Какие художественные средства использует бунин в рассказе чистый понедельник

В творческом наследии Ивана Бунина есть и проза, и стихотворения. Сам он справедливо считал себя в первую очередь поэтом и обижался, когда его называли прозаиком. Лучшие свои прозаические произведения он писал, как истинный поэт.

В рассказе «Чистый понедельник» чувства выходят на первый план, что сближает его со стихами. Если немного поработать над рифмами, то начало рассказа вполне можно переделать в лирическое стихотворное произведение:

Темнел московский зимний день,
Неслись извозчичьи пролетки…

Это «перетекание» прозы в поэзию делает рассказ Бунина необыкновенно музыкальным.

Синтаксис писателя тоже имеет свои особенности. В «Чистом понедельнике» большие, на пол-листа, абзацы, которые состоят из двух-трех огромных предложений. Они не создают ощущения тяжеловесности, потому что в них присутствует какой-то своеобразный ритм, которому подчинены и изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи.

Невозможно пересказать сюжет, потому что без магии бунинских слов получится самая обыкновенная история. Просто Он и Она. Он рассказывает историю своей любви. Всего шесть страниц текста, достаточных, чтобы войти в историю литературы.

Рассказ называется «Чистый понедельник», конечно, не случайно. У требовательного художника случайностей не бывает. Но смысл названия открывается не сразу. Чистый понедельник – первый день Великого поста после масленицы. Православные строго постятся, чтобы очиститься от скверны, приготовиться к лучшей, светлой жизни. Накануне, в Прощеное воскресенье, герои отправляются не в ресторан, а Новодевичий монастырь, посещают могилы Эртеля и Чехова, пытаются отыскать дом Грибоедова.

На следующий день, в Чистый понедельник, не происходит никаких событий. Он и Она встречаются только поздно вечером. Евгений Яблоков пишет: «…в произведении, названном «Чистый понедельник», самого Чистого понедельника, в сущности, нет: его место в фабуле занимает пауза, длящаяся ровно сутки.., а в слове «Чистый», помимо значения «святой», парадоксально акцентируется значение ничем не заполненный», «пустой», «отсутствующий».

Почему же и через два года разлуки герой вспоминает именно Чистый понедельник, а автор так называет рассказ?

В этот день девушка окончательно принимает важнейшее для себя решение: отойти от мирской суеты и стать монахиней. Чистота и святость, борющиеся с соблазнами земной жизни, побеждают. Все ненужное «незаметно, но заботливо» она отстраняет от себя, как шлейф вечернего платья. Решение было мучительным, ведь как испытание свыше была послана героине прекрасная любовь.

Композиция распадается на три части. Первая представляет героев, рассказывает об их взаимоотношениях и время препровождении. Вторая часть посвящена событиям Прощеного воскресенья и Чистого понедельника. Самая короткая, но емкая по содержанию третья часть завершает композицию.

Небольшой рассказ содержит в себе исчерпывающую информацию о героях.
Это достигается за счет тщательного отбора художественных средств, позволяющих создавать яркие, запоминающиеся характеры. Необходимую образную выразительность придают рассказу эпитеты, метафоры, сравнения. На «вытягивающемся рысаке» каждый вечер спешит герой к своей возлюбленной, становится ясно, с каким нетерпением ждет он встречи.

Тональность повествования со второй части меняется. Построенная на диалоге, она менее динамична, но крайне важна, так как в ней начинает проясняться идейное содержание рассказа, мы впервые узнаем о любви героини к старине, религиозным обрядам. Здесь же она признается в своем желании уйти в монастырь. Глаза ее при этом «ласковы и тихи», одежда выдержана в темных тонах. Глаза – одежда, пейзаж – все находится в полном соответствии с настроением героини.

Ощущение умиротворенности создают «мирный солнечный» вечер, тишина монастыря, нарушаемая колокольным звоном, «золотая эмаль» заката. Недаром через два года рассказчик помнит малейшие детали, которые приобретают значение символов. Одной из таких деталей – символов является звездный след на снегу от ботиков любимой девушки. Она идет, как бы рассыпая звезды, и свет этот повторится в сиянии свечей в руках монахинь, в одной из которых герой узнает свою возлюбленную.

