Какие исторические факты положены в основу слова приведите летописный рассказ о походе игоря


7

Какие исторические факты положены в основу слово о полку игореве. Приведите летописный рассказ о походе игоря

1 ответ:



0



0

Слово было написано по реальным событиям конца XII века в эпоху распада Киевской Руси, когда князья погрязли в междоусобных братоубийственных войнах. И это трагически усугублялось нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки (по русски половцы) в середине XI века заняли степи между Волгой и Днепром. Они представляли серьёзную военную угрозу, их быстрая военная конница могла осуществлять внезапные набеги, разоряя все на своём пути. Они представляли собой серьёзную угрозу и для Византийской империи, которая часто обращалась к русским князьям за помощью.

Вместе с тем наряду с распадом Киевского государства наблюдался культурный и экономический рост разрозненных русских княжеств. «Слово» не столько описывает конкретные события того времени, а вскрывает типичные проблемы того периода, а через них обращается к будущим поколениям, в какой-то степени является нравоучительным произведением основанном на христианской морали.

В его основе лежит неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году.

Читайте также

В стихотворении «Ласточки» А. Н. Майкова говорится о родной природе, а
точнее об осени. Стихотворение пронизано настроениями грусти, печали,
раздражения., вызванные картинами увядающей природы. Стихотворение можно
разделить на две части, так как здесь есть и теплое воспоминание о лете
и ласточках. Образ ласточек, хлопочущих над гнездом, вызывает чувство
радости и умиления. Звучание стихотворению придаёт плавный ритм. Длинные
строки подчёркивают унылость и серость осени. Когда же речь идет о
ласточках, мы словно слышим их веселое щебетание. Но ласточки улетели в
дальние края, и настроение стихотворения вновь меняется. Это уже не
только грусть, но и желание перемен, стремление вырваться от скуки
осени. «О, если бы крылья и мне!» — восклицает лирический герой.

Вариант 1

Настала осень. На деревьях пожелтели листочки. Скоро они начнут падать на землю.

Вчера мы гуляли с мамой по осеннему парку. Там солнечно и тихо. Птицы уже не поют. Они готовятся улетать в теплые края.

Вариант 2

В первый день осени мы пошли в школу. Стоят погожие дни. Каждый день я возвращаюсь из школы и радуюсь осеннему солнышку.

Скоро пойдут осенние дожди. Станет холодно. Сейчас на деревьях листва золотистая. Но скоро она пожухнет и опадет.

Вариант 3

Золотая осень раскрасила в разные цвета деревья и кусты. Это желтый, красный, бордовый. Зеленый цвет остался с лета. Я люблю гулять в солнечные осенние дни.

По утрам уже холодно. Вечером тоже можно продрогнуть без теплой куртки. Дни становятся все короче.

Вариант 4

Подул осенний ветер. Пошли холодные дожди. Теперь солнышко надолго прячется от нас за тучами. А когда выходит, то греет слабенько.

Вечер наступает все быстрее. Я замечаю это каждый день. Долгие осенние вечера я провожу дома, с семьей.

Вариант 5

Холодная осень за окном. По стеклам бесконечно стекают капли дождя. Небо серое и низкое. Целыми днями почти нет солнечного света.

Иногда погода улучшается. Тогда выходит солнце. Капли дождя переливаются на желтых осенних листьях.

Вариант 6

Осенью стаи птиц сидят на проводах. Они собираются лететь в теплые края. Ведь настали холода. Вокруг уныло и сыро.

Я желаю перелетным птицам доброго пути. Пусть они долетят до тепла и солнца. А я спешу из школы домой. Там светло и уютно, когда на улице идет дождь.

<span>

<span /></span>

Протикает Колорадо!!!!! на все 100% я уверена что это правильно

Трагедия «Прометей закованный» — наиболее известная трагедия греческого драматурга Эсхила, который жил на границе VI-V столетий к нашей эре в Афинах, которого старинные греки называли «отцом греческой трагедии» . Эсхил, как и другие деятели искусства в Старинной Греции, всегда использовал мифические сюжеты в своих произведениях. Объясняется это тем, что миф отыгрывал очень важную роль в жизни старинных греков. Представление о мире, его происхождении, развитии, будущем, все ожидания, стремление, невыполнимые мечты старинных греков, их понимание таких сложных понятий, как жизнь и смерть, человек и судьба, зло и справедливость — все это содержится в мифах.

Прометей — один из любимых мифических героев в Старинной Греции. Миф о нем подает историю развития человечества, как воображали ее себе в античности. За мифом люди были хлипкие и не могли ни думать, ни говорить, ни понимать того, что видели вокруг. Прометей имел благородное сердце, он первый обратил внимание на людей и начал им помогать. От нечего делать и другие боги взялись учить людей, но потребовали за это почета и богатых даров. Прометей заколол жертвенного быка и поделил тушу на две части. К большей груде сложил лишь кости, но прикрыл их красивым жиром, а мясо положил в грязную шкуру, еще и прикрыл требухой. Потом он предложил Зевсу выбрать, какую часть люди будут отдавать богам, а которую оставят себе. Зевс выбрал большую груду. С того времени люди ели мясо, а кости жертвовали богам. Обозленный Зевс запретил Прометею подниматься на Олимп, а людям отказал дать животворный огонь. Но Прометей с помощью ухищрений похитил огонь у богов и отдал его людям. За это Гефест по приказу Зевса приковал Прометея на краю земли к скале; каждый день прилетал орел и клевал печень ПрометеяЭтот миф был хорошо известен всем старинным грекам. В трагедии представлены лишь те события из мифа, которые отвечали творческому замыслу автора, которые волновали Эсхила — художника и Эсхила — человека. Власть и Сила — слуги Зевса — приводят Прометея в пустыню, где Гефест заковывает его. С развитием событий выясняется, что Прометей не только передал огонь людям, а и начал человеческую цивилизацию: научил обрабатывать дерево и строить жилье, показал целебные травы, первым запряг быков, освободив людей от тяжелейшей работы, приучил коней ходить запряженными, и корабли — тоже его изобретение, научил людей определять звезды, считать и писать, показал сокровища земли: медь, железо, серебро, золото.

