Какие идеи или принципы отражают аллегорические образы животных в русских сказках и баснях

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Хрущев И.М. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

Немальцева А.Н. 1


1МБОУ «СОКШ№4»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Аннотация.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.

Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?

Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?

После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

Задачи:

  1. Изучить историю происхождения басен.

  2. Познакомиться с баснями И. А. Крылова.

  3. Провести сравнительный анализ басен.

Объект исследования — басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.

Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.

Актуальность научно — исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно – исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.

В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овцы – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.

Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

«Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

«Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –

Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.

И серый рыцарь мой,

Обласкан по уши кумой,

Пошел без ужина домой.

В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

на мысли Волку вспало,

Что Лев, конечно не силен,

Коль так смирен:

И лапу протянул к ягненку также он.

Ан вышло с Волком худо:

Он сам ко Льву попал на блюдо.

Лев растерзал его…

На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!»

В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? – Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд – то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».

В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:

«Пропал к нему весь прежний страх,

И поплатился он старинными долгами!

Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

По – своему:

Кто зубом, кто рогами…»

Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

Где делся и совет и лад?

С Пиладом мой Орест грызутся, –

Лишь только клочья вверх летят.

В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…»

В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

«Чем служишь? Вот прекрасно! –

С насмешкой отвечал Жужу, –

На задних лапках я хожу».

В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

«И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

Днем стадо под моим надзором на лугу,

А ночью дом я стерегу», –

«Конечно, – Лошадь отвечала, –

Твоя правдива речь:

Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея, наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).

В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.

В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:

«Что изо всех зверей мне только одному

Никто не сделает упрека,

Чтоб мертвого я тронул человека».

На что получает ответ:

«Так лучше бы ты мертвых ел

И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

Заключение.

Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

Используемая литература.

  1. Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. — М.: «Московский рабочий», 2015.

  2. Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М.: «Kнигa», 2014.

  3. ru.wikipedia.org›wiki/

  4. Степанов Н. Л. Басни Крылова. — М.: «Художественная литература», 2011.

В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

Просмотров работы: 12294

Происхождение
вымысла. Темы, идеи, образы. Иносказательность
сказок о животных. Поэтика и стиль: типы
композиции, контаминация, ирония, диалог,
игровые припевы. Особенности сказок о
животных как явления детского фольклора.

Сказки
о животных составляют около 10% известного
науке русского сказочного репертуара.
Главными действующими лицами в них
являются дикие или домашние животные,
птицы, рыбы, насекомые, иногда растения
и люди. В.Я. Пропп в указателе, приложенном
к третьему тому народных русских сказок
А.Н. Афанасьева (1957) выделяет шесть групп
сказок этого вида:

1)
Сказки о диких животных («Лиса и волк»,
«Лиса-повитуха», «Лиса и журавль»,
«Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев»,
«Звери в яме» и др.)

2)
Сказки о диких и домашних животных
(«Волк в гостях у собаки», «Кот на
воеводстве», «Волк и семеро козлят»,
«Кот, лиса и петух»).

3)
Сказки о человеке и диких животных
(«Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль
забывается», «Медведь – липовая нога»,
«Скалочку – на гусочку»).

4)
Сказки о домашних животных («Коза
лупленая», «Коза с орехами»).

5)
Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и
цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и
бобовое зернышко»).

6)
Сказки о прочих животных, растениях и
др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и
лапоть», «Теремок», «Война грибов»).

Специфика
вымысла этих сказок проявляется в том,
что животные думают и говорят. Это очень
древние сказки, возникшие в те времена,
когда человек обожествлял и одухотворял
природу, наделяя ее человеческими
способностями. На ранней стадии это не
были сказки в том виде, в каком они дошли
до нас, а были рассказы мифологического
характера, связанные с почитанием
тотемного зверя, родоначальника и
покровителя рода. Эти рассказы имели
магическое значение. Они давали советы,
учили людей, как надо относиться к
тотемному зверю, рассказывали об
отношениях между собой животных и
человека. Смысл этих рассказов состоял,
прежде всего, в передаче молодым людям
жизненного опыта и знаний о животном
мире. Позже, с развитием художественного
мышления, такие рассказы превратились
в сказки.

Постепенно
человек научился не только охотиться
на диких животных, но и приручать их, и
его сознание освободилось от обожествления
животных. В сказки входят сюжеты о победе
человека над животными. Наблюдения
человека над повадками животных наводили
его на мысль, что они могут общаться
друг с другом, передавать сигнал об
опасности, сведения о наличии корма,
опыт и т.д. Человек наделял животных
собственными способностями и качествами.
В сказках животные говорят и ведут себя,
как люди.

