий. Фигуры являются средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому, усиливают эмоциональный характер сказки, вызывает интерес к фольклору.Тем самым Изобразительно-выразительные средства языка речи оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.

4

Вариант 1. Выполнил(а)__________________________________________

1. В каких сказках действуют добрый молодец, Иван-дурак, Жар-птица? а) в волшебных; б) социально-бытовых; в) о животных.

2. Русская народная сказка — это а) остросюжетный рассказ с фантастическим содер­жанием; б) историческая повесть; в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

3. Кто является творцом сказок? а) писатель-сказочник; б) летописец; в) древний певец Боян; г) народ.

4. На какие виды делятся сказки? а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

5. Кто из сказочных зверей добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

Вариант 2. Выполнил(а)__________________________________________

1. Какие художественные приёмы наиболее часто используются в сказках? а) рифма; б) постоянный эпитет; в) сравнение; г) метафора; д) гипербола; е) монолог.

2. Какие волшебные предметы используются в сказ­ках? а) рушник; б) ковёр-самолет; в) клубок; г) свеча; д) книга; е) сапоги-скороходы; ж) шапка-невидимка; з) меч-кладенец.

3. Кто из сказочных зверей храбрый, веселый, ласковый, дружелюбный? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

4. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите помощников. а) конь; б) заяц; в) Змей Горыныч; г) гуси-лебеди; д) щука; е) Баба Яга; ж) лиса; з) Кощей Бессмертный; и) серый волк.

5. Какие из сказок — волшебные? а) «Лисичка-сестричка и волк»; б) «Иван-царевич и серый волк»; в) «Лиса, заяц и петух»; г) «Морозко»; д) «Василиса Премудрая»; е) «Царевна-лягушка».

Вариант 3. Выполнил(а)__________________________________________

1. Кто из сказочных зверей глупый, прожорливый, недалёкий? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

2. Признаки волшебных сказок: а) весело и поучи­тельно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоин­ства; б) испытать ге­роя, вступившего в борьбу с волшебными силами; в) рассказать о нео­бычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.

3. В каких сказках действуют кот, лиса, петух, козёл, волк? а) в волшебных; б) социально-бытовых; в) о животных.

4. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите вредителей: а) конь; б) заяц; в) Змей Горыныч; г) гуси-лебеди; д) щука; е) Баба Яга; ж) лиса; з) Кощей Бессмертный; и) серый волк.

5. Кто из сказочных зверей злой, глупый, жестокий, незадачливый? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

Вариант 1. Выполнил(а)__________________________________________

1. В каких сказках действуют добрый молодец, Иван-дурак, Жар-птица? а) в волшебных; б) социально-бытовых; в) о животных. А

2. Русская народная сказка — это а) остросюжетный рассказ с фантастическим содер­жанием; б) историческая повесть; в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

3. Кто является творцом сказок? а) писатель-сказочник; б) летописец; в) древний певец Боян; г) народ.

4. На какие виды делятся сказки? а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

5. Кто из сказочных зверей добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

Вариант 2. Выполнил(а)__________________________________________

1. Какие художественные приёмы наиболее часто используются в сказках? а) рифма; б) постоянный эпитет; в) сравнение; г) метафора; д) гипербола; е) монолог.

2. Какие волшебные предметы используются в сказ­ках? а) рушник; б) ковёр-самолет; в) клубок; г) свеча; д) книга; е) сапоги-скороходы; ж) шапка-невидимка; з) меч-кладенец.

3. Кто из сказочных зверей храбрый, веселый, ласковый, дружелюбный? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

4. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите помощников. а) конь; б) заяц; в) Змей Горыныч; г) гуси-лебеди; д) щука; е) Баба Яга; ж) лиса; з) Кощей Бессмертный; и) серый волк.

5. Какие из сказок — волшебные? а) «Лисичка-сестричка и волк»; б) «Иван-царевич и серый волк»; в) «Лиса, заяц и петух»; г) «Морозко»; д) «Василиса Премудрая»; е) «Царевна-лягушка».

Вариант 3. Выполнил(а)__________________________________________

1. Кто из сказочных зверей глупый, прожорливый, недалёкий? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

2. Признаки волшебных сказок: а) весело и поучи­тельно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоин­ства; б) испытать ге­роя, вступившего в борьбу с волшебными силами; в) рассказать о нео­бычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.

3. В каких сказках действуют кот, лиса, петух, козёл, волк? а) в волшебных; б) социально-бытовых; в) о животных.

4. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите вредителей: а) конь; б) заяц; в) Змей Горыныч; г) гуси-лебеди; д) щука; е) Баба Яга; ж) лиса; з) Кощей Бессмертный; и) серый волк.

5. Кто из сказочных зверей злой, глупый, жестокий, незадачливый? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

ЭТАЛОН. Вариант 1: 1а; 2в; 3г; 3вде; 4а. Вариант 2: 1бгд; 2бвежз; 3б; 4абди; 5бде. Вариант 3: 1д; 2б; 3в; 4вгежз; 5г..

  • Какие химические понятия использовала в художественной форме наташа напишите сочинение о щелочных
  • Какие характерные черты организации власти у австралийцев можно выделить из этого рассказа
  • Какие характеристики чацкого можно выделить из его рассказа о госте из бордо
  • Какие характеристики получают звери в сказках о животных
  • Какие функции выполняет в рассказе старуха изергиль пейзаж приведите примеры