<span>Образ Прометея отбивает этическую проблему, которая волновала Есхила на протяжении его творческого пути: собственная ответственность лица за принятое решение. Прометей — бог, который имеет дарование предусмотрения, он заранее знал о страдании, которые выпадут ему на судьбу, но не уклонился от них. Больше того, уже прикованный, он имеет средство, которое может лишить его мучений: чтобы получить свободу, ему достаточно назвать имя женщины, которая родит Зевсу ребенка, который повалит Зевса, как тот когда-то повалил своего отца Крона. И Прометей отказывается открыть тайну и готовый к еще более жестоким истязаниям. Скала вместе с прикованным Прометеем от ударов молний и грома, который насылает Зевс, проваливается в страшное подземное царство Тартар. Образ Прометея — это образ человека, который не предает своей судьбы, которая отвечает за свои решения и поступки. Есхил верит в возможности человека, как и его герой. Трагедия Есхила отмечается верой в прогресс и развитие человечества</span>, которая за ночь отрастала снова. После многих столетий таких истязаний Геракл убил орла и освободил Прометея

Жестоко делил гусей он

«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором в конце XII века. 

В этой статье представлена историческая основа «Слова о полку Игореве»: материалы о том, каким событиям посвящено произведение и что происходило на Руси во время похода Игоря на половцев.

События, описанные в «Слове о полку Игореве», имеют под собой историческую основу. Иначе говоря, «Слово о полку Игореве» — это произведение, основанное на реальных событиях. 

Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

«Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII-XIII веков, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего пика. Множество мелких княжеств враждовали между собой, доходя до братоубийственных войн.

Непростая ситуация внутри государства осложнялась угрозой со стороны половцев, народа тюркского происхождения, занимавшего степи между Волгой и Днепром. Этот кочевой народ представлял собой мощную военную силу.

Раздоры между князьями создавали благодатную почву для набегов половцев. Некоторые русские князья нанимали половцев в помощники в борьбе между собой. Раздробленная Русь была уязвима для атак половцев, и от этого страдали простые русские люди.

Известно, что походу Игоря предшествовал другой поход южнорусских князей против половцев. Этот поход состоялся в 1184 году под начальством киевского князя Святослава, который разбил врагов. Казалось бы, так князьям удалось надолго обезопасили Русь от набегов половцев.

Но в этом удачном походе не участвовал князь Игорь Святославич: гололедица помешала его войску прибыть к сражению. Судя по всему, Игорь тяжело переживал эту неудачу.

Вскоре князь Игорь решил отправиться в свой собственный поход, чтобы доказать свою храбрость. В 1185 году он собрал войско и отправился к берегам Черного моря, где обитали половцы. Вместе с Игорем в поход пошли: его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский.

На пути войско Игоря встретило отряды половцев. В первой битве с ними русские остались победителями, но в следующей битве они потерпели сокрушительное поражение. Князья были взяты в плен. Вскоре Игорь бежал из плена на родину. Его сын Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе с Всеволодом.

После возвращения из плена Игорь вместе с другими русскими князьями продолжили борьбу с половцами.

***

Сюжетную основу «Слова о полку Игореве» составляют подлинные исторические события: неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря.

Открывает «Слово» вступление, в котором автор опреде­ляет свою задачу: в отличие от легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна, он не собирается восхвалять подвиги князей, а хочет «по былинам сего времени», то есть следуя ис­торической правде, рассказать о подлинных событиях недав­него прошлого. Для того чтобы установить, насколько точно автор отражает исторические факты, рассмотрим, что нам из­вестно из исторических источников об этом событии.

Сохранилось два летописных рассказа о походе князя Игоря. Один из них — более подробный — включен в Ипатьевскую летопись.Другой, рассказывающий в краткой форме о трагических-событиях похода на половцев князя Иго­ря, содержится в Лаврептьевской летописи. На основании этих двух источников ученым удалось достаточно точно ре­конструировать подлинные исторические факты.

Походу князя Игоря предшествовал другой, в котором объединенные силы русского войска возглавил Киевский князь Святослав Всеволодович. Он состоялся в 1184 году и оказался очень успешным: половцы, объединенные ханом Кобяком, были разбиты, сам хан, как и многие его воины, был взят в плен, также были захвачены военные машины, а плен­ные русские князья освобождены. Но Новгород-Северский князь Игорь, находившийся в феодальном подчинении у сво­его двоюродного брата князя Святослава Киевского, не при­нял участия в этом походе. Причиной тому явились погодные условия: поход начался весной, когда вокруг еще лежал лед, и конница князя Игоря не успела вовремя присоединиться к объединенному войску русских. Честолюбивый князь Игорь тяжело переживал свою неудачу и хотел доказать всем, что он сам и его воины — это тоже «храбрые русичи», как их назы­вает автор «Слова». Тогда у него созрел дерзкий план: едино­лично «поискать славы» и отправиться в поход на половцев. Таковы исторические факты, предшествовавшие походу героя «Слова».

