Какие качества барина высмеиваются в сказке солдатская шинель

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 43-44

Русская народная сказка «Солдатская шинель»

Размышляем о своеобразии бытовых сказок

1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?

В этой сказке говорится не только о шинели, но и о народной смекалке, глупости барина, о том, что уставший человек легко засыпает в любых условиях, а изнеженный — не уснёт на перине.

2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

Действие этой сказки происходит в обычном мире с обычными людьми. В ней нет ничего волшебного, а рассказывается о смекалке, находчивости, хитрости простого человека.

3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

В концовке этой сказки делается поучительный вывод, а это свойство пословиц.

4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.

Нам стали известны волшебные сказки, бытовые и сказки о животных.

Примеры кратких пересказов можно прочитать по ссылкам:

5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них или об особенностях их иллюстраций.

В учебнике мы видим иллюстрации художников:

К сказке «Царевна-лягушка» Ивана Билибина и Виктора Васнецова.

К сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Владимира Бельтюкова.

К сказке «Журавль и цапля» Евгения Рачёва.

К сказке «Солдатская шинель» Владимира Милашевского.

Рассказ о художнике Иване Билибине для 5 класса

Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 года в посёлке Тарховка под Санкт-Петербургом. Его отец был военно-морским врачом, дворянином, и Ваня получил хорошее образование.

Он окончил с серебряной медалью гимназию, учился в университете, а с 1895 года увлёкся живописью. Сперва Иван учился в Обществе поощрения художеств, потом в мастерской художника Антона Ашбе. Молодого живописца замечает Илья Репин и Билибин под его руководством заканчивает Академию художеств.

В 1899 году Билибин обращается к иллюстрациям народных сказок. Его первыми работами становятся рисунки к сказке «Иван-царевич и серый волк». Уже в них появляется то, что впоследствии станут называть билибинским стилем.

Билибин много работает над иллюстрациями к народным сказкам и былинам, сказкам Пушкина. Для его работ характерны яркая индивидуальность, проработка мелких деталей природы и костюмов героев, насыщенная цветовая палитра. Герои сказок на его рисунках оживают, становятся понятней и ближе читателю.

Много работает Билибин и над театральными постановками — делает декорации, эскизы костюмов.

После революции 1917 года Билибин уезжает в Египет и с воодушевлением занимается изучением культурного наследия этой страны. В 1925 году он оказывается в Париже и возвращается к иллюстрациям сказок. Он делает рисунки к сказкам братьев Гримм и арабским сказкам «Тысяча и одна ночь».

В 1936 году Билибин возвращается на родину и начинает преподавать в Академии художеств. Он умирает в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Его последней работой стала иллюстрация к былине «Дюк Степанович».

Фонохрестоматия

1. Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?

В сказывании бытовой сказки нет ничего таинственного, волшебного, поэтому актёр использует лишь ироничную интонацию, максимально стараясь передать характер героев, их манеру говорить. Речь актёра обычная, простая, близкая к народной.


2

«Солдатская шинель». Кто главные герои сказки, их характеристика?

солдатская шинель главные герои сказки

солдатская шинель характеристика героев

солдатская шинель характеристика барина

солдатская шинель русская народная сказка

10 ответов:



6



0

Солдатская шинель

Главных героев в сказке всего два и они противопоставлены друг другу.

Солдат хитрый, сообразительный, находчивый. Конечно, можно назвать его слова приукрашенными насчет шинели, но по сути для солдата она и являлась и периной, и подушкой, и одеялом. Жизнь у него-то не барская.

Барин же жадный, недалекий человек. Позарился на солдатскую шинель, но понял, что для него она не такая уж необыкновенная вещь.

Второстепенные герои сказки:

жена барина и командир солдата.

Сказка заканчивается хорошо и жадный барин посрамлен.



4



0

В русской народной сказке «Солдатская шинель», короткой, но поучительной, читатели знакомятся с несколькими действующими лицами, но вот главных героев, я бы, пожалуй, выделила всего двое.

Это сам солдат, находчивый, смекалка которого позволяет ему с честью выходить из трудных испытаний, привыкший к походным условиям. Служивый немало повидал в своей жизни, не раз спал на земле под открытым небом, да и службу его военную легкой не назовешь.