Ночь после понедельника в композиции рассказа является кульминационной. Любовь достигает апогея, но разлука неотвратима: она твердо решила стать послушницей в монастыре.

Третья часть рассказана как бы другим человеком. Не удивительно: два года герой «… пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь, все больше и больше».

Потом понемногу оправился и стал жить «равнодушно, безнадежно». Но ангел-хранитель не забыл о нем. Словно предваряя его появление, повторяется такой же солнечный вечер, и так же мерцают свечи, и слышится пение церковного хора. Перед нами уже не легкомысленный молодой человек, а много перестрадавший, способный плакать от воспоминаний, стремящийся к храму. Он увидел среди монахинь свою любимую, и, хочется верить, взгляд ее темных глаз даст ему силы жить дальше достаточно…

Цели урока: активизировать
самостоятельность исследовательской
деятельности студентов; показать: а) особенность
понимания Буниным любви; б) противоречивость
характера героини; в) «филологию Бунина»;
развивать навыки творческого чтения,
углубляющего понимание и переживание событий
рассказа; прививать любовь к художественному
слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы
находим в тексте для изображения Москвы? Для чего
Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты,
манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в
тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ
о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье
и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность
написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г.,
но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в
годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более
чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь
желанием реставрировать будущее, обращаясь к
прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник
«Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37
рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть,
тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и
Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза»,
«Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…»
(«Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр
бунинской прозы. Объединение в рассказе двух
основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и
смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви
героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн
возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А.
Бунина. Загадочный, противоречивый характер
героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению
Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то
«Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению
писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к
теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа
необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости,
литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день
    великого поста, наступающего после разгульной
    Масленицы.
  • Масленица — Масленая неделя, неделя,
    предшествующая Великому посту. Символика обряда
    связана с древнеславянскими традициями проводов
    зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования
    Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в
    течение, которого верующие, христиане,
    воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют
    в увеселениях, не вступают в брак. Пост
    установлен в воспоминание 40-дневного поста
    Христа в пустыне. Великая четыредесятница
    начинается с понедельника, в просторечии
    называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции —
своеобразная граница, рубеж между жизнью —
суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от
скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от
светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей
литературно-художественной жизни России начала
века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в
рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»?
(Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня
отвечает: «До того высокопарно, что совестно
читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил
только о постороннем, — о новой постановке
Художественного театра, о новом рассказе
Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский
символист Артур Шницлер. Австрийский
драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер
Казимеж. Польский лирик, автор утончённых
эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский
прозаик — это модные авторы европейского
декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием
имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не
использует внутренние монологи, не объясняет
словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и
героя, он использует литературные имена (скажи
мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского
декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова,
который не интересен ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого
Толстого», а как-то она ни с того ни с сего
вспоминает Платона Каратаева… В
аристократически утончённой и загадочной, в ней
неожиданно проступают черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из
последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н.
Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же
отличен от внутреннего мира рассказчика,
насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру
разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен
Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной
эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в
тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение
Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи
соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё
же, что касается древности, церквей, кладбищ, —
внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых
местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель,
Иверская часовня, Храм Христа Спасителя)
свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
«Православие теперь, когда оно так
преследовалось на родине, осознавалось Буниным
как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев «И.
Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации
«земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать
обобщенный смысл. Номинация героев не столь
важна, Бунин исследует культуру России, быт
людей, их развлечения, все то, что занимало их
души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик
и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной
жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти
два мира: посещает рестораны, капустники,
концерты, но ходит в храмы, на кладбище,
интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?
  