Благодаря указанию на то, что во время похода князя Иго­ря произошло солнечное затмение, мы можем абсолютно точ­но датировать момент выступления русской дружины: 23 ап­реля 1185 года, во вторник. Насчет союзников князя Игоря в этом походе у исследователей нет такого единодушия. Точно известно, что вместе с князем Игорем вышли войска его сына Владимира Путивльского, племянника князя Святослава Ольговича Рыльского и дружины, присланные от Ярослава Всево­лодовича Черниговского во главе с Ольстином Олексичем, присоединившиеся по дороге. Солнечное затмение застигло их у берегов Донца 1 мая, что считалось плохим предзнамено­ванием. Еще два дня у реки Оскола Игорь ждал своего брата Всеволода («буй-тура», как называет его автор «Слова»), ко­торый шел с войском из Курска.

Известный исследователь и переводчик «Слова» А.К. Югов утверждает, что в походе приняли участие галицкие дружины, комментируя строку «…не буря соколы занесе через поля широкая, галиции стады бежать к Дону Велико­му…». Выступая против ошибочного перевода «слетаются 8 галки к Дону Великому», Югов ссылается на данные летопи­сей. В Лаврентьевской летописи под 1185 годом отмечен по­ход с галицкой помощью, а в Ипатьевской летописи указыва­ется, что участие галицких полков князя Ярослава, отца молодой жены князя Игоря Ефросинии Ярославны, в походах против половцев было обычным делом. Судя по данным лето­писей, на протяжении десятилетия, предшествующего походу князя Игоря, войска Ярослава Осмомысла, влиятельного князя богатых Галицких земель, непременно участвовали в походах, организованных против половцев Киевским князем. Историки установили также, что могущественный тесть князя Игоря по­сылал свои галицкие полки и для участия в Крестовых похо­дах, в частности в третьем крестовом походе против турок султана Саладина. Галич в XII-XIII веках переживал пору эко­номического расцвета, а князь галицкий Ярослав Владимиро­вич был признан всеми окружающими его странами. Не слу­чайно именно он принимал у себя, по данным Ипатьевской летописи, византийского императора Андроника Комнина, а богатство и влиятельность этого князя выразительно характе­ризуются автором «Слова»: «Высоко сидишь на своем злато- кованном столе». Прозвище Осмомысл, данное галицкому князю Ярославу, свидетельствует о его мудрости (мудр за восьмерых). На основании приведенных сведений Югов дела­ет вывод: «Учтя все это, можно ли сомневаться, что и в походе его зятя Игоря участвовали галицкие полки Ярослава!».

От Оскола объединенные русские войска под предводи­тельством князя Игоря пошли к реке Сальнице, но расчет на неожиданное нападение не оправдался. Русские «сторожа» донесли, что половцы готовы к бою, а потому князю Игорю пришлось поторопиться: он не стал останавливаться на ноч­лег, а вел войско всю ночь. На следующий день состоялась первая, победная для русских битва с половцами у реки Сюурлия. По свидетельству Ипатьевской летописи, русские за­хватили богатую добычу, в которой особую ценность пред­ставляли дорогие ткани — паволоки и оксамиты.

Там же сообщается, что на следующий день половецкие полки объединенными силами под предводительством ханов Гзака и Кончака двинулись на русское войско. Кончак Отрокович, постоянный противник русских, не раз ходивший по­ходами на русские земли, шел навстречу войску князя Игоря впереди Гзака, указывая ему путь. Так оказалось, что против небольшого русского войска выступило намного превосхо­дящее по численности половецкое. Кроме того, половцы имели преимущество в расположении: битва обычно начина­лась издалека перестрелкой идущих впереди строя стрель­цов, а попутный ветер со стороны Азовского моря позволял стрелам половцев точнее достигать цели. Косвенно об этом говорится в «Слове», когда Ярославна в своем плаче упрека­ет ветер.

Согласно Ипатьевской летописи, битва началась утром в пятницу, длилась всю субботу и закончилась лишь в воскре­сенье, то есть она шла без перерыва больше двух суток! «И тако, во день святого воскресения наведена ны плачь и во ве­селие место жслю, на реце Каялы» (Ипатьевская летопись). Автор «Слова» неоднократно упоминает место битвы — на реке Каяле. Но ученые не смогли точно установить, какая река в XII веке так называлась. Есть предположение, что это река Макатиха, которая находится недалеко от Торских озер. Но ход сражения и его страшные для русского войска последст­вия, описанные автором «Слова», точно согласуются с дан­ными летописей.

Русские были окружены половцами плотным кольцом. Чтобы пробиться к Донцу, не разбивая войско, а двигаясь вме­сте, Игорь приказал конным спешиться. Воины были устав­шие, они страдали от жажды, многие кони пали, а среди бой­цов было не только много убитых, но и раненых, которым трудно было передвигаться. Сам князь Игорь был ранен в ру­ку, но оставался в строю. На рассвете в воскресенье дрогнули и обратились в бегство черниговские воины. Тогда князь

Игорь снял шлем, чтобы они могли его узнать, по остановить бегство не смог. На обратном пути к своему полку, изнемогая от раны, он был взят в плен половцами. Ипатьевская летопись описывает то, что во время своего пленения Игорь, уже свя­занный, видел, как отчаянно бьется его брат Всеволод, и хотел умереть, чтобы не видеть его гибели: «…проси души своей смерти, яко да бы не видел падения брата своего». Известно, что из всего русского войска спаслось только 15 человек, мно­гие утонули. В плен попали, кроме князя Игоря, его сын Вла­димир и тяжело раненный в бою Всеволод.