Другим главным действующим лицом я бы назвала барина, который у солдата купил шинель за двадцать пять рублей в качестве мягчайшей из перин. Этот поступок свидетельствует о том, что барин — человек изнеженный, недалекий и в походной жизни не разбирающийся ни капельки.

Суть сказки с словах полкового командира, вставшего на сторону солдата в споре с барином:

Vddpt5LEmZX4CvmefZHz54BDpEoSl5q.png



3



0

В сказке «Солдатская шинель» мы встречаемся с тремя главными героями, которые отличаются характерами и отношением к жизни. Главный герой повествования — солдат, мужественный человек, привыкший на службе к трудной жизни. Он умен и находчив, и немножко хитрый, ведь он наверняка знал, что барину шинель не подойдет в качестве постели. Но он смог убедить покупателя в том, что никакие перины и подушки ему будут не нужны — так он поймал барина «на удочку» и смог выгодно продать шинельку.

Главным персонажем сказки является и барин, разнеженный роскошью человек, глуповатый и доверчивый. Он легко поверил солдату и вообразил, что сможет сэкономить на подушках и одеялах. Однако спать на шинели он не смог, поэтому и побежал жаловаться полковому командиру.

Командир полка был человеком видевшим жизнь, поэтому ситуацию легко разрешил. Он был мудрым, поэтому и растолковал барину почему сладко поспать на шинельке ему не удастся. Ленивый человек и на перинах не заснет, а уставший после работы человек сможет хорошо выспаться и на камнях — так сказал командир. А солдата он премировал и похвалил, а это говорит о том, что он был человеком, который заботился о простых служивых.

Имеется в сказке и второстепенная героиня — супруга барина. Она была женщиной сообразительной, поэтому сразу предрекла мужу беспокойную ночь и назвала его простофилей.



2



0

Героев в русской народной сказке «Солдатская шинель» всего четыре, из них два главных:

  1. Солдат. Как и полагается солдату в сказке, это умный и находчивый человек, который привык за время службы обходиться самыми простыми вещами и который способен создать уютную постель из ничего.
  2. Барин. Наивный простак, который поверил, что лучшей постелью оказывается обычная шинель. Когда понял, что это не так, побежал жаловаться, считая, что его обманули
  3. Жена барина. Сварливая особа, которая любит ругаться.
  4. Полковой командир. Начальник солдата, справедливый и честный. Узнав о сути произошедшего наградил солдата.



2



0

Основные главные герои сказки «Солдатская шинель» это солдат и барин.

Солдат был находчивый и сумел провести продажу своей шинели барину, разрекламировав её очень привлекательно. При этом солдат не обманывал барина, ведь на самом деле солдат после трудного дневного марш-броска сладко засыпал на своей любимой шинели и она ему служила всем: и матрасом, и подушкой, и одеялом, то есть ,если говорить современным маркетинговым языком — эта шинель — «три в одном флаконе».

Барин был доверчивый, глупый и к тому же не любил работать и был жадным, поэтому сразу купил шинель в надежде сэкономить на остальных постельных принадлежностях. Обнаружив, что спать на шинели ему плохо, он остался недоволен покупкой и почувствовал себя обманутым. Но, ведь обмана, как такового, не было, ведь если перефразировать известную пословицу, то получим новую: что солдату хорошо, то барину смерть.

Второстепенные герои:

Жена барина — умная женщина — она сразу поняла, что шинель не может быть так хороша, как расписывал ей барин.

Командир полка — умный и щедрый человек — он оценил смекалку солдата и наградил его.

"Солдатская шинель". Кто главные герои сказки, их характеристика



2



0

В этой сказке присутствует несколько персонажей.

Первый это солдат.Он очень находятся и смекалистый, найдет выход из любой ситуации.

Второй это барин. Как и все Барины он не любил работать, был очень глупым и завистливым, верил всему что ему скажут. Вот так он купил шинель, но заснуть на ней он так и не смог. И сказал что солдат его обманул.

Второстепенные герои сказки это жена бар на и командир солдата.

В финале барин получил по заслугам.



2



0

В русской народной сказке «Солдатская шинель» есть три главных героя. Эти герои солдат, барин и полковой командир.

Солдат оказался честным, умным и предприимчивым человеком. Он расхвалили свою шинель перед барином, смог продать ее барину, а потом доказать барину и полковому командиру, что спать на шинели очень удобно.

