Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 43-44
Русская народная сказка «Солдатская шинель»
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
В этой сказке говорится не только о шинели, но и о народной смекалке, глупости барина, о том, что уставший человек легко засыпает в любых условиях, а изнеженный — не уснёт на перине.
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Действие этой сказки происходит в обычном мире с обычными людьми. В ней нет ничего волшебного, а рассказывается о смекалке, находчивости, хитрости простого человека.
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
В концовке этой сказки делается поучительный вывод, а это свойство пословиц.
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
Нам стали известны волшебные сказки, бытовые и сказки о животных.
Примеры кратких пересказов можно прочитать по ссылкам:
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них или об особенностях их иллюстраций.
В учебнике мы видим иллюстрации художников:
К сказке «Царевна-лягушка» Ивана Билибина и Виктора Васнецова.
К сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Владимира Бельтюкова.
К сказке «Журавль и цапля» Евгения Рачёва.
К сказке «Солдатская шинель» Владимира Милашевского.
Рассказ о художнике Иване Билибине для 5 класса
Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 года в посёлке Тарховка под Санкт-Петербургом. Его отец был военно-морским врачом, дворянином, и Ваня получил хорошее образование.
Он окончил с серебряной медалью гимназию, учился в университете, а с 1895 года увлёкся живописью. Сперва Иван учился в Обществе поощрения художеств, потом в мастерской художника Антона Ашбе. Молодого живописца замечает Илья Репин и Билибин под его руководством заканчивает Академию художеств.
В 1899 году Билибин обращается к иллюстрациям народных сказок. Его первыми работами становятся рисунки к сказке «Иван-царевич и серый волк». Уже в них появляется то, что впоследствии станут называть билибинским стилем.
Билибин много работает над иллюстрациями к народным сказкам и былинам, сказкам Пушкина. Для его работ характерны яркая индивидуальность, проработка мелких деталей природы и костюмов героев, насыщенная цветовая палитра. Герои сказок на его рисунках оживают, становятся понятней и ближе читателю.
Много работает Билибин и над театральными постановками — делает декорации, эскизы костюмов.
После революции 1917 года Билибин уезжает в Египет и с воодушевлением занимается изучением культурного наследия этой страны. В 1925 году он оказывается в Париже и возвращается к иллюстрациям сказок. Он делает рисунки к сказкам братьев Гримм и арабским сказкам «Тысяча и одна ночь».
В 1936 году Билибин возвращается на родину и начинает преподавать в Академии художеств. Он умирает в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Его последней работой стала иллюстрация к былине «Дюк Степанович».
Фонохрестоматия
1. Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
В сказывании бытовой сказки нет ничего таинственного, волшебного, поэтому актёр использует лишь ироничную интонацию, максимально стараясь передать характер героев, их манеру говорить. Речь актёра обычная, простая, близкая к народной.
2
«Солдатская шинель». Кто главные герои сказки, их характеристика?
солдатская шинель главные герои сказки
солдатская шинель характеристика героев
солдатская шинель характеристика барина
солдатская шинель русская народная сказка
10 ответов:
6
0
Солдатская шинель
Главных героев в сказке всего два и они противопоставлены друг другу.
Солдат хитрый, сообразительный, находчивый. Конечно, можно назвать его слова приукрашенными насчет шинели, но по сути для солдата она и являлась и периной, и подушкой, и одеялом. Жизнь у него-то не барская.
Барин же жадный, недалекий человек. Позарился на солдатскую шинель, но понял, что для него она не такая уж необыкновенная вещь.
Второстепенные герои сказки:
жена барина и командир солдата.
Сказка заканчивается хорошо и жадный барин посрамлен.
4
0
В русской народной сказке «Солдатская шинель», короткой, но поучительной, читатели знакомятся с несколькими действующими лицами, но вот главных героев, я бы, пожалуй, выделила всего двое.
Это сам солдат, находчивый, смекалка которого позволяет ему с честью выходить из трудных испытаний, привыкший к походным условиям. Служивый немало повидал в своей жизни, не раз спал на земле под открытым небом, да и службу его военную легкой не назовешь.