Князя Игоря взял на поруки хан Кончак — ранее бывший союзником русского князя. Такие союзы между русскими князьями и кочевниками в ходе междоусобной борьбы были не редкостью. Не случайно в «Слове» хан Кончак и его воины названы «сватами». Из исторических источников известно, что дочь хана Кончака еще до похода 1 185 года была просва­тана за сына князя Игоря. Уже в плену Владимир действи­тельно женился на Кончаковне, а потом в 1187 году вернулся из плена с молодой женой и ребенком и здесь был обвенчан по церковному обряду. Положение князя Игоря в плену тоже бы­ло не самым тяжелым: он пользовался относительной свобо­дой, мог, например, ездить на ястребиную охоту, ему оказы­вали почет и уважение, но тем не менее, его охраняли двадцать стражников, которые, впрочем, должны были испол­нять поручения князя и слушаться его.

В то же время князь Игорь не мог не понимать, насколько тяжелы для Руси в целом оказались последствия поражения его войска. Задолго до этого в 1106 году дед хана Кончака Шарукан потерпел жестокое поражение от Владимира Моно­маха, и теперь Кончак наконец мог отомстить за это бессла­вие. Половцы отправились в поход на Русь, но среди них не было согласия: Кончак хотел идти на Киев, а его союзник Гзак предлагал идти на реку Сейм. В результате войско раздели­лось, Гзак осадил Путивль, но не смог взять город, зато его войско разгромило Посемье. Кончак отправился к Переяслав- лю-Южному, осадил город, но затем был отбит. На обратном пути он захватил Римов, один из линии укрепленных русских городов на пограничной с Половецкой степью реке Суле.

Но на этом нашествия степных кочевников на русские земли не прекратились. В памятнике древнерусской литерату­ры нашло отражение в «золотом слове» Святослава реальное отношение Киевского князя к походу князя Игоря и его по­следствиям для Руси. Автор «Слова» вкладывает в уста Киев­ского князя упрек Игорю и Всеволоду в том, что они рано вы­ступили против половцев. Летописные источники помогают уточнить этот важнейший эпизод. Сам князь Святослав пла­нировал летом идти в поход на половцев на Дон, и занимался сбором своих воинов из северных владений. Он узнал о несо­гласованном с ним походе князя Игоря, когда направлялся в Новгород-Северский, что вызвало закономерное неудовольст­вие Киевского князя («не любо бысть ему»). Весть о пораже­нии русского войска дошла до Святослава, когда он подходил к Чернигову. Летопись свидетельствует, что Святослав при этом «глубоко вздохнул», «утер слезы» и сказал: «Дал ми Бог притомити поганыя, но не воздержавше юности отвориша во­рога на Русьскую землю…». Действительно, в результате по­ражения князь Игорь «отворил ворота» половцам на Русь, пе­речеркнув тем самым достигнутые за год до того в 1184 году успехи объединенных русских войск под предводительством Киевского князя Святослава.

Осознание этого сделало для князя Игоря пребывание в плену особенно мучительным, но он не сразу согласился на предложение о побеге, что значило в те времена бесславие. Обстоятельства сложились так, что Игорь все же был вынуж­ден бежать: до него дошли сведения о том, что половцы, воз­вращающиеся от Переяславля, собираются убить всех русских пленных. Помощником Игоря стал один из половцев по имени Овлур, которого в летописи называют Лавр или Лавор. Рус­ский историк XVIII века В.Н. Татищев установил, что мать Лавра была русской, причем из мест, где правил кпязь Игорь. Видимо, такое происхождение вызывало подозрения со сто­роны половцев, хотя Овлур (Лавр) слыл храбрым воином. Но и князь Игорь не сразу стал доверять ему, хотя потом вынуж­ден был принять его помощь. Известно, что, вернувшись из плена, князь щедро отблагодарил своего помощника, сделав Лавра одним из своих приближенных и выдав за него дочь ты­сяцкого Рагуила.

Время для побега было выбрано не случайно: вечером, на заходе солнца. Стражи, охранявшие князя Игоря, веселились и развлекались, думая, что пленник спит. Он же отправил своего конюшего к Лавру, передав, чтобы тот ждал беглеца с конем на другой стороне реки. Гак Игорю удалось незаметно уйти и, переплыв через реку, бежать. Именно так описывается побег князя Игоря в «Слове», при этом соответствие историческим фактам сочетается там с народно-поэтической образностью, характерной для сказок. Исторические источники свидетель­ствуют, что путь князя Игоря до пограничного города Донца занял 11 дней. Затем, побывав в своем Новгороде-Северском, князь отправляется в Чернигов и Киев, где его радостно встречают.

Автор «Слова», следуя основной художественной идее произведения о необходимости единения русских сил, не­сколько изменяет этот путь: у него князь Игорь сразу направ­ляется в Киев, где ему и его соратникам весь народ поет славу. Но, как мы убедились, рассматривая исторические источники и свидетельства о походе князя Игоря, в главном автор «Сло­ва» точно следует своему принципу: писать «по былинам сего времени».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Историческая основа Слова о полку Игореве

Слово о полку Игореве — древнерусское литературное произведение в жанре поэмы, эпоса. В нём описан поход русских князей супротив половцев, который закончился поражением русских войск. Походом командовал князь новгород-северский Игорь Святославович. «Слово» написано примерно в 1185 году, или чуть позже — вскоре после похода. Автор неизвестен. Битва состоялась в 1185 близ современного посёлка Матвеев Курган, недалеко от Таганрога.

Исторической основой произведения является военный поход, совершённый северскими князьями против половецких племён под командованием ханов Гзака и Кончака. Поход был проведён с целью возврата Тмутараканского княжества. Вместе с Игорем Святославовичем были его брат Всеволод Святославович — Курский и Трубчевский князь, и племянник Святослав Ольгович — князь Рыльский. Также принимал участие князь Владимир Игоревич. Князей сопровождали ковуи (кочевники с левого берега Днепра), воевода Ольстин Олексич.