С
отмиранием культа животных в сказку
стало входить ироническое изображение
их смешных повадок. Мир животных в
сказках стал восприниматься как
иносказательное изображение человеческого
мира. В классовом обществе животные
стали олицетворять реальных носителей
тех нравов, которые осуждались народом.
Сказка превратилась в сатиру. По существу,
сказки о животных – это иносказания, в
них под звериными личинами- масками
представлены люди. Цель сказки о животных
– раскрытие человеческого характера,
человеческой психологии. Все герои
сказок о животных четко разделены на
положительных и отрицательных. Это
делает сказки более простыми для
понимания хорошего и простого, добра и
зла. Образы животных стали средством
морального поучения, а позже – социальной
сатиры. В сказках о животных осуждаются
человеческие пороки: глупость, лень,
хитрость, жадность, обман в целях наживы,
угнетение слабых. И вместе с тем
человеческие черты в сказках никогда
полностью не вытесняют свойств животного.

То,
что сказкам этого типа исторически
предшествовали рассказы о почитаемых
животных, привело к верному и точному
воспроизведению некоторых естественных
черт в поведении зверей. Сказочная лиса,
как и настоящая, любит полакомиться
рыбкой и тетеревом, она живет в норе.
Кот, поедая принесенное мясо, рвет его
когтями и урчит. В сказке тонко и умело
сочетается изображение истинных повадок
зверей с передачей аллегорического
изображения характера человека. В своих
персонажах сказка объединяет звериные
и человеческие свойства, переосмысливает
жизнь зверей как человеческую, незаметно,
с большим искусством переводит изображение
лесной жизни в аллегорическое изображение
жизни человеческой. В этом состоит
эстетическое своеобразие сказок о
животных.

Сказки
о животных давно ушли из обихода взрослых
людей, они обычно рассказываются детям,
и эта особенность бытования в детской
среде повлияла на их идейно-художественное
своеобразие. Возможно, когда-то сказки
о животных содержали глубокие идеи,
мысли, но со временем особенность детской
аудитории потребовала упрощения идеи,
низведения ее до немудреной морали, ибо
жизненный материал нужно быть подать
так ясно и просто, чтобы он легко
усваивался ребенком. Основной смысловой
аспект сказок о животных – моральный.
Дети учатся понимать, что хорошо, что
плохо. Чаще всего прославляется
товарищество, благодаря которому слабые
животные побеждают злых и сильных.
Победа слабых приносит детям моральное
удовлетворение.

Показывая
и объясняя, сказки учат, наставляют,
воспитывают ребенка, но поучение облечено
в такую совершенную художественную
форму, так тонко действует на психику,
эмоции, что позволяет вместе с занимательным
сюжетом усвоить и назидание. В то время,
когда взрослые уходили на целый день,
на покос или другие сезонные работы,
дети в деревне часто оставались одни.
Уговоры матери никуда не уходить из
дома вряд ли могли подействовать на
ребенка так, как сам собой напрашивающийся
вывод в сказке «Кот, петух и лиса».
Петушок не послушался котика-братика,
высунулся в окошко, попал в лапы хитрой
лисы, и она унесла его в свою нору.

Но
ситуации, в которые попадают сказочные
персонажи, – не главное. Они нужны лишь
для того, чтобы полнее выявить характер
героев, их взаимоотношения в критический
для них момент. Сказки о животных,
исполняемые взрослыми для детей, должны
были научить их правильно ориентироваться
в людях, понимать человеческие характеры
и узнавать опасность в поведении внешне
добрых людей. Поэтому в сказках о животных
наиболее разработаны характеры
персонажей. Если в волшебных сказках
все звери выполняют одинаковую функцию,
выступая в роли помощника героя, то в
сказках о животных каждый из образов
получает индивидуальную разработку
характера.