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан
обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр,
либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они
погружены в реальную полубогемную жизнь. Но
постепенно рядом с этой привычной и сладкой
жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив
почему-то южной горячей красотой, даже
неприлично красив. И характер у него южный, живой,
постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой
является и повествователем, который
рассказывает историю своей любви к Ней. Его все
устраивает в отношениях. Он не задумывается, к
чему приведут эти отношения, можно сказать, что у
него есть некая поверхностная оценка событий, он
беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте
героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут
главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он
— счастливый, влюбленный.  «Она была
загадочна, непонятна для меня, странны были и
наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —
 влюбленность, которая дает ему
исключительную остроту чувственного восприятия,
через призму которого представлен портрет
героини, ее внешность. Обратимся к портретной
характеристике героини. Найдите повторяющиеся
детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини
подчеркивается восточная красота «смуглое
янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови,
черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный»,
«янтарный». В самом портрете некая
таинственность, противоречивость, восточная
красота.  Почему восточная красота?
(Подчеркнуть ее необычность, непохожесть,
отличие от других нездешней прелестью) («А у неё
красота была, какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными
родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова
«загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный
прием: спустя годы в сознании героя облик любимой
женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями
искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия.
С одной стороны,  «похоже было на то, что ей
ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни
театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы
были у нее любимые и нелюбимые: книги читала
всякие, любила поесть и тут же говорила о том,
зачем вообще люди едят». Казалось, что ей
нравится роскошная жизнь: походы в рестораны,
театры, концерты. Она любила хорошую одежду,
бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то
училась на курсах, интересовалась историей,
посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д.
Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной,
то он путается, то «здесь и сейчас», то «по
памяти». Смена этих ракурсов происходит столь
незаметно, что можно говорить о наложении
перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью
филологического анализа, тем более что, по
меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к
бунинской философии лежит через бунинскую
филологию».

Какие художественные средства использует
Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры,
оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От
греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая
фигура, парадоксально звучащая антитеза,
представленная в виде контрастных слов: «толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы
увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище). С помощью
этого приёма автор показывает противоречивость
героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся
эпитеты, характеризующие «тайну красоты»
героини. (Загадочная, непонятная, восточная
красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина:
синестетическое описание: глаза её были ласковы
и тихи.

В литературоведении используется сравнение
бунинской манеры компоновать детали внешнего
мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность
единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк
различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной
спальне. А в финале рядом окажется три раза
повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или
сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в
темноту… Что она могла в темноте видеть,
как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это
вспышка света. Так и в этом рассказе. Как
Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и
героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и
исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую
филологию», мы пришли к пониманию «бунинской
философии» любви как о «неком высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю
жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «неком высшем напряжённом
моменте бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана
любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого
мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о
ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к
России. Соединяя воедино музыкальное,
живописное, поэтическое, древнее и новое, автор
пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» —
портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая
поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу
объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно
свидетельство непревзойдённого мастерства
писателя — «лучшего стилиста современности»
(М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского
восприятия одного из рассказов Бунина
(«Холодная осень», «Солнечный удар»,
«Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе.
И.Бунин «Чистый понедельник».

2.Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в
системе творчества Бунина эмигрантского
периода. Л., 1985. С. 340.

3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 — 11
классы.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица
России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

5. Медведева В. «Всякая любовь — великое
счастье». Разговор с 11-классни-ками о книге
Бунина «Темные аллеи». Литература в школе. М., 1997.
№ 3. С. 13.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ
рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.
Бунина («Чистый понедельник» и «После бала»).
Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


15

Эпитеты и метафоры в рассказе чистый понедельник. СРОЧНО!

1 ответ:



0



0

Эпитеты: серый зимний день; она была загадочна, непонятна для меня; красив почему-то южной, горячей красотой; красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот; старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским.

Метафоры: разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь; желтоволосую Русь я вообще не люблю. …пианино звучало началом «Лунной сонаты» — все повышаясь, звуча чем дальше, тем все томительнее, призывнее, в сомнамбулически-блаженной грусти. Полный месяц нырял в облаках над Кремлем. Дошел до Иверской, внутренность которой горячо пылала и сияла целыми кострами свечей.

Читайте также

Ответ: «почему?»

Объяснение:

ерасим был немой.

Он был очень сильным.

Работал дворником.

Вырос в деревне, а потом его перевезли в город.