Впервые противоборствующие стороны встретились утром в пятницу на берегу реки Сюурлий. Бой прошёл удачно для русских, была захвачена добыча, половцы обратились в бегство. Бегущих преследовали. Утром в субботу половцы превосходящим числом окружили русских. Бой продолжался сутки, Игорь был ранен. Утром воскресенья войска вышли к озеру, и стали его обходить. В «Слове» говорится о том, чего нет в летописи — о том, что в это время Игорь Святославич повернул полк в другую сторону, чтобы помочь бойцам князя Всеволода. Войско ковуев побежало, пытаясь выйти из кольца. Князь Игорь двинулся поперёк отступавших чтобы возвратить их, но не вышло. Вместе с другими князьями его пленили. Много воинов было убито. В «Слове» битва описана обобщённо. Там сказано, что войско пало на третий день, к полудню.

Половцы напали на Русь по направлению к Переяслявлю и Посемье. Переяславль был осаждён. Святослав Всеволодович вместе с Рюриком собрались было его освобождать, но половцы не стали ждать пока на них нападут. Они отступили, уничтожив город Римов. Игорю удалось вырваться из плена, его сын возвратился позднее, после женитьбы на дочери хана Кончака. Святослав Ольгович предположительно умер в плену или вернулся на Русь и стал Курским князем.

«Слово о полку Игореве» имеет несколько расхождений с летописными записями. Например, большинство летописцев считало поход Игоря ненужным, особенно после того как до этого половцев блестяще разгромил Святослав. Автор «Слова» вообще не касается подготовки похода, а начинает повествование с начала похода. Исследователи считают, что это было сделано нарочно, для создания у читателя чувства интриги и динамизма. Неизвестно было, сколько лет Игорю — последние исследования показали, что ему было примерно 34 года. Также есть мнения, что на самом деле инициатором военного выступления был не Игорь, а Всеволод Святославич.

Каким событиям посвящено произведение?

«Слово о полку Игореве» написано в конце ХII века. Основой для его создания послужило историческое событие – поход в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев.

В период с ХI по ХII век Русь страдала от феодальной раздробленности. Внутри государства сложилась непростая ситуация: с одной стороны — вражда мелких княжеств между собой, с другой — угроза от кочевых племен — половцев, которые, совершая набеги, представляли собой мощную силу. Поэтому необходимо было прекратить междоусобицы и объединиться в борьбе против половцев.

За год до этого события киевский князь Святослав разгромил большую орду половцев и взял в плен хана Кончака с сыновьями. Князь Игорь не принимал участие в том походе. Весной 1185 года, надеясь на удачу, Игорь отправляется в половецкие степи вместе с сыном, братом и племянником, не известив об этом Святослава и других князей. Они выступают объединенным войском 23 апреля. Игоря не остановило даже солнечное затмение, которое настигло их войско у реки Донец.

Первое сражение с половцами закончилось победой русских воинов, но во второй битве дружина Игоря была разгромлена превосходящими силами противника. Все князья попали в плен – впервые за долгие годы, много дружинников погибло. Русские потерпели жестокое поражение. Поход князя Игоря закончился бесславно. Победа над войском Игоря открыла половцам дорогу к Русской земле. Они захватили ряд населенных пунктов, убивали, грабили. Совместными усилиями русские князья отбросили половцев обратно в степь. Игорь бежал из плена и, объединившись с другими князьями, продолжил борьбу с кочевниками.

Таковы исторические события, описанные в древнерусских летописях – Лаврентьевской и Ипатьевской, из которых мы узнаем, как по-разному отнеслись современники к тем давним событиям. В Лаврентьевской летописи поступок Игоря осуждается, сам он изображен как недальновидный полководец, не думающий о последствиях своего похода. А Ипатьевская летопись, наоборот, проявляет сочувствие к Игорю, так как он доблестно и отважно сражался и раскаялся, осознав, что поставил под угрозу благополучие Русской земли.

Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и его судьба.

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.

Историческая основа:

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.

В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.

Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми

1170 год — съезд южнорусских князей.

1184 год — коалиция разбивает половцев.

Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.

Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей — Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».

2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.

Написано было между 1185 и 1187 годами

Понятие «свой» – «чужой» в системе нравственно-эстетических ценностей «Слова о полку Игореве». Поэтический язык этого произведения.

«Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.

«Слово о полку Игореве» — произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи — идеи единства Руси.

1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — ; он очерчен автором широко и свободно.

В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.

Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ.

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.

Автор «Слова» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть всю Русь целиком.

2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.

В русских князьях автор «Слова» в большей мере отмечает их положительные черты, чем отрицательные. Автор подчёркивает подвиги русских князей.

3) Совсем особую группу составляют женские образы. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.

4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян — «вещий».

В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.

Слово о полку Игореве». Образы Бояна и Автора. Проблемы жанра, композиции и стиля этого произведения.

Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.

Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.

«Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.

Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.

1174 год — I поход Игоря.

1183 год — II поход Игоря.

I часть.

Завязка — выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.

II часть.

Центральная часть. Кульминация — поражение войска. Символ Руси — Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.

Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.

III часть.

Плач Ярославны — олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач — важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку — бегство Игоря из плена. Затем — бегство Игоря со сказочными превращениями.

III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце — слава князьям за мужество и храбрость.

Итак, автор берёт из истории лишь некоторые факты, которые позволяют ему ярче выразить главную идею. И именно гражданский патриотизм является основой композиции.

14. Переводная литература домонгольской Руси.

Преобладала церковная переводная литература над светской для упрочения новой веры, христианской морали. Но древнерусские книжники перевели ряд воинских, исторических, дидактических повестей с греческого. Чтобы приблизить перевод к русской реальности, для приближения к реальному времени переводчики искажали произведение. Для этих произведений характерен историзм, нравоучения, дидактизм.