Другим главным действующим лицом я бы назвала барина, который у солдата купил шинель за двадцать пять рублей в качестве мягчайшей из перин. Этот поступок свидетельствует о том, что барин — человек изнеженный, недалекий и в походной жизни не разбирающийся ни капельки.
Суть сказки с словах полкового командира, вставшего на сторону солдата в споре с барином:
3
0
В сказке «Солдатская шинель» мы встречаемся с тремя главными героями, которые отличаются характерами и отношением к жизни. Главный герой повествования — солдат, мужественный человек, привыкший на службе к трудной жизни. Он умен и находчив, и немножко хитрый, ведь он наверняка знал, что барину шинель не подойдет в качестве постели. Но он смог убедить покупателя в том, что никакие перины и подушки ему будут не нужны — так он поймал барина «на удочку» и смог выгодно продать шинельку.
Главным персонажем сказки является и барин, разнеженный роскошью человек, глуповатый и доверчивый. Он легко поверил солдату и вообразил, что сможет сэкономить на подушках и одеялах. Однако спать на шинели он не смог, поэтому и побежал жаловаться полковому командиру.
Командир полка был человеком видевшим жизнь, поэтому ситуацию легко разрешил. Он был мудрым, поэтому и растолковал барину почему сладко поспать на шинельке ему не удастся. Ленивый человек и на перинах не заснет, а уставший после работы человек сможет хорошо выспаться и на камнях — так сказал командир. А солдата он премировал и похвалил, а это говорит о том, что он был человеком, который заботился о простых служивых.
Имеется в сказке и второстепенная героиня — супруга барина. Она была женщиной сообразительной, поэтому сразу предрекла мужу беспокойную ночь и назвала его простофилей.
2
0
Героев в русской народной сказке «Солдатская шинель» всего четыре, из них два главных:
- Солдат. Как и полагается солдату в сказке, это умный и находчивый человек, который привык за время службы обходиться самыми простыми вещами и который способен создать уютную постель из ничего.
- Барин. Наивный простак, который поверил, что лучшей постелью оказывается обычная шинель. Когда понял, что это не так, побежал жаловаться, считая, что его обманули
- Жена барина. Сварливая особа, которая любит ругаться.
- Полковой командир. Начальник солдата, справедливый и честный. Узнав о сути произошедшего наградил солдата.
2
0
Основные главные герои сказки «Солдатская шинель» это солдат и барин.
Солдат был находчивый и сумел провести продажу своей шинели барину, разрекламировав её очень привлекательно. При этом солдат не обманывал барина, ведь на самом деле солдат после трудного дневного марш-броска сладко засыпал на своей любимой шинели и она ему служила всем: и матрасом, и подушкой, и одеялом, то есть ,если говорить современным маркетинговым языком — эта шинель — «три в одном флаконе».
Барин был доверчивый, глупый и к тому же не любил работать и был жадным, поэтому сразу купил шинель в надежде сэкономить на остальных постельных принадлежностях. Обнаружив, что спать на шинели ему плохо, он остался недоволен покупкой и почувствовал себя обманутым. Но, ведь обмана, как такового, не было, ведь если перефразировать известную пословицу, то получим новую: что солдату хорошо, то барину смерть.
Второстепенные герои:
Жена барина — умная женщина — она сразу поняла, что шинель не может быть так хороша, как расписывал ей барин.
Командир полка — умный и щедрый человек — он оценил смекалку солдата и наградил его.
2
0
В этой сказке присутствует несколько персонажей.
Первый это солдат.Он очень находятся и смекалистый, найдет выход из любой ситуации.
Второй это барин. Как и все Барины он не любил работать, был очень глупым и завистливым, верил всему что ему скажут. Вот так он купил шинель, но заснуть на ней он так и не смог. И сказал что солдат его обманул.
Второстепенные герои сказки это жена бар на и командир солдата.