Показательно,
что главное действующее лицо многих
сказок – лиса. Русский народ всегда
считал, что хитрость – самое опасное
качество человека. Пословица говорит:
«Не бойся той, которая кричит, а бойся
той, которая молчит», предупреждает: «С
языка – медовый, а с нутра – ядовый
(ядовитый)». Поэтому чаще всего в сказках
о животных встречаем лису. Ее образ
раскрывается в сюжетах «лиса, притворившись
мертвой, крадет с воза рыбу». В сюжете
«лиса-повитуха» она съедает масло или
мед, притворившись, будто ее зовут на
родины или крестины. В сюжете «за скалочку
– гусочку» лиса наутро за якобы пропавшую
скалочку требует у хозяев, в доме которых
она ночевала, гусочку, за гусочку овечку
и т.д. В сюжете «ледяная и лубяная хата»
лиса, попросившись на ночлег, обманом
выгоняет зайца из его лубяной хаты. Она
всегда предстает в сказках как существо
хитрое, жадное, мстительное, коварное,
беспредельно лживое, расчетливое и
жестокое. На ее совести много проделок
и проказ. Она не только играет на слабых
струнках своих недругов, но и, пользуясь
доверчивостью своих друзей, нещадно их
обманывает ради любой корысти или просто
из коварства. Во всех сказках она всегда
выступает как притворщица, воровка. За
это она наказывается, терпит неудачу,
несмотря на все свои хитрости.

Волк
действует в сюжетах «волк у проруби»,
«волк выманивает у старика разных
животных, внучку и старуху», «волк и
козел», «волк и свинья с поросятами»,
«волк и семеро козлят». В сказках он
всегда изображается глупым, жадным, а
иногда наглым. Он все время попадает
впросак. Его обманывает не только хитрая
лиса, но и другие животные – свинья,
лошадь, овца, которых он хочет съесть.
Главное его качество в сказках –
беспредельная глупость. Вот старый
одряхлевший волк надумал съесть козла.
Тот согласился, а чтобы волку было
удобней, велел ему встать под горой и
разинуть пасть шире. Козел прыгает и
убивает волка. Как видим, сказка допускает
отклонение от реальных представлений
человека о характере того или иного
зверя. Охотники знают, что волк хитрый
и опасный зверь, в жизни он вовсе не так
глуп, каким обычно изображается в сказке.

Медведь
в реальной жизни очень ловкий, сильный
и неустрашимый зверь. В сказке он также
предстает как самый сильный зверь в
лесу. Но он глуп, потому что располагает
силой и властью – качествами, при которых
ум ни к чему. К тому же в сказках он
неуклюж, давит все, что попадет ему под
ноги. В сказках о медведе его неуклюжесть
и неповоротливость переносятся на
характер и определяют манеру его
поведения.

Из
других зверей в сказках популярен заяц
– трусливый, безобидный и всеми обижаемый.
Из домашних животных часто встречаются
кот, баран, пес, наиболее популярен
петушок. Он беззаботен, легковерен,
поддается на лесть и обман, поэтому
попадает в трудное положение, а в
некоторых сказках гибнет. Как видим, в
этих сказках нет мифологических или
фантастических животных: ни многоголового
змея, ни жар-птицы. Все персонажи – это
реальные домашние и дикие животные.

По
сравнению с другими типами сказок,
сказки о животных обычно невелики по
размеру, у них очень устойчивый и простой
сюжет, который построен таким образом,
чтобы с предельной полнотой в коротком
эпизоде передать характер и взаимоотношения
персонажей. Сюжет некоторых сказок
имеет краткую экспозицию. Например, в
сказке «Волк и семеро козлят»: «Жила-была
коза, сделала себе в лесу избушку и
нарожала деток. Часто уходила коза в
бор искать корму; как только уйдет,
козлятки запрут за нею избушку, а сами
никуда не выходят. Воротится коза,
постучится в дверь и запоет: «Козлятушки,
детятушки! Отворитеся, отопритеся!». И
козлятки отпирают дверь». Экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую
развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету.
Однако уже в ней содержится вымысел:
коза и ее дети обладают человеческими
качествами.

Большинство
сказок о животных начинается сразу с
завязки. Например, в сказке «Мужик,
медведь и лиса»: «Пахал мужик ниву,
пришел к нему медведь и говорит ему:
«Мужик, я тебя сломаю». Завязка удивляет
слушателя необычной ситуацией, приковывает
внимание к ней. За завязкой следует
развитие сюжета. Однако сюжет в сказках
о животных не получил значительного
развития, он очень прост. Часто встречаются
одноэпизодные сказки: животные встречаются
с человеком или друг с другом.

Многократность
встреч – другой распространенный тип
развития сюжета. Животные последовательно
встречаются друг с другом или с человеком.
Последняя встреча с внешне безобидным,
но на самом деле смелым или коварным
животным завершает сюжетный конфликт.
Так, в сказке «Колобок» одноименный
герой благополучно уходит от дедушки
и бабушки, зайца, медведя и волка, но
попадает на зубы «ласковой» лисе. В
сказках такого типа часто варьируется
один и тот же повторяемый мотив в
прозаической или стихотворно-песенной
форме. Например, Колобок в своей хвастливой
песенке перечисляет новые «победы»,
подготавливая неожиданную развязку.
Повторяющуюся песню мы найдем и в сказках
«Коза и семеро козлят», «Медведь на
липовой ноге», «Коза лупленая» и др.