Воинская повесть: «Александрия» — повесть о подвигах и жизни прославленного полководца(создана сразу после смерти Македонского – 323 до н.э.). В 11-12вв. с греческого была переведена на русский. От предыстории рождения Александра. Походы. Путешествия по землям (мирный поход в страну «рахманов») (жанр ходжения), исполненным чудес (великаны, «человекоядцы» и др.). Постоянно подчеркивается превосходство эллинов над варварами.

Христианские мотивы: Александр признает в Иерусалиме признает единого бога. В Лусовом пристанище он пытается попасть на небеса, но услышав глас предупреждения отказывается от этой затеи.

Дидактическая повесть (пропагандировали новую христианскую мораль ): «Повесть о Варлааме и Иосафе».

Иосаф – сын индийского царя Авенира, который не хочет, чтобы его отпрыск стал христианином. Юноша встречает старца Варлаама, который рассказывает нравоучительные притчи, а после крестит Иосафа. Отец пытается повернуть сына опять к язычеству, но попытки тщетны. Его сын уходит в пустыню, в странствии найдя Варлааама, живет с ним в пещере. Нетленные их тела переносят в индийскую столицу.

Провозглашается победа христианства над язычеством.

2

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Вариант 3

Игорь Святославич – удельный князь Новгород-Северский, был внуком печально знаменитого Олега Святославича, начавшего «Тмутороканскую смуту и усобицы», и сыном удельного князя Черниговского. Бабушка его была половчанкой, а мать – новгородкой не знатного рода. Для Ольговичей характерна дружба с половцами – с их помощью Олег занял Черниговский престол в 1094 году. Далее Чернигов поочередно принадлежал То Владимиру Мономаху, то отцу Игоря, пока в 1157 году последний окончательно не утвердился на престоле. После смерти Святослава его детей – Олега, Игоря и Всеволода от Чернигова оттеснил их двоюродный брат Святослав Всеволодович, выделив взамен бедные Новгород-Северские земли. Братья были унижены и ущемлены в правах, и в 1166 развязали усобицу. Помирил противников киевский князь Ростислав. После его смерти, в 1167 году, борьба вновь началась – но уже за киевский престол. В конце концов киевское княжение принял Святослав, искусно поддерживающий равновесие между боярами и оседлыми половцами с одной стороны и вольной Степью – с другой.

Наконец, решив развернуть политику противостояния Степи, Святослав организует военный поход на половцев. Игорь от участия отказался, поскольку усиление власти двоюродного брата было ему невыгодно. Однако поход был успешным, и тогда Игорь вместе с братом и племянником сами вторгаются в Степь и грабят половецкие кочевья. Когда половцы предприняли ответный поход на Киев, и Святослав попросил у Игоря помощи, тот отказался. Как, впрочем, отказался и от предложения старого союзника, Кончака, присоединиться к нападению. Итак, Святослав вновь разгромил половцев. И, чтобы закрепить успех чтобы прекратить половецкое вмешательство во внутренние дела Руси, решил предпринять новый грандиозный поход, объединив войска всех русских князей. И тут Игорем овладела безумная идея – самому добить половцев и захватив себе всю славу. Результаты были бы для Игоря впечатляющими: независимое положение Северских земель; возможность захватить утерянный ранее город Тмуторокань (выход к морю и военную базу); политическое преимущество в борьбе за киевский престол. Поражение половцев в 1184году, казалось, предвещало Игорю легкую победу.

Итак, 21 апреля 1185 года Игорь Святославич со своим войском выступил в поход. Встреча с братом Всеволодом и его дружиной, а также ополчением из опытных воинов – курян состоялась 5 мая. А через несколько дней, 7-8 мая, половцам стало известно о передвижении русских дружин. Игорь узнал об этом, допросив захваченного пленника, но наступления не отменил. Половцы нарочито отступали, Игорь бросился догонять… А навстречу уже двигались от Приднестровья орды под предводительством Кончака. И 12 мая 1185 года не реке Каяле состоялась роковая битва. Случилось непредвиденное – половцам удалось собрать силы, противостоять которым Игорь не мог. Несмотря на его личную храбрость и мужество русских воинов, битва была проиграна. Последствия этой авантюры были ужасны – ответное нашествие половцев и разорение множества городов и сел.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Историческая основа Слова о полку Игореве

Историческая основа Слова о полку Игореве

Слово о полку Игореве — древнерусское литературное произведение в жанре поэмы, эпоса. В нём описан поход русских князей супротив половцев, который закончился поражением русских войск. Походом командовал князь новгород-северский Игорь Святославович. «Слово» написано примерно в 1185 году, или чуть позже — вскоре после похода. Автор неизвестен. Битва состоялась в 1185 близ современного посёлка Матвеев Курган, недалеко от Таганрога.

Исторической основой произведения является военный поход, совершённый северскими князьями против половецких племён под командованием ханов Гзака и Кончака. Поход был проведён с целью возврата Тмутараканского княжества. Вместе с Игорем Святославовичем были его брат Всеволод Святославович — Курский и Трубчевский князь, и племянник Святослав Ольгович — князь Рыльский. Также принимал участие князь Владимир Игоревич. Князей сопровождали ковуи (кочевники с левого берега Днепра), воевода Ольстин Олексич.