В городе он скучал, ему там было плохо, но потом он привык.

Герасим усердно исполнял свою обязанность: на дворе никогда не было ни сору, ни щепок.

Со своими остальными работниками Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его боялись -, а коротких: он считал их за своих.

Он был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок.

Он не любил драчунов. При нем даже петухи не дрались.

Он не любил, чтобы к нему ходили

В рассказе Астафьева говорится об обмане мальчика. В своём рассказе Астафьев говорит об ответственности человека за его слова и поступки.

Бабушка посылает мальчика в лес за ягодами за вознаграждение, но его друзья съедают все ягоды и обвиняют его в жадности. Мальчик подумал, что пообещал бабушке, что собирёт ягоды и принёсет ей, а вместо этого отдал все ягоды друзьям, чтобы они его не считали жадиной. Мальчик поступает так: он наполняет корзину травой, а сверху посыпает ягодами, что бы бабушка его не наказала. Из-за страха к этому, мальчик даже не решается пойти домой.

Потом мальчику всётаки приходится прийти домой. Мальчик думает, что наказания ему не избежать и терпит бабушкины руганья. Но вместо того, чтобы ругать мальчика, бабушка даёт ему тот обещанй подарок- пряник коня с розовой гривой. Бабушка дала Мальчику очень хороший урок.

Я могу привести пример. Как-то раз я пообещала маме получить за контрольную по математике хорошую оценку, но получилось на оборот. Чтобы избежать наказания, я не сказала маме об этом. Но на следующий день мама узнала обо всём и даже не наругала меня. Конечно она говорила, что как это важно хорошо учится. Но я понимала, что маме надо высказать всё, что у неё накапилось за последнее время. Потом мы с мамой поехали в магазин животных и она разрешила мне взять себе животного, хотя она их недолюбливала. Вот так она мне и дала урок.

Этот случай очень похож на тот, что повествуется в рассказе. И я думаю я никогда больше такого не буду делать.

напиши что она поступила очень хорошо. она открыла жилину путь на свободу, спасла от смерти.

Идеалы общества Фамусова были люди, которые старались угодить всем своим начальникам. Чацкого поражала такая настроенность против собственного мнения, но, из монолога Фамусова (действие второе, явление второе «Вот то-то, все вы гордецы!») было заметно, что самого Фамусова все устраивает. Он знал, что будучи подлизой можно добиться высоких чинов и заработать огромное количество денег.
Так же, идеалом Фамусовского общества, были мужчины, вроде Стародуба. Для них, кажется, что все при нем: и чин, и деньги.
У Чацкого же более тонкая, лирическая душа, он старается видеть во всем прекрасное и в то же время везде ищет правду и всем говорит правду.
Всех гостей поражает такая прямолинейность Чацкого; они видят в этом дерзость. Еще бы, на протяжении всей комедии он высмеивает их недостатки прямо им в лицо. Никто не хочет слышать о себе нелестные отзывы, и они, чтобы «отомстить» ему и сгладить атмосферу говорят, что Чацкий сошел с ума! 
<span>Отсюда следует, что идеалами так же считались льстящие люди, не желающие слышать правду.</span>




В статье рассматривается колоративная лексика в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Главное внимание обращено на семантику черного, красного и белого цветов. Доказывается, что колоративная лексика является важным изобразительно-выразительным средством и помогает понять художественный замысел автора.



Ключевые слова:



колоратив, цвет, семантика, пейзаж, портрет, И. А. Бунин, рассказ «Чистый понедельник», цикл «Темные аллеи».

Использование колоративной лексики в художественном произведении не только отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность, но и формирует в воображении читателя определенные эмоции и ассоциации.

Мастером цветописи, несомненно, можно назвать И. А. Бунина: в каждом его прозаическом произведении разнообразно представлено всё богатство колоративной лексики.

Обратившись к рассказу «Чистый понедельник», мы решили посмотреть, как колоративы помогают раскрыть художественный замысел автора.