Прием
встреч дает возможность свести в сюжете
любых животных, показать их качества.
В небольшом эпизоде обыгрываются
основные черты персонажей: хитрость
лисицы, глупость волка, простодушие
петушка, беззащитность зайца и т.д.
Разновидностью одноэпизодной сказки
является сказка-диалог, построенная на
разговоре двух персонажей («Лиса и
тетерев», «Лиса и дятел», «Волк и коза»).
Сказка «Лиса и тетерев» вся построена
на диалоге, в котором через разговор
двух персонажей предельно обнажена их
суть. Речь лисы льстива. Она пытается
обмануть и сманить с дерева тетерева,
завораживает его хитрыми убаюкивающими
словами, выжидает момент, чтобы схватить
его. Внешняя простоватость и невозмутимость
тетерева переданы в его бормотании, он
повторяет сказанное лисой, добавляя
звуки «бу-бу», вроде бы с ней соглашаясь.
Но вместе с тем тетерев не так прост,
как кажется. Он и сам не прочь обмануть
лису и поставить ее перед опасностью
встречи с собакой.

Часто
две или несколько одноэпизодных сказок
об одном персонаже, на одну тему, например,
о хитрости лисы, контаминируются, т.е.
соединяются, образуя целостный сюжет.
Так, постоянно контаминируются
самостоятельные одноэпизодные сюжеты
«Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у
проруби», «Битый небитого везет».

Особой
формой композиции, очень характерной
для сказок о животных, является
кумулятивное построение действия. Это
последовательное, как бы цепочное
соединение одинаковых эпизодов, в
котором каждый последующий элемент
значительнее предыдущего, например, в
популярной сказке «Теремок». В теремке
поочередно поселяются мышка, лягушка,
комар, заяц, лиса, волк. Последний эпизод,
появление медведя, предваряет развязку.
Медведь разрушает теремок – звери
разбегаются. Такое построение содействует
более легкому пониманию и запоминанию
сказок. К этому типу относится сказка
«Коза с орехами». Коза пошла за орехами
и не вернулась домой. Козёл посылает за
ней волков, волки отказываются, на волков
посылают людей, на людей медведей, на
медведей обух и т.д., до тех пор, пока
кто-нибудь не согласится исполнить
просьбу. Тогда «гуси пошли червей
клевать, черви пошли обух точить. Обух
пошел быков валить, быки пошли воду
пить» и т.д. В результате коза вернулась
домой с орехами.

Обстановка,
в которой происходит действие сказок
о животных, будничная и хорошо знакома
слушателям, поэтому не требует особого
описания. Сказочные персонажи тоже
знакомы и обыденны. Для их изображения
не требуется красочного описания, ибо
подробно в фольклоре описывается лишь
необычное, незнакомое. Эмоциональная
оценка сказочных персонажей достигается
следующими выразительными средствами.
Звери называются по имени-отчеству: кот
– Котофей Иванович, лиса – Лизавета
Ивановна, медведь – Михайло Потапыч,
что создает пародийный оттенок в их
изображении. Используются эпитеты,
подчеркивающие присущие животным
свойства, оттеняющие их характеристику:
лягушка-квакушка, комар-пискун, кот-коток,
серенький лобок, котишка-мурлышка,
мышка-норушка, муха-горюха, вошь-поползуха,
блоха-попрыгуха, зайка-побегайка, ножки
тоненькие, сам легонький, медведь –
лесной гнет, волк-дурень, серый дурак,
лиса – на поле краса, премудрая княгиня,
кумушка, лисица – масляная губица,
слепень-жигун. Постоянные эпитеты также
служат характеристике персонажей: волк
серый, медведь косолапый, лиса рыжая,
заяц косой, кот – шкодливый, щука
зубастая. Для характеристики персонажей
используется их речь. Важно в сказке не
только то, о чем говорят звери, но и то,
как они говорят. Речь лисы вкрадчива,
колобка – хвастлива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    01.05.20155.99 Mб21Учебник по истории Фортунатов.docx

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №76»