В финале барин получил по заслугам.
2
0
В русской народной сказке «Солдатская шинель» есть три главных героя. Эти герои солдат, барин и полковой командир.
Солдат оказался честным, умным и предприимчивым человеком. Он расхвалили свою шинель перед барином, смог продать ее барину, а потом доказать барину и полковому командиру, что спать на шинели очень удобно.
Барин оказался глупым и жадным человеком. Он решил купить у солдата шинель, так как представил, что на ней спать будет также удобно, как на перине. Барин не понял солдата, да еще и обиделся. он обвинил солдата во вранье перед его полковым командиром.
Полковой командир оказался мудрым и справедливым человеком. он честно рассудил спор барина и солдата, да еще и наградил солдата за находчивость.
2
0
Главные герои сказки «Солдатская шинель»:
Солдат — очень находчивый и смекалистый, удачно продал свою шинель не шибко умному барину. Причем, солдат и не врал, когда на все лады расхваливал свою шинель, для него действительно эта вещь заменяла многое: одежду, постель и матрас. По сути для солдата шинель этим всем и служила.
Барин — хоть и богатый, но не сильно умный. К тому же изрядный скряга, так хотел сэкономить, что поверил солдату. К тому же же есть и жалобщик знатный.
Командир — начальник солдата. Вдумчивый и справедливый человек, узнав о поступке солдата не только его не наказал, а наоборот наградил находчивого солдата.
2
0
Главных героев в этой очень интересной сказке двое — солдат и барин. Очень хорошо показано разное отношение к жизни разных людей с разными системами жизненных ценностей. Для солдата его шинель — настоящее сокровище, выручающее его везде и всегда, для барина шинель, которую он купил у солдата за довольно большие деньги, оказывается вещью практически никчемной, ненужной, заменить ему подушку, одеяло и перину, как он думал, она не может. Стала ли от этого шинель менее ценной вещью — нет, конечно, просто каждому, видимо, свое. Просто солдат неприхотлив и аскетичен, а барин — изнежен и привык к роскоши.
Два других персонажа сказки — жена барина и полковой командир — все-таки герои скорее второстепенные, чем главные.
1
0
Главные гером сказки «Солдатская шинель», это, конечно же, сам собсвенно солдат, потом богатый барин и полковой командир.
Если краткие характеристики, то солдат весёлый, работящий и находчивый, барин-ленивый и жадный, полковой командир- честный, мудрый, справедливый.
Читайте также
Сказка Киплинга «Откуда у кита такая глотка» рассказывает историю появления у кита решетки в глотке, которая не позволяет этому огромному млекопитающему питаться чем-то иным, кроме мелких рачков и рыбешек.
Краткое содержание сказки «Откуда у кита такая глотка» для читательского дневника:
- Давным-давно кит ел все подряд и в океане уцелела только маленькая рыбка Колюшка.
- Колюшка посоветовала киту съесть млекопитающее и рассказала где он может найти моряка, сидящего на плоту.
- Кит проглотил моряка, а тот начал плясать у него в чреве и кит почувствовал себя плохо.
- Кит согласился отвезти моряка к берегам Англии
- Моряк связал подтяжками щепки от плота и вставил киту в глотку решетку
- С тех пор у всех китов стоит решетка и они не глотают людей.
Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:
- Живет одна семья: дед с бабкой и три их дочери. Две старшие — страшные завистницы и ленивицы, а младшенькая — рукодельница и скромница. Вздумалось как-то деду поехать на ярмарку. Спрашивает он у дочерей — каких гостинчиков им привезти. Старшие шелка и бархата для обновок попросили, а младшенькой и наливного яблочка на серебряном блюдечке достаточным было. На смех ее подняли сестрицы, да Машенька все оно на своем стоит.
- Привез дед из города подарочки дочерям. Младшая сразу стала яблочко по блюдечку катать, а сестрицы только дивятся тому, какую красоту блюдечко показывает, вся Русь-матушка, как на ладошке, видна. Вздумали они отобрать у Машеньки ее подарочек, начали в лес заманивать.