Цветовая палитра произведения представлена такими прилагательными как

серый

(

день

) 2, с. 197,

зеленые

(

звезды

) 2, с. 198,

розовые

(

рябчики

) 2, с. 199,

смугло



янтарное

(

лицо

) 2, с. 199,

золотые

(

застежки

) 2, с. 199,

желтоволосая

(

Русь

) 2, с. 200,

синеватые

(

пятнагалок

) 2, с. 201,

голубая

(

лента

) 2, с. 202,

сизая

(

морда

) 2, с. 202,

малиновый

(

жгут

) 2, с. 205.

Однако преобладающими в художественной системе являются колоративы

черный, белый и


красный

. Они встречаются на протяжение всего повествования и несут дополнительную смысловую нагрузку.


Черный цвет

в русской культуре является символом печали и смерти. Часто он сопутствует описанию злых сил, предвещает неприятные события и беды. В анализируемом произведении чёрный цвет выступает в своем традиционном значении.

Символично уже само название цикла «Темные аллеи», в который входит рассказ «Чистый понедельник». С точки зрения О. А. Мещеряковой,

«семантика прилагательного



темный



определяется не только физической сущностью света и цвета, но и эстетическими понятиями, нравственными категориями»

. 3, с. 54 Использование адъектива


темный


в заглавии говорит не столько о малом количестве освещения, сколько о скрытых от посторонних глаз душевных переживаниях и страданиях человека.

В самом начале рассказа И. А. Бунин использует микрополе черного цвета и его оттенков при изображении московского вечера:

«



Темнел



московский



серый



зимний день,



холодно



зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась



вечерняя



, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь; … в



сумраке



уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды — оживленнее спешили по снежным тротуарам



мутно






чернеющие



прохожие».

2, с. 197–198 С. Хэ отмечает: «

Такие описания темных сумерек заставляют читателей испытать грусть и унылость, тяжесть в душе. Так писателем умело достигается перлокутивный эффект тревожного ожидания чего-то негативного. И. Бунин уже в начале повествования намекает на некий плохой финал».

5, с. 198 Описание городского пейзажа в темных оттенках усиливает напряжение, подчеркивает обыденность происходящих событий, предвещает грядущие изменения.

Встречи пары также всегда происходят в мрачной обстановке:

«Приезжая в



сумерки



, я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке, отороченном соболем, … сидел возле нее в



полутьме



, не зажигая огня» …

2, с. 200 Использование существительных, имплицитно указывающих на черный цвет, подчеркивает сложные отношения между героями. Сам рассказчик говорит о неопределенности их совместного будущего.

Нельзя не сказать о главной героине рассказа. Это противоречивая, умная, красивая, любящая развлечения девушка. В ее образе доминирующим является именно черный цвет. Внешность девушки индийская: у нее


черные



густые



волосы



,



черные



, как



уголь



, брови,



темный






пушок



над верхней губой.

Одежда, которую надевает героиня на протяжении всего рассказа, преимущественно в черных тонах: это и


черные






ботинки



, и



черные






перчатки



, и



черное






платье



.

Даже в Чистый понедельник девушка одета во все черное. Преобладание данного колоратива создает, с одной стороны, образ страстной натуры, а с другой — скрытной особы. Так, указывается на молчаливость девушки, ее постоянную погруженность в свои мысли. В. С. Шляпина отмечает, что

«героиня растворяется в темноте, так как не стремится к счастью, ей не нужна ни светская жизнь, ни семья, она стремится к очищению через страдание».

6, с. 134 Черный цвет в образе девушки подчеркивает ее загадочность, таинственность, а также противоречивость ее внутреннего мира.

Таким образом, лексемы микрополя черного цвета в рассказе передают грусть, создают мрачный колорит, усиливают печальную тональность рассказа, намекают на дальнейшее расставание, отмечая при этом всю сложность образа главной героини.

Эти значения усиливают оттенки

красного цвета

, символизирующего страсть, любовь, опасность и душевное напряжение.

На фоне хмурой и темной Москвы выделяются


кирпично-кровавые






стены


Новодевичьего монастыря. Употребление сложного прилагательного, первая часть которого выступает в прямом значении, а вторая — в переносном, лишь подчеркивает напряженность событий.