Впервые противоборствующие стороны встретились утром в пятницу на берегу реки Сюурлий. Бой прошёл удачно для русских, была захвачена добыча, половцы обратились в бегство. Бегущих преследовали. Утром в субботу половцы превосходящим числом окружили русских. Бой продолжался сутки, Игорь был ранен. Утром воскресенья войска вышли к озеру, и стали его обходить. В «Слове» говорится о том, чего нет в летописи —  о том, что в это время Игорь Святославич повернул полк в другую сторону, чтобы помочь бойцам князя Всеволода. Войско ковуев побежало, пытаясь выйти из кольца. Князь Игорь двинулся поперёк отступавших чтобы возвратить их, но не вышло. Вместе с другими князьями его пленили. Много воинов было убито. В «Слове» битва описана обобщённо. Там сказано, что войско пало на третий день, к полудню.

Половцы напали на Русь по направлению к Переяслявлю и Посемье. Переяславль был осаждён. Святослав Всеволодович вместе с Рюриком собрались было его освобождать, но половцы не стали ждать пока на них нападут. Они отступили, уничтожив город Римов. Игорю удалось вырваться из плена, его сын возвратился позднее, после женитьбы на дочери хана Кончака. Святослав Ольгович предположительно умер в плену или вернулся на Русь и стал Курским князем.

«Слово о полку Игореве» имеет несколько расхождений с летописными записями. Например, большинство летописцев считало поход Игоря ненужным, особенно после того как до этого половцев блестяще разгромил Святослав. Автор «Слова» вообще не касается подготовки похода, а начинает повествование с начала похода. Исследователи считают, что это было сделано нарочно, для создания у читателя чувства интриги и динамизма. Неизвестно было, сколько лет Игорю — последние исследования показали, что ему было примерно 34 года. Также есть мнения, что на самом деле инициатором военного выступления был не Игорь, а Всеволод Святославич.

Каким событиям посвящено произведение?

«Слово о полку Игореве» написано в конце ХII века. Основой для его создания послужило историческое событие – поход в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев.

В период с ХI по ХII век Русь страдала от феодальной раздробленности. Внутри государства сложилась непростая ситуация: с одной стороны — вражда мелких княжеств между собой, с другой — угроза от кочевых племен — половцев, которые, совершая набеги, представляли собой мощную силу. Поэтому необходимо было прекратить междоусобицы и объединиться в борьбе против половцев.

За год до этого события киевский князь Святослав разгромил большую орду половцев и взял в плен хана Кончака с сыновьями. Князь Игорь не принимал участие в том походе. Весной 1185 года, надеясь на удачу, Игорь отправляется в половецкие степи вместе с сыном, братом и племянником, не известив об этом Святослава и других князей. Они выступают объединенным войском 23 апреля. Игоря не остановило даже солнечное затмение, которое настигло их войско у реки Донец.

Первое сражение с половцами закончилось победой русских воинов, но во второй битве дружина Игоря была разгромлена превосходящими силами противника. Все князья попали в плен – впервые за долгие годы, много дружинников погибло. Русские потерпели жестокое поражение. Поход князя Игоря закончился бесславно. Победа над войском Игоря открыла половцам дорогу к Русской земле. Они захватили ряд населенных пунктов, убивали, грабили. Совместными усилиями русские князья отбросили половцев обратно в степь. Игорь бежал из плена и, объединившись с другими князьями, продолжил борьбу с кочевниками.

Таковы исторические события, описанные в древнерусских летописях – Лаврентьевской и Ипатьевской, из которых мы узнаем, как по-разному отнеслись современники к тем давним событиям. В Лаврентьевской летописи поступок Игоря осуждается, сам он изображен как недальновидный полководец, не думающий о последствиях своего похода. А Ипатьевская летопись, наоборот, проявляет сочувствие к Игорю, так как он доблестно и отважно сражался и раскаялся, осознав, что поставил под угрозу благополучие Русской земли.

Вариант 3

Игорь Святославич – удельный князь Новгород-Северский, был внуком печально знаменитого Олега Святославича, начавшего «Тмутороканскую смуту и усобицы», и сыном удельного князя Черниговского. Бабушка его была половчанкой, а мать – новгородкой не знатного рода. Для Ольговичей характерна дружба с половцами – с их помощью Олег занял Черниговский престол в 1094 году. Далее Чернигов поочередно принадлежал То Владимиру Мономаху, то отцу Игоря, пока в 1157 году последний окончательно не утвердился на престоле. После смерти Святослава его детей – Олега, Игоря и Всеволода от Чернигова оттеснил их двоюродный брат Святослав Всеволодович, выделив взамен бедные Новгород-Северские земли. Братья были унижены и ущемлены в правах, и в 1166 развязали усобицу. Помирил противников киевский князь Ростислав. После его смерти, в 1167 году, борьба вновь началась – но уже за киевский престол. В конце концов киевское княжение принял Святослав, искусно поддерживающий равновесие между боярами и оседлыми половцами с одной стороны и вольной Степью – с другой.

Наконец, решив развернуть политику противостояния Степи, Святослав организует военный поход на половцев. Игорь от участия отказался, поскольку усиление власти двоюродного брата было ему невыгодно. Однако поход был успешным, и тогда Игорь вместе с братом и племянником сами вторгаются в Степь и грабят половецкие кочевья. Когда половцы предприняли ответный поход на Киев, и Святослав попросил у Игоря помощи, тот отказался. Как, впрочем, отказался и от предложения старого союзника, Кончака, присоединиться к нападению. Итак, Святослав вновь разгромил половцев. И, чтобы закрепить успех чтобы прекратить половецкое вмешательство во внутренние дела Руси, решил предпринять новый грандиозный поход, объединив войска всех русских князей. И тут Игорем овладела безумная идея – самому добить половцев и захватив себе всю славу. Результаты были бы для Игоря впечатляющими: независимое положение Северских земель; возможность захватить утерянный ранее город Тмуторокань (выход к морю и военную базу); политическое преимущество в борьбе за киевский престол. Поражение половцев в 1184году, казалось, предвещало Игорю легкую победу.