Животные — носители определённых человеческих качеств в сказках и баснях

                                                                Выполнил

Ученик 5 «А» класса

                                                                            Фарманчук Артем

                                                                          Руководитель

                                                                               Учитель биологии

                                                                                Федосова Елена

Николаевна

Новокузнецк

2015

СОДЕРЖАНИЕ

I Введение                                                                                                               3

II Сказки о животных, их особенности и разновидности                                  5

III Отрицательные персонажи-животные в русских народных сказках           8

     III.I Лиса в сказках о животных                                                                       9

     III.II Волк в сказках о животных                                                                    12

     III.III Медведь в сказках о животных                                                             14

IV Положительные персонажи-животные в русских народных сказках         15

V Роль сказок и басен о животных в становлении национального характера 17

Библиография                                                                                                         19

I Введение

На протяжении многих веков, в процессе становления нынешних образов животных в русских народных сказках, создавалась литература, которая исследовала и описывала фольклорные особенности героев сказок различных областей, стран и т.п.

В таких работах В.Я. Проппа как «Исторические корни волшебной сказки», «Русская сказка» и «Морфология волшебной сказки», Э.В. Померанцевой «Судьбы русской сказки», В.П. Аникина «Русская народная сказка» дается представление о строении сказки, о её видах, о большом количестве разных типов героев сказки. Книги О.М. Ивановой-Казас «Мифологическая зоология» (словарь) и Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса» помогают подробно рассмотреть наиболее известных героев сказок о животных и создать их собирательный образ на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами.

Также стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть.

Рассмотрению таких персонажей уделяется достаточно внимания, но литературы, объясняющей роль их существования в сказках о животных недостаточно, что связано с актуальностью темы курсовой работы.

Цель: Описать героев русских народных сказок и басен о животных.

Задачи:

Исследование русской народной бытовой сказки и её героев-животных.

Создание сравнительного анализа данных героев и их действий.

Доказать воспитывающую роль сказки, басни через необходимость существования героев-животных.

Предмет исследования:

Русские народные сказки и басни о животных.

Объект исследования:

Герои-животные русских народных сказок, басен.

Методы:

Теоретический метод

Метод анализа

Метод анкетирования

Сравнительно-сопоставительный метод

Материал исследования:

Русские народные сказки и басни о животных.

II Сказки о животных, их особенности и разновидности

В сказках о животных прослеживаются определенные характеры в разных временных рамках. Поэтому одним из важнейших вопросов является проблема различия сказок о животных и сказок других жанров, в которых животные принимают участие.

Ключ к решению данной проблемы дает определение сказок о животных, предложенное В.Я. Проппом: «Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования».

К сказкам о животных, безусловно, относятся сказки, где действуют одни только звери («Лиса и журавль», «Лиса, заяц и петух», «Лиса-повитуха», «Лиса и дрозд», «Волк-дурень» и т.д.). Из сказок о взаимоотношениях человека и животных к этому жанру нужно отнести те, в которых звери являются главными героями, а люди — объектами их действия и повествование в которых ведется с точки зрения зверей, а не человека («Волк у проруби», «Собака и волк», «Мужик, медведь и лиса» и т.п.).

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, — лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных — человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически.

Большинство исследователей отмечают проблему классификации сказок о животных в связи с их разнообразием. О сложности типов сказок о животных писал В.Я. Пропп, отмечая следующие разновидности: сказки о животных, существующие в кумулятивной форме («Теремок», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко» и т.п.); сказки о животных, близкие по своей структуре к волшебным («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.); сказки о животных, близкие по своему строю к басне («Волк и лиса»); сказки о животных, приближающиеся к литературным произведениям и имеющие политическую форму («Повесть о Ерше Ершовиче»).

Разрабатывая классификацию русских сказок о животных на материале текстов, собранных А.Н. Афанасьевым, В.Я. Пропп выделяет следующие группы: Сказки о диких животных («Звери в яме», «Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лиса-исповедница» и др.); Сказки о диких и домашних животных («Собака и волк», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и др.); Сказки о человеке и диких животных («Лиса и ее хвост», «Мужик и медведь», «Медведь — липовая нога», «Лисичка со скалочкой» и др.); Сказки о домашних животных («Коза лупленная», «Лошадь и собака» и др.); Сказки о птицах и рыбах («Журавль и цапля», «Петушок и бобовое зернышко», «Курочка Ряба» и др.); Сказки о прочих животных, растениях, грибах и стихиях («Лиса и рак», «Теремок», «Колобок», «Солнце, мороз и ветер», «Война грибов» и др.).