Барин оказался глупым и жадным человеком. Он решил купить у солдата шинель, так как представил, что на ней спать будет также удобно, как на перине. Барин не понял солдата, да еще и обиделся. он обвинил солдата во вранье перед его полковым командиром.

Полковой командир оказался мудрым и справедливым человеком. он честно рассудил спор барина и солдата, да еще и наградил солдата за находчивость.



2



0

Главные герои сказки «Солдатская шинель»:

Солдат — очень находчивый и смекалистый, удачно продал свою шинель не шибко умному барину. Причем, солдат и не врал, когда на все лады расхваливал свою шинель, для него действительно эта вещь заменяла многое: одежду, постель и матрас. По сути для солдата шинель этим всем и служила.

Барин — хоть и богатый, но не сильно умный. К тому же изрядный скряга, так хотел сэкономить, что поверил солдату. К тому же же есть и жалобщик знатный.

Командир — начальник солдата. Вдумчивый и справедливый человек, узнав о поступке солдата не только его не наказал, а наоборот наградил находчивого солдата.



2



0

Главных героев в этой очень интересной сказке двое — солдат и барин. Очень хорошо показано разное отношение к жизни разных людей с разными системами жизненных ценностей. Для солдата его шинель — настоящее сокровище, выручающее его везде и всегда, для барина шинель, которую он купил у солдата за довольно большие деньги, оказывается вещью практически никчемной, ненужной, заменить ему подушку, одеяло и перину, как он думал, она не может. Стала ли от этого шинель менее ценной вещью — нет, конечно, просто каждому, видимо, свое. Просто солдат неприхотлив и аскетичен, а барин — изнежен и привык к роскоши.

Два других персонажа сказки — жена барина и полковой командир — все-таки герои скорее второстепенные, чем главные.



1



0

Главные гером сказки «Солдатская шинель», это, конечно же, сам собсвенно солдат, потом богатый барин и полковой командир.

Если краткие характеристики, то солдат весёлый, работящий и находчивый, барин-ленивый и жадный, полковой командир- честный, мудрый, справедливый.

Читайте также

Сказка Киплинга «Откуда у кита такая глотка» рассказывает историю появления у кита решетки в глотке, которая не позволяет этому огромному млекопитающему питаться чем-то иным, кроме мелких рачков и рыбешек.

Краткое содержание сказки «Откуда у кита такая глотка» для читательского дневника:

  1. Давным-давно кит ел все подряд и в океане уцелела только маленькая рыбка Колюшка.
  2. Колюшка посоветовала киту съесть млекопитающее и рассказала где он может найти моряка, сидящего на плоту.
  3. Кит проглотил моряка, а тот начал плясать у него в чреве и кит почувствовал себя плохо.
  4. Кит согласился отвезти моряка к берегам Англии
  5. Моряк связал подтяжками щепки от плота и вставил киту в глотку решетку
  6. С тех пор у всех китов стоит решетка и они не глотают людей.

Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:

  • Живет одна семья: дед с бабкой и три их дочери. Две старшие — страшные завистницы и ленивицы, а младшенькая — рукодельница и скромница. Вздумалось как-то деду поехать на ярмарку. Спрашивает он у дочерей — каких гостинчиков им привезти. Старшие шелка и бархата для обновок попросили, а младшенькой и наливного яблочка на серебряном блюдечке достаточным было. На смех ее подняли сестрицы, да Машенька все оно на своем стоит.
  • Привез дед из города подарочки дочерям. Младшая сразу стала яблочко по блюдечку катать, а сестрицы только дивятся тому, какую красоту блюдечко показывает, вся Русь-матушка, как на ладошке, видна. Вздумали они отобрать у Машеньки ее подарочек, начали в лес заманивать.
  • Девушка не чуя беды пошла с ними по ягоды. Пришли девушки в лес, а ягод никак найти не могут. Тогда Маша снова свой подарочек достала и стало видно на блюдечке на какой полянке ягоды искать. Тут уж сестрицы и вовсе не смогли свою зависть и злость усмирить, взяли они палку и убили сестрицу. Под березкой схоронили, яблоко с блюдечком забрали и домой воротились.
  • Дед с бабкой расстроились. Отец велел принести яблоко, чтобы оно показало что с его младшей дочерью стало. Старшие дочки испугались, но перечить отцу не посмели. Да только не показало ничего блюдечко, помертвел подарочек.
  • Тем временем по лесу пастушок ходил, искал овечку от стада отбившуюся. Да заприметил тростиночку, что посреди лазоревых цветов выросла около березоньки. Сделал он себе из травушки дудочку и не успел к губам поднести, как дудочка Машиным голоском запела.
  • Испугался пастушок, в деревню прибежал и стал рассказывать сельчанам, что с ним случилось. Услыхал отец Машин о дудочке, сам решил на ней поиграть. Тут уж дудочка рассказала, как Машу сестрицы убили. Повинились старшие дочки, в ноги отцу упали. А дудочка тем временем снова запела и сказала, чтобы отец за живой водой к царю отправлялся.
  • Дед к царю пришел, о беде своей рассказал. Тот, понятно дело, разрешил из колодца живительной водицы набрать. Взбрызнули водицей Машеньку, та и ожила. Увидал царь какая красавица-дочь у старика и замуж ее за себя позвал. На радостях и по просьбе Маши старших сестриц простили и на волю отпустили. А сказка честным пиром на весь мир завершилась.