- Девушка не чуя беды пошла с ними по ягоды. Пришли девушки в лес, а ягод никак найти не могут. Тогда Маша снова свой подарочек достала и стало видно на блюдечке на какой полянке ягоды искать. Тут уж сестрицы и вовсе не смогли свою зависть и злость усмирить, взяли они палку и убили сестрицу. Под березкой схоронили, яблоко с блюдечком забрали и домой воротились.
- Дед с бабкой расстроились. Отец велел принести яблоко, чтобы оно показало что с его младшей дочерью стало. Старшие дочки испугались, но перечить отцу не посмели. Да только не показало ничего блюдечко, помертвел подарочек.
- Тем временем по лесу пастушок ходил, искал овечку от стада отбившуюся. Да заприметил тростиночку, что посреди лазоревых цветов выросла около березоньки. Сделал он себе из травушки дудочку и не успел к губам поднести, как дудочка Машиным голоском запела.
- Испугался пастушок, в деревню прибежал и стал рассказывать сельчанам, что с ним случилось. Услыхал отец Машин о дудочке, сам решил на ней поиграть. Тут уж дудочка рассказала, как Машу сестрицы убили. Повинились старшие дочки, в ноги отцу упали. А дудочка тем временем снова запела и сказала, чтобы отец за живой водой к царю отправлялся.
- Дед к царю пришел, о беде своей рассказал. Тот, понятно дело, разрешил из колодца живительной водицы набрать. Взбрызнули водицей Машеньку, та и ожила. Увидал царь какая красавица-дочь у старика и замуж ее за себя позвал. На радостях и по просьбе Маши старших сестриц простили и на волю отпустили. А сказка честным пиром на весь мир завершилась.
<hr />
Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:
- главной героиней выступает младшая дочь Маша, сюда же можно отнести ее отца, который и подарки привез и в конце произведения спас свою дочь, оживив хрустальной водой из царского колодца;
- злодеек две — это старшие сестрицы, наполненные гневом и завистью по отношению к своей младшей сестре.
<hr />
Главная тема, чему учит сказка?
- Не завидовать другому, ибо это чувство разрушает человека и способно довести его до ужасного поступка, что мы увидали на примере старших дочерей.
- Не хвалиться, не показывать лишний раз свои богатства, дары посторонним, дабы не вызывать у них зависть. Не надо было Машеньке свое яблочко с блюдечком так открыто сестрам показывать, ведь никто не знает когда и почему у человека возникает чувство зависти по отношению к вам, т.е. не надо и самим провоцировать это качество у других.
- И, конечно, основной лейтмотив сказки — это победа Добра над Злом (злодеяниями), когда по заслугам и вознаграждение приходит главному герою.
<hr />
Пример отзыва для читательского дневника
- В сказе про серебряное блюдечко и наливное яблочко мы узнаем о том, как зависть двух старших сестер приводит к гибели их младшенькой сестрицы. Им страсть, как захотелось отнять у нее наливное яблочко с блюдечком, и они лишили ее жизни. Благодаря пастушку и дудочке вся деревня узнала о гибели Маши. Отец сумел достать живой воды и оживить свою дочку. Маша стала царской невестой и простила своих неразумных сестер.
Человек страдает, думает о своей возлюбленной Леноре. В это время он слышит стук. За дверью никого нет. Стук идет из окна. Астор открывает его и впускает ворона. На вопрос об имени ворон отвечает :» Никогда «. На другие вопросы он отвечает тоже самое. Становится понятно, что ворон умеет говорить только это слово. На вопросы о том будет ли автор вместе с лббимой и о том, будут ли они вместе после смерти ворон отвечает никогда. Человек злится. Вот и всё.
Стихотворение говорит нам о мимолётности всего происходящего. О том, что всё проходит и это пройдёт.