Персонажи русской народной сказки о животных представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, из птиц — журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем они появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц — гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. Каждый из персонажей — это образ вполне определенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер, поэтому и характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Различность характеров особенно четко и определенно выражена в образах диких животных: так, лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк — как жадный и недогадливый серый дурак, вечно попадающий впросак; медведь — как глупый властитель, лесной гнет, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы — как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен.

Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией, которая отличается ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…». Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три сюжетных мотива — «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции, поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных сюжетных ситуациях.

III Отрицательные персонажи-животные в русских народных сказках

В данной работе я проводил исследование двух отрицательных героев русских народных сказок о животных — лисы и волка. Такой выбор обусловлен не только их популярностью, но и тем, что на примере данных героев можно отчетливо проследить, какие пороки высмеиваются и осуждаются в сказках, тем самым, влияя на становление национального характера читателей. Оба персонажа встречаются как в разных сказках по отдельности, так и в одной вместе. И не смотря на то, что и волк, и лиса отрицательные герои, и, кажется, что у них много общего: обитают в одних лесах, нападают на одних и тех же животных, боятся так же одних и тех же противников, в сказках они наделены разными человеческими качествами, что достаточно интересно. Интересен так же и тот факт, что один отрицательный герой мужского пола и, получается, наделен он мужскими отрицательными чертами характера, а другой герой — женского, наделенный женскими чертами соответственно, от чего и способы достижения их целей разные, несмотря на то, что эти цели одинаковы.

Таким образом, на основе анализов разных русских народных сказок о животных, можно рассмотреть данных героев с одинаковых позиций: их внешность, черты, поступки, определить, кто из них умнее, сообразительней или хитрее, а кто глуп и наивен. Сравнительный анализ волка и лисы поможет так же выявить основные человеческие пороки, высмеивающиеся в обществе и выяснить, как присутствие этих героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы.

III.I Лиса в сказках о животных

Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы – «Сказка о лисице и волке».

Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели — еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем — «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса — медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому – «Колобок». Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке «Лиса и дрозд». Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим — отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.

III.II Волк в сказках о животных

Волк достаточно популярный персонаж русских народных сказок, но в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк — это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют («Лисичка-сестричка и Волк», «Волк и Коза», «Волк-дурень», «Зимовье зверей»). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличие от лисы.

Ранее уже было сказано, что сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость — глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности — вот главный тезис сказок.

Одна из самых знаменитых сказок про волка — сказка «Волк и семеро козлят». Мать-коза, отлучаясь из дома, предупреждает своих козлят остерегаться волка, который бродит неподалёку. Тем временем, волк, воспользовавшись удачным моментом, стучится к козлятам и заявляет, что он — их мать. А козлята в ответ говорят, что голос их матери мягкий, в то время как его голос грубый. Чтобы смягчить свой голос, волк съедает кусок мёда, но козлята всё равно не пускают его, потому что лапы у их матери белые, а не чёрные, как у волка. Тогда тот идёт на мельницу и пачкает свои лапы в муке. Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. Вернувшись домой, мать-коза видит разгром, который устроил волк и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает ей о произошедшем. Она отправляется за волком и находит его, спящего с набитым желудком, в котором что-то копошится. Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят. Вместо козлят их мама заполняет живот волка камнями. На следующее утро, коза встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр, коза перепрыгнула, волк тоже прыгнул, но камни его потянули вниз. Так волк сгорел. Еще один вариант финала — волк, проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошел к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом (говорит голосом мамы-козы) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И, когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В «Сказке про волка и лису» волк предстает перед читателями немного в другом образе — глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк — в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так, лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Глупость волка так же описана в сказке «Как лиса шила волку шубу». Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден — вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.

III.III Медведь в сказках о животных

Нельзя не упомянуть и о таком герое сказок, как медведь, который представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь») или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь – липовая нога»). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.

IV Положительные персонажи-животные в русских народных сказках

Мною также проанализированы положительные персонажи-животные в русских народных сказках, которые представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти персонажи метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. В сказках о животных человек играет второстепенную роль или отсутствует вовсе. В русских сказках положительные персонажи-животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости.

Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем явной силой кот не обладает, истинная сила его – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. Например, в сказке «Кот и лиса» кот называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк. Ещё можно вспомнить сказку «Кот – серый лоб, козел да баран», в которой кот со своими друзьями ловко обманывают волков.

Петух в сказках представляется нам с двух сторон. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок – золотой гребешок» – петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это характеризует его, как слабого героя, однако, есть и другая сторона. Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.

Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная перемена образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.

Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость. В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).

Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например. Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке «У страха глаза велики» и может даже спасти жизнь («Дочь и падчерица»). Это сильный животный персонаж, который порой имеет решающее значение в развитии сюжета сказки – и репку помогает вытащить («Репка»), и делает совсем уж невозможное и непосильное людям – разбивает золотое яичко («Курочка»). Несмотря на свой малый размер, роль мыши в сказках оказывается весьма значительной.

V Роль сказок и басен о животных в становлении национального характера

В русских народных сказках о животных показано то, что народ осуждал в обществе, своих врагах и даже в самом себе. Высмеивались жестокость, хвастовство, лесть, продажность и многое другое. И, зачастую, таким образом, в сказках именно благодаря присутствию животных, в простом содержании спрятаны такие идеи, которые составляют суть морального кодекса народа. Те сюжеты, которые разворачиваются в сказках о животных, являются некой инсценировкой реальных жизненных ситуаций. Неспроста таким сказкам присуща нравственно-поучительная роль, ведь их герои олицетворяют определенные человеческие качества, и именно поэтому лисой называют хитрого человека, зайцем — трусливого, волком — глупого. Сказки о животных — притчи, которые показывают читателю, что в почете, а что нет.

Характер каждого человека складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются ещё в раннем детстве. Родители читают детям сказки, с помощью которых они познают мир. Поэтому именно сказкам присуща воспитательная роль, ведь сказка — это многовековая народная мудрость. Через неё ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных, потому что иногда животные в конце сказки становится более нравственным, проходя через определенные нравоучительные испытания, а иногда именно животные являются теми «нравоучителями» в сказке, с помощью которых и определяется мораль. В русских народных сказках существует множество подобных персонажей, рассмотрение которых привело к очень интересным результатам. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь — крик, поведение — повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса — хитрости, волк — глупости и жадности, медведь — доверчивости, а заяц — трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры, что привело к развитию национального характера, ведь в сказках о животных высмеиваются не только отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.

Особую роль животное играет не только в народных сказках, но и в баснях. Обращаясь к басням Крылова, можно видеть, что животное в них иногда вызывает смех, иногда нет. В таких баснях, как «Волк и ягненок», «Лев и мышь», «Волк на псарне», и в целом ряде других басен животные не смешны. Но вот возьмем басни «Мартышка и очки», «Лягушка и вол», «Квартет» и многие другие — и нам уже делается весело. В образе вертлявой обезьяны, надутой от спесивости лягушки, бестолковых мартышки, осла, козла и медведя мы легко узнаем людей со всяческими их недостатками.

Библиография

1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», М., 2010.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

4. Иванова-Казас О.М. Мифологическая зоология (словарь), СПб, Филологический факультет, 2004.

5. Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. Москва,1987 г.

6. Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра. Л., 1928.

7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.

8. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 98.

9. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

10. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки, М., 1965.

11. Сказки о животных, Тула, 2000.

12. Сказки о зайцах, Тюмень, 1959.

13. Сказки про лису, пересказали О. Капица и А. Толстой для детей дошкольного возраста, Л., 1970.

14. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. http://feb-web.ru/feb/feb/atindex/atindx01.htm#

  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Образы животных в баснях Крылова

Образы животных в баснях Крылова сочинение

Иван Андреевич Крылов – признанный мастер в написании басен, его творчество всемирно известно. Действующими персонажами в его литературных произведениях чаще всего выступают животные.

Используя приём аллегории, автор наделяет животных присущими им чертами характера и особенностями поведения, сравнивая их с людьми, тем самым завуалированно высмеивая определённые недостатки или подчёркивая достоинства. К примеру, осёл – упрямый и глупый, сова – мудрая, собака – преданная, змея – хитрая.

В басне «Крестьянин и Лисица» лиса во всех описанных ситуациях проявляет себя как хитрое и лживое существо, пытающееся извлечь из всего собственную выгоду.

Пчела является воплощением трудолюбия, также как и муравей.

Иногда, в своём творчестве Крылов характеризует при помощи образов животных реальных исторических личностей, к примеру, в произведении «Волк на псарне» прототипом главного персонажа выступает Наполеон Бонапарт, а львёнок из басни под названием «Воспитание Льва» — это российский император Александр I.

Осёл, мартышка, козёл и медведь – анималистическое воплощение членов государственного правления. С их помощью автор описывает беспорядок, происходящий в современном для него обществе и то, к каким последствиям подобная модель поведения среди людей, руководящих любой страной, может привести.