Итак, 21 апреля 1185 года Игорь Святославич со своим войском выступил в поход. Встреча с братом Всеволодом и его дружиной, а также ополчением из опытных воинов – курян состоялась 5 мая. А через несколько дней, 7-8 мая, половцам стало известно о передвижении русских дружин. Игорь узнал об этом, допросив захваченного пленника, но наступления не отменил. Половцы нарочито отступали, Игорь бросился догонять… А навстречу уже двигались от Приднестровья орды под предводительством Кончака. И 12 мая 1185 года не реке Каяле состоялась роковая битва. Случилось непредвиденное – половцам удалось собрать силы, противостоять которым Игорь не мог. Несмотря на его личную храбрость и мужество русских воинов, битва была проиграна. Последствия этой авантюры были ужасны – ответное нашествие половцев и разорение множества городов и сел.

Также читают:

Картинка к сочинению Историческая основа Слова о полку Игореве

Историческая основа Слова о полку Игореве

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Наводнение

    Наводнение – это стихийное бедствие, когда со всех сторон наступает вода. Происходит оно после разлива рек весной, иногда бывает и осенью

  • Идеалы семьи Простаковых-Скотининых — сочинение

    Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка.

  • Главные герои повести Метель Пушкин (+ второстепенные)

    Произведение «Метель» входит в сборник А.С.Пушкина «Повести Белкина». Интересна сюжетная линия повествования. Метель сыграла злую шутку с дочкой помещика, которая была обвенчана в церкви с неизвестным молодым человеком.

  • Анализ рассказа Зелёное утро Брэдбери

    Рассказ «Зеленое утро», по моему мнению, о преодолении человеком трудностей на пути к мечте, в первую очередь. Главный герой готов объявить войну целой планете – Марсу. Кстати

  • План рассказа Цифры Бунина 7 класс

    Повествователь ведет воображаемый диалог со своим племянником Женей. Когда ребенок вырастет, он, возможно, уже не вспомнит, каким был шалуном. В своих желаниях он не знал удержу, страстно

23
апреля 1185 г. Игорь Святославич, князь
Новгорода Северского, выступил в поход
против половцев. Вместе с ним отправился
также его сын Владимир, княживший в
Путивле, и племянник Святослав Ольгович
из Рыльска. В пути к ним присоединился
и четвертый участник похода — брат
Игоря Всеволод. Затмение 1 мая 1185 г.
встревожило князей и воинов: они увидели
в нем недоброе предзнаменование, но
Игорь убедил своих соратников продолжать
поход. Посланные вперед разведчики
также принесли нерадостные вести:
половцев уже не удастся застать врасплох,
поэтому нужно либо немедленно нанести
удар, либо повернуть назад. Но Игорь
посчитал, что если они возвратятся
домой, не приняв боя, то обрекут себя на
позор «пуще… смерти», и продолжил путь
в половецкую степь.

Утром
в пятницу 10 мая они одолели половцев и
захватили их вежи (шатры, кибитки). После
этой победы Игорь собрался немедленно
повернуть назад, пока не подоспели
другие половецкие отряды. Но Святослав
Ольгович, далеко преследовавший
отступавших половцев, воспротивился,
ссылаясь на усталость своих коней.
Русские заночевали в степи. Наутро в
субботу они увидели, что окружены
половецкими полками — «собрали на себя
всю землю Половецкую», как говорит Игорь
в летописном рассказе. Всю субботу и
утро воскресения продолжалась ожесточенная
битва. Неожиданно дрогнули и побежали
отряды ковуев (воинов-тюрков, данных в
помощь Игорю Ярославом Черниговским);
Игорь, попытавшийся остановить их
бегство, отдалился от своего полка и
был взят в плен. Русское войско потерпело
полное поражение. Лишь пятнадцать
«мужей» смогли прорваться через кольцо
половцев на Русь.

Одержав
победу над Игорем, половцы нанесли
ответный удар: опустошили левобережье
Днепра, осадили Переяславль Южный,
который героически оборонял князь
Владимир Глебович, захватили город
Римов, сожгли острог (укрепления) у
Путивля. Месяц спустя после поражения
(как предполагает Б. А. Рыбаков) Игори
удалось бежать из плена. Таковы
зафиксированные Лаврентьевской летописью
события 1185 г.

Описанию
похода Игоря посвящены две дошедшие до
нас исторические повести: одна — в
составе севернорусской Лаврентьевской,
другая — южнорусской Ипатьевской
летописи.

Историческая
повесть о походе новгород-северского
князя Игоря Святославича на половцев
в Ип летописи отличается подробным
последовательным описанием событий.
Изложение проникнуто горячим сочувствием
к участникам похода, их поражению.
Летописная повесть не лишена
художественности: ей присущи драматизм,
образность и выразительность отдельных
мест, живость повествования. Автором
ее был либо непосредственный участник
событий, либо человек, стоящий близко
к новгород-северскому князю.

Рассказ
Лаврентьевской летописи лаконичен.
Летописец с явным осуждением говорит
об Игоре и его брате Всеволоде.
Повествование носит религиозно-дидактическую
окраску; в рассказе приводятся цитаты
из «священного писания».

Художественное
своеобразие «Слова о полку Игореве»
особенно ярко раскрывается при его
сопоставлении с летописными историческими
повестями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература итоговое сочинение отцы и дети
  • Какие истории рассказывали мальчики в рассказе бежин луг ответы
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература итоговое сочинение обломов
  • Какие истории рассказывал илюша в рассказе бежин луг
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература итоговое сочинение гранатовый браслет