Краткое содержание. У старика умирает его жена-старуха, и он посылает телеграммы в разные города, чтобы собрать шестерых сыновей на ее похороны. Потом они собрались, пришел священник и отслужил панихиду. Он бы хотел остаться и поговорить с сыновьями о жизни вообще, но ушел, стесняясь. Потом сыновья легли спать в одной комнате. И ночью дед услышал, как они, давно не видевшие друг друга, разговаривают и даже смеются, вспоминая детство и рассказывая случаи из своей жизни. Третий сын, выйдя из комнаты, наткнулся на стоящий на столе гроб с телом матери вдруг словно только что осознал, что это их мать лежит тут мертвая, и упал в обморок. И вслед за ним осознали и стали горевать остальные братья. А наутро сыновья понесли хоронить свою мать.
Рассказ о том, что жизнь конечна, в ней много сиюминутного, а по сути, есть только два главных момента — рождение и смерть.
Краткое содержание рассказа Житкова «Беспризорная кошка» для читательского дневника можно написать так:
- Автор живет на берегу моря с собакой и Володей и ловит рыбу, но очень страдает от мышей, которые грызут сети.
- автор поехал в город за кошкой, но в городе было голодно и все кошки изгорода перебрались в лес, где заняли кроличьи норки.
- Автор прикармливал одну одичавшую кошку и она постепенно привыкла к нему и даже подружилась с собакой Рябкой
- Кошка умело охотилась на мышей, крольчат, ласточке, рыбу и смогла отбиться даже от стаи диких собак.
- Когда кошке пришло время рожать, автор отвозит ее к рыбакам.
- Потом он проведает кошку, у которой родилось несколько котят, и видит как она пыталась приучить их ловить мышей, но котята были сытыми и ленивыми.
-
Характер Солдата и Барина из сказки солдатская шинель
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
tessabowman237
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Информатика47 секунд назад
Решите информатику пожалуйста
-
Русский язык55 секунд назад
Литература 7 класс.Помогите срочно!
-
Химия7 минут назад
Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3
-
Литература11 минут назад
Сочинение на тему что такое слава ?
Как можно прославиться ? -
Геометрия12 минут назад
Помогите сделать, пожалуйста
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Химия7 минут назад
Помогите пожалуйста составить структурные формулы углеводородов по систематическим названиям: 2,3-дибромбутен-1, 4,4-диэтилпентин-2, 2-хлорбутадиен-1,3
-
Русский язык21 минут назад
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20518
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках
Цель урока: формирование навыков анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; нахождение нравственной проблемы в произведении;
формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
Тип урока комбинированный
ХОД УРОКА
-
Оргмомент. Эмоциональный настрой.
-
Формулирование учащимися темы и цели урока.
— К каким жанрам принадлежать эти произведения?/ сказкам
— Исходя из темы нашего урока, определите цель урока. / учиться анализировать сказки, сравнивать, делать выводы.
3. Работа по теме урока
3.1. Работа с понятиями
Сказки о животных – это сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера.
Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.
Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.
1. Викторина по сказкам. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
1. Сказка «Журавль и цапля» относятся … сказкам.
а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
2. Какие события происходят в сказке «Журавль и цапля»?
а) фантастические; б) реальные; в) из реальной жизни.
3. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
а) высмеять поведение героев; б) показать, что добро побеждает зло; в) высмеять недостатки героев.
4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
а) цапля; б) сова; в) журавль.
5. Сказка «Солдатская шинель» относится … сказкам.
а) к бытовым; б) о животных; в) к волшебным.
6. В сказке «Солдатская шинель» есть:
а) присказка; б) концовка; в) прибаутка.
7. Кому полковой командир в сказке «Солдатская шинель» адресовал слова «Кто пора
ботает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!»:
а) солдату; б) барину; в) самому себе.
2. Лексическая работа.
Определение знаний слов и выражений присказка, семь верст месил, несолоно хлебавши
Присказка – короткий смешной рассказик, обычно предисловие к сказке
Семь верст болото месил (выражение свойственно народной речи)
Несолоно хлебавши – То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища.