Гранатовое






платье


героини особенно выделяется на фоне ее восточной внешности. Такого же цвета и


туфли


героини в самом начале повествования. Дважды подчеркиваются


пурпурные губы


девушки. По мнению М. В. Никифоровой,

«гранатовое платье свидетельствует о страстности героини, плотском искушении, так как в гранатовом цвете отражено сочетание таких цветов, как красный и чёрный».

4, с. 23 Использование единицы, в семантике которой присутствует сравнение с плодом, создает образ не кроткой, а волевой девушки.


«Вполне вероятно, что красный позволяет писателю передать семантику напряженных поисков героини, ее духовных мучений и терзаний»,

— объясняют О. В. Богданова, Ц. Лю. 1, с. 14 Микрополе красного цвета усиливает негативную семантику черного, добавляет тревогу и напряжение.


Белый цвет

в рассказе носит традиционное значение чистоты и невинности.

Действие происходит накануне Чистого понедельника. Это первый день Великого Поста, время задуматься над своими поступками. Уже в названии произведения адъектив


Чистый


вызывает определенные цветовые ассоциации: чистый значит не имеющий грязи, белый, светлый.

Темным оживленным городским улицам с большим количеством людей Бунин противопоставляет уединенные тихие места. Прогулка по кладбищу описана без определённых цветовых номинаций: «

Скрипя в тишине по



снегу



, мы вошли в ворота, пошли по



снежным



дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, еще совсем было



светло



, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в



инее



…».

2, с. 203 Проводится ассоциативная параллель с конкретными природными явлениями: такие слова как «


снег


» и «


иней


» рисуют картины в светлых оттенках. Здесь колоратив белый указывает на чистоту, начало чего-то нового.

Подобный пейзаж возникает и в следующей картине: «

Дорогой молчала, клоня голову от



светлой






лунной



метели, летевшей навстречу. Полный



месяц



нырял в



облаках



над Кремлем, — «какой-то



светящийся



череп»,

— сказала она». 2, с. 207 Белый цвет снова не называется. Но образы


метели, луны и








месяца


вызывают ассоциации с прозрачностью, белизной и бледностью. По мнению С. Хэ, луна — «

предзнаменование разлуки героев, зловещий признак».

5, с. 7 Действительно, это последняя встреча героев перед расставанием.

В конце рассказа героиня предстаёт уже не в привычном для нее черном цвете — она вся в белом.

«Переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте наблюдается в заключительной части рассказа. Здесь четыре раза повторяется слово «белый», дающее код к дешифровке главной идеи рассказа»,

— заключает М. В. Никифорова. 4, с. 24 Это следующие словосочетания:

«княгиня в



белом



»

2, с. 210,

«



белый



обрус

» 2, с. 210, «


белая



вереница поющих»

2, с. 210, «


белый



платок»

2, с. 210. Именно в Чистый понедельник героиня очищается от всего греховного и находит свою любовь в служении Богу. Она предпочитает забавам и мирской жизни религию. И. А. Бунин показывает очищение души от пошлости с помощью смены колоративов: черные и красные оттенки в описании пейзажа, интерьера, одежды и внешности героини сменяются моносемным прилагательным белый.

Наличие большого количества колоративной лексики свидетельствует о том, что цвет для И. А. Бунина является важным изобразительно-выразительным средством. Писатель использует его для передачи внутренних и внешних характеристик человека, пейзажных зарисовок. Именно колоративы помогают акцентировать внимание читателя на отдельных, наиболее важных моментах повествования.

Таким образом, в «Чистом понедельнике» цвет помогает показать путь от беспокойной жизни к умиротворению, от тьмы к свету.

Колоративная лексика рассказа открывает широкие перспективы для дальнейшего исследования не только сборника «Темные аллеи», но и для изучения всего художественного стиля И. А. Бунина.