<hr />

Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:

  • главной героиней выступает младшая дочь Маша, сюда же можно отнести ее отца, который и подарки привез и в конце произведения спас свою дочь, оживив хрустальной водой из царского колодца;
  • злодеек две — это старшие сестрицы, наполненные гневом и завистью по отношению к своей младшей сестре.

<hr />

Главная тема, чему учит сказка?

  • Не завидовать другому, ибо это чувство разрушает человека и способно довести его до ужасного поступка, что мы увидали на примере старших дочерей.
  • Не хвалиться, не показывать лишний раз свои богатства, дары посторонним, дабы не вызывать у них зависть. Не надо было Машеньке свое яблочко с блюдечком так открыто сестрам показывать, ведь никто не знает когда и почему у человека возникает чувство зависти по отношению к вам, т.е. не надо и самим провоцировать это качество у других.
  • И, конечно, основной лейтмотив сказки — это победа Добра над Злом (злодеяниями), когда по заслугам и вознаграждение приходит главному герою.

<hr />

Пример отзыва для читательского дневника

  • В сказе про серебряное блюдечко и наливное яблочко мы узнаем о том, как зависть двух старших сестер приводит к гибели их младшенькой сестрицы. Им страсть, как захотелось отнять у нее наливное яблочко с блюдечком, и они лишили ее жизни. Благодаря пастушку и дудочке вся деревня узнала о гибели Маши. Отец сумел достать живой воды и оживить свою дочку. Маша стала царской невестой и простила своих неразумных сестер.

Человек страдает, думает о своей возлюбленной Леноре. В это время он слышит стук. За дверью никого нет. Стук идет из окна. Астор открывает его и впускает ворона. На вопрос об имени ворон отвечает :» Никогда «. На другие вопросы он отвечает тоже самое. Становится понятно, что ворон умеет говорить только это слово. На вопросы о том будет ли автор вместе с лббимой и о том, будут ли они вместе после смерти ворон отвечает никогда. Человек злится. Вот и всё.

Стихотворение говорит нам о мимолётности всего происходящего. О том, что всё проходит и это пройдёт.

Краткое содержание. У старика умирает его жена-старуха, и он посылает телеграммы в разные города, чтобы собрать шестерых сыновей на ее похороны. Потом они собрались, пришел священник и отслужил панихиду. Он бы хотел остаться и поговорить с сыновьями о жизни вообще, но ушел, стесняясь. Потом сыновья легли спать в одной комнате. И ночью дед услышал, как они, давно не видевшие друг друга, разговаривают и даже смеются, вспоминая детство и рассказывая случаи из своей жизни. Третий сын, выйдя из комнаты, наткнулся на стоящий на столе гроб с телом матери вдруг словно только что осознал, что это их мать лежит тут мертвая, и упал в обморок. И вслед за ним осознали и стали горевать остальные братья. А наутро сыновья понесли хоронить свою мать.

Рассказ о том, что жизнь конечна, в ней много сиюминутного, а по сути, есть только два главных момента — рождение и смерть.