Ягнёнок олицетворяет кроткость, наивность, беззащитность и покорность, овца – глупость, свинья – невежество, лев – гордость и властность, а заяц – трусость. Часто животные являются метафоричным воплощением разных социальных категорий и статусов в реальном мире.

По мнению Крылова, высмеивая человеческие пороки, он даёт читателю возможность узнать в персонажах животных самих себя, извлечь из басни поучительную мораль, что и является основной целью подобных произведений, а затем искоренить указанные недостатки.

Крылов перенял у предшественников и мастерски усовершенствовал приём наделения животных человеческими чертами характера. Каждая его басня несёт в себе мораль и философский подтекст, благодаря чему произведения данного автора по праву считаются шедеврами этого жанра литературы.

2 вариант

Иван Андреевич Крылов русский баснописец. Его творчество знают во всем мире. Действующими лицами в основном выступают животные.

Автор пользовался приёмом аллегории, он превращал животных в людей. Наделял их чертами характера, приемами поведения людей, на их примере высмеивал недостатки человека или наоборот выделял достоинства. Муравей – труженик, стрекоза – ветреная, ворона – глупая, сова – мудрая. 

Во всех башнях Крылова, лисица показана как хитрое и лживое существо, извлекающая из всего.

В баснях в образе животных предстают и исторические личности. В басне «Волк на псарне» прототипом волка стал Наполеон Бонапарт, а произведении «Воспитание Льва» в образе львёнка представлен российский император Александр I.

В басне «Квартет» в образах животных, которые ни как не могли сыграть, показаны члены государственной думы, которые не могли навести порядок в обществе.

Часто животные являлись олицетворением целых социальных слоёв.

Высмеивая человеческие пороки, поэт дает возможность читателю узнать себя в образе животного, и помочь через мораль искоренять недостатки в себе и окружающих людях.

Иван Андреевич заимствовал у своих предшественников прием наделения животного человеческим характером и умению говорить. В каждую басню он вкладывал определенную мораль. Именно поэтому его произведения признаны шедеврами среди басен.

Если образы животных олицетворяли собой целые слои, то в басне «Лев и Барс» эти животные олицетворяли собой высший класс, лиса и кот являлись чиновниками.

В басни «Волк и ягненок» то же самое, а мораль гласит, что если у человека есть власть и деньги он всегда будет прав, а человек не имеющий веса в обществе виноват во всех грехах. Ягненок в басни не только слабость, но и олицетворяет социальный слой мелких чиновников.

Басни являются короткими рассказами несущие иносказательный смысл. Основной вид иносказания считается аллегория.

В произведениях Крылова все герои в основном звери. Автор ими населяет все свои басни, не смотря на её тип: философская, социальная, историческая, бытовая. Каждое животное это сравнение с какой – то чертой характера человека невежества, глупости, хитрости и т. д.

Самым частым героем басен Крылова осел. Он наделен характером, тупой и глупый, упрямый. Он всегда ведет себя, как осел.

Читатели любят басни И. А. Крылова не из – за морали, а из — за интересного изложения материала. 

Баснописец смог переработать традиции аллегорической басни, но он и обогатил русскую басню новыми реалистическими образами животных.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы животных в баснях Крылова

Образы животных в баснях Крылова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Пименова Спор 8 класс

    Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.

  • План рассказа Разноцветная бабочка Платонова

    Жила в Кавказских горах старая бабушка Анисья. Ей было много лет. О её возрасте никто не знал, и сама она не помнила. Во времена её молодости горы были каменистые, и по ним можно было гулять

  • Анализ сказки Счастливый принц Уайльда

    Сказки Оскара Уайльда воспевали благородные человеческие чувства. Например, любовь, верность, добро, сострадание. Сказка «Счастливый принц» не исключение.

  • Сочинение описание картины Ледяные горы в Антарктиде Айвазовского

    Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.

  • Характеристика и образ Хозяйки Медной горы по рассказу Бажова

    Хозяйка медной горы – фантастическое существо, которое обитает на вершине горы. Внешне он напоминает красивую молодую девушку, хотя может перевоплотиться в ящерицу.

  • Какие знаки больше и меньше в математике как пишутся
  • Какие зарубки на сердце оставил рассказ телеграмма
  • Какие законы нельзя переступать сочинение
  • Какие задачи помогает решать методика родительское сочинение
  • Какие задачи должна была решить церковная реформа петра 1 составьте рассказ в котором обязательно