Литература:

  1. Богданова, О. В. Образ героини в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» / О. В. Богданова, Ц. Лю. — Текст: непосредственный // Успехи современной науки и образования. — 2017. — Т. 3. — № 1. — С. 10–16.
  2. Бунин, И. А. Чистый понедельник / И. А. Бунин // Собрание сочинений в четырех томах / Сост. Н. М. Любимова; ил. Г. Д. Новожилова. — Москва: Правда, 1988. — С. 197–210. — Текст: непосредственный.
  3. Мещерякова, О. А. Ах, тёмен, тёмен мир… (роль «цветовых» слов в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи») / О. А. Мещерякова. — Текст: непосредственный // Русский язык в школе. — 2008. — № 9. — С. 54–58.
  4. Никифорова, М. В. Цветосветовая символика в рассказе И. А. Бунина «чистый понедельник» / М. В. Никифорова. — Текст: непосредственный // Современные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе: Материалы межрегиональной научно- методической конференции, Кострома, 28 октября 2019 года / Отв. редакторы Н. Г. Коптелова, М. А. Фокина. — Кострома: Костромской государственный университет, 2020. — С. 20–25.
  5. Хэ, С. Цвет как инструмент создания семантики трагического в рассказе И. А. Бунина «чистый понедельник» / С. Хэ. — Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. — 2020. — № 3. — С. 193–203.
  6. Шляпина, В. С. Соотношение цветовой палитры женских образов в цикле И. А. Бунина «тёмные аллеи» и иконописи / В. С. Шляпина. — Текст: непосредственный // Научные исследования XXI века. — 2022. — № 3(17). — С. 131–135.

Основные термины (генерируются автоматически): черный цвет, Белый цвет, Чистый понедельник, героиня, изобразительно-выразительное средство, красный, красный цвет, лексика, Темная, художественный замысел автора.

Урок
литературы в11 классе.

Анализ
рассказа «Чистый понедельник» (12 мая 1944).

1. Слово учителя. Если «тёмные аллеи» – лучшая книга, по мнению Бунина,
то «Чистый понедельник» – лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему
признанию.

2. Обращение к теме урока.

3. Формулирование
целей урока (реализация домашнего задания (п.1).

— О чём рассказ? Что
отвечали ваши респонденты?

Ответы учеников (зачитывают
ответы  респондентов):

«Рассказ о двух людях,
которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о несостоявшейся
любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными ценностями», «Рассказ
о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом, респонденты определили
тему рассказа – любовь.

— Сформулируйте тему
рассказа. Только ли о любви?

Ответ
учеников: о любви к России.

— Как раскрываются эти темы?
При помощи каких средств и приёмов? На эти вопросы мы должны с вами ответить.
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Ответ учеников: выявление
особенностей раскрытия Буниным темы любви, России, творческой манеры писателей.

— Можно цель сформулировать
словами Вл. Ходасевича (обращение к эпиграфу).

4. Постановка проблемы
урока.

«Мы были богаты, здоровы,
молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали
взглядами…» Почему же тогда герои не могли быть вместе? В чём их трагедия?

5. Сопоставительная
характеристика героев

Работа с
текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры

Предмет
сопоставления

Герой

Героиня

Портрет

Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой,
был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один
знаменитый актер…»Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то«…
и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к
доброй шутке.

А у нее красота
была
какая-то индийская, персидская
: смугло-янтарное лицо, великолепные и
несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как
черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный
бархатисто-пунцовыми губами рот …

«Корни»

Я… родом из
Пензенской губернии

Она из
Твери, а её бабушка из Астрахани

Литературные
имена

Я привозил ей коробки
шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского

— Вы дочитали

«Огненного ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но
кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

… на диване,
над которым

зачем-то
висел портрет босого

Толстого

— 
Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит
цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская
Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских. 

Где-то на
Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она
задержалась у могил Чехова и Эртеля

Музыкальные
предпочтения

А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?

Он не
чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в
исполнении «полечки Транблан», когда партнер  выкрикивает
«козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении
цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой
«с низким лбом под дегтярной челкой». 

— Не в
меру разудал был. И потом желтоволосую Русь я вообще не люблю.

Она все
разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной
сонаты»,

только одно начало

Она может
заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка
слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

Комментарии.

А. Белый.  Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов.  «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман
В.Я, Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, – о
новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…

Модные авторы европейского декаданса

Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.