Краткое содержание рассказа Житкова «Беспризорная кошка» для читательского дневника можно написать так:

  1. Автор живет на берегу моря с собакой и Володей и ловит рыбу, но очень страдает от мышей, которые грызут сети.
  2. автор поехал в город за кошкой, но в городе было голодно и все кошки изгорода перебрались в лес, где заняли кроличьи норки.
  3. Автор прикармливал одну одичавшую кошку и она постепенно привыкла к нему и даже подружилась с собакой Рябкой
  4. Кошка умело охотилась на мышей, крольчат, ласточке, рыбу и смогла отбиться даже от стаи диких собак.
  5. Когда кошке пришло время рожать, автор отвозит ее к рыбакам.
  6. Потом он проведает кошку, у которой родилось несколько котят, и видит как она пыталась приучить их ловить мышей, но котята были сытыми и ленивыми.

logo

  • Характер Солдата и Барина из сказки солдатская шинель

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      tessabowman237

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • informatika
    Информатика

    47 секунд назад

    Решите информатику пожалуйста

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    55 секунд назад

    Литература 7 класс.Помогите срочно!

  • himiya
    Химия

    7 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • literatura
    Литература

    11 минут назад

    Сочинение на тему что такое слава ?
    Как можно прославиться ?

  • geometriya
    Геометрия

    12 минут назад

    Помогите сделать, пожалуйста

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    7 минут назад

    Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    21 минут назад

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; нахождение нравственной проблемы в произведении;

формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Тип урока комбинированный

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

  2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

— К каким жанрам принадлежать эти произведения?/ сказкам

— Исходя из темы нашего урока, определите цель урока. / учиться анализировать сказки, сравнивать, делать выводы.

3. Работа по теме урока

3.1. Работа с понятиями

Сказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера. 

Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

1. Викторина по сказкам. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?

а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.

3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?

а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.

4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:

а) цапля; б) сова; в) журавль.

5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.

а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.

6. В сказке «Солдатская шинель» есть:

а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.

7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто пора

ботает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:

а) солдату; б) барину; в) самому себе.

2. Лексическая работа.

Определение знаний слов и выражений присказка, семь верст месил, несолоно хлебавши

Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке

Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)

Несолоно хлебавши – То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.

3. Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля»

4.Беседа по содержанию сказки.

— Кто герои сказки?

— Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?

— Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

— Могла ли эта история произойти с людьми?

— Чему учит нас эта история?

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…» Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».

5.Заполнение таблицы «Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»

Герои сказки

Желание героя

Действие героя

Результат

Журавль

Хочет жениться, потому что скучно жить одному

Сватается

Остаётся одиноким, страдает

Цапля

Хочет выйти замуж, потому что скучно жить одной

Просит взять в жёны

Остаётся одинокой, страдает

Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.

В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

6. Беседа по сказке «Солдатская шинель»

— Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращиванием пай-барином.

Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца.

-Кто главные герои этой сказки? -Главные герои этой сказки барин и солдат.

-Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.

Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.

Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца

-Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.

-Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему? У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать

-Как вы думаете, обманул ли солдат барина? Солдат не обманул барина.

-Как же солдат использовал шинель? Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся

-Чему учит сказка? Найдите в тексте.

-Как вы понимаете эти слова?

-Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает — заснет и на шинели

7.Заполнение таблицы

Нравственные качества и поступки героев сказки «Солдатская шинель»

Герои сказки

Желание героя

Действие героя

Результат

Барин (богатство)

Спать на мягкой постели

Покупает у солдата шинель за 25 рублей

Шинель жёсткая, для постели не годится

Жена барина

Жить богато

Ругает мужа за покупку шинели

Убедилась в том, что была права

Солдат (бедность)

Похвастаться тем, что может обходиться малым

Хвалит свою шинель

Остаётся одинокой, страдает

Полковой командир

Разобраться, кто прав, а кто виноват

Выслушал солдата

Наградил солдата

Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.

В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.

8.Итог урока. Рефлексия

9. Домашнее задание

Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы

1) Чем сказки похожи? 2) чем они отличаются друг от друга.

  • Какие добрые чувства пробуждает пушкин своими стихами 6 класс сочинение краткое
  • Какие исторические факты положены в основу слова приведите летописный рассказ о походе игоря
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература сочинение 11 класс итоговое сочинение
  • Какие исторические факты нашли отражение в сказке дикий помещик
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература итоговое сочинение отцы и дети