3. Выразительное чтение сказки «Журавль и цапля»
4.Беседа по содержанию сказки.
— Кто герои сказки?
— Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоя ные эпитеты, народные выражения?
— Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
— Могла ли эта история произойти с людьми?
— Чему учит нас эта история?
«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с смешной присказки, главные персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — короткое (лаконичное) окончание истории журавля и цапли: «Вот так и прогуливаются они до сей поры один на другом свататься, да никак не женятся». В этой сказке есть повторы: журавль дважды прогуливается свататься к цапле, цаплю тоже прогуливается к журавлю дважды, и обращаются они друг к другу схожими либо точно совпадающими фразами. К примеру, цапля гласит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…» Неизменных эпитетов в притче нет. Народные выражения, другими словами устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал».
5.Заполнение таблицы «Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»
Герои сказки |
Желание героя |
Действие героя |
Результат |
Журавль
Хочет жениться, потому что скучно жить одному
Сватается
Остаётся одиноким, страдает
Цапля
Хочет выйти замуж, потому что скучно жить одной
Просит взять в жёны
Остаётся одинокой, страдает
Вывод: Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.
В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
6. Беседа по сказке «Солдатская шинель»
— Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над выращиванием пай-барином.
Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца.
-Кто главные герои этой сказки? -Главные герои этой сказки барин и солдат.
-Как хвалил солдат свою шинель? Найдите и зачитайте.
Мы узнаем о том, что служба солдатская в королевские времена была очень грозной, что на походе никаких удобств у бойца не было: он был должен воспользоваться тем, что было под рукою, что он постоянно нес с собой. Потому шинель для него служила не только лишь одежкой, да и постелью. Бойцы много работали, времени для сна им отводилось не достаточно. Они очень утомлялись, и когда приходило время спать, от утомления стремительно засыпали даже на жесткой постели, изготовленной из шинели.
Барин жил в совсем других критериях: спал на кровати, лежал на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Барин не работал и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице меж жизнью бойца и барина и ведает нам притча, причем симпатии рассказчика на стороне бойца
-Понравилась ли барину шинель? Найдите в тексте, что он о ней говорит.
-Получилось ли у барина заснуть на шинели? Почему? У барина не получилось заснуть на шинели. Он не знает, как правильно ее использовать
-Как вы думаете, обманул ли солдат барина? Солдат не обманул барина.
-Как же солдат использовал шинель? Солдат расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся
-Чему учит сказка? Найдите в тексте.
-Как вы понимаете эти слова?
-Если человек не работает, ничего не делает, он не сможет заснуть даже на хорошей постели, а тот, кто трудится, работает — заснет и на шинели
7.Заполнение таблицы
Нравственные качества и поступки героев сказки «Солдатская шинель»
Герои сказки |
Желание героя |
Действие героя |
Результат |
Барин (богатство)
Спать на мягкой постели
Покупает у солдата шинель за 25 рублей
Шинель жёсткая, для постели не годится
Жена барина
Жить богато
Ругает мужа за покупку шинели
Убедилась в том, что была права
Солдат (бедность)
Похвастаться тем, что может обходиться малым
Хвалит свою шинель
Остаётся одинокой, страдает
Полковой командир
Разобраться, кто прав, а кто виноват
Выслушал солдата
Наградил солдата
Вывод: Персонажи бытовой сказки, в отличие от сказок магических и о животных, — люди определенных типов, живущие не в тридевятом королевстве, а в реальном мире. Сюжет не магический, а жизненный, окрашенный юмором. В бытовой притче всегда получает заслугу и одолевает радостный и находчивый герой.
Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.
В пословицах очень принципиальна идея, которая выражена кратко и образно; в концовке мы видим такую идею: кто трудится, тот всегда прочно дремлет.
8.Итог урока. Рефлексия
9. Домашнее задание
Сравнить сказки бытовую и сказку о животных. Ответить на вопросы
1) Чем сказки похожи? 2) чем они отличаются друг от друга.