Артур Шницлер. 
Австрийский драматург и прозаик, импрессионист.

Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов.

 Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик

         
Для чего Бунин насыщает рассказ
обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует
внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные
имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной
модные сочинения европейского декаданса (см. выше), «высокопарный» роман В.
Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет
босого Толстого», а  как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона
Каратаева… В  аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают 
черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего
(самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен
от  внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от
мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько
же  отличен Чистый понедельник от Масленицы.

— Как вы
понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»

В уста
главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой
наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности,
суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта
Русь»).

— Как
соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
 


Отправимся вслед за героями в Москву.

Экскурсия
по Москве
от имени героев.

Экскурсия
от имени героя «Современная Москва». (Приложение 1)

Каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в
«Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на
концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»…

Экскурсия от имени героини «Древняя
святая Москва»
(Приложение2)

Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь,
Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа
Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.

— Почему так важны были для героини вид  из окна на
Кремль и Храм Христа Спасителя

Обращаемся к психологическому тесту, проведённому
накануне.

В рассказе приметы
современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что
касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини. свидетельствует
о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось
на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её
истории и её национальной сути» (Мальцев  «И. Бунин»).

Для
полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта,
церковной обрядовости, литературно- артистической жизни начала века.

— О каких религиозных
праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица
Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда
связана с древнеславянскими традициями проводов зимы  и встречи весны. (Можно
посмотреть фрагмент празднования Масленицы в/ф «Сибирский цирюльник»).

Великий пост
7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются
от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост
установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая
четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

         
Символично ли название
рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная
граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого
поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской,
греховной жизни – в вечную, духовную.

         
Можно ли представить героиню в
ситуации «земного счастья»?

         
Как описывает автор свою
героиню?
(Портрет, позы, жесты,
манера держаться). Найти в тексте. Как подчёркивается мотив «восточной»
красоты? («А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное
лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет
женского обаяния.

И прелести её секрет

Разгадке жизни
равносилен…

Б. Пастернак.

         
Как характеризует  рассказчик
свою возлюбленную?

В центре рассказа образ героини, «непонятной»
рассказчику. Для характеристики  героини используются слова «загадочность»,
«странность».

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он
путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит
столь незаметно, что можно говорить о взаимоналожении перспектив восприятия.

—  В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны»
Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому
выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской
философии лежит через бунинскую филологию»

         
Какие художественные средства
использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т. д.)

         
Давайте вспомним, что такое оксюморон?
От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально
звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов.
«Толпа
мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».

         
Найдите  оксюмороны в тексте?
(Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор
показывает противоречивость героев.

         
Обратите внимание на наиболее
повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная,
непонятная, восточная красавица, шамаханская царица…).

         
Вот ещё один приём, характерный
для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении
используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с
японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

         
 Кульминационная сцена – это
фейерверк различных деталей поэтики.

Запах
комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет.  В
начале рассказа – полутьма и поцелуи.

            Кульминационная сцена происходит в
освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово
«тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр  устремила взгляд
своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте
видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И,
напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу
сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы
пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем
напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

1.      Выводы.

 «Чистый понедельник» — это рассказ о любви,
понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю
человеческую жизнь.

                 В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема
мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного,
незабвенного:

Зачем же
воскрешаешь Ты во сне,

Несрочной
радостью сияя,

И дивно
повторяется восторг,

Та встреча
краткая земная,

Что Бог
нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о
глубокой любви Бунина к России.

Соединяя воедино
музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, — автор пишет
своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу.
Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство
непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилиста современности»
(Горький).

Домашнее задание: самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов
Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение,
ассоциации…

Скачано с
www.znanio.ru

  • Какие художественные приемы наиболее часто используются в сказках
  • Какие художественные приемы используют в сказках
  • Какие химические понятия использовала в художественной форме наташа напишите сочинение о щелочных
  • Какие характерные черты организации власти у австралийцев можно выделить из этого рассказа
  • Какие характеристики чацкого можно выделить из его рассказа о госте из бордо